Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
2. Наливайко Н. В., Панарин В.И. О современной специфике развития отечественного образования // Философия образования. 2009. N° 2(27). С.17-24.
3. Николаева Е. М., Щелкунов М.Д. Образование в обществе потребления // Философия образования. 2009. № 1. С. 11-19.
4. Панарин, В. И. Тенденции развития отечественного образования (социальнофилософский анализ): моногр. / В. И. Панарин. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. 260 с.
5. Плаксий, С. И. Парадоксы высшего образования. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2005. 424 с.
6. Harnett Ed., Naish. Education and Society Today. N-Y, 1986, 341 P.4.
7. Ensby M., Mahmoodi, F. Using the Baldrige Award criteria in college slassrooms // Quality Progress. 1997. April. R 85-91.
Бурьянова И. В.
ТЕАТР КАК НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИННОВАЦИОННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме эстетического воспитания личности. Театральное искусство - одна из форм воспитания молодежи в современном мире. Именно театр, являясь синтезом всех искусств, становится воплощением воздействия авторитетной личности на группу людей, которая стремится создать микросоциум вокруг себя.
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на формирование у студентов способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
В Международном инновационном университете существует Центр молодежных инициатив, в структуру которого входит молодежный театр. Цель создания театрального коллектива - развитие у студентов позитивных поведенческих и коммуникативных стереотипов психической активности, раскрытие их творческого потенциала через овладение актерским мастерством, изучение отечественной и зарубежной литературы через применение сценарнорежиссерских технологий в постановке театрализованных концертных программ и спектаклей.
В Международном инновационном университете театр является важнейшим направлением в воспитании личности студента, который хочет реализовать свои качества в творческом росте.
25
ISNN 1029-3388
Сегодня повышение значимости и качества воспитательной работы ориентировано на создание таких условий, чтобы воспитанник сам сделал выбор в пользу духовного развития, нравственных ценностей. Театральная деятельность развивает мотивацию студентов к творчеству, формирует личностное самоопределение, помогает адаптироваться в окружающем мире, предоставляет свободный выбор образовательной области и многообразия видов деятельности.
Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса.
В процессе исследования разработан опросник, который помог нам определить уровень интересов современных студентов. Также на сайте нашего вуза, в электронном дискуссионном клубе, был проведен опрос студентов, которых интересует актерское мастерство и режиссерские технологии, способствующие улучшению качества молодежных творческих программ,проводимых в нашем вузе.
Результаты опроса студентов Международнного инновационного университета
(предпочтение студентов в участии)
■ Интеллектуально-развлекательные программы
■ Драматические спектакли, сценки, театрально-музыкальные постановки
■ Торжественные церемонии
По результатам опроса было выяснено, что студенты предпочитают интеллектуально-развлекательные программы в игровой форме. И это не случайно, ведь игра - это школа общения, особая модель поведения, неотъемлемая часть жизни, непринужденная деятельность в воображаемой ситуации. Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Для создания интеллектуально-развлекательных программ мы используем различные виды игр. Особый интерес вызывают шоу-игры, к ним относятся конкурсы (интеллектуальные игры построенные на вопросах и ответах и имеющие возрастную специфику. Активно использовались викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут отвечать несколько человек
26
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
- команда; при этом вопросы викторины содержат познавательную информацию, ориентированную на наличие участников определенной эрудиции.
Игра является продуктивным видом психологической работы со студенческим коллективом. Также были использованы игровые пространства трёх следующих видов, которые по отдельным параметрам могут переплетаться друг с другом:
• Игровые оболочки, когда игра используется как некое обрамление, общий фон какой - либо работы.
• Игры-переживания - более сложный вид игры, связанный с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к собственному «Я».
• Игры-драмы, которые мы применяем при постановке театрализованных концертов и драматических спектаклей, в которых значительная часть времени (репетиции) уходит на вживание участников в их роли и ситуацию с применением самых разнообразных театральных приемов (внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, определение участниками сюжетных статусов - ролей)
Создание сценария любой творческой программы и воплощение действия на сцене реализуется как психологическая игра, начинающаяся с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач, определение вида игры с учетом особенностей группы, опыта участия игроков в психологических процедурах, степени доверия друг к другу и ведущему Залогом успешности игры являются создание, поиск, подбор подходящего сюжета и конструирование сценария игры, ход которой зависит от опыта режиссера. Сюжеты могут быть виртуальными, погружающими участников игры в иные миры, подобные реальному миру, и реальными, основанными на специфике нашего собственного мира.
Использование игры в структуре интеллектуально-развлекательных программ обеспечивает высокий уровень досуга, духовности, подъема творческих импульсов.
Результаты опроса показали, что интерес студентов направлен и на музыкально-драматические спектакли, которые с успехом проходят в вузе. Для постановки таких зрелищных представлений студентам на занятиях по театральной деятельности (репетициях) приходится учиться овладевать технологией монтажа. Монтаж - способ организации драматургического (литературного) материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагматирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы (конструированным и ассоциируемым).Воспитанники театра не только используют интернет-технологии для реализации режиссерского замысла, но и
27
ISNN 1029-3388
сами пробуют себя в качестве авторов драматических зарисовок: анализируют стихотворные тексты, обсуждают сюжетную линию драматических произведений, сами составляют диалоги и монологи, придумывают пластические этюды. Наследие мировой культуры стало для студентов театра основой мировоззрения для изучения и восприятия бытия.
Международный инновационный университет стал базой для воспитания личности, которая через театрализованную деятельность может себя проявить в эмоциональном сознании и показать, что знание классической литературы не только показатель интеллекта, но и воспитанности. За время существования театра студенты познакомились с неизвестными ими ранее произведениями Ломоносова, Державина, Пушкина, Гоголя, Маяковского, Булгакова, Есенина, Крылова и других авторов.
Если раньше студенты о творчестве поэтов и писателей знали только согласно программе школ, гимназий, колледжей, то теперь это изучение стало глубже и интересней. На репетициях театра использовались видеоматериалы.
Театр является не только механизмом раскрытия творческих способностей студента, он влияет на повышение внутренней культуры личности студента: обогащается словарный запас, исключающий использование сленга и ненормативной лексики; меняется культура поведения воспитанника в социальной среде; происходит переоценка морально-эстетических ценностей.
Как показало экспериментальное исследование, опрос осуществлялся в рамках электронных профессиональных клубов, а также электронного клуба «Моя жизнь» функционирующих на сайте нашего вуза. Приведём примеры ответов на один из вопросов анкеты: «Хотели бы Вы заниматься театром и почему?» Мы получили следующие ответы:
Vasya » 16 сен 2011, 15:34
Я участвовал в команде КВН, одни пошлые шутки и не всегда бывают смешными, а здесь, в театре и ребята творческие и я чувствую себя самим собой! Родители довольны и мои сокурсники стали смотреть на меня с уважением.
D whitecrow » 18 сен 2011, 13:06
Мне 18, а я только теперь узнала, что неплохо пою, а когда надеваю на себя костюм королевы, забываю, что была неудачно влюблена и писала дурацкие стишки про безответную любовь. Театр вселил меня уверенность в себе.
Маис » 28 окт 2011, 23:54
Никогда не мог в школе заучить и 2х стихотворных строк, а теперь учу целые страницы, знаю, что в театральном коллективе меня поймут, помогут разобраться с проблемами. Я теперь и Гамлет и Д'Артаньян. И главное, каждый день хочется в университет.
28
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
Bella» 16 фев 2012, 15:37
Готовили новую программу о поэтах серебряного века, я открыла для себя Маяковского, я и не знала, что это такая глыба гениальности. Есенин, Северянин, Блок...меня вдохновили эти поэты! Несомненно, на этом литературном вечере, я обязательно буду читать их стихи. Для меня театр в нашем университете, некая отдушина от постоянных забот, в театре я могу быть тем, кем захочу, играть роль королевы или бедной официантки - это здорово. Шить костюмы, придумывать музыкальные подложки для наших постановок, открывать для себя что-то новое.
Опираясь на результаты опроса студентов, мы можем сделать следующий вывод:театральное искусство в вузовском образовании и воспитании - это уникальная возможность самовыражения, которая в возрасте становления личности особенно важна, тем более, если личность по тем или иным причинам не смогла еще проявить себя ярко в чем-то другом. Посещая театральные занятия, студенты удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности и приобретают навыки уверенности для реализации себя в других видах деятельности.
Театральное искусство дает студентам возможность:
- формировать поведенческие, коммуникативные, двигательные паттерны психической активности, которые отсутствовали ранее в ролевом диапазоне личности;
- формировать и рассуждать, открывать своё собственное «Я»;
- приобретать навыки коллективного общения;
- воспитывать в себе чувство ответственности и самодостаточности;
- обеспечивать реализацию индивидуальных способностей;
- развивать задатки и творческие качества: внимание, быстроту реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»;
- приучать студентов к дисциплине и самодисциплине;
- формировать вкус, воспитать чувствомеры, способность анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого;
- расширять кругозор, который обеспечивает дополнительные знания о жизни.
Вузовская театральная педагогика - это технология воспитания, которая направлена на личностное становление самосознания, формирование культуры чувств, способность к общению, овладению своим телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитание чувства меры и вкуса, которые необходимы человеку для перспективного успеха в любой сфере деятельности. Таким образом, важной технологией развития личности является театральноэстетическая деятельность, которая органично включается в образовательный процесс Международного инновационного университета.
29