Научная статья на тему '"татарский ислам" в сравнении (к проблеме исламского корпоративизма)'

"татарский ислам" в сравнении (к проблеме исламского корпоративизма) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
106
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД / ТАТАРСКИЙ ИСЛАМ / ИСЛАМСКИЙ КОРПОРАТИВИЗМ / Р.С. ХАКИМОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овчинников Александр Викторович

В рамках теории модернизации сравниваются концепт «татарского ислама» и (квази)религиозные элементы идеологических доктрин корпоративных (фашистских) государств 1920-х пер. пол. 1940-х гг. Обнаруженные сходства, по мнению автора, позволяют констатировать важность применения сравнительно-исторического метода в изучении современной истории ряда российских регионов. Предлагается термин «исламский корпоративизм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"татарский ислам" в сравнении (к проблеме исламского корпоративизма)»

УДК 297 ББК 86.38

Александр Овчинников

«ТАТАРСКИЙ ИСЛАМ» В СРАВНЕНИИ (К ПРОБЛЕМЕ ИСЛАМСКОГО КОРПОРАТИВИЗМА)

Аннотация: В рамках теории модернизации сравниваются концепт «татарского ислама» и (квази)религиозные элементы идеологических доктрин корпоративных (фашистских) государств 1920-х - пер. пол. 1940-х гг. Обнаруженные сходства, по мнению автора, позволяют констатировать важность применения сравнительно-исторического метода в изучении современной истории ряда российских регионов. Предлагается термин «исламский корпоративизм».

Ключевые слова: сравнительно-исторический метод, татарский ислам, исламский корпоративизм, Р.С. Хакимов.

В XX в. в странах второго эшелона модернизации можно было наблюдать социально-политический и интеллектуальный регресс, который выражался в откате к реалиям жизни традиционного общества. Наиболее рельефно эти процессы наблюдались в фашистских странах, которые в условиях мирового экономического кризиса пытались развиваться т.н. «третьим путем». Отрицая коммунизм и либерализм (включая основные элементы рыночной экономики, её независимость от государства) политическая верхушка Италии, Германии, Австрии, Испании, частей Югославии, Болгарии, Румынии, Японии строило т.н. «корпоративное государство», основным признаком которого было сращение монополий с государственным аппаратом и авторитарно-тоталитарный стиль регулирования экономики и общественно-политической жизни.

В настоящее время в западной политологической литературе появляется все больше голосов в пользу сравнения современной России с корпоративными фашистскими государствами прошлого. Оставляя в стороне политический аспект вопроса, нужно отметить научно-практическую значимость результатов сравнения. Пожалуй, единственное капитальное исследова-

ние данной проблемы в России - диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук М.В. Добрыниной «Фашизм и угроза его появления в современной России» (М., 2012). Одно из главных положений работы заключается в том, что «формирование российского олигархического корпоративизма может стать базой появления фашизма, так как фашистские настроения в классическом понимании проявляются в виде корпоративизма. Подтверждением служат следующие аргументы: наличие в государстве партнерства бизнеса и носителей высшей государственной власти, носящего неформальный характер; монополии в газовой, железнодорожной, электрической областях промышленности, складывающиеся олигополии в масс-медиа, нефтяной и алюминиевой промышленности; государственный патернализм, снижение роли общественных союзов и объединений, их огосударствление. Таким образом, в России сформировался олигархический корпоративизм. Причем представители «государственной политической корпорации» все активнее используют технологии фашизации общества: смещение вины за неэффективность социальной и экономической политики на другого (внешний враг -

НАТО, внутренний - мигранты), прогосу-дарственная пропаганда, объединение индивидов на основе идеологии патриотизма.уу.1 В 2012 г. М.В. Добрынина отмечала, что «недостающим звеном» для образования фашизма в России является отсутствие взаимосвязи и взаимодействия между «корпорацией власти» и националистическими организациями») 2 Однако особенности борьбы с революционным протестным движением кон. 2011-2012 гг. (ставка Московского Кремля на консервативные патриотические силы) позволяют говорить о возможном присутствии этого прежде «недостававшего звена».

Недостатком работы М.В. Добрыниной, на мой взгляд, является отсутствие внимания к тому факту, что современная Россия в политическом отношении не является чем-то единым. В её границах существует более двадцати полуавтономных образований, официально именуемых государствами, чьи элиты во внутренних делах неформально наделены определенным иммунитетом. Речь идет о т.н. национальных республиках, в основу формирования которых изначально был заложен этнический принцип и деление населения на «титульное» и «нетитульное». На мой взгляд, сравнение этих квазигосударств со странами классического фашизма позволит сделать более обоснованные выводы об опасностях фашизации России в целом.

Начать сравнение, на мой взгляд, целесообразно с Татарстана, как одной из типичных национальных республик в составе РФ. «Главный идеолог» Казанского Кремля, директор Института истории Академии наук РТ, выразитель интересов местной политической элиты Рафаэль Хаки-мов недавно в одной из публикаций заявил о необходимости строительства «корпорации Татарстан», под которой понимается «иерархия интересов, которая подчиняет частные цели и задачи более общим, ставит коллективное выше индивидуаль-

1 Добрынина М.В. Фашизм и угроза его появления в современной России. Автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. - М., 2012. - С. 17, 18

2 Там же. - С. 18.

ного».3 Эти положения во многом повторяют мнение Б. Муссолини о государстве как системе иерархий.4 Р.С. Хакимов, критикуя «экономический примитивизм», мечтает о подчинении экономики идеологическим и политическим задачам, что, по его мнению, приведет к солидарности на-рода.5 А. Гитлер видел преимущества своего режима перед большевистским в том, что «в нацистской Германии система государственного патернализма опирается на прирученную им частную собственность».

В Татарстане уже многое сделано для строительства корпоративного государства. Изучая татарстанские экономические объединения, трудно понять, где в них - государственное, а где - частное. «Ак Барс», «Татнефть», «Связьинве-стнефтехим», «Татэнерго», «ТАИФ», «Татмедиа» и др. - это крупные корпорации, не знающие в республике конкуренции и нередко контролирующие целые сегменты в нескольких отраслях экономики. Они схожи с монополистическими объединениями в экономиках фашистских государств. Татарстанские корпорации полностью контролируют представители региональной политической элиты или их родственники. Интересно заметить, что в фашистской Италии в 1940-1941 гг. «не было сколько-нибудь значительного акционерного общества или группы обществ, которые не имели бы на своем содержании одного или двух представителей политической власти).

Кроме этого, сходство можно провести по следующим параметрам: господство региональных отделений одной все-

3 Хакимов Р.С. Татарстан: идеология регионального развития. Монография. - Казань, 2014. - С. 215.

4 Эвола Ю. Фашизм: критика справа. Перевод с итальянского В.В. Ванюшкиной. Послесловие Е.В. Петрова. - М., 2005. - С. 14.

5 Хакимов Р. Ни один из татарских ханов не был так непомерно жесток к русскому народу, как Петр I // «Бизнес Онлайн», 12 апреля 2014 года. URL: http://www.business-gazeta.ru/readblog/2791/3450/ (Режим доступа свободный).

6 Васильев Л.С. Становление политических партий и партии «нового типа» // «Общественные науки и современность». - 2010. - № 2. - С. 121.

7 История фашизма в Западной Европе / Отв. ред.

Г.С. Филатов. - М., 1978. - С. 107.

российской политической партии, напоминающей характерные для корпоративных государств партии «нового типа»; неразде-ленность властей; вождизм; слабость местного самоуправления; полная зависимость профсоюзов от государства; милитаристская риторика (население Татарстана уже четверть века находится в условиях угрозы искусственного развязывания т.н. «межэтнического конфликта» между русскими и татарами в случае возникновения угроз интересам правящей верхушки). В Татарстане близкие к власти интеллектуалы, разделяя идеалы «консервативной революции», критикуют идеи демократии, рыночную экономику, «общество потребления», «западную бездуховность», урбанизацию, испытывают пиетет к деревенскому образу жизни.

В данной статье будет предпринята попытка сравнения особенностей идеологии современного Татарстана с идеологиями фашистских государств. Для обоих случаев характерно включение в идеологические доктрины религиозного и(или) квазирелигиозного сегмента, на анализе которого я сфокусирую своё внимание.

Известная исследовательница национализма Лия Гринфельд отмечала, что национализм - это, в том числе, и секуляр-

8 г^

ное сознание. С этим стоит согласиться, т.к. национализм, как особая идеологическая система, сформировался в эпоху Нового времени в борьбе с религией, выступая её антиподом. Однако сам национализм, представляя собой один из вариантов иррационального осмысления окружающего мира, имел и имеет много общего с религией, и поэтому неудивительно, что после победы над ней он начал пытаться включать в свою орбиту различные религиозные доктрины. Еще в 1878 г. немецкий философ Пауль де Лагарде «объявил римско-католическую церковь тормозом для германской нации, чьё дальнейшее развитие якобы требовало введения истинно

8 Гринфельд Л. Национализм и разум // Национализм в мировой истории. - М., 2007. - С. 107.

национальной религии, пропитанной германским духом»9

Фашистские идеологии оппозиционны мировым религиям. Для христианства и ислама не важны расовые и национальные отличия, а это наносит серьезный удар по представлениям о расовой исключительности или культурной самобытности.

Национал-социалистам очень не нравилось христианство, они считали его «еврейским изобретением», якобы, призванным «смешать расы», «разбавить арийскую кровь» и тем самым уничтожить «главную расу». Они утверждали, что «передовым арийцам» не стоит перенимать «фантазии» «отсталых семитов». В 1940 г. по Германии распространялись листовки следующего содержания: «...между немцами и поляками не может быть ничего общего! Остерегайтесь каких-либо связей, исходящих из общих религиозных убеждений! ...Наши фермеры могут подумать, что каждый поляк, приветствующий их словами «Хвала Иисусу», порядочный человек, и ответить словами «На веки вечные, аминь!». Немцы! Поляк никогда не должен стать вам товарищем!»10

Опасения нацистов по поводу «разрушающего расовую чистоту» «ущербного» христианства напоминают недоверчивое отношение татарстанских идеологов к исламу. «Проповедник» «татарского ислама» Р. Хакимов открыто пишет, что ему «не нравится высокомерная попытка привязать татар к какому-то иностранному течению, будто наш народ не способен мыслить самостоятельно»,11 По его мнению, «в качестве самостоятельного мировоззрения, вне этнического носителя вера превращается в радикальную идеологию. Или религия служит народу, или же она оказывается в оппозиции к нему, на чем собственно заканчивается

9 Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России (Серия «Диалог»). - М., 2012. - С. viii.

10 Родионов В. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! - М., 2010. - C. 18.

11 Хакимов Р.С. Джадидизм - это образ жизни народа // «Бизнес Онлайн», 27 июня 2011 года. URL: http ://www. islam-portal. ru/novosti/104/2386/ (Режим доступа свободный).

ее историческая миссия»12 Он прямо указывает на ислам, как стирающую национальные различия религию: «Ваххабизм и другие радикальные течения утверждают, что не существует татар, узбеков, казахов, для них все мы должны стать истинными мусульманами, забыв национальные корни. Им татарский язык не нужен, для них вершина всего - арабский язык. Никакие оговорки не могут скрыть простого факта - радикальная трактовка ислама носит антитатарский характер. Более того, под видом традиционного татарского ислама подсовывают арабскую начинку. Заметьте, наши собственные доморощенные улемы цитируют не родных татарских богословов, а зарубеж-

13

ных авторов». Может показаться, что Рафаэль Сибгатович не говорит об отказе от мировой религии, а лишь благородно выступает против радикального ислама. Однако предлагаемый им самим «татарский ислам» является смесью язычества («народных традиций»), положений Корана и мусульманских ритуалов, т.е. именно той эклектикой, принципы которой так характерны для фашизма.

Интересно отметить, что неофашистская «Британская национальная партия» по мере роста мусульманского присутствия в Англии значительно изменила свою идеологию, и в конце 1990-х гг. на место антисемитизму пришёл антиисламизм (Израиль же стал рассматриваться её сторонниками как союзник, форпост западной цивилизации в исламском мире). В 2000-е гг. в Европе появилось ««новое правое» антиджихадистское движение, выступающее против мусульманских иммигрантов, как носителей иных традиций, несовместимых с западными».14

12 Его же. Формулы мира нет ни в одной из авраа-мических религий // «Бизнес Онлайн», 21 ноября 2015 года. URL: http://www.business-gazeta.ru/readblog/2791/6354/ (Режим доступа свободный).

13 Его же. Если мы в Татарстане не займемся идеологией, то вместо евроислама мы получим «арабскую весну» // «Бизнес Онлайн», 15 июня 2013 года. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/81995/ (Режим доступа свободный).

14 Мязин Н.А. Исламское сообщество и исламизм в

Англии в конце XX - начале XXI вв. как факторы

Национал-социалисты критиковали христианство, указывая, что его изобрета-ли-евреи, якобы, не достигли культурных и цивилизационных высот, такие претензии же у Р.С. Хакимова к арабам: «На примере положения арабского мира хорошо видно значение умственного состояния общества - насколько пуста их богословская мысль, застрявшая на толковании пяти столпов ислама, настолько же отсталая их экономика и политика. Сегодня страшно стало смотреть телевизионные новости - каждый день мы видим, как мусульмане кого-то убивают, девочек продают в рабство, где-то что-то взрывают, расстреливают свое собственное население, и все под знаком мазхабов и шариата, с молитвами и жертвоприношениями, только вместо баранов теперь в жертву приносят лю-дей».15

Проводимые властями Татарстана репрессии в отношении не желающих признавать «татарский ислам» мусульманских мулл сходны с борьбой гитлеровского режима против христианских (католических и протестантских) священников. Последние, в случае отказа присягать на верность фюреру и нацистскому государству, объявлялись врагами народа и «сторонниками интернационализма». Подчиненное Казанскому Кремлю «Духовное Управление Мусульман РТ» напоминает созданную в 1933 г. в Германии Немецкую Евангелическую Церковь, которая просуществовала до краха нацистского режима в 1945 г. Эта церковь отличалась жесткой централизацией и едиными нормами, подчинением государству. Она возникла на основе движения «Немецкие христиане», целью которого было создание «национальной» христианской религии, «ариизация» Хри-

трансформации британских правых движений от неофашизма к антиджихадизму. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Калуга, 2014. - С. 21. 15 Хакимов Р.С. Татарские имамы пребывают в Средневековье, привезенном из самых отсталых стран // «Бизнес Онлайн», 13 декабря 2014 года. URL: http://www.business-

gazeta.ru/readblog/2791/3874/ (Режим доступа свободный).

ста, ревизия основных принципов христи-

« « 16 анства из-за их «еврейской сущности».

Р.С. Хакимов призывает к созданию национальной исламской религии. Он приветствует «татаризацию ислама»: «Некоторые священнослужители утверждают, что якобы ислам спас татар от вырождения и ассимиляции. Лукавство. Все ровным счетом наоборот. Именно татары сберегли ислам., причем в татарской оболочке, то есть в виде джадидизма... В этом суть»11 Так же, как представители движения «Немецкие христиане» стремились к ревизии основных принципов христианства из-за их «еврейской сущности», Рафаэль Сибгатович критикует сам Коран, но уже из-за его «арабской сущности»: «Коран содержит массу противоречий, там есть суры, которые вообще имеют ситуативный смысл... Из-за противоречий, содержащихся в Коране, появляются все новые и новые тафсиры. Люди ищут причины противоречий в толкователях, но не в самом Коране, который считается истиной в последней инстанции... Имамы твердят, что язык Корана самый совершенный. Что имеется в виду? Для моего слуха арабский язык слишком грубый, а для работы - бесполезный... Если бы Пророк был татарином, то Коран записали бы на татарском и Мекка оказалась бы в Болгаре. В этом случае, я убежден, в Коране было бы меньше противоречий, ведь татары-тенгрианцы

18

добровольно приняли ислам». Р.С. Хаки-мов, сын советского поэта, наверняка должен знать, что, например, литературное произведение с одного языка на другой в точности перевести невозможно, поэтому, согласно логике верующего, для адекват-

16 Бровко Л.Н. Немецкая евангелическая церковь и национал-социализм // «Новая и новейшая история». - 2010. - С. 72.

17 Хакимов Р.С. Формулы мира нет ни в одной из авраамических религий // «Бизнес Онлайн», 21 ноября 2015 года. URL: http://www.business-gazeta.ru/readblog/2791/6354/ (Режим доступа свободный).

18 Его же. Формулы мира нет ни в одной из авраа-мических религий // «Бизнес Онлайн», 21 ноября 2015 года. URL: http://www.business-gazeta.ru/readblog/2791/6354/ (Режим доступа свободный).

ного понимания «священных слов Аллаха», нужно читать Коран именно на арабском.

«Татарский ислам» имеет поразительные черты сходства не только с «национал-социалистическим» христианством.

Б. Муссолини метался между римским язычеством и католицизмом. Итальянский диктатор утверждал, что «фашизм чтит Бога аскетов, святых, героев, а также Бога, каким его созерцает и вызывает к нему наивное и примитивное сердце народа».19

В Испании при Франко католицизм был объявлен государственной религией, что привело к формированию т.н. «национал-католицизма», который обосновывал особую духовную миссию испанцев и исходил из их, якобы врожденного, неприятия демократии. «Испанский католицизм» искажал многие положения христианства, а вкупе с препарированными историческими фактами использовался для обосно-

20

вания религиозного национализма.

Румынское фашистское движение 1930-х гг. (Легион Архангела Михаила, он же «Железная гвардия», «Группа Корнелиу Кодряну» и т.д.), как известно, отличалось религиозной христианской направленностью. «...Ряд исследователей обращают внимание на распространение в обрядах, ритуалах и воззрениях легионеров значительных элементов «народного» христианства, базирующегося на полуязыческой крестьянской традиции»21

Французские фашисты из «Аксьон Франсэз» восхваляли католицизм как ос-

19 Полиновская Е.А. Европа в новейшее время: проблемы политики и экономики: учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 2013. 221 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Новосибирского государственного педагогического университета. URL:

http://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=2015 7 (Режим доступа свободный).

20 Коваль Т.Б. «Национализация» религии (Размышления об Испании и России) // «Общественный науки и современность». - 2013. - № 1. - С. 107, 114.

21 Лихачев В. Сакральный космос юденфрай: Мирча Элиаде и «еврейский вопрос» // Сайт «Мирча Элиа-де». URL: eliade.upelsinka.com/cr.htm/ (Режим доступа свободный).

новную ценность Франции, но во второй половине 1930-х гг. Папа Римский осудил эту организацию за «галликанскую идеологию» - «идею независимости французской Католической Церкви от Рима»22

Современные русские неофашисты, опираясь на сочувствующих священнослужителей, пытаются сконструировать «псевдоправославную по форме и нацист-ско-фашистскую или, как минимум, фаши-зоидную по своей сути идеологию», в которой свастика соседствует с изображением Георгия Победоносца, а православный

23

крест с кельтским. 23 Как и в случае с «татарским исламом», национализм (своеобразная неоязыческая религия) «переварил» более интеллектуально подкованную религию мировую.

Сегодня в некоторых западных СМИ и работах отдельных публицистов все активнее звучит слово «исламофа-шизм». Его пытаются использовать для характеристики радикальных исламских террористических группировок и политического строя Ирана. Однако такое отождествление встречает обоснованную критику, т.к. у интернациональных мусульманских организаций отсутствует присущий фашизму корпоративизм и национализм, у них нет монополии на распространение информации, они не могут (кроме Ирана) мобилизовать экономику всей страны на решение экстренных задач и

24 т.д.24

Зато понятие «исламофашизм» прекрасно подходит для того, что предлагает в своих публикациях Рафаэль Хакимов, и что на практике осуществляется в Татарстане: недемократический политический

строй и корпоративное устройство общества выдаются за реализацию права на самоопределение титульного татарского «этноса», издревле живущего по законам «своего» «народного» (фактически, неоязыческого) татарского ислама. Если научный мир не признал термин «исламофашизм» как методологический инструментарий для изучения международного исламского терроризма, то в отношении политических реалий российских национальных (и в то же время «мусульманских») республик Чечни, Дагестана, Ингушетии, Башкортостана и Татарстана оперирование категорией «исламофашизм» («исламский корпоративизм») кажется вполне допустимым.

Подводя промежуточные итоги исследования, можно констатировать, что использование сравнительно-

исторического метода в изучении современной истории России в целом, и её регионов, в частности, имеет значительный эвристический потенциал.

22 Добрынина М.В. «Аксьон Франсез»: к истокам европейского фашизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2015. - № 8 (58): в 3-х ч. - Ч. I. - С. 67.

23 Дадиани Л.Я. Фашизм в России: мифы и реалии // «СОЦИС». - 2002. - № 3. - С. 104.

24 Старостин А.Н. К вопросу об исламском тоталитаризме // Сайт Уральского федерального университета. URL: http://hist.igni.urfu.ru/rsih/text/starostin.htm (Режим доступа свободный).

Источники и литература:

1. Бровко Л.Н. Немецкая евангелическая церковь и национал-социализм // «Новая и новейшая история». - 2010. - С. 71-93.

2. Васильев Л.С. Становление политических партий и партии «нового типа» // «Общественные науки и современность».

- 2010. - № 2. - С. 114-125.

3. Гринфельд Л. Национализм и разум // Национализм в мировой истории / под. ред. В.А. Тишкова, В.А. Шнирельмана; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука, 2007.

- С. 105-121.

4. Дадиани Л.Я. Фашизм в России: мифы и реалии // «СОЦИС». - 2002. - № 3. - С. 103-111.

5. Добрынина М.В. Фашизм и угроза его появления в современной России. Авто-реф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. -М., 2012. - 23 с.

6. Добрынина М.В. «Аксьон Франсез»: к истокам европейского фашизма // "Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 8 (58): в 3-х ч. - Ч. I. - С. 65-68.

7. История фашизма в Западной Европе / Отв. ред. Г.С. Филатов. - М.: Наука, 1978.

- 616 с.

8. Коваль Т.Б. «Национализация» религии (Размышления об Испании и России) // «Общественный науки и современность».

- 2013. - № 1. - С. 107-120.

9. Лихачев В. Сакральный космос юден-фрай: Мирча Элиаде и «еврейский вопрос» // Сайт «Мирча Элиаде». URL: eliade.upelsinka.com/cr.htm/ (Режим доступа свободный).

10. Мязин Н.А. Исламское сообщество и исламизм в Англии в конце XX - начале XXI вв. как факторы трансформации британских правых движений от неофашизма к антиджихадизму. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Калуга, 2014. - 22 с.

11. Полиновская Е.А. Европа в новейшее время: проблемы политики и экономики: учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 2013. 221 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Новосибирского государственного педагогического университета. URL:

http://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php? id=20157 (Режим доступа свободный).

12. Родионов В. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! - М.: Яуза-Пресс, 2010. - 384 с.

13. Старостин А.Н. К вопросу об исламском тоталитаризме // Сайт Уральского федерального университета. URL: http://hist.igni.urfu.ru/rsih/text/starostin.htm (Режим доступа свободный).

14. Хакимов Р.С. Джадидизм - это образ жизни народа // «Бизнес Онлайн», 27 июня 2011 года. URL: http://www.iskm-portal.ru/novosti/104/2386/ (Режим доступа свободный).

15. Хакимов Р.С. Если мы в Татарстане не займемся идеологией, то вместо евроисла-ма мы получим «арабскую весну» // «Бизнес Онлайн», 15 июня 2013 года. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/81995/ (Режим доступа свободный).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Хакимов Р.С. Ни один из татарских ханов не был так непомерно жесток к русскому народу, как Петр I // «Бизнес Онлайн», 12 апреля 2014 года. URL: http://www.business-

gazeta.ru/readblog/2791/3450/ (Режим доступа свободный).

17. Хакимов Р.С. Татарские имамы пребывают в Средневековье, привезенном из самых отсталых стран // «Бизнес Онлайн», 13 декабря 2014 года. URL: http://www.business-

gazeta.ru/readblog/2791/3874/ (Режим доступа свободный).

18. Хакимов Р.С. Татарстан: идеология регионального развития. Монография. - Казань: КЦФПП; Изд-во «ЯЗ», 2014. - 220 с.

19. Хакимов Р.С. Формулы мира нет ни в одной из авраамических религий // «Бизнес

Онлайн», 21 ноября 2015 года. URL: http://www.business-

gazeta.ru/readblog/2791/6354/ (Режим доступа свободный).

20. Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России (Серия «Диалог»). - М.: Издательство ББИ, 2012. - xiv+302 c.

21. Эвола Ю. Фашизм: критика справа. Перевод с итальянского В.В. Ванюшкиной. Послесловие Е.В. Петрова. - М.: «РЕВАНШ», 2005. - 80 с. (нумерация страниц по электронному варианту).

Alexander Ovchinnikov

«TATAR ISLAM» IN COMPARISON (TO THE PROBLEM OF ISLAMIC CORPORATISM)

Summary: In the framework of modernization theory compares the concept of «tatar islam» and the (quasi-)religious elements of ideological doctrines of corporate (fascist) states of 1920-1940 years. The observed similarity, according to the author, allow to ascertain the importance of the use of comparative-historical method in the study of the modern history of a number of Russian regions. It proposed the term «islamic corporativism».

Keywords: comparative-historical method, tatar islam, islamic corporatism, R.S. Khakimov.

Sources and Literature

1. Brovko L.N. Protestant Reich Church and National Socialism // "Novaya i noveyshaya istoriya" - 2010. - P. 71-93.

2. Vasiliev L.S. The formation of political parties and the party of the "new type" // " Obcshestvenniye nauki i sovremennost'." -2010. - № 2. - P. 114-125.

3. Greenfield L. Nationalism and the mind // Nationalism in world history / Edited by V.A. Tishkov, V.A. Shnirel'man; Institute of Ethnology and Anthropology. - Moscow: «Nauka», 2007. - P. 105-121.

4. Dadiani L.Y. Fascism in Russia: Myths and

Realities // "SOCIS". - 2002. - № 3. - P. 103111.

5. Dobrynin M. Fascism and the threat of its occurrence in modern Russia. Abstract of dissertation for the degree of Ph.D. (History): 23.00.02. - Moscow, 2012. - 23 p.

6. Dobrynin M.V. "Action Française": the origins of European fascism // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history Theory and Practice - Tambov, 2015. - № 8 (58): in three parts. - Part I. - P. 65-68.

7. The history of fascism in Western Europe /

Ed. Ed. GS Filatov. - Moscow: «Nauka», 1978 - 616 p.

8. Koval T.B. "Nationalization" of religion (Reflections on Spain and Russia) // "Obcshestvenniye nauki i sovremennost'." -2013. - № 1. - P. 107-120.

9. Likhachev V. Sacral space judenfrei: Mircea Eliade and the "Jewish question" // "Mircea Eliade". URL: eliade.upelsinka.com/cr.htm/ (Free Access).

10. Myazin N.A. Islamism and Islamic community in England in the late XX - early XXI century as factors in the transformation of the British right-wing movements of neo-fascism to antidzhihadizm. Abstract of dissertation for the degree of Ph.D. (History). - Kaluga, 2014. - 22 p.

11. Polinovsky E.A. Europe in modern times: the problems of politics and economics: a tutorial. Novosibirsk: NSPU, 2013. 221 p. [Electronic resource] // Official site of the Novosibirsk State Pedagogical University. URL:

http://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php? id=20157 (Free Access).

12. Rodionov V. Racial myths of Nazism. The enemy must know! - Moscow: Yauza-Press, 2010. - 384 p.

13. Starostin A.N. On the issue of Islamic totalitarianism // Website of the Ural Federal University. URL: http://hist.igni.urfu.ru/rsih/text/starostin.htm (Free Access).

14. Khakimov R.S. Dzhadidizm - a way of life of the people // "Business Online", June 27,

2011. URL: http://www.islam-portal.ru/novosti/104/2386/ (Free Access).

15. Khakimov R.S. If we will not take in Tatarstan ideology, instead we get a EuroIslam "Arab Spring" // "Business Online", June 15, 2013. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/81995/ (Free Access).

16. Khakimov R.S. None of the Tatar khans was not unreasonably harsh for the Russian people, like Peter I // «Business Online", April 12, 2014. URL: http://www.business-gazeta.ru/readblog/2791/3450/ (Free Access).

17. Khakimov R.S. Tatar imams are in the Middle Ages, brought from the most backward countries // "Business Online", December 13, 2014. URL: http://www.business-

gazeta.ru/readblog/2791/3874/ (Free Access).

18. Khakimov R.S. RT: regional development ideology. Monograph. - Kazan:, 2014. - 220 p.

19. Khakimov R.S. Formula One World is not in any of the Abrahamic religions // " Business Online", November 21, 2015. URL: http://www.business-

gazeta.ru/readblog/2791/6354/ (Free Access).

20. Shnirel'man V.A. Russian Rodnoverie: nationalism and neo-paganism in modern Russia ("Dialogue" series). - Moscow: BBI,

2012. - 302 p.

21. Evola J. Fascism: the criticism from the right. Translation from Italian by V.V. Vanyushkin. Afterword EV Petrova. - Moscow: "REVENGE", 2005. - 80 p. (Page numbering on the electronic version).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.