о
1 SCIENCE TIME Щ
- ТЕАТРАЛЬНАЯ УФА ЛЕТОМ 1941 ГОДА Хайретдинова Наталья Эдуардовна, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа E-mail: tovarisch [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации театрального дела в Уфе в самом начале Великой Отечественной войны.
^ Установлено, что с первых военных дней активизировалась деятельность всех о агитационно-пропагандистские ресурсов: кино, радио, прессы и др. Большое внимание местные органы власти уделяли перестройке режима и содержания работы театров. В частности, был применен дифференцированный подход к формированию репертуаров для обслуживания различных зрительских групп.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, театр, концертноэстрадные бригады, гастроли.
Деятельность региональных театров во время Великой Отечественной войны - тема интересная, многие ее аспекты хорошо изучены. Сегодня наука располагает информацией об идеологических установках и требованиях к искусству, репертуарной политике, формах организации театральной деятельности. Но остаются еще вопросы, ответов на которые пока нет. В настоящее статье, в частности, проанализированы документы, демонстрирующие реакцию лиц, ответственных за художественную сферу, на начавшиеся военные действия, пути и временные параметры переориентации деятельности театров в Уфе летом 1941 года.
В 1940-1941 гг. в Уфе шла подготовка к Декаде башкирского искусства в Москве, назначенной ЦК ВКП(б) и Советом народных комиссаров (СНК) СССР на начало 1942 года. Запланированное общее число участников - 900 человек: 350 человек от Башкирского государственного театра оперы и балета, 170 - от Башкирского государственного академического театра драмы, 150 - от
Башкирской государственной филармонии, 150 - от республиканской
художественной самодеятельности, 80 - участники ИЗО выставки (художники,
586
о
SCIENCE TIME
скульпторы) [1, л.284]. 10 июня 1941 г. художественный руководитель декады Н. В. Петров сообщил на страницах газеты «Красная Башкирия» об окончании формирования репертуаров театров и переходе к их сценической реализации [2]. Мероприятию придавалось чрезвычайно большое значение. В помощь артистическим силам Башкирии были направлены специалисты (консультанты, бутафоры, реквизиторы, костюмеры и др.) из Москвы [3, л. 73].
23 июня 1941 г. «Красная Башкирия» опубликовала текст
радиовыступления заместителя председателя СНК СССР и наркома иностранных дел В. М. Молотова о нападении на СССР германских войск и Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных [4]. Подготовку к Декаде пришлось свернуть. Были расторгнуты заключенные договора с литераторами, композиторами, художниками и другими специалистами, прекращен набор новых кадров, перенаправлены выделенные финансы [3, л. 1 об.].
Отдел пропаганды и агитации Башкирского обкома ВКП(б) незамедлительно разработал план мероприятий на первые четыре дня мобилизации: выпуск внеочередных номеров газет, радиопередач
патриотического содержания на русском, башкирском и татарском языках; демонстрацию «оборонных» фильмов («Александр Невский», «Щорс»,
«Танкисты») и др. Управление по делам искусств при СНК БАССР получило распоряжение «перестроить работу театров и филармонии для обслуживания мобилизованных и призываемых» [5, л. 2, 5].
Уже к 24 июня 1941 г. Управление по делам искусств при СНК БАССР подготовило план работы по обслуживанию частей Красной Армии зрелищными предприятиями. В плане было прописано создание 14 концертно-эстрадных бригад «силами Башкирского оперного, Башкирского академического театров и Башгосфилармонии». Из них две бригады формировались в Башкирском академическом театре драмы, причем с участием корифеев труппы (Х. Бухарского, А. Зубаирова, З. Бикбулатовой, Б. Юсуповой, А. Садыковой; всего 17 человек). Постановка полных версий спектаклей не предусматривалась. Репертуар включал концертные номера: «2 скетча, 1 драматическую сценку, башкирские народные танцы, художественное чтение, рассказы, курай, пение, гармонь». К 4 июля планировалось «фрагментарная постановка пьесы орденоносца-драматурга Погодина "Человек с ружьем"» [5, л. 9а]. Так же конкретно расписывался героико-патриотический репертуар бригад на базе башкирской оперы и филармонии. Кстати, Управление по делам искусств подобрало внушительное количество произведений. Чтобы составить представление о функциональной направленности репертуара, приведем несколько примеров из составленных перечней: Хачатурян «Песня о Сталине» (а также песни с тем же названием Покрасса, Блантера и Заимова), Сабо «Песня о
587
о
SCIENCE TIME
Ворошилове», Милютин «Гибель Чапаева», Дунаевский «Каховка», Эйслер «Коминтерн», Покрасс «Если завтра война», Чемберджи «Песня донских казаков» [5, л. 9в, 10].
В Управлении по делам искусств при СНК БАССР установили круглосуточное дежурство. Порядок отправки бригад осуществлялся по заявлениям частей Красной Армии, а также советских или партийных организаций [5, л. 13].
В самой Уфе театральная жизнь не прекратилась, но ни один из уфимских театров в первые дни после начала войны в афишах не значился. В летнем театре им. А. В. Луначарского 24 июня 1941 г. начались выступления Челябинского театра музыкальной комедии с опереточным репертуаром («Гейша», «Цыганский барон», «Упрямый бретонец», «Баядерка» и др.) [6; 7; 8; 9 и т. д.]. Гастроли были запланированы на месяц. Последний спектакль «Званый вечер» назначался на 24 июля [6].
В этот период на Урал и за Урал проводилась эвакуация предприятий и учреждений из республик и областей, находившихся под угрозой фашистской оккупации. Для многих из них, в том числе для театров, принимающей стороной стала Уфа.
Некоторые распоряжения относительно приема эвакуированных театров делало правительство СССР. Так, СНК СССР постановлением от 3 июля 1941 г. обязал Управление по делам искусств при СНК БАССР «предоставить Киевскому ордена Ленина академическому театру оперы и балета им. Т. Шевченко площадку в оперном театре до 8-ми дней в месяц для постановки спектаклей» [10]. Отметим, что «площадкой в оперном театре» являлась сцена главного театрального здания города - бывшего Аксаковского народного дома, который в исследуемый период на постоянной основе занимали Башкирский драматический и Башкирский оперный театры (в документах они часто именовались как «объединенный Башкирский театр драмы и оперы» [3, л. 1 об.]).
Из украинской столицы в Уфу прибыл не только оперный коллектив. 18 июля 1941 г. газета «Красная Башкирия» анонсировала два концерта мастеров киевских государственных театров: Киевского ордена Ленина академического театра оперы и балета им. Т. Шевченко, Киевского академического театра русской драмы им. Л. Украинки, Киевского театра музыкальной комедии. Доминантой объявления явилось имя всесоюзной оперной знаменитости, лауреата Сталинской премии, народной артистки УССР Зои Гайдай (сопрано) [11]. Концерты киевлян прошли 19 и 20 июля в «помещении Башкирского академического и оперного театров» [12].
С этого момента началось сотрудничество уфимских и киевских артистов. Целесообразным было признано не предоставление эвакуированным театрам
588
о
SCIENCE TIME
определенных дней для выступлений, а жанровое объединение творческих сил. В короткий срок две оперные труппы подготовили несколько совместных постановок. 3 августа 1941 г. «Красная Башкирия» представила программу выступлений на ближайшие две недели. Программа анонсировала сразу пять премьер: «Кармен» Ж. Бизе (3 августа), «Русалка» А. С. Даргомыжского (6 августа), «Травиата» Дж. Верди (8 августа), «Паяцы» Р. Леонкавалло (13 августа), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (14 августа). Спектакли шли на сцене летнего театра им. А. В. Луначарского [13].
9 августа 1941 г. в летнем театре им. А. В. Луначарского начались выступления театра оперетты и миниатюр [13]. Коллектив создавался руководством Башфилармонии из артистов Киевского театра музкомедии. Коллектив привлек к созданию программ, эвакуированных в Уфу драматурга И. Кочергу, поэта М. Рыльского, композиторов Л. Степанова, С. Добровольского. В конце лета в Уфе начала работу эстрадная бригада Одесской филармонии [14, с. 1122].
Жанровая специфика трупп, привлеченных к обслуживанию городского населения, подводит к выводу, что власти нацелились скрасить потрясение, вызванное войной, классическими и даже развлекательными театральными мероприятиями. Так и было, но лишь отчасти. 16 августа 1941 г. «Красная Башкирия» опубликовала статью Е. Кузнецовой «Новая программа театра оперетты и миниатюр», в которой высокая оценка давалась этюду И. Кочерги «Квартет» о «варварской жестокости и издевательском отношении германских фашистов к славянскому населению прифронтовой полосы». Критически же оценивалась премьера легковесной оперетты «Закон сердца». Е. Кузнецова подчеркнула, что оперетта должна быть веселой, но при этом «наполненной близким советскому зрителю содержанием», порекомендовала обратить внимание на музыкальные произведения «Свадьба в Малиновке» и «На берегу Амура» и резюмировала: «Смех должен стать в руках театра острым и метким оружием, клеймящим и разоблачающим врага, высмеивающим обывателей, трусов и паникеров» [15].
16 и 17 августа 1941 г. «на всех эстрадах» сада им. А. В. Луначарского, включая летний театр, прошли «большие карнавалы», посвященные Дню авиации. Программа мероприятий включала как «джаз-оркестр, духовые оркестры, карнавальные шествия», так и «военизированные игры, спортивные выступления» [13].
Следует отметить, что эвакуационная волна при всей трагичности ситуации обогатила уфимскую театральную жизнь. С 23 по 31 августа 1941 г. в Уфе гастролировал знаменитый Московский центральный театр кукол под художественным руководством С. В. Образцова. Играли «Кота в сапогах», «Волшебную калошу», «По щучьему велению», «Волшебную лампу Аладдина».
589
о
SCIENCE TIME
В конце августа из Москвы прибыл джаз-оркестр под художественным руководством Дм. Покрасса с программой, включавшей «новые оборонные и массовые песни, пародийные и шуточные танцы, интермедии» [16].
Остается выяснить судьбу пока не упомянутых уфимских театров: русского драматического, ТЮЗа, а также русского и башкирского кукольных. Установлено, что 23 июня 1941 г. постановлением СНК БАССР ТЮЗ был временно закрыт, кукольные театры - объединены «под единым административно-хозяйственным управлением». Русский драмтеатр отмечен в документе как действующий [17, л. 43].
Когда началась война, труппа русского драмтеатра находилась на гастролях в Стерлитамаке и выполняла «почетное задание по культурному обслуживанию трудящихся Второго Баку», в частности, Стерлитамакского и Ишимбайского районов. 22 июня 1941 г. в Уфу была направлена резолюция общего собрания театра, осуждающая действия Германии. Резолюция констатировала: «Весь коллектив Русского драмтеатра с сегодняшнего дня считает себя мобилизованным для выполнения любого задания партии и правительства» [5, л. 18]. Нефтяные предприятия рассматривались как стратегически важные объекты ° (особенно в условиях войны), зрители башкирской столицы рукоплескали именитым артистам, поэтому внеплановый отзыв русского театра в Уфу для решения других задач не последовал.
Однако решения о его дальнейшей судьбе принимались тогда же, в июньские дни 1941 года. В частности, речь шла об объединении с ТЮЗом. Точнее, с работниками, оставшимися в Уфе. Дело в том, что после упразднения ТЮЗа часть коллектива ушла на фронт. Об этом свидетельствует доклад его директора Г. Х. Камалова председателю Уфимского горисполкома от 28 июня 1941 г.: «Ушли в армию четверо актеров, бутафор, электрик, дополнительно уходят из актерского состава 6 человек, из технических и руководящих работников уходят 7 человек». Далее Г. Х. Камалов внес предложение: «Считаю целесообразным сохранить в Уфе один театр, оказав ему поддержку, а здание ТЮЗа передать под госпиталь или другие организации временно». [18, л. 22]. Предложение было поддержано, причем оперативно. 30 июня Уфимский горисполком постановил объединить силы двух русских театров «с балансом по состоянию на 1 июля с. г.» [18, л. 19].
Приведенные документы позволяют сделать ряд выводов. Ответственные за художественную культуру органы власти БАССР после начала необъявленной войны в кратчайшие сроки организовали деятельность театрального сообщества. Более того, они дифференцировали эту деятельность в соответствии с местами выступлений - отдельные задачи ставились при организации обслуживания призывников, армейских частей, тружеников стратегически важных
производственных объектов, простых горожан. В каждом конкретном случае
590
о
SCIENCE TIME
задачам подчинялся специально разработанный репертуар. Репертуары для коллективов, обслуживающих армию, находились под особым контролем Управления по делам искусств при СНК БАССР. Уфимская театральная жизнь была украшена именитыми эвакуированными и гастролирующими коллективами. Уфимское театральное сообщество выразило готовность выполнять все задания партии и правительства.
Литература:
1. Центральный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦАООРБ). Ф. П-122. Оп. 21. Д. 309.
2. Красная Башкирия. - 1941. - 10 июня.
3. Центральны исторический архив Республики Башкортостан (ЦИАРБ). Ф. Р-775. Оп. 2. Д. 25.
4. Красная Башкирия. - 1941. - 23 июня.
5. ЦАООРБ. Ф. П-122. Оп. 21. 296.
6. Красная Башкирия. - 1941. - 24 июня.
0 7. Красная Башкирия. - 1941. - 1 июля.
8. Красная Башкирия. - 1941. - 2 июля.
9. Красная Башкирия. - 1941. - 3 июля.
10. Латыпова Р. Вспомним, как это было / Р. Латыпова // Истоки. - 2011. - 23 ноября.
11. Красная Башкирия. - 1941. - 18 июля.
12. Красная Башкирия. - 1941. - 20 июля.
13. Красная Башкирия. - 1941. - 3 августа.
14. Ворохов Т. С. К проблеме становления жанров профессиональной башкирской эстрады в годы Великой Отечественной войны / Т. С. Ворохов // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 18. № 4. - 1122-1125.
15. Красная Башкирия. - 1941. - 16 августа.
16. Красная Башкирия. - 1941. - 22 августа
17. ЦАООРБ. Ф. П-122. Оп. 21. Д. 299.
18. ЦИАРБ. Ф. Р-91. Оп. 2. Д. 809.
591