Научная статья на тему 'ТАТАРСКИЕ ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ (1907-1918) И СУДЬБЫ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ'

ТАТАРСКИЕ ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ (1907-1918) И СУДЬБЫ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
597
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ / ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РЕДАКТОР / ЖУРНАЛИСТ / З. ШАМИЛЬ / Ф. АГЕЕВ / Я. ХАЛИУЛЛИН / TATAR PERIODICALS / CHILDREN'S JOURNAL / YOUNG READER / EDUCATION / UPBRINGING / EDITOR / JOURNALIST / Z. SHAMIL / F. AGEEV / YА. KHALIULLIN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абызова Р.Р.

Статья посвящена истории возникновения татарской детской журналистики. В работе рассматриваются первые детские журналы, которые выходили на татарском языке в период 1907-1918 гг. - «Тәрбияи-әтфаль» («Воспитание детей»), «Ак юл» («Светлый путь»), «Балалар дөньясы» («Детский мир»). Освещаются история возникновения, целевые установки, состав сотрудников, структура и содержание данных периодических изданий. Отмечается, что в эпоху зарождения и становления татарской детской журналистики были определены особенности тематического наполнения, заданы цели и задачи, намечены пути дальнейшего развития детской периодической прессы. Особое внимание в статье уделяется личностям, которые стояли у истоков зарождения татарской детской периодики. Сообщаются основные этапы биографии создателей первых детских журналов - З. Шамиля, Ф. Агеева, Я. Халиуллина. На основе проведенного исследования автором установлено, что журналы «Тәрбияи-әтфаль», «Ак юл», «Балалар дөньясы», несмотря на их недолгую жизнь, стали значимым явлением в истории становления татарской детской периодики. Они внесли большой вклад в развитие татарской детской литературы, в открытие новых литературных имен. Эти журналы явились важным источником детского чтения, давая юным читателям энциклопедические знания об окружающем мире, прививая нравственные ориентиры, развивая творческие способности. Однако в настоящее время первые детские журналы, как и личности их создателей, остаются малоизвестными широкой общественности, чем и был определен выбор темы и обусловлена ее актуальность. Цель исследования, которая заключается в изучении истории становления татарской детской журналистики, предполагает решение следующей задачи: осветить деятельность первых детских журналов, издававшихся на татарском языке в 1907-1918 гг. в неразрывной связи с личностями их основателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR CHILDREN'S JOURNALS (1907-1918) AND THE FATE OF THEIR CREATORS

The article is devoted to the history of the emergence of Tatar children's journalism. The work examines the first children's journals that were published in the Tatar language in the period 1907-1918 - "Education of Children", "Light Path", "Children's World". The history of origin, goals, staff composition, structure and content of these periodicals are covered. It is noted that in the era of the birth and formation of Tatar children's journalism, the features of the thematic content were determined, goals and objectives were set, ways for the further development of children's periodic press were outlined. Particular attention is paid to the individuals who were at the origins of the birth of Tatar children's periodicals. The main stages of the biography of the founders of the first children's journals - Z. Shamil, F. Ageev, Y. Khaliullin are reported. On the basis of the research carried out by the author, it has been established that the journals "Education of Children", "Light Path", "Children's World", despite their short life, have become a significant phenomenon in the history of the formation of Tatar children's periodicals. They made a great contribution to the development of Tatar children's literature, to the discovery of new literary names. These journals have become an important source of children's reading, giving young readers an encyclopedic knowledge about the world around them, instilling moral guidelines, developing creativity. However, at present, the first children's journals, as well as the personalities of their creators, remain little known to the general public. This predetermined the choice of the topic and determined its relevance. The purpose of the study, which is to study the history of the formation of Tatar children's journalism, involves the solution of the following problem to highlight the activities of the first children's journals published in the Tatar language in 1907-1918 and the personalities of their founders.

Текст научной работы на тему «ТАТАРСКИЕ ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ (1907-1918) И СУДЬБЫ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК: 82-92; 070

ББК: 80; 76.0

Абызова Р.Р.

ТАТАРСКИЕ ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ (1907-1918) И СУДЬБЫ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ

Abyzova R.R.

TATAR CHILDREN'S JOURNALS (1907-1918) AND THE FATE OF THEIR CREATORS

Ключевые слова: татарская периодическая печать, детский журнал, юный читатель, просвещение, воспитание, редактор, журналист, З. Шамиль, Ф. Агеев, Я. Халиуллин.

Keywords: Tatar periodicals, children's journal, young reader, education, upbringing, editor, journalist, Z. Shamil, F. Ageev, Yа. Khaliullin.

Аннотация: Статья посвящена истории возникновения татарской детской журналистики. В работе рассматриваются первые детские журналы, которые выходили на татарском языке в период 1907-1918 гг. - «Тэрбияи-этфаль» («Воспитание детей»), «Ак юл» («Светлый путь»), «Балалар доньясы» («Детский мир»). Освещаются история возникновения, целевые установки, состав сотрудников, структура и содержание данных периодических изданий. Отмечается, что в эпоху зарождения и становления татарской детской журналистики были определены особенности тематического наполнения, заданы цели и задачи, намечены пути дальнейшего развития детской периодической прессы. Особое внимание в статье уделяется личностям, которые стояли у истоков зарождения татарской детской периодики. Сообщаются основные этапы биографии создателей первых детских журналов - З. Шамиля, Ф. Агеева, Я. Халиуллина.

На основе проведенного исследования автором установлено, что журналы «Тэрбияи-этфаль», «Ак юл», «Балалар доньясы», несмотря на их недолгую жизнь, стали значимым явлением в истории становления татарской детской периодики. Они внесли большой вклад в развитие татарской детской литературы, в открытие новых литературных имен. Эти журналы явились важным источником детского чтения, давая юным читателям энциклопедические знания об окружающем мире, прививая нравственные ориентиры, развивая творческие способности. Однако в настоящее время первые детские журналы, как и личности их создателей, остаются малоизвестными широкой общественности, чем и был определен выбор темы и обусловлена ее актуальность. Цель исследования, которая заключается в изучении истории становления татарской детской журналистики, предполагает решение следующей задачи: осветить деятельность первых детских журналов, издававшихся на татарском языке в 1907-1918 гг. в неразрывной связи с личностями их основателей.

Abstract: The article is devoted to the history of the emergence of Tatar children's journalism. The work examines the first children's journals that were published in the Tatar language in the period 1907-1918 - "Education of Children", "Light Path", "Children's World". The history of origin, goals, staff composition, structure and content of these periodicals are covered. It is noted that in the era of the birth and formation of Tatar children's journalism, the features of the thematic content were determined, goals and objectives were set, ways for the further development of children's periodic press were outlined. Particular attention is paid to the individuals who were at the origins of the birth of Tatar children's periodicals. The main stages of the biography of the founders of the first children's journals - Z. Shamil, F. Ageev, Y. Khaliullin are reported.

On the basis of the research carried out by the author, it has been established that the journals "Education of Children", "Light Path", "Children's World", despite their short life, have become a significant phenomenon in the history of the formation of Tatar children's periodicals. They

made a great contribution to the development of Tatar children's literature, to the discovery of new literary names. These journals have become an important source of children's reading, giving young readers an encyclopedic knowledge about the world around them, instilling moral guidelines, developing creativity. However, at present, the first children's journals, as well as the personalities of their creators, remain little known to the general public. This predetermined the choice of the topic and determined its relevance. The purpose of the study, which is to study the history of the formation of Tatar children's journalism, involves the solution of the following problem to highlight the activities of the first children's journals published in the Tatar language in 1907-1918 and the personalities of their founders.

В начале XX века под влиянием реформ, проводимых в сфере татарского образования, и возросшего интереса к вопросам воспитания, у татар начинают появляться первые журналы для детей и юношества. Начало истории татарской детской периодики положил журнал «Тэрбияи-этфаль» («Воспитание детей»), который выходил в 1907 году в Москве. Идейным вдохновителем и редактором журнала стал известный политический и общественный деятель За-гид Шамиль (1868-1920).

З. Шамиль родился в 1868 году в Калуге в семье генерал-майора Российской армии Мухаммадшафи Шамиля - сына руководителя освободительного движения на Кавказе имама Шамиля. Мухаммадшафи Шамиль служил в различных гарнизонах страны, но 1880-х гг. перед завершением службы он вместе со своей семьей обосновался в Казани, где и прошли последние годы его жизни. По свидетельству исследователей, именно здесь его сын З. Шамиль сформировался как личность и стал человеком двух культур - кавказской и татарской1.

В Казани З. Шамиль служил чиновником по особым поручениям при казанском губернаторе. Унаследовав энергичный темперамент своего отца и деда, он играл значимую роль в жизни татарского общества того времени. Активно публиковался в периодической печати, выступал с резкой критикой богатых мусульман, которые, по его словам, «совершенно забыли о своем меньшом брате»2. Именно благодаря его

Султанбеков Б.Ф. Внук имама - выдающийся политический деятель России [Электронный ресурс] // URL: https://www.tatar-inform.ru/news/society/21-12-2004/dalekoe-blizkoe-vnuk-imama-vydayuschiysya-politicheskiy-deyatel-rossii-20-dekabrya-51-5632693 (Дата обращения 01.08.2020).

2 Вниманию мусульман // Казанский телеграф. 1897. 14 декабря. № 1498. С. 3.

обличающим полемическим выступлениям в русской прессе казанские предприниматели решили объединить свои благотворительные усилия, и в городе было создано «Общество пособия бедным мусульманам г. Казани»3.

После смерти отца в 1906 году З. Шамиль переехал в Санкт-Петербург, затем обосновался в Москве. В этот период своей жизни он продолжал играть значимую роль в жизни мусульманской общины России. Хорошо зная татарский язык и культуру, он оказывал постоянную поддержку многим представителям татарской интеллигенции. Стал одним из учредителей и членом редакции знаменитого еженедельника «Книжная летопись», в котором вел раздел, связанный с книгами, выходившими на языках мусульманских народов России4. Являлся председателем Петроградского мусульманского благотворительного обще-ства5. З. Шамиль принимал активное участие в деятельности мусульманских фракций Государственной Думы, в работе Всероссийских мусульманских съездов. И наконец, в 1906 году З. Шамиль решил выпускать первый в России татарский детский журнал.

Идею создания подобного рода издания З. Шамиль вынашивал давно. Для типо-

Салихов Р.Р. Участие татарского

предпринимательства России в общественно-

политических процессах второй половины XIX -начала XX вв. Казань: Изд-во Академии наук РТ «Фэн», 2004. С. 242.

4 Султанбеков Б.Ф. Внук имама - выдающийся политический деятель России [Электронный ресурс] // URL: https://www.tatar-inform.ru/news/sotiety/21-12-2004/dalekoe-blizkoe-vnuk-imama-vydayuschiysya-politicheskiy-deyatel-rossii-20-dekabrya-51-5632693 (Дата обращения 01.08.2020).

5 Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003. С. 19.

графских нужд он вывез из Стамбула арабские шрифты1 (до 1929 года татары пользовались арабской графикой). А занять должность ответственного секретаря журнала он предложил молодому талантливому писателю Ф. Амирхану, который по его приглашению в октябре 1906 года переехал для работы из Казани в Москву.

Старания З. Шамиля завершились успехом: 1 января 1907 года в Москве вышел в свет первый номер журнала «Тэр-бияи-этфаль» («Воспитание детей»). Данный печатный орган является первым детским журналом, выходившим на татарском языке. В программной статье журнал был обозначен как «литературно-художественный, познавательный, иллюстрированный журнал для детей и юношества». Издатели отмечали, что данное издание должно стать верным соратником и наставником для детей, помощником для их родителей и учителей2.

Создатели журнала «Тэрбияи-этфаль» стремились, чтобы их журнал читался с большим и живым интересом. Издание публиковало биографии видных ученых, писателей, педагогов, общественных деятелей (Д. Менделеев, А. Хусаинов, Г. Баруди, И. Гаспринский, Г. Биктимирова, Г. Исха-ки), статьи об известных личностях мусульманского мира (предводитель кавказских горцев имам Шамиль, султан Османской империи Гусманхан). Для расширения кругозора юных читателей в журнале печатались статьи об истории и географии российских и зарубежных городов (Москва, Петербург, Мекка, Медина, Стамбул). На страницах издания в доступной для детской аудитории форме публиковались научно-популярные материалы по истории, географии, биологии, очерки о научных открытиях, различных явлениях природы. Такие осмотрительно выбранные и занимательные публикации помогали ребятам формировать мировоззрение и круг интересов, находить ответы на интересующие их вопросы.

Для интеллектуального развития детей в каждом номере журнала размещались занимательные игры, задачи, эксперимен-

1 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.: Восточная литература, 1995. С. 144.

2 Идарэдэн // Тэрбияи-этфаль. 1907. № 1. Б. 2.

тальные опыты. В рубрике «Хроника» ребятам сообщались новости культурной жизни: информация о театральном представлении или выходе того или иного периодического издания.

Одной из своих главных задач издатели журнала видели в нравственном воспитании юных читателей, а претворить эти цели в жизнь им помогали, безусловно, художественные произведения. В каждом номере на страницах журнала «Тэрбияи-этфаль» публиковались как оригинальные сочинения татарских авторов - стихотворения молодых поэтов Н. Думави, З. Ярмаки, так и образцы мировой литературы. Так, например, в журнале в переводе ответственного секретаря издания Ф. Амирхана впервые были опубликованы на татарском языке сказки Г.Х. Андерсона. Именно на таких нравоучительных рассказах, сказках и стихотворениях воспитывались дети: положительные герои становились для них примерами для подражания, а их поступки служили ориентирами в различных жизненных ситуациях.

Большое значение издатели придавали художественному оформлению своего журнала. На страницах издания в большом изобилии размещались иллюстративные материалы. Научно-познавательные очерки по истории, географии, литературе и другим наукам предоставляли темы для иллюстраций, всего в тех пяти номерах журнала, которые успели увидеть свет, было размещено около пятидесяти различных фотографий: виды российских и зарубежных городов, исторические памятники, портреты известных деятелей, учебные заведения, на некоторых фотографиях во время занятий запечатлены дети.

Таким образом, по своему содержанию журнал «Тэрбияи-этфаль» был энциклопедичен: здесь размещались научно-популярные, художественные, публицистические, а также развлекательные материалы. Журнал уже после выхода первого номера смог привлечь к себе внимание общественности. В татарской периодической прессе издание журнала рассматривалось как прогрессивное явление в татарской детской журналистике. В одобрительных отзывах отмечалось высокое качество печати, уро-

вень публикаций, красочное оформление издаваемого З. Шамилем журнала .

Однако, к сожалению, успех журнала оказался недолгим. В мае 1907 года журнал «Тэрбияи-этфаль» после выхода пятого номера был вынужден прекратить свое существование, а подготовленные к печати 6-8 номера журнала так и не смогли увидеть свет2.

Как объясняла специалист по истории татарской детской литературы Ф. Ибрагимова, журнал издавался в Москве, вдали от мест массового проживания татар, вероятно, по этой причине он и не смог набрать достаточного количества подписчиков3. Тем не менее «Тэрбияи-этфаль» послужил дальнейшему становлению и развитию детских изданий. А внук имама-полководца, сын генерала Российской армии З. Шамиль, оставив заметный след в истории татарской культуры, стал первым подвижником в истории зарождения и становления детской периодической печати.

Особое место в истории детской журнальной периодики на татарском языке занимал журнал «Ак юл» («Светлый путь»). Основал и редактировал журнал детский писатель, переводчик и журналист Фахрелислам Агеев (1887-1938).

Фахрелислам Нигматуллович Агеев родился в Пензенской губернии 12 марта 1887 года в семье мусульманского священнослужителя. В 1908 году он успешно сдал экстерном экзамены за курс Казанской татарской учительской школы, после чего занимался преподавательской деятельностью: в 1908-1915 гг. работал учителем в Первом русско-татарском училище в Казани. После Октябрьской революции Ф. Агеев жил в Москве, являлся секретарем татарской секции Центрального издательства народов СССР, ответственным руководителем Центрального татарского драматического передвижного театра в Москве.

1 Терки журналларымыз // Вакыт. 1907. № 119. Б. 3.

2 XX йез башы татар тэгълим-тэрбия журналларыньщ библиографик курсэткече / Тез. Р.Ф. Мэрданов, И.К. Галлэмев. Казан: «Милли китап» нэшрияты, 1997. Б. 8.

3 Ибраhимова Ф. Сабыйларны Y3 итеп... (Татар балалар эдэбияты). Казан: Иман, 1998. Б. 21.

В конце 1920-х гг. Ф. Агеев стал жертвой политических репрессий. В 1920-30-е гг., под предлогом необходимости борьбы с так называемым «национал-уклонизмом», искусственно создавались фальсифицированные дела, преследованиям подвергались кадры партийных и советских работников, национальной интеллигенции4. В 1928 году Ф. Агеев был арестован по одному из таких дел, получившему известность как «дело Султан-Галиева». Дело так называемой «султангалиевской контрреволюционной организации» было сфальсифицировано органами ОГПУ в конце 1928 года. Член коллегии Наркомата по делам национальностей М.Х. Султан-Галиев и 76 татарских и башкирских партийных, государственных и общественных деятелей были ложно обвинены в том, что являлись участниками контрреволюционной организации и вели антипартийную и антисоветскую деятельность. Постановлениями коллегии ОГПУ, принятым в 1930 и 1931 гг., проходившие по этому делу граждане подверглись различным мерам наказания5. Ф. Агеев 28 июля 1930 года был приговорен к расстрелу. Впоследствии, 13 января 1931 года, расстрел был заменен десятью годами концлагерей6. Однако вскоре, в 1937-1938 гг., приговоры осужденных по «делу Султан-Галиева» были пересмотрены, и Ф. Агеев вновь был приговорен к высшей мере уголовного наказания. В 1938 году он был расстрелян в одной из московских тюрем7. Реабилитирован посмертно 16 января 1989 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР8.

Реабилитация: как это было: Документы Президиума ЦК КПСС и др. материалы. В 3 т. Т. 3:

Середина 80-х годов - 1991. / Сост. А. Артизов и др. М.: Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв полит. репрессий: Междунар. фонд «Демократия», 2004. 717 с.

5 Там же.

6 Мустафин Р.А. Репрессированные татарские писатели. Казань: Тат. кн. изд-во, 2009. С. 156.

7 Там же.

8 Реабилитация: как это было: Документы Президиума ЦК КПСС и др. материалы. В 3 т. Т. 3: Середина 80-х годов - 1991. / Сост. А. Артизов и др. М.: Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв полит. репрессий: Междунар. фонд «Демократия», 2004. 717 с.

Журнал для детского и юношеского возраста «Ак юл», редактором и издателем которого был Ф. Агеев, выходил два раза в месяц, всего увидело свет 74 номера. Девиз журнала гласил: «Будущее татарской нации в руках благовоспитанных детей!» На страницах данного издания печатались научно-популярные статьи по истории, биологии, географии и другим наукам.

Журнал был призван не только просвещать, но и воспитывать ребят: здесь публиковались поучительные рассказы, сказки, стихотворения. Для решения задач воспитательного характера журнал также знакомил юных читателей с биографиями известных личностей, на их примерах прививая детям трудолюбие, стремление к знаниям, активное отношение к жизни. Иными словами, создатель журнала Ф. Агеев стремился совместить увлекательность материала с серьезностью своих намерений: пробудить в юных читателях интерес к знаниям и окружающему миру, приобщить их к миру чтения, и при этом не только просвещать, но и активно влиять на становление личности ребят.

С первых же номеров в журнале была выработана четкая структура содержания. Так, например, в рубрике «Эйлэнебездэ нилэр бар?» («Что есть вокруг?») в доступной для детей форме печатались небольшие познавательные статьи об окружающем мире. Большим интересом у юных читателей пользовались развлекательные рубрики, где ребята могли подумать над развивающими ребусами и головоломками, порешать забавные задачки, обучиться занимательным играм. Здесь также публиковались имена и фамилии ребят, которые прислали в редакцию свои правильные ответы на предыдущие задания.

На последних страницах журнала Ф. Агеев очень часто размещал информацию о новых изданиях в области детской литературы, давая возможность детям, а также их родителям быть в курсе книжных новинок. Из сообщений самого журнала известно, что некоторые книги, предназначенные для детского чтения, вместе с отдельными номерами «Ак юл» редак-

ция отправляла юным подписчикам в качестве подарков1.

В рубрике «Хатлар бYлмэсе» («Комната писем») редакция журнала давала слово своим юным читателям: публиковала их письма, где они рассказывали о своей жизни и увлечениях. Известно, что журнал «Ак юл» достаточно быстро смог завоевать свою аудиторию. Так, из писем, присланных в редакцию и адресованных редактору издания Ф. Агееву, можно узнать, что журнал пользовался огромной популярностью и любовью среди своих подписчиков. Юные читатели в своих сообщениях признавались, что с нетерпением ждут каждый номер журнала и перечитывают его по несколько раз2. Следует отметить, что к 1916 году журнал «Ак юл» стал самым читаемым татарским периодическим изданием, его тираж достиг 1400 экземпляров .

Огромной популярности журнала среди юных читателей, безусловно, способствовал и творческий коллектив, привлеченный Ф. Агеевым к сотрудничеству. В журнале «Ак юл» активно работали видные писатели, педагоги, общественные деятели того времени - Ш. Алкин, Ш. Ахмадиев, Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Г. Рахим, С. Рахманкулов, С. Сунчелей, Г. Баттал, Г. Шараф, Х. Абульханов, Г. Сайфуллин, З. Ярмаки, Г. Рафиков. Рассказы и стихотворения некоторых молодых авторов, таких как Н. Исанбет, Б. Рахмат, впервые были опубликованы на страницах журнала «Ак юл»4. Впоследствии они стали известными профессиональными писателями, классиками детской книги.

Известно, что после Октябрьской революции, в 1927 году, когда татарский поэт и журналист М. Джалиль стал главным редактором детского журнала «Кечкенэ иптэшлэр» («Маленькие товарищи»), с

1 Дурт китап булэк ителэ! // Ак юл. 1913. № 17. Б. 2.

2 Хатлар булмэсе // Ак юл. 1913. № 4. Б. 2.

3 Мэхмутова А.Х. Вакыт инде: без дэ торыйк... (Жрдидчелек hэм хатын-кызлар хэрэкэте формалашу). Казан: Татар. кит. нэшр., 2012. Б. 45.

4 Рэми И., Даутов Р. Эдэби сузлек: (Элекке татар эдэбияты hэм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек). Казан: Татар. кит. нэшр., 2001. Б. 108; Ибраhимова Ф. Сабыйларны уз итеп... (Татар балалар эдэбияты). Казан: Иман, 1998. Б. 23.

просьбой принять участие в работе возглавляемого им журнала он обратился к авторскому коллективу журнала «Ак юл». В своих письмах, адресованных членам редакции «Ак юл», М. Джалиль отмечал достойный вклад, который внесли авторы в развитие этого журнала, называл их «отцами детской литературы», выражал надежду, что они «не пожалеют своего труда» и для становления нового детского издания1.

Ф. Агеев, как признанный знаток детской психологии, хорошо осознавал значение наглядности - важнейшей особенности литературы для детей. Каждый номер журнала был хорошо иллюстрирован. На страницах издания размещались как художественные рисунки, так и реальные фотографии, на которых в различных жизненных ситуациях запечатлены дети. Порой занимательные картинки сопровождались короткими забавными надписями. В отдельных номерах редактор Ф. Агеев предлагал ребятам самим придумать названия к иллюстрациям и прислать в редакцию свои варианты ответов. Хочется заметить, что рисунки для журнала «Ак юл» заказывались издателями в Москве, об этом говорится в одном из обращений редакции к своим читателям, в котором они объясняют задержку выхода очередного номера возникшими почтовыми трудностями - поздним поступлением иллюстративного материала из Москвы2.

Таким образом, журнал «Ак юл», обладая выраженными просветительскими и гуманистическими началами, служил источником чтения для татарских детей. Пользуясь популярностью у юного поколения, он стал самым читаемым детским журналом, выходившим на татарском языке в дореволюционные годы. В периодической печати того времени отмечалось, что «журнал «Ак юл» своим богатым и разнообразным содержанием, красивыми и интересными иллюстрациями смог привлечь к себе внимание не только

1 Мэрдиева М.Б. Татар журналистикасы тарихы буенча очерклар. Казан: Казан дэYлэт ун-ты, 2003. Б. 58.

2 Идарэ. «Ак юл»ны укучы сеекле туганнарым! // Ак юл. 1913. № 12. Б. 20.

татарской, но и русской читательской аудитории»3.

Тем не менее, несмотря на огромную популярность журнала среди читателей, в 1916 году «Ак юл» прекратил свое существование. Он был закрыт, как и многие другие органы печати того периода, из-за финансовых трудностей. Появившись благодаря активной деятельности частных лиц, журнал «Ак юл» сыграл важную роль в становлении детской периодической печати, а деятельность Ф. Агеева на ниве детской журналистики, благородство его помыслов смогли оставить после себя светлую и добрую память.

Трагически закончилась и судьба татарского педагога, журналиста, издателя и редактора детского журнала «Балалар деньясы» («Детский мир») Якуба Халиул-лина (1877-1938). Он, как и Ф. Агеев, был репрессирован и расстрелян в 1938 году.

Якуб Ибрагимович Халиуллин (Якуб Халили) родился 10 декабря 1877 года в деревне Иж-Бобья Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан). Образование получил в родной деревне, в медресе Иж-Буби - знаменитом мусульманском образовательном центре России, где готовили учителей для новометодных татарских школ. После окончания учебы Я. Халиуллин занимался преподавательской деятельностью, составлением учебных пособий. Преподавал в медресе деревни Акзегитово Казанской губернии, которое было учреждено на средства уроженца этой деревни, известного купца и благотворителя Загидуллы Шафигуллина, направлявшего значительную часть полученных от торговли средств на содержание и развитие татарских школ. В 1909 году Я. Халиуллин женился на его дочери - учительнице школы для девочек Асме4.

После переезда в Казань Якуб и Асма Халиуллины в 1913 году начали издавать журнал «Сююмбике». Это было первое периодическое издание для татарских женщин. В первое время журнал издавался на

3 Ибраhимова Ф. Сабыйларны Y3 итеп... (Татар балалар эдэбияты). Казан: Иман, 1998. Б. 23.

4 Мэхмутова А.Х. Вакыт инде: без дэ торыйк... (Жрдидчелек hэм хатын-кызлар хэрэкэте формалашу). Казан: Татар. кит. нэшр., 2012. Б. 42.

средства семьи Халиуллинных, которые Асма получила в качестве приданого от своего отца - купца Загидуллы Шафигулли-на. Необходимо отметить, в этот период в зарождении и становлении периодических изданий на татарском языке татарские купцы и промышленники сыграли значимую роль1.

По сохранившимся воспоминаниям Асмы Халиуллиной, в самом начале большую часть работы по выпуску журнала они выполняли с мужем сами: писали большинство статей, корректировали материалы, рассылали журнал подписчикам2. В 1917 году Я. Халиуллин решил выпускать журнал для детей. Он стал издателем и редактором журнала «Балалар деньясы» («Детский мир»).

Журнал «Балалар деньясы» издавался в Казани один раз в месяц. Всего увидело свет восемь номеров. Первый номер вышел в марте 1917 года, последний - успел выйти после Октябрьской революции в январе 1918 года. По своему программному содержанию, тематическому наполнению издание Я. Халиуллина было схоже со своим предшественником - журналом «Ак юл».

Большое внимание в журнале «Балалар деньясы» уделялось публикации художественных произведений. Рассматривая детство как особый период жизни, когда возможно прививать детям нравственные ценности, издатели печатали поучительные сказки, стихотворения, рассказы. К сотрудничеству в журнале были привлечены молодые и талантливые поэты и писатели С. Рамеев, Н. Исанбет, Ф. Бурнаш, И. Хайруллин, Ф. Ибрагимов, Ш. Ахмадиев, Г. Динмухамметов, М. Акчурина и др. Из произведений зарубежной литературы на страницах журнала увидели свет сказки Г.Х. Андерсона.

Стремясь удовлетворить интересы юных читателей в познании окружающего

1 Таиров Н.И. Роль татарских предпринимателей Поволжья и Приуралья в развитии периодических изданий на татарском языке (вторая половина XIX -начало XX века) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37 (175). С. 59.

2 Мэхмугова А.Х. Вакыт инде: без дэ торыйк... (Жрдидчелек hэм хатын-кызлар хэрэкэте формалашу). Казан: Татар. кит. нэшр., 2012. Б. 43.

мира, журнал «Балалар деньясы» печатал научно-популярные очерки. Издатели в интересной и доступной форме знакомили ребят с географией, биологией, историей, искусством. Занимательным и поучительным чтением для ребят служили также биографии известных людей. Издателем Я. Халиуллиным еще в программном заявлении журнала было обозначено, что на страницах его издания будут публиковаться статьи о знаменитых личностях, об их великих достижениях. Кроме информации о выдающихся соотечественниках, журнал печатал биогра-фические очерки о зарубежных деятелях. Так, например, в авторстве педагога и публициста И. Бикку-лова в журнале «Балалар деньясы» были опубликованы статьи, посвященные французскому химику и микробиологу Луи Пастеру, амери-канскому изобретателю Томасу Эдисону.

Среди номеров журнала «Балалар деньясы» были и тематические выпуски. Так, к примеру, второй - апрельский номер журнала «Балалар деньясы» был приурочен ко дню рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Следует отметить, данная традиция сохраняется в татарской периодике и по сей день: очень часто апрельские выпуски журналов и газет бывают частично или полностью посвящены жизни и творчеству этого великого поэта.

В каждом номере журнала «Балалар деньясы» присутствовали иллюстрации: это были портреты известных деятелей, фотографии исторических памятников, художественные рисунки, на которых изображены читающие или играющие дети. Особое внимание при выпуске журнала издатели уделяли и художественному оформлению. Так, для графических решений использовались разнообразные шрифты, цветочные орнаменты,

декоративные элементы.

Таким образом, содержание журнала Балалар деньясы», целевые установки данного издания были направлены на решение задач, которые изначально стояли перед его основателем и издателем Я. Халиуллиным: активное формирование и просвещение юного поколения. Однако после Октябрь-

ской революции данный печатный орган был вынужден прекратить свое существование. Он был закрыт, как и другой журнал издателя Я. Халиуллина «Сююмбике», местными органами власти в соответствии с декретом Советского правительства о прекращении издания всех небольшевистских органов печати1.

После закрытия журналов «Сююмби-ке» и «Балалар деньясы» Я. Халиуллин продолжил трудовую деятельность в различных организациях: работал в книжном магазине в Буинске, в библиотеке в Казани. В конце 1930-х гг. Я. Халиуллин стал жертвой политических репрессий. В декабре 1937 года он был арестован. Поводом для ареста послужило его неосторожное высказывание, когда он в отношении происходивших в стране репрессий в сердцах сказал: «...каждый день льется кровь, ...сколько погибает ученых людей, .здесь мы каждый день ждем ареста»2. Нашлись недоброжелатели, которые донесли эти слова в «нужные» органы и дали подробные показания на журналиста3.

Я. Халиуллин за свое «инакомыслие» был обвинен в самых немыслимых преступлениях. В самый канун 1938 года ему зачитали обвинительное заключение. В нем говорилось, что в 1935 году Я. Халиуллин систематически проводил контрреволюционную националистическую агитацию. Также утверждалось, что издававшийся им до революции журнал «Сююмбике» мобилизовал «реакционные силы против революционного движения рабочего класса». Я. Халиуллин, несмотря ни на что, виновным себя не признал. 6 января 1938 года Я. Халиуллина приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 15 января 1938 года в 19.30 вечера. Так в возрасте шестидесяти лет оборвалась жизнь известного журналиста, издателя и педагога Я. Халиуллина4.

Татарская периодическая печать: научно-энциклопедическое издание / Сост. и науч. ред. Р.А. Айнутдинов, З.З. Гилязев. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2017. С. 107.

2 Ахунов А.М., Замалдынова Ч. Якуб Халили: новые штрихи к биографии // Эхо веков. 2004. № 2. С. 157.

3 Там же.

4 Там же.

Таким образом, татарские детские журналы 1907 - начала 1918 гг. стали значимым явлением в истории зарождения и становления детской периодической печати. В это время была заложена структура, определены особенности тематического наполнения, заданы цели и задачи татарской детской периодики. Журналы «Тэрбияи-этфаль», «Ак юл», «Балалар деньясы» внесли важный вклад в становление и развитие татарской детской литературы. Издатели и редакторы данных изданий, привлекая к работе лучших поэтов и писателей, способствовали объединению литературных сил, созданию произведений, которые очень скоро входили в круг детского чтения. Неоценима была роль детской журналистики и в открытии новых имен: многие молодые авторы, начав свой творческий путь в качестве литературных сотрудников данных изданий, впоследствии становились классиками детской книги.

Кроме оригинальных художественных произведений татарских поэтов и писателей, на страницах детских журналов впервые были опубликованы переводы произведений русских и зарубежных авторов. Став важным источником детского чтения, журналы для детей формировали нравственный облик юных читателей, прививали передовые для их возраста знания, расширяли кругозор по различным областям науки. Иными словами, первые детские журналы, несмотря на их недолгую жизнь, смогли заложить важные традиции татарской детской периодики, которая продолжила свое развитие уже в условиях новых политических реалий после событий 1917 года.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахунов, А.М., Замалдынова, Ч. Якуб Халили: новые штрихи к биографии // Эхо веков. 2004. № 2. С. 156-164.

2. Вниманию мусульман // Казанский телеграф. 1897. 14 декабря. № 1498. С. 3.

3. ДYPт китап бYлэк ителэ! // Ак юл. 1913. № 17. Б. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. XX йез башы татар тэгълим-тэрбия журналларыньщ библиографик ^рсэткече / Тез. Р.Ф. Мэрданов, И.К. Галлэмев. Казан: «Милли китап» нэшрияты, 1997. 21 б.

5. Ибраhимова, Ф. Сабыйларны Y3 итеп... (Татар балалар эдэбияты). Казан: Иман, 1998. 224 б.

6. Идарэ. «Ак юл»ны укучы сеекле туганнарым! // Ак юл. 1913. № 12. Б. 20.

7. Идарэдэн // Тэрбияи-этфаль. 1907. № 1. Б. 2.

8. Ланда, Р.Г. Ислам в истории России. М.: Восточная литература, 1995. 312 с.

9. МэхмYтова, А.Х. Вакыт инде: без дэ торыйк... (Дэдидчелек hэм хатын-кызлар хэрэкэте формалашу). Казан: Татар. кит. нэшр., 2012. 366 б.

10. Мэрдиева, М.Б. Татар журналистикасы тарихы буенча очерклар. Казан: Казан дэYлэт ун-ты, 2003. 131 б.

11. Мустафин, Р.А. Репрессированные татарские писатели. Казань: Тат. кн. изд-во, 2009. 175 с.

12. Реабилитация: как это было: Документы Президиума ЦК КПСС и др. материалы. В 3 т. Т. 3: Середина 80-х годов - 1991. / Сост. А. Артизов и др. М.: Комиссия при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв полит. репрессий: Международный фонд «Демократия», 2004. 717 с. [Электронный ресурс] // URL: https://alexanderyakovlev.org/ fond/issues-doc/67974 (Дата обращения 01.08.2020).

13. Рэми, И., Даутов, Р. Эдэби CYЗлек: (Элекке татар эдэбияты hэм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек). Казан: Татар. кит. нэшр., 2001. 399 б.

14. Салихов, Р.Р. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX - начала XX вв. Казань: Изд-во Академии наук РТ «Фэн», 2004. 260 с.

15. Султанбеков, Б.Ф. Внук имама - выдающийся политический деятель России [Электронный ресурс] // URL: https://www.tatar-inform.ru/news/society/21-12-2004/dalekoe-blizkoe-vnuk-imama-vydayuschiysya-politicheskiy-deyatel-rossii-20-dekabrya-51-5632693 (Дата обращения 01.08.2020).

16. Таиров, Н.И. Роль татарских предпринимателей Поволжья и Приуралья в развитии периодических изданий на татарском языке (вторая половина XIX - начало XX века) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37 (175). С. 59-64.

17. Татарская периодическая печать: научно-энциклопедическое издание / Сост. и науч. ред. Р.А. Айнутдинов, З.З. Гилязев. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2017. 200 с.

18. Терки журналларымыз // Вакыт. 1907. 6 январь. Б. 3.

19. Хатлар бYлмэсе // Ак юл. 1913. № 4. Б. 2.

20. Юсупов, М.Х. Галимджан Баруди. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003. 208 с.

Получено: 28.09.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.