Научная статья на тему 'Тайна исповеди как вид профессиональной тайны'

Тайна исповеди как вид профессиональной тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2649
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОВЕДЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА / ТАЙНА ИСПОВЕДИ / ЛИШЕНИЕ САНА / ОТКРЫТИЕ ИСПОВЕДИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондрашова И. С.

Изложено содержание тайны исповеди как одного из видов профессиональной тайны. На основе действующего законодательства раскрывается понятие профессиональной тайны. Установлено правовое регулирование института тайны священнослужителя. Используя внутрицерковные акты, показано какие сведения отнесены, к охраняемым тайной исповеди. Определяется круг субъектов, являющихся носителями тайны исповедовавшегося. Показано, в каких случаях церковные акты разрешают священнослужителю нарушить тайну исповеди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тайна исповеди как вид профессиональной тайны»

The key words: material responsibility of employer, rights of employees, personal defense, compensation for moral damage, civil responsibility, official and commercial secret, damage, loss.

Список литературы

1 .Барабаш А. О некоторых свойствах трудового правоотношения // Государство и право. 2003. № 12.

2.Бару M. И. Охрана трудовой чести по советскому нраву. М., 1966.

3.Бачило И. Персональные данные в сфере бизнеса // Закон. 2002. № 12.

4.Дегтярев С. Л. Возмещение убытков в гражданском и арбитражном процессе. М, 2001.

З.Зайцева О.Б. Персональные данные работника и их передача работодателю в связи с трудовыми правоотношениями // Трудовое право. 2003. №7. 6.Кузьмин А.Э. Правовая защита коммерческой тайны // Правоведение. 1999. № 5.

I.Ожегов С.И. и Шведова II. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.

8.Ситншова ET. Привлечение работника к материальной ответственности // Трудовые споры. 2004. № 11.

9.Станкин М.И. О некоторых вопросах компенсации морального вреда, причиненного работнику // Трудовое право. 2003. № 4.

10. Шаклеина C.B. Персональные данные работника как объект трудоправовой охраны: некоторые особенности // Научные труды филиала МГЮА в городе Кирове. Вып. 9 / Под ред. проф. С.М. Кочои. Киров, 2004.

II. Эрделевский A.M. Компенсация морального вреда в трудовых правоотношениях // Трудовое право. 2003. № 1.

12. Эрделевский A.M. Моральный вред и компенсация за страдания. М., 1998.

Об авторе

И.В. Закалюжная - канд. юрид. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru

УДК 347.98

ТАЙНА ИСПОВЕДИ КАК ПРОФЕСИОНАЛЬНЫЙ ВИД ТАЙНЫ

И.С. Кондрашова

Изложено содержание тайны исповеди как одного из видов профессиональной тайны. На основе действующего законодательства раскрывается понятие профессиональной тайны. Установлено правовое регулирование института тайны священнослужителя. Используя внутрицерковные акты, показано какие сведения отнесены, к охраняемым тайной исповеди. Определяется круг субъектов, являющихся носителями тайны исповедовавшегося. Показано, в каких случаях церковные акты разрешают священнослужителю нарушить тайну исповеди.

Ключевые слова: исповедь, профессиональная тайна, тайна исповеди, лишение сана, открытие исповеди.

Исповедыо в христианстве и некоторых других религиях и культах принято называть покаяние в грехах перед священником как представителем Бога. Подобная процедура предполагает особо доверительный характер отношений между исповедующимся и священнослужителем. Поэтому, не случайно тайна исповеди является охраняемой законом профессиональной тайной.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» профессиональной тайной признается информация, полученная гражданами (физическими лицами) при

128

Вестник Брянского госуниверситета. М2 (2008)

исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности [1].

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях »[2 ], тайна исповеди охраняется законом. Гарантии освобождения священнослужителя от оглашения сведений, ставших ему известных из исповеди, содержится в процессуальном законодательстве. Пункт 11 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ так и гласит: «Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ о дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди». Гражданско-процессуальный кодекс РФ освобождает от обязанности давать свидетельские показания священнослужителей только тех религиозных организаций, которые признаны государством и прошли государственную регистрацию.

С точки зрения права положения относительно тайны исповеди понятны и ясны. Интерес для нашего исследования представляют «законы» церкви. Как церковь подходит к сведениям, составляющим названную тайну? Имеет ли священник, исходя из положений церкви, право открыть тайну исповеди и в каких случаях?

Согласно п. 9-10 Прибавления о правилах причта церковного и чина монашеского к Уставу Духовной Коллегии, «после исповеди запрещается священнику, под опасением строжайшего наказания, открывать грехи детей свих духовных ни прямо, ни ка-кими-либо намеками, в ссоре или при других обстоятельствах. например в суде» [4].

Исповедь должна оставаться в строгой тайне, хотя бы открытие того или иного греха, сказанного на исповеди, иногда могло бы даже полезно в каком-либо отношении. К примеру, священник не может:

- сообщать светской власти сведения об умерших от побоев и отравы, о которых он узнал на исповеди;

- открывать преступника, сознавшегося в преступлении, хотя бы этим мог раскрыть дело или спасти невиновного, несправедливо обвиняемого в преступлении;

- требовать гражданским путем похищенной у него вещи, хотя бы на исповеди узнал, кто украл у него эту вещь и у кого она находиться;

- открыть родителям о проступках их детей, хотя бы знал, что откры тие это могло бы принести пользу для тех или других и т.п. Если священник расскажет родным исповедавшегося то, что этот последний передал ему на исповеди, то подлежит лишению сана [4; п.9].

Кроме того, священник, узнавший на исповеди подделывателя монеты, не должен доносить об этом светскому начальству, свое же недоумение по поводу услышанного на исповеди об этом и о другом чем-либо, он только может представить своему Архипастерю и у него просить разрешения, не открывая при этом лица исповедника [6, с. 1123].

Такие положения не являются не желанием церкви сотрудничать со светской властью. Как объясняют Церковные Ведомости «возбуждение формального преследования за разными правонарушениями есть дело законной судебной власти, которая располагает достаточными средствами к расследованию юридических преступлений, и духовник не должен на лиц, исповедующихся у него, делать под страхом лишения сана, доносить, т.к. исповедь кающихся не суд, а нравственная врачебница» [5, с. 420-421 ].

Во всех подобных случаях, когда открытие сказанного могло быть полезно в ка-ком-либо отношении, духовник ничего более не может сделать, как силою своего убеждения и мерами духовных наказаний расположить виновных в каких-либо преступлениях к тому, чтобы они сами сознались в своих преступлениях не только на исповеди, но и перед судом человеческим [6, с. 1124].

Даже казалось бы в столь важной для церкви ситуации, при посвящении в сан, когда необходимо выявить непорочность, достойность посвящаемого, священнослужитель связан тайной исповеди. Согласно положениям церкви, перед посвящением в сан

так называемый «поставляемый» должен исповедоваться (во всех грехах, совершенных им в течение всей предшествующей жизни) перед особым духовником. Последний же после исповеди должен доносить: не нашлось ли за «поставляемым» грехов, делающих его недостойным ноставления, не называя однако самого греха.

Между тем, церковные правила позволяют священнослужителю услышанное на исповеди использовать в строго определенных случаях. В частности, священник может воспользоваться слышанным на исповеди для того, чтобы составлять свои проповеди «сообразно потребностям и нуждам паствы (но и здесь требуется самая крайняя осторожность, чтобы не повредить или не подать соблазна немощным)» [6, с. 1123].

Иными словами, если священник использует (или случайно может использовать) в публичном общении информацию, ставшую ему известной из исповеди, то он вынужден тщательно выверять свое поведение, поскольку даже ничтожный намек при определенном стечении обстоятельств может повлечь за собой полное разглашение вверенной ему тайны.

Такого рода пример приводит из книги немецкого криминалиста Г. Шнейкерта приводит 1С).С. Пилипенко: «Один молодой и очень любимый аббат был окружен в салоне дамами, которые мучили его вопросом о том, каково было содержание первой принесенной ему исповеди. После долгого сопротивления аббат решил, что религия не запрещает говорить о грехах, в которых принесено покаяние, но лишь не следует при этом называть имени исповедовавшегося, поэтому он рассказал, что первым сообщением ему на исповеди грехов была супружеская измена. Несколько минут спустя в залу входят запоздалые гости: маркиз X. и его молодая жена. Оба они обратились к аббату с упреком по поводу того, что он редко навещает их, причем маркиза громко воскликнула: «Это некрасиво, что вы так невнимательно относитесь ко мне, вашей первой духовной дочери!» [7, с. 35].

Следует также отметить, что тайна исповеди связывает и тех, которые каким бы ни было образом узнали о грехах другого, сказанных на исповеди. Это может быть:

- епископ, на разрешение которого священник предлагал известных грех своего духовного сына;

- переводчик, который был посредником между духовником и кающимся;

- бывшие при исповеди больного, которого без помощи посторонних нельзя было исповедовать;

- те, кто услышал исповедь или заметил из взора, движения и обращения духовника или самого кающегося.

Открытие услышанного на исповеди, как указано в Книге для священно-церковно-служителей, может быть прямое и непрямое. Откры тие прямое может быть в таких случаях, когда духовник на исповеди предлагает исповедующемуся вопросы о таких грехах его, о которых узнал из исповеди другого. Открытие непрямое будет, когда духовник во время исповеди кающихся употребляет такие движения и знаки, по которым другие могут догадаться о том, что было на исповеди, - когда духовник с исповедующимся громко говорит, так что другие могут слышать, и т.н.

По Духовному Регламенту, священник за открытие слышанных на исповеди грехов, кроме вышеуказанных случаев, подвергается лишению сана [3].

Между тем, п. 11 Прибавления о правилах причта церковного и чина монашеского к Уставу Духовной Коллегии позволяет священнослужителю нарушить тайну исповеди в двух случаях:

1). Если кто, при исповеди, объявит духовному отцу своему об умысле на честь и здравие Государя, или о намерении произвести бунт и измену, и объявляя о том, что не покажет искреннего раскаяния и твердой решимости оставить свое намерение или молчанием духовника еще более утвердиться в своем преступном намерении; то духовный отец должен доносить об этом немедленно, так как токовая исповедь не есть правильная, ибо исповедующийся не во всех беззакониях своих кается. Однако, надле-

130

Вестник Брянского госуниверситета. №2 С2008)

жит духовнику, в том объявлении, не открывать именно показанное на исповеди, но только сказать, что такой то, показав его имя и звание, имеет злой умысел против Государя или государства и не раскаянное к тому намерение; вследствие сего извещения, подозреваемый немедленно должен быть взят под стражу. По взятии же его и начатия уголовного следствия, духовник обязан, без всякой утайки, во всех подробностях объявить всё услышанное им о том злом намерении [4].

2). Если бы кто умышленно произвел какой-либо соблазн в народ, могущий иметь вредные последствия для Церкви и общества, например, разгласил какое-либо должное и небывалое чудо и, признавшись в том на исповеди, не изъявил бы согласия или намерения публичным признанием в произведенном им обмане положить предел соблазну и вредным последствиям, происходящим или могущем произойти от него для Церкви и отечества; то духовник также должен открыть об этом епархиальному начальству [6, С.1122].

В соответствии с Духовным Регламентом и в том, и другом случае открытие слышанного на исповеди не является нарушением тайны исповеди. Согласно Регламенту, «объявление о беззаконном намерении, которого исповедующий оставить не хочет и во грехах себя не вменяет, не может быть признано за исповедь, а должно пониматься как коварное ухищрение к прельщению своей совести; равным образом нельзя признать исповедь правильной, когда исповедующийся не всех беззакониях своих кается» [8, с. 315-316].

Думается, что вышеизложенные положения Прибавления о правилах причта церковного и чина монашеского к Уставу Духовной Коллегии, дающие право священнослужителю нарушить тайну исповеди, связаны прежде всего с тем, что в период написания и издания Прибавления государство не носило светский характер. Всякое покушение на светскую власть рассматривалось как покушение на верховенство власти церковной.

Таким образом, получается, что тайна исповеди является охраняемой с точки зрения закона и положение, что священнослужитель не может быт ь привлечен к ответственности за отказ о дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди является незыблемым. Вместе с тем, нормы церкви, регулирующие статус священнослужителя, содержат исключения из правила о неразглашении тайны исповеди.

In this artick a matter of a matter of a secret of confession as one of the kinds of professional secret is given. On the basis of current legislation a matter of professional secret is shown. Law regulation of the institute of religious secret is established. Using internal church acts, it is shown what information (data) are related to the secured secret of confession. A circle of subjects is established that are bearers of a secret of confession. It is shown in what cases curch acts allow priests to break a secret of confession . The key words: confession, professional secret, lossof order, discovery of heard information.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

2. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

3. Духовный Регламент (Устав Духовной Коллегии) 25.01.1721 г. // Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Выпуск 2 / Сосг. В.Н. Бенешевич. Петроград: Тип. АО тип. дела, 1915. с. 94-155.

4. Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского к Уставу Духовной Коллегии 1722 г. // Сборник памятников но истории церковного права, преимущест-

УДК- 347.98

МЕДИАЦИЯ - АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

В.А. Панкратов, К.

ря 2006 года, уже 18 января 2007 года он был рассмотрен Советом Думы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.