Научная статья на тему 'Музыкальная культура Германии в контексте времени (1933-1945 гг. )'

Музыкальная культура Германии в контексте времени (1933-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1680
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / ДУХОВНОСТЬ / HISTORY / MUSIC / SECOND WORLD WAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курасова Тамара Ивановна

В данной статье автор рассматривает социально-политическую обстановку и музыкальное искусство Германии 1933-1945 годов самого тяжелого и трагического периода в истории Европы; творчество немецких композиторов, оставшихся в Германии, их «духовную эмиграцию».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given article the author considers music art and the music culture of the Germany 1933-1945 years. The principal characteristics of that time: the Second world wars, military acts, epoch of the German national socialism and etc. In their creative works German composers keeped the humanity, national source and creative significance.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура Германии в контексте времени (1933-1945 гг. )»

206 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь ^

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ (1933-1945 гг.)

Т. И. Курасова

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье автор рассматривает социально-политическую обстановку и музыкальное искусство Германии 1933-1945 годов - самого тяжелого и трагического периода в истории Европы; творчество немецких композиторов, оставшихся в Германии, их «духовную эмиграцию».

Ключевые слова: национал-социализм, искусство, творчество, духовность.

In the given article the author considers music art and the music culture of the Germany 1933-1945 years. The principal characteristics of that time: the Second world wars, military acts, epoch of the German national - socialism and etc. In their creative works German composers keeped the humanity, national source and creative significance.

Keywords: history, music, the second world war, the creation.

С приходом в Германии в 1933 году к власти национал-социалистической партии началось массированное наступление на все демократические институты страны, в результате которого были попраны все общечеловеческие нормы морали и этики. В Германии, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и, в целом, во всех странах, которые оккупировала Германия, проводилась широкая идеологическая пропаганда идей национал-социалистической партии. При Министерстве пропаганды, возглавляемом Геббельсом, был создан специальный отдел по политической организации радио и печати, который выступал в качестве средства утверждения господства идеологии фашизма и психологического воздействия на немцев, а также как орудие внешней политики и психологической войны против других народов.

Немецкий композитор М. Буттинг отмечал, что «подчинение всей музыкальной жизни министерству пропаганды в соединении с бесцеремонным проведением им своих "культурных" установок причинили ... музыке тяж-

кий ущерб» (1, с. 300). Широкая юрисдикция Министерства пропаганды уже в июне 1933 года была расширена личным декретом Гитлера: «в юрисдикцию имперского министра народного просвещения и пропаганды входит наблюдение над всем духовным воспитанием нации, над пропагандированием идей государства, над культурой и экономической пропагандой, над просвещением народа как внутри страны, так и за границей. Более того, ему поручается руководство всеми учреждениями, которые служат этим целям» (4, с. 442).

Ганс Фриче, будучи чрезвычайным уполномоченным по политической организации радио Германии и главой радиоотдела Министерства пропаганды в 1938-1942 годах, лично давал газетам так называемые «Ежедневные бюллетени руководителя имперской прессы». Американский обвинитель Т. Шпрехер на заседании Международного Военного Трибунала 23 января 1946 года отмечал, что большая часть рядовых немцев никогда бы не приняли участия в этих кровавых делах и не потерпели бы

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 206-211

Искусствознание 207

тех жестокостеи, которые совершались по всей Европе, если бы они не были подготовлены и приведены к варварским убеждениям и ложным идеям в результате постоянного влияния, которое производилось нацистской пропагандистской машиной. В действительности пропагандисты, которые предоставили себя для выполнения этой злонамеренной миссии подстрекательства и возбуждения ненависти, не меньше виноваты, чем их хладнокровные креатуры, которые возглавили отряды поджигателей и пускали в ход газовые камеры. Фриче принимал особо активное участие в «просвещении» в области еврейского вопроса в своих радиопередачах. Эти передачи буквально кишели провокационными, клеветническими измышлениями против евреев, логическим результатом чего могло быть только побуждение к дальнейшим жестокостям против евреев (4, с. 444). Немецкий генерал Розенберг заявлял: «Германия будет считать еврейский вопрос разрешенным только после того, как ни одного еврея не останется на жизненном пространстве великой Германии» (4, с. 40).

С приходом нацистов к власти вся Европа буквально превратилась в гигантский концлагерь, попадали в руки немцев не только евреи, но и все те, кто был не согласен с идеями национал-социализма. После установления нацистского режима в течение ряда лет в концентрационных лагерях, которые раскинулись по всей Европе, находились немецкий композитор Швен Курт (в 1939-43 годах, работая концертмейстером в Берлинской школе танцев, поддерживал связь с группой антифашистского Сопротивления); французский композитор Оливье Мессиан; чешский композитор, драматург, режиссер Буриан Эмиль Франтишек, возглавлявший в 1934 году театр «Д-34», в репертуар которого входили драматические и оперные спектакли. В лагерь смерти Дахау был заключен чешский композитор Рейнер Карел, автор вокальных антифашистских произведений, музыкальный критик Зитек Отакар, который в 1931 году в Пльзене дирижировал премьерами пяти опер Л. Яначека, а в 1943 году написал цикл фортепианных пьес «Бухенвальд». Нахо-

дился в концлагере также чешский композитор и пианист Капрал Вацлав и многие другие.

Автор симфонической поэмы «Революционная прелюдия» - композитор, органист, пианист Карел Рудольф (1880-1945) во время оккупации был отстранен от преподавания класса композиции в Пражской консерватории, а в 1943 году был заключен в концлагерь Терезин, где умер от пыток; погиб в Освенциме чешский композитор Хас Павел (1893-1944), в 1944 году

- композитор Краса Ян; в 1942 году - югославский композитор Хиршхер Цига (1894-1942), преподаватель композиции в Загребской консерватории, редактор журнала «Музыкант»; в Варшавском гетто в 1943 году - польский композитор, автор книг и статей по музыке, издатель музыкального журнала «Оркестр» и с 1937 года - журнала «Эхо» - Кофлер Юзеф (1896-1943). Погиб в концлагере Вюльцбург талантливейший чешский композитор, пианист Шульгоф Эрвин (1894-1942). Он преподавал фортепиано в Пражской консерватории, с 1935 года работал на Пражском радио, в 1933 году приезжал в СССР на международную конференцию современных музыкантов, был известен в Европе как пианист, пропагандировавший современную музыку. Э. Шульгоф искал новые формы для выражения нового содержания: он является автором кантаты «Коммунистический манифест» (1932), Симфонии свободы №6 (1941), «10 песен революции» для голоса и фортепиано.

На весь мир прозвучали слова Ромена Рол-лана в «Обращении в защиту жертв германского фашизма», которое было опубликовано «Юманите» 11 октября 1937 года, а отрывок из него под заглавием «Спасите от топора палача немецких заложников мира!» - в «Комсомольской правде» от 17 октября 1937 года: «...Около пяти лет гитлеровская диктатура - террористический режим, удушающий сердце Европы,

- держит в оковах, без формального приговора или судебного процесса, самых энергичных, самых благородных сынов этого великого народа, так много давшего человечеству. Лучшие люди Германии - Тельман, Осецки, Мирен-дорф, Стокер, Литтен и многие, многие другие

208 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

томятся в тюрьмах, расплачиваясь своею жизнью, являющейся примером самопожертвования в интересах народа и своего дела, за героическое сопротивление угнетению. Ничто не заставило их согнуться или отречься. Пример этих людей свидетельствует о той неистребимой моральной силе, что таится в их народе, которому заткнули рот, которого принудили к молчанию. Многие другие немцы, тысячи и тысячи мужчин и женщин заключены в концентрационные лагери; своей верой в международную солидарность, в человеческий интернационал, своей волей к миру они тормозят развертывание тех массовых сил войны, которые накапливает фюрер. Гитлер запер людей в тюрьмы, чтобы их голоса не подняли тревогу . Брошенные в тюрьмы, обращенные в мучеников, немецкие антифашисты являются той главной гарантией мира, которая еще существует в Германии вопреки тоталитарному и милитаристскому государству» (5, с. 482-483).

В Германии почти не осталось противников нацистского режима: кто эмигрировал за границу, кто был уничтожен физически, кто находился в тюрьмах и концлагерях. По словам композитора М. Буттинга, чувствовалось, что всякое естественное развитие искусства и отдельных художников прекратилось. В конце этой диктатуры войны и преступления в искусстве воцарилась «кладбищенская тишина» (1).

С приходом фашизма к власти в официальной сфере музыкальной культуры Германии значительно увеличилось число исполнений развлекательной и танцевальной музыки, выросло число композиторов, пишущих такую музыку. Со временем они стали выдвигать, по словам Буттинга, «ту точку зрения, что их права обоснованы не меньше, чем права серьезной музыки, поскольку огромное большинство публики обнаруживает значительно больший спрос на развлекательную, нежели на серьезную музыку. и чем богаче они становились, тем менее были они склонны давать более бедным коллегам столько, сколько было необходимо в интересах культурного развития» (1, с. 253).

Композитор Макс Буттинг, как очевидец

всего происходящего, оценивал ситуацию следующим образом: «очень многие посредственности, ведущие тяжелую борьбу за существование и, по их мнению, "непризнанные", в 19321933 годах почуяли возможность наживы, теша себя надеждой на лучшее преуспевание и на признание благодаря устранению "евреев и дегенератов", и по этой причине они сделались членами нацистской партии» (1, с. 264). Но это была не единственная причина вступления в партию, о чем свидетельствовала судьба самого Макса Буттинга. Он писал: «В 1933 году меня оставили в должности (руководителя внешней службой Штагма для всей Германии. - Т. К.), потому что ценили как работника ... примерно через три года . сочли, что настало время сведения со мной счетов. Меня упрекнули в том, что я не нахожусь "в строю" и перевели в Мюнхен. Нацисты указывали на мою деятельность в Ноябрьской группе, на мое сотрудничество в "Социалистишен монатсхеф-тен", на мою дружбу с евреями, на исполнение моих вещей под управлением Шерхена . под предлогом моего развода с первой женой не только в политическом, но и в личном отношении меня изображали настолько "ненадежным", что даже немногие друзья не могли мне ничем помочь» (1, с. 265). Примерно в начале 1938 года Буттинга уволили из Штагма после десятилетней добросовестной работы, в результате чего он испытал настоящую душевную катастрофу: «Ожесточение в связи с лицемерием и непорядочностью, испытанными мною с разных сторон . и не в последнюю очередь внезапное прозрение в отношении того, как сильно я поступился самим собой ради возможности идти внешне удобным жизненным путем, привели меня в состояние глубочайшей депрессии» (1, с. 266).

В конце 1939 года «добрыми друзьями» была сделана очередная попытка навредить композитору «с помощью политических нападок». Заботы о матери, о семье, а также о собственном существовании побудили Буттин-га вступить в национал-социалистическую партию. Сейчас, возможно, трудно понять этот шаг композитора, но надо помнить об экстре-

Искусствознание 209

мальной ситуации войны, предательстве, преследованиях, унижениях, жестокостях данного времени. М. Буттинг пытался как-то объяснить свое решение: «Ведь фактически с 1933 года я работал, спрятав голову в песок, чтобы не пришлось слышать, видеть и делать личные уступки; с известной иронией по отношению к самому себе я сделал новый шаг. Мной овладела та же смесь страха, легкомыслия, безразличия, которые я видел у многих других. Я не подозревал, какую роль может сыграть эта измена самому себе, когда я должен буду однажды очнуться от этого состояния и снова прийти в себя . Мне никогда не приходила в голову мысль об эмиграции, потому что я должен был заботиться о близких мне людях, но именно поэтому мне никогда не приходила в голову также и мысль о том, чтобы определить позицию по отношению к происходящему . Я знал только одно: музыкальная жизнь этого времени в целом для меня не существовала. Я ни в чем не принимал участия, я не опубликовал ни строчки» (1, с. 267).

Несмотря на то, что Буттинг, по его словам, «эмигрировал сердцем и душой», несмотря на все политические, экономические, жизненные невзгоды, творчество помогало переносить их, творчество вывело его из депрессии: возник замысел балета «Синий замок», и композитор снова просиживал целые дни за письменным столом, инструментом и начал сочинять балет, после которого написал несколько танцев и начал работать над своей четвертой симфонией, которая в 1942 году была закончена. В начале 1943 года композитор написал пятую симфонию, во время работы над которой у него из головы, по его же собственным словам, не выходило начало «Божественной комедии » Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины.». Обе симфонии, по словам автора, возникли «как новое музыкальное выражение призрачной жизни, отразившее, вероятно, единоборство с многочисленными враждебными силами». В 1943 году начались бомбардировки городов Германии и Берлина, квартира Буттинга была разрушена,

но постепенно у него возник план шестой симфонии, и первую часть он написал еще до окончания войны.

Сочинения Буттинга не исполнялись в Германии во время войны. Но были композиторы, чьи произведения звучали в концертных залах и на радио. Первым и наиболее почитаемым среди нацистов был Рихард Штраус. Внутренне чуждый идеологии фашизма, возмущавшийся гонениями на близких ему музыкантов, он, тем не менее, был назначен президентом «КекЬБШ^ккаттег» (Государственной палаты по делам музыки), хотя, например, по личному распоряжению Гитлера была запрещена в Германии его опера «Молчаливая женщина», так как либретто было написано писателем-евреем Стефаном Цвейгом. Исполнялись произведения В. Эгка, Иозефа Хааса, Траппа, Р. Вагнера-Регени, Герстера, Трантова и некоторых других композиторов. Работали Франц Шрекер - автор ряда часто исполнявшихся опер, директор Высшей музыкальной школы в Берлине (с 1920 года), Ганс Пфитцнер - создатель пользовавшейся известностью оперы «Па-лестрина», все более склонявшийся и ставший позднее активным помощником нацистов.

Остался в фашистской Германии и известный композитор Карл Орф (1895-1982), позиция которого в годы нацизма не была достаточно последовательной: он писал по официальному заказу музыку для Олимпийских игр 1936 года в Берлине, новую редакцию музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» в связи с запрещением «неарийской» музыки еврея Ф. Мендельсона-Бартольди. Но в создании пропагандистского искусства национал-социализма К. Орф решительно не участвовал. Глубокое потрясение испытал композитор после ареста и казни в 1943 году его близкого друга антифашиста К. Хубера, ученого-фольклориста, участника мюнхенской группы Сопротивления «Белая роза».

Карл Орф - почти исключительно театральный композитор, создатель нового типа музыкально-драматического спектакля, основанного на синтезе музыки, поэтического слова и сценического действия. Подобно Б. Брех-

210 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

ту, Орф стремился использовать старинные формы культовой драмы и народного театра, в том числе комедию масок, которая имела в прошлом баварскую традицию. Еще полтора века назад Ж.Ф. Лесюр писал о соответствии жеста и музыки, о «мимируемой» симфонии. В годы Второй мировой войны можно отметить две жанровые основы музыкального искусства К. Орфа: сказочность и историческую хронику. К первой можно отнести народно-сказочную пьесу «Умница» (1941-1942), которая имела подзаголовок «История о короле и умной женщине ». Сюжет был заимствован непосредственно из сказок братьев Гримм, и, по признанию самого композитора, целые сцены возникли из немецких народных поговорок и пословиц, извлеченные им из обширного наследия столетней давности. Жанровая основа этой народно-сказочной пьесы происходила от зин-гшпиля или оперы-буфф, возможно, с чертами итальянской комедии dell arte: на главной сцене развивался всем знакомый сказочный сюжет об умной крестьянской дочери, отгадавшей три загадки короля и ставшей его женой, а на авансцене происходила «контригра» трех бродяг, которые комментировали и одновременно участвовали в действии. Они рассказывали историю о том, как крестьянская дочь умом и находчивостью добилась справедливости в стране, где никто и не слыхивал о правосудии и законности. В сатирических куплетах бродяг говорилось, что честь и свобода покидают страну, в которой никто не хочет умирать за них, никто не хочет их защищать. Возможно, здесь можно усматривать скрытый намек на диктаторский режим, но «чрезвычайно благодушный», по выражению О. Леонтьевой, так как «единственный человек, который причас-тен к идее сопротивления, выходит замуж за диктатора: ослепленная любовью Умница хочет видеть в тиране человека» (3, с. 340). А.К. Кенигсберг высказывает противоположное мнение, приводя слова из письма в редакцию журнала «Шпигель» одного немецкого любителя музыки, где сцена бродяг из «Умницы» названа «доказательством духовного сопротивления» композитора нацистскому

режиму, а один из немецких критиков утверждал: «Когда Карл Орф ставил на сцене свою "Историю о короле и умной женщине", он проявил мужество. Мы не должны забывать, что в этом произведении бродяги в 1943 году со многих немецких сцен посмели спеть в публику: ". вера убита, справедливость попрана, милосердие бедствует, слабость взывает о помощи." (2, с. 560).

Вскоре после премьеры «Умницы» Орф в 1943 году начал работу над сюжетом из исторической хроники середины XV века об Агнесс Бернауэрин и посвятил пьесу памяти казненного К. Хубера. Композитор по-своему трактует события, записанные в хронике: например, Ф. Геббель в своей «Агнесс Бернауэрин» оправдывал гибель невинной героини исторической и государственной необходимостью, Орф же, напротив, выражал явный протест против расправы над невинным человеком «именем закона». Орф при сочинении «Бернауэрин» использовал баварскую историческую хронику и народную балладу, где в поэтической форме описывались события, изложенные в хронике. Тема произведения явно избрана композитором по аналогии с современностью. В нем как бы сближаются две эпохи насилия: немецкое глухое средневековье, с его судами инквизиции, суды над ведьмами, которых сжигали на кострах, и - беззаконие и бесчинства нацизма. Премьера сочинения состоялась лишь в 1947 году в Штутгартском театре. Мнения после премьеры разделились, в печати даже появлялись в адрес композитора резкие критические обвинения в том, что он «не был эмигрантом, что его не преследовали при нацизме, что именно в годы нацизма он добился долгожданного успеха», о чем писал Г. Штробель, редактор самого влиятельного журнала послевоенных лет «Мелоса» (3, с. 342). Но А.К. Кенигсберг, например, отмечал, что К. Орф в годы войны стал «внутренним эмигрантом», воспевая не силу «тысячелетнего рейха», а силу человеческих чувств, любви, красоты. В «Умнице» в зашифрованной форме, на материале народных сказок, осмеивался диктаторский режим, атмосфера страха и

Искусствознание

211

Анализируя вышеизложенное, можно утверждать, что в самое тяжелое для всей Европы время Второй мировой войны прогрессивное музыкальное искусство Германии продолжало существовать, развиваться, отстаивать свое национальное содержание.

раболепия. Защитники Орфа даже считали, что «ни один немецкий музыкант на немецкой сцене не дал такой поддержки противникам нацизма, как Карл Орф в своих последних работах, появившихся во время злейшего террора» (2, с. 559-560).

Примечания

1. Буттинг, М. История музыки, пережитая мной / М. Буттинг. - М.:Музгиз, 1959.

2. История зарубежной музыки. - СПб.: Композитор, 2001. - Вып. 6.

3. Леонтьева, О. Орф / О. Леонтьева //Музыка ХХ века. Очерки. - М.:Музгиз, 1984.

4. Нюрнбергский процесс: [сб. материалов]. - Изд.3. - М.:Юр. лит-ра, 1955. - Т. 1.

5. Роллан, Р. Публицистика / Ромен Роллан //Соч. - М.: Худ. лит-ра, 1958. - Т. 13.

Ч.2., кн.4.

КОМПОЗИТОР Ф. КУЛАУ - МАСТЕР КОНТРАПУНКТИЧЕСКОГО ПИСЬМА. (К 225 ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

М. В. Хвостиков

РАМ им. Гнесиных

Статья посвящена контрапунктическому мастерству Фридриха Кулау. В центре внимания автора - каноны Кулау разного рода: строгие, шуточные, комические, каноны-палиндромы, а также полифонически насыщенные сочинения для двух, трех, четырех флейт. Мастерство Кулау было высоко оценено профессионалами его времени, но забыто сегодня.

Ключевые слова: Фридрих Кулау, каноны, полифония, сочинения для флейты.

The article is devoted to contrapuntal skill of Friedrich Kuhlau. In the spotlight of the author are Kuhlau's canons of a different types: rigorous, comic, facetious, canons-palindromes, and also polyphonically saturated compositions for two, three, four flutes. Kuhlau's skill has been highly appreciated by professionals of his time, but forgotten today.

Keywords: Friedrich Kuhlau, canons, polyphony, compositions for flute.

Фридрих Кулау (1786-1832), считающийся сегодня композитором второго ряда, был в XIX веке очень популярен. Немец по происхождению, он в 1810 году был вынужден эмигрировать в Данию (7, с. 24), поскольку агрессия Наполеона превратила многие страны Ев-

ропы во французскую оккупационную зону. В Гамбурге, где жил Кулау, была объявлена всеобщая мобилизация молодых мужчин. Ку-лау, несмотря на полученную в детстве травму, которая привела к потере правого глаза, также подлежал призыву. Чтобы избежать

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 211-215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.