Научная статья на тему 'Театральная жизнь российской провинции серебряного века'

Театральная жизнь российской провинции серебряного века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ / RUSSIAN PROVINCE / ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / THEATRICAL LIFE / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / PERFORMING ARTS / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROVINCIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щукина Елена Львовна

Рассматриваются особенности театральной жизни провинциальных городов в эпоху серебряного века русской культуры. Делается вывод о существенном развитии театральной жизни в российской провинции, приобщении все более широких слоев городского населения к театральному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The atrical life of the Russian province of the Silver Age

The features of the theatrical life of provincial towns in the Silver Age of Russian culture. It is concluded that a substantial development of theatrical life in the Russian provinces, introduction of wider sectors of the urban population to the theater.

Текст научной работы на тему «Театральная жизнь российской провинции серебряного века»

Е.Л. Щукина

кандидат исторических наук, доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и региноведения Южного федерального университета*

Театральная жизнь российской провинции Серебряного века

Провинция, провинциальная жизнь, провинциальная культура, данные словосочетания несут в себе некий оттенок вторичности по отношению к столицам и столичной культурной жизни. Дихотомия понятий «центр-периферия», «столица-провинция», порождали и некоторый дуализм в научных исследованиях, подчеркивающих определенный водораздел в культурной жизни страны. Долгие годы считалось, что провинция слепо копировала все культурные достижения столиц и ничего особенного, значительного в ее культурной жизни не было. Однако в провинции тоже работали талантливые режиссеры, актеры, антрепренеры, шли поиски новых форм, средств, способов интерпретации «театрального языка».

Театральное искусство эпохи серебряного века характеризовалось, с одной стороны, идейным расколом, брожением, появлением реакционно-охранительных тенденций, а с другой стороны возрастает роль развлекательных целей искусства, его коммерциализация. В начале ХХ века Россия вступила в эпоху драматичной и напряженной общественно-политической и духовной жизни. Суть эпохи заключалась в усиливавшейся поляризации, противоборстве нараставшей непримиримости духовных и социальных сил внутри страны. Все эти события и процессы не перестают быть актуальными и для современного российского общества, переживающего очередной трансформационный период своего развития и стремящегося сохранить свою культурно-цивилизационную матрицу от воздействия порой далеко не лучших культурных явлений современности. А зарождаются эти явления массового искусства, массовой культуры и массового человека именно в эпоху модерна.

В данной статье предпринимается попытка актуализировать значимость театральной жизни российской провинции в эпоху серебряного века русской культуры, выявить некоторые ее особенности на Юге страны.

Изучение культурных явлений российской провинции востребовано и присутствует, в том или ином виде, в многочисленных искусствоведческих, социально-философских, театроведческих, музыковедческих, социологических, культурологических, исторических

* Щукина Елена Львовна, е-таП: eschuk@mail.ru

исследованиях. Кроме ученых, проблемы культуры, театральной жизни российской провинции интересовали писателей, поэтов, художников, музыкантов. В литературном и художественном творчестве Х1Х века термин «провинциальный» имел двоякое значение. С одной стороны, он имел смысл переносной, то есть «отсталый», «простоватый», «наивный». С другой стороны, для подавляющего большинства русских писателей, музыкантов, поэтов, художников провинция не являлась просто географическим понятием или символом отсталости. Для них это было особое духовно-культурное пространство, часто служившее источником творческого вдохновения. Репертуар драматических театров в исследуемый период характеризуется творческими исканиями, обращением к классике, и, наоборот, стремлением искоренить из репертуара все, что покрыто пылью времени'.

Большинство актеров русских театров - и столичных, и провинциальных, предпочитало именно классическую драматургию, воспитывающую зрителя, повышающую актерское мастерство. Именно эти причины определили поступательное развитие русского драматического театрального искусства, его высокий подъем в эпоху серебряного века, а также дальнейшее творческое развитие в советскую и постсоветскую эпохи. Стремление вывести театр за пределы искусства, сделать его школой, храмом, трибуной, было важнейшей особенностью художественных концепций серебряного века, прежде всего реалистического направления - К. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко. В модернистских, символистских концепциях деятелей театрального авангарда, в частности Н. Евреинова, В. Мейерхольда формируются идеи тотальной «театрализации жизни», «драматургии панпсихизма»2. Идеи театрализации, актуализация игровых концептов в жизнедеятельности социума постепенно начинали стирать грань между явлениями искусства и реальной жизнью, вовлекая все большее количество людей в коммуникативные игры между сценой и зрителем.

Театральная жизнь провинциальных городов Юга России, отражала закономерности развития культурных процессов эпохи модерна, представляла собой, и типичное, и специфическое явление. В понятие «театральная жизнь» входит многообразие форм взаимодействия театрального искусства и публики, театральных обществ, кружков, творческих объединений интеллигенции, связанных с организацией практической и идейно-эстетической деятельности театров. Развитие театрального дела в городе во многом определялось активным вмешательством местной купеческой знати, которая не только оказывала материальную поддержку театру, строила театральные здания, но и включалась в организацию театрального дела (входила в

1

Per. Театр на распутье // Кулисы. 1912. № 4. С. 1.

2 Щукина Е.Л. «Идеология театра» в дискурсе серебряного века русской культуры//Гуманитарный ежегодник. 2014. № 13. С. 267.

состав театральной комиссии, пыталась организовать антрепризу, участвовала в выборе антрепренеров).

Следует отметить, что именно на провинциальной сцене, в Таганроге, впервые в России зародился жанр оперетты в 70-е годы XIX века: «...таганрожцы первыми познакомились с опереттой. Уроженец Таганрога Г.С. Вальяно, страстный любитель театра, знаток музыки, первым в России начал ставить опереттки... Примеру Вальяно

о

последовали и другие города»3. Труппа Г. Вальяно выступала в двух крупных провинциальных городах - Таганроге и Ростове-на-Дону, обогащая их культурную жизнь. Оперетта в провинции являлась своеобразной школой мастерства для актеров, поскольку одна и та же труппа исполняла драму, комедию, водевиль и оперетту. Артист В.Н. Давыдов, в своем «Рассказе о прошлом» писал: «Тогда все драматические артисты не только играли, но и пели, танцевали. Дела театральной антрепризы подчас складывались так, что приходилось драматическому артисту участвовать и в операх, и в балетах, и в дивертисменте»4. Данное явление получило название - театрального симбиоза. Нестабильность и противоречивость репертуара, лежащие в основе провинциального театра, характеризовались в печати того времени как первооснова театрального симбиоза. «Провинциальному театру приходится поневоле служить сразу нескольким господам, разбрасываться, суетиться, изнывать в вечной погоне за такой новинкой, которая удовлетворяла бы большую часть публики, дала бы больший материальный успех»5.

По мнению Н.А. Мещеряковой, под понятием театрального симбиоза можно обозначить «тройственный союз», противоборство трех муз: драматической, оперной и опереточной, который возник в условиях частной антрепризы. В противовес синтезу, предполагающему органичный сплав составляющих элементов, симбиоз подразумевает в первую очередь «территориальную» общность искусств, вступающих во взаимодействие, а точнее - в соприкосновение, в отличие от синтетического взаимопроникновения. При этом искусства объединяются в творческое единство, сосуществуют рядом, на одном сценическом пространстве, разделяя его, развиваясь во взаимозависимости6. Театральный симбиоз отчасти присутствовал и в столичных театрах, но в «чистом» виде сложился именно в провинции, в условиях частной антрепризы.

Первыми ростками в развитии художественной, театральной жизни провинции стали клубы. В 1860 году, в Ростове н/Д открылся Коммерческий клуб, за ним следует открытие Клуба приказчиков,

3

История русского драматического театра: в 7 т. М., 1980. Т. 5. С. 275.

4 Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л.: Изд-во «Academia», 1931. С.239.

5 Театр и музыка // Приазовский край. 1912. 1 янв.

6 Мещерякова Н.А. Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870-1917 годы): Дисс... канд. искусствовед. наук. Л., 1988. С. 11.

Ростовского и женского клубов, клуба коммивояжеров, польского клуба «Огниво». В дальнейшем образовываются новые клубы и общества, порою они существовали недолго, но все же успевали привнести свой вклад в культурную жизнь городов. Клубы стали инициаторами летних симфонических концертов и лекций, театральных постановок, на это тратились весьма крупные денежные суммы.

Городской сад служил тем же общественным клубом, только более демократичным, без сословных разграничений. Городской сад был основным местом времяпровождения, развлечения и досуга горожан летом. Поэтому благоустройству сада уделялось особое внимание. С наступлением жаркой погоды он постоянно наполнялся публикой, к услугам которой тут же, в саду, были ротонда, со своей изысканной обстановкой и гастрономическими угощениями, клуб - отгороженная часть сада, где давались концерты и, наконец, театр. Вечерами в саду играла музыка, привлекая самую разнообразную публику. Кроме того, там можно было услышать гастролеров из других стран. Таким образом, развлечения в саду были самые разнообразные и удовлетворяли широкий спектр вкусов - от оркестровой музыки до «хора арфянок».

Вполне закономерно, что в культурной жизни провинциального города клубам и садам отводилось иное место, нежели в столицах. Выполняя функции просветительских центров, они превосходили в художественном отношении столичные. Эту особенность подчеркивал П.П. Филевский в своем очерке истории Таганрога7.

Заметную роль в общественной жизни г. Ростова 900-х годов XIX в. играл кружок любителей при Главных мастерских Владикавказской железной дороги, известный среди демократического населения города как «Театр железнодорожников» или «Темерницкий театр». Железнодорожные служащие и рабочие готовили свои спектакли под руководством режиссеров-профессионалов. Спектакли пользовались большим вниманием со стороны трудового населения Темерника, а также полиции. С перерывами (закрывался властями) театр

о

просуществовал 15 лет8.

Особенностью развития театральной жизни столиц и российской провинции начала прошлого века являлось широкое распространение клубов, художественных объединений, обществ, театров-миниатюр и театров-кабаре. «Развитие общественных организаций указывает на культурность общества» - констатировал профессор Варшавского университета, эвакуированного в годы Первой мировой войны в Ростов-на-Дону, И. Малиновский в статье «Общее дело». «Чем культурнее общество, тем настоятельнее чувствуется потребность совместной работы, тем многочисленнее и разнообразнее общественные организации в нем»9.

7 Филевский П.П. История г. Таганрога. М., 1898.

8 Наш край. Документы по истории Донской области. Ростов н/Д., 1963. Т. I. С. 530.

9 Малиновский И. Общее дело // Приазовский край. 1915. 20 декабря.

Исследования искусствоведов и социологов театра убедительно доказали, что дореволюционная публика состояла из неоднородных групп, по-разному воспринимавших театральное искусство. Они выделяют три основных группы зрителей с различными требованиями. Первая - это теоретики театра, критики, практики, духовно активная интеллигенция, связывавшая театральную деятельность с общественными потребностями. Вторая - это «большая публика», в основном буржуазно-мещанская, являвшаяся главными посетителями театра. Третья - «простой народ», образованная или малообразованная часть городского населения10. В ростовских театрах, в большей степени были представлены вторая и третья категории зрителей. О росте их демократизации свидетельствует не только посещение профессиональных театров простыми людьми, но и деятельность самодеятельного театра при Главных ростовских железнодорожных мастерских, народного театра в Новопоселенковском саду и самодеятельных трупп в клубах: Коммерческом, общества Приказчиков и Женском.

Представляется весьма интересным, что за несколько лет существования театра при ростовских мастерских Владикавказской железной дороги, состоявшего в основном из рабочих, «выработались недурные любители, преимущественно на характерные и бытовые роли. И трудно сказать, кому нужно отдать пальму первенства: исполнителям ли из рабочих, или представителям ростовской интеллигенции»11. Труппа насчитывала 30 человек, спектакли шли каждое воскресенье и праздничные дни, заработанная прибыль пошла на столовую для рабочих. Репертуар народных театров был ограничен царской цензурой, существовал список пьес, разрешенных к постановке. Однако, постановка таких пьес как «Бесприданница», «Лес», «Доходное место», «Не в свои сани не садись» А. Островского, теплый прием их зрителями, подтверждают действенность этого творческого коллектива.

Вниманием и заслуженной любовью «ростовцев», так называли жителей Ростова-на-Дону в начале прошлого века, пользовались театры при клубах общества приказчиков, коммерческом и женском. Газеты регулярно информировали население об идущих там новинках, публичных лекциях и концертах. Театральный сезон в этих клубах открывался в конце сентября и продолжался до середины весны. Спектакли ставились 5 раз в неделю, по своей общедоступности предназначались, главным образом, для среднего класса. Среди многочисленных театральных новинок ставились и проверенные временем, старые пьесы А. Островского, со своими вечно живыми темами.

10

Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. Л., 1990. С. 11.

11 Соловьев С. Народный театр в Ростове // Сцена и жизнь. 1908. № 16.

Заметная демократизация зрительного зала, приобщение к театру рабочего и ремесленника подталкивали театральных деятелей к иному репертуару, иным темам. Идея возвращения театрального искусства на демократическую, народную почву «стимулирует, по мнению Т. Родиной, и формально-выразительные искания театра. И попытки - то ли посредством психологического единения с залом, то ли, напротив, путем «театрализации театра» - восстановить «органические» формы

Л О

взаимодействия между сценой и зрителем»12. Над созданием новых выразительных форм театра, режиссерскими «новациями» работают не только столичные мэтры, но и режиссеры провинциальных театров, такие как: Н. Синельников, Н. Собольщиков-Самарин, К. Марджанов, служивший несколько лет на донской земле.

Поиски новых художественных форм театрального искусства глубоко связывались и с поисками новых форм социальной жизни. Ростовский критик Б. Каплан характеризовал место и роль театра в жизни общества следующим образом: «хороший театр является храмом, школой, политической, социальной и судебной трибуной. Он не только удовлетворяет наши эстетические потребности, но и, воспитывая наши эстетические потребности, борется часто впереди общества, против общественных зол»13. Сознавая значительную роль театра в формировании общественного сознания, критики, теоретики и любители театра обсуждали на страницах периодической печати проблему взаимосвязи театра и публики, соучастия публики в выборе пьес театрального репертуара.

Таким образом, развиваясь в русле общих тенденций культурной жизни России, театральная жизнь провинциальных городов, в отличие от столиц, имела свои особенности: сочетание на одной театральной сцене различных жанров: драмы, мелодрамы, комедии, фарса, оперы, оперетты; разнообразная тематика стилей музыкальных произведений, исполняемых в одном концерте; потребность в частой смене репертуара, «погоня» за новинками; значимая роль клубов и городских садов как культурно-просветительных центров.

Щукина Е.Л. Театральная жизнь российской провинции Серебряного века.

Рассматриваются особенности театральной жизни провинциальных городов в эпоху серебряного века русской культуры. Делается вывод о существенном развитии театральной жизни в российской провинции, приобщении все более широких слоев городского населения к театральному искусству.

Ключевые слова: российская провинция, театральная жизнь, театральное искусство, провинциальная культура.

12

Родина Т.М. Русская художественная культура к. XIX - нач. ХХ века. Т.3. С. 20.

13 Каплан Б. Драма русского театра // Молодые порывы. 1908. № 3.

Shchukina E.L. Theatrical life of the Russian province of the Silver Age. The

features of the theatrical life of provincial towns in the Silver Age of Russian culture. It is concluded that a substantial development of theatrical life in the Russian provinces, introduction of wider sectors of the urban population to the theater.

Key words: Russian province, theatrical life, performing arts, provincial culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.