исламизации и отатаривания групп внутри этноконфессиональной общности чувашей-мусульман.
«Этнографическое обозрение», М., 2007 г., № 4, с. 101-113.
Григорий Косач,
историк
ТАТАРСТАН: РЕЛИГИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
Татарстан - часть Российской Федерации. Со времени завоевания Казанского ханства Иваном Грозным «казанские» татары, мусульмане-сунниты, живут в России и являются частью российского общества. Татары пребывали (и пребывают) в составе Российского государства значительно дольше, чем другие мусульманские народы, завоеванные Россией позже. Иными словами, они в большей мере подвергались воздействию русской культуры (и через ее посредничество - европейских культур). Воздействие русской культуры на татар усиливалось как благодаря существованию в России значительной татарской диаспоры, ставшей итогом расселения (как вынужденного, так и добровольного) татар в пределах Поволжско-Уральского региона, а также вне его границ, так и массированной русской колонизации территории бывшего Казанского ханства. Татары не только жили и живут в русском государстве, они жили и живут «бок о бок» с русскими, в тесном взаимодействии с ними. По мере демократизации российского общества и овладения татарами русским языком и русской культурой они все более включались в общероссийские социально-экономические, культурные и идеологические процессы. Ритм истории татар в России, в том числе и в ее духовном, идеологическом аспекте, был всегда подчинен ритму общероссийской, прежде всего русской, истории. Развитие капитализма у татар, становление татарской буржуазии - часть общего процесса развития капитализма в России. Либеральные и национал-демократические движения в Татарстане в конце XIX - начале XX в., принявшие форму джадидизма -течения, ставившего своей целью модернизацию ислама и мусульманского общества, - отражение общероссийских, т.е. прежде всего «русских» процессов этого времени. Победа коммунистической революции в Татарстане - это победа русской революции. Стагна-
65
ция и распад коммунистической системы - это стагнация и распад российской, русской, коммунистической системы. Но все эти общероссийские процессы принимали в татарском обществе форму, модифицированную татарской культурой и татарским самосознанием.
С одной стороны, включенность татарского меньшинства в общероссийские процессы, с другой - их модификация в татарском обществе, - явление и постсоветского периода. Подъем татарского национал-демократического движения начала 90-х годов, приведший к провозглашению Татарстана «суверенным государством», находящимся в договорных отношения с Россией, - это татарское отражение демократической революции в России, восприятие татарами столь популярной в демократическом движении рубежа 80-х и 90-х годов идеи «права наций на самоопределение». Последующий же упадок этого движения, повторное включение Татарстана в российскую «властную вертикаль», отразившееся и в новой редакции Конституции Татарстана, определявшей республику уже как «субъект Российской Федерации», - вновь отражение общероссийских процессов. Включенность татар в общероссийскую жизнь, принятие татарами общероссийских (т.е. сформированных прежде всего в русской среде, русским обществом) представлений и ценностей отчетливо видно и в данных проводившихся в Татарстане опросов. В ответах татар на подавляющее большинство вопросов проявляет себя не татарское своеобразие, поиск которого требует порой пристального внимания (и его далеко не всегда можно найти), а бросающееся в глаза сходство русских и татарских ответов. Тем не менее эти, иногда трудноуловимые, различия между ответами татар и русских все же есть, как есть и сферы, в которых русские и татары различаются значительно.
Стоило бы начать сопоставление татарского и русского массовых сознаний с их религиозной составляющей. Если судить по конфессиональной самоидентификации татар и русских, то практически все русские - православные, как практически и все татары -мусульмане. Есть только крохотное меньшинство православных татар и микроскопическое - русских мусульман. Самоотождествление с национальными религиями - результат общего у татар и русских постсоветского процесса. И те, и другие после крушения Советского Союза не обращались к начавшим тогда свое распространение новым религиям (и русские, и татары плохо относятся к новым религиям и к религиозным поискам), а «возвращались» к
66
традиционным, рассматриваемым в качестве «национальных», религиям. Если это самоотождествление со своими «национальными» религиями считать реальностью, то для изучения сходства и различий татарского и русского религиозных сознаний нужно было бы обращаться не к итогам социологических опросов, а к религиозным книгам православия и ислама, как и к литературе по сравнительному религиоведению. На самом же деле такого рода самоотождествление, фактически ставшее элементом этнической идентификации («я русский, значит, я - православный», «я - татарин, значит, я -мусульманин»), мало что говорит о реальном содержании сознания и может быть совершенно формальным, - как русские, так и татары могут отождествлять себя с православием или исламом, вообще не веря в Бога. Сознание «неверующих мусульман» и «неверующих православных», несмотря на их самоидентификации, предельно близко друг к другу. Религиозные различия должны влиять лишь на сознание подлинных верующих, или хотя бы «колеблющихся». Но среди татар и русских удельный вес верующих значительно меньше, чем удельный вес отождествляющих себя с национальными религиями. Более того, рост доли верующих в постсоветский период отставал от бурного взрыва самоидентификации с православием и исламом.
Для татар, как и для русских, религия не самый важный жизненный фактор. Значение работы (в 1999 г. работа была «очень важна» для 69% татар и 60% русских, в 2002 г. - 56 и 58%, соответственно), семьи (в 1999 г. она была «очень важна» для 80% татар и 70% русских, в 2002 г. - 80 и 72%) и друзей («очень важны» в 1999 г. для 40% татар и 25% русских, в 2002 г. - 31% и 33%) - значительно выше. Но все же для татар религия важнее, чем для русских. С этими данными совпадают и данные о татарских и русских ответах на вопросы о различных условиях хорошей семейной жизни. «Общие религиозные убеждения» - далеко не на первом месте. И для татар, и для русских значительно важнее материальное благополучие, взаимное уважение и верность супругов (подробнее о сходствах и различиях татарских и русских представлений о семье мы скажем ниже). Тем не менее религиозные убеждения татары называют чаще русских. Если принять во внимание, что татары чаще, чем русские, говорят о единстве своих взглядов в религиозных, моральных и социальных вопросах со взглядами родителей и что разница между числом «верующих» и числом «религиозно воспитанных» у них меньше, то возникает картина несколько
67
большего, чем у русских, «мировоззренческого единства» татарских семей. Удельный вес татар, говорящих, что религия дает им силы и приносит покой в их души (59% в 1999 г. и 64% в 2002 г.), также выше, чем русских (47 и 57% соответственно).
Самоидентификация в качестве «верующих» больше говорит о реальных взглядах респондентов, чем их самоидентификация в качестве православных и мусульман. Но тоже говорит не так уж много - человек, называющий себя «верующим православным» или «верующим мусульманином», на самом деле может иметь религиозные представления, далекие от православия или ислама. К сожалению, в ходе обоих опросов респондентам не задавали вопросы, связанные со спецификой ислама (например: «Верите ли Вы, что Мухаммед - Пророк Бога?», или: «Верите ли Вы, что Коран послан Богом?»). Но ислам и христианство - «авраамические» религии, имеющие общий комплекс религиозных идей. И в опросе 1999 г. вопросы о вере в эти общие для ислама и христианства идеи ставились как перед русскими, так и перед татарами. Кроме того, им задавали вопросы и о том, что подразумевают респонденты под словом «Бог». Вера в различные религиозные идеи в татарской среде, как и в русской, - разная. Как русским, так и татарам значительно легче поверить в существование Бога, чем в воскрешение мертвых, и в существование рая, чем в существование ада. И Бог, которого многие номинальные мусульмане, как и номинальные православные, понимают как «нечто вроде духа или жизненной силы», одинаково далек и от мусульманского, и от православного Бога.
У татар и у русских примерно одинакова иерархия религиозных представлений по распространенности веры в них. Видимо, в этом случае действуют какие-то общие для современной российской (и не только российской) культуры закономерности. Но при этом вера во все эти представления у татар все же несколько выше, чем у русских в Татарстане, и заметно выше, чем «общероссийская». Из ответов респондентов следует, что Бог «очень важен» в большей мере для татар (24% в 1999 г. и 31% в 2002 г.), чем для русских (16 и 19% соответственно). Вместе с тем татарское сознание, как и русское, содержит в себе множество старых и новых суеверий. Несмотря на различия в религии и традиционной культуре сравнительная распространенность отдельных суеверий у русских и татар очень близка. Но все же татары больше верят в основные представления ислама, и в их среде несколько меньше степень
68
распространенности суеверий. Кроме того, в 2002 г. 48% татар и 54% русских верили в астрологию, 46 и 49 - в магию и, соответственно, 49 и 50% - в колдовство.
Сравнение уровней институциональной религиозности русских и татар может быть лишь очень «условным». Православие и ислам предъявляют разные требования к религиозному поведению. Так, хадж вообще не имеет аналога в православии (оба опроса, однако, включили только трех совершивших хадж, планировали же его совершить 10% татар в 1999 г. и 11% - в 2002 г.). Различны требования ислама и православия к молитве. Совершение намаза требует значительно большей дисциплины и самодисциплины, чем менее формальная православная молитва, хотя нерегламенти-рованное, спонтанное обращение к Богу, естественно, присутствует и в исламе. Мусульманский пост в месяц Рамадан отличен от православных постов и значительно тяжелее для верующих. В исламе есть отсутствующие в православии пищевые табу. Помощь мечетям и бедным, закят, имеет в исламе значение непосредственного религиозного требования, входит в число пяти «столпов ислама» («таухид» - признание единобожия, хадж, пост в Рамадан, намаз, закят). Кроме различий в требованиях, предъявляемых исламом и православием к поведению верующих, существуют и большие различия в возможности выполнения этих требований в российских условиях. Так, для мусульман день, специально посвященный религии и Богу, - пятница, когда теоретически каждый мусульманин должен быть в мечети. Но выходной день в Татарстане, как и во всей России, - воскресенье. Ясно, что в этих условиях участие в пятничном намазе возможно практически только для пенсионеров, в то время как русскому верующему легко посещать церковь в воскресенье.
Если бы и татары, и русские действительно соблюдали или старались соблюдать все требования своих религий, их поведение было бы разительно отлично, их общение друг с другом наталкивалось бы на многочисленные трудности и порождало бы постоянное напряжение, - представим себе какое-нибудь предприятие, где работают русские и татары, причем татары регулярно совершают намаз, а в Рамадан смотрят, как русские в столовой едят свинину. Но в действительности же, поскольку фактическое содержание религиозных представлений русских и татар очень далеко от ортодоксальности, а эти представления значительно ближе друг к другу, чем ислам и христианство, постольку и поведение татар и русских,
69
далекое от соблюдения религиозных требований, не столь уж различно. По данным опросов, в 1999 г. 62%, а в 2002 г. 71% татарских респондентов не соблюдали запрет ислама на алкоголь (37% в 1999 г. и 41% в 2002 г. сказали, что они пьют только «легкие алкогольные напитки», а 27 и 30% - и «крепкие»). Соответствующие данные о русских отсутствуют. Однако ясно, что в этом аспекте различия реального поведения русских и татар - значительно меньше, чем различия в требованиях их религий. Соблюдать запрет на свинину - менее сложно, чем на алкоголь, тем не менее, по данным 1990 г., 51%, а по данным 2002 г. - 59% татар его не соблюдают. Соблюдение пятикратного намаза в российских условиях, как и посещение мечети в пятницу, практически невозможно, и его, очевидно, соблюдают лишь единицы. Обращаются с молитвой к Богу татары тоже не слишком часто, хотя и чаще, чем русские.
В 1999 г. 52%, а в 2002 г. - уже 62% татарских респондентов сказали, что у них дома есть Коран. Мы не знаем, сколько русских имеют дома Библию (такой вопрос им не задавался). Но для подавляющего большинства тех и других наличие дома этих книг имеет чисто символическое значение. К ним редко обращаются, причем татары к Корану даже реже, чем русские - к Библии. Удельный вес никогда не читавших Коран татар (57% в 1999 г. и 59% в 2002 г.) -несколько выше, чем удельный вес никогда не читавших Библию русских (39% в 1999 г. и 55% в 2002 г.). Но это, очевидно, следствие не столько религиозных различий или большей религиозности русских, сколько большей доступности Библии по сравнению с Кораном. Значительное число (80% опрашиваемых) татар утверждают, что они соблюдают требование закята - помощь бедным. Но, скорее всего, здесь имеются в виду просто любая помощь и милостыня. Соответствующий вопрос русским не задавался, и трудно сказать, реже ли русские оказывают помощь бедным. Но если это и так, отличия здесь не принципиальны. Большинство татар не соблюдают пост в Рамадан или соблюдают его скорее символически («частично»), хотя соблюдение поста у татар все же распространено больше, чем соблюдение православных постов у русских.
Слабая институциональная религиозность и татар, и русских не создает между ними в быту, в их повседневных контактах какого-либо значимого барьера. Если барьер между верующими русскими и верующими татарами и возникает, то только тогда, когда одни устремляются в церкви, а другие - в мечети. Но и те, и другие устремляются туда очень редко. В 1999 г. и русским, и татарам за-
70
давался вопрос: «Как часто Вы бываете в церкви (мечети»?). В 2002 г. вопрос к респондентам - татарам был переформулирован: «Как часто Вы участвуете в пятничной молитве в мечети?». «Каждую неделю» ответили 8%; «Раз в месяц» - 2; «Несколько раз в год» - 3; «Раз в год» - 2; «Практически никогда» - 83%. Среди русских в Татарстане тех, кто вообще не бывает в церкви (35% и в 1999 г., и в 2002 г.), значительно меньше, чем не посещающих мечеть татар (75%). Но и тех, кто ходит в церковь каждую неделю (4%), меньше, чем татар, бывающих каждую неделю в мечети (8%). Посещающих церковь раз в месяц у русских - больше, чем посещающих раз в неделю (6 и 3%). У татар же, наоборот, меньше (8 и 2%). Но эти отличия, несомненно, объясняются прежде всего совпадением специально отведенного религиозным делам дня с выходным у православных русских и несовпадением у мусульман-татар. Татары очень редко обращаются к муллам, но все же чаще, чем русские к православным священникам. В 1999 г. за какими-нибудь советами к служителям своих религий «часто» обращались 1% русских и 6% татар, «никогда» - 73% русских и 52% татар; в 2002 г.: «часто» - 3% русских и 6% татар, «никогда» - 59% русских и 47% татар.
Распространение разных типов отношения к религии в разных социальных и демографических группах у обоих народов также подчиняется общим закономерностям. Для русской религиозности характерна стабильная зависимость отношения к религии от социально-демографических факторов. Несмотря на все радикальные изменения в общественной роли религии в постсоветское время женщины в России религиознее мужчин, старые люди - молодых, и необразованные - образованных. И при всех отличиях татарской традиционной культуры от русской и ислама от православия эта зависимость присутствует и в татарской мусульманской среде. У татар, как и у русских, женщины религиознее мужчин. Так, в 1999 г. в Татарстане определяли себя как «верующих» 48% русских женщин и 30% мужчин, 66% татарских женщин и 51% татарских мужчин. Среди русских в Татарстане посещают церковь раз в месяц и чаще 13% мужчин и 2% женщин, по данным общероссийского опроса - 19 и 3%. У татар в пятничной молитве раз в месяц и чаще в 2002 г. участвовали 5% мужчин и 12% женщин. Полностью соблюдают пост у русских 5% женщин и 1% мужчин. У татар пост в Рамадан полностью соблюдают 18% мужчин и 20% женщин. Совершить хадж намерены 10% мужчин и 12% женщин.
71
Различия в религиозности мужчин и женщин - примерно одинаковые, хотя у татар ощущается чуть большая «гендерная сбалансированность» религиозности. Собственно, это сочетается с тем, что татары, как отмечалось ранее, придают большее значение в семейной жизни единству религиозных взглядов. Различия в религиозности между возрастными группами у татар и у русских - тоже примерно одинаковое, хотя у татар во всех возрастных группах верующих больше, чем у русских. Огромное различие между старшими и младшими возрастными группами татар с точки зрения посещаемости мечети, как подчеркивалось выше, объясняется тем, что пятница - рабочий день. У русских и татар примерно одинаковая зависимость религиозности и от образования.
Православие татарстанских русских и ислам татар в громадной мере декларативны и формальны, как примерно одинакова и степень религиозности русских и татар. Однако некоторые различия между представителями обеих этнических групп все же существуют. Прежде всего итоги опросов говорят о большей распространенности религиозной веры в татарской среде. Татары чаще утверждают, что для них важна религия, среди них - больше тех, кто объявляет себя «верующими», более распространена вера в общие для ислама и православия религиозные представления, татары чаще соблюдают пост в Рамадан, чем русские - православные посты. Создается впечатление, что религия у татар играет все же несколько большую роль, чем у русских. Кроме того, респонденты-татары чаще говорят о своих родителях и бабушках с дедушками как о «верующих», как и о том, что они получили религиозное воспитание. У татар - чуть меньше различие в степени религиозности гендерных групп. Татары чаще говорят о совпадении своих взглядов со взглядами родителей, они придают большее значение общности отношения к религии в семейной жизни, и, очевидно, татарские семьи действительно в религиозно-мировоззренческом отношении более «сплоченны» и «однородны». Все эти различия невелики, но они - реальность.
Чем можно их объяснить? Отчасти это может быть объяснено несколько иным социальным составом татарской выборки (и татарского населения Татарстана) - у татар и в выборке, и по данным статистики выше, чем у русских, удельный вес сельского (более традиционного) населения. Но, очевидно, здесь сказывается разное положение русских и татар, ислама и православия в Российском государстве. Для русских православие - то, что после круше-
72
ния коммунистической идеологии наполняет (или «как бы наполняет») понятие «русскости» неким позитивным содержанием, что создает психологически удобное объяснение отличий русских от других народов (русская «православная цивилизация»). Сходную роль для татар играет ислам. Но православие не играет для русских роли барьера против ассимиляции в некой инонациональной общности. А для татар, меньшинства, живущего среди русских, в русском и сейчас все более «православном» государстве ислам выполняет как раз такую роль.
Реальное содержание культуры современных татар-горожан предельно близко к содержанию культуры русских. Практически все татары знают русский язык, и значительное число городских татар в быту говорит по-русски. Люди читают те же книги и газеты, смотрят то же телевидение. Если убрать барьер, создаваемый религиозным различием (каким бы номинальным и символическим оно ни было), полная ассимиляция татар, особенно татар в «диаспоре», неизбежна. Очевидно, этот фактор действовал и в советское время, и то, что татары чаще, чем русские, называют своих родителей верующими и говорят о своем «религиозном воспитании», - не случайно. Инстинктивное стремление к самосохранению всегда заставляло татар более позитивно относиться к исламу, чем русские, национальному существованию которых ничто не угрожало, относились к православию. Российские, русские идеологические волны распространяются в татарской среде в ослабленном и модифицированном виде. Очевидно, степень «атеизации» татарского сознания в годы советской власти была меньшей, чем русского. Но очередная идеологическая волна - обращение к религии, похоже, также пришла к татарам в несколько ослабленном виде.
Судя по татарским ответам на различные вопросы, относящиеся к религии, татары и сейчас - религиознее русских. Но если постсоветский подъем религиозности у татар начался с более высокого уровня, чем у русских, то это значит, что амплитуда идеологических колебаний у них - меньше, и особенно в сфере институциональной и публичной религиозности. Это также связано с положением татар как национального и религиозного меньшинства. Проявлять православную религиозность в России легче, хотя бы в силу того, что выходной - воскресенье, а не пятница. Но главное, очевидно, в другом обстоятельстве. Публичная, демонстративная православная религиозность в стране с доминирующим номинально православным большинством может только поощряться и про-
73
пагандироваться. Демонстративная публичная религиозность татар в определенной мере означала бы вызов русским и Российскому государству. Но татары, не желая терять свою идентичность, в то же время не хотят конфликтов с государством и обществом, которые воспринимаются ими если не как «свои», то, во всяком случае, как естественные и привычные для них государство и общество. Поэтому татарская религиозность не демонстративна и скорее проявляется на уровне семьи, в частной, а не в публичной сфере. За сотни лет жизни в русском государстве татары привыкли сохранять приверженность собственной этнической идентичности и ее важнейшему маркеру - исламу, не демонстрируя этого.
В приведенных выше данных заметна еще одна тенденция. Русские в Татарстане демонстрируют религиозность меньшую, чем татары, но большую, чем участники общероссийского опроса. Очевидно, здесь сказывается положение татарстанских русских, которые, хотя и принадлежат к титульной и доминирующей нации в России, в Татарстане оказываются в роли меньшинства. Как меньшинство они, с одной стороны, находятся под воздействием ценностей большинства (в дальнейшем мы увидим, что по очень многим позициям, по которым существуют заметные различия между татарами и участниками общероссийского опроса, татарстанские русские занимают как бы «среднюю» позицию), в частности, более высокой татарской ценности религии. С другой стороны, у них, очевидно, усиливается стремление подчеркнуть свою идентичность, как этническую, так и религиозную.
(Окончание в следующем номере.)
«Новые церкви, старые верующие -старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России», СПб., 2007 г., с. 345-391.
Сергей Верёвкин,
журналист
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ИНГУШЕТИИ
В Ингушетии в октябре 2007 г. опять расстреляна русская семья. Не пожалели даже и беременной женщины. «Доколе терпеть этого беспомощного, ни на что не годного Зязикова? - сразу вскипает в мозгу сидящего в теплой московской квартирке обывателя. -
74