Научная статья на тему 'Социокультурная динамика театрального журнала в периодике XIX века'

Социокультурная динамика театрального журнала в периодике XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная динамика театрального журнала в периодике XIX века»

Социокультурная

динамика

театрального

журнала

в периодике XIX века

Ю.Е. Шур,

аспирантка кафедры издательского дела и редактирования

Первое десятилетие XIX века отличалось бурным ростом количества периодических изданий. Огромный интерес просвещенного общества к театральному искусству вызвал к жизни первое российское издание по театру. Среди исследователей российской театральной печати существует два мнения о том, какое именно издание является первым российским театральным журналом. С.М. Бабинцев [1, с. 253-266], Е.С. Некрасова [5, с. 26] и О.Л. Тараканова [6] справедливо считают, что первым изданием подобного рода был «Драматический вестник», выпущенный в Санкт-Петербурге в 1808 г. на русском языке и ориентированный на российскую читательскую аудиторию. Другие исследователи - Э.М. Бескин [2, с. 145], Р.Ю. Данилевский [3, с. 76-78] и А.Н. Сиротинин [7, с. 44] полагают, что первым театральным журналом в России был немецкоязычный журнал «Русский театрал» («Russische Theatralen»), выпущенный в 1784 г. Его издателем и редактором был актер петербургского немецкого театра Р. Зауервейд. Язык издания отсылал либо к немецкой диаспоре в России (вряд ли заинтересованной в подобном издании), либо к читателю в Германии, где издание не находило своего адресата. Вышли лишь три номера «Русского театрала».

Мы, сопоставив такие типологические характеристики названных выше изданий, как читательский адрес и целевое назначение, приходим к выводу, что «Русский театрал» стал первым опытом издания театрального журнала в России, но первым российским театральным журналом было суждено стать «Драматическому вестнику».

Предметной областью существовавших в конце XVIII века изданий на тему театра была драматургия - в них публиковались исключительно тексты пьес («Российский феатр» (1786-1794), «Драматиче-

80

ский словарь» (1787) и др.). «Драматический вестник» давал информацию по различным отраслям театра, отражая такое направление предметной области, как театральное дело. Замысел принадлежал драматургу и режиссеру князю А.А. Шаховскому. В программу издания входило: краткое описание содержания новых пьес, разбор актерской игры, изложение правил драматического искусства, экскурсы в историю театра, описание театральных костюмов и бутафории, хроника и отдел «Смесь». Планировался выпуск научно-беллетристического приложения с произведениями И.А. Крылова, И.И. Дмитриева, Г.Р. Державина, К.Н. Батюшкова, С.П. Жихарева и др.

На заре существования театральных журналов не было практики содержания штатных рецензентов. Журнал выходил в течение года с периодичностью два раза в неделю, но коснулся игры лишь нескольких актеров и танцовщиц. Нехватка материала стала проблемой издания. В качестве ее решения читателям было предложено присылать статьи без подписи автора (во избежание предвзятости при публикации). Подобный интерактивный подход и сейчас, в начале XXI века, кажется интересным.

«Драматический вестник» вскоре после своего основания закрылся (причиной стали разногласия внутри редакции), но его существование стало отправной точкой развития профессиональной театральной журналистики в России.

По мнению исследователя театральной печати Д.Г. Королева, «эстетические ориентиры «Драматического вестника» - классицизм и просвещение - вырисовывались за его публикациями достаточно отчетливо» [8, с. 21].

В 1811 г. М.Н. Макаров начал издание «Журнала драматического». В программу журнала были включены: пьесы, биографические статьи о деятелях театра, драматургах, актерах и театральных композиторах. На протяжении года в нем было опубликовано лишь две оригинальные пьесы. Присутствовал и интерактивный подход, к сожалению, придавший изданию оттенок дилетантизма: читателям «на откуп» был отдан критический раздел. Это привело к сосредоточению внимания на замечаниях авторов-читателей известным актерам того времени.

Взгляд «Драматического вестника» был направлен, в основном, на теорию драмы, театральную эстетику. «Журнал драматический», прежде всего, поднимал проблемы актерского искусства. «Драматический вестник» стремился к газетной оперативности, «Журнал драматический» складывался в тип журнала-альманаха, соответствующего салонной культуре и литературе периода правления царя Александра I и начала царствования Николая I.

После прекращения выпуска «Журнала драматического» в театральной периодике наступил длительный перерыв из-за ужесточения цензурного надзора.

81

Следующий этап развития театрального журнала в девятнадцатом столетии ознаменован появлением двух конкурирующих изданий со сходными концепциями - «Репертуара русского театра» (1839 г., издатели И.П. Песоцкий и В.С. Межевич) и «Пантеона русского и всех европейских театров» (1840 г., издатель Ф.А. Кони). Идея сугубо театрального журнала становилась все более актуальной. Программа «Репертуара русского театра» была рассчитана на разнообразную публику:

1. Драмы и трагедии. 2. Комедии. 3. Водевили. 4. Музыкальная хроника. 5. Музыкальные пьесы. 6. Театральный репертуар. «Репертуар русского театра» был успешен коммерчески и хорошо встречен критикой.

Ф.А. Кони, издатель конкурирующего издания «Пантеон русского и всех европейских театров», сотрудничал в «Северной пчеле» -самой «театральной» газете того времени. Редактор стремился дать новый взгляд на театральное дело, повысить уровень российской драматической литературы посредством знакомства с европейским взглядом на искусство, дать возможность для публикации пьес, не принятых к постановке в театр. «Пантеон» был более утонченно оформлен.

Схожесть концепций приводила к совпадениям в публикациях. К примеру, пьеса Э. Скриба «Клевета» была опубликована сначала в «Пантеоне», а затем в бесплатном приложении к «Репертуару» под названием «Текущий репертуар русской сцены».

Несмотря на неизбежные при любом издательском мероприятии промахи, оба журнала опубликовали за первый год своего существования более 40 неизданных пьес.

В 1842 г. конкурирующие издания были объединены в журнал под названием «Репертуар русского и пантеон всех европейских театров» (1842) (издание неоднократно меняло название - в частности, выходило под названием «Репертуар и пантеон» (1844-1845), «Репертуар и пантеон театров» (1847), «Пантеон» (1852-1856) и др.). К началу 1850-х гг. в «Пантеоне» публиковались работы Д.В. Григоровича, В.В. Стасова, В.П. Петрова, В.Л. Михайлова, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, В.Г. Бенедиктова и др. Ф.А. Кони стремился придать театральным статьям строгий научно-исторический характер. Эти перемены не были востребованы читателями. Спросом пользовались лишь отдельные оттиски пьес. В 1856 г. журнал прекратил свое существование.

Опыт изданий, объединенных в «Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров», оказался важным для развития русской театральной журналистики. В них публиковались популярные пьесы с минимальным временным отрывом от премьеры и материалы по истории русского театра. Концепция имела просветительскую направленность и расширила круг обсуждаемых в подобном издании тем.

После воцарения Александра II появилась надежда на возникновение новых театральных органов печати. В 1864 г. вышел в свет

82

первый номер журнала «Русская сцена», содержащего отделы драматических сочинений, истории театра и музыки, театральную и музыкальную летопись, где публиковались известные литературные персоны того времени - П.Д. Боборыкин, П.И. Вейнберг, А.Д. Галахов, Ф.А. Кони,

A. Н. Серов и др. С 1865 г. «Русская сцена» стала выходить 1 раз в две недели в качестве газеты, исключив из программы отдел драматических произведений. Ввиду несоблюдения издателем цензурных порядков издание было закрыто в конце 1865 г.

Специальная театральная печать России в 1880-х гг. не была широко распространена. После отмены монополии императорских театров в 1882 г. становится заметным некоторое оживление. В 1889 г. среди специальной периодики по театру появляется журнал «Артист» (1889-1895, издатель Ф.А. Куманин), позднее начинают выходить его приложения: «Дневник артиста» (1891-1895) и «Театральная библиотека» (1891-1895).

В программу «Артиста» входили: 1) правительственные распоряжения, касающиеся театра и музыки, и список пьес, дозволенных драматической цензурой; 2) драматические произведения; 3) либретто опер и балетов; 4) режиссерский отдел, постановки пьес, указания авторов, виды и планы декораций и проч.; 5) критические статьи по всем вопросам искусства; 6) исторические статьи и очерки эпох, из которых взяты сюжеты для исторических драматических произведений, статьи по истории театра и других искусств, биографии артистов, их воспоминания и проч.; 7) хроника,корреспонденции,сведения о произведениях искусства в России и на западе Европы, статистические сведения, отчеты разных артистических и художественных обществ и проч.; 8) романы, повести, рассказы, стихотворения; 9) библиография; 10) смесь.

В качестве авторов «Артиста» по общим вопросам искусства и истории театра выступали известные деятели искусства и критики того времени: А.Н. Веселовский, В.А. Гольцев, И.И. Иванов, Е.С. Некрасова, М.П. Садовский, А.Н. Сиротинин, Н.Н. Стороженко, Н.С. Тихонравов, С.А. Юрьев и др. Были опубликованы труды по сценическому искусству и гриму П.Д. Боборыкина, А.П. Ленского (рисунки по гриму) и К.С. Ши-ловского-Лошивского (опыт курса театрального грима). В музыкальном отделе публиковались Н.Д. Кашкин, С.Н. Кругликов, Ц.А. Кюи,

B. С. Серова, А.А. Филонов, В.А. Чечотт и др.

Изысканное оформление журнала с виньетками, заставками и рисунками было определено тем, что над первыми номерами издания работал художник Л.О. Пастернак.

Издательская схема выпуска «Артиста» и его приложений интересна с точки зрения редакторской концепции. С 1891 г. выходили приложения «Артиста» - «Дневник Артиста» и «Театральная библиотека». В течение семи месяцев театрального сезона (с октября по март)

83

раз в месяц выходил журнал «Артист», с апреля по сентябрь выходил «Дневник Артиста». Программа у «Дневника Артиста» - единая с «Артистом», но в «Дневнике» преобладали беллетристика, хроника, обозрения и т. д. «Театральная библиотека» выходила ежемесячно и публиковала: 1) драматические произведения, одобренные драматической цензурой для представления безусловно; 2) монологи, сцены и стихотворения, одобренные драматической цензурой к публичным чтениям; 3) практические указания режиссерам.

Постепенно растущая конкуренция в сочетании с издательскими трудностями вытеснили «Артиста» с места главного театрального издания.

После отмены монополии императорских театров в 1882 г. появляются частные театры и антрепризы, однако «законодателем театральной моды» остается императорская сцена. При безусловном интересе к ее событиям читательский запрос на издание, фиксирующее развитие императорских театров России, не был удовлетворен. С 1892 г. под руководством Дирекции императорских театров начинает выходить в свет «Ежегодник императорских театров» (1892-1915), отчетное издание о деятельности всех императорских театров России, изобилующее таблицами с числом всех представлений, казенных и бенефисных спектаклей, сведениями о дебютах новых артистов. Автором проекта издания выступил писатель, драматург, переводчик, театральный деятель П.П. Гнедич.

В составе номеров «Ежегодника» прослеживается просветительская направленность: стремление дать информацию по истории и теории русского театрального процесса через историю императорских театров.

В программе издания были заявлены: календарь сезона санкт-петербургских и московских театров, перечисление пьес, опер, балетов, полный список артистов с обозначением ролей, общий очерк сезона, сведения о театральном училище и драматических курсах, информация о ситуации в Обществе драматических писателей и оперных композиторов, биографии и некрологи, библиографический отдел, а также «смесь» и театральные объявления.

С 1895 г. появляется приложение к «Ежегоднику» в трех книгах. За более чем 20 лет существования альманаха его концепция, оставаясь верной тематике издания, переживала различные этапы развития.

На восходе Серебряного века русской культуры журналистика и театр получили профессиональное и в каком-то плане революционное издание о театре - журнал А.Р. Кугеля «Театр и искусство» (18971918). В течение последующих более чем 20 лет реакция «Театра и искусства» на все происходящее в театральном мире и смежных искусствах была чрезвычайно важна как для деятелей театра, так и для публики.

С первых номеров в журнале выходили разборы спектаклей, публиковались портреты великих артистов, статьи о зарплатах арти-

84

стов и работе частных театров, с дальнейшими откликами на эти материалы деятелей театра. В журнале сотрудничали люди самых разных взглядов и позиций - критики Б.И. Бентовин (Импрессионист), И.И. Иванов, А.А. Измайлов, В.А. Вакулин (В.А. Линский), Н.И. Николаев, Н.Е. Эфрос, М.Г. Зельманов (М. Южный) и др. Рубрикация журнала соответствовала читательскому адресу и целевому назначению. Завоевать внимание читателя-актера значило сломать стереотип: в то время актерская братия не имела достаточных средств для подписки на периодические издания, да и ее самолюбивый и сложный характер не давал особенных надежд на отклик адресата. Так продолжалось более десяти лет, но в итоге сам Кугель говорил о том, что артисты стали называть «Театр и искусство» «нашим журналом».

Издатель создал круг авторов, работа которых отвечала просветительской направленности журнала. Четкое разграничение рубрик, продуманная структурированность материала, умение воссоздать на 20 страницах издания картину театральной жизни позволило журналу стать своеобразным образцом для изданий по театру, выходивших после него. Его качества: тонкость интерпретации театральной жизни, фактологическая выверенность материалов, соответствие читательскому адресу и целевому назначению - и в наши дни остаются труднодостижимой планкой для всех последующих издателей театрального журнала.

Библиографический список

1. Бабинцев С.М. Драматический вестник (К 150-летию первого русского театрального журнала) / С.М. Бабинцев // Книга: исследования и материалы : сборник / Всесоюз. кн. палата. - М. : Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1959. - С. 253-266.

2. Бескин Э.М. История русского театра : учеб. пособие /

Э.М. Бескин. - М.-Л., 1928. - 244 с.

3. Данилевский Р.Ю. Немецкие журналы Санкт-Петербурга в 1770-1810 гг. / Р.Ю. Данилевский // Русские источники для истории зарубежных литератур : сб. исследований и материалов. - М. : Наука, 1980. - С. 76-78.

4. Некрасова Е Первый русский журнал, посвященный театру / Е. Некрасова // Артист. - 1890. - № 6. - С. 26.

5. Тараканова О.Л. Антикварная книга : учебник для вузов. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.hi-edu.ru/e-books/AK/3-2-05.htm, свободный. - Загл. с экрана.

6. Сиротинин А.Н. Первый театральный журнал в России / А.Н. Сиротинин // Артист. - 1890. - № 7. - С. 44-47.

7. Королев Д.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала ХХ веков / Д.Г. Королев. -СПб., 1999. - 328 с.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.