Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ИРКУТСКЕ В 1920-1921 ГГ'

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ИРКУТСКЕ В 1920-1921 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ТЕАТР / ПРОЛЕТКУЛЬТ / ПЕРЕДВИЖНАЯ ТРУППА / ДРАМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сотникова Елена Вячеславовна

Формирование советского культурного пространства показано через просвещение народных масс. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики просветительской деятельности учреждений Иркутска в контексте социокультурного развития Сибири. Использование автором материалов газетной прессы исследуемого периода и архивных данных позволяет ввести в научный оборот богатый фактический материал. Работа имеет междисциплинарный характер. Театральное просвещение определено как важный механизм отражения в сознании людей единения и сопричастности с происходящими революционными процессами. Творческий процесс находился под контролем государственной власти. Проанализированы масштаб и формы просвещения в Иркутске, практика просветительских экспериментов, выявлены особенности репертуара театральных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL EDUCATION IN IRKUTSK IN 1920-1921

The formation of the Soviet cultural space is shown through the enlightenment of the masses. The scientific novelty of the study lies in identifying the specifics of the educational activities of Irkutsk institutions in the context of the socio-cultural development of Siberia. The author's use of materials from the newspaper press of the period under study and archival data makes it possible to introduce rich factual material into scientific circulation. The work has an interdisciplinary character. Theatrical education is defined as an important mechanism for reflecting unity and involvement in the ongoing revolutionary processes in the minds of people. The creative process was under the control of the state authorities. The scale and forms of education in Irkutsk, the practice of educational experiments is analyzed, the features of the repertoire of theater institutions are revealed.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ИРКУТСКЕ В 1920-1921 ГГ»

УДК 008.930.85 DOI 10.36945/2658-3852-2022-4-98-106

Е. В. Сотникова

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ИРКУТСКЕ В 1920-1921 ГГ.

Аннотация: Формирование советского культурного пространства показано через просвещение народных масс. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики просветительской деятельности учреждений Иркутска в контексте социокультурного развития Сибири. Использование автором материалов газетной прессы исследуемого периода и архивных данных позволяет ввести в научный оборот богатый фактический материал. Работа имеет междисциплинарный характер. Театральное просвещение определено как важный механизм отражения в сознании людей единения и сопричастности с происходящими революционными процессами. Творческий процесс находился под контролем государственной власти. Проанализированы масштаб и формы просвещения в Иркутске, практика просветительских экспериментов, выявлены особенности репертуара театральных учреждений.

Ключевые слова: просвещение, театр, Пролеткульт, передвижная труппа, драматическая школа.

В образовательной политике Российской Федерации центральное место занимает просветительская деятельность. Театральное просвещение в статье рассматривается как комплексный социокультурный феномен, где художественно-культурное пространство общества со свойственными ему традициями и новаторскими исканиями в исследуемый период посредством театра формирует идейные установки и художественные вкусы зрителей. Театральное просвещение в данной работе представлено как информационно-образовательные мероприятия по целенаправленному распространению социально значимых сведений, формирующих общую культуру и мировоззрение человека. Исследование направлений и форм просветительской деятельности в советский период ее становления в Сибири в 1920-1921 гг. является целью данной работы.

Актуальность изучения различных направлений просветительской деятельности в 1920-е гг. подчеркивал специалист по социальной истории советской культуры В. Л. Соскин [Соскин, 2004]. Большой вклад в изучение культурной трансформации XX в. внес доктор культурологии, профессор Ю. Г. Марченко [Марченко, 2006].

© Сотникова Е. В., 2022.

Внимание авторов Л. И. Лифшица [Лившиц, 1957], В. И. Суздальского [Суздальский, 2016], В. П. Сидорченко [Сидорченко, 2021], С. В. Яневской [Яневская, 1975] сосредоточено на деятельности профессиональных театров Красноярска, Томска, Омска, Иркутска. На наш взгляд, тема театрального просвещения в Сибири и конкретно в Иркутске в указанный период исследована недостаточно.

После революционных событий 1917 г. театральная политика советской власти была нацелена на решение задач культурно-идеологического воспитания нового зрителя. Период 1920-1921 гг. характеризуется сложной политической и экономической обстановкой: заканчивается гражданская война, обостряются последствия «военного коммунизма», начинается переход к новой экономической политике. Именно в этот переходный период культура переживает своеобразный подъем, даже в театральном искусстве, с характерной для него медлительностью изменений в кризисные периоды истории. Театральное просвещение было тем лоном, где сохранялись традиции, несмотря на энергичные поиски нового, экспериментального, ломавшего привычные представления о взаимодействии театра и зрителя.

В условиях национализации театрального дела Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР уделяет особое внимание агитационно-пропагандистским театрам, взявшим за основу своего творчества программу «Театральный Октябрь» Всеволода Мейерхольда, призывавшую к переоценке достижений старой театральной культуры, широкое использование площадных, митинговых форм агитационной работы со зрителем.

В начале 1920-х гг. в Сибири получили распространение диспуты о значении театра как средства агитации и пропаганды в воспитательном процессе по формированию художественного вкуса зрителей, о способах идеологического воздействия на общественное сознание и психологию [Хроника, Красный Алтай, 1921, 5 марта]. На диспуты приглашались представители партийных органов, агитационно-пропагандистских отделов народного образования, Рабиса (профессионального союза работников искусства), корреспонденты местных газет. В новых театрах должны присутствовать «не самодовольные буржуа, а пролетарии и крестьяне - для них должны открыться двери искусства» - таковы были результаты обсуждений и руководство к действию [Хроника, Советская Сибирь, 1921, 1 апреля]. В Сибири получили широкое распространение идеи Пролеткульта (массовая культурно-просветительская организация при Наркомпросе), стремившегося к монополии в художественной области, утверждавшего, что в период «быстрого умирания старого уклада жизни, роста новых идей, лозунгов и людей смелых, энергичных и решительных... умерли, отошли в вечность Гамлеты» [Хроника, Советская Сибирь,1919, 17 декабря].

Театр как наиболее массовый, доступный вид искусства, включался в просветительскую деятельность. В 1920-е гг. число театров в Сибири было значительно меньше, нежели в европейской части страны [Шалаева, 2014]. Художественная работа в сибирских театрах была организована иначе: еще не сложились постоянные

труппы, большое количество премьер за сезон, иногда после одной-двух репетиций. Однако это не означало, что театры имели низкий художественный уровень и не занимались творческими поисками.

На специальном совещании в феврале 1920 г. Иркутский губернский комитет Российской коммунистической партии большевиков обсудил вопрос о привлечении к агитационным акциям театров города - Городского драматического театра, Театра революционной сатиры (Теревсат), Военного театра [ГАИО. Ф. Р-160, Д. 20, л. 69]. Учет театральных помещений, артистов-профессионалов и артистов-любителей, привлечение театров к агитационным кампаниям (например, День красного пахаря, Неделя помощи школе, Неделя красного флота) и политическим праздникам находилось в ведении подотдела искусств губернского отдела народного образования (губоно) [Вестник труда, 1921]. Театр действительно стал доступным для рабочих и в материальном, и в содержательном плане.

Пролеткульт превозносил массовый площадный театр, благодаря которому, по словам заведующего театральной секцией подотдела искусств Иркутского гу-боно В. И. Язвицкого, «личность в драматургии примет общий, революционно-массовый характер, будет жить общими, массовыми интересами» [Хроника, Власть труда, 1920, 18 мая]. Сибирский литератор и театральный критик Исаак Гольдберг предрекал в коммунистическом будущем «слияние искусства с жизнью» [Хроника, Власть труда, 1920, 26 декабря].

Особой формой агитационного театра стали митинги-спектакли. В праздничный день 1 мая 1921 г. на площади III Интернационала в Иркутске будущий известный режиссер, актер и театральный педагог Николай Павлович Охлопков осуществил масштабную праздничную мистерию в форме уличного спектакля. Массовую инсценировку «Борьба труда и капитала» начали артисты, а закончили собравшиеся на площади рабочие заводов и фабрик, школьники, военные - всего около восьми тысяч человек.

Сын полковника императорской армии, Николай Охлопков получил образование в Иркутском кадетском корпусе, с 1917 г. работал декоратором, а затем актером Иркутского городского театра. По воспоминаниям актера иркутского театра, а в дальнейшем режиссера и театрального художника Григория Александровича Палина, Охлопков смело взялся за подготовку спектакля: «Его организаторской способности, его уверенности в своих силах мы просто дивились. Он властно, широко и четко руководил репетициями: то отдавал громкие распоряжения в рупор, то тут же дописывал в сценарий новые картины, явления, то мчался по улицам Иркутска на мотоцикле, собирая различные "компоненты" будущего спектакля» [Палин, 1969].

Каторжный труд рабочих в начале спектакля, робкие попытки освободиться от Тирана-Капитала (эту роль исполнил сам Н. Охлопков) перерастают в упорную борьбу и победу народа, штурмующего старый мир: по площади прошли несколько тысяч участников Гражданской войны - пехотинцы, артиллеристы, пронеслась

с оголенными шашками кавалерия. Экспрессию и единство зрелищу придавала музыка сводного духового оркестра [Хроника, Власть труда, 1921, 5 мая]. «Декораций - никаких. На площади, со всех сторон тысячи зрителей. Но я никогда в жизни не забуду, как эти тысячи зрителей, словно по мановению волшебной палочки чародея, начали верить во всё, происходящее на сцене, начали видеть те места действия, о которых только намеком говорили детали и игровые предметы. Это чудо, совершенное спектаклем, осуществилось с помощью древней-предревней силы театра - силы, проверенной веками и называемой воображением» [Охлопков, 1986, с. 72]. Это был первый успех двадцатилетнего режиссера Н. П. Охлопкова, которому вручили мешок муки - в то время настоящее богатство для большинства жителей Иркутска.

Уже осенью 1921 г., вернувшись из организованной Иркутским губкомом командировки в Москву, Н. П. Охлопков создал Молодой театр в помещении театра «Глобус», расположенного в бывшем особняке купца второй гильдии В. Н. Брянцева. Под влиянием революционной поэзии Владимира Маяковского артисты-единомышленники приступили к постановке «Мистерии-Буфф». Известный антрепренер и заведующий единственной в Сибири драматической школой Н. И. Дубов воодушевленно охарактеризовал порыв молодых актеров: «Это будет, как в Художественном! Да, да! Всё, всё делается самым тщательным образом! Они же разбойники! Да, да! Представьте! Собираются по ночам, где-то на самом верху под крышей театра! Репетируют без конца! Кажется, было уже сорок репетиций! Неслыханно!» [Палин, 1969]. Иркутску предстояло увидеть этот спектакль весной 1922 г.

Праздничная мистерия в Иркутске была самым ярким театрально-просветительским событием 1920-х гг. В целом же массовые действия в Сибири были представлены инсценировками революционных, народных песен, массовыми декламациями - «Дубинушка», «Бей молотом», «Труд» [Хроника, Советская Сибирь, 1921, 21 сентября].

В 1920 г. в Сибири с целью приобщение рабоче-крестьянских масс отдаленных районов к «подлинным образцам искусства» начали работать агитационные передвижные труппы, организованные отделами народного образования [ГАНО. Ф. Р-1053, Оп. 1, Д. 52, л. 110]. В труппе было не более 15 человек - необходимый минимум для распределения ролей. Актеры не могли самовольно отстраниться от участия в работе агитационных трупп - фактически это была военно-мобилизационная мера. Спектакли передвижных театров были и бесплатными, и платными [ГАНО. Ф. Р-1053, Оп. 1. Д. 126. Л. 44]. В Иркутске популярностью пользовались революционные лубки «Поп и кулак», «Митинг у паровоза», одноактные инсценировки произведений Владимира Маяковского, Демьяна Бедного, разыгрываемые передвижной агитационной труппой Подольских [Хроника, Советская Сибирь, 1921, 19 мая].

Первая губернская передвижная драматическая труппа при Иркутском губернском отделе политического просвещения в октябре-ноябре 1921 г. совершила

поездку по губернии, выступив с бесплатными спектаклями в населенных пунктах по железнодорожной магистрали до Тайшета. В репертуаре - классические произведения А. Н. Островского «Доходное место», «Не все коту масленица», а также революционные пьесы «Марат», «Красное знамя». На спектаклях передвижной труппы побывало 15 тысяч зрителей - рабочих, крестьян, красноармейцев [Хроника, Власть труда, 1922, 4 января]. В труппу губернским комитетом РКП(б) был назначен политкомандир. И классический, и революционный спектакли начинались вступительным словом на актуальные политические темы с целью пропаганды нового пролетарского миропонимания [ГААК. Ф. Р-141. Оп. 1. Д. 43. Л. 2-3.]. Так, в отчете о поездке Первой губернской передвижной драматической труппы военный комиссар Черемховского уезда уведомил о том, что хорошо разыгранные пьесы «имеют большое агитационное и воспитательное значение». Участковый станции Зима сообщил о вполне удовлетворительной игре актеров, «типы схвачены живо». В извещении Венестовского комитета констатировано: «Театр был переполнен. Рабочие остались очень довольны» [ГАИО. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 12. Л. 5].

С конца 1921 г. в деятельности передвижных трупп начнется спад, связанный с изменением экономической обстановки в стране и ослаблением пролеткультовского влияния на просветительскую деятельность в Сибири.

Уникальным явлением в Иркутске начала 1920-х гг. стал первый в Сибири опыт государственного театрального образования. Крупнейший сибирский антрепренер Николай Иванович Дубов организовывал общедоступные спектакли во всех крупных сибирских городах, играл характерные роли [Вьюхина, 2012]. По его инициативе 2 ноября 1920 г. в здании Первого советского народного дома начала работу Иркутская государственная драматическая школа, заведующим которой и был назначен Н. И. Дубов.

В школе по специальностям «Актер», «Художественный руководитель театров и клубов», «Преподаватель сценического искусства» губоно запланировало двухлетнее обучение. В драматическую школу принимались юноши и девушки с 16 лет, имеющие сценические данные и общеобразовательную подготовку по русскому языку и истории. По воспоминаниям Дубова, экзамены в школу в год ее открытия сдавали 300 человек, приступили к занятиям на первом курсе 64 учащихся из пролетарских семей, «горящие страстно любовью к искусству» [ГАИО. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 12. Л. 5]. Большинство учащихся совмещали учебу с работой.

Программа школы включала такие предметы, как художественное чтение, сценическое управление, ритмико-пластика, мимика, танцы, анализ пьес, импровизация, грим, фехтование, психология, история быта и стиля, история литературы и драмы, история искусства. Учащиеся на практике знакомились со стилем игры пьес Еврипида, Шекспира, Мольера, Шиллера, Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского, Чехова. Драматическая студия, открытая при школе, позволяла выпускникам совершенствовать навыки для обслуживания народных театров Иркутска и губернии [ГАИО. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 12. Л. 5].

В 1921 г. по ходатайству Н. И. Дубова Главное управление профессионального образования изменило статус школы - она была преобразована в Высшую драматическую школу [ГАИО. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 12. Л. 8]. В 1924 г. школа закрылась по причине прекращения государственного финансирования в условиях нэпа, а существование на принципах самоокупаемости не представлялось возможным. Выпускники школы вошли в состав драматического кружка общества «Друзья детей», выступавшего со спектаклями для детских домов [Хроника, Власть труда, 1924, 24 августа].

Перейдем к выводам. В 1920-1921 гг. советское государство в агитационно-просветительских целях стремилось организовать театр в каждом уездном городе Сибири. Позже, с изменением экономической ситуации, связанной с введением нэпа, произойдет значительное сокращение количества театров.

В неблагоприятной экономической ситуации государство не отказалось от идеи культурной революции, направляя развитие театрального искусства в выгодное с точки зрения государственной идеологии русло, способствующее широкомасштабному художественному просвещению в Сибири. В 1920-1921 гг. идеологического единообразия достигнуто еще не было: у органов власти отсутствовало четкое и конкретное понимание того, как должен жить и функционировать местный рабочий театр.

Требование революционности в театральном просвещении звучало на протяжении всего рассматриваемого периода. Общие принципы идеологического руководства театральным просвещением исходили от партийных органов, а воплощать их на практике должны были отделы народного образования. Зрелищность и праздничность определили специфику театрального просвещения. Через деятельность театра - народного, самодеятельного, передвижного - реализовывались важные для советской власти функции воспитания, агитации и пропаганды.

В административном порядке партия и государство привлекали театры к решению политических задач, создавали передвижные агитационные труппы, молодежные пролеткультовские театры и студии. Формы и методы работы со зрителями были разнообразны и определялись опять-таки политическими и экономическими факторами.

Пролеткультовцы, в частности П. М. Керженцев, противопоставили новаторский народный театр профессиональному театру с его морально устаревшим репертуаром.

Иркутская государственная драматическая школа должна была решить задачу формирования кадров художественной интеллигенции, направленную на обеспечение пролетарского большинства в ее среде. По словам Николая Бухарина, «необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер» [Соскин, 1991, с. 39].

Таким образом, практика 1920-1921 гг. показала доступность и эффективность воздействия театрального просвещения на сознание народных масс в Иркутске.

Просветительские эксперименты вовлекали зрителей в действие, тем самым разрушая театральное пространство в постановках.

Государственное управление репертуарными, организационными процессами в театральном деле в соответствии с задачами времени способствовало подъему творческой активности масс.

Библиография

Вьюхина, М. В. Театральная жизнь Сибири в период революции и гражданской войны / Власть и общество в Сибири в XX веке: сб. науч. ст. - Вып. 3. - Новосибирск: Параллель, 2012. - С. 80-101.

ГААК (Государственный архив Алтайского края). Ф. Р-141. Оп. 1. Д. 43.

ГАИО (Государственный архив Иркутской области). Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 12, 20.

ГАНО (Государственный архив Новосибирской области). Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 52, 126.

Лифшиц, Л. И. Театр в Красноярске. - Красноярск, 1957. - 111 с.

Марченко, Ю. Г. Русская культура в ХХ веке: трансформация системообразующих оснований (процессы 1920-х и 1990-х годов, исторические аналоги и особенности). - Новосибирск: СГГА, 2006. - 447 с.

Охлопков, Н. П. Статьи. Воспоминания / [сост. Е. И. Зотова, Т. А. Лукина]. -Москва: ВТО, 1986. - 367 с.

Палин, Г. А. Это было в Иркутске [Электронный ресурс] // Театральная жизнь. - 1969. - № 9. - Режим доступа: URL: https://chapaev.media/articles/5559 (дата обращения: 25.08.2022).

Сидорченко, В. П. Иркутская антреприза. Страницы истории городского театра 1790-1920 годов. - Иркутск: Оттиск, 2021. - 392 с.

Соскин, В. Л. Российская советская культура (1917-1927 гг.): очерки социальной истории. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 455 с.

Соскин, В. Л. Судьбы русской интеллигенции: материалы дискуссий. 19231925 гг. - Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1991. - 219 с.

Суздальский, В. И. Театр уж полон...: из истории Томского драматического. - Томск, 2016. - 112 с.

Театр для рабочих // Вестник труда. - 1921. - № 4-5. - С. 81-84.

Хроника // Власть труда. - 1920. - 18 мая.

Хроника // Власть труда. - 1920. - 26 декабря.

Хроника // Власть труда. - 1921. - 5 мая.

Хроника // Власть труда. - 1922. - 4 января.

Хроника // Власть труда. - 1924. - 24 августа.

Хроника // Красный Алтай. - 1921. - 5 марта.

Хроника // Советская Сибирь. - 1919. - 17 декабря.

Хроника // Советская Сибирь. - 1921. - 1 апреля.

Хроника // Советская Сибирь. - 1921. - 19 мая.

Хроника // Советская Сибирь. - 1921. - 21 сентября.

Шалаева, Н. В. Советская власть и культура: формирование народного революционного театра в 1917-1920-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - № 1 (39): в 2 ч. - Ч. II. - C. 202-206.

Яневская, С. В. Омский драматический. - Омск, 1975. - 127 с.

Сведения об авторе

Сотникова Елена Вячеславовна, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых и социальных наук Сибирского государственного университета геосистем и технологий (г. Новосибирск).

E-mail: sotnikovaev@mail.ru

E. V. Sotnikova

THEATRICAL EDUCATION IN IRKUTSK IN 1920-1921

Abstract: The formation of the Soviet cultural space is shown through the enlightenment of the masses. The scientific novelty of the study lies in identifying the specifics of the educational activities of Irkutsk institutions in the context of the socio-cultural development of Siberia. The author's use of materials from the newspaper press of the period under study and archival data makes it possible to introduce rich factual material into scientific circulation. The work has an interdisciplinary character. Theatrical education is defined as an important mechanism for reflecting unity and involvement in the ongoing revolutionary processes in the minds of people. The creative process was under the control of the state authorities. The scale and forms of education in Irkutsk, the practice of educational experiments is analyzed, the features of the repertoire of theater institutions are revealed.

Key words: education, theater, Proletkult, traveling troupe, drama school.

References

Vyuhina, M. V. Teatral'naya zhizn' Sibiri v period revolyucii i grazhdanskoj vojny // Vlast' i obshchestvo v Sibiri v XX veke: sb. nauch. st. - Vyp. 3. - Novosibirsk: Parallel', 2012. - S. 80-101.

GAAK (Gosudarstvennyj arhiv Altajskogo kraya). F. R-141. Op. 1. D. 43.

GAIO (Gosudarstvennyj arhiv Irkutskoj oblasti). F. R-160. Op. 1. D. 12, 20.

GANO (Gosudarstvennyj arhiv Novosibirskoj oblasti). F. R-1053. Op. 1. D. 52, 126.

Lifshits, L. I., Teatr v Krasnoyarske. - Krasnoyarsk, 1957. - 111 s.

Marchenko, YU. G. Russkaya kul'tura v XX veke: transformatsiya siste-moobrazuyushhikh osnovanij (protsessy 1920-kh i 1990-kh godov, istoricheskie analogi i osobennosti). - Novosibirsk: SGGA, 2006. - 447 s.

Ohlopkov, N. P. Stat'i. Vospominaniya / [sost. E. I. Zotova, T. A. Lukina]. -Moskva: VTO, 1986. - 367 s.

Palin, G. A. Eto bylo v Irkutske [Elektronnyj resurs] // Teatral'naya zhizn'. -1969. - № 9. - Rezhim dostupa: URL: https://chapaev.media/articles/5559 (data obrashcheniya: 25.08.2022).

Sidorchenko, V. P. Irkutskaya antrepriza. Stranitsy istorii gorodskogo teatra 1790-1920 godov. - Irkutsk: Ottisk, 2021. - 392 s.

Soskin, V. L. Rossijskaya sovetskaya kul'tura (1917-1927 gg.): ocherki sotsi-al'noj istorii. - Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2004. - 455 s.

Soskin, V. L. Sud'by russkoj intelligencii: materialy diskussij. 1923-1925 gg. -Novosibirsk: Nauka: Sibirskoe otdelenie, 1991. - 219 s.

Suzdal'skij, V. I. Teatr uzh polon...: iz istorii Tomskogo dramaticheskogo. -Tomsk, 2016. - 112 s.

Teatr dlya rabochih // Vestnik truda. - 1921. - № 4-5. - S. 81-84.

Hronika // Vlast' truda. - 1920. - 18 maya.

Hronika // Vlast' truda. - 1920. - 26 dekabrya.

Hronika // Vlast' truda. - 1921. - 5 maya.

Hronika // Vlast' truda. - 1922. - 4 yanvarya.

Hronika // Vlast' truda. - 1924. - 24 avgusta.

Hronika // Krasnyj Altaj. - 1921. - 5 marta.

Hronika // Sovetskaya Sibir'. - 1919. - 17 dekabrya.

Hronika // Sovetskaya Sibir'. - 1921. - 1 aprelya.

Hronika // Sovetskaya Sibir'. - 1921. - 19 maya.

Hronika // Sovetskaya Sibir'. - 1921. - 21 sentyabrya.

SHalaeva, N. V. Sovetskaya vlast' i kul'tura: formirovanie narodnogo revoly-ucionnogo teatra v 1917-1920-e gg. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. -Tambov : Gramota, 2014. - № 1 (39): v 2-h ch. - CH. II. - C. 202-206.

YAnevskaya, S. V. Omskij dramaticheskij. - Omsk, 1975. - 127 s.

About the author

Sotnikova Elena Vyacheslavovna, Associate Professor, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Legal and Social Sciences Of Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk).

E-mail: sotnikovaev@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.