Ольга Викторовна РЫБАК - аспирант Тюменского индустриального университета, педагог дополнительного образования областного детского оздоровительно-образовательного центра «Ребячья республика» Россия, Тюмень; e-mail: rybak_ov@mail.ru
УДК 364.044.4;37.036;792.9
Для цитирования: О.В. Рыбак. Театр как метод социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Журнал «Общество и государство». 2023. № 4 (44). С.26-28. DOI: 10.24412/2224-9125-2023-4-26-28
ТЕАТР КАК МЕТОД СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается история развития арт-терапии, основанной на принципах психоанализа, и его влияние на различные методы терапии. Статья также описывает различные формы арт-терапии и ее применение для развития внутренних ресурсов, улучшения когнитивных навыков и социализации. Особое внимание уделяется использованию арт-терапии для поддержки людей с ограниченными возможностями в области здоровья и социальной адаптации, а также для решения связанных с этим психологических проблем.
Ключевые слова: арт-терапия, психоанализ, когнитивные навыки, социализация, ограниченные возможности здоровья, социальная адаптация.
Olga Viktorovna RYBAK - Postgraduate student of Tyumen Industrial University, teacher of additional education of the regional children's health and educational center «Rebyachya Republic» Russia, Tyumen; e-mail: rybak ov@mail.ru
THEATRE AS A METHOD OF SOCIALIZATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES
ANNOTATION
This article examines the history of the development of art therapy based on the principles of psychoanalysis and its impact on various therapies. The article also describes various forms of art therapy and its application to develop internal resources, improve cognitive skills and socialization. Special attention is paid to the use of art therapy to support people with disabilities in the field of health and social adaptation, as well as to solve related psychological problems.
Keywords: art therapy, psychoanalysis, cognitive skills, socialization, limited health opportunities, social adaptation.
На ранних этапах своего развития, арт-терапия была основана на принципах психоанализа, согласно которым творческие произведения пациента (например, рисунок, лепка, текст, использование красок) рассматривались как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. Маргарет Наум-бург стала первым человеком, который использовал искусство в качестве терапевтического инструмента. В ее исследованиях акцент был сделан на стимулировании свободных ассоциаций и интерпретации, а также на использовании спонтанного рисунка в качестве вспомогательной техники. Арт-терапия, по ее мнению, направлена на стимулирование внутренних ресурсов человека, поощрение спонтанности, улучше-
ние когнитивных способностей и позволяет пересматривать жизненный опыт под новым, нестандартным углом зрения. Она способствует развитию социальных навыков, ведет к осмыслению своего места в обществе, освоению новых ролей и проявлению качеств личности, сокрытых в глубинах сознания.
Изначально в России этим видом терапии в основном занимались специалисты — врачи-психиатры, психотерапевты, арт-терапевты и психологи. В настоящее время набирает популярность обучение различным аспектам арт-терапии педагогов дополнительного образования с целью активного внедрения этого метода в досугово-образова-тельные центры.
РАЗДЕЛ I • ОБЩЕСТВО
У арт-терапии имеются три формы — активная, пассивная и смешанная.
Пассивная форма арт-терапии предполагает взаимодействие клиента с готовыми художественными произведениями, созданными другими людьми: просмотр картин, чтение книг, прослушивание музыкальных произведений. В то время как активная форма включает в себя самостоятельное творчество клиента: рисование, лепку, написание историй, сочинение музыкальных произведений, а также спонтанные танцы. Смешанная форма предполагает использование имеющихся художественных произведений (музыки, изобразительного искусства, литературы и т.д.) в процессе создания собственных творческих работ [4].
Рассматриваемая категория людей, столкнувшаяся с утратой трудоспособности в сознательном возрасте или с рождения, и, следовательно, имеющая ограниченные возможности в области здоровья и социальной адаптации, имеет психологические проблемы (стресс, неврозы, депрессия, девиантное поведение, попытки суицида) часто связанные с вынужденным исключением из общества, вызывающим социально-личностные проблемы из-за инвалидизации (потери трудоспособности, культурной изоляции, отсутствия общественного понимания), что может провоцировать и усугублять психологические, неврологические и психиатрические проблемы.
Процесс возникновения подобных социально-психологических проблем у данной категории пациентов следует рассматривать как последовательность связанных и взаимодействующих факторов: травмы или заболевания — инвалидизация — отчуждение от общества — психологические проблемы.
В данном контексте для помощи людям, нуждающимся в решении личностных проблем, арт-терапия становится все более значимой. Хотелось бы выделить одну из техник — театральное искусство, которое сочетает в себе пассивную и активную формы арт-терапии, когда человек, волен сам выбирать по которую сторону театральной сцены ему находиться.
Программы реабилитации, которые включают в себя использование театрального искусства, представляют собой эффективные средства поддержки социальной адаптации и психологической реабилитации таких пациентов. О психотерапевтическом эффекте театра говорил еще в начале 20-го столетия один из наших великий русских писателей, врач по образовании, Антон Павлович Чехов. Он говорил: «Ввиду того, что группа людей, участвующих в театральном процессе по обе стороны рампы, не ставит перед собой специфических для медицины задач, с медицинской точки зрения во многом спонтанное и в целом хаотическое воздействие может нести как положительный, так и отрицательный заряд» [9]. Французский драматург российского происхождения Артюр Адамов (собственно Адамян) также говорил о способности театра благотворно влиять на внутренний мир человека: «Живой театр — это театр, в котором жесты, действия, сама жизнь тела имеют право освободиться от условностей языка или же выйти за пределы психологических условностей, иначе говоря, дойти до конца, обнаружив их глубинную значимость» [8].
Итак, театр играет важную роль в процессе восстановления психологического здоровья. В этом контексте, важным фактором является запуск в Тюмени программы «Социальный театр», реализуемой «Экспериментальным Шекспировским театром» с 2007 года. Изначально в рамках данной многогранной программы были созданы и реализованы инновационные театральные жанры: «Сурдо-спектакль» (для зрителей с нарушениями слуха) и «Аудио-тактильный спектакль» (для зрителей с нарушениями слуха и зрения). В настоящее время театр расширил свои возможности и на сцене реализуются «геронто-спектакли» (роли исполняют пожилые), инклюзивные спектакли (роли исполняют слепые), социальные сказки и драмы, поднимающие различные проблемы общества.
Руководителями театра являются люди с медицинским образованием и помогают незрячими и слабослышащими людям, ветеранам, детям и всем, кому интересен театр, проработать свои внутренние проблемы и преодолеть их. Театр обеспечивает участие различных социальных групп и индивидуумов с разнообразными физическими особенностями в доступном для всех культурном пространстве и способствует процессу их социализации [2].
Данные постановки позволяют зрителям с определенными физическими ограничениями или психологическими проблемами почувствовать себя полноправными участниками общедоступного культурного события. Такой опыт оказывает активное социализирующее воздействие, что существенно эффективнее в сравнении с участием в узкоспециализированных событиях для людей с различными ограничениями, которые делают недоступной культурную и досуговую жизнь подобных людей [7].
Данные инновационные театральные жанры предлагают широкий спектр театрального воздействия и позволяют привлечь большую аудиторию к проблемам людей из рассматриваемых групп, позволяя интегрировать их в общество. Представления такого рода способствуют вызыванию у зрителей катарсиса, который помогает им лучше понять сложные аспекты жизни людей с ограничениями, создавая благоприятные условия для их социальной адаптации и эмоциональной реабилитации.
Как показывает растущая популярность и признание достижений Экспериментального Шекспировского театра, программа реабилитации театральной терапией достигает поставленных целей: освобождение внутренних ресурсов людей с ограниченными возможностями, способствует развитию раскованности, улучшению познавательных навыков, пересмотру собственного жизненного опыта с новой перспективы, стимулированию навыков общения на более оригинальном уровне (посредством использования визуальных, двигательных и звуковых средств), самовыражению, усилению социальной компетентности в коллективной деятельности, а также повышению самооценки и личностному развитию.
Таким образом, театр может служить мощным инструментом арт-терапии, обладая способностью стимулировать внутренние процессы и преодолевать психологические барьеры [9]. Следовательно, дан-
ный метод необходимо тщательно изучать в научных кругах, возможно, разработка совместных межведомственных программ, создание учебно-методических рекомендаций и усиление общественной поддержки программ арт-терапии в театре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Балухатый С. Д., Петров Н. В.: Драматургия Чехова. — URL: http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/ baluhatyj-petrov-dramaturgiya-chehova/index.htm (Дата обращения: 12.11.2023 г.).
2. Джурова Т. С. Концепция театральности в творчестве Н. Н. Евреинова. — СПб.: СПбГАТИ, 2007.
3. Ефимов П. Психология искусства (Арт-терапев-тические аспекты). — Санкт-Петербург, 2000.
4. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
5. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 368с.
6. Корепанова М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников [Текст] / М. Корепанова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 1. — С. 53-58.
7. Матюшкина Е. А. Социальный театр — актуальный социокультурный институт современной России [Текст] / Е. А. Матюшкина, А. Л. Ушаков // Искусство и образование в современном мире: сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции «Искусство и образование в современном мире». — Тюмень, 2012. — С. 192-195.
8. Строганов А. Е. Психотерапия на базе театральных систем. Практическое руководство. — СПб.: Наука и Техника, 2008. — 496 с.
9. Чехов М. А. Литературное наследие в 2-х томах. // Т. 1. Воспоминания, письма. — М.: Искусство. — 1995. — 544 с.
10. Юнг Я. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Д ж. Л.,
Якоби Я., Яффе А. Человек и его символы / Под общей редакцией С. Н. Си- ренко. М.: Серебряные нити, 2002. — 304 с.
SPISOK LITERATURY:
1. Balukhatyy S. D.. Petrov N. V.: Dramaturgiya Chekhova. — URL: http://chehov-lit:ru/chehov/kritika/ baluhatyj-petrov-dramaturgiya-chehova/index.htm (Data obrashcheniya: 12.11.2023 g.).
2. Dzhurova T. S. Kontseptsiya teatralnosti v tvorchestve N. N. Evreinova. — SPb.: SPbGATI. 2007.
3. Efimov P. Psikhologiya iskusstva (Art-terapevticheskiye aspekty). — Sankt-Peterburg. 2000.
4. Kiseleva M. V. Art-terapiya v prakticheskoy? psikhologii i sotsialnoy rabote. — Rech. 2007. — 336 s.
5. Kopytin A. I. Teoriya i praktika art-terapii [Tekst] / A. I. Kopytin. — SPb.: Piter. 2002. — 368s.
6. Korepanova M. Skazkoterapiya kak sredstvo samopoznaniya mladshikh doshkolnikov [Tekst] / M. Korepanova // Doshkolnoye vospitaniye. — 2008. — № 1. — S. 53-58.
7. Matyushkina E. A. Sotsialnyy teatr — aktualnyy sotsiokulturnyy institut sovremennoy Rossii [Tekst] / E. A. Matyushkina. A. L. Ushakov // Iskusstvo i obrazovaniye v sovremennom mire: sb. nauch. tr. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Iskusstvo i obrazovaniye v sovremennom mire» — Tyumen. 2012. — S. 192-195.
8. Stroganov A. E. Psikhoterapiya na baze teatralnykh sistem. Prakticheskoye rukovodstvo. — SPb.: Nauka i Tekhnika. 2008. — 496 s.
9. Chekhov M. A. Literaturnoye naslediye v 2-kh tomakh. // T.1. Vospominaniya. pisma. — M.: Iskusstvo. — 1995. — 544 s.
10. Yung Ya. G. fon Frants M.-L. Khenderson D zh L. Yakobi Ya. Yaffe A. Chelovek i ego simvoly / Pod obshchey redaktsiyey S. N. Si- renko. M.: Serebryanyye niti. 2002. — 304 s.