Научная статья на тему 'Тайные общества, братства, школы боевых искусств и монастырская община Шаолиня во главе антиманьчжурской борьбы'

Тайные общества, братства, школы боевых искусств и монастырская община Шаолиня во главе антиманьчжурской борьбы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
84
Поделиться
Ключевые слова
ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА / МОНАСТЫРЬ ШАОЛИНЬ / У-ШУ (БОЕВОЕ ИСКУССТВО) / СОХЕЙ (МОНАХИ-ВОИНЫ) / МЭНЬ (ШКОЛА БОЕВЫХ ИСКУССТВ) / ШИФУ (УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК) / U-SHU (MARTIAL ART) / SECRET SOCIETIES / A MONASTERY A SHAOLIN / MONKS-SOLDIERS / SCHOOL OF MARTIAL ARTS / TEACHERINSTRUCTOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Александр Михайлович

В статье исследуется деятельность тайных обществ Китая, направленную на подготовку всеобщего восстания против маньчжуро-цынского владычества. Обобщаются итоги практики народно-патриотического подъема национально-освободительной борьбы всех слоев общества за независимость Китая

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Козлов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SECRET SOCIETIES, BROTHERHOODS, SCHOOLS FIGHTING IS-KUSSTV AND THE MONASTIC COMMUNITY OF THE SHAOLIN AT THE HEAD OF ANTIMANCHURIAN STRUGGLE

In article activity of secret societies of China, is directed th on preparation of general revolt against Manchzhuro-tsynskogo sovereignties is investigated. Results of practice of nationalpatriotic lifting of national-liberation struggle of all social classes for independence of China are generalized.

Текст научной работы на тему «Тайные общества, братства, школы боевых искусств и монастырская община Шаолиня во главе антиманьчжурской борьбы»

ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА, БРАТСТВА, ШКОЛЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ И МОНАСТЫРСКАЯ ОБЩИНА ШАОЛИНЯ ВО ГЛАВЕ АНТИМАНЬЧЖУРСКОЙ БОРЬБЫ

А. М. КОЗЛОВ

В статье исследуется деятельность тайных обществ Китая, направленную на подготовку всеобщего восстания против маньчжуро-цынского владычества. Обобщаются итоги практики народно-патриотического подъема национально-освободительной борьбы всех слоев общества за независимость Китая.

Ключевые слова: тайные общества, монастырь Шаолинь, у-шу (боевое искусство), сохей (монахи-воины), мэнь (школа боевых искусств), шифу (учитель-наставник).

Окончательное завоевание всего Китая маньчжурами и установление власти маньчжуро-цынских правителей не сломило духа борцов за свободу и независимость Родины. Борьба китайского народа против ненавистных поработителей продолжалась с новой силой. Главную роль в ней взяли на себя тайные общества. Вторым по численности и значимости после «Байлянь-цзяо» -(Учение Белого Лотоса)1, крупнейшим тайным обществом Китая было «Саньхэ-хуэй» (Общество Триады, имелось в виду Небо-Земля-Человек, что все вместе означает «Единство» или «Могучий союз»)2, иногда называемое по другому «Тяньди-

1 Байлянь-цздо - тайная организация буддийской ориентации, насчитывающая к XVII в. не одну сотню лет своей истории, заметно усиливалась и активизировалась в кризисные моменты обострения событий в Китае и имела многочисленные отделения и ответвления: «Байлянь-ше» (Общество Белого Лотоса), «Байян-ше» (общество Белого солнца), «Тяньли-цзяо» (Учение Небесного разума), «Цзайли-цзяо» (Учение соблюдающих обряды) и т. д. Цины хорошо понимали всю опасность, исходящую от тайных обществ. В 1646 г. был издан указ о их запрещении под страхом смерти не только заговорщиков, но и их родственников, а в 1656 г. последовал повторный, еще более жесткий эдикт.

2 Саньхэ-хуэй имело многочисленные ответвления и филиалы, секции и ячейки: Саньдянь-хуэй» (Общество трех точек), «Циншуй-хуэй» (Общество чистой воды), «Хун-бин» (Красное братство) и ряд других. Антиманьчжурская деятельность тайных обществ шла по нарастающей - вслед за разгромом какого-либо одного, активизировалось его ответвление или поднималось на борьбу другое общество, или сразу нескольно и так по всей стране. Одной из важнейших особенностей китайских тайных обществ была их высокая степень организованности, сплоченность, солидарность, взаимовыручка, суровая дисциплина и строжайшая конспирация.

хуэй» (Союз Земли и Неба) или «Хун-мэнь» (Бра-ство Хун)3.

О происхождении Саньхэ-хуэй повествует чрезвычайно пространная легенда, насыщенная всевозможной мистикой, чудесами и пафосом, в которой правда и вымысел тесно переплетаются между собой, практически неотделимы друг от друга, и что самое ценное - содержат ярко выраженную антицинскую направленность. Согласно этой легенде, начало обществ было положено в 1631 г. видным ученым из Фуцзяни - Ин Хун-шэном, который пытался объединить своих сторонников, поборников нравственной чистоты и справедливости, в защиту Минов с тем, чтобы спасти династию от полного разложения и краха. Хэноньский Шаолинь4 и община его фуцзяньского филиала также поддерживали это движение. Однако все усилия оказались безрезультатными. Но и после утверждения в Поднебесной власти маньчжуро-цинских правителей деятельность Саньхэ-хуэй, в которой в тот период руководящее значение определяли иерархи Шаолиня, продолжалась по восходящей и своим острием была ориентирована на изгнание «бандитов-варваров» за Великую стену и воцарение на «драконьем престоле Сына Неба» великоханьской династии.

Узнав о взятии Пекина и захвате трона в Китае маньчжурами, настоятель Шаолиня Чжан И

3 Члены братства Хун называли себя «приверженцами Хун» считая себя продолжателями и последователями первого минского императора Чжу Юань-чжина (Тай-цзу 13681399 гг.), правившего под девизом «Хун-у».

4 Монастырь Шаолинь (Молодой лес) - родина и колыбель боевых искусств Востока.

созвал братию на совет. Понимая, что открытое неорганизованное выступление обречено, договорились, сохраняя видимость нейтралитета, тайно готовить свержение клики ненавистных завоевателей. По призыву Чжан И для выработки плана совместных действий в грозную обитель конспиративно съехались вожди многих отрядов, руководители сопротивления, сил обороны, религиозных воинственных сект, настоятели монастырей. Было решено, учитывая огромный авторитет Шаолиня, направить монахов-сохэй (монахов-воинов) во все повстанческие национально-освободительные отряды, патриотические тайные общества, религиозно-политические братства с целью возглавить руководство, осуществить координацию действий и организовать обучение приемам у-шу (боевые искусства). Условились центр подготовки основных сил переместить на юг, где власть маньчжуров еще не успела утвердиться окончательно. На священных реликвиях Бодхидхармы (Просветленный учением)1 торжественно поклялись, что не будут знать покоя, пока не отбросят орды захватчиков за Великую стену. «Фань Цин, фу Мин» (Свергнем Цин, восстановим Мин) - такой лозунг провозгласили патриоты.

Шаолиньские монахи были «командированы» в лагеря повстанческих отрядов, формирования народного ополчения, религиозно-сектанские школы. Повсюду они без устали обучали неопытных мирян приемам рукопашного боя и боя с оружием, создавали широкий фронт антимань-чжурской, антицинской борьбы китайского народа против иноземного владычества. Так как сразу были невозможны открытые вооруженные выступления, антиманьчжурская борьба принимала формы нелегальной, конспиративной, заговорще-ской деятельности протекающей в лоне активизации тайных обществ типа «Байлянь-цзяо».

В течение многих лет «смиренному» ордену удавалось, не ввязываясь непосредственно в вооруженные столкновения с маньчжурскими войсками, сохраняя видимость лояльности властям, являться одновременно штабом сопротивления и координировать всю антицинскую борьбу в Китае. Однако уже богдыхан2 Кан-си (1662-1723 гг.), узнав о том, что нити многих заговоров тянутся в Шаолинь, объявил общине беспощадную войну и повелел сжечь храм. Первая карательная экспедиция закончилась полным провалом.

1 Бодхидхарма - индийский проповедник Чань-буддиз-ма Дзэн по ян), жрец из секты йогачар, 28 буддийский патриарх (согласно официальному исчислению), отец - основатель боевых искусств Востока.

2 Богдыхан - премудрый правитель (монг.).

Приемник Кан-Си болдыхан Юн-чжэн (17231735 гг.) в 1723 г. завершил начатое. Огромный отряд маньчжуров, понеся неслыханные потери, штурмом взял героически сопротивляющуюся горную твердыню, где каждый защитник в неравном бою сумел уничтожить десятки врагов. Как гласит ранее упоминавшаяся легенда, 128 усэнов (монахов-воинов) пало в этом сражении. И только пятерым самым опытным в ратном деле монахам-рыцарям - «воителям-тиграм», впоследствии именуемым «Старшие отцы-основатели», удалось остаться в живых и скрыться из горящего монастыря. Однажды погоня уже настигла монахов. Они были со всех сторон окружены врагами. Казалось, спасенья больше нет, как вдруг прямо из-под земли возник волшебный меч с изображением на рукояти двух драконов, борющихся за жемчужину. Гравировка на лезвии гласила: «Фань Цин фу Мин», Драконы символизировали китайцев и маньчжуров, сражающихся за Поднебесную. Этим мечом все нападавшие были повержены, а оставшиеся в живых обращены в бегство. Переходя реку, монахи заметили в воде фарфоровую курильницу, взяв ее в руки, увидели ту же надпись: «Свергнуть Цин, восстановить Мин». В дальнейшем победоносный меч, курильница, волшебное зеркало, отличающее правду от лжи, красная дубинка - символ неотвратимого наказания предателей, желтый зонтик - реликт власти Минов и еще нескольно других предметов являлись священными талисманами-амулетами Саньхэ-хуэй и олицетворением божественной силы Триады.

Странствуя по стране, «Старшие отцы-основатели» поднимали народ на борьбу против маньчжурского ига. Так, они нашли верных товарищей и помощников в лице мирян-торговцев лошадьми (Средние отцы-предки), а затем повстречались еще с пятью монахами (Младшие предки) - активными продолжателями дела Саньхэ-хуэй. Деятельность заговорщиков возглавил Чэнь Цзинь-нань (Великий отец-основатель), бывший министр, подвергнувшийся опале за дерзкое воззвание, порицающее вероломное сожжение Шаолиня. Чэнь Цзинь-нань обратился с призывом ко всем, кому ненавистен гнет завоевателей, кто предан идеалам свободы, стекаться под знамена Мин, собирая антиманьчжурскую армию. Среди откликнувшихся на призыв был юноша по имени Чжу Хун-чжу, объявивший себя внуком последнего минского императора. Таким образом, действия патриотов приняли «законный» характер. Вслед за этим событием произошло решающее сражение еще окончательно не сформировавшихся отрядов повстанцев с регулярной армией мань-

чжуров, закончившееся поражением народнопатриотических сил. После этого Чэнь Цзинь-нань тайно собрал оставшихся в живых единомышленников в уединенном павильоне Алых цветов, где они наметили план дальнейших действий и принесли присягу верности общему делу. Ритуал состоял из 36 клятв под лезвием мяча, из которых последняя на крови была клятвой мести за поругание Шаолиня. Действо сопровождалось таинствами и торжественными религиозно-мистическими обрядами и заклинаниями. Когда прозвучали последние слова странной клятвы, небо на востоке заалело, предвещая победу. Было решено рассеяться по стране, организовывать отделения Триады, вербовать приверженцев, обучать их у-шу, готовить свержение клики Цин. Так было положено начало могущественному военизированному тайному обществу сыгравшему в истории национально-освободительной борьбы китайского народа огромную роль, вызвавшему к жизни великое множество ответвлений, лиг, ячеек, сект, нелегальных и полулегальных патриотических организаций, явившихся инициаторами несметного количества бунтов, мятежей, великой народной войны тайпинов, опиумных войн и всекитайского восстания ихэтуаней в результате которого рухнул ненавистный режим маньчжурского владычества. Эта популярная легенда, без сомнения, имеет реальную основу, близка к истине и очень точно передает цели, задачи и характер Саньхэ-хуэй.

В дальнейшем в практике Триады обряды, последовательность этапов посвящения, пароли, клятвы, талисманы, условные знаки, жесты и т. п. были возведены в абсолют и свято соблюдались и выполнялись.

«Отцы-основатели» (Цзун-шифу), их верные соратники, друзья и ученики рассеялись по стране и продолжали с удвоенной энергией активно готовить народ к предстоящей жесткой борьбе. Военная подготовка, которой в отделениях и ячейках Саньхэ-хуэй уделялось особое внимание, строились на базе шаолиньского цюань-шу (кулачное искусство). Таким образом, энергичный выход Шаолинь-най (Шаолиньское направление) в «Мир», его дальнейшее распространение, рассредоточение, ориентация на нелегальные тайные общества и полулегальные, скрывающиеся под личиной частных школ (мэнь)1 воинских искусств привели к небывалому развитию и росту числа последних. Задачи, условия антиманьчжурской

1 Мэнь-врата. Поступить в школу означало «войти во врата», обучиться «пребывать за вратами», закончить «выйти из врат».

борьба, ориентация на конспиративную деятельность потребовали небывалого ужесточения правил приема в сети ячеек и учеников школ у-шу, так как от личных качеств каждого зависела судьба десятков и сотен, а возможен и итог многие годы готовившегося восстания.

Прежде всего исключалась любая случайность. Новичка должен был рекомендовать как минимум один из старых членов школы, причем только на основании многолетнего знакомства или настоящей проверенной временем дружбы. Но это было только начало. Далее рекомендуемый подвергался целой серии проверок и испытаний и даже издевательств со стороны полноправных воспитанников школы. Его пугали, будили ночью, пинали, обливали помоями, били и выгоняли на мороз и т.п. По реакции абитуриента Наставник и «члены приемной комиссии» из числа старших учеников, делали выводы о качествах характера молодого человека, о его смелости, решительности, силе воли, душевной чистоте, внутренней культуре, скромности и упорстве. Испытания могли длиться недели, месяцы, а иногда и годы. Стойкость, невосприимчивость к боли, выносливость, мужество должны были сочетаться с хитростью, изворотливостью, умением найти выход из любой самой непредвиденной ситуации. Отбирая учеников, глава школы учитывал не только физическое развитие, но и, прежде всего, свойства характера, психологические качества, предрасположенность к обучению. Переступив порог дома учителя, где неофину чаще всего приходилось в дальнейшем прожить долгое время (обучение могло продолжаться 12-15 лет), ученик должен был добровольно отрешиться от многих элементарных мирских радостей. Вся его жизнь отныне принадлежала делу постижения Знания Великого Дао2. Сложнейшая система селекции в школах у-шу отвечала в первую очередь законам подготовки стойких бойцов для разветвленной сети ячеек Саньхэ-хуэй, хотя само принятие в школу было лишь первым, предварительным шагом на пути к посвящению адепта в члены тайного братства. Задачи, методы, идеи антиманьчжур-ской борьбы познавались позднее, в процессе многолетнего обучения.

При поступлении в школу, новичок должен был прежде всего выучить правила поведения, основанные на беспрекословном послушании и уважении старших. Иерархия строго соблюдалась не только по возрасту и стажу, но и по степени

2 Дао - Путь высший универсальный принцип познания, базовое, кардинальное понятие китайской философии.

мастерства: старший мог приказывать младшим, но все в равной степени подчинялись учителю. Принимая нового ученика в школу, отец-наставник (шифу) совершал ритуальный обряд приема в члены семьи-рода, простирающегося во времени. Воспитанник получал «тайное Знание», шедшее из глубин веков и приумноженное мастерами во многих поколениях.

При обучении адепт обычно редко удостаивался пространных словесных объяснений, он должен был внимательно следить за действиями и поступками Учителя, стремиться во всем быть на него похожим. Сам момент передачи Истины требовал максимально точного воспроизведения слова и жеста, ведь это не просто символы, это действия и поступки совершенно мудрых «отцов-основателей» - «тех, кто знал». Истина рассматривалась как явление трансцендентное - абсолютное Знание. Она невыразима словами и постигается лишь внутренней сущностью. «Знающий не говорит, говорящий не знает» - сказано у Лао-цзы. Поэтому наставник не читал пространные проповеди воспитанникам, а только стремился направить их разум на путь очищения и прозрения. Вся жизнедеятельность ученика становилась объектом пристального внимания учителя, хотя это могло проявиться порой в небрежном жесте или коротком замечании. Режим питания, сон, занятия, дыхательные упражнения, медитация, чтение - все было важно для Наставника в процессе кропотливой работы над телом и духом адепта. Наблюдая в ходе занятий за физическим и нравственным ростом своих воспитанников, шифу исподволь отбирал наиболее достойных, способных и усердных, которые в дальнейшем могли быть допущены к тайнам Высшего Знания. К нему относилось владение тотемным оружием данной школы, владение искусством врачевания, поражения нервных центров и уязвимых точек, владение искусством составления лекарств и ядов, а также экстрасенсорными навыками и т. д.

Конечной целью подобного обучения являлось формирование «цзюнь-цзы» (добродетельно-

го мужа), устойчивого в психическом и нравственном отношении, обладающего универсальной физической подготовкой и готового к исполнению любой, даже самой невыполнимой задачи. Личность на высших этапах обучения должна была полностью воплощать в себе Учителя, а, соответственно, и священное Учение. Семейные узы, причастность к единому пласту Знания, скрепленная клятвой на крови, навсегда объединяла воспитанников и Наставника в общество Посвященных. Поскольку, согласно конфуцианскому канону, отношения старшего и младшего, то есть учителя и ученика, занимали центральное место, долг «выпускника» школы перед отцом-настав-ником и старшими братьями (ши-сюн) являлся пожизненным и неоплатным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для многих молодых людей боевые искусства становились способом реализации внутренний ресурсов, подготовкой к жизни путем психофизического совершенствования, вечно звучащим эхом, доносящим из далекого прошлого образы великих отцов-основателей, легендарных героев и прославленных мудрецов, средством подготовки к боям за честь, свободу и независимость своей Родины.

* * *

SECRET SOCIETIES, BROTHERHOODS, SCHOOLS FIGHTING IS-KUSSTV AND THE MONASTIC COMMUNITY OF THE SHAOLIN

AT THE HEAD OF ANTIMANCHURIAN STRUGGLE

А. М. Kozlov

In article activity of secret societies of China, is directed th on preparation of general revolt against Manchzhuro-tsynskogo sovereignties is investigated. Results of practice of national-patriotic lifting of national-liberation struggle of all social classes for independence of China are generalized.

Key words: secret societies, a monastery a Shaolin, u-shu (martial art), monks-soldiers, school of martial arts, teacher-instructor.