Научная статья на тему 'Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья и национальные праздники. (2 пол. Х1х-нач. ХХвв. )'

Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья и национальные праздники. (2 пол. Х1х-нач. ХХвв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ / САБАНТУЙ / КОННЫЕ СКАЧКИ / TATARS / ENTREPRENEURS / FIRST WORLD WAR / MEDICAL STAFF / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таиров Н. И.

В статье опираясь на архивные документы, материалы периодических изданий рассматриваются проблемы поддержки татарскими купцами и промышленниками Поволжья и Приуралья процесса подготовки и проведения национальных праздников во второй половине Х1Х-нач ХХ вв.В ней показываются некоторые формы этой поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tatar entrepreneurs of the Volga and Ural region and national holidays. (

Tatar merchants and manufacturers have made a significant contribution for the preservation and further development of national holidays. Tatar merchants and manufacturers took an active part in Sabantuy Festival. First of all it was reflected in the financial support of the national holiday (the purchase of gifts, awards). The scope, the contents and beauty of a holiday in many respects depended on the material financial means given by wealthy people. First of all, we should talk about such representatives of business and the intellectuals of Kazan and its provinces, as Abdullah Apanayev, Kazakovs brothers (Mukhametrakhim and Gabdelkhamit), Shakir and Iskhak Apanayevy, Gabdulvali Yunusov, Ibrahim Teregulov, Ibrahim Aytuganov, Gabdrakhman Mussalimov, Gaynetdin Akhmarov and Mukhutdin Kurbangaleev. The role of the Tatar entrepreneurs in the organization and celebration of this feast at the turn of the nineteenth and twentieth centuries was admitted in the first years of Soviet power. One of the directions of preparation for annual holidays became horse training for races. The Apanayevs, the Abushayevs, the Ishmuratovs and others owned horse-breeding centers where running trotters were also grown up. Equestrian sport drew attention of many Tatar merchants and industrialists. Some representatives of businessmen researched problems of an origin and features of holidays. The son of the of Khusainov' estate manager Moustapha Fayzullina Mirkhaydar collected materials about Sabantuy and other national holidays..The organization and carrying out national holidays solved not only problems of entertainment and organized rest of workers and employees of factories and members of their families, but objectively worked for increase of general education and cultural level of its participants and the audience. Carrying out the holidays and inclusion the wrestling, horse racing and dancing in their programs objectively contributed for the preservation and further development of national traditions of the Tatars.

Текст научной работы на тему «Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья и национальные праздники. (2 пол. Х1х-нач. ХХвв. )»

УДК 330.341.4+7.091(09)

Н.И.Таиров

ТАТАРСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ. (2 ПОЛ. Х1Х-НАЧ. ХХ ВВ.)

В статье опираясь на архивные документы, материалы периодических изданий рассматриваются проблемы поддержки татарскими купцами и промышленниками Поволжья и Приуралья процесса подготовки и проведения национальных праздников во второй половине Х1Х-нач ХХ вв .В ней показываются некоторые формы этой поддержки.

Ключевые слова: татары, предприниматели Поволжья и Приуралья, национальные праздники, сабантуй, конные скачки.

Tairov N.I. TATAR ENTREPRENEURS OF THE VOLGA AND URAL REGION AND NATIONAL HOLIDAYS. (ХК -XX CENTURIES)

Tatar merchants and manufacturers have made a significant contribution for the preservation and further development of national holidays. Tatar merchants and manufacturers took an active part in Sabantuy Festival. First of all it was reflected in the financial support of the national holiday (the purchase of gifts, awards). The scope, the contents and beauty of a holiday in many respects depended on the material financial means given by wealthy people. First of all, we should talk about such representatives of business and the intellectuals of Kazan and its provinces, as Abdullah Apanayev, Kazakovs brothers (Mukhametrakhim and Gabdelkhamit), Shakir and Iskhak Apanayevy, Gabdulvali Yunusov, Ibrahim Teregulov, Ibrahim Aytuganov, Gabdrakhman Mussalimov, Gaynetdin Akhmarov and Mukhutdin Kurbangaleev. The role of the Tatar entrepreneurs in the organization and celebration of this feast at the turn of the nineteenth and twentieth centuries was admitted in the first years of Soviet power . One of the directions of preparation for annual holidays became horse training for races. The Apanayevs, the Abushayevs, the Ishmuratovs and others owned horse-breeding centers where running trotters were also grown up. Equestrian sport drew attention of many Tatar merchants and industrialists. Some representatives of businessmen researched problems of an origin and features of holidays. The son of the of Khusainov' estate manager Moustapha Fayzullina Mirkhaydar collected materials about Sabantuy and other national holidays..The organization and carrying out national holidays solved not only problems of entertainment and organized rest of workers and employees of factories and members of their families, but objectively worked for increase of general education and cultural level of its participants and the audience. Carrying out the holidays and inclusion the wrestling, horse racing and dancing in their programs objectively contributed for the preservation and further development of national traditions of the Tatars.

Key words: tatars, entrepreneurs,First World War, medical staff, charity

Татарские купцы и промышленники вносили весомый вклад в дело сохранения и дальнейшего развития национальных праздников. Татарские купцы и фабриканты принимали активное участие в проведении праздника Сабантуй. В первую очередь это проявлялось в финансовой поддержке проведения национального праздника. В частности, они выделяли деньги на приобретение подарков, наград.

Поэтому размах, содержание и красочность Сабантуя во многом зависели от материально-финансовых средств, вносимых состоятельными людьми. Прекрасный знаток жизни казанских татар драматург Г. Камал весьма успешное проведение Сабантуя 1910 г. в Казани, по сравнению с предшествующими годами, совершенно справедливо связывал с активной финансово-материальной поддержкой, оказанной состоятельными казанцами.

Одновременно татарские предприниматели принимали активное участие в совершенствовании содержания праздника. Определялись не только сроки, но и содержание, структура популярного национального праздника. Для этого в частности, использовались заседания «Восточного клуба».

В первую очередь, следует говорить о таких представителях предпринимательства и интеллигенции Казани и губернии, как Абдулла Апанаев, братья Мухаметрахим и Габдельхамит Казаковы, Шакир и Исхак Апанаевы, Габдулвали Юнусов, Ибрагим Терегулов, Ибрагим Айтуганов, Габдрахман Муссалимов, Гайнетдин Ахмаров и Мухутдин Курбангалеев. В уставе Восточного клуба предусматривалось проведение различных мероприятий, например, музыкальных и литературных вечеров, постановка спектаклей, проведение подписки на книги и газеты, приглашение знатоков различных наук. Там же рассматривались вопросы, связанные с празднованием Сабантуя. Анализ источников (документов и материалов)показывает,что большое место в ходе Сабантуя занимала музыка. О повсеместном звучании музыки, татарских мотивов, песен на сабантуе, проходившем с 25 мая 1897 г. в Казани писал современник на страницах русскоязычной прессы. На Сабантуе в 10-е гг. ХХ в. в Казани звучала музыка в

исполнении военного оркестра. Во время Сабантуя 9-11 мая 1914 г. при Казанской Пороховой слободе играл оркестр военной музыки. . В Сабантуе, организованном в мае 1915 г. в Казани, во время состязаний самодеятельные музыканты играли на скрипках и мандолинах. Музыка звучала как во время открытия праздника, так и в процессе награждения победителей. В ходе праздника проводились различные игры (национальная борьба, бега, пешие гонки, гонки на лошадях). Его организаторы продумали вопрос о стимулировании и награждении участников. Победители различных игр получали карманные часы, денежные награды и другие ценные призы. Роль татарских предпринимателей в организации и проведении праздника Сабантуя на рубеже Х1Х-ХХ вв. признавалась и в первые годы советской, послереволюционной поры. Так, в конце 20-х гг. отмечалось: «Сабан-Туй и после революции долгое время оставался в руках татарской буржуазии с Сенного базара. Они устраивали его и руководили им. В последние годы этого уже нет». Таким образом, роль предпринимателей в подготовке и проведении Сабантуя настолько прочно вошла в сознание людей, что сохранялась в жизни татарского общества и в первые годы советской власти.

Одним из направлений подготовки к ежегодным праздникам стало выращивание? беговых лошадей для скачек. Апанаевы, Абушаевы, Ишмуратов и другие татарские предприниматели содержали конные заводы, где выращивались кони, в том числе и беговые рысаки. Как видим, конный спорт привлекал внимание многих татарских купцов и промышленников.

Например, известный казанский купец, владелец конного завода в Казанском уезде Казанской губернии Абдурахман Ишмуратов, в 1896 г. имел: 3 заводских жеребца и 18 маток; лошадей разных пород (рысистые (25), верховые (1),упряжные (9), возовые (9) и рабочие (11)). На заводе выращивались кони чистой орловской и американской крови. Лошади Ишмуратова с его предприятия участвовали в разных состязаниях, гонках, скачках в Казани, С.-Петербурге и в Москве. В развитии коневодства по-настоящему проявилась национальная черта характера предпринимателей.

В начале ХХ в. Карим Абушаев был владельцем крупного конного завода в своем имении при д. Бирючевка Симбирского уезда Симбирской губернии, входившего в число наиболее крупных частных заведений названного типа в губернии. В 1907 г. на конном заводе Абушаева были 4 производителя и 10 маток. Здесь выращивались лошади так называемой рысистой призовой породы. В первые годы ХХ в. в своем имении Абушаев имел паровую мельницу, где трудились 16 человек наемных рабочих, часть продукции которой также работала на развитии коневодства. На этом поприще хозяйствования, носящем по-настоящему национальный характер, активно работали казанские купцы Апанаевы. Один из них, Абдул Юсупович Апанаев (Казань) демонстрировал на Казанской международной выставке 1909 г. 4 лошадей.

Лошади Акчуриных, Апанаевых, Абушаевых, Агафуровых, Яушевых и других татарских предпринимателей участвовали в конных скачках, которые проводились как во время праздников, так и специально, предприятия которых приносили не только прибыль, но и способствовали развитию и распространению конных скачек, в том числе в рамках праздника Сабантуй. Кони купцов Сайдашевых принимали участие на казанских гонках в 1890 г. В мае 1891 г. на конных скачках в рамках Сабантуя в Казани участвовали кони Сайдашевых и других предпринимателей. Кроме Казани конные скачки проводились и в других городах Поволжья и Приуралья. Весной 1904 г. лошади Г. Яушева, М. Яушева, Н. Ф. Бахтиярова, Ш. Г. Галиева участвовали на конных скачках в Екатеринбурге. В 80-90-х гг. Х1Х в. проведение праздников для рабочих и служащих стало доброй традицией для владельца Мулловской суконной фабрикой в Самарской губернии потомственного почетного гражданина Хисаметдина Алеева. Кроме угощения во время праздника устраивались конные скачки, борьба силачей и танцы. Его участниками становились не только рабочие и служащие предприятия, но и жители соседних деревень. На праздничных мероприятиях присутствовали также местные чиновники и представители духовенства, что придавало им особую торжественность и приподнятость. Немалую часть рабочих фабрики составляли татары. Торжества были приурочены к царским и табельным дням. Праздник 1891 г. проводился по «случаю чудесного избавления наследника цесаревича от покушения» в Стране восходящего солнца (Японии - Н. Т.) и собрал до 3000 человек. Вечером здания, корпуса предприятия и сады были иллюминированы. Большим любителем лошадей был татарский промышленник и купец Я. С. Акчурин, кони которого участвовали на крупных скачках Поволжья. Его жеребец - серый Удалой - 6 лет успешно принимал участие в бегах, организованных Симбирским обществом охотников конного бега в мае

1879 г. в Симбирске. Татары были активными участниками скачек в Самаре во время праздника «Сабантуй». Безусловно праздник приносил прибыль его организаторам. В июне 1916 г. «Сабантуй», проведенный в Казани, принес 1811 руб. чистого дохода Аналогичный праздник дал мусульманскому обществу Уфы до 5тыс. чистого дохода. Следовательно, через проведение национального праздника мусульманские благотворительные организации Поволжья и Приуралья пополняли свои бюджеты.Эти средства в свою очередь шли на организацию новых праздников,мероприятий.Следовательно,обозначенная деятельность купцов и промышленников служила делу сохранения татарского народа.

Следует сказать,что среди предпринимателей был интерес к истокам национальных праздников. Некоторые представители предпринимателей занимались исследованием проблем происхождения и особенностей праздников. Эти вопросы становились предметом их изысканий. Сын управляющего имением Хусаиновых Мустафы Файзуллина - Мирхайдар собирал материалы о сабантуе и других национальных праздниках, свадебных обрядах, а также произведения устного народного творчества, знакомился с бытом (кэнкуреш) населения. Руководители мусульманских учебных заведений, в первую очередь, медресе, финансируемых татарскими предпринимателями, осознавали важность знаний обычаев, культуры своего народа. Поэтому научно-поисковая работа была важной составляющей частью деятельности лучших медресе региона. Их шакирды под руководством передовых педагогов, подлинных подвижников во время летних каникул знакомились с обычаями, традициями народа, а также собирали народный фольклор. Стремление к поисковой деятельности закладывалось в процессе домашнего и школьного воспитания. В частности, этим активно занимались шакирды известного новометодного медресе «Расулия» (Троицк).

Как видим,организация и проведение народных праздников решали не только задачи по развлечению и организованному отдыху рабочих и служащих фабрик и членов их семей, но объективно работали на повышение общеобразовательного и культурного уровня его участников и зрителей. Эти факты могут свидетельствовать о том, что в окружении татарских фабрикантов и купцов Поволжья и Приуралья были люди энтузиасты, способные организовать и провести подобные праздники, это дает возможность по-новому взглянуть на людей из ближайшего окружения предпринимателей ,каковыми являлись Файзуллины. Организация и проведение праздников и включение в их программы таких видов состязаний как борьба, конные скачки и танцев объективно способствовали сохранению и дальнейшему развитию национальных традиций не только татар,но и других народов Поволжья и Приуралья .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.