Научная статья на тему 'Татьяна Михайловна Николаева (1933-2015)'

Татьяна Михайловна Николаева (1933-2015) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татьяна Михайловна Николаева (1933-2015)»

ПАМЯТИ.

Татьяна Михайловна Николаева (1933-2015)

21 октября 2015 года скончалась Татьяна Михайловна Николаева - выдающийся российский лингвист, член-корреспондент РАН, иностранный член Геттингенской Академии наук, главный редактор журнала «Вопросы языкознания».

Т. М. Николаева закончила отделение русского языка и литературы филологического факультета МГУ. С 1960 г. она работала в Институте славяноведения РАН, в котором с 1990 по 2012 г. заведовала отделом типологии и сравнительного языкознания. Здесь проявились ее способности дальновидного и умного руководителя. Т. М. Николаева принимала активное участие в жизни научного сообщества. Она организовывала научные конференции, подготовила к изданию коллективные труды: «Из работ Московского семиотического круга» (1978), «Славянские языковые и этноязыковые системы в контакте с неславянским окружением» (2002), «Имя: семантическая аура» (2007), «Семантика имени» (2010). Татьяна Михайловна вносила в жизнь деятельное добро. Ее мудрость состояла в том, что она видела людей крупно - восхищалась достоинствами и была снисходительна к слабостям. Едва ли не превыше всего Т. М. Николаева ставила полноценное человеческое общение.

Татьяна Михайловна была удивительно ярким человеком. Яркой была ее красота, ее острый, насмешливый ум, ее научные прозрения, ее выступления на конференциях, ее реплики в дискуссиях. Татьяна Михайловна любила жизнь и видела назначение человека в творчестве и в созидании. Ее собственное научное творчество оказалось на редкость плодотворным - одиннадцать научных монографий и сотни интереснейших статей. Научное наследие Т. М. Николаевой проникнуто устремленностью к новому. Новое - это машинный перевод и вклад в коллективную монографию «Опыт описания русского языка в его письменной форме» (1965); это просодия и интонация в славянских и балканских языках («Интонация сложного предложения в славянских языках», 1969; «Фразовая интонация славянских языков», 1977; «Просодия Балкан», 1986); это мир ча-

Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2015. №6

стиц («Функции частиц в высказывании», 1985; «Непарадигматическая лингвистика: история «блуждающих частиц», 2008); это лингвистика текста и грамматика текста, поэтика и семиотика.

Научные интересы Т. М. Николаевой все время расширялись и вели к выбору новых тем и новых ракурсов рассмотрения. Так счастливо совпало, что это были одновременно и выборы времени. Кажется, нет отечественных работ по лингвистике текста, в которых не упоминалась бы вступительная статья Т. М. Николаевой к подготовленному ею изданию «Лингвистика текста» («Новое в зарубежной лингвистике», 1978); не приводилось бы принадлежащее Т. М. Николаевой определение текста из статьи в Лингвистическом энциклопедическом словаре»; нет исследований русских частиц без отсылок к ее монографии.

Татьяна Михайловна любила науку и тех, кто ей предан. Достаточно обратиться к ее книгам, посвященным «Слову о полку Игореве» («„Слово о полку Игореве": лингвистика текста и поэтика», 1997; «„Слово о полку Игореве" и пушкинские тексты», 1997) или к «Непарадигматической лингвистике», чтобы услышать голоса ученых, в разное время и в разных точках земли увлекшихся той же проблемой и теми же вопросами, что вставали перед ней и требовали решения и разгадки. Ее научный язык менялся от строго структуралистского до все более простого и раскованного, но неизменной оставалась личная ответственность - за проведенный эксперимент, за интерпретацию, за основную гипотезу, порой неожиданную и парадоксальную. В монографиях «О чем на самом деле написал Пруст?» и «О чем рассказывают нам тексты?» увлекательные научные интриги выстраиваются в пространстве языка и литературы, языка и мифологии, языка и философии, истории, психологии, семиотики. Открытое и распахнутое, гуманитарное знание манит множеством путей и непреложностью открытий...

...Почти не может быть, ведь ты была всегда - так, по-ахматовски, восприняли уход Татьяны Михайловны многие и многие близкие ей люди. И как нашел я друга в поколеньи, Читателя найду в потомстве я, -строки Е. Баратынского исполнены достоинства и надежды. В будущих читателях Т. М. Николаева найдет таких же увлеченных и заинтересованных собеседников, какой была она сама.

О. Г. Ревзина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.