Научная статья на тему 'Некоммунистические политические и общественные объединения молодежи в 1917 - первой половине 1920-х гг. '

Некоммунистические политические и общественные объединения молодежи в 1917 - первой половине 1920-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1278
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / SOVIET RUSSIA / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / YOUTH MOVEMENT / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / YOUTH UNIONS / ЭСЕРЫ / АНАРХИСТЫ / ANARCHISTS / МЕНЬШЕВИКИ / MENSHEVIKS / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ / THE COMMUNIST YOUTH LEAGUE / РКСМ / SOCIAL REVOLUTIONARIES / KOMSOMOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбаков Роман Валерьевич

В статье рассматриваются организационные и идейные принципы некоммунистических молодежных организаций, действовавших в советской России в 1917 первой половине 1920-х гг., степень их влияния и взаимоотношение с Коммунистическим союзом молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-communist political and social unions of young people in 1917 - the first half of the 1920s

The article examines the organizational and ideological principles of non-Communist youth organizations operating in Soviet Russia in 1917 the first half of the 1920s.,their impact and relationship with the Communist Youth League.

Текст научной работы на тему «Некоммунистические политические и общественные объединения молодежи в 1917 - первой половине 1920-х гг. »

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

Рыбаков Роман Валерьевич

канд. ист. наук

Омский государственный технический университет

НЕКОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В 1917 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-х гг.

Проблемы, с которыми сталкивается современное российское общество в области молодежной политики, имеют определенную схожесть с вопросами, которые пыталось решить советское государство на заре своего становления (проблемы морально-нравственных и ценностных ориентаций, самореализации и патриотизма, социальной и политической активности и пр.). В условиях, когда молодежная политика пытается найти концептуальный подход, альтернативный тому, что был погребен под обломками СССР более 20 лет назад, изучение исторического опыта, безусловно, должно способствовать формированию новых идей, конструированию средств и механизмов, направленных на преодоление деструктивных тенденций в молодежной среде. При этом, конечно, следует учитывать, что советский опыт социализации молодого человека, в том числе и в рассматриваемый период, не был лишен противоречий и недостатков. Их исследование, хочется надеяться, поможет избежать в будущем необдуманных решений и ошибок в создании эффективной, ответственной молодежной политики.

Долгое время в отечественной историографии освещалось только коммунистическое, комсомольское прошлое молодежи с акцентом на его идейнополитическую составляющую. Альтернативные организации если и упоминались, то исключительно в негативном свете1. 1

1 Бахарева А.Н., Лейкин А.Я. Комсомол - активный помощник РКП(б) в борьбе с непролетарскими партиями и союзами за молодежь (1917 - 1925 гг.). Историография проблемы // Исторический опыт борьбы КПСС с непролетарскими партиями, группами и течениями за молодежь (1903 - середина 20х годов). Л., 1990; Комсомол - боевой помощник партии, 1918 - 1983. М., 1984; Становление комсомола в Сибири 1917-20 гг. Новосибирск, 1975 и др.

- 59 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

В последние два десятилетия ситуация изменилась. В различных регионах страны появились работы, демонстрирующие принципиально иные подходы к анализу молодежного движения советской России. Его стали рассматривать в социально-психологическом, организационном, культурном, национальном аспектах, изучать под углом зрения социальной истории и истории повседневности. Исследователи пришли к выводу, что в жизни подрастающего поколения политика отнюдь не всегда занимала главное место. Советский молодой человек стремился прежде всего к разрешению социальных, экономических, жилищных проблем. Авторы обратили внимание на условия и формы его социализации, материальнобытовое положение, культурное развитие. В этом смысле важными достижениями в отечественной историографии являются работы В.И. Исаева, Р.Н. Мусалимова, А.Ю. Рожкова, А.А. Слезина и др.2

Делаются попытки выделить этапы в развитии молодежного движения. При этом период 1917 - первая половина 1920-х гг. большинство исследователей характеризует как переходный, когда наряду с коммунистическими союзами молодежи формировались и действовали иные объединения. Современные работы направлены на пересмотр и уточнение многих ранее данных оценок и положений, в частности, в вопросе механизмов монополизации комсомолом юношеского движения3. Историки начинают обращаться к теме некоммунистических объединений.

Однако, следует признать, что на сегодняшний день в изучении некоммунистических молодежных организаций сделано недостаточно. Отсутствие доступа к источникам, слабая информативность имеющихся документов в отношении исследуемого объекта до сих пор не позволили создать целостную картину их деятельности. По-прежнему остаются не выясненными их массовость, распространенность, методы и формы работы, организационные и идеологические основы функционирования, опыт сосуществования с комсомолом. Выход из сложившейся ситуации видится лишь в тщательном поиске, скрупулезном анализе документов местных архивов, использовании новых теоретических подходов, обмене мнениями, что, как нам кажется, позволит сформировать объективное,

2 Исаев В.И. Молодежь Сибири в трансформирующемся обществе: условия и механизмы социализации (1920 - 1930-е гг.). Новосибирск, 2003; Мусалимов Р.Н. Национальные союзы молодежи России (1917 - 1929 гг.). Бирск, 1996; Рожков А.Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. Краснодар, 2002; Слезин А.А. Молодежь и власть: из истории молодежного движения в Центральном Черноземье 1921 - 1929 гг. Тамбов, 2002. URL: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/slezin.pdf

3 См., напр.: Соколов В.И. Молодежное движение в России: история, современность, перспективы и проблемы. Ч. 1-3. Рязань, 1992-1994.

- 60 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

политически неангажированное знание по истории советской молодежи, а не той малой части, которая входила в состав Коммунистического союза.

Цель данной статьи - рассмотреть основные некоммунистические политические и общественные организации молодежи, существовавшие в первое десятилетие советской власти и представлявшие альтернативу Коммунистическому союзу. Установить их отличительные особенности в идеологическом, политическом, организационном плане. Охарактеризовать условия сосуществования и взаимоотношения с комсомолом.

Комсомол не был первой молодежной организацией в советской России и возник не на пустом месте. Различные формы юношеского движения существовали с конца XIX в4. Однако 1917 г. стал в буквальном смысле взрывным. Революционные изменения и последующая социалистическая трансформация государства оказали серьезное влияние на социальную мобильность населения России, способствовали росту широкого спектра общественных организаций и движений. Главной причиной стремления молодежи к консолидации являлось отсутствие организаций, представлявших их реальные интересы. Те же фабрично-заводские комитеты, образованные в 1917 г., защищали интересы рабочих в целом, без учета особенностей и потребностей молодых пролетариев. В условиях революционного кризиса подобным «общим» организациям оказывалось все сложнее удовлетворять конкретные социально-экономические и культурные запросы молодого поколения5.

Среди первых организаций, возникших после Февральской революции, следует выделить «Труд и свет», объединившую юношей и девушек нескольких предприятий, а также учащихся Петрограда. Похожие организации появились и в других российских городах. Например, в Омске Союз рабочей и учащейся молодежи возник в июле 1917 г. В состав организации входили представители разных социальных слоев и политических взглядов, хотя в целом уровень «политической грамотности» у большинства ее членов был крайне низким. Многие не видели отличий между меньшевиками, большевиками и эсерами. Основная работа Союза была сфокусирована на организации литературных, театральных, хоровых кружков. Чтение политической литературы и присутствие на устраиваемых активистами различных политических партий публичных лекциях также предполагалось, но молодежью эти мероприятия посещались менее охотно6. Таким образом, главным фактором появления юношеских организаций была не столько политика, сколько

4 См.: Полищук Е.Н. Молодежное движение России в дореволюционный период (историко-правовое исследование). СПб., 2011. С. 53.

5 Neumann M. The Communist Youth League and the Transformation of the Soviet Union, 1917 - 1932. London, 2011. P. 20-21.

6 Это наша с тобой биография. Омский комсомол. Хроника. Документы. Воспоминания. Очерки. Омск, 1988. С. 13.

- 61 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

экономические, социальные, культурные и образовательные потребности молодого поколения.

Однако в условиях революции и всеобщей политизации остаться в стороне от партийной жизни молодежь не могла. Более того, руководство политических партий достаточно быстро осознало, какую силу несет в себе организованное юношеское движение, охватившее все социальные категории: студентов, учащихся, рабочих, крестьян, интеллигенцию. В 1917 г. в России существовало 70 политических партий, 36 из них имели свои молодежные организации7.

Безусловно, самым ярким проявлением политической активности молодежи стало появление уникального для мировой истории Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Однако было бы ошибкой считать, что юношеское движение было представлено только комсомолом. В исследуемый период существовали и другие организации, стоящие на различных культурных, образовательных и даже идеологических основах. Следует признать, что их век был недолгим. Достаточно быстро, используя партийно-административный ресурс, Коммунистический союз превратился в монополиста в молодежной среде, исключив надолго иные легальные формы юношеских объединений. Вместе с тем, нельзя отрицать влияние этих групп на общее развитие молодежного движения в 1920-е гг. С одной стороны, это подтверждается их численностью. По данному показателю комсомол превосходил некоммунистические объединения в крупных городах, однако в сельской местности его доминирование было не столь очевидным, а в некоторых регионах объединение молодых людей осуществлялось вообще без комсомольского участия. С другой - тем, что в условиях конкуренции Коммунистический союз был вынужден вырабатывать собственную тактику и методы, использовать различные инструменты борьбы, проявлять мобильность и гибкость, словом - совершенствоваться, завоевывая доверие подрастающего поколения.

Среди всех некоммунистических организаций наиболее активными были молодежные объединения политических конкурентов большевиков: меньшевиков, эсеров и анархистов.

Основные цели, задачи, а также организационные положения анархистских юношеских объединений были сформулированы в программных документах, опубликованных в официальном органе Федерации анархистов журнале «Вольная жизнь» - «Декларации Всероссийской Федерации Анархистской молодежи» и «Наказе по организационному вопросу местным группам анархистской молодежи», в связи с организуемым весной 1919 г. в Москве I Всероссийским съездом анархистской молодежи. В соответствии с Декларацией целью организаций

7 Исторический опыт ВЛКСМ: В 3 ч. Ч. 1. М., 1988. С. 68.

- 62 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

называлось духовное объединение молодых людей без различия течений от индивидуалистов до коммунистов включительно. В Наказе от 9 февраля 1919 г. в качестве основной цели заявлялось создание широкого анархического движения в стране и самообразование входящих в организацию членов8.

В молодежных анархистских объединениях не было четких возрастных ограничений. В Наказе прямо указывалось, что в группы может входить любое лицо, считающее себя молодым, независимо от своего возраста, знакомое с анархическим учением и разделяющее его основные положения. Сочувствующие анархизму могли объединяться в специальные группы и после ознакомления с анархическим учением, по рекомендации членов групп, быть приняты в состав анархистских организаций. В них могла входить как рабочая, так и крестьянская, интеллигентская и учащаяся молодежь, невзирая на социальное положение и сферу труда. «Только совместная работа молодого коллектива, объединенного одной общей целью», по убеждению анархистов, «приведет к скорейшему свержению рабского строя»9.

Федерация выступала за скорейший созыв Интернационала молодежи, видя в нем наиболее серьезное оружие против всякого угнетения. А также отмечала, что «ввиду многочисленных разногласий в тактике анархизма Федерация не принимает активного участия в политической жизни, не поддерживает сношения со всеми анархическими объединениями, стремясь к уничтожению всякой организованной формы насилия над человеческой личностью»10 11.

Общее руководство осуществлялось через устройство съездов и конференций, непосредственную связь с провинциальными группами, издательскую деятельность и т.д. Официальным печатным органом анархистов стал журнал «Жизнь и творчество русской молодежи», издававшийся в Москве в 1918 - 1919 гг. Стремясь превратиться в действительно массовую организацию, Федерация сохраняла за местными ячейками определенную самостоятельность организационной работы. Особо подчеркивалось, что «приток новых сил распределяется Федерацией между группами и союзами, согласно желанию как последних, так и вновь вступающих членов»11. Тем самым решалась проблема конфликтных ситуаций, имевших место в комсомольских организациях в связи с так называемым «назначенством», когда перераспределение кадров между ячейками осуществлялось без учета личных и групповых интересов указанием сверху.

8 Анархисты. Документы и материалы. 1883 - 1935 гг. В 2 т. Т. 2. М., http://avtonom.org/files/anarhists_1917-1935_tom2.pdf

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

1999. С. 243-244. URL:

- 63 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

Также как и комсомол, анархисты одной из своих задач видели защиту профессиональных интересов молодежи, для чего предполагалось организовать представительство на фабриках, учреждениях, в учебных заведениях, причем деятельность эту допускалось осуществлять совместно с другими не анархическими организациями. Для успешной работы по саморазвитию и самообразованию группы разбивались на секции: литературную, театрально-музыкальную, эсперантскую, спортивную, художественную, научную, секцию по изучению искусств, философии и т.д. Средства групп, помимо пожертвований, составляли добровольные посильные взносы; в организацию могли быть допущены лица, которые по своему материальному положению не могли внести и небольшого взноса.

Предполагалось, что связывающим звеном между членами групп станет письменный договор, в котором ясно указывались цели объединения и характер деятельности последнего. Внутренняя жизнь коллектива отличалась достаточной свободой. При голосовании по тем или иным вопросам члены групп имели право выносить резолюцию большинства и меньшинства. В программных документах подчеркивалась абсолютная автономность личности, каждый член организаций сохранял полное и беспрекословное право выхода в случае своего желания из их состава.

Активная деятельность анархистов проводилась среди студенчества и учащихся. «Учащаяся молодежь! Берите школы в ваши руки! Творите вашу самобытность, проявите вашу волю к творчеству. Будьте самими собою. Самоуправьтесь! В вашей груди пламя всепожирания, в вашем дыхании - бунт всеразрушения, в уме - дух всеотрицания», - звучало в манифесте курской Федерации анархистских групп12. В Омском сельскохозяйственном институте на рабфаке была предпринята попытка создания кружка имени П.А. Кропоткина. В своем письме к А.А. Карелину - секретарю Всероссийской федерации анархистов, организатор студенческого кружка А. Моисеев отметил глубокий переворот в умах как беспартийного, так и партийного студенчества рабочего факультета, живой интерес к идеи анархизма, несмотря на «огульное и необоснованное пренебрежение к этому учению как утопии со стороны местной комячейки»13. Любопытно, что в письме содержится идея совместной работы коммунистической ячейки и анархистского кружка. К сожалению, судьба этой инициативы нам неизвестна, можно только предположить, что если кружок и функционировал, то совсем недолго.

12 Анархисты. Документы и материалы. Т. 2. С. 196. URL: http://avtonom.org/files/anarhists_1917-1935_tom2.pdf

13 Государственный исторический архив Омской области (далее - ГИАОО). Ф. 950. Оп. 1. Д. 4. Л. 2525 об.

- 64 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

На июльском пленуме ЦК РКСМ в 1919 г. руководство Коммунистического союза выразило обеспокоенность ростом популярности анархистских молодежных организаций. Л. Шацкин по отношению к Всероссийской Федерации Анархистской молодежи и их местным группам заявил, что тактика может быть только одна -«арест, разгон, суд над виновниками»14. В то же самое время он предупреждал о дифференцированном подходе к городским и сельским организациям. Репрессивным методам на селе следовало, по его мнению, предпочесть разрушение изнутри, путем проведения бесед, чтения литературы, знакомства молодежи с коммунизмом15. Процесс ликвидации некоммунистических объединений набирал обороты.

Серьезной альтернативой комсомолу стали юношеские организации меньшевиков, часть которых в конце 1920 г. оформилась в Российский социал-демократический союз рабочей молодежи (РСДСРМ). Отделы РСДСРМ существовали во многих крупных городах России, объединения молодых людей создавались на фабриках, заводах, учебных заведениях, при профсоюзах. Наиболее успешной была их деятельность в Москве. Между союзом молодых меньшевиков и комсомолом было общего ровно столько, сколько между большевистской и меньшевистской партиями. Политическое просвещение в РСДСРМ, также как и в РКСМ, стояло на первом месте, причем в агитационных материалах молодые меньшевики вели открытую полемику с комсомольцами, стараясь доказать, что большевистская диктатура не имеет ничего общего с рабочим классом и властью трудящихся. В качестве средств борьбы использовались листовки, воззвания, стенные газеты. «Демократизация государственного строя. Свобода стачек, собраний, слова, печати, неприкосновенность личности. Превращение профессиональных союзов в организации, независимые от власти и от РКП, свободно избранные всеми рабочими и выражающие лишь волю самих рабочих. Полную свободу и независимость юношеских организаций. Никаких исключительных прав комсомолу», -провозглашалось в одной из листовок социал-демократического союза молодежи16. Комсомол обвинялся в увлечении военной подготовкой, в отсутствии истинного молодежного самоуправления.

РСДСРМ выдвигал лозунг мировой революции, настойчиво говорил об общих интересах пролетариев всего мира, выступал за международное объединение всех организаций рабочей молодежи, стоящих на позиции классовой борьбы,

14 Российский государственный архив социально-политической истории (далее - РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 2. Д. 1. Л. 12-13.

15 Там же. Л. 14.

16 Там же. Ф. 275. Оп. 1. Д. 288. Л. 100.

- 65 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

использовал девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»17. Большим влиянием меньшевики пользовались среди студенчества, учащихся, квалифицированных рабочих и служащих. Меньшевистские юношеские организации выступали в защиту прав молодых рабочих, отстаивая соблюдение предусмотренного законом 4-х и 6-ти часового рабочего дня для несовершеннолетних. В своей агитации меньшевики использовали журнал «Социалистический вестник», издававшийся заграничной делегацией Российской социал-демократической рабочей партии сначала в Берлине, а затем в Париже, а также местные легальные и полулегальные издания: «Юный пролетарий», «Бюллетень союза молодежи» и др.

В начале 1923 г. была принята программа РСДСРМ «Наши задачи». В качестве главных ориентиров назывались: борьба за демократизацию государственного строя, укрепление независимости от советской власти и компартии, отмена «исключительных прав комсомола», равноправие союзов в молодежном движении, строгое соблюдение и дальнейшее развитие законодательства по охране труда подростков, отмена льгот комсомольцам при поступлении в учебные заведения18. Таким образом, в программе четко прослеживалась оппозиционность комсомолу. Союз позиционировал себя как организация, претендующая на защиту интересов всего молодого поколения, а не только той части, которая Коммунистическим союзом признавалась пролетарско-бедняцкой. Однако в силу объективных обстоятельств выполнить это было невозможно. По своей численности меньшевистские объединения не были значительными. В то же время, в этом было их определенное преимущество. Полулегальное и нелегальное положение способствовало консолидации юношества, действительно разделявшего главные принципы, взгляды и задачи организации. Молодые меньшевики входили в состав объединений осознанно, в отличие от комсомола, который стремился превратиться в массовую организацию и в первое время состоял из юношей и девушек, не имевших представлений о коммунистической идеологии, целях и задачах Коммунистического союза. Именно в этом заключалась одна из причин, почему в 1920 - 1921 гг. РКСМ пережил кризис роста: во многих регионах количество ячеек и их членов сократилось почти в два раза19. По справедливому замечанию А.А. Слезина, сила РСДСРМ была в том, что он был оппозиционной организацией и в отличие от комсомола не нес ответственность за существующее положение. Один и тот же

17 Слезин А.А. Указ. соч. (Глава «Комсомол и молодежные альтернативы ему»). URL: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/slezin.pdf

18 Криворученко В.К., Цветлюк Л.С. Молодежь. Комсомол. Общество: От Октябрьской революции до Отечественной войны. М., 2012. С. 87.

19 См. подр.: Рыбаков Р.В. К проблеме популярности коммунистических идей в среде крестьянской молодежи Сибири // Проблемы социально-экономической и политической истории Сибири ХХ -начала XXI вв. Якутск, 2012. С. 94-99.

- 66 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

призыв к ликвидации неграмотности по-разному воспринимался из уст комсомольцев и членов РСДСРМ20.

В отличие от комсомола у меньшевистских групп не было четкой организационной структуры, это проявилось, в частности, и в названиях организаций, которые не имели унифицированного наименования. В ряде территорий страны они носили название «Революционный союз молодежи» -ревсомол. В Томске образовали «Студенческое социалистическое общество». Однако идея создания всероссийской организации им не была чужда. В ноябре 1925 г. бюро ЦК РСДРП утвердило Временное Центральное Организационное Бюро (ВЦОБ) РСДСРМ, которое было призвано организовать взаимодействие между существовавшими меньшевистскими молодежными организациями по всей стране. Штаб-квартирой ВЦОБ стал город Киев21. Но осуществить этого не удалось. Как уже было отмечено, с самого начала меньшевистские организации оказались под давлением репрессивного аппарата власти. Органы ВЧК-ГПУ бдительно следили за действием меньшевиков, проводили аресты, ликвидировали организации. 1925 г. был фактически последним годом существования меньшевистских молодежных объединений.

В 1917 - начале 1920-х гг. во многих регионах страны крестьянская и студенческая молодежь находилась под влиянием эсеровской пропаганды. В сельской местности взгляды социалистов-революционеров были традиционно популярны, поэтому эсеровские союзы здесь представляли серьезную альтернативу комсомолу. Борьба с союзами крестьянской молодежи превратилась в начале 1920-х годов в первоочередную задачу комсомола. Для этого использовались разные средства агитации и пропаганды: печать, митинги, демонстрации, сопровождавшиеся пением революционных песен, воззваниями, лозунгами. Однако были формы и открытого физического противостояния. И те, и другие срывали организуемые оппонентами кампании, устраивали драки22, что способствовало нарастанию социальной напряженности и не могло приветствоваться властью.

В начале мая 1920 г. Сиббюро ЦК РКСМ, руководствуясь указаниями Центра, направило в губернии циркуляр, в котором описывалась тактика по отношению к социалистическим союзам молодежи. В качестве главного способа борьбы назывался внутренний раскол, для этого предлагалось посылать лучших докладчиков союза и партии. Особо подчеркивалось, что важно не столько привлечение в РКСМ

20 Слезин А.А. Указ. соч. (Глава «Комсомол и молодежные альтернативы ему»). URL: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/slezin.pdf

21 Криворученко В.К., Цветлюк Л.С. Указ. соч. С. 86.

22 Родионов А.Л. Из истории Омской комсомольской организации (1919 - 1923 гг.). Омск, 1961. С. 1524.

- 67 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

лучших членов социалистических союзов, сколько лишение их возможности вести работу среди молодежи и привлечение последней в коммунистический союз. В документе указывалось: «Если организация имеет определенно

контрреволюционный характер, вызывающий необходимость ее немедленного роспуска, то нужно вопрос о роспуске обсудить с губернским бюро партии, и в зависимости от тактики РКП определить тактику РКСМ к каждой данной организации. Вообще относительно социалистических союзов молодежи имейте в виду наше предложение и сговаривайтесь с партией»23.

Данная тактика приносила свои плоды. Например, в городе Балаганске Зиминского уезда Иркутской губернии в 1920 г. организовалась ячейка под названием «Социалистический союз молодежи». Не имея четкой политической направленности, Союз состоял в основном из учащихся. Однако местная ячейка РКП(б) в 1921 г. существование подобной организации признала вредным, и Союз был переименован в РКСМ, а из его состава были удалены все учащиеся24. В качестве методов борьбы применялась даже угроза физического воздействия на организаторов подобных союзов, которыми, как правило, являлась местная интеллигенция. Так, в Тарском уезде Омской губернии председатель сельсовета за оказываемое влияние на молодежь арестовал местного учителя, пригрозив физической расправой, посадил в амбар на целую ночь25.

В отличие от большевиков и меньшевиков партия социалистов-революционеров считала, что массовые объединения юношества должны быть политически нейтральными, организационно самостоятельными, автономными от партии. А участие молодежи в политической деятельности видела в форме создаваемых при партиях молодежных секциях. В этой связи партия социалистов-революционеров не видела смысла в существовании общероссийского союза, имеющего политическую программу26. Однако было бы ошибкой считать, что политические вопросы играли второстепенную роль в юношеских организациях эсеровского типа. В условиях политической трансформации российской государственности остаться вне партийной борьбы было невозможно. Поэтому идеи создания именно политического союза молодежи некоторыми лидерами партии эсеров все-таки рассматривались27.

23 Государственный архив новейшей истории Иркутской области (далее - ГАНИИО). Ф. 10. Оп. 1. Д. 249. Л. 2-3.

24 Там же. Д. 278. Л. 104.

25 ГИАОО. Ф. 443. Оп. 2. Д. 39. Л. 18.

26 Криворученко В.К., Цветлюк Л.С. Указ. соч. С. 64, 89.

27 Морозов К.Н. Судебный процесс социалистов-революционеров и тюремное противостояние (1922 - 1926): этика и тактика противоборства. М., 2005. С. 267.

- 68 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

Во многих городах имелись союзы учащихся и студентов эсеровской направленности. Обеспокоенная распространением среди студенчества некоммунистических взглядов, еще в 1919 г. власть при участии комсомола провела акции ликвидации союзов учащейся, а в 1923 г. студенческой молодежи, резонно полагая, что только таким образом она сможет уберечь ее от влияния оппозиционных партий. Тем не менее, эсеровские объединения и кружки продолжали появляться. В начале 1922 г. возникла и до конца года существовала группа эсеровских сторонников в Томском университете, которая была связана с аналогичной группой Томского технологического института и с Томской организацией партии социалистов-революционеров. Сторонники эсеров обоих вузов вели антикоммунистическую пропаганду и агитацию, устраивали нелегальные собрания, саботировали мероприятия советской власти в вузах. Весной 1922 г. иркутские эсеры организовали кружок молодежи, издававший свой журнал28.

В основе работы социалистических союзов лежало развитие образования, культурное просвещение, нравственное воспитание. Союзы эсеровской молодежи пропагандировали независимость сельского хозяйства, свободного от государственного принуждения, выступали за независимость школы и развитие учащегося самоуправления, свободу печати и кооперации. Некоторая общность взглядов меньшевистской и эсеровской молодежи приводили иногда к их объединению в единые организации. Так было, например, в Омске, где образовался союз учащейся и рабочей молодежи. Лишь вмешательство местного отдела большевистской партии, выразившееся во внедрении в союз своих сторонников, позволило его расколоть. В результате из союза вышли почти все учащиеся29.

В некоторых регионах предпринимались попытки объединения социалистических союзов. В 1920 г. было создано Временное Всесибирское бюро секций социал-революционной молодежи, которое в обращении «К молодежи Дальнего Востока» призвало к объединению. В сентябре того же года было оформлено Дальневосточное бюро Всесибирского объединения молодых эсеров. Однако проведенная значительная работа по созыву первого юношеского съезда эсеров Сибири не увенчалась успехом. В результате преследования со стороны властей его работа так и не началась30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В июне 1922 г. открылся судебный процесс над партией эсеров, сопровождавшийся широкомасштабной агитационной кампанией. К 1923 г. по всей стране были фактически разгромлены эсеровские организации, вместе с ними

28 Штырбул А.А. Политическая культура Сибири: Опыт провинциальной многопартийности (конец XIX - первая треть ХХ в.). Омск, 2008. С. 479.

29 Это наша с тобой биография. С. 13.

30 Криворученко В.К., Цветлюк Л.С. Указ. соч. С. 90.

- 69 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

исчезли и молодежные объединения. В то же время следует отметить, что эпизодически предпринимались попытки их воссоздания, как это было, например, в селе Яма Бийского уезда Алтайской губернии. В 1924 г. здесь образовался социалистический союз под руководством заведующего местной школой Королинского и делопроизводителя Серебреникова31. Тот факт, что в состав этого союза вошло большинство молодых людей из местной комсомольской организации, в результате чего последняя распалась, позволяет сделать вывод об активной антикоммунистической агитации. Однако существование подобных организаций было непродолжительным, арест руководителей, обвиняемых в антисоветской деятельности, приводил к их ликвидации.

В своем отчете о политической ситуации в регионе за первое полугодие 1925 г. прокурор Омской губернии отмечал: «Касаясь вопроса о существовании

политических партий в губернии, приходится сказать, что таковых не имеется. Имеются лишь отдельные лица, ранее принадлежащие к партии эсеров, меньшевиков, кадетов и анархистов, но количество их с каждым месяцем становится незначительным, и активная деятельность их абсолютно ни в чем не проявляется. Наличие этих партийцев можно считать археологической редкостью»32.

Представляется, что подобное мнение отражало положение дел не только в конкретном регионе, но и по всей России. В итоге планомерного наступления партии большевиков на своих политических конкурентов анархистские, меньшевистские и эсеровские молодежные организации, лишившись поддержки, также постепенно исчезали.

В борьбе с некоммунистическими организациями комсомол использовал не только партийно-административный аппарат власти, но и разные формы устной и письменной агитации и пропаганды. В первое время основным способом завоевания молодежи были митинги, собрания, выступления на собраниях активистов, которые знакомили с целями, задачами союза, доказывали, что только комсомол способен удовлетворить запросы подрастающего поколения. Однако успех подобных кампаний напрямую зависел от подготовленности агитаторов, а их количество в начале 1920-х гг. было ограниченным. Гораздо более эффективным способом противостояния была печать. Если не было возможности наладить выпуск собственного периодического издания, то страничка молодежи открывалась в уже существующем. Например, в главном издании Сибири газете «Советская Сибирь» с 1919 г. стала регулярно помещаться «Страничка молодежи», в газете «Сельская правда» помещалась «Страничка юного пахаря», в журнале «Красный путь» -«Страничка рабоче-крестьянской молодежи». В газетах публиковались воззвания ЦК

31 Государственный архив Новосибирской области (далее - ГАНО). Ф. П-188. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.

32 ГИАОО. Ф. 443. Оп. 2. Д. 39. Л. 50.

- 70 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

РКСМ, а также обращения местных лидеров с критикой некоммунистических организаций, фактически лишенных возможности на нее ответить.

Несмотря на заявления некоторых лидеров РКСМ, подобных тому, что «Союз молодежи - это не союз коммунистов, сюда принимается вся трудовая молодежь»33, он ассоциировался именно с коммунистической партией. Отношение же к коммунистам во многих регионах страны, особенно среди сельского населения, было неоднозначным, а часто просто негативным. Архивные источники убедительно доказывают нарастание крестьянского недовольства проводимой политикой большевиков в деревне. Вот лишь некоторые выдержки из писем крестьян сибирских губерний: «у красных только солдатам живется хорошо, но не крестьянам. Теперь несправедливость взяла верх... Если это еще долго будет продолжаться, то придется нам ходить голым и босым, притом еще голодать»34; «вы спрашиваете, сколько у вас в деревне коммунистов, у нас не то что в деревне, а даже во всей волости ни одного нет, да и вы не вздумайте записываться, а то скорее вам голову пооторвут»35. Поэтому молодежь даже в условиях коммунистической монополии не всегда готова была вступать в комсомол.

В то же время социальная активность молодежи была значительно шире политической и партийной деятельности. Рост национального самосознания, тяга к знаниям, культуре способствовали объединению в культурно-просветительские кружки, союзы, открытию клубов, изб-читален, которые к тому же не ассоциировались с коммунистической властью. Общественные молодежные организации существовали повсеместно: в городах, в сельской местности, в рабочих поселках, на предприятиях и в учебных заведениях. Выяснить точное число подобных организаций из-за фрагментарности сведений, к сожалению, не представляется возможным, однако с определенной уверенностью можно утверждать, что в начале 1920-х гг. они играли важную роль в процессе социализации молодого поколения.

Примером подобных объединений являлись пролетарско-студенческие клубы. Например, «Клуб имени К.А. Тимирязева», функционировавший в Омске с мая 1920 г. Его численность к августу составила более 200 человек. При клубе существовали драматическая, музыкальная, социально-политическая, литературнонаучная, художественная и спортивная секции, а также астрономическая подсекция и секция производства. При музыкальной секции был открыт класс пианино под руководством студента В.Я. Шебалина (позже известного советского композитора и педагога), а также планировалась работа класса голоса и скрипки, издание

33 Советская Сибирь (Омск). 1919. 26 декабря.

34 ГАНО. Ф. 1. Оп. 2а. Д. 15. Л. 4 об.

35 Там же. Л. 5.

- 71 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

собственного журнала. В августе 1920 г. на очередном собрании было принято решение об объединении с клубом «Землероб» при Сибирском сельскохозяйственном институте и начале совместной деятельности в учреждениях вуза: селекционной станции, опытном поле-питомнике, организованном

коллективном хозяйстве и др.36

Предпринимались попытки создания студенческих клубов в других городах. Однако в 1923 г. ЦК РКСМ разослал по губерниям циркуляр о работе среди учащихся и студенчестве, в котором указывалось, что никаких объединений студенчества кроме профсекций в вузах быть не должно37. На заседании Сиббюро ЦК РКП(б) 16 января 1923 г. по вопросу «О союзах пролетарского студенчества» было вынесено аналогичное решение: «Признать нецелесообразным образование союзов пролетарского студенчества», что стало основанием для их роспуска в Новониколаевске, Омске, Томске, Барнауле и Иркутске38. Некоторые из студенческих организаций перешли на нелегальные формы работы. Так, в отчете Иркутской губернской комсомольской организации в начале 1924 г. упоминается о существовании на медицинском и педагогическом факультетах Иркутского государственного университета конспиративных групп студенчества, тесно связанных с правой профессурой, ведущих антисоветскую пропаганду39.

Центром культурно-просветительской работы среди молодежи были учреждения, создаваемые по инициативе отделов Народного образования (Наробраза). В начале 1920-х годов открывались музыкальные, художественные и театрально-драматические студии, кружки и клубы. Однако подобные инициативы не нашли понимания у членов коммунистических ячеек. На планируемое открытие музыкально-театрального клуба в Новониколаевске местная городская комсомольская организация заявила: «каждая организация, а в особенности РКСМ должна стремиться к созданию своего клуба, который должен быть центром всей политической жизни»40.

Так же, как и в отношениях с юношескими объединениями политических конкурентов, и здесь комсомол вместо сотрудничества и взаимодействия пытался «вытеснить» культпросветы, брал на себя их функции, конфисковывал музыкальные инструменты и театральные атрибуты. В Павлодарском отделе Наробраза в 1920 г. работал клуб, объединявший преимущественно учащихся города. В соответствии с выработанной программой, организация ставила цели всестороннего развития и

36 Советская Сибирь (Омск). 1920. 12 августа.

37 ГАНО. Ф. П-187. Оп. 1. Д. 118. Л. 8.

38 Там же. Л. 26.

39 ГАНИИО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 278. Л. 16 об.

40 ГАНО. Ф. П-187. Л. 1. Д. 16. Л. 9.

- 72 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

объединения всей молодежи, включая и членов комсомола. 6 декабря 1920 г. на объединенном заседании представителей РКП, отдела Наробраза и РКСМ было принято решение о передаче клуба в распоряжение РКСМ, сопровождавшееся заявлением: «Создавать какие-то союзы учащейся молодежи, не достигающих никакой цели, совершенно бесполезно. Есть один РКСМ, в котором молодежь вся без раздела на учащуюся и не учащуюся получает как политическое, так и общее воспитание»41. В Черлакской станице Омской губернии Рабоче-крестьянский клуб, несмотря на протесты отдела Наробраза, был переименован в Рабоче-крестьянский клуб имени Карла Маркса с передачей всего имущества в пользу Коммунистического союза молодежи. Аналогичные действия произошли в отношении культпросвета местного отдела Всероссийского производственного союза рабочих водного транспорта42.

Опасаясь влияния на молодежь различных политических антикоммунистических группировок, комсомол пытался превратить просветительские организации в коммунистические, ликвидируя или разлагая их изнутри. Однако были явления и обратного свойства. Так, 6 августа 1920 г. Нагибинский коммунистический союз молодежи направил в Тюкалинский уездный комитет заявление от 25 человек с просьбой исключить их из союза ввиду нежелания посещать собрания союза и вступления в местный культурнопросветительный кружок43.

В 1920-е гг. важным фактором общественно-политической жизни страны оставались объединения молодежи на религиозной основе. Отношения Советской власти и неортодоксальных конфессий, действовавших на территории России, развивались сложно и противоречиво. Начавшийся процесс отделения церкви от государства позволил протестантским деноминациям, таким как баптисты, евангелисты, менониты, надеяться на восстановление «религиозной справедливости». Русская православная церковь лишалась статуса господствующей, многочисленные конфессии уравнивались в правах, что создавало принципиально иные условия для их деятельности. Более того, среди большевистского руководства возник миф о «сектантах - коммунистах» как о верных сторонниках советской власти, который получил в начале 1920-х годов большое распространение44. Все свидетельствовало о том, что для евангельской церкви настали «золотые времена». Однако на протяжении 1920-х гг. взгляды правящей элиты на евангельскую церковь

41 ГАНО. Ф. П-187. Л. 1. Д. 16. Л. 28 об. - 29.

42 ГИАОО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 45. Л. 19-48.

43 Там же. Д. 30. Л. 5-6.

44 Савин А.И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) - ВКП(б) и евангельские церкви в 1922 -1929 гг. // Государство и личность в истории России. Новосибирск, 2004. С. 83-85.

- 73 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

менялись. Несмотря на провозглашенную в «Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г свободу вероисповедания, большевики продолжали планомерное наступление на церковь, в том числе и на искоренение сектантства. Среди всех сект самыми многочисленными и организованными были баптисты и евангелисты, демонстрировавшие к тому же в первой половине 1920-х гг. тенденции к объединению в единый союз.

Организация работы протестантских общин с молодежью находилась на высоком уровне и составляла реальную конкуренцию коммунистическим союзам. В 1926 г. Никольск-Уссурийский уездный комитет отмечал в протоколах пленума: «При общинах баптистов существуют специальные кружки молодежи, которые ставят перед собой задачу содействия умственному развитию молодых людей путем научных вечеров, научных экскурсий и др., содействие физическому развитию и охранению здоровья молодежи путем гимнастики и полезных игр (футбол, волейбол и т.д.)»45.

В целях вовлечения молодежи в секты применялись самые разнообразные приемы и методы. Но все они сводились к тому, чтобы увлечь юношей и девушек интересной работой и воспитать в них религиозное мировоззрение. В молитвенных домах и клубах ставились спектакли на религиозные темы, проводились праздники хоров, устраивались выступления оркестров, литературно-музыкальные концерты, игры. В конце мероприятий община устраивала ужин или чаепитие, дарила подарки. На собраниях были случаи установки радиоприемников. Для девушек организовывались кружки рукоделия. Руководители союза рекомендовали создавать при общинах библиотеки с набором не только богословской литературы, но и книг по естественным и гуманитарным наукам. Исполненные решимости противостоять наступающей атеистической идеологии, молодые люди проявляли изрядную изобретательность. Юношеские объединения делились на группы с разнообразной специализацией: увещательные, больничные, пригласительные, литературные, хозяйственные. Верующие шли в пивные, отыскивали падших женщин, уговаривая их оставить порочный образ жизни, кормили голодных бродяг, распространяли в изобилии христианскую литературу. В то же время существовал серьезный запрет на посещение светских театров, клубов, изб-читален. При приеме в члены юношеских кружков молодыми людьми давались торжественные обещания в письменной форме, в которых они клялись не пить водку, не курить табак.

Духовное воспитание осуществлялось при помощи печати. Для этого издавались журналы «Молодой виноградник», «Друг молодежи», а также страничка молодежи в журнале «Баптист». Местные общины часто распространяли листовки,

45 Федирко О.П. Религиозное просвещение общин ЕХБ на Дальнем Востоке в 20-е годы XX в. URL: http://www.rusoir.ru/2011.php?action=view&id=657

- 74 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

небольшие брошюры и другие издания. Иногда их издание было реакцией на действия антирелигиозников. В 1924 г. в Тигиле (Камчатка) в противовес комсомольской газете, в которой помещался антирелигиозный материал, верующими выпускалась нелегальная газета, которая расклеивалась по столбам и всячески старалась скомпрометировать комсомольцев46.

Протестантскими конфессиями большая роль отводилась образованию молодежи. С этой целью предпринимались попытки создать многоуровневую сеть религиозных учебных заведений, охватывавших как начальный, так и профессиональный уровень подготовки. По сведениям О.П. Федирко, только в общинах Дальнего Востока в июле 1922 г. функционировало 38 воскресных школ с 1 770 учениками47.

Во взаимоотношениях власти и евангельских христиан ключевую роль играл вопрос о службе в армии. 4 января 1919 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет, освобождавший от службы в Красной Армии лиц, считавших невозможным ее осуществление по религиозным соображениям. Данной льготой поспешили воспользоваться представители протестантских деноминаций, что делало их организации еще более популярными среди молодежи.

Всплеск молодежной духовно-просветительской работы приносил свои плоды. Наблюдался довольно заметный рост юношеских религиозных групп, кружков и объединений по всей стране. Так, в декабре 1920 г. в Омске прошел Сибирский съезд кружков христианской молодежи евангелистов-баптистов, собравший 60 делегатов от 30 районов. В мае 1921 г. в Твери состоялся Всероссийский съезд протестантской молодежи, на который приехали делегаты из Крыма, Сибири, Поволжья с Кавказа, европейской части России. Однако его работа была сорвана сотрудниками ВЧК, увидевшими в съезде контрреволюционную акцию. Часть участников подверглась аресту и принудительным работам на срок до трех месяцев48.

Представители российского баптизма выступали за организацию Всемирного союза баптистской молодежи. Инициатива увенчалась успехом в 1923 г. в Стокгольме во время Всемирного конгресса баптистов было объявлено об организации Всемирного баптистского союза.

Что касается численной характеристики юношеских религиозных организаций, то, выступая на VI11 съезде ВЛКСМ, Н.И. Бухарин заявил по этом поводу: «Мы полагаем, что комсомол - единственная организация молодежи в нашей стране. Существует, однако, целый ряд сектантских организаций, которые объединяют в

46 Федирко О.П. Указ. соч. URL: http://www.rusoir.ru/2011.php?action=view&id=657

47 Там же

48 Попов В. Бапсомол шагает впереди. URL: http://www.imolod.ru/storage/5/element5478

- 75 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

своих рядах примерно столько же, сколько комсомол»49. Данные о количестве религиозных организаций прослеживаются в статистике местных отделов ВЧК-ГПУ и комсомола. В соответствии с данными Сиббюро ЦК РКСМ в январе 1923 г. по Сибири насчитывалось 311 общин баптистов и 53 кружка молодежи, с общим количеством членов 1 153 чел.50, распространенных преимущественно в сельской местности. По замечанию Сиббюро ЦК РКСМ, это число составляло около половины членов комсомольского союза в губернии51. В Мелитопольском районе Запорожской области Украины к середине 1920-х годов баптистский союз охватил 90% всей молодежи. В Самарской губернии 50% молодежи оказалось в рядах баптистов52.

Бюро ЦК РКСМ еще в 1922 г. рассылало в местные комитеты и органы власти специальные директивы для принятия мер по ограничению деятельности религиозных организаций. ЦК РКСМ настаивал на обязательной регистрации христианских кружков в органах ОГПУ, на недопущении укрупнения объединений верующих, на запрете молодежи до 18 лет вступать в религиозные общины, на существенном повышении арендной платы за помещения, где верующие проводят свои собрания, на запрещении денежных сборов и проведения платных духовных концертов. Отказ баптистов от службы в Красной Армии по религиозным убеждениям также был весомым доводом в пользу проведения репрессий против них. Однако принимаемы меры, как было установлено специально организованной Антирелигиозной комиссией, не принесли желаемых результатов. Численность сект и молодежных кружков продолжала увеличиваться, а переход на нелегальную деятельность только усложнял процесс контроля. Все это заставило изменить тактику власти по упразднению сект. Одним из направлений борьбы с сектантством стала операция по внедрению в кружки баптистов членов РКСМ, в задачу которых входил сбор информации о кружках и их «взрыв изнутри»53. Тем не менее, даже такие формы борьбы не привели к исчезновению религиозных молодежных объединений, продолжавших свою деятельность на протяжении 1920-х гг.

Таким образом, молодежное движение в 1917 - первой половине 1920-х гг. было представлено широким спектром некоммунистических политических и общественных объединений. Серьезной альтернативой Коммунистическому союзу стали организации противников большевиков: меньшевиков, эсеров и анархистов. Степень их политической активности была различной. Если социал-демократический союз рабочей молодежи политическое просвещение и борьбу с большевизмом

49 Бухарин Н.И. Путь к социализму. Новосибирск, 1990. С. 302.

50 ГАНО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 372. Л. 135.

51 Там же. Д. 306. Л. 4-6.

52 Попов В. Указ. соч. URL: http://www.imolod.rU/storage/5/element5478

53 Советская власть и евангельские церкви Сибири в 1920 - 1941 гг. Документы и материалы. Новосибирск, 2004, С. 24.

- 76 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

ставил в качестве приоритетной задачи, то объединения молодых эсеров и анархистов таковой считали духовное, культурное, образовательное развитие юношества.

Однако в условиях социалистической трансформации российского государства полностью отказаться от политической борьбы было невозможно. Комсомол, стремившийся стать единственной организацией, имеющей законное право представлять и организовывать молодежь, не мог принять потенциальных конкурентов. В течение первой половины 1920-х гг. им был подготовлен целый комплекс мероприятий, направленных на упразднение альтернативных объединений. Главным инструментом в этой борьбе стал партийноадминистративный ресурс. Лишенные материальной, идеологической основы и собственно законного права на существование к середине 1920-х гг. молодежные организации меньшевиков, эсеров и анархистов фактически прекратили свою деятельность.

Молодежь консолидировалась в различные объединения, существовавшие в рамках культурно-просветительских кружков и клубов, в системе религиозного мировоззрения. Деятельность организаций в целом отвечала интересам юношей и девушек, объединяемых независимо от их классовой принадлежности, и была направлена на активное участие подрастающего поколения в жизни общества на удовлетворение культурных, образовательных запросов. Однако установившийся идеологический режим диктовал свои условия. Политическая конъюнктура сделала невозможным легальное участие и этих объединений в социализации молодого человека, многие из них прекратили свое самостоятельное существование, вынуждены были влиться в состав РКСМ или были распущены.

Достаточно противоречиво развивались религиозные организации. Несмотря на введение ряда запретов и ограничений количество молодежи в них оставалось высоким, а в некоторых регионах они по численности были равны или даже превосходили комсомольские ячейки. Причины этого заключались в хорошо поставленной организационной работе, в наличии материальных условий, восприимчивости религиозного мировоззрения и некотором антагонизме коммунистической идеологии. Несмотря на все попытки ликвидации и разложения сектантских организаций, они продолжали привлекать молодежь и существовали на протяжении 1920-х гг.

- 77 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.