YAK 94(571.1/.5):329.78 ББК 63.3
P.B. РЫБАКОВ
R.V. RYBAKOV
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НЕКОММУНИСТИЧЕСКИЕ ЮНОШЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИЗАНИИ МОЛОДЁЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 1920-е ГГ.
PUBLIC NONCOMMUNIST YOUTH ASSOCIATIONS UNDER CONDITIONS OF MONOPOLIZATION OF YOUTH MOVEMENT IN THE 1920-s
Статья посвящена изучению общественных молодёжных объединений, существовавших на некоммунистической основе в 1920-е гг. В исследовании рассматриваются основные типы объединений, их организационные особенности, условия и направления деятельности, а также анализируются основные механизмы монополизации юношеского движения комсомолом.
The article is devoted to the study of youth public associations having noncommunist background during the 1920-s. The study examines the main types of associations, their organizational characteristics, conditions and activities. Also under analysis are the main mechanisms of youth movement monopolization by Komsomol.
Ключевые слова: молодёжь, молодёжные объединения, история молодёжного движения, комсомол, культурно-просветительские общества.
Key words: youth, youth associations, a history of youth movement, Komsomol, cultural and educational societies.
Исследование молодёжного движения в 1920-е гг. будет неполным, если сосредоточить все внимание на истории возникновения и развития комсомола и обойти стороной альтернативные юношеские объединения, существовавшие на отличных культурных, образовательных и даже идеологических основах. В 1920-х годах комсомол, без сомнения, был самой крупной молодёжной организацией, имевшей представительство во многих регионах страны, однако даже он в условиях роста социальной активности молодёжи, тяге к знаниям, культуре, формирования национального самосознания не мог удовлетворить все её запросы. Поэтому в первое десятилетие Советской власти продолжали свою работу и другие объединения, выполняющие культурные, образовательные, просветительские функции. Общественные молодёжные организации существовали повсеместно: в городах, в сельской местности, в рабочих посёлках, на предприятиях и в учебных заведениях. Выяснить их точное число из-за фрагментарности сведений, к сожалению, не представляется возможным, однако с определённой уверенностью можно утверждать, что в 1920-х гг. они играли важную роль в процессе социализации молодого поколения.
Традиционной формой объединения молодёжи являлись культурно-просветительские кружки. Их появление, как правило, было личной инициативой местной интеллигенции. Деятельность культпросветов заключалась в общем просвещении, повышении грамотности молодёжи, организации культурной работы. Для этого формировались секции по интересам: драматическая, хоровая, литературная, музыкальная. Иногда, если позволяли средства, открывались мастерские, обучающие юношей столярному, кузнечному делу, девушек - кройке и шитью. Большое распространение культурно-просветительские общества получили в сельской местности. В основном это были беспартийные самодеятельные объединения, несвязанные с какой-либо определённой идеологией. В них не только обучали грамоте и удовлетворяли культурные запросы, но и большое внимание уделяли передаче сельско-
хозяйственных знаний. У комсомола вполне естественно возник вопрос об отношении к этим объединениям. Его руководство, стремящееся превратить Коммунистический союз в единственную массовую организацию, имеющую законное право представлять и организовывать молодёжь не могло принять потенциальных конкурентов. По этой причине требовалось выработать чёткую линию действий по отношению к тем или иным организациям.
В июле 1919 г. пленум ЦК РКСМ (Центральный комитет Российского коммунистического союза молодёжи) принял резолюцию «Об отношении к культурно-просветительским и другим организациям молодёжи», в которой предписывалось комсомольским ячейкам вести непримиримую борьбу с юношескими организациями, враждебными советскому государству и компартии [7, с. 13]. Этот же вопрос обсуждался на состоявшемся 18 апреля 1920 г. совещании представителей комсомольских организаций Омского уезда. В духе резолюции ЦК РКСМ делегаты заявили о негативном влиянии культурно-просветительских кружков на молодёжь в связи с их «наполненностью интеллигенцией, нежелающей работать с коммунистами, и кулачеством, не дающим ход бедноте». По докладам с мест была принята следующая резолюция: «Считаем излишним существование культурно-просветительских кружков в сёлах, деревнях, где есть союзы, объединяющие молодёжь пролетарских слоёв населения и проводящие вместе с партийными ячейками политическую и культурно-просветительную работу» [11].
Опасаясь влияния на молодёжь различных политических антикоммунистических группировок, комсомол пытался превратить просветительские организации в коммунистические, а там где это выполнить не удавалось, приступал к их разложению и ликвидации. ЦК РКСМ был выработан дифференцированный подход: «к культпросветам с преобладающим кулацким и интеллигентским составом необходимо взять твёрдую линию на их разложение через вхождение туда членов РКСМ, а также и через агитацию против них среди населения, используя каждый неудачный их шаг. Культпросветы с преобладающим середняцким и бедняцким составом необходимо завоевать идейно через работу членов соответствующей деревенской ячейки РКСМ внутри их, пропитывая деятельность такого кружка политическим элементом» [6].
Так, в с. Спасском Омской губернии с 1919 г. существовал культурно-просветительский кружок под руководством народного судьи П.А. Лебедева, который объединял крестьянскую и интеллигентскую молодёжь. В феврале 1920 г. данное учреждение прекратило свою деятельность, а его место заняла ячейка РКСМ. Как именно прекратил свою работу кружок в архивных документах не упоминается, указывается лишь, что членом РКП(б), политко-мом Красной армии Семёновым было созвано собрание членов культпросвета, где объявили об реорганизации, в результате часть членов его вынуждено покинула [4, д. 1. л. 10 об.]. В то же время наблюдались явления и обратного свойства. Например, 6 августа 1920 г. Нагибинский коммунистический союз молодёжи направил в Тюкалинский уездный комитет заявление от 25 человек с просьбой исключить их из комсомола ввиду нежелания посещать собрания союза и вступления в местный культурно-просветительный кружок [Там же: д. 30. л. 5-6]. К середине 1920-х годов подобные действия стали довольно частым явлением, что заставило комсомол изменить тактику. Вместо разложения и ликвидации провозглашается задача установления контроля. Теперь все члены союза обязаны были войти в местный культпросвет и завоевать в нем руководящее положение [3, д. 385. л. 24].
В крупных городах культурно-просветительская работа осуществлялась при помощи пролетарско-студенческих клубов. Таковым являлся «Клуб имени К.А. Тимирязева», открывшийся в мае 1920 г. в Омске. Его численность к августу составила более 200 человек. При клубе существовали драматическая, музыкальная, социально-политическая, литературно-научная, художественная и спортивная секции, а также астрономическая подсекция и секция производства. При музыкальной секции был открыт класс пианино под руко-
водством студента В.Я. Шебалина (позже известного советского композитора и педагога), а также планировалась работа класса голоса и скрипки, издание собственного журнала. В августе 1920 г. на очередном собрании было принято решение об объединении с клубом «Землероб» при Сибирском сельскохозяйственном институте и начале совместной деятельности в учреждениях вуза: селекционной станции, опытном поле-питомнике, организованном коллективном хозяйстве и др. [12].
Предпринимались попытки создания студенческих клубов в других городах. Однако в 1923 г. ЦК РКСМ разослал по губерниям циркуляр о работе среди учащихся и студенчестве, в котором указывалось, что никаких объединений студенчества кроме профсекций в вузах быть не должно [3, д. 118. л. 8]. На заседании Сиббюро ЦК РКП(б) 16.01.1923 г. по вопросу «О союзах пролетарского студенчества» было вынесено аналогичное решение: «Признать нецелесообразным образование союзов пролетарского студенчества», что стало основанием для их роспуска в Новониколаевске, Омске, Томске, Барнауле и Иркутске [Там же: л. 26]. Некоторые из студенческих организаций перешли на нелегальные формы работы. Так, в отчёте Иркутской губернской комсомольской организации в начале 1924 г. упоминается о существовании на медицинском и педагогическом факультетах Иркутского государственного университета конспиративных групп студенчества, тесно связанных с правой профессурой, ведущих антисоветскую пропаганду [2].
Изменения коснулись физкультурно-спортивных организаций. В 1921 г. совещание РКСМ по военно-спортивной работе приняло решение осуществить ликвидацию всех спортивных организаций и скаутских клубов при условии полной передачи всего спортивного имущества и средств в распоряжение государственных спортивных центров. При этом надо отдать должное новой власти, все ценные элементы системы спортивных организаций, не противоречащие пролетарскому воспитанию, планировалось использовать для допризывной подготовки. Частные спортивные общества должны были влиться в сеть спортивных центров на правах их кружков. Ликвидация спортивных организаций и обществ проводилась при точном и строгом учёте всех инструкторских сил, всего личного состава. При этом учитывалось: а) социальное положение; б) принадлежность к тем или иным политическим партиям; в) моральные качества; г) степень их знакомства с теорией и практикой спорта [3, д. 2. л. 51-53]. Выходцы из пролетарской или крестьянской семьи или принадлежащие РКП и РКСМ автоматически вливались в государственную систему спортивных организаций. Все остальные только при условии их политической зрелости, личной честности и наличии рекомендаций от профессиональных или партийных организаций и РКСМ.
Особенно острым нападкам подверглась система скаутизма. Скаутское движение получило широкое распространение в России и оставалось популярным после революции 1917 г. [8]. Здесь дети и подростки воспитывались в духе коллективизма, взаимовыручки, патриотизма, любви к природе, большое внимание уделялось физическому развитию. Тем не менее, подобные организации были признаны несоциалистическими и, следовательно, подлежали роспуску. На страницах периодической печати публиковались статьи, заметки наполненные критикой этих учреждений. В эти организации, как писала Советская Сибирь, «завлекали молодёжь военной муштровкой, формой одежды, ...отсюда выходили крепкие, здоровые, односторонне развитые солдаты армии, которые, получив такое воспитание, без слова ропота шли на защиту золотого тельца» [10].
В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошёл последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слёт был разогнан, а организаторы его - арестованы. В апреле 1926 г. ОГПУ произвело массовые аресты скаутов, и скаутское движение ушло в подполье [13].
Центром культурно-просветительской работы среди молодёжи были учреждения, создаваемые по инициативе отделов Народного образования (Наробраза). В начале 1920-х годов открывались музыкальные, художественные и театрально-драматические студии, кружки и клубы. Однако подобные инициативы не нашли понимания у членов коммунистических ячеек. На планируемое открытие музыкально-театрального клуба в Новониколаев-ске местная городская комсомольская организация заявила: «каждая организация, а в особенности РКСМ должна стремиться к созданию своего клуба, который должен быть центром всей политической жизни» [3, д. 16. л. 9].
В Павлодарском отделе Наробраза в 1920 г. работал клуб, объединявший преимущественно учащихся города. В соответствии с выработанной программой, организация ставила цели всестороннего развития и объединения всей молодёжи, включая и членов комсомола. 6 декабря 1920 г. на объединённом заседании представителей РКП, отдела Наробраза и РКСМ было принято решение о передаче клуба в распоряжение РКСМ, сопровождавшееся заявлением: «создавать какие-то союзы учащейся молодёжи, не достигающих никакой цели, совершенно бесполезно. Есть один РКСМ, в котором молодёжь вся без раздела на учащуюся и не учащуюся получает как политическое, так и общее воспитание» [Там же: л. 28-29 об.]. В Черлакской станице Омской губернии Рабоче-крестьянский клуб, несмотря на протесты отдела Наробраза, был переименован в Рабоче-крестьянского клуб имени Карла Маркса с передачей всего имущества в пользу Коммунистического союза молодёжи. Аналогичные действия произошли в отношении культпросвета местного отдела Всероссийского производственного союза рабочих водного транспорта [4, д. 45. л. 19]. Таким образом комсомол вместо сотрудничества и взаимодействия пытался «вытеснить» культпросветы, брал на себя их функции, конфисковывал имущество.
В 1920-е гг. важным фактором общественно-политической жизни страны оставались объединения молодёжи на религиозной основе. Несмотря на провозглашённую в «Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г свободу вероисповедания, большевики продолжали планомерное наступление на церковь. Если Российской православной церкви в целом не удалось создать массовые молодёжные формирования [14, с. 100], то представители протестантских деноминаций в этом вопросе были более успешными. Среди всех сект самыми многочисленными и организованными были баптисты и евангелисты, демонстрировавшие к тому же в первой половине 1920-х гг. тенденции к объединению в единый союз.
Организация работы протестантских общин с молодёжью находилась на высоком уровне и составляла реальную конкуренцию коммунистическим союзам. В 1926 г. Никольск-Уссурийский уездный комитет отмечал в протоколах пленума: «При общинах баптистов существуют специальные кружки молодёжи, которые ставят перед собой задачу содействия умственному развитию молодых людей путём научных вечеров, научных экскурсий и др., содействие физическому развитию и охранению здоровья молодёжи путём гимнастики и полезных игр (футбол, волейбол и т. д.)» [15].
В целях вовлечения молодёжи в секты применялись самые разнообразные приёмы и методы. Но все они сводились к тому, чтобы увлечь юношей и девушек интересной работой и воспитать в них религиозное мировоззрение. В молитвенных домах и клубах ставились спектакли на религиозные темы, проводились праздники хоров, устраивались выступления оркестров, литературно-музыкальные концерты, игры. В конце мероприятий община устраивала ужин или чаепитие, дарила подарки. Для девушек организовывались кружки рукоделия. Руководители союза рекомендовали создавать при общинах библиотеки с набором не только богословской литературы, но и книг по естественным и гуманитарным наукам. При приёме в члены юношеских кружков молодыми людьми давались торжественные обещания
в письменной форме, в которых они клялись не пить водку, не курить табак. В то же время существовал серьёзный запрет на посещение светских театров, клубов, изб-читален.
Духовное воспитание осуществлялось при помощи печати. Для этого издавались журналы «Молодой виноградник», «Друг молодёжи», а также страничка молодёжи в журнале «Баптист». Местные общины часто распространяли листовки, небольшие брошюры и другие издания. Иногда их издание было реакцией на действия антирелигиозников. В 1924 году в Ти-гиле (Камчатка) в противовес комсомольской газете, в которой помещался антирелигиозный материал, верующими выпускалась нелегальная газета, которая расклеивалась по столбам и всячески старалась скомпрометировать комсомольцев [Там же].
Во взаимоотношениях власти и евангельских христиан ключевую роль играл вопрос о службе в армии. 4 января 1919 г. Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет, освобождавший от службы в Красной Армии лиц, считавших невозможным её осуществление по религиозным соображениям. Данной льготой поспешили воспользоваться представители протестантских деноминаций, что делало их организации ещё более популярными среди молодёжи.
Всплеск молодёжной духовно-просветительской работы приносил свои плоды. Наблюдался довольно заметный рост юношеских религиозных групп, кружков и объединений по всей стране. Так, в декабре 1920 г. в Омске прошёл Сибирский съезд кружков христианской молодёжи евангелистов-баптистов, собравший 60 делегатов от 30 районов. В мае 1921 года в Твери состоялся Всероссийский съезд протестантской молодёжи, на который приехали делегаты из Крыма, Сибири, Поволжья с Кавказа, европейской части России. Однако его работа была сорвана сотрудниками ВЧК, увидевшими в съезде контрреволюционную акцию. Часть участников подверглась аресту и принудительным работам на срок до трёх месяцев [5].
Что касается численной характеристики юношеских религиозных организаций, то выступая на VIII съезде ВЛКСМ, Н.И. Бухарин поэтом поводу заявил: «Мы полагаем, что комсомол - единственная организация молодёжи в нашей стране. Существует, однако, целый ряд сектантских организаций, которые объединяют в своих рядах примерно столько же, сколько комсомол» [1, с. 302]. Данные о количестве религиозных организаций прослеживаются в статистике местных отделов ВЧК - ГПУ и Комсомола. В соответствии с данными Сиббюро ЦК РКСМ в январе 1923 г. по Сибири насчитывалось 311 общин баптистов и 53 кружка молодёжи, с общим количеством членов 1 153 чел. [3, д. 372. л. 135], распространённых преимущественно в сельской местности. По замечанию Сиббюро ЦК РКСМ, это число составляло около половины членов комсомольского союза в губернии [Там же: д. 306. л. 4].
Бюро ЦК РКСМ ещё в 1922 году рассылало в местные комитеты и органы власти специальные директивы для принятия мер по ограничению деятельности религиозных организаций. ЦК РКСМ настаивал на обязательной регистрации христианских кружков в органах ОГПУ, на недопущении укрупнения объединений верующих, на запрете молодёжи до 18 лет вступать в религиозные общины, на существенном повышении арендной платы за помещения, где верующие проводят свои собрания, запрещении денежных сборов, проведении платных духовных концертов. Отказ баптистов от службы в Красной Армии по религиозным убеждениям также был весомым доводом в пользу проведения репрессий против них. Однако принимаемы меры, как было установлено специально организованной Антирелигиозной комиссией, не принесли желаемых результатов. Численность сект и молодёжных кружков продолжала увеличиваться, а переход на нелегальную деятельность только усложнял процесс контроля. Все это заставило изменить тактику власти по упразднению сект. Одним из направлений борьбы с сектантством стала операция по внедрению в кружки баптистов членов РКСМ, в задачу кото-
рых входил сбор информации о кружках и их «взрыв изнутри» [9, с. 24]. Тем не менее, даже такие формы борьбы не привели к исчезновению религиозных молодёжных объединений, продолжавших свою деятельность на протяжении 1920-х гг.
Таким образом, в 1917-1920-х гг. молодёжь консолидировалась в различные объединения, существовавшие в рамках культурно-просветительских кружков и клубов, в системе религиозного мировоззрения. Деятельность организаций в целом отвечала интересам молодёжи и была направлена на деятельное участие подрастающего поколения в жизни общества на удовлетворение её культурных, образовательных запросов. Однако установившийся идеологический режим диктовал свои условия. Политическая конъюнктура сделала невозможным легальное участие и этих объединений в жизни молодого человека, многие из которых прекратили своё самостоятельное существование, вынуждены были влиться в состав РКСМ или были распущены. Достаточно противоречиво развивались религиозные организации. Несмотря на введение ряда запретов и ограничений в деятельности сектантства, количество молодёжи в них оставалось высоким, а в некоторых регионах кружки по численности были равны или даже превосходили комсомольские ячейки. Причины этого заключались в хорошо поставленной организационной работе, в наличии материальных условий, восприимчивости религиозного мировоззрения. Несмотря на все попытки ликвидации и разложения этих организаций они продолжали привлекать молодёжь и существовали на протяжении 1920-х гг.
Литература
1. Бухарин, Н.И. Путь к социализму. Избранные произведения [Текст] / Н.И. Бухарин. - Новосибирск : Наука, 1990. - 502 с.
2. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 10. Оп. 1. Д. 278. Л. 16 об.
3. Государственный архив новосибирской области (ГАНО). Ф. П-187. Оп. 1.
4. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 36. Оп. 1.
5. Попов, В. Бапсомол шагает впереди [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.imolod.ru/storage/5/element5478.
6. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 3. Д. 3. Л. 44.
7. Слезин, А.А. Организационно-теоретические основы унификации молодёжного движения в советской России [Текст] / А.А. Слезин // Вопросы ювеналь-ной юстиции. - 2007. - № 5 (14). - С. 12-16.
8. Слезин, А.А. Красные скауты [Текст] / А.А. Слезин // Вопросы истории. -1998. - № 2. - С. 139-149.
9. Советская власть и евангельские церкви Сибири в 1920-1941 гг. Документы и материалы [Текст] / Составление, вступительная статья и комментарии А.И. Савина. - Новосибирск : Посох, 2004. - 427 с.
10. Советская Сибирь [Текст]. - 1919. - 11 дек.
11. Советская Сибирь [Текст]. - 1920. - 1 апр.
12. Советская Сибирь [Текст]. - 1920. - 12 авг.
13. Соколов, В.И. Из истории молодёжного движения в России (1900-1926 гг.) [Текст] / В.И. Соколов // Социс. - 1996. - № 2. - C. 122-125.
14. Соколов, В.И. Религиозные организации российской молодёжи в первой четверти ХХ века [Текст] / В.И. Соколов // Молодёжь и инновационное развитие России. - М., 2008. - С. 92-106.
15. Федирко, О.П. Религиозное просвещение общин ЕХБ на Дальнем Востоке в 20-е годы XX в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rusoir. ru/2011.php?action=view&id=657.