Научная статья на тему 'Театр Италии в период фашизма'

Театр Италии в период фашизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
673
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / THEATRE / ИТАЛИЯ / ITALY / ПЕРИОД ФАШИЗМА / THE PERIOD OF FASCISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кураш Артур Петрович

Начиная с эпохи Возрождения, Италия создает блистательное театральное искусство, новые художественные направления, оригинальные разножанровые драматургические произведения, новые приемы актерского мастерства. В статье рассматриваются основные проблемы становления и развития театра Италии в период фашизма 1922-1943 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Since the Renaissance, Italy creates splendid dramatic art, new art directions, original dramatic works of different genres, new techniques of art mastery. The article considers the problems principals of formation and development of the Italian theatre in the period of fascism 1922-1943.

Текст научной работы на тему «Театр Италии в период фашизма»

.....

п

Искусствознание 207

вень. Слава учителя, безусловно, измеряется в имя Преображенской, деятельность её шко-достижениях его учеников, на этом поприще у лы-студии за рубежом должны занять дос-

0.И. Преображенской нет равных в балетной тойно место в истории отечественного и ми-среде. Недооцененное в балетной педагогике рового балета.

Примечания

1. Васильев, А. А. Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки / Александр Васильев, Ксения Трипо-литова. - М.: Альпина нон-фикшн, 2010.

2. Зорич, Ю. Магия русского балета / Ю. Зорич. - Пермь: ИПК «Звезда», 2004.

3. Красовская, В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Танцовщики / В.М. Красовская. - 2-е изд., испр. - СПб.: Издательство «Лань», 2009.

4. Тихонова, Н. Девушка в синем / Н. Тихонова; послелов. и коммент. В. Чистяковой. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992.

ТЕАТР ИТАЛИИ В ПЕРИОД ФАШИЗМА

А. П. Кураш

Московский государственный университет культуры и искусств

Начиная с эпохи Возрождения, Италия создает блистательное театральное искусство, новые художественные направления, оригинальные разножанровые драматургические произведения, новые приемы актерского мастерства. В статье рассматриваются основные проблемы становления и развития театра Италии в период фашизма 1922-1943 годов.

Ключевые слова: Театр, Италия, период фашизма.

Since the Renaissance, Italy creates splendid dramatic art, new art directions, original dramatic works of different genres, new techniques of art mastery. The article considers the problems principals of formation and development of the Italian theatre in the period of fascism 1922-1943.

Key words: the Theatre, Italy, the period of fascism.

К концу XIX - началу XX века слава итальянского театра, во многом благодаря таким звездам, как Эрнесто Росси, Томмазо Сальвини, Аделаида Ристори, Джачинта Пэццана, Элеонора Дузе, Эдуардо Скарпетта, Эрмете Новел-ли, Италиа Витальяни, Леопольдо Фреголи и многим другим, распространилась далеко за пределами Италии. Именно в этот период театр Апеннин вступает на путь реформирования и создания современного театрального искус-

ства. Во многих городах открываются театры, появляются новые профессиональные и любительские театральные труппы; наряду с аристократией, основным зрителем становятся представители буржуазии. Одновременно происходят коренные изменения и в жанровых преференциях: на смену комедии дель арте, трагедии, мелодраме и религиозным постановкам приходит буржуазная реалистическая драма с сильными образами и яркими персонажа-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 207-210

10_ènêônnôâîçiàièâ.p65 207 1 16.05.2011, 15:54

.....

ш

208 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

ми; другими популярными жанрами становятся любовные комедии и эстрадные шоу-программы. Вместе с этим, несмотря на столь значительные преобразования, в первые два десятилетия XX века в итальянском театре многие сложнейшие проблемы по-прежнему не решались. Особо отметим, что в это время в театральных кругах становится нормой националистическая риторика (4).

В начале 1920-х годов в Италии, охваченной острейшим политическим и экономическим кризисом, в условиях обострения классового противостояния наиболее популярным был лозунг «Сделаем как в России!». Интерес вызывали не только происходившие экономические и социальные преобразования в молодой Советской стране, но и новаторские достижения в области культуры, в том числе и в театральном искусстве. Важнейшим событием в театре Италии начала XX века стало изучение и практическое воплощение сценической теории, метода и артистической техники, которые были разработаны К.С. Станиславским (18631938). Огромный вклад в театральное искусство Италии был сделан многими выдающимися русскими актерами, режиссерами и педагогами - вынужденными эмигрантами после событий 1917 года, в частности Татьяной Павловой (1894-1975, урожденной Зейтман). По сей день итальянцы бережно хранят память о ней - не только как об одном из самых лучших режиссеров-постановщиков итальянской драмы и оперы, но и как о талантливом педагоге, воспитавшем не одно поколение итальянских актеров в стенах знаменитой Академии драматического искусства в Риме, куда она была приглашена в 1935 году Сильвио Д'Амико (1887-1955, театральный критик, теоретик).

В 1922 году к власти в Италии пришел фашистский режим Муссолини, продержавшийся до 1943 года. До сих пор этот период в истории итальянского театра остается наименее изученным (в том числе и в самой Италии), именно поэтому его рассмотрению посвящена данная статья.

За годы правления режима Бенито Муссолини говорить о появлении подлинно «фаши-

стского» или народного театра с какими-либо оригинальными находками и творческими удачами не приходится. К известному призыву диктатора: «Необходимо, чтобы итальянские деятели культуры в любой форме искусства или мысли отражали правдиво и глубоко наше время, а именно Революцию фашизма», творческая интеллигенция относилась по-разному. В то же время за антифашистскую позицию лучшие итальянские драматурги, за некоторым исключением, находились в опале (С. Бенелли, У. Бетти, Р. Вивиани, Р. Бракко), другие же упорно не замечали требований высших иерархов, пользуясь своей мировой известностью (Г. Д'Аннуцио, Л. Пиранделло, Э. де Филиппо). В тяжелейшей опале оказались и диалектные театры, в первую очередь неаполитанские, принесшие мировую славу Италии. При этом идеологи итальянского фашизма прекрасно понимали важность и даже потенциальную опасность (эпоха Рисорджименто) театра, имевшего огромное влияние в первую очередь на среднее сословие - буржуазию. В целом взаимоотношения итальянского диктаторского режима и театра базировались на разработанной властями доктрине «Культурная идеология фашизма», в которой предусматривались не только плановое создание и поддержка культурных организаций, но и условия проведения зрелищных мероприятий.

На призыв Дуче посредством искусства привнести в массы «ценности фашизма» откликнулась не только профашистская творческая интеллигенция, но и средний класс, составлявший костяк итальянского фашизма. Были написаны сотни пьес; по всей стране были созданы в большом количестве любительские театральные труппы и драмкружки, многие постановки которых были посвящены лично Муссолини - «сыну народа», «вождю и учителю» (лозунг «Муссолини всегда прав!» был наиболее популярным в 1930-х годах). Другими обязательными драматургическими темами были: «рождение фашизма», «счастливая жизнь при фашизме», великие достижения в производстве, строительстве, сельском хозяйстве («Борьба за хлеб»; осушение помтинских

10_en§6nnöäTgiäieä.p65 208 1 16.05.2011, 15:54

.....

I I I ■ М I I I

Искусствознание 209

болот в 1928-1932 годах), победы на полях сражений и прочее.

28 апреля 1933 года на торжественном собрании по случаю 50-летнего юбилея Итальянского общества авторов и издателей "81АЕ" в столичном театре «Арджентина» выступил Муссолини. В своем докладе, в частности, он заявил: «Я слышал разговоры о кризисе театра. Этот кризис имеется... Здесь необходимо рассмотреть два аспекта: духовный и материальный. Аспект духовный имеет отношение к авторам, а материальный - к количеству мест в зале. Необходимо подготовить театр масс, который смог бы вместить 15 или 20 тысяч зрителей. Театр "Ла Скала" соответствовал этим параметрам сто лет назад, когда население Милана составляло 180 тысяч человек. А сейчас нет, потому что жителей там - 1 миллион человек. Ограниченное количество мест в театре приводит к удорожанию цен на билеты, что отталкивает народные массы. Театр, который, на мой взгляд, является более поучительным, чем кинематограф, должен принадлежать народу. Также театр должен иметь широкое дыхание, что необходимо народу. Сценическая работа должна побуждать к великим коллективным страстям, вдохновлять к чувству живого и глубокого гуманизма, нести на сцену то, что действительно имеет значение в жизни духа и поисках людей. Нужно прекратить этот пресловутый "любовный треугольник", которым терзают нас до сих пор. Количество "треугольных" осложнений себя исчерпало. Делайте так, чтобы коллективные страсти стали воплощаться в драматическом искусстве, и тогда вы увидите переполненные партеры. Вот почему кризис театра не будет преодолен до тех пор, пока не будет решена эта проблема».

Несмотря на все усилия и старания чиновников и драматургов, ожидаемого успеха фашистского театра, равного по масштабу с успехом итальянского театра конца XIX - начала XX века, никак не удавалось достигнуть. Публика, как правило, признавала лучшие пьесы, написанные в начале века до прихода к власти фашистов, где имели место анархические настроения, индивидуализм, пессимизм и сомне-

ния. В то же время главные идеологи и чиновники от культуры требовали от театра прямо противоположного: показывать на сцене непоколебимую веру народа в фашизм; пропагандировать силу, стойкость, антииндивидуализм, субординацию, дисциплину, стремление к насыщенной, динамичной жизни и оптимизм. С целью передачи в народные массы «атмосферы всеобщего оптимизма» в 1930-х годах было написано и поставлено большое количество пьес. Однако театральная публика этот «оптимизм» никак не разделяла, находя произведения профашистских драматургов откровенно скучными и плоскими. В 1939 году министр Народной Культуры Дино Алфь-ери выступил с докладом в Парламенте Фашистов и Корпораций, в котором подробно сообщил о состоянии итальянского театра. По мнению Алфьери: «полученный количественный результат никак нельзя назвать качественным». Также не оправдались ожидания властей «появления подлинного драматического театра, способного в полной мере передать мотивы и ценности фашистского духа» (1, с. 247).

К 1920 году в Италии становится популярным театр эстрады (варьете). В последующие годы правления Муссолини театр эстрады, наряду с кинематографом, становится для итальянцев одним из наиболее излюбленных мест проведения досуга. Здесь все было необычно и поражало воображение: богатое оформление сцены, великолепная музыка, остроумные конферансье, красивые танцовщицы. Но самыми интересными в эстрадных программах были выступления актеров-комиков. Их юмор был настолько острым и непредсказуемым, а темы выступлений злободневными, особенно спонтанная «аналитика» комика какой-либо политической новости, что применение к ним фашистской цензуры было практически невозможно. В то же время театр эстрады представлял собою тот самый «Театр масс», к созданию которого неустанно призывал Муссолини итальянских театральных деятелей.

В 1930-х годах в Италии появляется новое художественное направление, вполне устраивающее правительство фашистского режима:

10_ёпё6пп6аТдШёа.р65 209 1605.2011, 15:54

.....

ш

210 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

театр «белых телефонов» (на сцене театра или на киноэкране герои-буржуа пользовались телефонными аппаратами белого цвета, в то время как во всех магазинах страны продавались телефоны только черного и коричневого цветов). Наиболее ярким и известным представителем данного направления в период 19301938 года был Альдо де Бенедетти (1892-1970) - комедиограф и сценарист. Из числа его наиболее популярных сентиментальных комедий театра и кино можно выделить: «Капитуляция Тити» (1931), «Я тебя больше не знаю» (1932), «Волонтеры» (1933), «Человек, который улыбается» (1935) и другие. Любовные театральные пьесы и киносценарии периода «белых телефонов» в целом относились к легкому, развлекательному жанру, где не было даже намека на какие-либо социальные или политические проблемы. Они скорее напоминали сказку, чем реальную жизнь. К примеру, в очаровательную бедную девушку из провинции, приехавшую в большой город в поисках работы и счастья, безумно влюбляется богатый и молодой банкир. Но добиться ответной любви у честной девушки не так просто...

По единодушному мнению итальянских историков культуры, театр Италии в период правления фашизма 1922-1943 годов, находясь под идеологическим и цензурным давлением, оказался в тяжелейшем кризисном положении. Несмотря на все усилия властей создать так называемый «фашистский профессиональный театр», способный в полной мере отразить на сцене идеологию и «ценности» фашизма, так и не удалось (3). Также не удалось решить и другую важнейшую проблему: создать подлинно народный и массовый театр. В некотором роде это было достигнуто в театре эстра-

ды (варьете) и в пьесах легкого жанра, что мало соответствовало амбициозным планам фашистов. В целом полувековой период с конца XIX века по 1943 год (падения режима Муссолини) некоторые итальянские историки театра склонны рассматривать как «годы задержки», «застоя», даже «опоздания» в развитии национального театра (по сравнению с европейскими театрами), особенно в годы двадцатилетнего фашистского правления. Другие исследователи рассматривают всю первую половину XX века как затянувшуюся реорганизацию, причем во многом по независящим от театра причинам.

Таким образом, к середине XX века итальянский театр по-прежнему нуждался не только в дальнейшем реформировании, но и в серьезных изменениях, связанных, в первую очередь, с идеологической, духовной и стилистической направленностью, поиском нового языка, новых идеалов, новых драматургических произведений. Несмотря на проведенные в Италии в первой половине XX века социальные реформы, ликвидацию неграмотности, повышения уровня жизни простых людей и т.п., театр так и не стал подлинно народным, общенациональным искусством. Возникающая в театральных кругах бурная полемика между сторонниками традиционного (академического) театра и авангардного («андеграундного»), фактически, рассматривала варианты развития буржуазного театра, но никак не народного. По этой причине поиски иных путей развития национального театра оставались актуальными на протяжении всей второй половины XX века и отражались, как правило, в различных театральных Манифестах (к примеру, «Манифест Паоло Грасси», 1946; «Манифест Нового Театра» П.П. Пазолини, 1968 и т.д.) (2).

Примечания

1. Alfieri, D. Il teatro italiano / D. Alfieri // Scenario. - 1939. - № 6.

2. Angelini, F. Teatro e spettacolo nel primo Novecento / Franca Angelini. - Roma-Bari: Laterza, 1988.

3. Biondi, M. Cultura e fascismo. Letteratura arti e spettacolo di un ventennio / Biondi Marino, Borsotti Alessandro. - Firenze: Ponte alle Grazie Spa.

4. Carla, M. Scrittura e percorsi. Poesia e teatro / M. Carla, R. Merlante // Palumbo editore. - 2000. - P. 265-290.

10_éñéóññóaígiáiéá.p65 210 i 16.05.2011, 15:54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.