Научная статья на тему 'Театр: новая жизнь старого журнала'

Театр: новая жизнь старого журнала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
748
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театр: новая жизнь старого журнала»

Театр: новая жизнь старого журнала

Ю.Е. Шур,

аспирант кафедры издательского дела и редактирования

Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова

С момента появления первого российского театрального издания («Драматический вестник», 1808 г.) театральная периодика в России завоевала солидную читательскую аудиторию, заслуженно заняв нишу связующего звена между деятелями театра и публикой, как профессионально связанной с театром, так и состоящей из рядовых любителей театрального искусства. До революции 1917 г. театральная периодика в разное время дарила читателю такие заметные и по сей день интересные периодические издания, как журналы «Артист» (М., 1889-1895 гг., изд. Ф.А. Куманин), «Ежегодник императорских театров» (СПб., 1891-1915 гг., ред. А.Е. Молчанов, С.П. Дягилев, П.П. Гнедич, С.В. Остен-Дризен и др.), «Театр и искусство» (СПб., 1897-1918 гг., ред. А.Р. Кугель) и другие.

После революции 1917 г. масштабные изменения претерпела театральная система страны, изменился взгляд на личность актера в театре и на то, как необходимо освещать театральную жизнь страны. Огромные изменения произошли и в издательской сфере. Главный театральный журнал того времени «Театр и искусство», завоевавший огромную популярность за время своего существования, был закрыт государством как буржуазное издание. Однако необходимость издания о театре, с пристрастием анализирующего его развитие, просвещающего читателя как «продвинутого», так и рядового, была очевидна.

В процессе идеологического формирования нового советского человека огромная роль отводилась искусству. Новый советский театр уже в первые десятилетия Советской власти создал великие произведения - такие как спектакль «Дни Турбиных» (МХТ, 1926 г.), «Ревизор» (ГосТим, 1926 г.) и другие. Из-за абсолютной политизации прессы тех лет представляется сложным найти полноценные театральные рецензии на эти спектакли.

В 1930 г. был создан театральный журнал «Советский театр». Такое название он носил до 1933 г., после чего издание было переиме-

новано в «Театр и драматургию». В 1934 г. журнал «Театр и драматургия» становится официальным органом Союза советских писателей, главным редактором в этот период был А.Н. Афиногенов. В 1937 г. журнал «Театр и драматургия» был преобразован в журнал «Театр» (главный редактор - Н. Аузан). Первый номер ежемесячного журнала вышел в апреле 1937 г., однако содержание его статей было далеко от шуток: период репрессий отражен на страницах этого издания в полной мере. Печать времени лежит на заголовках этого номера: «Знаменательное пятилетие», «Извращение истории театра», «Комедия невозможна»... В редакционной статье «Знаменательное пятилетие» - характерные для того страшного времени фразы, уникальные с точки зрения лингвистической и исторической: «Троцкистские двурушники, враги народа. вредили партии. Групповщики из троцкистско-авербаховской шайки. боролись против решения партии, пытались расстроить единство рядов советских писателей. Наша задача сейчас в том, чтобы до конца добить и разоблачить авербаховское троцкисткое охвостье» [1, с. 3]. Также в первом номере опубликованы конспект лекции А.В. Луначарского об А.С. Пушкине, статья Народного артиста ССР В.И. Немировича-Данченко «Мои беседы с молодежью» и др. Обращает на себя внимание, в первую очередь, название развернутой рецензии «Извращение истории театра» театрального критика Г. Бояджиева на учебник С. Мокульского «История западноевропейского театра». Критика учебника основывается на том, что автор учебника не отвел надлежащую роль участию народа в формировании западноевропейского театра. Масштаб идеологического прессинга того времени, когда молодой театровед Бояджиев, впоследствии из-за обвинения его в «антипатриотизме» на время ставший «кабинетным ученым», на страницах главного театрального журнала обличает автора учебника за недостаточную оценку роли народа в развитии западноевропейского театра, эта публикация характеризует в полной мере. И в дальнейшем идеологические тенденции влияли на содержание издания и определяли его направленность.

Со второй половины 1950-х гг. материалы в журнале более четко структурированы. Разделы «Творческая трибуна», «Театральные портреты», «Зарубежный театр» и другие дают возможность читателю ознакомиться непосредственно с той информацией, которая ему необходима. Распределение информации по рубрикам напоминает дореволюционный журнал «Театр и искусство»: в частности, раздел «Нам сообщают», в котором публикуются короткие корреспонденции на театральную тему из разных городов Советского Союза, аналогичен подобному разделу в журнале А.Р. Кугеля.

В СССР журнал «Театр» был не только главным театральным журналом страны, о чем до сих пор вспоминают видные театральные критики, но и главным научным театроведческим журналом. Спе-

3 О

цифика советского театроведения, впоследствии воспринятая театроведением российским, - в том, что театровед, человек, изучающий театр с научной точки зрения, в нашей стране еще исторически был и действующим практиком театра, участвующим в современном театральном процессе. На Западе, со слов Алексея Бартошевича, доктора искусствоведения, зав. кафедрой истории зарубежного театра РАТИ, это совершенно разные профессии: «Советская традиция состояла в том, что это одна и та же профессия. Театральный критик в идеале - это ведь не журналист, который занимается театром, а театровед, который пишет о сегодняшнем театре» [3, с. 9]. В советский период истории журнала «Театр» в нем публиковались статьи и рецензии на спектакли, освещалась деятельность различных театров страны, печатались очерки о советских режиссерах, актерах, драматургах, художниках, о зарубежном театре, пьесы, романы, повести и воспоминания. Журнал «Театр» был в большой степени литературным журналом, его материалы цензуриро-вались. Однако периодически в нем публиковались и материалы о творчестве «полуопальных» деятелей искусства - в частности, в № 1 за 1977 г. в рубрике «Дебют» в числе материалов молодых театральных критиков была опубликована портретная статья о Владимире Высоцком, также были опубликованы материалы о спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» московского Театра имени Ленинского комсомола и о британском певце в стиле рок-н-ролл Клиффе Ричарде. В рубрике «Проблемы драматургии» публиковались ответы на анкету о современном состоянии театра таких известных деятелей театра и литературы, как Алексей Арбузов, Анатолий Гребнев, Григорий Бакланов и др. Со временем в журнале появляется раздел «Творческая лаборатория», что делает его особенно интересным для творческих работников. Материалы по теории театрального процесса выделяются в рубрику «Теория», появляется рубрика «Юмор».

Со дня основания и до 1990 г. «Театр» был в подчинении различных госструктур: до 1945 г. - Союза писателей СССР, с 1945 по 1953 г. - орган Комитета по делам искусств при СНК СССР, в 1954-1990 гг. журнал вновь становится органом СП СССР, после 1990 г. его основным учредителем становится Союз театральных деятелей Российской Федерации. На протяжении долгих лет «Театр» выходил регулярно, исключением послужил перерыв в издании, произошедший в 1941-1945 гг. После 1991 г. «Театр» выходил нерегулярно, в 1995, 1998-1999, 20092010 гг. прекращал свое существование. Главными редакторами за два последних десятилетия были А. Салынский (до 1991 г.), Ю. Шуб (19921997), В. Семеновский (2000-2008). После закрытия журнала в 2008 г. театральное сообщество, а также многолетние подписчики старого хорошо знакомого «Театра», на котором выросли поколения как профессионалов, так и поклонников театрального искусства, оказалось лишено «большого толстого центрального театрального журнала» [3, с. 9].

Председатель СТД А. Калягин неоднократно говорил о том, что журнал будет возрожден. В ноябре 2010 г. журнал «Театр», воссозданный новым главным редактором - театральным критиком поколения сорокалетних Мариной Давыдовой, вышел в свет. Точка, появившаяся в названии издания, - своеобразный знак того, что этот журнал, как полагают его создатели, будет существовать долго. Для этого новой редакции журнала необходимо найти нишу в театральной периодике, соответствующую творческой концепции издателей. Очевидно, что в наши дни периодичность этого специального театрального издания должна уменьшиться - на данный момент журнал выходит 1 раз в 2 месяца. Кроме того, в конце 1990-х гг. российская специальная периодическая печать переживала неоднократные кризисы, и связаны они были не только с экономикой, но и с тем, что «бумажная» периодика получила мощного соперника и конкурента - интернет-периодику. В настоящий момент, когда ритм жизни неуловимо и бескомпромиссно убыстряется, ждать, пока выйдет журнал с рецензией на интересующий читателя спектакль, нет смысла - уже на следующее утро в сети Интернет появится огромное количество рецензий - как театральных критиков, так и рядовых зрителей: «самые очевидные перемены в театральном социуме последних лет - его невиданная интернетизация» [3, с. 9].

Так каким сейчас должен быть новый «главный центральный театральный журнал страны»? Полина Богданова, театральный критик, координатор Премии имени А.Р. Кугеля, считает, что отношения с театром у критики должны быть не сверху вниз, а на равных. Театровед выделяет два основных направления: первое - культурологическая критика, анализирующая театр в контексте культуры, исследующая его тенденции, процессы; второе - театральная журналистика. «Культурологическая критика может быть сосредоточена в «толстом» театральном журнале. И ориентирована на специалистов - театроведов и представителей смежных гуманитарных дисциплин. Театральная журналистика - то, что должно быть связано с широким читателем. Нужны яркие, броские тексты и фотографии, живые, увлекательные эссе, портреты, репортажи» [4]. Как видим, очевидна потребность в создании новых типологических моделей театрального журнала.

В контексте того, что наше общество претерпело серьезные изменения за последние двадцать лет, становится очевидным, что изменились и читательский адрес, и целевое назначение театрального журнала. Расширилась аудитория, которой может быть интересно такое издание: сейчас театр стал частью продюсерской сферы влияния. Новый «Театр» не только «соединяет» театрального деятеля со зрителем, но и дает возможность потенциальному спонсору узнать о существовании того или иного театрального проекта.

В «Слове редактора» в первом номере «Театра» главный редактор акцентирует внимание читателя на том, как развивается театральное искусство: театр продолжает быть частью жизни современного человека. Театр, на самом деле, постоянно присутствует в жизни современного человека - театрализация порой настигает жителя мегаполиса, когда он совсем к этому не готов - примером тому могут служить элементы видеоарта, провокативного маркетинга, искусства инсталляции, когда зрители выставки инсталляций будут одновременно еще и, сами того не подозревая, выполнять роль, которую придумал для них художник, - роль зрителей, пришедших на выставку и увидевших НЕЧТО. И Марина Давыдова, автор книги «Конец театральной эпохи», в новой версии давно знакомого читателю журнала стремится охватить все «расползающееся» на глазах театральное пространство, проанализировать его как с точек зрения культурологической и социальной (разделы «Театр за пределами театра», «Театр за сценой»), так и с точки зрения театральной журналистики (раздел «На сцене»). Таким образом, на страницах одного издания по театру редакция планирует совместить две типологические модели специального издания по искусству - и «толстого культурологического журнала» о театре, и театрального журнала для широкой публики. Такого типа издания в российской периодике еще не было. Вторая «сильная сторона» нового издания - это, безусловно, наличие адекватной «бумажному варианту» интернет-версии. На сайте «Театра» можно найти практически все материалы, однако редакция предупреждает интернет-читателя, что полное восприятие материалов возможно лишь при ознакомлении с бумажной версией. Огромную часть журнала составляют фотоиллюстрации - как крошечные, дающие лишь краткий образ, вспышку, чье-то воспоминание о событии, так и портретные, большого формата. Жанр рецензии, привычный для многолетних поклонников издания, реализуется на страницах журнала лишь для тех спектаклей, которые стали крупными событиями театрального жизни. Место для рецензий «сиюминутных», по мнению Марины Давыдовой, сейчас не в серьезном театральном журнале, а в газетной периодике и в Интернете.

Интересна рубрика «Зеленые страницы», представленная исключительно на сайте «Театра». В ней опубликованы учебные работы молодых театроведов-студентов. Однако, на наш взгляд, недопустимо в подобном органе периодической печати, издающемся под эгидой Союза театральных деятелей РФ, допускать употребление ненормативной лексики, как это было сделано в материалах данного раздела на сайте журнала и в его бумажной версии (см. статью Олега Зинцова «Театр и холодец» в № 1).

Итак, в начале второго десятилетия двадцать первого века формируется новая типологическая модель театрального журнала.

Новый ритм жизни создает новый театр. И новый журнал «Театр» на протяжении полугода своего существования, ориентируясь на новый читательский адрес и целевое назначение, просвещает читателя и дает ему возможность узнавать о новых театральных проектах и о современных формах театральности.

Библиографический список

1. Знаменательное пятилетие // Театр. - 1937. - № 1.

2. http://bse.sci-lib.com/article077520.html.

3. Зачем нужны театральные критики? // ПТЖ. - 2010. - № 3.

4. http://www.smotr.ru/pressa/text/crit.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.