Научная статья на тему 'Театр выходит на площадь1'

Театр выходит на площадь1 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТР / ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ / АМФИТЕАТР / ТРИБУНЫ / ЗРЕЛИЩНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / КЕРЧЬ / THEATRE / AMPHITHEATRE / STANDS / THE AUDITORIUM OF THE THEATRE / SPECTACULAR HALL / KERCH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трибельская Е.Г., Латыева Е.В.

В данной статье рассмотрены открытые зрелищные пространства античных театров, зарубежных зданий и сооружений, а также проектных решений, разработанных студентами МГАХИ им В.И.Сурикова. Статья проиллюстрирована проектами студентов данного института и примерами из зарубежной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEATER OVERLOOKS THE SQUARE

This article describes the open auditoriums on the example of ancient theaters, foreign buildings and structures, as well as design solutions developed by students of Moscow State Academy Art Institute named after V.I. Surikov. The projects of students and graduates of these Institute illustrate the article.

Текст научной работы на тему «Театр выходит на площадь1»

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Е.Н. Кузнецова, А.М. Трибельская. Зрелищные пространства в современных культурных центрах. — Системные технологии. — 2019. — № 30. — С. 106—114.

История статьи:

Дата поступления в редакцию 26.02.19 Дата принятия к печати 28.02.19

УДК 725.8; 72.032

Е.Г. Трибельская*, Е.В. Латыева**

Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва Московский архитектурный институт (Государственная академия), г. Москва

E.G. Tribelskaya*, E.V. Latyeva**

Moscow State Academy Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow, Russia

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia

ТЕАТР ВЫХОДИТ НА ПЛОЩАДЬ1 THE THEATER OVERLOOKS THE SQUARE

Аннотация

В данной статье рассмотрены открытые зрелищные пространства античных театров, зарубежных зданий и сооружений, а также проектных решений, разработанных студентами МГАХИ им В.И.Сурикова. Статья проиллюстрирована проектами студентов данного института и примерами из зарубежной практики.

Ключевые слова: театр, зрительный зал, амфитеатр, трибуны, зрелищные пространства, Керчь.

Abstract

This article describes the open auditoriums on the example of ancient theaters, foreign buildings and structures, as well as design solutions developed by students of Moscow State Academy Art Institute named after V.I. Surikov. The projects of students and graduates of these Institute illustrate the article.

Keyword: The theatre, Amphitheatre, the stands, the auditorium of the theatre; spectacular hall, Kerch.

Материалы статьи доложены на V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых архитектурных специальностей «Театрально-зрелищные комплексы и пространства» 22 марта 2018 года в МГАХИ им. В.И. Сурикова.

Первые сохранившиеся открытые зрительные залы пришли к нам из античности — древнегреческий театр и римская кавея. Именно они стали прообразами всех современных зрелищных сооружений — театров, цирков, стадионов, ипподромов и др.

В последние годы многие хорошо сохранившиеся античные театры реконструируются и используются в качестве открытых зрелищных пространств для проведения концертов и спектаклей. Так в античном театре в Сиракузах устраиваются спектакли во время летне-весенних фестивалей. Для современных представлений каждый год известные архитектурные бюро разрабатывают необычные декорации. Огромная металлическая криволинейная поверхность Массимилиано Фуксаса (рис.1) создает интересный эффект, преломляя отражения происходящих на сцене событий. В ночное время ее подсвечивают разными цветами, чтобы усилить впечатления зрителя, и, в зависимости от цвета, создать ощущения заката, трагических событий или же глубины морского дна. Для этого же театра Рэм Колхас и архитектурная мастерская ОМА разработали сложную систему декораций с кинетическими конструкциями: огромный диск, высотой 7 метров, может вращаться, раздвигаться, символизируя драматические повороты сюжета. Интересно то, что наклонная поверхность выступает в качестве сцены так, что актеры могут передвигаться не только в горизонтальной плоскости.

ш ВС

э н и ш

н

1 2 Рис. 1. Декорации для античного театра в Сиракузах. 1 — металлическая поверхность — арх. Массимилиано Фуксас; 2 — арх. Рэм Колхас, ОМА/АМО.

и

ВС <

Древнегреческие амфитеатры всегда обращены к морю, — что по некоторым версиям является одной из причин невероятной акустики, которой они славятся. Также благодаря этому со зрительских мест открывается удивительный ^ вид. Современные открытые зрелищные пространства, как правило, создаются в 2

курортных зонах, часто с использованием природного рельефа. < £

^ л

В проекте Е.В. Латыевой «Развитие набережной в г. Керчь» (рис.2). пред- м 3

■ о

лагается создать амфитеатр по древней греческой традиции: трибуны устроить ¡5

на естественном склоне, хоть и значительно более пологом, нежели это было ^ ™

принято, и обратить к морю для того, чтобы перед зрителями открывался вид на и £

„ .с ^

морской пейзаж. ^ §

Ш V

Рис. 2. Развития набережной в г. Керчь. Курсовой проект студентки IV курса МГАХИ им В.И. Сурикова Латыевой Е.В., скульптор Тетерин Е.Г. Преподаватели: проф. Трибельская Е.Г., доц. Биндеман В.Н. 2017г.

Таким образом прослеживается связь с античностью. Символично то, что проектируемое сооружение расположено на фоне горы Митридат, на которой некогда существовал древний греческий город Пантикапей (рис. 2).

Включение открытого амфитеатра в городскую структуру — сложная градостроительная задача. Такое сооружение обогащает территорию и всегда привлекает жителей и гостей города. Набережная г. Керчи — продолжение главной улицы Ленина и наиболее посещаемое место. Здесь часто выступают уличные музыканты и профессиональные артисты, но узкое пространство не удобно для выступлений. Предлагается нарушить строгую линию набережной, развить ее в сторону моря, обогатив криволинейными объемами зрительских рядов и сценической площадки. Большеразмерные белые скульптуры носят не только декоративный характер: на них может быть установлено световое и аудио оборудование. Они хорошо выделяются на фоне темно-синей воды днем и за счет подсветки работают ночью как яркие акценты. По принципу греческого театра, сооружение органично вписано в природный рельеф.

Про театр в Чили — The Wave: Public Performance / The Scarcity and Creativity Studio (рис.3) — напротив можно сказать, что он создан в какой-то степени по принципу римского сооружения, где вся деревянная конструкция — полностью самостоятельная и поднята над ровной поверхностью земли. Перед зрителями открывается вид на город, раскинувшийся на склонах гор.

\ \\

д \ \\

Л\ У. _

«Г №

Е--i Ч

3 ..

«я

*:IÄ чНН

1 2 Рис. 3. Открытый театр в Чили — The Wave: Public Performance / The Scarcity and Creativity Studio. 1 — общий вид; 2 — вечерний спектакль.[1]

ш

В отличии от античных, современные открытые театры в основном сезонные. Например, театр в Риджентс парке в Лондоне, густо окруженный деревьями, или театр Summer Theatre by Kadarik Tüür Arhitektid в парке в Эстонии возле пруда.

Часто небольшой объем театра, расположенный в структуре города может легко затеряться среди жилых и офисных высотных зданий. Удачный пример решения такой задачи — театр в Торонто — Theatre at Nathan Phillips Square / Perkins+Will (рис.4). На эксплуатируемой крыше четырёхэтажной автостоянки организована большая площадь, которая выполняет функции городской коммуникационной зоны: здесь проводятся концерты, праздники, митинги, фейерверки и т.д. Там же расположена конструкция трибун театра, накрытая V-образным навесом, защищающим актеров и зрителей от непогоды. [2]

ш ОС О

н

и

ш

н

и

ОС <

1 2 Рис. 4. Открытый театр в Торонто Theatre at Nathan Phillips Square /

Perkins+Will 1 — Разрез; 2 — Общий вид

Театр в Великобритании «A Temporary Setting for Performance in the Centre of Southampton» интересен тем, что ряды расположены необычным образом — по обе стороны от длинного узкого прямоугольника сцены. Сооружение в целом напоминает стадион — значительно меньший по размеру, а сценическое пространство расчерчено, как футбольное поле. Однако, тематика представлений совершенно далека от спортивной.

<

CQ Ш

.0

^ S

■U

ш Е

<? го § 1

I— ч

^ о

ш S

i" га ш н

Рис. 5. Трансформируемый театральный павильон в Польше / RAFAL OLEKSIK + KRYSIEK STEPIEN [3]

Важно отметить, что сегодня прослеживается тенденция создания пространств, которые могли бы выполнять не на одну, а на несколько функций: к примеру театральный павильон Operlab Competition Entry (рис.5) польских архитекторов Rafal Oleksik + Krzysiek Stepien состоит из модульных элементов, переставляя которые, в павильоне можно проводить спектакли, концерты, лекции или выставки.

Несмотря на то, что со времени античности, в Европе в основном строились только театры с закрытыми залами, особенно в странах с холодным климатом, людей всегда больше привлекает природа, чем замкнутое пространство. В последние десятилетия были разработаны архитектурные решения, позволяющие открывать огромную аудиторию в город, объединяя открытое и закрытое пространства.

Такой прием используется в театре 77 Theatre, созданном на месте бывшей типографии Offset Printing Factory в Пекине/ Open Architecture, в культурном центре в Китае — Gehua Youth and Cultural Center / open Architecture [4], в театре в Монтальто — New Theatre in Montalto di Castro MDU Architetti, а также во многих других реализованных проектных решениях.

Рис. 6. Арт-центр на Серебрянической набережной. Выпускная квалификационная работа студентки МГАХИ им В.И. Сурикова Поповой Д.Д. Руководитель: профессор Трибельская Е.Г. 2016 г.

В выпускной квалификационной работе студентки МГАХИ им. В.И. Сурикова Д. Поповой «Арт-центр на Серебрянической набережной» также применена конструкция трансформируемой стены, которая при необходимости может открываться и объединять внутреннее пространство арт-центра с площадью открытого двора (рис.6). В здании также есть и закрытый трансформируемый зал.

Оперный театр Тойо Ито в Тайване (2016г.) создан по принципу размытия границ внутреннего и наружного пространства. К одному из закрытых зрительных залов с поднимающейся стеной примыкает открытый амфитеатр. Проходящие мимо заинтересованные люди могут спуститься к трибунам.

Интересен прием, когда из зрительного зала открывается вид на историческую часть города, как к примеру, в амфитеатре парка «Зарядье». Всегда переполненные трибуны обращены в сторону Кремля и из них открывается вид на закат.

Во многих городах в теплое время года проводятся музыкальные фестивали. Культурный центр Plassen в Норвегии от 3XN Architects приспособлен для этих мероприятий. Огибающая здание внешняя лестница вместе с крышей образует три комплекса зрительских трибун вместимостью в несколько тысяч человек [5]. В осенне-зимний период трибуны используются для размещения открытого кафе или в качестве смотровой площадки. Конструкция трибун не взаимодействует с внутренним закрытым концертным залом. Здание приспособлено для круглогодичного использования.

Рис. 7. Драматический театр на 800 мест с малым залом на 400 мест. Курсовой проект студентки V курса факультета архитектуры МГАХИ им В.И,Сурикова Латыевой Е. В. Преподаватели: Трибельская Е.Г., Биндеман В.Н., Томская М.С. 2017 г.

ш ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

<

ш ш

^ S

« I

Ш g

i I

-Q £

I— 4

^ о

ш £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s Я

l" n ■

ш H

Проект театра на Болотной площади выполнен автором Е. Латыевой, в МГАХИ им. В.И. Сурикова в 2017 году (рис.7;8). Проектируемый объект вписан в сложный исторический «интерьер» города. При всей криволинейности объем тактично включен в окружающую застройку, не превышая по высоте окружающие его исторические здания. Здание включает драматический зал на 800 мест и малый трансформируемый зал на 400 человек.

Рис. 8. Драматический театр на 800 мест с малым залом на 400 мест.

Варианты использования площади и открытого амфитеатра.

Курсовой проект студентки IV курса МГАХИ им В.И,Сурикова Латыевой Е. В.

Преподаватели : Трибельская Е.Г., Биндеман В.Н., Томская М.С. 2017 г.

Перед театром спроектирована большая площадь, которая может использоваться для сезонных праздников, концертов, выставок скульптуры, различных инсталляций. Основная идея заключается в создании внешнего амфитеатра, который выполняет ограждающую функцию и одновременно выступает в роли зрительских трибун. В определенных ситуациях на ступенях амфитеатра может располагаться хор или происходить театрализованные представления (рис.8).

Рассмотренные примеры наглядно иллюстрируют современную тенденцию нового подхода к организации театрально-зрелищных пространств, к активному использованию городских площадей, природного ландшафта, античных амфитеатров и цирков, объединению традиционных зрительных залов с отрытым городским пространством.

Литература:

1. The Wave: Public Performance Space / The Scarcity and Creativity Studio // archdaily. com: официальный сайт архитектурного интернет-издания. URL:

https://www.archdaily.com/779261/the-wave-public-performance-space-the-scarcity-and-creativity-studio / (дата обращения 19.02.2018).

2. Operlab Competition Entry / Rafal Oleksik + Krzysiek Stepien // archdaily.com:

официальный сайт архитектурного интернет-издания. URL:

https://www.archdaily.com/3 50828/ operlab-competition-entry-rafal-oleksik-krzysiek-stepien (дата обращения 19.02.2018).

3. In Progress: Theatre at Nathan Phillips Square / Perkins+Will // archdaily.com: официальный сайт архитектурного интернет-издания. URL:

https://www.archdaily.com/281389/in-progress-theatre-at-nathan-phillips-square-

perkinswill (дата обращения 19.02.2018).

4. Gehua Youth and Cultural Center / open Architecture // archdaily.com: официальный сайт архитектурного интернет-издания. URL:

https://www.archdaily.com/276957/ gehua-youth-and-cultural-center-open-architecture (дата обращения 19.02.2018).

5. Plassen Cultural Center / 3XN Architects // archdaily.com: официальный сайт архитектурного интернет-издания. URL:

https://www.archdaily.com/279891/ plassen-cultural-center-3xn-architects (дата обращения 19.02.2018).

Ш

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Е.Г. Трибельская, Е.В. Латыева. Театр выходит на площадь. — Системные технологии. - 2019. — № 30. — С. 114—121.

История статьи: Дата поступления в редакцию 16.02.19

Дата принятия к печати 18.02.19

УДК 721.01

О.И. Шипков*, Н.А. Каночкина**, Л.И. Хохлова***

*Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» (РАЖВИЗ Ильи Глазунова), г. Москва **Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств (МГАХИ им. В.И. Сурикова), г. Москва ***Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет по землеустройству» (ГУЗ), г. Москва

O.I. Shipkov*, N.A. Kanoch-kina**, L.I. Hohlova***

*The Russian academy of painting, sculpturing and architecture of Ilya Glazunov (The Russian academy of Ilya Glazunov), Moscow **Moscow State Academy Art Institute named after V. Surikov, Moscow

***State University Of Land Use Planning (SULUP), Moscow

ш ОС

о

I-

u

Ш

I-м

X

и

ОС <

< CQ

О

О

X

s s J

X >

a

I-

и I

о ¡e

^ о rf- ^ T 3 i °

t »I

2 £ ГО

< Is

x °

- и

CQ S

0 i

V re

1 a.

Э I ^ f

О ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.