Научная статья на тему 'ТАТАРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ (1917-1918): ОПЫТ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ'

ТАТАРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ (1917-1918): ОПЫТ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
327
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ТЮРКОЯЗЫЧНЫЙ МИР / 1917 ГОД / ГАЯЗ ИСХАКИ / ФУАД ТУКТАРОВ / ГАЛИМДЖАН ИБРАГИМОВ / ФАТЫХ САЙФИ-КАЗАНЛЫ / КАБИР БАКИРОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Усманова Диляра Миркасымовна

В статье дан обзор основных тенденций развития татарской периодической печати на протяжении 1917 - начала 1918 гг., в условиях общественного подъема, революционных потрясений, нарастания кризисных явлений на фоне продолжающейся войны, усиления центробежных сил на окраинах страны и пр. Учитывая обширность данной темы, сложности в ее изучении и описании, в данной статье основной акцент был сделан на таких сюжетах, как основные тенденции в количественном и качественном изменении татарской прессы в указанный период, трансформации географии издания и отчасти распространения новых периодических изданий на татарском языке. Налаживание выпуска, распространение, тираж, редакционный и авторский коллектив - все это в значительной мере зависело от финансового состояния того или иного издания. Также в статье дана краткая и лапидарная характеристика некоторых наиболее типичных и показательных периодических изданий, чье появление и функционирование было напрямую связано с переживаемой российским обществом революционной эпохой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR PERIODICALS (1917-1918): THE EXPERIENCE OF THE QUANTITATIVE AND QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF THE NATIONAL PRESS OF THE REVOLUTIONARY ERA

The article provides an overview of the main trends in the development of the Tatar periodical press during 1917 - early 1918, in conditions of social upsurge, revolutionary upheavals, the growth of crisis phenomena against the background of the ongoing war, the strengthening of centrifugal forces on the outskirts of the country, etc. Given the vastness of this topic, the difficulties in its study and description, in this article the main emphasis was placed on such topics as the main trends in the quantitative and qualitative changes in the Tatar press during the specified period, the transformation of the geography of the publication and, in part, the spread of new periodicals in the Tatar language. Establishment of production, distribution, circulation, editorial and authoring team - all this largely depended on the financial condition of a particular publication. The article also provides a brief description of some of the most typical and illustrative periodicals, whose appearance and functioning was directly related to the revolutionary era experienced by Russian society.

Текст научной работы на тему «ТАТАРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ (1917-1918): ОПЫТ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ»

УДК 070:94(47)"1917/1918"

Д.М. Усманова

Татарская периодическая печать (1917-1918): опыт количественной и качественной характеристики национальной прессы революционной эпохи

В статье дан обзор основных тенденций развития татарской периодической печати на протяжении 1917 - начала 1918 гг., в условиях общественного подъема, революционных потрясений, нарастания кризисных явлений на фоне продолжающейся войны, усиления центробежных сил на окраинах страны и пр. Учитывая обширность данной темы, сложности в ее изучении и описании, в данной статье основной акцент был сделан на таких сюжетах, как основные тенденции в количественном и качественном изменении татарской прессы в указанный период, трансформации географии издания и отчасти распространения новых периодических изданий на татарском языке. Налаживание выпуска, распространение, тираж, редакционный и авторский коллектив - все это в значительной мере зависело от финансового состояния того или иного издания. Также в статье дана краткая и лапидарная характеристика некоторых наиболее типичных и показательных периодических изданий, чье появление и функционирование было напрямую связано с переживаемой российским обществом революционной эпохой.

Ключевые слова: татарская периодическая печать, тюркоязычный мир, 1917 год, Гаяз Исхаки, Фуад Туктаров, Галимджан Ибрагимов, Фатых Сайфи-Казанлы, Кабир Бакиров.

Введение: состояние историографии и актуальность проблемы. Статья посвящена обзору состояния татарской периодической печати в условиях революционного 1917 г., а также начала 1918 г. Учитывая обширность данной темы и сложность ее изучения, требующей «вписывания» истории прессы в быстро меняющий общереволюционный контекст, в данной статье будет сделан акцент лишь на некоторых сюжетах. В частности, я намерена показать основные тенденции в количественном и качественном изменении татарской прессы в указанный период, сделать обзор географии издания и отчасти распространения новых периодических изданий, а также кратко остановиться на некоторых новых изданиях, чье появление напрямую было связано с переживаемой российским обществом революционной эпохой. Следует сказать, что дореволюционный период в истории татарской прессы изучен несравнимо лучше и полнее, нежели революционная эпоха. Этому есть ряд факторов, на которых я не буду останавливаться подробно. Безусловно, следует лишь отдать должное таким выдающимся исследователям, как И.Рамиев, М.Тахир, М.Гайнуллин, А.Беннигсен и Ш.Келькеже, Р.Гайнанов, Р.У. Амирханов, М.А. Усманов и

др.1, которые на протяжении ХХ столетия создали ряд основополагающих работ по истории татарской периодической печати начала века2. Как положительный момент можно лишь отметить наличие указателей по некоторым изданиям («Шура», «Эд-дин-вэ-эдэп» и др.3), которые являются важным подспорьем при изучении отдельных изданий, не снимая, правда, потребность в исчерпывающей истории того или иного издания. История отдельных татароязычных периодических изданий, подчас заслуживающих отдельных монографических исследований, написана хуже4.

1 Рэмиев Исмэгыйл. Вакытлы татар матбугаты. Альбом (1905-1925). Казан, 1926; Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay C., La Presse et le mouvement national chez les musulmans de Russie avant 1920. Paris, 1964; Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала ХХ века. Казань, 1966; Re§tt Rahmeti Arat, Kazan türklerinde periodik matbuat // Kazan (Ankara). № 16 (1975). S. 7-14; Усманов М.А. Судьба татарской периодической печати в ХХ столетии // Татарская периодическая печать начала XX века: Библиогр. указ. = XX йез башы татар вакытлы матбугаты: Библиогр. курсэткеч / Р.Р. Гайнанов, Р.Ф. Марданов, Ф.Н. Шакуров. XX йез башы татар вакытлы матбугаты. Казань, 2000. С. 10-33; Рэми И.Г., Даутов Р.Н. Эдэби CYЗлек (элекке чор татар эдэбияты 11эм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек). Казан, 2001; Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса (в контексте «Восток - Запад»). Казань, 2002; и др.

2 В числе работ, написанных преимущественно уже в XXI столетии, могу указать и собственные публикации на эту тему. См.: Usmanova D., Die Tatarishe Presse 1905-1918: Quellen, Entwicklungsetappen und Quantitative Analyse // Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Berlin. 1996. S. 239-278; Usmanova Diliara, Tatar Periodicals (1905 - 1918) In: Tatar History and Civilization. Istanbul: IRCICA, 2010. P. 637-644; Усманова Д.М. «Национальная татарская периодическая печать отличается всюду одинаковостью направления...». Татарская периодическая печать 1905-1916 гг.: количественная и качественная характеристика // Симбирский научный вестник. 2013. № 3 (13). С. 147153; Usmanova Diliara M., Die islamische Presse der Wolga-Ural-Region im 20. Jahrhundert: Probleme der islamischen Bildung // Repression, Anpassung, Neuorientierung. Studien zum Islam in der Sowjetunion und dem postsowjetischen Raum. Hrsg: Raoul Motika, Michael Kemper, Anke von Kügelgen. Wiesbaden, 2013. S. 215-251.

3 Госманов М.Г., Мэрданов Р.Ф. «Шура» журналньщ библиографик курсэткече. Казан, 2000; Заhидуллин А.Щ. «Эд-дин вэл-эдэб» журналныц библиографик курсэткече. Казан, 2003. Я привела эти два указателя, поскольку оба издания выходили на протяжении 1917 г.

4 Краткие очерки некоторых отдельных изданий см.: Мэрданов Р. «Шура» журналы 11эм Рэмиевлэр // Бертуган Рэмиевлэр: фэнни-биографик ^ыентык. Казан, 2002. Б. 150-161; Йез еллык матбугатыбыз: Yткэне, бYгенгесе, килэчэге. Конференция материаллары: докладлар hэм тезислар (Казан, 17 май 2005). Казан, 2005. Одна из новейших работ такого плана: Усманова Диляра. Газета «Олуг Туркестан»: татарская пресса в Туркестане (1917-1918) // The Written und the Spoken in Central Asia = Mündlichkeit und Schriftlichkeit in Zentralasien. Festschrift für Ingeborg Baldauf. Ed. by Redkollegiia. Potsdam, 2021. S. 249-284.

История татарской периодики началась с выпуска первых двух газет: столичной «Нур» (2.09.1905) и казанской «Казан мехбире» (29.10.1905). Затем в начале 1906 г. начинает издаваться газета «Юлдуз» (01.1906), а вскоре начинается лавинообразный процесс появления изданий на татарском языке5. Появившаяся значительно позже других национальных средств массовой информации, татарская пресса практически сразу же заняла лидирующие позиции в тюркоязычном мире. На протяжении 1917 г. татарская пресса продолжала выполнять свои лидирующие позиции, даже с учетом активизации общественной жизни и издательской деятельности у других мусульманских народов распадающейся Российской империи. В центре внимания данной статьи - состояние татарской прессы и основные тенденции в ее развитии после Февраля 1917 г.

Для того чтобы понять феномен татарской прессы революционной эпохи 1917-1918 гг., следует сделать несколько общих кратких ремарок о статистике татароязычной прессы начала ХХ столетия. По неполным данным, с 1905 по февраль 1917 г. на татарском языке выходило 76 изданий, тогда как на азербайджанском языке - 64 наименования, на узбекском -14, на казахском - 9 и на крымско-татарском - 7 изданий6. Помимо количественного доминирования, татарская пресса зачастую определяла господствовавшие в мусульманском обществе настроения и идеи. Из издававшихся в разное время в дореволюционный период (с сентября 1905 по декабрь 1916 г.) 76 татарских изданий (41 газета и 35 журналов) к февралю 1917 г. «выжило» менее пятой части (всего 17 изданий, в том числе 7 газет и 10 журналов).

Динамика количественных и качественных изменений в состоянии татарской прессы на протяжении 1917 - начала 1918 гг. После Февральской революции 1917 г. и провозглашения свободы печати по всей стране наблюдается взрывообразный количественный рост различной периодики и качественные ее изменения: за год на территории бывшей Российской империи появилось новых 50 газет и 6 журналов на татарском языке. Вместе с 17 дореволюционными татарскими изданиями, уцелевшими к падению старого строя (февраля 1917 г.), в течение 1917 г. выходило

5 Наиболее полные указатели татарских газет и журналов в хронологическом порядке см.: Рэмиев Исмэгыйл. Вакытлы татар матбугаты. Альбом (1905-1925). Казан, 1926; Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay C., La Presse et le mouvement national chez les musulmans de Russie avant 1920. Paris, 1964; [Mahmut Tahir] Garep harfleri bilen basilgan Tatar neçriyatinin bibliografyasi. Hezirleûçe Mahmut Tahir. Ankara, 1976; Татарская периодическая печать (1905-1924). Библиографический указатель / Р.Р. Гайнанов, Р.Ф. Марданов, Ф.Н. Шакуров. Казань, 1999. 312 с.

6 По подсчетам автора. См.: Dilyara Usmanova, Die Tatarische Presse 19051918: Quellen, Entwicklungsetappen und Quantitative Analyse. In: Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Berlin. 1996. S. 246.

57 газет и 16 журналов, т.е. всего 73 издания на татарском языке7. Затем в первой половине 1918 г. (точнее, с января по апрель 1918 г.), т.е. до начала сплошной национализации частных типографий и закрытия антисоветских изданий, разгрома татарского национального движения, а также начала Гражданской войны (май-июнь 1918 г.) на территории бывшей империи появилось еще дополнительно 30 новых татароязычных изданий (в том числе 23 газеты и 7 журналов).

Таким образом, на протяжении 1917 - первой половины 1918 гг. в месяц в среднем появлялось от 5 до 7-8 новых изданий. Конечно, это не значит, что вся эта сотня татарских изданий выходила постоянно на протяжении года: одни продолжали издаваться достаточно длительное время, другие, выпустив по одному-два или чуть больше номеров, вскоре прекращали свое существование. Зачастую на смену одним изданиям приходили другие. Многие из новых изданий оказались однодневками, часто имели хождение в небольшом географическом и общественном пространстве. Тем не менее, столь быстрый количественный рост татарской периодики в исследуемый период явился следствием, как минимум, двух особенностей того времени: во-первых, отсутствием запретов и ограничений на выпуск периодических изданий, т.е. реальной свободы слова, и значительным повышением роли прессы в столь сложный и переломный момент, каким стал 1917 год.

Помимо общего количественного роста татарских изданий, указанная выше статистика свидетельствует о резком количественном сдвиге в сторону газет: если в дофевральский период число газет и журналов в целом было приблизительно равным, в феврале 1917 г., непосредственно перед переворотом, последних было даже больше почти в два раза, то в последующем картина резко меняется. Количество газет увеличивается в де-сять-одиннадцать раз, тогда как число журналов всего лишь удваивается, что связано с резкой политизацией всего российского общества, включая и мусульманскую умму, после падения режима. В мусульманской среде практически во всех уголках бывшей империи с более-менее компактным мусульманским населением появляется огромное число общественных организаций, образуются многочисленные группы, даже предпринимаются попытки создания новых национальных политических партий. Динамичность и калейдоскопичность событий, их быстрая смена и постоянное движение порождали особую потребность в газетах как в ежедневных, на

7 Следует отметить, что Ал. Беннигсен и Ш. Лемерсье-Келькеже, с опорой на данные И.Рамеева, приводят несколько иные цифры: с февраля по конец 1917 г. на татарском языке выходило 33 издания. См.: Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay C., La Presse et le mouvement national chez les musulmans de Russie avant 1920. Paris, 1964. С. 182. По моим же сведениям, их было значительно больше -73 издания, правда, включая временные («однодневки») и локальные издания, о некоторых из которых будет сказано в тексте статьи.

худой конец, в еженедельных изданиях, более оперативных и мобильных, нежели журналы.

Судя по в целом невысоким тиражам (максимальные цифры доходили до 6-7 тыс. экз. у самых влиятельных изданий, но обычно колебались в районе 1-2-3 тысяч), особенно в сравнении с общероссийским показателем, мусульманские периодические издания в целом имели достаточно узкую читательскую аудиторию. К тому же, эта читательская аудитория была ограничена примерно одним кругом более-менее образованных, нуждающихся в информации и интеллектуальной пище, горожан. Учитывая в целом низкую урбанизированность мусульманского населения, а также ограниченность материальных ресурсов и невысокий общий образовательный уровень, можно понять все слабости и недостатки мусульманских периодических изданий.

В силу сложившихся условий 1917-1918 гг., многие издания выходили крайне нерегулярно, часто с большими перерывами, что влияло на качество информации. Нельзя забывать следующего обстоятельства. В ту эпоху пресса была по сути единственным средством массовой информации. При изложении материала в ней очевидно преобладала описатель-ность, желание подробнее рассказать о событии, и одновременно страдала аналитика, слабо выражались самостоятельная позиция и собственный взгляд на проблему. Помимо этого, татарская пресса в целом была вторична в получении и распространении информации (вследствие недостатка финансовой основы и отсутствия сети собственных корреспондентов), не считала зазорным перепечатывание информации из других изданий. Авторские права в современном смысле этого слова не соблюдались.

Свобода печати, объявленная Временным правительством, отменившая цензуру, была делом непривычным для владельцев периодических изданий. И первые месяцы владельцы «старых» изданий переживали, насколько объявленная свобода слова распространяется на прессу. Владельцы изданий не могли поверить этим новым вольностям. Поэтому среди них ходили различные слухи. Мусульманский социалистический комитет, планируя наладить выпуск своего издания, обратился в «Исполнительный комитет гражданского спокойствия» за официальным разъяснением: нужно ли получать специальное разрешение для выпуска издания? В итоге был получен категорический ответ-разъяснение «никаких разрешений не нужно» (Аваз, 1917, 13 май (№ 6)).

Хотя татарская пресса 1917 г., по-прежнему, сохраняла свой негосударственный характер и зачастую не стремилась четко определять свою партийную принадлежность, в последнем вопросе наблюдаются некоторые подвижки и качественные изменения. В частности, неопределенность, некоторая размытость политического облика татарских периодических изданий, отсутствие или незначительное число газет с ярко выраженной классово-партийной направленностью - то, что было характерно для дореволюционной татарской прессы, сохраняется лишь отчасти. В частности,

такой позиции придерживались издания, являвшиеся печатными органами национальных структур (Милли шуры и различных национальных комитетов). Также беспартийный или общенациональный облик имели глубоко «провинциальные» издания, выходившие в городах и населенных пунктах, где татарские общины были относительно малочисленны, маргинальны и слабо вовлечены в партийную жизнь. В то же время одной из особенностей указанного периода является появление газет с более-менее ярко выраженной социалистической окраской. Это газеты «Аваз», «Кызыл бай-рак» (обе - Казань), «Ирек» (Уфа) и др., а также солдатские издания8. Конечно, в духе времени такие издания заявляли о приверженности общесоциалистической платформе, как правило, не выделяя конкретную социалистическую партию. Исключением, пожалуй, является уфимская газета «Ирек» («Свобода» или «Воля»), издателем которой выступал Фатых Сайфи-Казанлы, а редактором - Галимджан Ибрагимов9, а редакция по обычаю размещалась в номерах уфимской гостиницы «Сарай». Принадлежность газеты к татарским социал-революционерам была обозначена на самом издании.

Печать, как и власть, отражает состояние общества, уровень его развития. А татарское общество того периода, несмотря на политизацию 1917 г., а также повсеместное увлечение социалистическими идеями, оставалось относительно слабо дифференцированным, достаточно неразвитым в политическом отношении. Одним из свидетельств этого является практически полное отсутствие организованных политических партий. В этот период времени гораздо более распространенной была практика заявлять о своей приверженности социалистической идее в целом, без конкретизации и уточнения. Да и то это было характерно в большей степени для казанских и уфимских изданий, тогда как практически вся провинциальная пресса подчеркивала свой внеклассовый, общенациональный характер. И чем более провинциальным было издание, тем сильнее была эта тенденция, отражавшая состояние татарского общества.

География татарской прессы 1917 г.: движение от центра на периферию и обратно. Другая особенность функционирования татарской прессы в 1917-1918 гг. - изменение, точнее, резкое расширение географии ее издания. Непреложным фактом является полицентричность татарской прессы как отражение дисперсности и распыленности расселения татар в бывшей Российской империи. Конечно, можно выделить города, которые издавна являлись главными центрами издательского дела у татар: Казань,

8 К таковым можно отнести, например, газету «Безнец телэк» - орган Оренбургского мусульманского военного комитета. Редакция располагалась в помещении Караван-Сарая, а сама газета печаталась в типографии газеты «Вакыт».

9 Во время частых отлучек Г.Ибрагимова временными редакторами выступали Фатых Сайфи-Казанлы (№№ 9-14, 30.04-18.05.1917) и Маджит Гафури (№№ 29-31, 30.07-11.08.1917).

Оренбург, Уфа, Астрахань, отчасти Санкт-Петербург. Безусловно, среди них Казань с десятком мусульманских типографий и издательств всегда особо выделялась как крупнейший центр печати на восточных языках.

Именно в этих трех городах - Казань, Оренбург, Уфа - продолжали выходить татарские газеты и журналы вплоть до февраля 1917 г. Речь идет о газетах «Йолдыз» и «Кояш», журналах «Ац» и «Сеембикэ» (Казань), газете «Вакыт» и журнале «Шура» (Оренбург), газете «Тормыш» (Уфа). В этих же городах сразу после Февральского переворота начинают возникать новые татароязычные периодические издания. Первоначально новые издания появляются в этих традиционных издательских центрах, обладавших более-менее развитой полиграфической базой, достаточным количеством профессиональными кадрами журналистов и относительно широкой читательской аудиторией. Некоторые из новых изданий (казанские «Аваз» и «Корылтай», московская «Ил», уфимские «Ирек» и «Безнец юл», ташкентская «Олуг Теркистан») попытались составить конкуренцию дореволюционным татарским изданиям, но значительная часть из новых изданий («Кызыл байрак», «Хер миллэт», «Сарай») оставалась изданиями, имевшими региональное значение.

Особая роль была у столицы Российской империи. При относительной малочисленности татарского населения, столица имела некоторые важные преимущества: вплоть до 1905 г. она являлась главным и единственным центром всей цензуры мусульманских изданий. Помимо этого, столичный Санкт-Петербург был сосредоточием чиновничества, капитала и интеллектуальных ресурсов. В последнем отношении, столица была чрезвычайно важна для татарской прессы, поскольку там проживали в разное время Атаулла Баязитов, Габдрашид Ибрагимов и Муса Бигиев, имевшие огромное влияние в интеллектуальном дискурсе российских мусульман. А.Баязитов являлся издателем-редактором первой татарской газеты «Нур» (до 1914 г.). Г.-Р. Ибрагимов в столице проживал регулярно с 1904 по 1908 год и за эти годы сумел наладить выпуск ряда мусульманских изданий. Тем не менее, к 1917 г. в столице уже не было татароязыч-ного периодического издания. М.Бигиев смог реализовать свой издательский проект лишь в декабре 1917 г. (газета «Эл-Минбар»), когда молодая Советская власть боролась за выживание и еще не могла «заняться наве-

10 тт

дением порядка» в издательском деле . Да и то он оказался недолговечным (с 24 декабря до начала февраля 1918 г.). В феврале 1918 г. на смену ему пришло издание «Шимал ягы» («Северная сторона», редактор - Карим Сагитов).

10 Несмотря на издание «Декрета о Печати» (3 ноября 1917 г.), новые власти объективно не могли реализовать многие его положения, тем более на местах. В провинции реализация декрета зачастую была отложена до конца Гражданской войны.

В то же время, после революции центр общественной жизни мусульманских народов все более перемещается из столицы в региональные центры или даже провинциальные населенные пункты. И это смещение географии справедливо не только в отношении политических событий, но и в издательском деле. В первые послефевральские недели о желании иметь собственные периодические издания на татарском языке, о деятельности в этом направлении заявляли также татары таких городов, как Томск, Самара, Челябинск и др. Выходившие в то время татарские издания регулярно помещали информацию о получении ими того или иного издания, а также о намерении мусульманских организаций различных городов наладить выпуск собственного издания.

Например, «Мусульманское бюро» г. Томска приняло решение издавать еженедельный политический журнал (Ирек, 1917а, 22 апрель (№7)). С такими же планами поделились в частной переписке татары Саратова, Самары, Челябинска и пр. Конечно, пресса в таком случае рассматривалась как единственное действенное средство ознакомления мусульманского населения отдаленных и небольших населенных пунктов с происходящими событиями, а также как важный фактор соединения этих отдаленных регионов между собой (Ирек, 19176, 22 апрель (№7)). Как показывает последующая действительность, эти планы не всегда осуществлялись, или же между разговорами и появлением первого номера имелся длительный и сложный период подготовительной работы. Иногда в эту работу вмешивались факторы объективного свойства, которые не давали возможности реализовать намеченные планы.

1917-1918 гг. стали временем появления «кустарных» периодических изданий в городах, городках и населенных пунктах, располагающихся на «окраине» татарского мира. Информация о таких изданиях в основном появляется в других, более традиционных и ведущих изданиях, поскольку они, как правило, не отложились в книгохранилищах и архивах, а потому не сохранились. В мае 1917 г. газеты «Ирек» и «Тормыш» сообщали о получении еженедельной газеты «Уяткыч», издаваемой в Перми «Областным мусульманским комитетом» (Ирек, 1917, 18 май (№ 14); Тормыш, 1917, 16 май (№ 647)). Поскольку в Перми до этого времени не было традиции издания литературы на татарском языке и отсутствовала необходимая полиграфическая база, газета печаталась гектографическим способом. Временным редактором выступал Вали Хангильдин. Известно, по меньшей мере, о трех номерах данного издания (Тормыш, 1917, 16 май (№ 647)).

1 мая 1917 г. в г. Петропавловске под редакторством Сагида Сагдал-дина и Хусаина Мунасыпова начала выходить еженедельная газета «Юл» (Тормыш, 1917, 9 май (№ 644); Тормыш, 1917, 1 июнь (№ 658))11. Из-за

11 Редакция газеты располагалась по адресу: Акмолинская область, г. Петропавловск, ул. Покровская, д. №41.

дефицита арабских шрифтов газета «Юл» была небольшого формата и отпечатана гектографическим способом. Однако, судя по сообщениям прессы, в скором времени ожидались заказанные шрифты. Тем не менее, «нормальное» или «полноценное» периодическое издание на татарском языке - газета «Маяк» - появилось в г. Петропавловске лишь в 1919 г., когда в городе собралась целая группа татарских журналистов с большим дореволюционным опытом (Г.-Б. Баттал, М.-Ф. Туктаров, Г.Исхаки, Ш.Алкин и др.) и др., отступавшие из Поволжья вместе с антибольшевистскими силами12.

Если вернуться к весне - началу лета 1917 г., то провинциальная периодическая печать пополнилась такими гектографическая изданиями, как «Тавдиле» (Ижевский завод, редактор - А.Искандеров, начало выхода - с 28 мая) (Тормыш, 1917, 7 июнь (№ 662)). В начале июня в редакцию газеты «Тормыш» из Семипалатинска поступил № 12 гектографической газеты «Херрият дулкынлары» (Тормыш, 1917, 8 июнь (№ 663)). С 20 июня в том же Семипалатинске уже типографским способом стала издаваться газета «Халык сYзе».

Гектографическим способом печатались еще две глубоко провинциальные газеты: «Яшьлэр» и «Яктылык». О поступлении отдельных номеров этих двух изданий есть упоминание в уральской газете «Мехбир» (Мехбир, 1918, 3 март (№ 19)). Первая газета являлась органом татарской молодежи г. Гурьева, издавалась полукустарным способом (шапирограф) под редакторством Яруллы Муради. Вторая еженедельная газета также издавалась молодежной организацией с. Новая Казанка. В № 6, поступившем в редакцию, были помещены сведения о решениях областного земского собрания, об образовании женской организации, а также обзор деятельности молодежного объединения.

Очевидно, такие полукустарные, провинциальные и маргинальные издания являлись показателем 1917 г. Но в силу указанных черт они, как правило, чрезвычайно плохо сохранились в крупных книгохранилищах и известны по косвенным источникам. В ряде случаев отдельные экземпляры таких изданий сохранились в частных собраниях и обнаруживались во время различных экспедиций. Например, во время Археографической экспедиции КГУ (1964) в г. Касимове в собрании Фарханас Башировой (в то время пенсионер, а до этого учительница) была найдена газета «Чалгы»13. Газета издавалась гектографическим способом (ташбасма) и была размером 35,5 см. х 44 см. лист, разделенного на две части. Всего «издание» имело 4 страницы, на странице текст был разделен на 2 колонки, в каждой

12 Подробнее историю этой газеты см. в воспоминаниях Г.-Б. Баттала и Га-лимджана Баруди. См.: TaymasAbdullah (A. Battal), Rus ihtilalinden Hatiralar, 19171919. istanbul, 1947; Баруди Г. Кызылъяр сэфэре. Казан, 2004.

13 Подробное описание одного из номеров этой газеты сохранилось в личном архиве М.А. Усманова.

из которых по 71-82 строки. Первый номер датируется 15 апреля 1917 г. Лозунг газеты «Будущие татары воспитываются в школах». Основные статьи: «В дни выборов», «Деятельность благотворительного общества», «Телеграмма Общества мусульманок г. Касимов», «Заблуждения» и «Предстоящие дни». Редактор скрылся под псевдонимом «Касимовец» («Касыймлы»). В целом сохранность плохая: отдельные слова и строки не читаются. Содержание статей говорит о доминирующих настроениях в пользу приоритета национально-культурных дел.

Таким образом, этот краткий обзор свидетельствует, что выпуск периодической печати был теснейшим образом связан с наличием в месте издания типографий, оснащенных в достаточном количестве арабским шрифтом. Даже если такие традиционные и важные для мусульман города, как Уфа, Ташкент, Семипалатинск и др., испытывали сложности с наличием достаточного количества типографий, оснащенных качественными арабскими шрифтами, а потому были вынуждены объединять свои усилия, налаживать выпуск одного издания на базе или вместо другого, что говорить о более глубокой провинции. Большинство названий городов и населенных пунктов на карте татарской прессы появились впервые весной-летом 1917 г. Но общественный подъем, активизация общественно-политической и национально-культурной жизни, а также желание высказаться было настолько сильным, что отсутствие полиграфии и достаточных материальных ресурсов не могло стать преградой по налаживанию очередного периодического издания.

Так или иначе, на протяжении 1917 г. география татарских периодических изданий, помимо традиционных центров (Казань, Оренбург, Уфа, Астрахань, Москва, Ташкент), расширилась за счет таких городов, как Вятка, Гурьев, Касимов, Пермь, Саратов, Семипалатинск, Симбирск, Томск, Уральск, Царицын и др. Помимо городов, периодические издания появляются в таких населенных пунктах, как село Новая Казанка, поселение вокруг Ижевского завода, а также в штабных центрах Действующей армии.

Финансовая основа татарских изданий в условиях кризиса 1917 г. Огромное, подчас решающее значение в налаживании издательского дела и начале выпуска периодического органа на полноценной полиграфической базе имело наличие в городе сильного национального капитала, так как практически вся национальная печать в это время существовала по инициативе и на средства частных лиц и общественных групп. Татарский же национальный капитал был сосредоточен в основном в торговой сфере. Поэтому представители торговой буржуазии были весьма активны в финансировании различных изданий. Причем поддержка прессы являлась не только и не столько источником доходов, сколько одной из граней широкой благотворительной деятельности татарского купечества, да и вообще лучших представителей национального капитала.

Говоря о финансировании татарских периодических изданий, следует отметить отсутствие источников, а также чрезвычайно слабую изученность этого аспекта функционирования татарских периодических изданий. Финансовая основа татарских периодических изданий, как правило, всегда оставалась, подобно подводной части айсберга, скрытой от взора посторонних. К тому же, практически тотальная гибель редакционных документов, включая списки абонентов, финансовую документацию и внутри-редакционную переписку. Дефицит источников побуждает исследователей опираться на косвенные сведения, или же обращаться к не вполне аутентичным данным, что может способствовать значительному искажению картины. Очевидно, что более тщательное изучение этого аспекта - дело будущего. Здесь же мне хотелось бы обозначить лишь некоторые аспекты этой проблемы.

По некоторым сведениям, из татарских дореволюционных изданий только газета «Юлдуз» была в полной мере самоокупаемой, и даже приносила владельцу (А-Х. Максуди) доход. Все остальные издания были, как правило, убыточными. Отсюда проистекала их крайняя непродолжительность. В случае, когда фактическим издателем, следовательно, и владельцем издания, являлось частное лицо, все бремя расходов ложилось на него. Говоря о дореволюционных изданиях, в самом благоприятном положении находились газета «Вакыт» и журнал «Шура», поскольку их издателями были известные татарские золотопромышленники братья Рамеевы, для которых издательский бизнес не был главным и определяющим. Поэтому и положение этих изданий, а также материальное обеспечение сотрудников редакций было более-менее благоприятное (Хзмидуллин, 2002, 77 б.).

Для налаживания издания ежедневной газеты большого формата требовался значительный стартовый капитал. Поэтому, подобное весьма дорогостоящее дело, могли себе позволить очень немногие состоятельные татары или же крупные торговые предприятия и товарищества. Традиционно основными источниками финансирования могли быть и выступали: частные средства, общественные пожертвования и сборы, доходы от подписчиков и рекламодателей, вакуфные средства, правительственные субсидии. Последние две статьи были почти недоступны для татар, поскольку вакуфы в Волго-Уральском регионе были ликвидированы, а правительственные субсидии до революции выделялись преимущественно миссионерским изданиям (газета «Дус») или очень узкому кругу мусульманских изданий, издатели-редакторы которых пользовались особым расположением властей (газета «Нур»), или считались официальными изданиями (журнал «Маглюмат») и др. Но все эти примеры, характерные для имперского периода, поскольку в 1917 г. прежняя система государственной поддержки практически рухнула.

Выпуск периодического издания был очень дорогостоящим занятием, поэтому среди новых изданий в 1917-1918 гг. было очень мало частных газет, большинство принадлежало общественным организациям или груп-

пе лиц. В условиях общественного подъема 1917 г. на первый план выходит такой ресурс, как общественные пожертвования и сборы, ставшие одной из наиболее распространенных форм сбора средств для издательской деятельности. Сумма сборов зависела исключительно от финансовых возможностей и доброй воли «респондентов». Но учитывая, что практически все из появившихся в течение 1917 г. изданий были органами общественных организаций, а не частными изданиями, этот путь был наиболее актуальным.

Например, в апреле 1917 г. на съезде тюрко-татар Туркестанского края было принято решение об издании собственной газеты. Тут же, на собрании был организован сбор средств для будущей газеты. В составе первоначального сбора (9850 рублей), наиболее крупный вклад (6000 р.) внес Торговый Дом братьев Яушевых. Кроме того, в сборе средств приняли участие представители таких известных купеческих семей, как Тюме-невы, Аитовы, Мансуровы, Тазеевы и др. Подобные пожертвования практиковались и позднее, что позволяло газете «Олуг Туркестан» выходить регулярно в течение года как национальное издание, пока она не была национализирована большевиками. Такой важный вопрос, как основание в Ташкенте современной мусульманской типографии с новыми арабскими шрифтами, также был решен с помощью средств богатейших купцов

14

края .

Очевидно, что практика эпизодического сбора средств могла на время решить проблему того или иного издания, но не меняла принципиально общую картину. При том, что на протяжении 1917 г. появляется большое количество новых, но абсолютно убыточных изданий, руководство национальными структурами попыталось решить проблему на системном уровне. В начале лета Исполнительный комитет московского «Мусульманского совета» («Милли шуро») обратился через татарскую прессу к мусульманской общественности оказать всемерную помощь мусульманской прессе, коей в стране насчитывалось не менее 30 наименований. Для этого при Икомусе был создан специальный «Фонд мусульманской печати» (Петроград, Конногвардейский пер., д. № 6), для чего в Сибирском банке был открыт специальный счет (№ 8121) (Тормыш, 1917, 15 июнь (№ 669); Тормыш, 1917, 17 июль (№ 11). Впрочем, все эти усилия были обесценены галопирующей инфляцией осени-зимы 1917 г., а затем и вовсе сведены на нет конфискационной деятельностью большевиков весной 1918 г., когда были арестованы все счета национальных организаций (Милли шура и Милли хэзинэ), а также национализированы все частные типографии.

14 Подробнее см.: Усманова Диляра, Газета «Олуг Туркестан»: татарская пресса в Туркестане (1917 -1918) // The Written und the Spoken in Central Asia = Mündlichkeit und Schriftlichkeit in Zentralasien. Festschrift für Ingeborg Baldauf. Edited by Redkollegiia. Potsdam, 2021. S. 249-284.

Новые издания и татарская пресса в первые месяцы Советской власти. Безусловно, на протяжении 1917 г. ведущими татарскими изданиями оставались те, которые сформировались в начале ХХ столетия, завоевали авторитет и популярность среди читателей еще в дореволюционный период. Прежде всего, это газеты «Вакыт» (Оренбург), «Юлдуз» и «Кояш» (обе Казань), «Тормыш» (Уфа). Они продолжали выходить на протяжении 1917 г. и были прекращены лишь с укреплением большевистской власти на протяжении первой половины 1918 г. Конечно, эти издания также переживали кризисные явления: например, весной редакцию газеты «Юл-дуз» покинули некоторые популярные журналисты; а внутри редакции газеты «Вакыт» и вовсе произошел сильнейший конфликт и раскол, вынудивший бессменного редактора издания Фатыха Карими покинуть издание и основать новое альтернативное издание («Яца вакыт», с 1 ноября 1917 г.). Тем не менее, на протяжении 1917 г. они в целом сохраняли свои лидирующие позиции. В то же время, появляются и ряд новых изданий, которые попытались выйти за пределы своего населенного пункта и стать важным и влиятельным татарским изданием.

Как правило, выход такого нового печатного органа был связан с деятельностью группы журналистов, имевших достаточно длительный опыт и определенную известность среди читательской аудитории. Например, газета «Иль» (Москва, с 23.03.1917) напрямую связана с авторитетом и популярностью Гаяза Исхаки (Исхакый, 1931)15, газета «Корылтай» (Казань, с 2.07.1917) - с журналистским опытом и публицистическим талантом Фуада Туктарова, газеты «Ирек» и «Безнец юл» (Уфа, с 30.03.1917 и 29.09.1917 соответственно) - с влиятельностью, талантами и амбициями Галимджана Ибрагимова и Фатыха Сайфи-Казанлы, газета «Олуг Терки-стан» (Ташкент, с 25.04.1917) - с журналистским опытом Кабира Бакиро-ва. Последнее издание (газета «Олуг Теркистан») - одно из самых солидных и популярных изданий из числа «новых», возникших на окраине «татарского мира»16. Безусловно, из-за усиления центробежных сил на окраинах бывшей империи, распада на протяжении осени 1917 г. связей и коммуникаций между отдельными регионами страны, а также в силу многочисленных логистических и финансовых проблем, распространение и влиятельность данного издания на рубеже 1917-1918 гг. в значительной степени были ограничены среднеазиатским регионом. Неслучайно, что с апреля 1918 г. газета перестала поступать в Казань и в другие города «внут-

15 См.: Исхакый Г. Гэзитчелек эшендэ егерме биш ел // Яца милли юл. 1931. №№ 5-9 (=сокращенная версия в современной графике: Гаяз Исхакый: тарихи-документаль ^ыентык. Казан: Жыен, 2011. Б. 81-103).

16 Подробнее его историю см.: Усманова Диляра, Газета «Олуг Туркестан»: татарская пресса в Туркестане (1917-1918) // The Written und the Spoken in Central Asia = Mündlichkeit und Schriftlichkeit in Zentralasien. Festschrift für Ingeborg Baldauf. Edited by Redkollegiia. Potsdam, 2021. S. 249-284.

ренней России». Аналогичная судьба была и у газеты «Сарай», выходившей в г. Астрахань с 8 ноября 1917 г. Но и за газетой «Сарай» была довольно длительная издательская традиция в г. Астрахань, а также журна-листско-писательский опыт Наджипа Гасрый.

Довольна типична для новых изданий была судьба газеты «Хэбэрлэр» («Новости») - органа Уральского областного мусульманско-татарского организационного комитета. Редакторы: Хасан Самакаев (№ 4-11), временные - Гали Абубакиров (№ 13), А.Ишмухамедов (№ 14). Адрес: Уральск, Казанская площадь, д. № 11 (дом Симаковой), здание «Уральского областного мусульманского организационного комитета». 23-28 сентября 1917 г. в Уральске состоялся областной съезд, который постановил издавать новую газету в качестве печатного органа. С 10 октября 1917 г. и вплоть до марта 1918 г. вместо газеты «Хэбэрлэр» стала издаваться новая газета «Мехбир», выходившая под редакторством А.Ишмухамедова. Всем подписчикам прежней газеты была обещана посылка этого издания (Мехбир, 1917, 19 октябрь (№ 1)). Редакция располагалась по старому адресу. Вскоре через прессу начался сбор пожертвований не только на издание газеты, но и для обновления полиграфической базы и типографии. Провинциальная татарская печать часто страдала от отсутствия достаточного количества арабских шрифтов. Например, некоторые номера газеты «Мехбир», из-за недостатка шрифтов, выходили с белыми полосами и в ограниченном формате (Мехбир, 1917, 25 октябрь (№ 2)). В самом начале 1918 г. редакция заказала в Казани специальные новые арабские шрифты, после получения которых планировала выходить регулярнее и при увеличенном формате издания (Мехбир, 1918, 3 гыйнвар (№ 11)).

В первые месяцы после Октябрьского переворота в состоянии татарской прессы каких-либо значительных перемен не произошло: продолжали выходить прежние издания, появлялись новые, выпуск которых планировался еще раньше и не был связан никоим образом с переменой власти. Естественно, среди татарских изданий произошел некоторый раскол по вопросу об отношении к большевикам и новым властям в целом. Несмотря на издание «Декрета о Печати» от 3 ноября 1917 г., новые власти объективно не могли реализовать многие его положения, тем более на местах, в провинции. Поэтому, некоторое время в отношении национальной прессы никаких значительных действий предпринято не было.

Первые официальные советские органы появляются лишь в январе месяце нового 1918 г. Самая первая попытка имела название «Ярлы ха-лык» («Беднота») (Петроград, 6 января). В нейтральной или враждебной по отношении к новым властям татарской прессе появление этой газеты было однозначно расценено как «рука большевиков». Но газета была явно неудачной попыткой и просуществовала недолго: вскоре финансировавшие ее большевики передали все средства команде Галимджана Ибрагимова с газетой «Чулпан».

Период с января по май 1918 г. стал своеобразным периодом двоевластия в прессе, когда наряду с новыми советскими изданиями продолжали существовать и оппозиционные, то есть «националистические», и/или политически нейтральные издания. Наиболее серьезный удар по оппозиционной прессе был нанесен в марте-мае 1918 г., когда были закрыты ведущие татарские издания, конфискованы типографии и все средства, арестованы многие редакторы и активные сотрудники редакций и пр. Процесс ликвидации оппозиционной татарской прессы совпал, или вернее, стал частью более широкого процесса ликвидации национальных организаций и национального движения в целом. Начиная с лета 1918 г. «свободная», то есть независимая от властей национальная пресса могла существовать лишь в тех регионах, которые не контролировались большевиками, то есть на окраинах. Практически ни одно из изданий, выходивших в 1917 г., не дожило до конца следующего года. Периферийные издания, являющиеся исключением, также подтверждают, что «смерть» большинства из газет была «насильственной».

Поэтому весна 1918 г. была переломной в истории татарской национальной прессы, когда борьба между нею и властями закончилась победой последних. В 1919-1920-х гг. свободная пресса на территории бывшей Российской империи являлась, скорее, исключением и была представлена одним-двумя изданиями. Следовательно, этот период, то есть март-май 1918 г., можно считать переломным рубежом, отделяющим один этап от другого. Произошла смена: дореволюционная пресса с ее характером, традициями, кругом деятелей уходила в прошлое, в небытие, уступая место национальной прессе нового типа, прессе эпохи диктатуры пролетариата и непрекращающейся Гражданской войны. Постепенно вся печать становится как по содержанию, по духу, так и по форме, партийно-государственной.

Источники и литература

1. [Mahmut Tahir] Garep harfleri bilen basilgan Tatar neçriyatinin bibliografyasi. Hezirleûçe Mahmut Tahir. Ankara, 1976. 320 S.

2. Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay C. La Presse et le mouvement national chez les musulmans de Russie avant 1920. Paris, 1964. 386 p.

3. Re§itRahmeti Arat. Kazan türklerinde periodik matbuat // Kazan. № 16 (1975). S. 7-14.

4. Taymas Abdullah (A. Battal). Rus ihtilalinden Hatiralar, 1917-1919. istanbul: Güven Basimevi, 1947. 207 s.

5. Usmanova Diliara. Tatar Periodicals (1905-1918). In: Tatar History and Civilization. Istanbul: IRCICA, 2010. P. 637-644.

6. Usmanova Dilyara. Die Tatarische Presse 1905-1918: Quellen, Entwicklungsetappen und Quantitative Analyse. In: Muslim Culture in Russia and Central Asia

from the 18th to the Early 20th Centuries. Islamkundliche Untersuchungen. Band 200. Klaus Schwarz Verlag. Berlin. 1996. S. 239-278.

7. «Шура» журналныц библиографик кYрсэткече / М.Г. Госманов, Р.Ф. Мэрданов; ф.мех-р Э.Г. Кэримуллин. Казан: «Милли китап» нэшрияты, 2000. 264 б.

8. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса (в контексте «Восток - Запад»). Казань: Татарское кн. изд-во, 2002. 240 с.

9. Баруди Г. Кызылъяр сэфэре / Китапны бастыруга эзерлэYче, кереш авт. Мэс^д Гайнетдин. Казан: Иман, 2004. 167 б.

10. Бертуган Рэмиевлэр: фэнни-биографик ^ыентык. Казан: «Рухият» нэшрияты, 2002. 368 б.

11. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала ХХ века. Казань: Татарское кн. изд-во, 1966. 435 с.

12. ЗаЪидуллин А.Ж^. «Эд-дин вэл-эдэб» журналныц библиографик кYрсэткече. Казан: «Милли китап» нэшрияты, 2003. 160 б.

13. Йез еллык матбугатымыз: Yткэне, бYгенгесе, килэчэге. Конференция (Казан, 17 мая 2005) материаллары: докладлар hэм тезислар [= Сто лет татарской периодической печати. История, современность, будущее (Материалы научно-практической конференции). Казань, 17 мая 2005 г.]. Казань: издательство КГУ, 2005. 144 с.

14. Ирек («Свобода»). 1917. 18 май (№ 14).

15. Ирек. 1917а. 22 апрель (№ 7).

16. Исхакый Г. Гэзитчелек эшендэ егерме биш ел // Яца милли юл. 1931. № 5. Б. 11-13.

17. Исхакый Г. Гэзитчелек эшендэ егерме биш ел // Яца милли юл. 1931. № 6. Б. 5-9.

18. Исхакый Г. Гэзитчелек эшендэ егерме биш ел // Яца милли юл. 1931. № 7. Б. 10-13.

19. Исхакый Г. Гэзитчелек эшендэ егерме биш ел // Яца милли юл. 1931. № 8.Б. 6-9.

20. Исхакый Г. Гэзитчелек эшендэ егерме биш ел // Яца милли юл. 1931. № 9. Б. 10-13.

21. Матбугат ху^алары диккэтенэ // Аваз («Голос»). 1917. 13 май (№ 6).

22. Мехбир («Вестник»). 1917. 19 октябрь (№ 1).

23. Мехбир. 1918. 3 гынвар (№ 11).

24. Мехбир. 1918. 3 март (№ 19).

25. Рэми И.Г., Даутов Р.Н. Эдэби CYЗлек (элекке чор татар эдэбияты 11эм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек). Казан: Татар китап нэшрияте, 2001. 399 б.

26. Рэмиев Исмэгыйл. Вакытлы татар матбугаты. Альбом (1905-1925). Казан: Гажур, 1926. 250 б.

27. Татарская периодическая печать (1905-1924). Библиографический указатель / Р.Р. Гайнанов, Р.Ф. Марданов, Ф.Н. Шакуров. Казань: Издательство «Рухият», 1999. 312 с.

28.Татарская периодическая печать начала XX века: Библиогр. указ. = XX йез башы татар вакытлы матбугаты: Библиогр. курсэткеч / Р.Р. Гайнанов, Р.Ф. Марданов, Ф.Н. Шакуров. XX йез башы татар вакытлы матбугаты. Казань: Милли китап, 2000. 316 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Тормыш. 1917. 1 июнь (№ 658).

30. Тормыш. 1917. 15 июнь (№ 669).

31. Тормыш. 1917. 16 май (№ 647).

32. Тормыш. 1917. 16 май (№ 647).

33. Тормыш. 1917. 7 июнь (№ 662).

34. Тормыш. 1917. 8 июнь (№ 663).

35. Тормыш. 1917. 9 май (№ 644).

36. Уральский хэбэрлэре // Мехбир. 1917. 25 октябрь (№ 2).

37. Усманова Диляра. «Национальная татарская периодическая печать отличается всюду одинаковостью направления...». Татарская периодическая печать 1905-1916 гг.: количественная и качественная характеристика // Симбирский научный вестник. 2013. № 3 (13). С. 147-153.

38. Усманова Диляра. Газета «Олуг Туркестан»: татарская пресса в Туркестане (1917-1918) // The Written und the Spoken in Central Asia = Mündlichkeit und Schriftlichkeit in Zentralasien. Festschrift für Ingeborg Baldauf. Edited by Redkol-legiia. Potsdam: Tethys, 2021. S. 249-284.

39. Хэбэрлэр // Тормыш. 1917. 17 июль (№ 11).

40. Хэмидуллин Л.Рэмиевлэр матбагасы // Бертуган Рэмиевлэр: фэнни-биографик жыентык / ф.мех-р М.Г. Госманов; тез.-авт. Л.Хэмидуллин. Казан: Рухият, 2002. Б. 77.

41. Яна матбугат // Ирек. 1917б. 22 апреля (№ 7).

Д.М. Госманова

Татар вакытлы матбугаты (1917-1918): инкыйлаб чорында милли матбугатны сан haM сыйфат ягыннан бэялэу тэжрибэсе

Мэкалэдэ 1917 ел - 1918 ел башында ижтимагый кYтэрелеш, революцион тетрэнулэр, туктамаучы сугыш барышында кризис куренешлэре арту, ил читендэ Yзэктэн читлэшу кечлэренен YCYе шартларында татар вакытлы матбугатынын теп Yсеш тенденциялэренэ кYЗЭTY бирелэ. Элеге теманын кинлеген, аны ейрэнудэ hэм тасвирлауда катлаулылыкларны исэпкэ алып, мэкалэдэ кYрсэтелгэн чорда татар матбугатынын сан ягыннан 11эм сыйфат ягыннан YЗгэрYе, басманын географиясе YЗгэрY hэм татар телендэ елешчэ яна вакытлы басмаларнын таралуы кебек сю-жетларга теп басым ясала. Аерым номерларны чыгару, тарату, тираж, редакция 11эм автор коллективы - болар барысы да теге яки бу басманын финанс хэленэ шактый дэрэжэдэ бэйле. Мэкалэдэ шулай ук кайбер ин типик hэм Yрнэк вакытлы басмаларнын кыскача характеристикасы бирелгэн. Сонгыларынын барлыкка килуе hэм яшэеше Россия жэмгыяте кичергэн революцион чор белэн турыдан-туры бэйле.

Ачкыч сузлэр: татар вакытлы матбугаты, терки телле денья, 1917 ел, Гаяз Исхакый, Фуад Туктаров, Галимждн Ибраhимов, Фатыйх Сэйфи-Казанлы, Кэбир Бакиров.

D.M. Usmanova

Tatar periodicals (1917-1918): the experience of the quantitative and qualitative characteristics of the national press of the revolutionary era

The article provides an overview of the main trends in the development of the Tatar periodical press during 1917 - early 1918, in conditions of social upsurge, revolutionary upheavals, the growth of crisis phenomena against the background of the ongoing war, the strengthening of centrifugal forces on the outskirts of the country, etc. Given the vastness of this topic, the difficulties in its study and description, in this article the main emphasis was placed on such topics as the main trends in the quantitative and qualitative changes in the Tatar press during the specified period, the transformation of the geography of the publication and, in part, the spread of new periodicals in the Tatar language. Establishment of production, distribution, circulation, editorial and authoring team - all this largely depended on the financial condition of a particular publication. The article also provides a brief description of some of the most typical and illustrative periodicals, whose appearance and functioning was directly related to the revolutionary era experienced by Russian society.

Keywords: Tatar periodicals, Turkic-speaking world, 1917, Gayaz Iskhaki, Fuad Tuktarov, Galimjan Ibragimov, Fatykh Saifi-Kazanli, Kabir Bakirov.

Информация об авторе:

Усманова Диляра Миркасымовна - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Института международных отношений Казанского федерального университета (г.Казань, Российская Федерация); e-mail: dusmanova2000@mail.ru

Госманова Дилэрэ Миркасыйм кызы - тарих фэннэре докторы, Казан фе-дераль университетыньщ Халыкара багланышлар институты Ватан тарихы кафед-расы профессоры (Казан шэhэре, Россия Федерациясе).

Usmanova Dilyara M. - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Russian History, Institute of International Relations, Kazan Federal University (Kazan, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.