Научная статья на тему 'Театр и революция: некоторые аспекты проблемы'

Театр и революция: некоторые аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / THEATER / РЕВОЛЮЦИЯ / REVOLUTION / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моисеев Иван Александрович

В данной статье рассмотрен вопрос работы театров в годы октябрьской революции и гражданской войны. Ав- тор изучает особенности работы театров в годы становления и первого десятилетия советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER AND REVOLUTION: SOME ASPECTS OF THE ISSUE

The issue of theaters' work during the years of the October Revolution and Civil War is considered in the article. The author investigates the peculiarities of the work of theaters during the period of establishment and the first decade of the Soviet Power.

Текст научной работы на тему «Театр и революция: некоторые аспекты проблемы»

8. Ильина В. А. Японский промышленный лов на Камчатке в 1907-1928 гг. // Вестник Томского государственного университета. — Сер. История. Исторические науки. — 2007. — С. 77-79.

9. Мандрик А. Т. История рыбной промышленности российского Дальнего Востока: 50 гг. XVII в.-20 гг. ХХ в. — Владивосток: Дальнаука, 1994. — 192 с.

10. МарьясоваН. В. Иностранный капитал на Дальнем Востоке России в 20-30 гг.: концессии и концессионная политика Советского государства. — Владивосток: Дальневосточный университет, 2000. — 168 с.

11. Мухачев Б. И. Японская империалистическая экспансия на северо-востоке РСФСР в годы Гражданской войны // Экспансия Японии на Дальнем Востоке: кон. Х1Х-1-я треть ХХ вв. — Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. — С. 106-112.

12. РГИА ДВ. — Ф.Р-2422. — Оп. 1. — Д. 9.

13. РГИА ДВ. — Ф.Р-2422. — Оп. 1. — Д. 695.

14. СветачевМ. И. Экономическая экспансия империалистических держав на Советском Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. — М., 1963. — 18 с.

УДК 792.03:94(47).084.2

ТЕАТР И РЕВОЛЮЦИЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

И. А. Моисеев

В данной статье рассмотрен вопрос работы театров в годы октябрьской революции и гражданской войны. Автор изучает особенности работы театров в годы становления и первого десятилетия советской власти.

Ключевые слова: театр, революция, гражданская война

THEATER AND REVOLUTION: SOME ASPECTS OF THE ISSUE

I. А. Moiseev

The issue of theaters' work during the years of the October Revolution and Civil War is considered in the article. The author investigates the peculiarities of the work of theaters during the period of establishment and the first decade of the Soviet Power.

Key-words: theater, Revolution, Civil War

Февральская революция 1917 г. смела старый порядок. Монархия пала, прежние отношения между различными слоями общества разрушены. Революция не могла не коснуться и культурной жизни. Исчезла цензура, ранее недопускающая до людей материалы, которые могли повредить власти и обществу. Февральская революция не явилась неожиданностью для русской интеллигенции. Многие деятели культуры восторженно приняли происходящие в стране перемены и готовы были воодушевленно творить во всех сферах культуры, будь то живопись, музыка, поэзия, театр. После Октябрьской революции частные театры фарсов, миниатюр были закрыты, театральный репертуар пересмотрен. Подписанный В. И. Лениным 26 августа 1919 г. декрет «Об объединении театрального дела» установил, что театры, «признаваемые полезными и художественными», являются национальным достоянием

и субсидируются государством [2, с. 441]. Театры были национализированы, а частные театры — ликвидированы. Стоит отметить, что, старые театры, получившие названия академических — Большой и Малый, МХАТ, Александрийский и др., подчинялись непосредственно народному комиссару просвещения и пользовались обширными художественными правами преимуществом в финансировании, хотя, по словам наркома просвещения, на академические театры тратилось совсем немного, всего 1/5 того, что тратилось при царе [4].

Совершенно новой формой связи театральных деятелей с революционным народом явились поездки театральных трупп на фронты гражданской войны. Спектакли на фронте проходили везде с большим успехом. В архивах сохранилось много восторженных отзывов зрителей-бойцов. В отзыве из дивизии, которой командовал герой

ИСТОРИЯ И. А. Моисеев

гражданской войны Киквидзе, говорилось: «Впечатление от спектаклей... было очень хорошее; артисты при выходе на сцену всегда встречались бурными аплодисментами...» В другой воинской части «красноармейцы попросили оркестр играть и вынесли с криками «ура» артистов на руках» [3, с. 162].

В репертуаре фронтовых трупп наряду с русской и западной классикой были и современные агитационные пьесы: «В окопах», «Красная правда», «Красные и белые» А. А. Вермишева, «Легенда о Коммунаре» П. С. Козлова, «Борьба за Красный Урал» П. А. Арского, «Город в кольце» С. К. Минина.

Потребность в театральном искусстве ощущалась настолько сильно, что по всей стране стали возникать сотни новых театров и театральных студий. Только в Москве в это время было более 100 профессиональных театров, принадлежавших к самым различным творческим течениям. Продолжали действовать старые театры: Малый, Московский Художественный.

В 1920-х годах театр все еще развивался достаточно свободно, происходили новаторские поиски, осуществлялись совершенно оригинальные постановки, находили свое место на разных сценах в творчестве режиссеров самые разные направления в искусстве — реализм, конструктивизм, символизм и т. д. Уже позже стал очевидной тенденция на зависимость творческой мысли постановщиков и репертуара от решения руководства и от идеологических установок [1, с. 31-35].

Футуристы Н. Н. Пунин, Ю. П. Анненков провозгласили культ машин, техницизм в искусстве; «фэксы» (группа молодых режиссеров, объединившихся в «фабрику эксцентрического актера») переносили в театр эксцентрические приемы мюзик-холла и цирка [1, с. 307]. Такие же идеи находили выражение в деятельности театров Пролеткульта. В театральных студиях Пролеткульта шли первые советские пьесы: «Красная правда» А. А. Вермишева, «Марьяна» А. С. Серафимовича.

Наиболее ярким воплощением идеи агитационно-политического театра революционной патетики и сатиры стал Театр РСФСР Первый, созданный В. Э. Мейерхольдом в Москве в 1920 г. Мейерхольд в 1918 году поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского, а затем на сцене Театра РСФСР Первого — «Зори» Э. Вер-

ТЕАТР И РЕВОЛЮЦИЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ харна (1920 г.) и второй вариант «Мистерии-буфф» (1921 г.).

В годы гражданской войны родилась новая форма советского театрального искусства — массовые инсценировки под открытым небом. Наиболее значительными из них были: «Пантомима Великой Революции» (7 ноября 1918 г., Москва), «Действо о III Интернационале» (1 мая 1919 г., Петроград), «Взятие Зимнего дворца» (7 ноября 1920 г., Петроград), «Борьба труда и капитала» (1 мая 1921 г., Иркутск) [1, с. 314].

Изменения, происходившие в жизни страны, вызывали необходимость перемен и в стилистике театрального искусства. Агитационное упрощенно-плакатное искусство, возникшее в годы гражданской войны, выполнило свою задачу и изжило себя. Резолюция XII съезда Коммунистической партии «По вопросам пропаганды, печати и агитации» (1923 г.) выдвинула задачу «перехода от митинговой агитации к массовой пропаганде» и использованию театра «для систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм» [4].

Разные группы художественной интеллигенции восприняли революцию по-разному. Одни, как Маяковский, радостно ее приветствовали: «Моя революция. Пошел в Смольный», Другие — отнеслись настороженно. Третьи — встретили враждебно и злобно [4].

Так, например, государственные театры Петрограда решили саботировать указания Советской власти и с 10 ноября 1917 года прекратили свою работу. Вскоре спектакли были возобновлены, но театры продолжали демонстративно не подчиняться решениям правительственных органов.

Кроме профессиональных театров активно начали развиваться театры самодеятельные. Так, в 1923 г. в Москве открылся театр, получивший название «Синяя блуза», основателем стал Борис Южанин — журналист и деятель культуры. Этот театр отличался тем, что артисты не переодевались в костюмы для каждого спектакля, а выступали все время в одинаковых синих блузах. Кроме того, они сами писали тексты для сценок и песен, которые исполняли. Подобная стилистика получила огромную популярность. К концу 1920-х годов таких коллективов в Советской России насчитывалось около тысячи. Во многих из них работали непрофессиональные актеры. В основном они посвящали свою дея-

HISTORY I. А. Moiseev

тельность созданию спектаклей и программ, посвященных теме строительства молодого советского государства. Также во второй половине 1920-х годов появились первые театры рабочей молодёжи — «трамы», на основе которых родились Театры Ленинского комсомола [2, с. 480].

Развитие действительности обусловило поворот театра к реализму, к углубленному осмыслению человеческих характеров и событий. Этот поворот происходил постепенно, в борьбе и широком соревновании самых различных творческих течений [1, с. 9]. Это сказалось и на развитии Художественного театра. Выросшие из них крупные театральные коллективы (Московский Художественный театр Второй под руководством М. А. Чехова, Театр имени Евг. Вахтангова, Реалистический театр) значительно отличались друг от друга по своим идейно-художественным направлениям.

Театр Мейерхольда продолжал ставить актуальные агитационно-политические, сатирические спектакли — «Рычи, Китай!» С. Третьякова (1926 г.), «Клоп» (1929 г.) и «Баня» (1930 г.) В. Маяковского.

Успешно разрабатывали современную тему молодые советские театры. В 1925 г. Театр имени МГСПС (Московского губернского совета профессиональных союзов) показал пьесу В. Н. Билль-Белоцерковского «Шторм», посвященную боевым будням уездного города в годы гражданской войны. Этот театр становится активным пропагандистом советской драматургии, отражая в своих спектаклях героику гражданской войны («Чапаев» А. Фурмановой и С. Лунина, «Мятеж» Д. Фурманова и С. Поливанова) и трудового фронта («Цемент» Ф. Гладкова, «Голос недр» В. Билль-Белоцерковского).

Руководитель студии Московского Художественного театра режиссер Е. Вахтангов поставил в 1922 г. яркий, красочный, проникнутый духом бодрости и жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци.

В 1925 г. режиссер А. Попов поставил в студии имени Евг. Вахтангова пьесу Л. Сейфулли-ной «Виринея», рассказывающую о тех сдвигах и переменах, которые произвела революция в людях деревни, в душе простой крестьянки Виринеи.

Продолжая традиции Щепкина, Мочалова, Садовского, Малый театр развивается как театр реализма, театральности, ярких актерских инди-

THEATER AND REVOLUTION: SOME ASPECTS OF THE ISSUE видуальностей. В 1926 г. он поставил пьесу на современную тему — «Любовь Яровая» К. Тренева (режиссеры И. Платон, Л. Прозоровский).

Такое же этапное значение имела постановка «Бронепоезда 14-69» Вс. Иванова Московским Художественным академическим театром в 1927 г. к 10-й годовщине Октября (режиссеры К. Станиславский, И. Судаков, Н. Литовцева).

Образ сибирского крестьянина Никиты Вершинина, выросшего в партизанского вожака, создал В. Качалов.

Под руководством К. Станиславского на сцене этого театра были также осуществлены постановки: «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Страх» А. Афиногенова, «Горячее сердце» и «Таланты и поклонники» А. Островского и др. К. Станиславский развивал и совершенствовал свою теорию сценического творчества, утверждающую реалистическое искусство переживания и призванную помочь актеру раскрыть духовный мир человека, перевоплотиться в правдивый сценический образ. Беспокойный, взыскательный художник, он до конца своей жизни продолжал поиски, добиваясь органического единства внутренней психической жизни и внешних физических действий актера. Последние его открытия в этой области получили условное название «метода физических действий». Многогранная художественная и общественная деятельность Станиславского в огромной степени способствовала развитию советского театрального искусства. Накопленные опыт и знания он передавал своим многочисленным ученикам, воспитав целую плеяду талантливых мастеров сцены [5, с. 14].

Велики были также заслуги соратника Станиславского — В. Немировича-Данченко. Поставленные им спектакли, разработанные положения о синтезе «трех правд» — социальной, жизненной и театральной — в сценическом искусстве, «втором плане», «физическом самочувствии» — значительно обогатили практику и теорию театра [5, с. 60].

В конце 20-х — начале 30-х гг. пафос и героика первых пятилеток дали богатый материал для новых спектаклей. Большую роль в утверждении этой темы сыграл Театр Революции, созданный в 1922 г. в Москве на базе Теревсата (Театра революционной сатиры).

Великая российская революция сломала обычный уклад жизни целой страны. Она не прошла и мимо театра. Последующая граж-

данская война только лишь усугубила положение. 20-е гг. стали временем утрат, ломки привычных культурных форм и обычаев, но также это время перемен, в котором зародился уже новый, советский театр с новыми идеями, фор-

матом представлений, открытий новых лиц среди режиссеров, сценаристов и артистов. С этим багажом приобретений советский театр и вступил в 30-е годы XX века.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гудкова В. В. Рождение советских сюжетов: Типология отечественной драмы 1920-х - начала 1930-х го-

дов. — М.: Новое литературное обозрение. Научное приложение. — Вып. LXVIII, 2008. — 453 с.

2. Марков П. А. О театре: В 4 т. — Т. 1. Из истории русского и советского театра. — М.: Искусство, 1974. —

542 с.

3. Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века. — Вып. 3 / Ред.-сост.

В. В. Иванов. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. — 639 с.

4. Луначарский А. В. Собрание сочинений: В 8 т. — Т. 3. Дореволюционный и советский театр. [Электронный

ресурс]. — URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-3

5. Радищева О. А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений: 1917-1938. —

М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — 445 с.

УДК 94 (571.66) 19

ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАМЧАТСКОГО ОБЛАСТНОГО КОМИТЕТА В 1917-1918 гг.: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ОБЗОР

А. Ф. Пасечник

В данной статье показаны исторические источники центрального и местного уровня, анализ которых позволяет рассмотреть процесс образования и функционирования Камчатского областного комитета в 1917-1918 гг.

Ключевые слова: источниковедческий обзор, архивные документы, архивные фонды, обязательные постановления, Камчатский областной комитет, местное самоуправление

ORGANIZATION AND ACTIVITY OF KAMCHATSKY REGIONAL COMMITTEE IN 1917-1918: SOURCE-STUDY REVIEW

А. F. Pasechnik

Historical sources of the central and local levels the analysis of which allows us to view the process of the formation and functioning of Kamchatsky Regional Committee in 1917-1918 are demonstrated in the article.

Key-words: source-study review, archival documents, archive collections, obligatory decrees, Kamchatsky Regional Committee, local self-administration

Февральская революция 1917 г. привела к демократизации политической жизни в России. В марте-апреле 1917 г. в губерниях, уездах и волостях активно создавались комитеты общественной безопасности (КОБы), которые выбирались на общих собраниях граждан и осуществляли управление на местах под надзором комиссаров Временного правительства. В Камчатской области с 8 марта 1917 г. управление перешло к демократически избранному Комитету

общественной безопасности, впоследствии переименованному в Камчатский областной комитет, который стал объединяющим и координирующим органом новой власти. Именно по его инициативе созывается первый областной съезд представителей населения Камчатской области (проходил с 20 июля по 8 августа 1917 г.). На съезде принимается решение о том, что руководство в делах общественной самодеятельности камчатского населения принадлежит областному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.