Научная статья на тему 'Татарстан: религия и национальность в массовом сознании. (окончание)'

Татарстан: религия и национальность в массовом сознании. (окончание) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
480
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косач Григорий

«Новые церкви, старые верующие старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России», СПб., 2007 г., с. 345-391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татарстан: религия и национальность в массовом сознании. (окончание)»

Григорий Косач,

историк

ТАТАРСТАН: РЕЛИГИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

В МАССОВОМ СОЗНАНИИ.

(Окончание)

Несмотря на то, что татары и русские принадлежат к разным религиям, реальное содержание их религиозных представлений и их религиозное поведение, как отмечалось выше, значительно ближе друг к другу, чем ислам и христианство. Тем более незначительны различия представлений и ценностей русских и татар в нерелигиозных (или не собственно религиозных) вопросах.

Сравнительная степень осуждения различных поступков у русских и татар - примерно одинакова. И для тех, и для других, например, гомосексуализм - значительно хуже аборта и внебрачных половых связей, и те, и другие довольно «либерально» относятся к разводу и не видят такого уж большого греха в безбилетном проезде. Но в обоих опросах и по отношению ко всем поступкам удельный вес безоговорочно осуждающих их татар - больше, чем русских в Татарстане, и еще больше, чем в общероссийском опросе. Татарская мораль - несколько строже, «консервативнее» русской. Ответы татар и русских на вопросы, касающиеся отношения к труду и трудовой этике, практически совпадают. Оценка значения труда у тех и у других, по сути дела, одинакова, хотя у татар -чуть выше, чем у русских. Некоторые небольшие отличия можно заметить в отношении татар и русских к стимулам их трудовой деятельности. Татарское отношение к труду (во всяком случае, на вербальном уровне) более позитивно и «бескорыстно», что согласуется с их, в целом, более строгими моральными оценками. Но отличия между респондентами из обеих этнических групп не так уж велики.

Никаких разительных различий нет и в ответах русских и татар на вопросы, относящиеся к сфере семейных и сексуальных отношений (при всех различиях традиционных мусульманской и православной семьи). Татары, несколько более чем русские, считают семью важной. Так, в 1999 г. семья была «очень важна» для 80% татар и 70% татарстанских русских, «важна» - для, соответственно, 16 и 24%, «не важна» - 3% татар и 4% русских и «совершенно не важна» - 0 и 1%, соответственно. В 2002 г. семья была «очень важна» - для 80% татар и 72% русских, «важна» - для, соответственно,

33

17 и 22%, «не важна» - для 1% татар и 5% русских и «совершенно не важна» - для 0 и 1%, соответственно. Хотя эти различия и устойчивы, но они и не слишком велики. Для семейного счастья русским и татарам нужны в целом одни и те же условия.

Татарские ответы не демонстрируют какого-то особого «татарского» и «мусульманского» подхода к семье. Татарская семья, как и русская, - «современна», с исчезающим различием мужских и женских ролей и небольшим числом детей. Заметна лишь несколько бульшая ориентация татар на семейные ценности и чуть бульшая традиционность этих ценностей. Это в какой-то мере видно и из ответов: татары видят идеал в чуть большем числе детей и придают большее значение супружеской верности.

Различия между татарами и русскими действительно есть, и они имеют устойчивый и систематический характер, но они вновь не велики и, похоже, скорее относятся к сфере «теории». Во всяком случае, с тем, что оба супруга должны вносить свой вклад в бюджет семьи, татары согласны не меньше русских. В 1999 г. полностью с этим согласились 32% татар и 26% русских, в 2002 г. - 30 и 26%. Просто согласились в 1999 г. - 52 и 56%, в 2002 г. - 47 и 50%.

В татарских и русских моральных оценках нет больших различий. Можно отметить лишь несколько большую традиционность и «жесткость» татарской морали, несколько большую ориентацию татар на семью и их несколько большую удовлетворенность жизнью, более «позитивный взгляд на мир». Однозначного объяснения этим отличиям у нас нет. Какую-то роль здесь может играть относительно меньшая урбанизированность татарской выборки и татарского населения Татарстана и, в силу этого, его большая близость к традиционному деревенскому миру. Но может быть, и в этом случае играет свою роль ситуация этноконфессионального меньшинства, стремящегося сохраниться в инонациональном окружении. Если публичная сфера - не совсем «своя», то тем большее значение приобретает частная, этническая сплоченность предполагает бульшую сплоченность семьи, а более крепкая семья способствует эмоциональной стабильности и большей удовлетворенности жизнью.

Межнациональные и межрелигиозные отношения

Значительная близость культур, практически общая система ценностей русских и татар сближают и отношение обеих этнических групп к разным народам. На первом месте для русских, есте-

34

ственно, стоят сами русские. Далее идут белорусы и украинцы, которые в русском сознании воспринимаются как «почти русские», причем украинцы заметно уступают белорусам, и удельный вес позитивных оценок украинцев со временем уменьшается. Далее идут два европейских народа, высоко оцениваемых в русской культуре - англичане и немцы (антигерманские чувства, порожденные Второй мировой войной, практически исчезли). Затем - татары, народ, с которым русские очень давно и в целом мирно сосуществуют в рамках одного государства, привычный и с мало отличающейся от русских бытовой культурой. Но все же татары - мусульмане и тюрки, они вызывают ассоциации с «татарскими нашествиями», «набегами» и «игом», и не воспринимаются русскими так, как ими воспринимаются белорусы и украинцы (как «почти русские»). Американцы занимают место более низкое, чем англичане и немцы, в силу того, что США в российском сознании продолжают оставаться внешней угрозой для России. Процент положительных и отрицательных оценок евреев - практически такой же, как американцев. За евреями идут армяне и далее - азиатские народы, как «ближнего», так и «дальнего» зарубежья. Замыкают список чеченцы - единственный народ, удельный вес отрицательных оценок которого превышает удельный вес положительных оценок, что в комментариях не нуждается. Иерархия этих отношений прекрасно объясняется, исходя из русской культуры и российского исторического опыта.

Если сравнить оценки, полученные в общероссийском опросе с оценками, которые дали татарские респонденты, то будет видно, что эта русская и общероссийская иерархия народов в громадной мере усвоена и татарами. Оценка татарами русских - почти такая же высокая, как и оценка ими самих себя. За русскими опять-таки следуют «почти русские» белорусы и украинцы. Замыкают список - те же чеченцы. То, что татары - мусульмане и тюрки, лишь в относительно небольшой мере влияет на их декларируемое отношение к другим народам. Татарское отношение к христианским народам и евреям - чуть хуже общероссийского, а к мусульманским - чуть лучше. Например, в общероссийском опросе положительно относящихся к евреям в 2002 г. - 76%, у татар - 64%, к узбекам и азербайджанцам (то есть как и татары, мусульманам и тюркам) в общероссийском опросе положительно относятся - 71 и 64%, у татар - 76 и 66% (различия очень не велики). Турки - тоже

35

Таблица 1

Отношение к различным народам

1999 г. 2002 г.

Отношение к: Татары Русские в Татар- Татары Русские в Татар- Общероссий-

стане стане ский опрос

очень положительное 32 39 33 46 42

русским положительное 65 60 63 54 55

отрицательное 1 0 2 0 1

очень отрицательное 0 0 0 0 0

белору- положительное 88 95 83 95 93

сам отрицательное 6 2 8 3 4

украин- положительное 90 95 77 90 88

цам отрицательное 5 3 14 9 8

англича- положительное 83 91 79 86 85

нам отрицательное 8 2 6 6 7

немцам положительное 83 86 67 81 83

отрицательное 11 7 18 14 11

очень положительное 46 26 56 32 12

татарам положительное 51 73 42 65 69

отрицательное 0 0 0 2 12

очень отрицательное 0 0 0 0 2

амери- положительное 84 89 71 80 76

канцам отрицательное 8 4 18 15 17

евреям положительное 74 80 64 76 76

отрицательное 19 17 25 20 18

армянам положительное 72 76 65 73 71

отрицательное 22 22 27 24 24

узбекам положительное 80 76 74 76 71

отрицательное 16 19 16 22 21

грузинам положительное 77 78 64 74 70

отрицательное 18 18 27 25 25

китайцам положительное 74 75 66 74 68

отрицательное 18 16 17 16 15

азербай- положительное 72 71 62 66 64

джанцам отрицательное 22 26 28 31 32

туркам положительное 82 77 74 68 62

отрицательное 10 14 12 21 24

чеченцам положительное 63 58 56 52 42

отрицательное 29 38 34 44 52

36

мусульмане-сунниты и тоже тюрки, причем у татар и турок были сильные исторические и культурные связи. Но если в общероссийском опросе 2002 г. положительно относящихся к туркам было 62%, то у татар - 74%. Разница - заметная, но все же не такая большая; белорусы и украинцы, по своей традиционной культуре близкие к русским, но отнюдь не к татарам, оцениваются татарами выше, чем близкие им турки. Отношение татар к чеченцам - что вполне понятно, лучше, чем отношение, демонстрируемое общероссийским опросом, но и у татар чеченцы - на последнем месте. Самое большое различие татарской и общероссийской «иерархий» народов в том, что если у русских на первом месте - русские, а татары занимают относительно скромное пятое место, то у татар на первом месте - татары. При этом отношения друг к другу русских, доминирующего народа, и татарского национального меньшинства - не «симметричны». Меньшинство - татары - отчасти действительно усваивает высокую самооценку большинства, отчасти, очевидно, имитирует такое усвоение, которое психологически необходимо для спокойной жизни меньшинства. А большинству - русским - такое отношение к меньшинству не так уж и нужно.

При этом очень значительна разница в отношении к татарам участников общероссийского опроса и русских в Татарстане, где они находятся в положении меньшинства, в какой-то мере сопоставимом с положением татар в России. Отношение участников общероссийского опроса к татарам значительно хуже.

Такая же «несимметричность» видна и в значении, которое придается русскими и татарами своей национальной принадлежности. В 1999 г. респондентам был дан список общностей - местность, в которой они живут, регион, национальность, Россия, Европа и мир, и они должны были указать, с кем они себя отождествляют в первую и во вторую очередь. Татары значительно меньше, чем русские, отождествляют себя с Россией, меньше - с локальными и региональными общностями, несколько больше - с миром в целом и значительно больше - со своей этнической группой. Национальность важнее для меньшинства, чем для доминирующего большинства, ибо для национальности меньшинства есть угрозы дискриминации и ассимиляции. Кроме того, меньшинству труднее, чем большинству, отождествлять себя с государством. Для русских отождествлять себя с Россией - это практически то же самое, что и отождествлять себя со своей нацией. Для татар отождествление с нацией и отождествление с Россией - все-таки не одно и то же.

37

Очень схожая картина возникает и при рассмотрении оценок разных религий, приведенных ниже.

Таблица 2

Отношение к различным религиям

Отношение к: 1999 г. 2002 г.

Татары Русские в Татарстане Татары Русские в Татарстане Общероссийский опрос

православию очень положительное 28 46 24 64 52

положительное 64 52 68 35 44

отрицательное 2 1 3 0 1

очень отрицательное 0 0 1 0 0

исламу очень положительное 56 21 64 35 10

положительное 41 72 34 59 51

отрицательное 0 3 1 3 20

очень отрицательное 0 0 0 1 7

католицизму положительное 45 58 40 63 55

отрицательное 19 17 27 19 22

буддизму положительное 36 43 47 29 38

отрицательное 30 23 30 43 30

старообрядчеству положительное 29 45 25 46 38

отрицательное 30 29 42 38 35

иудаизму положительное 30 37 21 39 30

отрицательное 25 28 40 25 36

лютеранству положительное 23 31 13 31 26

отрицательное 22 21 35 39 30

баптизму положительное 28 33 16 30 27

отрицательное 38 38 51 46 49

кришнаизму положительное 22 28 32 13 20

отрицательное 27 32 42 42 40

пятидесят-ничеству положительное 21 29 10 24 16

отрицательное 31 35 46 42 44

адвентизму положительное 19 21 9 23 19

отрицательное 21 28 39 41 35

иеговизму положительное 17 21 9 21 14

отрицательное 33 40 50 51 59

38

Татары в своем отношении к разным религиям принимают общероссийскую систему оценок, объяснимую русской культурой и русским историческим опытом. Положительное отношение у татар к православию - почти такое же, как у русских. Худшее русское отношение к католицизму или старообрядчеству, чем к православию, понятно. Но в случае татар это может быть объяснено только усвоением русской системы оценок. Разделяя русское и «общероссийское» представление о религии как прежде всего национальной традиции, татары относятся к новым, нетрадиционным конфессиям даже немного хуже русских и скорее склонны выступать за ограничение их деятельности. И вновь, при всей близости татарских и русских оценок, между ними - одно значительное различие, заключающееся в безоговорочно высокой оценке татарами своей религии, ислама и его значительно более низкой оценке русскими, прежде всего - участниками общероссийского опроса. При этом возникает та же «несимметричность», что и в оценке наций, -представители меньшинства склонны давать религии доминирующего большинства более высокую оценку, чем представители большинства - религии меньшинства.

В обоих опросах - немало материалов, позволяющих более подробно рассмотреть образы православия и ислама в русском и татарском сознаниях. Из таблицы 3 видно, как русские и татары выбирают различные характеристики РПЦ. Частота выбора отдельных характеристик РПЦ татарами и русскими очень близка. Татарские оценки, однако, несколько хуже русских. Татары значительно реже русских согласны с такими характеристиками, как «близкая к людям», «терпимая» и «заслуживающая доверия». При выборе же характеристик ислама различия между татарскими и русскими оценками становится существеннее. Татары выбирали положительные характеристики ислама значительно чаще, чем такие же характеристики православия. Ислам для них «прогрессивнее», «гуманнее» и «терпимее» православия, более «способствует развитию культуры» и даже немного более «способствует демократии». Русские же, наоборот, выбирали такие характеристики для ислама значительно реже, чем для православия, и в целом русский образ ислама не слишком положителен, а негативные характеристики ислама превалировали над позитивными. При этом различия образа ислама у татар и образа этой же религии у участников общероссийского опроса больше, чем у татар и татарстанских русских, на сознание которых влияет тесное взаимодействие с татара-

39

ми и, очевидно, специфическая «политическая корректность» меньшинства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Отношение к русской православной церкви

1999 г. 2002 г.

Татары Русские в Татарстане Татары Русские в Татарстане Общероссийский опрос

1. Необходимая 40 50 39 55 39

Ненужная 3 1 2 1 3

2. Прогрессивная 34 29 27 33 23

Реакционная 2 0 2 1 2

3. Гуманная 47 46 41 56 44

Негуманная 0 1 1 0 2

4. Услужливая по отношению к вла- 14 11 20 18 17

стям

Независимая 12 16 11 10 8

5. Развивающаяся 28 28 25 31 18

Застойная 5 5 3 2 4

6. Воинственная 0 3 9 1 2

Мирная 52 56 54 62 52

7. Гибкая 22 17 15 31 16

Негибкая 7 5 5 3 3

8. Близкая к людям 33 49 34 51 31

Далекая от людей 5 2 1 1 3

9. Способствует развитию культу- 31 38 31 39 26

ры

Мешает развитию 4 3 1 1 3

культуры

10. Способствует демократии 24 17 20 20 12

Препятствует демократии 6 4 2 2 3

11. Заслуживает доверия 32 44 28 44 29

Не заслуживает доверия 4 2 2 2 2

12. Терпимая 35 46 39 52 37

Нетерпимая 3 2 1 0 2

40

Продолжение табл. 3

13. Широко мыслящая 19 22 18 25 18

Узко мыслящая 4 2 2 2 3

Таблица 4 Характеристики ислама в представлении татар и русских

1999 г. 2002 г.

Татары Русские в Татарстане Татары Русские в Татарстане Общероссийский опрос

Прогрессивный 46 14 39 12 5

Реакционный 2 7 3 9 21

Терпимый 58 29 54 25 8

Нетерпимый 1 5 2 7 24

Гуманный 59 15 61 24 6

Негуманный 2 5 3 5 23

Воинственный 5 13 3 15 30

Мирный 55 23 52 27 8

Способствует развитию культуры 44 16 41 24 6

Мешает развитию культуры 1 5 3 5 18

Способствует демократии 27 7 27 9 3

Препятствует демократии 5 10 3 5 24

Как для русских «рефлекторной» является высокая оценка самих себя и православия, так и для татар такой же «рефлекторной», «автоматической», является высокая оценка своего этноса и «своей» религии, ислама. Как ни усвоены татарами русские оценки и как ни «корректны» татары в своих ответах, ислам для них безоговорочно выше православия, а собственная оценка выше оценки русских. При этом татары, как меньшинство, которому угрожает ассимиляция, придают своей религии и этнической самоидентификации большее значение, чем русские. Но чем выше ценность своей религии, тем скорее возникает осуждение тех, кто меняет свою религию на чужую, «лучшую» на «худшую», и, наоборот, одобрение тех, кто делает «правильный выбор» и переходит в «нашу», «луч-

41

шую» религию. Тем более, если религия воспринимается как этнический маркер, а переход в другую религию становится равен разрыву со своей национальной общностью. В ходе обоих опросов русским не задавались вопросы об их отношении к переходу из православия в ислам и из ислама в православие. Но среди вопросов, задававшихся только татарам, был и вопрос об отношении к перемене религии.

Таблица 5

Отношение татар к переходу из православия в ислам и из ислама в православие

Как бы Вы реагировали, если бы кто-нибудь Как бы Вы реагировали, если бы кто-либо из

из Ваших знакомых Ваших знакомых ото-

отошел от ислама и принял православие? шел от православия и принял ислам?

1999 г. 2002 г. 1999 г. 2002 г.

Были бы очень рады 0 0 14 13

Это его личное дело 62 66 72 71

Это было бы плохим

поступком, но я не 27 23 5 10

стал бы этому пре-

пятствовать

Я порвал бы отноше- 2 6 1 0

ния с этим человеком

Таких людей надо 1 1 0 0

наказывать

Хотя большинство респондентов и дает «правильный», «политически корректный» ответ (перемена религии - частное дело каждого), значительное меньшинство татар было бы радо переходу из православия в ислам. При этом татар, осуждающих переход в православие, на порядок больше, чем осуждающих переход в ислам. Неоднозначно (скорее, «сдержанно») отношение татар к бракам с русскими. Данные таблицы, показывающие «сдержанное» отношение татар к бракам с русскими, дополняют данные, приведенные выше, и демонстрирующие, что татары больше, чем русские, придают значение общности религиозных убеждений в семье. Ведь в случае русских и татар «общие религиозные убеждения» практически означают «общую национальность». В сдержанном отношении к смешанным бракам, очевидно, сказывается не столь-

42

ко страх семейных конфликтов, сколько страх ассимиляции, возможной потери для татарского этноса тех, кто вступает в смешанные браки.

Таблица 6

Если бы кто-нибудь из ваших родственников заключил брак с русским (русской), как бы Вы к этому отнеслись?

1999 г. 2002 г.

Очень положительно 5 8

Довольно положительно 59 55

Довольно отрицательно 19 17

Очень отрицательно 6 6

Политическое сознание

В большинстве политических вопросов различия русских и татарских взглядов также минимальны, как минимальны различия в ответах представителей обоих этносов на все вопросы, кроме тех, которые непосредственно связаны с русско-татарскими и мусуль-манско-православными отношениями. Так нельзя заметить каких-либо значимых отличий в русских и татарских представлениях о задачах государства. Как у татар, так и у русских, экономические ценности, безусловно, приоритетны, а демократия и свобода слова оттеснены далеко назад. Иерархия степеней доверия русских и татар разным институтам Российского государства, общественным структурам и международным институтам практически одинакова. Татары лишь склонны немного больше, чем русские, доверять всем этим институтам. На этом фоне исключением, но очень ярким, выступает Русская Православная церковь (РПЦ). Как русские, так и татары, не знают, как определять свои взгляды по шкале «левые-правые». Среди них те, кто называет себя «левыми» или «правыми», не более чем крохотные меньшинства. В 1999 г. определяли себя как безоговорочно левые по 10-балльной шкале 7% татар и 3% русских, как безоговорочно правые - 3 и 2%, в 2002 г. - 10 и 3%, а также 6 и 4% соответственно. Хотя «правое» и «левое» меньшинства у русских и татар ничтожны, тем не менее в татарской среде чуть заметен несколько больший «крен влево». В 1999 г. 28% татар и 22% русских безоговорочно выбирали утверждение, что конку-

43

ренция - это хорошо, 4 и 6% - что это плохо. 34% татар и 37% русских считали, что свобода важнее равенства, а 47 и 44% - что равенство важнее свободы. Безоговорочно (крайние оценки по 10-балльной шкале) предпочитали частную собственность 4% татар и 5% русских, государственную - 19 и 21%. Наиболее четко политическое размежевание в постсоветской России происходит в связи с общей оценкой советского строя и постсоветского развития. В ходе обоих опросов респондентам предлагалось выбрать между тремя возможностями - возвращением к советскому строю, использованием того хорошего, что в нем было, и, наконец, как можно более быстрым разрывом с советским прошлым. Татары и русские практически не различаются между собой в своем отношении к советскому прошлому, хотя татары относятся к нему, может быть, чуть более позитивно. Чуть большему «крену влево» и тоже чуть более позитивному отношению к советскому прошлому соответствуют и несколько большие симпатии татар к КПРФ. В 1999 г. назвали КПРФ партией, чьи взгляды наиболее соответствуют их собственным, по 15% респондентов-татар и русских, в 2002 г. доля татар составила 18%, а русских - только 9%. В 1999 г. за КПРФ собирались голосовать 20% татар и 16% русских, а в 2002 г. соответственно - 19 и 11%. Для респондентов обеих этнических групп все остальные партии набирали по 1-2% поддержки, кроме «Единой России», согласие с установками которой в 2002 г. выразили 17% татар и 15% русских, а готовность голосовать за нее - по 22% опрошенных и той, и другой этнической группы.

Татары кажутся более «законопослушными», чем русские, поскольку меньше, чем русские, готовы к активному выражению политического протеста, к тем типам политической активности, которые могут привести к конфликту с властями. Татары также больше, чем русские, склонны одобрять запрет публичной агитации в поддержку «антисистемных» и противоречащих общепринятым ценностям идей. Ранее отмечалось, что татарские респонденты больше, чем русские, склонны запрещать пропаганду новых религиозных течений. Но эта «склонность» относится не только к новым религиям, но и ко всем «подрывным» идеям (см. табл.). Стоило бы заметить, что данные этой таблицы дополняют те, которые были приведены выше, говорившие о том, что татары больше, чем русские, склонны безоговорочно осуждать разные аморальные поступки.

44

Знакомство с результатами обоих опросов порождает ощущение, что нежелание татар участвовать в каких-либо конфликтных ситуациях, их «подчеркнутое» (если это слово здесь уместно) доверие к государственным институтам, готовность запретить разные «антиобщественные» идеи, их очень высокие оценки русских и РПЦ, как и принятие татарами русских оценок других народов и религий, вытекает из некоего психологического комплекса. Видимо, это - комплекс меньшинства, дорожащего хорошим отношением к нему доминирующего большинства, как и своим положением, своими достижениями, и стремящегося быть предельно «корректным» и «лояльным». Но при этом татарское меньшинство стремится сохраниться, избегнуть ассимиляции и не может согласиться с положением подчиненности и «второ-сортности». Татары готовы дать русским и православию самые высокие оценки, они готовы воспринять «русскую» точку зрения на все проблемы, прямо не касающиеся их как национальной и религиозной общности, но их оценки своей нации и ислама все же выше, чем оценки русских и православия. Но и само различие ситуаций, в которых находятся русское большинство и татарское меньшинство, порождает некоторые противоречия. У большинства, в отличие от меньшинства, нет опасности ассимиляции. Отсюда и вытекает стремление татар занять определенную дистанцию по отношению к русским. В ходе обоих опросов русским не задавались вопросы, связанные с их отношением к смешанным бракам. Однако, скорее всего, русские относятся к ним лучше. Во всяком случае, общности религиозных взглядов супругов они, как отмечалось выше, придают меньшее значение, чем татары. Большинство может просто «забывать» о меньшинстве. Оно может утверждать символическую роль своей нации и своей религии, не думая противопоставлять себя меньшинству. Но действия большинства не могут не порождать болезненной реакции меньшинства. Если никто из русских и не думает обижать татар, говоря о «татарском иге» и о «героической борьбе русских» с этим «игом», то татарин не может не настораживаться, слыша эти слова. Как он не может не настораживаться, когда русские говорят о России как о «православной» стране, о «величии православия» и т.д. Хотя татары и русские практически одинаково относятся к вопросам внутрирос-сийской политики, они, тем не менее, далеки друг от друга, когда речь идет о вопросах, связанных с религиозным законодательст-

45

вом. Более того, эта «отдаленность» велика, и в ней присутствует некий «конфликтный потенциал».

Различие позиций русского большинства и татарского меньшинства четко видно в отношении к привилегиям различным религиям. В ситуации выбора между идеей равенства всех религий и идеей привилегий для «своего» вероисповедания русские выбирают привилегии для православия, татары же, скорее, предпочитают правовую позицию «отделения церкви от государства». Не стоит думать, что существует особая приверженность татар к демократии и правовому равенству, ведь, как отмечалось выше, сторонников разного рода запретов и ограничений деятельности новых церквей среди татар даже больше, чем среди русских. С другой стороны, сторонники отказа от учета шариата гражданским законодательством в татарской среде - меньшинство. Иными словами, если бы существовало независимое татарское государство, то оно, безусловно, не было бы «исламским». Однако же ислам, в чем не приходится сомневаться, получил бы в этом гипотетическом государстве некое официальное или квазиофициальное признание и значение не меньшее, чем значение православия в современной России.

Однако идея привилегий для ислама не пользуется особой поддержкой татар в силу того, что она очевидно нереалистична. Отсюда и вытекает позиция религиозного меньшинства, заключающаяся в строгом отделении религии и церкви от государства. Вне зависимости от того, насколько меньшинство действительно поддерживает демократические идеи, включая и идею отделения религии и церкви от государства, в современном мире оно использует эти идеи, борясь с притязаниями большинства.

Во всех вопросах, связанных с официальной, государственной ролью РПЦ, различие татарских и русских ответов (и склонность татар занимать позицию отделения церкви от государства) очень заметны.

В этом отношении характерны и различия татарских и русских ответов на вопрос о преподавании религии в школе.

46

Таблица 7

Следует ли вводить в школе преподавание религии?

Татары Русские в Татарстане Общероссийский опрос

Да, как обязательный предмет 2 5 14

По выбору родителей и религию родителей 32 16 41

Науку о религии 32 47 20

Вообще не нужно никакого преподавания религии 23 1 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отличия ответов татар и участников общероссийского опроса значительны и очень интересны. Преподавание религии как обязательного предмета татарами практически не поддерживается (хотя и не сказано, что этим обязательным предметом должно быть православие). В общероссийском же опросе его поддерживает тоже меньшинство, но более солидное. Даже преподавание по желанию родителей выбирается татарами реже. Зато татары, несмотря на большее, чем у русских, значение религии в их жизни, больше поддерживают или нейтральную «науку о религии», или вообще отказ от какого-либо преподавания религии. В ситуации, когда любое нарушение принципа отделения школы от церкви будет объективно улучшать положение православия, татары выглядят как сторонники светской школы. Важно и то, что позиции татарстан-ских русских ближе к татарским, чем к позициям участников общероссийского опроса. Здесь снова проявляется та же тенденция русского меньшинства в Татарстане принимать точку зрения татарского большинства. Но возможно и более житейское объяснение этого явления, - когда русские, как и татары, представляют себе, как в школе, где учатся их дети, дети татар начнут учить ислам, а дети русских - православие, в их сознании возникает страшная картина.

Татары - лояльное и законопослушное меньшинство. Но как бы лояльны они ни были, их отношение к России, к русскому национальному государству не может быть идентичным отношению русских. Выше уже отмечалось, что татары значительно меньше, чем русские, идентифицируют себя с государством. Татары меньше, чем русские, склонны гордиться Россией. С тем, что государст-

47

во для татар не может так, как для русских, отождествляться с их национальной общностью, связано, несомненно, и то, что татары меньше, чем русские, склонны одобрять проведение Россией великодержавной политики. Так, в 1999 г. с утверждением, что Россия должна быть такой же сверхдержавой, какой был СССР, согласились 42% татар и 56% русских, с тем, что она должна быть просто значительной страной, как Франция или Германия, - 42 и 31%. С утверждением, что государства «ближнего зарубежья» - нежизнеспособны и должны будут воссоединиться с Россией, согласились 41% татар и 52% русских. И, напротив, с утверждением, что эти государства такие же суверенные государства, как Россия, - 40 и 28% соответственно.

Для народа, обладающего четким национальным самосознанием, живущего на территории, которую он считает «исконной», но в государстве, которое является национальным государством другого народа, появление сепаратистских идей и настроений естественно. Но масштабы и интенсивность сепаратистских настроений зависят от множества факторов. Положение татар в России совсем не так плохо, а соотношение сил между русскими и татарами - настолько очевидно в пользу русских, что появление серьезного сепаратистского татарского движения в ближайшей исторической перспективе маловероятно. Татарское сепаратистское движение начала 90-х годов было порождено прежде всего особой ситуацией того времени и не продемонстрировало особой силы и устойчивости. Тем не менее сепаратистские идеи и настроения в Татарстане живы. В 1999 г. согласились с тем, что в будущем Татарстан будет независимым государством, 23% татар и, как это ни удивительно, 9% татарстанских русских.

В 2002 г. вопрос был сформулирован точнее, а ответы на него помещены ниже.

48

Таблица 8

Скажите, пожалуйста, каким Вы видите будущее Татарстана в долгосрочной перспективе, например через 50лет (2002)

Татары Русские

Республикой в составе России, примерно как сейчас 39 62

Наша республика должна быть Быть таким же субъектом Российской Федерации, как все другие области России 25 27

Быть самостоятельным государством 25 5

Должна стать частью большого 5 0

исламского государства

Затрудняюсь ответить 7 4

25% (или 30%, если считать сторонников исламского государства) - не так много, но и не так уж мало. Но даже для этих 25% независимый Татарстан - перспектива туманного будущего, находящегося за пределами их жизненного горизонта. В реальной же исторической перспективе татары и русские обречены жить в одном государстве.

Итак, содержание татарского и русского сознаний очень схоже, ведь в подавляющем числе ответов на вопросы сложно найти какой-либо «татарский фактор», что означает, что татары разделяют общероссийскую систему представлений. Но близость русских и татар не означает отсутствия противоречий и «конфликтных зон». При всей близости к русским татары сохраняют высокую ценность своего этноса и своей религии, важнейшего маркера татарской этничности. Они не хотят их терять и не хотят занимать в Российском государстве неполноправное и неравное положение. Но процессы, происходящие в российском обществе после распада СССР и падения коммунистической системы, объективно способствуют усилению конфликтного потенциала межнациональных отношений. В новом Российском государстве его национально-русский характер выражен значительно сильнее, чем в СССР с его многонациональным составом и не подавляющим русским большинством, интернационалистической идеологией и «догматическим федерализмом». Возникают тенденции придания православию, как религии русского народа, официального характера. Эта

49

тенденция усугубляется специфическими характеристиками русской культуры и русского массового сознания, свойственными ему привычкой и стремлением к единой официальной идеологии. К этому добавляется и то, что характер постсоветского политического развития (также определяемый в значительной мере особенностями русской культуры и массового сознания) делает российский федерализм все более формальным. Даже в 1992 г., когда была принята Конституция «суверенного» Татарстана, этот суверенитет имел, скорее, декоративный характер. Сегодня же об этом суверенитете уже и не вспоминают.

Татары живут в государстве, которое с каждым годом все более становится национально-русским и православным, как и все более централизованным. Для татар это объективно означает - все более чужим. Разумеется, российская власть понимает возникающие здесь опасностей и старается их предотвратить, ее поведение достаточно корректно. Но процесс усиления национального и унитарного характера государства (в котором возрастает роль православия) объективен, как объективны и его итоги. Приведенные выше данные дают основание считать татар меньшинством, стремящимся избегать любых конфликтов с русским большинством, быть максимально лояльным и корректным. Однако на идентификацию русских с православием татары «отвечают» своей идентификацией с исламом. На тенденцию к превращению РПЦ в государственную церковь они отвечают стремлением утвердить роль ислама в Татарстане (строительство мечети Кул-Шериф в Казанском Кремле как ответ на строительство Храма Христа Спасителя в Москве) и апелляцией к светскому характеру государства и идее равенства религий. Введение в русских школах предметов, подобных «основам православной культуры», обязательно повлечет за собой идентичные попытки татар ввести некие «основы мусульманской культуры». Если эти татарские попытки будут успешны, то между русскими и татарами будет возведен дополнительный барьер. Если же осуществление этих попыток будет запрещено, то в татарской среде усилится чувство недовольства и отчужденности. Усиление официальной роли православия и русско-националистических компонентов в официальной идеологии неизбежно влечет за собой ослабление эмоциональных связей татар с Россией и татарской лояльности. Татарский сепаратизм имеет очень ограниченные масштабы, у татар - громадная привычка к «мирному сосуществованию» с Российским государством, они достаточные реалисты. Но

50

этот сепаратизм - естественный элемент татарского сознания, который будет лишь усиливаться по мере движения России по тому пути, которым она уже идет. Какой степени он может достигнуть и окажутся ли правы те 25% татар, которые считают, что в будущем Татарстан все же станет независимым государством, зависит от того, как далеко продвинутся происходящие сегодня в российском обществе процессы.

«Новые церкви, старые верующие -старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России», СПб., 2007 г., с. 345-391.

В. Семёнов,

публицист

ЭТНИЧЕСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ

Средства массовой информации, во многом формирующие наше сознание, а значит, и саму жизнь, постоянно сообщают, что в последнее десятилетие XX и в начале XXI в. в России наступило религиозное возрождение, подтверждением чему является строительство храмов и создание религиозных общин. Храмы и количество общин поддается подсчету с большим трудом. Регистрирующие органы постоянно ставят на учет одни и снимают с учета другие общины. Многие реально существующие общины и не собираются регистрироваться, а зарегистрированные необязательно существуют на самом деле. Сколько в стране верующих, не знает никто. Во многих конфессиях нет формального членства, да и последнее не есть подтверждение веры. Попытки выяснить количество верующих путем социологических опросов проводятся по разным методикам и дают разнобой в показателях. Религиозные организации склонны преувеличивать число своей паствы, чтобы казаться более значительными. Весьма распространен «этнокон-фессиональный» подход, когда последователями той или иной религии считают представителей этноса, в истории и культуре которого эта религия занимала большое место. Данный подход вполне оправдан по отношению к досоветскому прошлому нашей страны, но весьма условен (не совсем научен) по отношению к советскому

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.