Научная статья на тему 'Тайны древних письменностей Вавилона и Ахеменидской культуры'

Тайны древних письменностей Вавилона и Ахеменидской культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАВИЛОНСКАЯ ПЕЧАТЬ / ВАВИЛОНСКОЕ И АХЕМЕНИДСКОЕ ПИСЬМО / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПИСАТЕЛЬНЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКИЙ ЯЗЫК / ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И СЕМАНТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пхитиков Х.М.

Данная статья посвящена дешифровке клинописных текстов найденных в разное время и в разных местах Древней Месопотамии, предположительно Вавилонской и Ахеменидской культуры. Вавилонская цилиндрическая печать датируется 2000 годом до н.э., ахеменидский текст датируется VI-IV веком до н.э. для дешифровки письменностей был использован кабардино-черкесский язык (абхазо-адыгская языковая группа) к чтению и осмыслению исторических событий происходивших в древности на рубеже XX и IV веков до н.э. Исследование вавилонского и ахеменидского языка носит сопоставительный характер, базирующийся на анализе языковых единиц. К анализу текстов также привлечены приёмы системного анализа, моделирования, описательного и количественного методов для выявления сходств, вавилонского и ахеменидского письма с кабардино-черкесским языком. Исследование выявляет типологическое и семантическое сходство вавилонского и ахеменидского языка с языками абхазо-адыгской языковой группы в частности с кабардино-черкесским языком. Привлечение кабардино-черкесского языка даст объективную картину событий, происходивших в далёком прошлом Месопотамии XX-IV веках до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тайны древних письменностей Вавилона и Ахеменидской культуры»

ТАЙНЫ ДРЕВНИХ ПИСЬМЕННОСТЕЙ ВАВИЛОНА И АХЕМЕНИДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Пхитиков Х.М.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Данная статья посвящена дешифровке клинописных текстов найденных в разное время и в разных местах Древней Месопотамии, предположительно Вавилонской и Ахеменидской культуры. Вавилонская цилиндрическая печать датируется 2000 годом до н.э., ахеменидский текст датируется VI-IV веком до н.э. для дешифровки письменностей был использован кабардино-черкесский язык (абхазо-адыгская языковая группа) к чтению и осмыслению исторических событий происходивших в древности на рубеже XX и IV веков до н.э.

Исследование вавилонского и ахеменидского языка носит сопоставительный характер, базирующийся на анализе языковых единиц. К анализу текстов также привлечены приёмы системного анализа, моделирования, описательного и количественного методов для выявления сходств, вавилонского и ахеменидского письма с кабардино-черкесским языком. Исследование выявляет типологическое и семантическое сходство вавилонского и ахеменидского языка с языками абхазо-адыгской языковой группы в частности с кабардино-черкесским языком. Привлечение кабардино-черкесского языка даст объективную картину событий, происходивших в далёком прошлом Месопотамии XX-IV веках до н.э.

Ключевые слова вавилонская печать, вавилонское и ахеменидское письмо, моделирование, описательный и количественный метод, кабардино-черкесский язык, типологическое и семантическое сходство.

Месопотамия (Двуречье) расположена в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат и прилегает к Кавказу с юга. Эта плодородная земля с древних времён привлекала многие народы. Тысячелетиями на довольно небольшой территории Месопотамии происходили постоянные войны. Одни народы постоянно покоряли другие, происходило постоянное смешение культур, языков, в процессе которого рождались новые народы [https://ru.wi-kipedia.org/wiki/].

Вавилон - 2500/2400 гг. до н.э. - III/VII вв. н.э. Первое упоминание поселения на месте города Вавилон можно связать с надписью на шумерской глиняной табличке датированной около 2500 г. до н.э. [civilka.rmmesopota-mia/mesopotamia.. .goroda.html].

Преподаватель ОВС и БЖД кафедры ОВС и БЖД.

68

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Рис. 1

Источник: [http://900igr.net/datai/istorija/Blizhnij-Vostok/0004-002-Blizhnij-Vostok-tsivilizatsii.png].

О Древнем Вавилоне мы находим уже в начальных главах первой книги Библии - Бытие. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там, и сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню... И сказал Господь ... сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:1-9).

Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке (Бытие, 11:1-9).

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в

Филологические науки

69

качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Цилиндрические печати обычно изготовлялись специальными мастерами из твердого камня. Известны цилиндрические печати из аметиста, гематита, мыльного камня, известняка, обсидиана, нефрита, сердолика, карнеола, халцедона и других природных минералов. Наиболее престижным материалом в Месопотамии для изготовления печатей среди простых горожан считалась Ляпис-лазурь, царские печати могли быть изготовлены из полудрагоценных камней. В Древнем Египте цилиндрические печати изготавливались также из стекла и фаянса.

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента, папируса.

Регионы распространения и находок цилиндрических печатей:

- Месопотамия (относятся к шумерскому, аккадскому и вавилонскому периодам);

- Северный Кавказ (Майкопская культура);

- Древний Египет;

- Крит (минойская культура);

- Анатолия (относятся к Хеттскому царству, Митанни и Урарту);

- Иран (относятся к Эламу и к Ахеменидам);

- Мезоамерика.

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей [Nijhowne, 1999: 126].

В Вавилоне археологами обнаружено огромное количество глиняных табличек с запечатленными на них сведениями по истории, математике, медицине, праву, религии.

Рассмотрим цилиндрическую Вавилонскую печать, дадим транслитерацию текста и прочитаем с помощью кабардино-черкесского языка с дальнейшим переводом на русский язык:

70

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Рис. 2

Источник: [http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s03/e0003617/pic/000003.jpg].

Транслитерация (Х.П.):

1. An-kha ghal An hi.

2. U schi Ansch An su.

3. En Sa-ru-kha kha-tu a.

4. Zi-ha Ni-na-ti Ur As.

5. In na-tu tu Mu-a.

6. Sa An Ur qir-qa.

7. Pa-h ghal Ur An schi.

Читаем по-кабардино-черкесски:

1. Анкъэ гъал Ан хьы.

2. У щIы Анщ Ан шу.

3. Ен Шарукъэ къату а.

4. Зыхьэ Нинати Ур Аш.

5. Ин натIу Иу Му а.

6. Шэ Ан Ур джырджэ.

7. Пахь гъал Ур Ан щГы.

Перевод на русский язык:

1. Ан, царя Ан спаси.

2. Ты на земле (бог) Ан, Ан всадник.

3. Ен Шериев на высоте он.

4. Одинокий человек Нина в Уре Аш.

5. Большой господин во втором Му.

6. Спаси Ан Ур крест.

7. Преподносят царю Ура Анийскую землю.

В цилиндрической печати встречаются боги Ан, Аш, Ен города Ан, Нина, Ур, Му. В абхазо-адыгском народе до сих пор существует род Шериевых.

Филологические науки

71

Ур - один из древнейших городов мира. По преданию, его уроженцем был библейский праотец Авраам. Этот город начал играть важную роль уже в III тысячелетии до н.э. Однако около 2350 года до н.э. правитель города Аккад по имени Саргон (Саргон Великий) захватил цветущие города Южного Двуречья. Династия Саргона правила двести лет. Около 2200 года до н.э. Двуречье было покорено племенами кутиев. Но уже в конце III тысячелетия до н.э. кутии были побеждены, и Ур снова приобрёл статус главного города Двуречья (Непомнящий, Низовский 2007).

Может здесь идёт речь о Куйцах и городе Ку, которые очень часто встречаются в клинописных текстах Месопотамии, Анатолии и Малой Азии. Также хотелось бы отметить, что буква ‘В (V)’ в клинописных текстах появляется лишь в VI-V веках до нашей эры и имя Авраам на тот период не встречается. По поводу имени Сара, то здесь в клинописных текстах Месопотамии она присутствует с 2400-2200 года до н.э. Может быть Библия имела ввиду Бога АМ так, как при правильном чтении А-‘В’-РААМ где ‘В’ переходит при чтении на хаттском-кабардино-черкесском языке в ‘У’ и получается “ау Ра Ам” - “он (это) бог Ам”.

Самоназвания Абазин ‘Ашуа’, что при переводе на кабардино-черкесский язык означает ‘ты Ашиец’ вероятнее всего, что происхождения абазин из города Аш, и являлись жителями этого города и поклонялись богу АШ. Также в клинописных текстах очень часто встречаются Абийцы, город Аб -Ab-si-ra - ‘он Абиец’, «ЯШ - Ab-si - ‘Абиец’ самоназвания Абхаз (Абсуа), что при переводе означает ‘ты Абиец’ видимо в далёком прошлом они являлись жителями города Аб, развалины которого находятся в Египте.

Будоражит умы находка самого бога АШ в Иране, который был найден случайно весной 2008 года. В результате смещения грунтов вскрылась гробница и культурный слой с остатками древнего города.

Видимо город Аш называется по названию самого основателя города бога АШ. Жителей также называли Ашийцы.

Представляю удивительную находку из Ирана, гроб с телом мужчины, не мумифицированное тело сохранилось без видимых повреждений. Прочтём надпись на золотой рыбе, сделанную на хаттском (ахеменидском) языке, лежащей на груди бога АШ и переведём на русский язык:

Рис. 3

Источник: [http://terrao.livejournal.com/3277897.html].

72

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Транслитерация (Х.П.):

1. A bi-da As-ti-ua Ra.

2. I-na-si As-ma u dga.

Читаем по-кабардино-черкесски:

1. А быдэ Аштиуэ Ра.

2. Инэси Ашмэ у джа.

Перевод на русский язык:

1. Это крепость бога Аша.

2. Любимому Ашу ты помолись.

Несомненно, в этом саркофаге находится бог Аш основатель города Аш из города Ур. Клинописные тексты написаны на хаттском (ахеменидском) языке. Письмена могут отнестись к V-IV веку до н.э. Имя бога Аш встречается в клинописных текстах, датируемых 2400 годом до н.э. Судя по последним записям он прожил около 2000 лет, так как ахеменидская письменность появляется на рубеже VI-V веков до н.э. К сожалению, нижнюю часть надписи на золотом щите плохо видно, поэтому я не пытаюсь прочитать текст.

Рис. 4

Источник: [http://terrao.livejoumal.com/3277897.html].

Христианские символы

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие [https://ru.wikipedia.org/wiki/].

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца -

Филологические науки

73

Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени, выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля.

1

Рис. 5. Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Евхаристическое значение рыбы Голубцов связывает с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф 7:9-10). По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует Диавола [Голубцов 1917: 191]. Успенский Л. также отмечает, что изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Кре -щения. Как говорит Тертуллиан: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде» [Успенский, 1989: 40-41].

На рисунке - изображение рыбы, служившее заставкой к письму свт. Василия Великого.

74

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Рис. 6

Источник: [https://upload.wikimedia.Org/wikipedia/commons/3/3e/Wilpert_028.jpg].

Несомненно, на груди бога АШ изображён христианский символ в виде золотой рыбы. Это говорит о том, что христианство видимо было основано богом АШ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Месопотамия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wiki-pedia.org/wiki/.

2. Древняя Месопотамия III-II тыс. до х.э. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://900igr.net/datai/istorija/Blizhnij -Vostok/0004-002-Blizhnij -Vostok-tsivilizatsii.png.

3. Вавилон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: civilka.ru>mesopo-tamia/mesopotamia... goroda.html.

4. Библия. (Бытие 11:1-9).

5. Nijhowne J.D. Politics, religion, and cylinder seals: a study of Mesopotamian symbolism in the second millennium BC. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с.

6. Оттиск с цилиндрической печати. Шумер. Крест - звезда - вид звезды до сближения с Солнцем, и Шамаш (Уту) - бог Солнца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s03/e0003617/ pic/000003.jpg.

7. Николай Непомнящий, Андрей Низовский Название: 100 великих кладов Жанры: История, Энциклопедии. - М.: Вече 2007.

8. В Иране найдена гробница возрастом 12 000 лет! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://terrao.livejournal.com/3277897.html.

9. Христианские символы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

10. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. -СПб., 1917. - С. 191.

11. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата. Московский Патриархат, 1989. - С. 40-41.

12. Рисунок рыбы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://up-load.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3e/Wilpert_028.jpg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.