Научная статья на тему 'Тайна корреспонденции через призму истории политических и правовых учений'

Тайна корреспонденции через призму истории политических и правовых учений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ТАЙНА КОРРЕСПОНДЕНЦИИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирбеткина Наталья Евгеньевна, Пономарева Валерия Владимировна

В статье проанализирован исторический процесс становления и развития защиты частных прав и свобод личности на примере института тайны корреспонденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирбеткина Наталья Евгеньевна, Пономарева Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тайна корреспонденции через призму истории политических и правовых учений»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТАЙНА КОРРЕСПОНДЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Ирбеткина Н.Е.1, Пономарева В.В.2

'Ирбеткина Наталья Евгеньевна - магистрант, магистерская программа: правосудие по уголовным делам, Юридический институт Сибирский федеральный университет;

2Пономарева Валерия Владимировна - научный руководитель, доктор юридических наук, профессор,

начальник кафедры, кафедра государственно-правовых дисциплин, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Красноярск

Аннотация: в статье проанализирован исторический процесс становления и развития защиты частных прав и свобод личности на примере института тайны корреспонденции. Ключевые слова: тайна корреспонденции, историческое развитие, конституционные права и свободы.

Стремительное развитие научно-технического прогресса и общества в целом требуют новых подходов к оценке охраняемых ценностей, прав и свобод человека, которые должны быть направлены на укрепление гарантий защиты конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных почтово-телеграфных сообщений.

Необходимо отметить, что концепция прав и свобод, которая существует в современности, является результатом длительного процесса эволюции человеческого представления об идеях, носящих естественно-правовой характер, к чему можно отнести все положения об индивидуальных и неотчуждаемых правах. Такие положения на современном этапе развития характеризуют статус личности в отдельном государстве.

В доктрине отмечается, что институт неприкосновенности личной жизни и, в том числе, тайны корреспонденции, получил законодательное закрепление лишь к середине XX века [1, 17], однако идеи о формировании границ частной жизни человека существовали еще в античности. Несмотря на то, что такие идеи далеки от тех концепций, которые приняты в современном праве, они стали основой для построения системы ценностей как неприкосновенность и уважение частной жизни.

В работах Аристотеля прослеживается обоснование охраны от посягательства со стороны государства в семейные отношения, в вопросы, связанные с неприкосновенностью жилища и частной собственности.

Также Эпикуром были предложены либерально-индивидуалистические идеи, которые базировались на персональной свободе и удовлетворении личных потребностей. Он полагал, что именно свобода человека помогает ощутить ответственность за свои действия.

Кроме того, понятие «тайна» содержалось и в текстах религиозного характера: в Ветхом Завете, Евангелие, в Библии, которые были связаны с тайной Христа, Церкви и веры.

Содержание права на неприкосновенность частной жизни в России также было подвержено множеству изменений. Впервые о защите тайны было сказано в Генеральном регламенте 1720 г., который обеспечивал сохранение секретов, связанных с государственной службой.

Конституция СССР 1936 статьями 127 и 128 закрепила положения, которые запрещали посягательства на неприкосновенность личности, а также жилища и корреспонденции.

Указанные нормы помогли расширить перечень личных прав и свобод, которые позднее были регламентированы в Конституции 1977 года, где впервые на территории Советского союза были предусмотрены охрана и защита частной жизни.

Затем наступил современный этап (с 1993 г. по настоящее время), который, по мнению М.Ю. Мартышина, связан со спецификой закрепления института государственной тайны в Конституции Российской Федерации и ряде федеральных законов [1].

Конституция РФ 1993 г. предусматривает неприкосновенность частной жизни ст. ст. 23-24, в которых закрепляются соответствующие положения о том, что:

- неприкосновенность частной жизни, в том числе, тайны корреспонденции может быть ограничена лишь судебным решением.

- не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица в отсутствие его согласие на такие действия, а компетентные органы власти и их должностные лица должны обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, затрагивающими их права и свободы.

Таким образом, в российских конституциях право человека на неприкосновенность частной жизни декларировалось по мере его закрепления в международно-правовых документах. Долгое время право на неприкосновенность частной жизни носило чисто декларативный характер. Но, в настоящее время в России институт неприкосновенности частной жизни приобретает все большее значение и находится под государственно-правовой охраной.

Современным международном правом закреплено значительное количество норм, гарантирующих неприкосновенность частной жизни. Так, в 1948 ст. 12 Всеобщей декларации прав человека было закреплено, что «никто не может подвергаться произвольным посягательствам на тайну его корреспонденции. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Подобные положения содержатся в ст. 7 Европейской хартии об основных правах, ст. 9 Конвенции Содружества независимых государств.

Положительный опыт зарубежных стран и практики Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) показывает высокий стандарт и эффективность применения уголовно-правовых норм об ответственности за подобные деяния. Право на тайну корреспонденции, согласно ст. 8 Конвенции, включается в право на уважение частной и семейной жизни и защищается от вмешательства со стороны публичных властей, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Данное право расширяется и конкретизируется во многом благодаря практике ЕСПЧ.

Однако 14 июля 2015 года данный вопрос изменил вектор своего развития -Конституционный Суд РФ постановил, что решения ЕСПЧ должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ, тем самым закрепив второстепенность правоприменительной практики Европейского суда относительно Российской Федерации [2].

Думается, что верным будет координирование национального законодательства, в соответствии с высокими стандартами, задаваемыми Европейским судом, в связи с чем считаем, что Конституционному суду Российской Федерации необходимо изменить позицию относительно правоприменительной практики ЕСПЧ, т.к. это позволит наилучшим образом охранять человека через права и свободы, которые будут ему предоставлены и внутренним законодательством.

Хотелось бы подчеркнуть, что в последние годы наблюдается возрастание интереса со стороны юридического сообщества к защите и охране частной жизни и, в том числе, тайны корреспонденции человека, однако, хотелось бы отметить, что в доктрине и правоприменительной практике России рассматриваемый институт разработан не в достаточной мере, несмотря на тот факт, что право человека на неприкосновенность частной жизни начало формироваться еще в древности.

Список литературы

1. Гаухман Л.Д. Уголовное право. Особенная часть / Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов. М., 2014. 410 с.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах РФ», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства РФ и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М., 2001. 312 с. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.