УДК 908
Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 4
М. В. Воронова
ИСТОРИЯ ТЕАТРА И ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ*
Формирование и становление театров и театрально-декорационного искусства Восточной Сибири — это сложный и длительный процесс, корни которого можно усматривать еще в XVIII в. Сперва появляется так называемый церковный театр (в начале XVIII в.), связанный с обрядом, церковными праздниками. Параллельно существует площадной, скомороший театр. Расслоение двух этих начал — «высокого» и «низкого» — наиболее явно просматривается именно в этот период. Позднее, когда происходит проникновение влияний европейской культуры, в 60-х годах XVIII в. возникает любительский театр, и, наконец, в середине XIX столетия происходит зарождение профессионального театра [1; 2].
Территориально развитие постепенно продвигается с запада на восток — в регионы Зауралья, Западной Сибири и затем в Восточную Сибирь. Светский театр в форме любительских спектаклей распространился во многих сибирских городах, любительское движение в Сибири возникло одновременно с аналогичными кружками в Европейской части России [3; 4; 5]. К середине XIX в. антрепризные театры существовали уже во многих городах Сибири [6; 7; 8], но лучшим по праву считался Иркутский театр, первое здание которого было построено в 1851 г. и неоднократно перестраивалось и улучшалось.
Процветание, развитие и само существование театра в провинциальном городе в XIX в. было тесно связано с губернской и городской властью. От этой власти зависело все: разрешение антрепренеру снять помещение, положение труппы в городе, отношение к актерам полицмейстера, состояние театрального помещения и даже посещаемость театра: если театр посещала семья губернатора, то туда тянулись все местные чиновники. Таким образом, театр нес не только развлекательную, но и важную общественную (просветительскую и политическую) функцию. Не случайно именно театр становится важной консолидирующей силой в период ссылки в Сибирь декабристов, которые начинают свою общественную деятельность в регионе именно с домашних представлений любительского театра. С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой и их семьи, художник Н. А. Бесстужев, литератор П. А. Муханов и другие декабристы были связаны с театром. Так, Е. М. Даревская в статье «О некоторых деталях пребывания декабристов в Сибири» [9] приводит данные о роли декабриста Н. А. Бесстужева в судьбе Иркутского театра. В своей монографии Е. Ячменев (ссылаясь на М. Ю. Барановскую) [10, с. 5] упоминает о бурятах Анае и Ирдынее Унгановых, которые учились у Н. А. Бесстужева различному ремеслу и участвовали в строительстве и скульптурном оформлении здания театра.
* Статья подготовлена в рамках выполнения работ по соглашению, заключенному с Министерством образования и науки РФ по заявке № 2012-1.4-12-000-3001-005 «Актуальные вопросы истории Российской государственности: К-ХХ вв.», мероприятия 1.4 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
© М. В. Воронова, 2012
Значительная роль в развитии театрального дела принадлежит семье декабриста С. Г. Волконского. В начале 1847 г. в иркутской гимназии ими был устроен любительский спектакль, поставлены две пьесы, одна из которых принадлежала перу иркутского старожила, штаб-лекаря А. И. Орлова, что свидетельствует о зарождении местной драматургии. Широко известна оценка театральной жизни Иркутска 1850-х годов в воспоминаниях иркутянина Николая Андреевича Белоголового, ученика декабристов А. П. Юшневского и А. В. Поджио, друга Волконских и Трубецких. Н. А. Белоголовый вспоминал: «...В 1854 г., когда я приехал студентом домой на вакацию, то я уже нашел настоящий театр в весьма поместительном и специально выстроенном здании, с ложами, с постоянной труппой, с репертуаром из пьес Гоголя, Островского и т. п. и, конечно, с гардеробом, избавлявшим актеров от необходимости занимать костюмы у кучеров» [10; с. 9]. До этого момента такую роскошь, как своя костюмерная, могли позволить себе лишь столичные императорские театры. Репертуар иркутского театра не уступал столичному. Первой постановкой при открытии театра в 1851 г. была пьеса Н. Полевого «Русский человек добро помнит». В 1852 г. иркутский зритель смотрел «Горе от ума» А. Грибоедова. В 1857 г. здесь впервые в России была поставлена находившаяся под запретом комедия А. Островского «Свои люди — сочтемся». Это, несомненно, сказывалось на формировании вкусов публики и актеров.
В 1897 г. после нескольких пожаров в Иркутском театре (1861, 1890 гг.) по проекту архитектора В. Шредера было построено третье, уже каменное здание. Театр работает в этом здании и сегодня, ныне — Иркутский областной академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова.
В Красноярске, ссыльной окраине России в середине XIX в. (ссыльные составляли здесь 23% населения), также уже формировался профессиональный театр, поначалу в форме музыкального. Первое упоминание о музыкальном спектакле в городе относится к 1849 г. Афиша, сохранившаяся в краеведческом музее, извещает, что в жандармском манеже приезжей труппой дается французский водевиль «Три пощечины». «Театр освещался сальными свечами, и в него приезжали со своими стульями», — сообщалось в одном из журналов 1857 г. [11, с. 2]. В 1873 г. на Острожной площади Красноярска было построено первое деревянное здание театра. Приехавший в 1874 г. из Центральной России антрепренер А. Н. Егоров впервые попытался создать постоянную труппу, гастролировавшую по городам Сибири и осуществлявшую регулярные (на 2-3 сезона) антрепризы [12]. В 80-е годы XIX в. театральные представления в Красноярске давались уже в трех помещениях: в городском театре на Театральной площади, в помещении общественного собрания, расположенного поблизости, и в железнодорожном клубе возле вокзала.
С 1887 г. главный, Городской театр был передан под попечительство Общества любителей драматического искусства, под которым находился до 1898 г. В уставе Общества записано о его целях: « .Поддерживать помещение городского театра, улучшать его декорации и приспособления, распространять любовь к театру и развивать понимание сценического искусства.» [13; с. 3]. В 1886 г. в Красноярске было организовано Общество любителей музыки и литературы; его деятельность способствовала росту интереса публики к музыкальному театру. Спустя четыре года, после пожара 1898 г., на средства, собранные передовой интеллигенцией и меценатами города, было построено здание Народного дома-театра. Занавес был расписан известным красноярским художником Д. И. Каратановым и изображал картину на тему «У Лукоморья дуб зеле-
ный...», иллюстрируя вступление к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. В 1906 г. построили новое каменное здание городского театра, который стал именоваться театром имени А. С. Пушкина в связи со 100-летием со дня рождения поэта.
В начале XX в. постепенно усиливается тенденция к оформлению спектакля, понятого не как реальное происшествие и не только как подлинный исторический факт, а как новая интерпретация этого факта, разыгранная перед зрителями. Изменилось значение художника-декоратора и в сибирских театрах: к росписи декораций теперь привлекают профессионалов.
Вслед за оперными и балетными труппами Красноярск посещают и известные драматические артисты в составе частных антреприз [14; 15]. Много столичных знаменитостей приезжает сюда в период антрепренерства Иосифа Моисеевича Суходрева (1909-1912 гг.). В 1909 г. Красноярск посетил В. П. Далматов, в мае 1909 — В. Ф. Комис-саржевская, в 1910 — труппа П. П. Гайдебурова, Г. Ге, Л. Собинов, Б. Орленев, в 1911 г. — Е. Горевой, братья Адельгейм, русская опера А. И. Вольского-Лундина, комик В. Н. Давыдов.
В период с 1918 по 1920 г. волна миграции интеллигенции прокатилась и по Сибири. Организовывались агитпоезда и агитбригады с участием молодых актеров. Происходил обмен изобразительными и театральными идеями. В Красноярске Народный дом-театр имени А. С. Пушкина после 1917 г. был переименован в первый Красноярский рабочий театр и одновременно «укрупнен». Около 200 работников театра объединились в союз артистов. К труппе присоединили профсоюзный, самодеятельный и оперный коллективы. Театр, пытаясь соответствовать требованиям времени, поставил «Мистерию Буфф» В. В. Маяковского и «Принцессу Турандот» К. Гоцци (почти одновременно с постановкой, осуществленной в Москве Е. Вахтанговым) [16]. Несмотря на то, что театр именовался Первый Советский, игрались пьесы и из дореволюционного репертуара. Подобные же изменения происходили и в другом крупном городе Восточной Сибири — Иркутске. К 1920 г. секция ИЗО Иркутского ГУБОНО постановила взять под контроль организацию народных торжеств, создать коллектив художников и с его помощью проводить работы по украшению города. Исполнителями работ фактически стали мастерская и ученики школы И. Л. Копылова. Студийцы мастерской Ко-пылова тесно сотрудничали с Иркутским Молодежным театром, в котором в тот период работал актером Н. П. Охлопков (в дальнейшем художественный руководитель Московского театра им. В. В. Маяковского) [17].
В 20-е годы Иркутский молодежный театр прошел путь от дореволюционного театра-варьете в «Доме Гиллера» к «Молодому театру», девиз которого: «Молодость, смелость, эксперимент» был созвучен времени. Лидерами нового театра стали П. В. Цетне-рович, в будущем художественный руководитель Московского ТЮЗа, и Н. П. Охлопков. Театры Рабочей Молодежи (ТРАМы) организовывались по всей стране, в основном из самодеятельных групп молодежи. Это были, по замечанию современника, то ли драматические кружки, то ли любительские театры [18].
В 30-е годы XX в. сверхинтенсивность художественной жизни снижается, политические события не способствуют дальнейшему развитию авангардных тенденций. Начинается период тяготения к иллюстративному, повествовательному оформлению спектаклей и соответствующему выбору репертуара. Позднее развитие этого направления лишь укрепляется, так как события Великой Отечественной войны ставят перед театрами вполне определенные художественные задачи. Частично репертуар состоит
из классических пьес или пьес революционной тематики, но все больший процент начинают составлять пьесы современных драматургов о войне (особенно часто ставятся пьесы К. Симонова). На основе программок за 1945-1956 г. можно сделать некоторые выводы о характере театрального процесса и театрально-декорационного искусства рассматриваемого периода. Оформление носит иллюстративный характер или «декорации места действия» (по определению М. Н. Пожарской). Подобные же тенденции оформления наблюдаются и в театрах Иркутска.
Новая интересная страница в истории театров и театрально-декорационного искусства начинается лишь в середине 60-х годов, когда в Красноярске вновь открывается Театр юного зрителя, основу труппы которого составили выпускники ЛГИТМиКа. А в Иркутске работают выдающиеся драматурги своего времени — А. Вампилов и В. Распутин.
ТЮЗовская труппа работает совершенно по-новому. Молодые ленинградские режиссеры, актеры и художники объединены идеей нового театра, экспериментальной площадки, свободной от академизма и иллюстративных тенденций. Такие художники, как Г. Коган, С. Соколов, Н. Потемкин, Т. Кернер, В. Лассан, а позднее С. Е. Ставцева, А. Корбут-Снитко, Л. Рахманова, и режиссеры В. Галашин, В. Дорин, Г. Опорков, Л. Малеванная формируют лицо театра. Выбирается принципиально новый репертуар на основе современной драматургии Э. Радзинского, А. Володина, А. Арбузова. Основные направления были представлены в творчестве наиболее ярких персоналий: минимализм —Л. Рахманова; попытки адаптации авангарда 20-х годов начала века —А. Кор-бут-Снитко, позднее В. Жуйко; стилизация, схематизм, лубок —С. Ставцева и частично Р. Юношева.
Семидесятые годы были ознаменованы появлением новых имен в режиссуре, сценографии, драматурги и, как следствие, новой эстетикой, новыми формами взаимоотношений режиссера и художника. Возникало постоянное сотрудничество Режиссера и Xудожника как полноправного автора изобразительной идеи. Примеры подобных союзов в регионах: С. Ставцева и Г. Опорков, Л. Рахманова и И. Р. Штокбант, В. Жуйко и Ю. Мочалов, возникавшие еще в прошедшем десятилетии. Но в силу объективных факторов и в отличие от столиц союзы эти, как правило, бывали непродолжительными, однако предоставляли молодым авторам возможность приобретения профессионального опыта и простор для эксперимента, способствовали формированию собственного творческого лица, рождению новых направлений в сценографии. Процессы в столицах и регионах протекали практически параллельно, а иногда и с опережением в регионах. Xудожники использовавшие различные методики — в соответствии с индивидуальными пристрастиями (концептуальное проектирование, импрессионистический подход и др.). Разнообразие направлений в театрально-декорационном искусстве Восточной Сибири и повышение качественного уровня явилось следствием поступательного развития изобразительного и театрального искусства, а также результатом творческой, образовательной и просветительской деятельности, которую осуществляли театры и специализированные учебные заведения.
Восмидесятые годы можно назвать наивысшей точкой расцвета театрально-декорационного искусства в регионе, когда еще ощущалось влияние выдающихся персоналий 60-х, но уже появилось новое поколение мастеров, воплотивших в своем творчестве взгляд на мир, связанный непосредственно с реалиями сибирской школы. При этом две основные тенденции в театрах Иркутска и Красноярска можно сформули-
ровать как «изобразительную» (для Красноярска) и «литературную» (для Иркутска), однако в каждом конкретном случае они подвергались взаимному влиянию и обогащению.
К 90-м годам завершилось создание стройной системы непрерывного художественного образования в Красноярске. Помимо художественной школы и училища существует художественный институт (изначально Институт искусств) и организуется филиал Российской академии художеств. Но поскольку отделения театрально-декорационного искусства в этих учебных заведениях нет, многие художники театра после училища поступают на отделения живописи или графики. Несмотря на временные трудности экономического и организационного характера, театры и театрально-декорационное искусство в 1990-е годы продолжали развиваться. Отсутствие цензуры, технические возможности, а также приток новой информации, касающейся тенденций в мировом изобразительном искусстве и театре, способствовали применению новых средств образной выразительности.
Несмотря на то, что пока рано делать окончательные выводы относительно фундаментальной характеристики современного театрального оформления, несомненно одно: оно становится все ближе другим видам современного искусства. Использование новых средств выразительности — синтетичность, выход театра за пределы сцены, смешение с живописью, перфомансом — становится определяющей тенденцией, хотя, безусловно, параллельно продолжает существовать и классический академический театр.
Источники и литература
1. Старикова Л. М. Театральная жизнь в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1741-1750. Вып. 2 в 3 частях. Ч. 1. М.: Наука, 2003. 863 с.
2. Старикова Л. М. Театральная жизнь в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1741-1750. Вып. 2 в 3 частях. Ч. 2. М.: Наука, 2005. 631 с.
3. Асеев Б. Н. Русский драматический театр от истоков до конца XVIII века. М.: Искусство, 1977. 576 с.
4. Ащепков Е. А. Русское народное творчество Восточной Сибири. М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1953. 280 с.
5. Стрельцова Е. Театральная артель. «Проект» Леонида Самсонова // Сцена. 2009. №2 (58). С. 65-67.
6. Балдина О. Д. Русские народные картинки. М.: Молодая гвардия, 1972. 208 с.
7. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. М.: Изд-во МГУ; Флинта, 2008. 288 с.
8. Березкин В. И. Xудожник в театре Чехова. М.: Изобразительное искусство, 1987. 240 с.
9. Декабристы и Сибирь. Сб. статей на основе материалов научной конференции в г. Чите, посвященной 150-летию восстания декабристов / отв. ред. А. Н. Копылов. Новосибирск: Наука, СО, 1977. 257 с.
10. Ячменев Е. Иркутский театр и декабристы, (1850-1861). К 175-летию восстания декабристов и 150-летию Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. Иркутск: Изд-во Иркутского музея декабристов, 2000. 56 с.
11. Красноярский Краевой драматический театр им. Пушкина. Каталог. Красноярск: Красноярский рабочий, 1970. 30 с.
12. Громова О. Потомственный антрепренер // Вечерний Красноярск. 2002. № 63.
13. Ломанова Т. М. Xудожники земли красноярской. Каталог / Красноярская Региональная Организация Всероссийской Творческой Общественной Организации, Союз художников России. Красноярск: Поликор, 2007. 320 с.
14. Иванова Е. А. Театр начинается с проекта или как строили театр Музыкальной комедии // Трасса. 1993. № 5. С. 81-86. (Журнал Комитета по делам культуры и искусства Администрации края, Красноярская организация СТД России, секция театральной критики, сезон 1992-1993 года.)
15. Прейсман Э. Мелодии истории// Красноярский комсомолец. 1978. 22 авг. С. 4-5.
16. Сыркина Ф. Я. Русское театрально-декорационное искусство / отв. ред. Ф. Я. Сыркина, Е. М. Костина. М.: Искусство, 1978. 246 с.
17. Иоффе Л.В. Цветы и годы. Книга о молодом театре / Л. В. Иоффе, В. С. Токарева. Иркутск: Иркутская обл. типогр., 2003. 368 с.
18. Попов Б. Иркутские письма (от нашего корреспондента) // Жизнь искусства. 1924. № 28. С. 20.
Статья поступила в редакцию 16 июня 2012 г.