Научная статья на тему 'Театрально-зрелищные пространства в бывших промышленных районах: некоторые примеры зарубежной практики'

Театрально-зрелищные пространства в бывших промышленных районах: некоторые примеры зарубежной практики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО НАСЛЕДИЯ / ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОНВЕРСИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ НАСЛЕДИЯ / THEATRICAL AND ENTERTAINMENT SPACES / THE CONVERSION OF INDUSTRIAL HERITAGE / THE REUSE OF INDUSTRIAL AREAS / RECONSTRUCTION / ADAPTIVE REUSE / FUNCTIONAL CONVERSION / INTEGRATION OF HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Д. Д.

В статье рассмотрены примеры эффективного перепрофилирования внутригородских промышленных территорий. Приспособление бывших индустриальных объектов под современное использование (в данном случае размещение театрально-зрелищных пространств) создаёт новые точки притяжения, обогащает культурное разнообразие города. Одновременно решаются задачи сохранения культурного наследия, а также повышения экономической эффективности использования территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER SPACES IN FORMER INDUSTRIAL AREAS: SOME EXAMPLES OF FOREIGN PRACTICE

The article considers examples of effective conversion of city industrial areas. Adaptation of the former industrial objects for modern use (in this case, the placement of theatrical and entertainment spaces) creates new points of attraction, enriches the cultural diversity of the city. At the same time, the tasks of preserving cultural heritage, as well as increasing the economic efficiency of land use, are being addressed.

Текст научной работы на тему «Театрально-зрелищные пространства в бывших промышленных районах: некоторые примеры зарубежной практики»

УДК 711.4.025

Д.Д. Попова D.D. Popova

ФГБОУ ВО «Московский архитек- FSBEI of HE «Moscow Architectural турный институт (государственная Institute (State Academy)», Moscow академия)», г. Москва

ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В БЫВШИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНАХ: НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ1

THEATER SPACES IN FORMER INDUSTRIAL AREAS: SOME EXAMPLES OF FOREIGN PRACTICE

Аннотация

В статье рассмотрены примеры эффективного перепрофилирования внутригородских промышленных территорий. Приспособление бывших индустриальных объектов под современное использование (в данном случае размещение театрально-зрелищных пространств) создаёт новые точки притяжения, обогащает культурное разнообразие города. Одновременно решаются задачи сохранения культурного наследия, а также повышения экономической эффективности использования территорий.

Ключевые слова: театрально-зрелищные пространства, перепрофилирование промышленного наследия, повторное использование промышленных территорий, реконструкция, приспособление, функциональная конверсия, интеграция наследия.

Abstract

The article considers examples of effective conversion of city industrial areas. Adaptation of the former industrial objects for modern use (in this case, the placement of theatrical and entertainment spaces) creates new points of attraction, enriches the cultural diversity of the city. At the same time, the tasks of preserving cultural heritage, as well as increasing the economic efficiency of land use, are being addressed.

Keywords: theatrical and entertainment spaces, the conversion of industrial heritage, the reuse of industrial areas, reconstruction, adaptive reuse, functional conversion, integration of heritage.

Материалы статьи доложены на V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых архитектурных специальностей «Театрально-зрелищные комплексы и пространства» 23 марта 2018 года в МГАХИ им. В.И. Сурикова.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

ГО

m н

и I ГО

а н

и о а i:

3 : 5. X 3 5

о >s

ГО

а х

. .

s

и а

m

I

о л

¡5 и а ^

н ГО

(U

I-<

CQ

О

э

Z о а i:

х

S

Э

со

1-Г 2

Ч m

Повторное использование (adaptive reuse) и перепрофилирование бывших промышленных объектов доказывают свою актуальность в России и за рубежом: территории, где некогда размещалось производство, интегрируются в условия изменившейся городской среды, претерпевая функциональные, пространственные, образные изменения. С одной стороны, наблюдается эффективное использование внутригородских территориальных резервов, которое препятствует вынужденному и часто нецелесообразному расширению городской площади; с другой стороны, общественному вниманию открываются объекты индустриального прошлого, обладающие рядом ценных архитектурно-художественных и конструктивных характеристик. Уникальные исторические цехи и производственные здания становятся центрами культурной и деловой активности. В данной статье рассматриваются примеры размещения театрально-зрелищных объектов в бывших промышленных районах: театр «The Kampanje» в Ден-Хелдер (Нидерланды), концертная площадка — павильон Levitt SteelStacks в Бетлехеме (США).

Эти объекты иллюстрируют, как сохранение исторического наследия соотносится с задачей размещения современных, комфортных театрально-зрелищных пространств; как подобное преобразование положительно влияет на развитие окружающих территорий; как реставрация и реконструкция промышленного наследия соответствует концепции устойчивого роста и развития городских территорий.

Ден-Хелдер, голландский город (население — 55,5 тыс. жителей), в котором находится рассматриваемый театр «The Kampanje», является частью линии обороны («De Stelling van Den Helder»). Он был построен во время Наполеона, который считал расположение Ден-Хелдер предельно удачным, чтобы стать «Северным Гибралтаром». Сооружение линии обороны было завершено при короле Вильяме I. Сегодня Королевские ВМС занимают только Форт Эрфпринс (Fort Erfprins). Форт Кейкдёйн (Fort Kijkduin) открыт для посетителей. Фортификационные сооружения полностью восстановлены. [3]

«The Kampanje» (архитекторы van Dongen-Koschuch, 2015 г.) — новый культурный центр и театр Ден-Хелдера, расположенный на территории старой верфи «Willemsoord». В ряде бывших портовых зданий, недоступных для посетителей более 170 лет, размещаются новые общественные функции — концертный зал, гибкое театрально-зрелищное пространство, арт-центр, офисы, ресторан. Проект ориентирован на сохранение атмосферы исторических кирпичных зданий. Новые пространства внутри организуются как независимые прозрачные объёмы — таким образом, отовсюду просматриваются контуры исторических стен. Объёмы залов трансформируются под различные формы мероприятий. [7] (рис. 1)

Помимо театра «The Kampanje» на территории «Willemsoord» находится ряд музеев: Морской музей (Marinemuseum), в экспозицию также входят суда, доступные к осмотру на пристани, подводная лодка; Национальный музей спасательного дела (Nationaal Reddingsmuseum Dorus Rijkers). [4]

«Willemsoord» в плане представляет собой прямоугольник, находится в северной части Ден-Хелдера и отделён от города каналом (ширина около 10 м). Основной вход на территорию бывшей верфи расположен по центру западной

Рис. 1. Интерьер театра «The Kampanje» в Ден-Хелдер. [7]

продольной стороны. При реализации проекта «The Kampanje» появился дополнительный вход на территорию — с юго-запада. Отсюда начинается оживлённый путь сквозь общественные пространства культурного центра — путь, восстанавливающий связь между городом и морем (выход к внутреннему заливу верфи, одному из доков). [7]

На востоке от верфи находится портовая зона Ден-Хелдера (здесь расположены военно-морское училище, учебные центры, аэродром морской авиации [2]), на западе — центральная часть города с вокзалом, водонапорной башней — одной из городских достопримечательностей. На территории перепрофилированной верфи сконцентрированы наиболее привлекательные достопримечательности для туристов (данные opentripmap.com, tripadvisor.ru): сохраняется местная атмосфера, ценные исторические здания. Наблюдается тенденция расширения зоны исторического центра города [1].

Другой пример организации зрелищного пространства, уже не внутри исторического промышленного здания, но в качестве нового элемента пространственной композиции — Levitt Pavillion SteelStacks в Бетлехеме (США, архитекторы WRT, 2011). Открытая сценическая площадка с озеленённым пространством для зрителей представляет собой «амфитеатр» на фоне декораций высоких доменных печей бывшего сталелитейного завода Бетлехема. (рис. 2)

В течение века на заводе десятки тысяч людей (единовременно до 30 тыс. человек) производили сталь, из которой сооружались конструкции небоскрёбов, мостов и корабли морского флота. Бетлехемская сталелитейная корпорация была вторым крупнейшим производителем стали в США, после Питтсбурга. В 1995 г. после 120 лет работы производство стали прекратилось. Сообщество сплотилось вокруг исторического завода. В 1999 г. город Бетле-хем, школьный округ района Бетлехема и округ Нортгемптон — три местных налоговых органа — организовали район дополнительного (инкрементного) финансирования (TIF — Tax Incremental Financing) Bethlehem Works таким образом, что налоговые доллары, полученные от нового бизнеса на территории, направлялись на восстановление завода. [8] Bethlehem Works (51 га) — часть от 728 га бывшего сталелитейного завода, управляемого Бетлехемской сталелитейной корпорацией, который занимает 20 процентов недвижимости Бетлехема (при городском населении — 75 тыс. человек).

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

ГО

m н

и I ГО

а н

и о а i:

3 : 5. X 35

а)

>s

ГО

* 9

5 i

re <u

а ^

•= Э

re и

I-<

CQ

О

л

s о а с

X

s

Э

со

■-г 2

Ч m

Часть территории Bethlehem Works — 3,8 га — превратилась в культурно-развлекательное пространство, кампус, который и носит название SteelStacks. Здесь проводятся музыкальные и художественные фестивали, образовательные программы и пр. Со времени открытия весной 2011 г. более 1 млн людей посетило SteelStacks.

Павильон Levitt — символ музыкального и культурного возрождения Бетле-хема. Он находится на оси Фаундерс-вей, главного входа со стороны города. Перпендикулярная дорога (East 1st Street) приобрела дополнительный изгиб — он позволил организовать перед павильоном площадь для размещения 2,5 тыс. посетителей. [5]

Оболочка из перфорированных нержавеющих стальных панелей представляет собой ассиметричную сегментированную арку, которая опирается на землю с одной стороны и консольно нависает над сценой. Треугольные подпорные стенки чаши «амфитеатра» из сборного железобетона с облицовкой кортеном перекликаются с панелями, из которых сложена оболочка, соединяя павильон с его окружением. [6] (рис. 3)

Рис. 3. Павильон Levitt SteelStacks. [6]

Рассмотренные примеры сохранения и повторного использования промышленного наследия свидетельствуют о положительном эффекте таких преобразований: с точки зрения культуры — сохраняются и открываются широкому кругу посетителей объекты, с которыми связано историческое развитие города, уникальные по своим конструктивным и архитектурным решениям, типологически «новые» для зрителя; ощутимым становится историко-архи-тектурное, функциональное разнообразие города; с точки зрения экономики — появляются дополнительные пространства для бизнеса, туристы охотно посещают такие места.

Сохранение наследия может предполагать консервацию знаковых зданий и сооружений, их реконструкцию («The Kampanje»), привнесение современных композиционных элементов (как в случае павильона Levitt) — рассмотренные примеры демонстрируют богатые возможности интеграции исторических территорий и одновременно создания комфортных условий для посетителей.

Особенно остро вопрос сохранения промышленного наследия стоит для малых и средних городов (до 100 тыс. человек), где историческое предприятие часто являлось двигателем развития всего города. Сохранение наиболее ценных промышленных объектов и среды — важные задачи выявления культурной идентичности этих городов и одновременно способы консолидации его внутренних резервов для будущего развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш ОС

о

I-

и ш I-

М

X

и

ОС <

Литература

1. Черкасов Г.Н., Попова Д.Д. Изменение парадигмы образа театра // Архитектура и строительство России. — 2018. — № 4 (228). — C. 34-43.

2. Порт Ден-Хелдер [Электронный ресурс]. URL: http://portsinfo.ru/ports/90-port-gollandii/868-port-den-xelder (дата обращения: 22.01.2019).

3. Den Helder [Электронный ресурс]. URL: https://www.holland.com/ global/tourism/destinations/provinces/north-holland/den-helder-2.htm (дата обращения: 22.01.2019).

4. Kaart. Willemsoord [Электронный ресурс]. URL: http://www.willemsoordbv.nl/ kaart.html (дата обращения: 22.01.2019).

5. SteelStacks Arts + Cultural Campus [Электронный ресурс]. URL: https://www. asla.org/2017awards/320207.html (дата обращения: 22.01.2019).

6. The Levitt Pavilion [Электронный ресурс]. URL: https://www.architectmagazine. com/project-gallery/the-levitt-pavilion (дата обращения: 22.01.2019).

7. Theatre De Kampanje [Электронный ресурс]. URL: https://archello.com/project/ theatre-de-kampanje (дата обращения: 22.01.2019).

8. What is SteelStacks? [Электронный ресурс]. URL: https://www.steelstacks.org/ about/what-is-steelstacks/ (дата обращения: 22.01.2019).

ГО

m

I-

и

re a

I-

и о a с ф

3 : 5. X 35

о >s re a

x

. .

s

ф a

m

I

о

л

re ф a ^

H

re ф

I-<

CQ

О

3

Z о a с

X

s 3

CO

4vo 4 m

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Д.Д. Попова. Театрально-зрелищные пространства в бывших промышленных районах: некоторые примеры зарубежной практики. — Системные технологии. — 2019. — № 30. — С. 101—106.

История статьи:

Дата поступления в редакцию 22.02.19 Дата принятия к печати 24.02.19

УДК 725.8

Е.Н. Кузнецова, А.М. Трибельская

ФГБОУ ВО «Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств» (МГАХИ им. В.И. Сурикова), г. Москва

Е.N. Kuznetsova, A.M. Tribelskaya

Academic Art Institute named after VI. Surikov at the Russian Academy of Arts «(Moscow State Academic Arts Institute named after VI Surikov), Moscow

ЗРЕЛИЩНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ1

SPECTACULAR SPACES IN MODERN CULTURAL CENTERS

Аннотация

В статье рассмотрены культурные центры Европы и Азии, имеющие в своем составе зрелищные пространства различного назначения: кинозалы, театральные, концертные и универсальные залы. Проведен анализ их использования и предложена систематизация культурных центров в зависимости от назначения зрительных залов.

Ключевые слова: культурные центры, зрительные залы, зрелищные пространства, универсальные залы, залы с элементами трансформации.

Материалы статьи доложены на V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых архитектурных специальностей «Театрально-зрелищные комплексы и пространства» 22 марта 2018 года в МГАХИ им. В.И. Сурикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.