Л. В. Будникова
СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА СЦЕНОГРАФИИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПОЛЯРЬЯ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА
Работа представлена кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Т. Е. Шехтер
В статье рассматривается начальный этап становления театрально-декорационного искусства Заполярья в 1940-1950 гг. Предлагаются основные характеристики развития искусства сценографии в условиях системы НОРИЛЬЛАГа, описывается деятельность театральных художников этого периода. В работе использован комплекс методов, направленных на историко-художественное осмысление данной темы. Материалы статьи основаны на архивной документации, отражающей деятельность Заполярного драматического театра в середине XX в.
Ключевые слова: сценография, драматический театр, театральное творчество, художественная культура, Заполярье, сценическое искусство.
One of the stages of formation of the Polar theatrical-decoration art in the 1940-1950s is viewed in the article. The author explores the main characteristics of scenography development during the Norillag System and describes theatrical artists’ activity in this period. The complex of methods directed at historical and artistic comprehension of the considered subject has been used in the research. The materials of the article are based on the archival documentation reflecting the activity of the Polar Dramatic Theatre in the mid-20m century.
Key words: scenography, dramatic theatre, theatrical art, artistic culture, polar region, scenic art.
7 0
Творчество художников театра в системе политических лагерей 1940-х - начала 1950-х гг. - одна из малоизученных тем художественной культуры нашей страны прошлого века. Обращение к проблемам и достижениям этого периода позволяет видеть и понимать те процессы, которые помогли сформировать особый этап в сфере театрально-сценографического искусства середины XX в. Один из таких примеров - Заполярный драматический театр им. В. Маяковского г. Норильска, возникший в системе самодеятельности ГУЛАГа (НОРИЛЬЛАГа) Изучение документов архива Музея истории освоения Норильского промышленного района, исследование материалов литературного отдела и фондов театра позволило сделать вывод, что за сравнительно краткий исторический период сформировался Заполярный драматический театр. 1 июля 1935 г. правительством СССР подписан приказ о создании на Таймырском полуострове первого лагеря - «Никельстрой »1 . В этот же год по приказу политуправления Главморпути из актеров центральных театров создается театральная труппа, которая была направлена на гастроли в навигацию по маршруту: Красноярск - Игарка - Дудинка - Усть-Енисейск - остров Диксон2. Так в Заполярье появляется первый профессиональный театр (Театр им. В.Н. Пашенной 3). А в 1941 г. на базе 2-го лагерного отделения НОРИЛЬЛАГа основывается Заполярный драматический театр, который почти сразу получает статус официального, так как весь его состав состоял из профессиональных актеров, художников и музыкантов, в то время являвшихся политически осужденными4. На территории НОРИЛЬЛАГа проходили театральные фестивали, в которых участвовали практически все лаготделения. Первым художественным руководителем театра был профессиональный режиссер из Умани Михаил Николаевич Гладков, первым сценографом - художник-график из Ростова Аркадий Дадулад5. Благодаря творчеству профессионального художника на сцене были
созданы такие постановки, как «Хозяйка гостиницы» Гольдони, «Жди меня» Симонова, «Поздняя любовь» Островского, «Сады цветут» Масса и Куличенко6.
С середины 1940-х гг. и до конца 1950-х гг. одним из ведущих принципов театральнодекорационного оформления на сцене Заполярного театра драмы являлась реалистичная сценография, которая создавалась на основе живописно-объемного изображения,
о чем свидетельствуют сценографические решения ряда постановок, осуществленные на сцене Заполярного театра в этот период. Данный тип декорационного оформления подразумевает создание жизнеподобной декорации, воссоздающей на сцене реальное место действия7. В лагерном театре оформлением спектакля зачастую приходилось заниматься всей труппе после выполнения наряда работ. Каждый участник творческого процесса привносил в техническое исполнение декораций свое видение. Благодаря этому появлялись самобытные сценографические работы, отличающиеся не столько профессиональным подходом к сценографическому решению сцены, сколько своеобразным техническим решением. Эскизы художников к спектаклям представлялись управлению «Культурно-воспитательного отдела» НОРИЛЬЛАГа, подвер-гались тщательному рассмотрению и цензуре. Главными критериями, по которым разрешалось применить эскизы на практике, были: бытовая достоверностью реальных мест действия в постановке и в то же время - масштабность и монументальность их сценического изображения.
Примером реалистичного сценографического решения можно считать спектакль «На дне» по пьесе А. М. Горького8, который был поставлен в 1942 г. на сцене Заполярного театра (в постановке художественного руководителя Н. И. Бармичева, сценография Н. Фаюткина). Художник-декоратор Н. Л. Фаюткин создал на сцене реальный облик ночлежки Костылева (актер Г. А. Бороденко). В данном декорационном оформлении художник пытался экс-
периментировать с материалом и фактурой, не выходя за рамки общепринятого метода живописно-объемного изображения. Тип декорации на сценической площадке определялся не только творческими особенностями художественного направления, утвердившегося на данном этапе развития, и эстетическими потребностями, но прежде всего условиями социальными, характерными для этого периода.
Отзывы о театральной жизни Заполярного города можно увидеть в статьях и репортажах зарубежной прессы конца 1940-х гг.: «...В Норильске имеется стационарный театр, стадион, залы для танцев, лекций и демонстраций фильмов. При этом Норильск находится в северной Сибири, у семидесятой параллели, в области вечной мерзлоты, в замороженной пустыни»9.
Политические преобразования в стране середины 1950-х гг. повлияли и на театральную жизнь Заполярного города. К этому времени театр перестает быть лагерным и переходит в ведомство городской структуры Норильского комбината. Это дает возможность по-новому выстраивать театральную политику Заполярного драматического театра. К концу 1950-х гг. сценография Заполярного драматического театра приобретает более профессиональный облик, причиной этому становится работа в театре приезжающих профессиональных сценографов, приглашенных с «материка» из ведущих театров страны, в основном из Москвы и Ленинграда.
Главное направление в репертуарной политике Заполярного театра в эти годы - воплощение тем современности, спектакли о производстве и взаимоотношениях человека со сложными условиями Заполярья. Именно такая тема становится наиболее актуальна для молодого индустриального города, каким в этот период является Норильск.
Например, в спектакле «Вас вызывает Таймыр» рассказывалось о строительстве
грандиозного металлургического комбина-та, о покорении Крайнего Севера, об освоении человеком новой техники. На основе фото-материалов, архивной документации и воспоминаний зрителей стало возможным реконструировать ряд сцен данной драматической постановки. В сценографии спектакля использовалась живописно-реалистическая манера. Первое действие спектакля открывалось масштабной панорамой с изображением тундры. На полотне в технике гризайль были выписаны огромные просторы, серое небо, озера, искривленные, стелющиеся по земле деревья - преграды для нового строительства, пустынная земля вечной мерзлоты. Луч прожектора медленно высвечивал фрагменты пустынного пейзажа Севера, давая возможность зрителю осознать всю силу природы, с которой придется бороться человеку, преобразовывать занятое им пространство. Техника гризайль и монохромный колорит пейзажа были определены сюжетом постановки. Музыкальное сопровождение этой сцены (тихие северные напевы, вой ветра и иногда включающиеся в общий ритм звуки национальных музыкальных инструментов местного населения - долган и ненцев) подчеркивало всю остроту данного действия.
Следующая сцена освещалась большим количеством прожекторов, фон сменялся ярким индустриальным пейзажем с фрагментами новостроек и заводов. На сцене появлялись конструкции металлических балок и труб, все действие становилось динамичным, насыщенным по контрасту. На этом фоне развивался спектакль о строительстве Норильского комбината.
Таким образом, в период 1940-1950 гг. критерием сценографического творчества на сцене Заполярного драматического театра являлось адекватное отражение среды, правдоподобность, которую предполагал сюжет пьесы, камерность сценографических решений и реалистичная жизнеописательность.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Норильский мемориал. 1996. Октябрь. Вып. 3. С. 17-18.
2 Главное управление Северного морского пути обратилось в Академический большой театр Союза ССР, Академический малый театр и Московскую консерваторию с просьбой сформировать четыре театральные труппы для гастрольных поездок в Арктику.
3 У истоков основания Заполярного драматического театра стояла В. Н. Пашенная.
4 Одним из политзаключенных НОРИЛЬЛАГа был Лев Гумилев, профессиональная балерина из Саратовского театра Эльза Деринг, балетмейстер Александр Стрыгин, театральный художник Ольга Бенуа, актеры Евдокия Урусова (урожденная княгиня, актриса Театра им. Ермоловой), Виталий Головин, Георгий Жженов и др., а в 1944 г. была сослана в полном составе Львовская хоровая капелла.
5 Основной фонд МИОНПР. Ед. хранения:115812. Л. 38.
6 Полученные денежные средства от этих спектаклей пошли в фонд обороны, на постройку танка «Артист Заполярья».
7 Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Вторая половина XX века. М.: УРСС, 2001. С. 32.
8 Пьесы основоположника социалистической драматургии вошли в репертуар ведущих театров страны. Большое влияние на развитие репертуарной политики Заполярного театра оказали пьесы М. Горького. На сцене Заполярного драматического театра было поставлено около пяти пьес А. М. Горького.
9 Нью-Йорк Геральд Трибюн // 1944. 29 сентября. № 69; Основной фонд МИОНПР. Ед. хранения: 115813. Л. 10.