Научная статья на тему 'Театр как форма интеграции в жизнь'

Театр как форма интеграции в жизнь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ТЕАТР / ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО / АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Юлия Михайловна

Показана роль студенческого театра не только в приобщении молодых людей с инвалидностью к искусству, но и в воспитании у них активно- го отношения к жизни в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театр как форма интеграции в жизнь»

ЖИЗНЬ ИНВАЛИДА

Ю.М.Иванова

ТЕАТР КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ В ЖИЗНЬ

ИВАНОВА Юлия Михайловна — выпускница колледжа при МГГЭИ (e-mail: okiloveyou@yandex.ru)_

Аннотация. Показана роль студенческого театра не только в приобщении молодых людей с инвалидностью к искусству, ной в воспитании у них активного отношения к жизни в целом.

Ключевые слова: инвалидность, студенты, театр, творчество, искусство, активная жизнь.

Они такие, как мы. Кто они — инвалиды? При ответе на этот вопрос вспоминается притча о том, как слепые люди встретили слона: подходят они к слону и начинают его изучать. Одни трогают его за хобот, другие — за ногу, третьи — за хвост. Так каждый в своем воображении нарисовал своего зверя, а слон так и остался для них неопознанным. Может, это грубое сравнение, но инвалиды, или люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как сейчас принято говорить на западный лад, являются для здоровых людей такими же «неопознанными». Ведь мы не знаем их проблем, их забот, их боли — как физической, так и душевной. И дело даже не в нашей черствости. Просто мы «не в их шкуре», и нам их не понять до конца. Принять — да, в основной массе люди их принимают, сочувствуют, сожалеют, как-то помогают, но не понимают.

Возьмем, к примеру, прессу. Обычно внимание СМИ привлекает только Международный день инвалидов, отмеченный в календаре 3 декабря. Еще они берутся за эту тему, если происходит нестандартное событие — инвалиды играют в футбол, слепой человек рисует изумительные по красоте полотна или еще что-то в этом духе. Или если вышел законопроект, касающийся инвалидов. Но опять же СМИ смотрят на инвалидов каждый по-своему. И целостной правильной картинки так и не складывается.

Вообще сложилось три типа отношений к людям с инвалидностью. Модель первая и самая распространенная: жалость и сочувствие, основанные на противопоставлении: мы здоровые — они больные. Отсюда, кстати, и отчуждение. Жалость и ничегонеделание мучительны, поэтому появляется барьер, разделяющий здоровых людей и больных. Модель вторая: равнодушие или брезгливость. Это тоже объяснимо с точки зрения психологии: здоровому человеку смотреть на инвалида неприятно. Модель третья: относиться, как к себе, не выделяя их в отдельную категорию. Кстати, эта модель, по оценкам психологов, самая правильная, ибо не приводит к отчуждению. Но, увы, она самая редкая. Интересно, почему?

Конечно, можно пенять на инвалидов. Мол, это они чувствуют себя ущербными в среде здоровых людей. Но это не так. Говоря подобное, мы просто пере-

кладываем свои комплексы на лиц с ОВЗ. «Мы готовы общаться с вами, здоровыми, но вот вам придется тяжело, так как вы либо сразу начинаете нас жалеть, либо мы вам просто противны или неинтересны», — это слова инвалида. Но об отношении к инвалидам я заговорила неспроста. Дело в том, что это объясняет сложившийся у русских людей стереотип: искусство инвалидов может быть интересно только самим инвалидам. Отсюда и проблемы Театра инвалидов, о котором скажу подробнее. Театр этот — редкое явление. Говорят, в начале XX в. в Екатеринбурге существовал царский театр инвалидов. Но с тех пор официально зарегистрированных подобных трупп не было. Почему? Спросите себя, пойдете ли вы смотреть на искусство нездоровых людей. Скорее всего, нет. И вас можно понять: ведь театр, как любое искусство, — это, прежде всего, наслаждение. А разве его испытаешь от игры калек? Нормальный человек не станет себя принуждать посещать «их» театр. На мой взгляд, это достаточно частое мнение. Но оно изменилось, когда я стала участвовать в студенческом театре МГГЭИ, в котором выступали инвалиды.

Может ли человек с физическими нарушениями быть актером? А почему ему им не стать? Инвалид — эта стигма еще бывает в повседневной жизни, но на сцене она исчезает. Зрители смотрят уже не на больного человека, а на Актера, ему аплодируют, потому что его понимают... Особый театр, или «Театр инвалидов», имеет право на существование — в этом я убедилась, посещая занятия театральной студии в МГГЭИ.

Театр ли это в полном смысле слова? Это не так уж важно, потому что речь идет не об обычных театрах со здоровыми актерами, способными сыграть любую роль. Работа театра способствовала главному — расширению возможностей больных людей, максимальному раскрытию их творческого потенциала.

Студенческий театр. У студентов МГГЭИ учебный процесс не ограничивается посещением лекций, семинарских занятий и научных конференций. В студенческой среде здесь огромную роль играют творчество и искусство. Данное явление можно объяснить тем, что в отличие от обычных студентов «опорники» не обладают широким кругом желаемых действий. В этом смысле круг их увлечений намного уже, и, соответственно, здесь уместен принцип заменяемости. Например, человек, прикованный к инвалидной коляске, не пойдет в поход или в бассейн (хотя есть и такие герои). Зато в его власти освоить какой-нибудь музыкальный инструмент или заняться стихосложением.

Театральное искусство привлекает многих своей разносторонностью. Здесь слиты воедино и движения, и чувства, и мышление. Студентов также ведет на сцену таящаяся внутри каждого жажда славы, восторженных взглядов и аплодисментов. Среди нас проводился опрос для выяснения причины, по которой студенты-инвалиды играли в спектаклях. Многие сказали, что таким образом хотят избавиться от комплексов, страхов, стеснений, от собственной неполноценности. Выходя на сцену, мы ставим перед собой задачу перевоплотиться в своего героя, смотреть его глазами, чувствовать его сердцем, руководствоваться его разумом. Это помогает на многое посмотреть в другом ракурсе, в том числе и на себя. Преодолеть себя. Преодолеть закоренелый комплекс «четырех стен» инвалида с детства. Преодолеть сложившийся стереотип у общества. Равноправное и гармоничное творчество молодым людям независимо от физического состояния — вот, как я поняла, основные цели и задачи студенческого театра.

На моих глазах театр прошел четыре этапа развития. Первый этап воспитания и обучения актера-инвалида и одновременно формирования коллектива творческих единомышленников — приобщение каждого к «строительству театра»; второй этап — активное участие всех членов студенческого театра в выборе пьесы для постановки, в разработке репертуарной линии; третий этап — непосредственное участие в определении режиссерского решения спектакля, чтобы оно стало творческим замыслом всего коллектива. И, наконец, четвертый этап — это репетиционный процесс создания театра.

Разминки, тренинги, упражнения. Студенты-инвалиды, занимающиеся в любительском театре, также должны многому учиться. Хочется подробней рассказать о различных тренингах и разминках, помогающих сначала познакомить студентов, потом сплотить, а затем и создать из них настоящую театральную труппу.

Интересно проводятся своеобразные игры на память, умственную реакцию, сообразительность. Начинается все с простых заданий, таких как встать по росту за 10 секунд, запомнить только что прозвучавшие имена, взявшись за руки построить ровный полуовал. Со стороны это кажется смешным и нелепым для взрослых людей, но на самом деле это не так-то просто. С помощью таких упражнений вырабатывается спокойствие, преодолевается паника, регулируется уверенность в движениях. На данном этапе все игры проводятся массово, чтобы научить студента быть в коллективе, чувствовать плечо ближнего, быть продолжением группы, быть с ней в гармонии. Специфика данных занятий состоит в том, как люди с различными степенями ограничения деятельности совместно приведут в исполнение поставленные задачи, как будут взаимодействовать человек с незначительным искривлением позвоночника и человек с детским церебральным параличом. Очень важно дать оценку общению между подобного рода парами.

Следующий вид тренинга — голосовой. Голос и дикция для актера — важный элемент успеха. А для актера-инвалида — это еще и одна из основных проблем. Для студентов с ДЦП проводятся специальные речевые упражнения, содержащие в себе систему скороговорок, а также «мимический массаж» лица, приводящий в активное движение язык и губы. На данной разминке проводится проверка музыкальных данных. Часто здесь поют, обычно хором, и разучивают музыкальные миниатюры. Учитывая возможности каждого, ни скороговорки, ни стихи, ни песни не записываются, а запоминаются.

Далее следуют физические упражнения. Необходимо, чтобы после них все тело было разогрето, движения раскованы, мышцы подтянуты. Упражнения выполняются в меру индивидуальной возможности, но постоянно нагрузка возрастает до разумных пределов. Часто физические упражнения объединяются с голосовыми, что помогаетрегулировать дыхание.

Самые сложные, но одновременно самые интересные занятия начинаются с мини-этюдов, сценок, розыгрышей. Студентам дается ситуация, которую нужно обыграть, причем необходимо найти свою изюминку, свою «фишку». Установки могут быть разнохарактерные, групповые или одиночные, немые, с помощью мимики и жестов, музыкальные, танцевальные — в общем, сфера для воображения и фантазии огромна.

Кто же играет главную роль? Не в пьесе, а в этом сложном, интересном процессе? Конечно, режиссер. На его плечах лежит серьезная задача, иногда не-

выполнимая, но наполненная надеждой. Режиссер, как представляется, должен быть фанатом своего дела, с крепкими нервами и чувствами. Он должен излучать энергию, стремление и уверенность. Наверное, только у такого человека есть шанс довести начатое дело до конца и направить молодых, неопытных, но полных жажды впечатлений студентов. Только он в силах создать «сборную» труппу и профессионально с ней работать. Не просто реабилитировать и развивать детей, но и показывать другим их театральное мастерство.

Работа режиссера особого театра носит экспериментальный характер. В ее основе лежит органическое слияние игры профессионального актера с игрой актера-инвалида. Руководитель стремится не сопоставить недуг со здоровьем, а стереть грань между больными и здоровыми. Он «закрывает» недуг больного: если это актер с ДЦП, то выстраивает мизансцену так, чтобы зрители не заметили его инвалидности. Театр для таких ребят — не только серьезный реабилитационный процесс, это их настоящая жизнь, свет в тоннеле.

Репертуар. Репертуар — это средоточие всех проблем студенческого театра. В нем, как в зеркале, отражается жизненная и эстетическая позиция режиссера и коллектива, цели, которые они перед собой ставят, способ и характер организации внутренней жизни коллектива, в конечном счете, вся его деятельность.

Принимая к постановке то или иное произведение, отмечают, прежде всего, наличие «проблемности», той самой сегодняшней «болевой точки» своей и коллектива и уж во вторую очередь его художественный уровень. Талантливый руководитель специфического театра с участием инвалидов найдет уйму самых новых свежих идей, исходя только из уникальности актерской труппы.

И вот начинается работа с пьесой. Прочитывается текст, студенты обсуждают сюжет, главных героев, их характеры, обстановку, декорацию, реплики. Пробуют читать пьесу по ролям. С этого начинается первая репетиция. Правильный подбор ролей очень важен, всегда нужно учитывать физические качества актеров, позволяющие выполнять поставленные сценические задачи.

Творчески свободнее и увереннее работается, как показал опыт нашего театра, над произведением высокохудожественным. Безупречная логика действия, ясность мысли, чистота языка, глубина и правдивость образов — все это способствует воспитанию чувства веры и правды и именно в этом смысле облегчает работу. Не говоря уже о том, что высокохудожественное произведение с каждой репетицией все больше и глубже вовлекает творческий коллектив в процесс познания жизни и его отражение в искусстве. Если ты хотя бы на время попадаешь в «орбиту» настоящего художника, то и сам начинаешь воспринимать жизнь иначе.

Репетиции и постановка спектакля. Характер атмосферы в театре приводит коллектив к такому репетиционному процессу, который полностью соответствует их жизненным позициям и принципам, их эстетическим верованиям. Для театра важно, чтобы его актер творил свободно, смело, раскованно, не опасаясь показаться бездарным, глупым и смешным в процесса поиска. Каждый актер театра инвалидов стремится понять, что репетиция — это, прежде всего, процесс познания жизни, отраженной в пьесе, в роли, поиск личных ассоциаций, проба, отбор, накопление необходимых качеств, свойств, постепенное проникновение в логику мышления образа. Когда актер с полной самоотдачей отрабатывает роль на репетиции, он уже перестает думать, как выглядит со стороны, и не боится ошибиться.

Спектакль. И вот результат многомесячной напряженной работы коллектива — спектакль. Для того, чтобы зритель творчески воспринял представление, чтобы до него дошло то, что своим спектаклем хочет сказать театр, необходимо убрать все, что может помешать возникновению такого состояния зрителя: необходимо, прежде всего, чтобы актер собрал свою волю и сосредоточил свое внимание на том, что относится к роли и спектаклю. Все нажитое и наработанное в течение репетиционного периода может быть погублено суматохой, неорганизованностью, нервной обстановкой или ремесленным спокойствием и безразличием на сцене и за кулисами.

Некоторые актеры, впервые выходя на сцену, к зрителю, испытывают сильное волнение. Большую помощь в этой предшоковой ситуации может оказать напутствующее слово руководителя. У нас это выглядело так: весь коллектив становится в круг, режиссер протягивает руку ладонью вверх, а актеры кладут свои руки на нее, образуя своеобразную «лесенку». На традиционное «Ни пуха, ни пера!» «лесенка» разбивается, сопровождаясь всеобщим «К черту!». Этот театральный ритуал поднимает творческий дух и настраивает на успех.

Поиски себя в искусстве, в жизни вообще — это длительный, сложный, непрерывный процесс. Он может начинаться до поступления в институт, продолжается многие годы после его окончания. Самовоспитание человека длится практически всю жизнь, ибо ему необходимо очень многое знать, понимать и уметь.

Актеры с болезнью Дауна, ДЦП, колясочники, инвалиды по зрению, слуху выходили на сцену и преображались. Для таких людей театр — очень важная возможность интегрироваться в жизнь. Театральная игра позволяет участникам примерять на себя любой образ, что чрезвычайно важно для их реабилитации. Игра позволяет им со временем становиться более уверенными в собственных силах — сначала в пределах театральной студии, а затем в повседневной жизни. Можно сказать, что «Особый театр» — это модель российского общества, когда инвалиды будут жить среди обычных людей, ничем от них не отличаясь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.