ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.А. Чадович
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация
В статье проводится комплексный анализ современного состояния объектов легкой промышленности Московской области и отрасли в целом. Определяется необходимость выработать стратегию современного адаптивного использования рассматриваемых объектов. Одной из важнейших составляющих этой стратегии является определение возможных функциональных направлений перепрофилирования объектов и комплексов легкой промышленности.
Для определения этих направлений проводится комплексный анализ ряда исследований и документов, посвященных перспективам развития региона. Выявляются сохранившиеся промышленные объекты и комплексы, составляется схема их территориального расположения. Выделяются основные функциональные и типологические группы для перепрофилирования. Выполняется схема их возможного распределения по историческим промышленным городам Московской области.
Ключевые слова: индустриальное наследие, современное использование промышленных объектов, индустриальный туризм, развитие исторических городов
FUNCTIONAL DIRECTIONS FOR CONTEMPORARY DEVELOPMENT OF HISTORICAL INDUSTRIAL CITIES IN MOSCOW REGION
A. Chadovich
Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract
The article reviews the contemporary condition of light industry facilities in Moscow region. Complex analysis shows the necessity of the strategy for its contemporary adaptive reuse. Determination of function directions for contemporary development is one of the most important parts of that strategy.
Author identifies preserved historical light industry manufactures and charts its location. Complex analysis allows to determine main functional directions for contemporary development of light industry facilities and to distribute them between identified historical industrial cities.
Keywords: adaptive reuse, industrial heritage, industrial tourism, city development
Современное состояние объектов легкой промышленности как предпосылка к разработке стратегии их адаптивного использования
Активное индустриальное развитие в отечественной истории началось с легкой промышленности. Именно в этой отрасли сформировались первые семьи крупных фабрикантов, были впервые введены паровой двигатель и машинное производство, а
также заложены объемно-планировочные и образно-художественного решения промышленной архитектуры, получившие дальнейшее развитие и в других отраслях. Исторически одним из основных центров развития отечественной легкой промышленности являлась Московская область. История развития этой отрасли насчитывает более полутора века. В ней можно выделить несколько основных крупных этапов: пореформенный период (вторая половина XIX в. - нач. XX в.); период ранней советской индустриализации (нач. XX в. - сер. XX в.); послевоенное время (сер. XX в. -90-е гг. XX в.). Внедрение научных разработок, совершенствование техники и технологий, улучшение производительности и условий труда, поиск новых форм в промышленной архитектуре - все это характеризует эти периоды. В 1980-х годах проводятся последние крупные модернизации объектов легкой промышленности.
После исторических событий 1991 года происходят большие изменения, как в обществе, так и в промышленности. Объем производства в легкой промышленности за несколько лет падает более чем на 20%. До 1990 года производство товаров и продуктов легкой промышленности в Московской области было на передовых позициях в стране. Были налажены международные поставки - порядка 25% продукции шло на экспорт. По данным отраслевого обзора легкой промышленности, проведенного консалтинговой компанией ИНЭК, объемы производства основных видов тканей с 1970 по 2002 год уменьшились почти в десять раз. «Оборудование изношено почти на 60%, более половины предприятий убыточны, долги достигают 16 миллиардов рублей. В итоге 70% всех продаваемых в стране товаров легкой промышленности приходится на долю импорта, около 16% выпускается отечественными предприятиями и столько же выбрасывает на рынок теневой бизнес» [1,с.5].
В 2001 году Постановлением Правительства Московской Области была утверждена «Концепция развития текстильной и легкой промышленности Московской области на период 2001-2003 годов». Ее основной задачей было провести улучшения в производственной, финансово-экономической, экологической и социальной сфере отрасли. Однако реализовать эту программу так и не удалось. Появились отдельные предприятия и организации, которые занимают устойчивые позиции на рынке, являются конкурентоспособными и имеют перспективы развития. Но эта характеристика не относится к большей части предприятий отрасли. А общее состояние отрасли так и остается плачевным. В ходе исследования автором было проанализировано тридцать населенных пунктов и около шестидесяти фабрик; упор был сделан на их современное состояние. Выявлено: непрофильное использование и заброшенность объектов, высокий материальный износ, правовая незащищенность объектов индустриального наследия, социальная отчужденность фабричных и прифабричных территорий, отсутствие стратегии их современного использования.
При гипотетическом допущении того, что попытки возродить былое величие отрасли (например, Концепция развития 2001-2003 годов) могли бы быть реализованы или будут реализованы в будущем, нужно понимать, что производства все равно должны быть вынесены из центральной части городов. А многие исторические производства располагаются именно в этой части города. Получается, что вопрос современного освоения промышленных объектов и комплексов актуален, даже при возрождении самой отрасли. Это говорит о том, что современное использование этих объектов должно стать приоритетной градостроительной задачей. Их функциональное перепрофилирование должно быть научно обоснованно и санкционировано на федеральном или региональном уровне.
Богатая история отечественной легкой промышленности оставила на территории современной Московской области большое количество производственных объектов и комплексов. Рассматривать объекты легкой промышленности как архитектурные творения стоит с позиции их комплексного восприятия. Не стоит обходить вниманием отдельные хозяйственные постройки, ремонтные мастерские, склады или казармы рабочих - все они являются составной частью производственных комплексов,
независимо от своего функционального назначения и образно-художественных характеристик. Именно наличие широкого спектра материальных и нематериальных составляющих легкой промышленности как части истории и культуры обосновывает ее ценность и возможность придания статуса индустриального наследия всем ее элементам.
В ходе диссертационного исследования автором были установлены основные группы построек, входящих в эти комплексы: главные производственные здания (ткацкие, прядильные, красильные и др.); вспомогательные производственные здания (склады, мастерские, кузницы, лаборатории и др.); объекты энергетического комплекса (водяные мельницы, водонапорные башни, котельные, паровые трубы, газгольдеры, электростанции и др.); жилые здания (усадебные дома и казармы рабочих); общественные здания (конторы, магазины, лавки и др.); объекты социально-бытового обслуживания (школы, училища, больницы, столовые и др.).
Широкий типологический ряд объектов легкой промышленности, их историческая, градостроительная, культурная и социальная значимость, а также современное состояние указывают на необходимость разработки стратегии их адаптивного использования. Актуальными являются проведение ряда мероприятий по их ремонту и реконструкции, привлечение общественного сознания к вопросу их выявления и сохранения, правовая защита и регламентирование строительной и хозяйственной деятельности в отношении этих объектов, а также выявление функциональных предпосылок их перепрофилирования. Для формирования комплексного подхода к классификации, сохранению и охране исторических промышленных объектов на территории России автору видится возможным внесение корректировок и дополнений в существующую законодательную и нормативно-правовую базу. Так, например, возможно включение в Федеральный Закон об Объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации термина «индустриальное наследие», выделение отдельной статьи, посвященной объектам индустриального наследия либо создание самостоятельного нормативного документам в отношении таких объектов. Крайне важным является создание целевых программ по сохранению и современному использованию объектов легкой промышленности.
Правительство Московской области разработало Стратегию социально-экономического развития Московской области до 2025 года (далее - Стратегия). Подробнее эта Стратегия будет рассмотрена далее. На ее основе будут выявлены предпосылки градостроительного и функционального развития рассматриваемых городов Московской области.
Определение функциональных направлений для перепрофилирования и современного использования объектов легкой промышленности Московской области
Формирование легкой промышленности на территории современной Московской области началось с ее восточной и северо-восточной части, вдоль Троицкого, Стромынского и Владимирского трактов. А концентрация легкой промышленности приходилась на восточную часть области - историческим центром развития отрасли стал Богородский уезд Московской губернии. Для формирования стратегии функционального перепрофилирования и современного использования объектов легкой промышленности рассматриваются малые исторические города, на территории которых в ходе исследования были выявлены сохранившиеся исторические производственные комплексы.
Для выявления перспективных направлений функционального перепрофилирования исследуемых объектов рассмотрим подробнее основные положения Стратегии. Они обозначаются в тексте Стратегии одними из первых. «В Стратегии отражена оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Московской области,
определены важнейшие проблемы и возможности дальнейшего роста, установлены приоритетные направления ее реализации» [2,с.1].
В Стратегии рассматривается существующее социально-экономическое положение региона. Особо стоит отметить анализ промышленности и ее различных отраслей в перспективном развитии области. Промышленность характеризуется как неотъемлемая составляющая обеспечения социально-экономического благополучия. Характерно, что легкая промышленность как перспективное направление не рассматривается - ее доля в общем объеме производства незначительна. «В результате диверсификации, продиктованной потребностями рынка, существенно изменилась структура производимой промышленной продукции. В нынешней структуре производства более 30 процентов занимает пищевая промышленность, более 20 процентов -машиностроение, 14 процентов - химическая промышленность, около 10 процентов -металлургия» [2,с.2-3].
Отмечается важная роль создания наукоемких производств, научно-экспериментальных центров и наукоградов. При перепрофилировании исторически сложившихся комплексов легкой промышленности в этом направлении можно проследить функциональную преемственность (что особенно важно при социальной реабилитации неиспользуемых производственных объектов).
В качестве одного из перспективных направлений развития области выделяется экономическая инициатива населения и развитие малого и среднего бизнеса. «Большую роль в развитии сферы потребительского рынка играет малое предпринимательство. В 2010 году на долю субъектов малого предпринимательства пришлось почти 40% оборота розничной торговли. В настоящее время в сфере малого и среднего предпринимательства занято 36,2 процента от экономически активного населения Московской области» [2,с.13].
Отмечаются достигнутые в сфере образования успехи последних лет. Наряду с этим выявляется ряд показателей, не соответствующих современному уровню образования. Выделяется недостаточность образовательных учреждений в населенных пунктах и их локальная труднодоступность. Схожая ситуация выявлена и в сфере здравоохранения. Современное использование исторических промышленных объектов и комплексов под учреждения образования и здравоохранения может стать одной из составляющих верной стратегии их оживления, средством гуманизации среды.
В Стратегии отмечается необходимость дальнейшего развития культурной базы региона, приведение этого сектора в соответствие с современными требованиями и тенденциями. «Несмотря на достигнутые положительные результаты в развитии сферы культуры Московской области, остается целый ряд нерешенных проблем, среди которых: недостаточная обеспеченность населения театрально-зрелищными, клубными, культурно-досуговыми учреждениями, общедоступными библиотеками, музеями; слабая материально-техническая база театров, отсутствие отвечающих современным условиям сценических площадок» [2,с.24].
Современное использование исторических промышленных объектов в качестве объектов культуры видится автору одним из наиболее приоритетных. Оно ведет к социокультурной адаптации среды и созданию новой эстетической и образно-художественной парадигмы. В период индустриализации архитекторами производился поиск новых форм под нужды возрастающей промышленной функции и новых технологий. Сегодня задачей архитектора является поиск новых функций для старой формы. В этом заключена некоторая символичность.
В продолжение обозначенной темы в Стратегии выделяется необходимость активного развития туристического потенциала Московской области. «К самым острым проблемам развития индустрии туризма в муниципальных образованиях Московской области
относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и недостаточное продвижение местного турпродукта» [2,с.28].
Наряду с наукой, образованием, медициной и культурной, одним из приоритетных направлений развития области является спорт. Наблюдается нехватка спортивных объектов во всех муниципальных образованиях. Такое направление перепрофилирования промышленных объектов не является самым простым и очевидным, тем не менее, его локальное применение может обогатить городскую среду.
Особое внимание уделяется вопросу экологии. Одними из основных средств улучшения экологического климата населенных пунктов определяются уменьшение вредного воздействия промышленности на окружающую среду, благоустройство территории, использование возобновляемых ресурсов и энергоэффективных технологий.
В Стратегии также затрагивается вопрос использования объектов, функциональная активность которых значительно ниже потенциально возможной (непрофильное использование, частичное запустение) или равна нулю (заброшенность). Наряду с этим отмечается возможность использования резервных пространств города, которыми в ракурсе данного исследования являются защитные зоны производств, фабричные и прифабричные территории.
В завершении Стратегии идет речь о приоритетных направлениях социально-экономического развития Московской области. Основными направлениями являются:
• развитие человеческого потенциала;
• улучшение системы здравоохранения;
• развитие детского, юношеского и профессионального спорта;
• улучшение обеспеченности населения культурно-зрелищными и досуговыми объектами;
• создание возможности творческой самореализации населения;
• выявление и охрана объектов культурного наследия;
• пополнение Реестра объектов культурного наследия;
• развитие торговли и объектов социально-бытового обслуживания населения;
• создание инвестиционной привлекательности области;
• развитие транспортной и инженерной инфраструктуры;
• создание благоприятного экологического климата;
• развитие и увеличение туристического потенциала области;
• создание благоприятных условий для всех социальных групп граждан;
• развитие наукоемких технологий и инвестиционных секторов;
• модернизация и развитие промышленности;
• использование простаивающих объектов;
• улучшение экономической и социальной ситуации в депрессивных территориях;
• развитие малого и среднего бизнеса.
Выявленные основные направления, описанные в Стратегии, будут в дальнейшем использованы и уточнены для того, чтобы сформировать авторский стратегический подход к современному использованию объектов легкой промышленности Московской области. Он заключается в поэтапном архитектурном моделировании. Выявленные функциональные направления развития городов региона ложатся в основу одного из этапов моделирования «Определение функциональной составляющей объекта». Для формирования авторского стратегического подхода по функциональному перепрофилированию был рассмотрен ряд малых исторических городов области, на территории которых расположены сохранившиеся исторические объекты и комплексы легкой промышленности.
Это: Балашиха, Воскресенск, Высоковск, Дедовск, Домодедов, Дрезна, Егорьевск, Железнодорожный, Зарайск, Ивантеевка, Клин, Красноармейск, Куровское, Ликино-Дулёво, Лосино-Петровский, Ногинск (ранее Богородск), Наро-Фоминск, Обухово, Орехово-Зуево, Озёры, Павловский Посад, Пушкино, Раменское, Реутов, Серпухов, Старая Купавна, Фряново, Фрязино, Щелково, Яхрома.
Всего тридцать населенных пунктов. Преимущественная часть из них является административными районными центрам. Административное выделение этих городов среди других населенных пунктов и их бурное историческое развитие связаны с расположенными на их территориях фабриками легкой промышленности. Это еще раз подтверждает роль этих фабрик в социально-экономическом развитии и градообразовании на территории Московской области. Ниже показана карта Московской области (Рис. 1), на которой схематично расположены все вышеперечисленные населенные пункты. Видно, что преимущественно объекты легкой промышленности расположены в секторе от северо-восточной до южной части Московской области. Большинство населенных пунктов расположены в радиусе 80 км от Москвы (за исключением Зарайска и Озёр). Всего на территории рассматриваемых населенных пунктов располагается около шестидесяти сохранившихся объектов легкой промышленности.
В качестве стратегии современного использования рассматриваемых объектов, предлагается выбрать полифункциональную схему. Это связано, в первую очередь, с невозможность монофункционального перепрофилирования такого количества объектов и простаивающих площадей. Функциональную нагрузку предлагается распределять между промышленными объектами в зависимости от их территориального расположения, масштаба, роли в развитии населенного пункта, их современного состояния и потребностей населенного пункта. Основные функциональные группы выбраны на базе проведенного анализа мирового опыта современного использования исторических промышленных объектов, Стратегии развития Московской области и ряда аудиторных исследований.
Создание туристических маршрутов и развитие культурно-зрелищной функции
Приоритетным направлением современного освоения промышленных объектов является создание на их базе культурных центров и туристических маршрутов. Примерами таких маршрутов могут служить «Тропа индустриального развития» в Германии или «Дорога промышленных памятников Силезского Воеводства» в Польше. Оно подразумевает музеефикацию ряда объектов, сохранение отдельных уникальных производств как краеведческой ценности, создание галерей, форумов, концертных залов, театров, площадок для проведения мероприятий и т.д.
Создание туристического маршрута, основанного на посещении объектов индустриального наследия, стоит выполнять территориально концентрированно. Такой маршрут должен проходить через основные промышленные центры этого региона и иметь несколько сценариев осмотра объектов (например, осмотр основных промышленных центров, полный осмотр промышленных центров и т.д.). Выбор основных
и второстепенных промышленных центров для создания туристического маршрута основан на сравнительном анализе списка важнейших центров фабрично-заводской промышленности в Европейской России и их современного состояния. Таким образом, к основным промышленным центрам можно отнести Егорьевск, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Серпухов и Щелково. К второстепенным промышленным центрам отнесем Воскресенск, Дрезну, Ивантеевку, Куровское, Ликино-Дулёво, Лосино-Петрвоский, Обухово, Пушкино, Раменское, Старую Купавну и Фряново.
Рис. 1. Схема расположения выявленных населенных пунктов Московской области с сохранившимися объектами легкой промышленности (источник карты: Google map)
Помимо музейной и туристической функции в указанных населенных пунктах стоит создать дополнительные центры культурного притяжения, рассчитанные как на региональное, так и на местное обслуживание. Такими центрами могут стать театры, концертные залы, выставочные центры, площадки для проведения мероприятий и т.д. Это особенно актуально во второстепенных промышленных центрах (в качестве дополнительных факторов роста) и в населенных пунктах, не входящих в туристических маршрут (Дедовск, Высоковск, Яхрома).
Создание наукоградов, индустриальных парков и технопарков
Современной формой осмысления передовой промышленности является создание высокотехнологичных производств, основанных на научных разработках. Это проявляется в создании наукоградов, научно-производственных предприятий, индустриальных парков и технопарков.
В Московской области расположена почти половина наукоградов Российской Федерации (31 из 73). Некоторые из них расположены в рассматриваемых городах и основаны на базе исторически сложившихся объектов легкой промышленности (Фрязино). Акцент в современном использовании исследуемых объектов в сторону развития наукоградов стоит сделать в следующих населенных пунктах: Балашиха, Железнодорожный, Красноармейск, Реутов и Фрязино.
В Московской области развиваются индустриальные парки и технопарки. Некоторые из них также основаны на базе исторических объектов легкой промышленности (индустриальный парк «Озёры»). Британская аудиторная компания Ernst & Young (E&Y) провела исследование потенциала создания индустриальных парков Московской области. Ниже приведена карта индустриальных парков Московской области 2014 года (Рис. 2), разработанная E&Y. На ней показаны существующие, создаваемые и планируемые индустриальные парки. Акцент в современном использовании объектов легкой промышленности в сторону развития индустриальных парков стоит сделать в следующих населенных пунктах: Егорьевск, Домодедово, Зарайск, Клин, Наро-Фоминск и Озёры.
Рис. 2. Карта индустриальных парков Московской области 2014 года (разработана британской компанией Ernst & Young) [Электронный ресурс]. - URL: http://russiaindustrialpark.ru/sites/default/files/karta industrialnyh parkov moskovskoi oblasti -2014 god.gif
Развитие малого и среднего бизнеса
Все вышеуказанные основные функциональные группы для современного использования объектов легкой промышленности стоит обогащать внедрениями других более мелких функциональных групп. К ним можно отнести создание офисных, гостиничных, торговых и обслуживающих объектов. В качестве эксклюзивных дозированных предложений на рынке недвижимости возможно локальное создание апартаментов или жилых квартир в исторических промышленных корпусах. Это ведет к функциональному насыщению и разнообразию среды обитания и жизнедеятельности населения. Такой подход позволяет привлекать инициативные группы населения к развитию социально-экономического благополучия региона, разнообразить функциональную «палитру» перепрофилируемых объектов и развивать малый и средний бизнес.
1,-Клин. 2.-Высоковек. З.-Яхрома. 4.-Пушкино. 5.-Щелково. б.-Дедовск. 7.-Обухово. В.-Балашиха. 9,-Старая Купавна. Ю.-Реутов. 11.-Железнодорожный. 12.-Раме не ко е. 13.-Домодедово. 14,-Наро-Фоминск. 15.-Серпухов. 16,-Фряново. 17,-Красноармейск. 18-Ивантеевкэ- 19,-Фрнэино. 20-Лосино-Петровскми 21,-Ногинск. 22.-Орехово-Зуево. 23.-Павловский Посад. 24,-Дрезна. 25,-Ликино-Дулево. 26,- Куровское. 27,-Егсрьевск. 28,-Воскресенск. 29.-Озеры. ЗО.-Зарайск.
■ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ (ОСНОВНЫЕ) ■ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ОБЪЕКТЫ ■ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ
■ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТТЫ (ВТОРОСТЕПЕННЫЕ! ■ НАУКОГРАДЫ В РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА
Рис. 3. Схема распределения основных функциональных групп современного использования объектов легкой промышленности Московской области (источник карты: Google map)
Выводы
Большое количество сохранившихся объектов легкой промышленности на территории Московской области, их современное состояния, непрофильное использование или заброшенность, историческая и культурная ценность этих объектов, их правовая незащищенность и общая ситуация в данной отрасли говорят о необходимости создания комплексной стратегии их современного адаптивного использования.
Одним из важнейших аспектов такой стратегии является определение функциональных предпосылок для их перепрофилирования. Автором выявлены основные функциональные направления и типологические группы для современного использования рассматриваемых объектов. Это: основные туристические центры; второстепенные туристические центры; культурно-зрелищные объекты; наукограды; индустриальные парки; развитие бизнеса. Выше представлена авторская схема функционального перепрофилирования объектов легкой промышленности на территории Московской области (Рис. 3).
Conclusions
There are a lot of different factors that confirm necessity of the complex strategy for contemporary adaptive reuse of light industry facilities in Moscow region. Some of them: quantity of preserved manufactories, its contemporary condition and use, lack of legal protection, its historical and cultural value etc.
Determination of functional direction of its adaptive reuse is one of the most actual tasks. To solve it author determines main functional directions and typological groups for contemporary use of light industry facilities. These are: main tourist centers; secondary tourist centers; cultural and entertainment facilities; science cities; industrial parks; business development. Picture 3 shows the scheme of functional destinations for adaptive reuse of light industry facilities. This scheme reflects the author's view.
Литература
1. Департамент консалтинга группы ИНЭК. Отраслевые обзоры. Легкая промышленность России. - М.: Группа ИНЭК, 2004.
2. Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года [утверждена Московской областной Думой Постановлением в соответствии с постановление № 46/14-П от 26.04.2012].
3. Концепция развития текстильной и легкой промышленности Московской области на период 2001-2003 годов [утверждена Правительством Московской области в соответствие с постановлением №291/30 от 12.09.2001].
4. Любомиров, П.Г. Очерки по истории русской промышленности XVII, XVIII и начало XIX века / П.Г.Любомиров. - М.: ОГИЗ Госполитиздат, 1947. - 763 с.
5. Города Подмосковья: Кн. I / ред. коллегия: Л.И. Васькина, Е.Н. Данилова, В.В. Карлов, И.Д.Ковальченко и др. - М.: Московский рабочий, 1979. - 640 с.
6. Города Подмосковья: Кн. II / ред. коллегия: Л.И. Васькина, Е.Н. Данилова,
В.В. Карлов, И.Д. Ковальченко и др. - М.: Московский рабочий, 1979. - 608 с.
7. Города Подмосковья: Кн. III / ред. коллегия: Л.И. Васькина, Е.Н. Данилова,
В.В. Карлов, И.Д. Ковальченко и др. - М.: Московский рабочий, 1979. - 736 с.
8. Беккер, А.Ю., Щенков, А.С. Современная городская среда и архитектурное наследие /
A.Ю. Беккер, А.С. Щенков. - М.: Стройиздат, 1986. - 200 с.
9. Глазычев, В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды /
B. Л. Глазычев. - М.: Наука, 1984. - 178с.
10. Новиков, В. А. Архитектурно-эстетические проблемы реконструкции промышленных предприятий / В.А. Новиков, А.В. Иванов. - М.: Стройиздат, 1986. - 168 с.
11. Иконников, А.В. Архитектура города: эстетические проблемы композиции / А.В. Иконников. - М.: Стройиздат, 1972. - 224 с.
12. Нижнетагильская Хартия Индустриального Наследия [принята Международным Комитетом по Индустриальному Наследию (TICCIH) 17.07.2003].
13. Дублинские принципы по Сохранению Индустриального Наследия [приняты 17-й Генеральной ассамблеей ICOMOS 28.11.2011].
14. Bloszies Charles. Old Buildings, New Designs / Charles Bloszies. - New York: Princeton Architectural Press, 2012. - 144 p.
References
1. Departement konsaltinga gruppyi INEC. Otraslevyie obzoryi. Legkaya promyishlennost Rossii [Consulting Department INEC. Industry Reports. Light industry Russia]. Moscow, Gruppa INEC, 2004.
2. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Moskovskoy oblasti do 2025 goda. Utverzhdena Moskovskoy oblastnoy Dumoy Postanovleniem v sootvetstvii s postanovlenie №46/14-P ot 26.04.2012 [Strategy for Socio-Economic Development of the Moscow region until 2025. Moscow Regional Duma approved the Resolution in accordance with Decree. no. 46/14-P of 26.04.2012].
3. Kontseptsiya razvitiya tekstilnoy i legkoy promyishlennosti Moskovskoy oblasti na period 2001-2003 godov. Utverzhdena Pravitelstvom Moskovskoy oblasti v sootvetstvie s postanovleniem №291/30 ot 12.09.2001 [The concept of Textile and Light Industry of the Moscow region for the period 2001-2003. Approved by the Government of Moscow Region in accordance with the Decree №291 / 30 of 12.09.2001].
4. Ljubomirov, P.G. Ocherki po istorii russkoj promyshlennostiXVII, XVIII i nachalo XIX veka [Essays on the history of Russian industry in the 17th, 18th and early 19th century]. Moscow, 1947, 763 p.
5. Vas'kina, L.I., Karlov, V.V., Koval'chenko, I.D. Goroda Podmoskovja. Kniga I [Cities of Moscow region. Book I]. Moscow, 1979, 640 p.
6. Vas'kina, L.I., Karlov, V.V., Koval'chenko, I.D. Goroda Podmoskovja. Kniga II [Cities of Moscow region. Book II]. Moscow, 1979, 608 p.
7. Vas'kina, L.I., Karlov, V.V., Koval'chenko, I.D. Goroda Podmoskovja. Kniga III [Cities of Moscow region. Book III]. Moscow, 1979, 736 p.
8. Bekker, A.Ju., Shhenkov, A.S. Sovremennaja gorodskaja sreda i arhitekturnoe nasledie [Contemporary urban environment and architectural heritage]. Moscow, 1986, 200 p.
9. Glazyichev, V.L. Sotsialno-ekologicheskaya interpretatsiya gorodskoy sredyi [Socio-ecological interpretation of the urban environment]. Moscow, 1984, 178p.
10. Novikov, V.A. Arhitekturno-jesteticheskie problemy rekonstrukcii promyshlennyh predprijatij [Architectural and aesthetic problems of reconstruction of industrial facilities]. Moscow, 1986, 168 p.
11. Ikonnikov, A.V. Arhitektura goroda: esteticheskie problemyi kompozitsii [The architecture of the city: the aesthetic problem formulation]. Moscow, 1972, 224 p.
12. Nizhnetagil'skaja Hartija Industrial'nogo Nasledija. Prinjata Mezhdunarodnym Komitetom po Industrial'nomu Naslediju (TICCIH) 17.07.2003 [The Nizhny Tagil Charter for the Industrial Heritage. The International Committee for the Conservation of the Industrial Heritage (TICCIH), 17 July, 2003].
13. Dublinskie principy po Sohraneniju Industrial'nogo Nasledija. Prinjaty 17-j General'noj assambleej ICOMOS 28.11.2011 [Dublin Principles. Joint ICOMOS-TICCIH Principles for the Conservation of Industrial Heritage Sites, Structures, Areas and Landscapes, 28 November, 2011].
14. Bloszies Charles. Old Buildings, New Designs. New York, Princeton Architectural Press, 2012, 144 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Алексей Александрович Чадович
Аспирант кафедры «Архитектура общественных зданий», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Alexey Chadovich
Postgraduate student of «The Architecture of public buildings» department, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]