Том 156, кн. 6
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гуманитарные науки
2014
УДК 070.19
ЭТАПЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЯЗА ИСХАКИ
В.З. Гарифуллин, А.З. Мубаракзянова
Аннотация
В статье анализируется деятельность выдающегося организатора татарской периодической печати, писателя, драматурга и общественного деятеля Гаяза Исхаки, богатое творческое наследие которого стало доступным для исследователей лишь в 90-е годы ХХ века. Выделены три основных этапа журналистской и публицистической деятельности Г. Исхаки: 1) в 1905-1913 гг. он придерживается идеологии социал-революционеров, активно выступая против режима самодержавия; 2) в 1913-1917 гг. становится сторонником реализации демократических завоеваний в интересах своей нации; 3) 19171939 гг. характеризуются борьбой против советского строя в условиях эмиграции. Изучение творческого наследия Г. Исхаки актуально для восполнения белых пятен в истории татарской журналистики.
Ключевые слова: Гаяз Исхаки, татарская журналистика, статья, редактор, эмигрантская пресса.
Периодическая печать прошлого столетия является одной из важнейших составляющих духовной жизни татарского народа. В ней поднимались острые и злободневные вопросы, касающиеся всех сторон общественно-политической и социально-экономической жизни. Создавалась периодика такими бескорыстно преданными народу талантливейшими журналистами, как Габдулла Тукай, Гаяз Исхаки, Фатих Амирхан, Шариф Камал, Галиасгар Камал, Фатих Карими, Риза Фахрутдинов, Галимджан Ибрагимов, Сагит Рамеев, Камил Мотыйги, Фуад Туктаров и др. Этими выдающимися деятелями были заложены журналистские традиции, которые развивались до тех пор, пока социалистическая революция и последовавшие затем сталинские репрессии не уничтожили цвет нации и её периодическую литературу. К сожалению, роль названных личностей в становлении и развитии татарской журналистики до сих пор остаётся неисследованной, за исключением Г. Тукая [1]. Между тем изучение вклада отдельных публицистов в создание системы татарской периодической печати в России и за рубежом и анализ их творчества позволили бы воссоздать полную картину зарождения, становления и эволюции системы татароязычных СМИ в целом.
Одним из выдающихся организаторов татарской периодической печати был писатель, драматург и общественный деятель Гаяз Исхаки (1878-1954), ставший инициатором издания свыше десяти татарских газет и журналов в течение 1-й половины ХХ в. Его издания быстро набирали вес и оказывали активное влияние на общественное мнение того времени. Богатое творческое наследие
этой неоднозначной личности стало доступным лишь в 90-е годы ХХ в., после исчезновения искусственных барьеров на пути изучения произведений, не соответствующих идеологическим установкам бывшей советской страны. За духовную реабилитацию Гаяза Исхаки одним из первых взялся известный литературовед, профессор Казанского университета Ибрагим Нуруллин [2, 3]. Позднее его дело достойно было продолжено учёными Х.Ю. Миннегуловым [4], Ф.М. Мусиным [5], М.Д. Сахаповым [6, 7] и др.
В последние годы были защищены диссертации, посвящённые в основном различным аспектам литературного творчества Гаяза Исхаки [8-19], хотя нередко упоминается и о его богатом публицистическом наследии. Так, в исследованиях Х.Ю. Миннегулова анализируются не только художественные, но и публицистические произведения Исхаки, опубликованные в журнале «Милли юл» («Путь нации»), а также даётся характеристика татарской эмигрантской периодической печати 1-й половины ХХ века, при этом особо выделяется роль Исхаки в организации данной системы [4]. В монографии Л.Р. Усмановой о тюрко-та-тарской диаспоре в Северо-Восточной Азии также подчёркивается выдающаяся роль Гаяза Исхаки в организации эмигрантской печати [20]. Но всё же имеющиеся в этой области исследования представляют собой лишь статьи общего характера или же ограничиваются перечислением газет и журналов, где он выступал со своими публикациями.
В то же время деятельность Гаяза Исхаки как организатора периодической печати, редактора, а также пламенного публициста на всех этапах его продолжительной жизни до сих пор в полном объёме не изучена. По фрагментарной информации трудно воссоздать всю богатую палитру его журналистского и публицистического творчества, что подтверждает необходимость системной, научно обоснованной разработки данной темы. Целью настоящей статьи является классификация основных этапов его публицистической деятельности.
Гаяз Исхаки, родившийся в период набиравшего силу джадидского движения, сначала получает знания в медресе д. Яуширма, затем в 1890 г. переходит в Чистопольское медресе, где начинали преподавать по новому методу. В 1893 г. он переезжает в Казань и продолжает повышать свои знания в Приозёрном медресе, где более радикально подходили к обучению по новым методикам. В период учёбы в этом заведении юноша знакомится с газетой «Тэр^еман» («Переводчик»), с упоением читает турецкие повести и романы из личной библиотеки своего наставника Хади Максуди. Позднее, в 1898 г., Исхаки поступает в Татарскую учительскую школу и успешно заканчивает её в 1902 г. В этот период Г. Исхаки увлекается просветительскими идеями и активно участвует в реформаторском движении в области образования, тщательно изучает просветительскую литературу. Будучи на 4-м курсе Татарской учительской школы, Исхаки становится членом нелегального общества «Тэрэккый» («Прогресс»), которое начинает борьбу против самодержавия и национального угнетения. Их оружием в этой борьбе были рукописные газеты и публицистические письма. Возможно, именно тогда Исхаки понимает, что разрозненность тюркского народа и отсутствие национальной периодики - одна из главных причин слабости национального движения.
Первый этап журналистской деятельности Исхаки начинается после того, как осенью 1905 года видный политик того времени Юсуф Акчура приглашает его на работу в свою газету «Казан мехбире» («Казанский вестник»). Несмотря на столь лестное предложение, Исхаки мечтает быть редактором своей собственной газеты. Сначала он подаёт прошение на открытие газеты «Тац» («Заря»), потом «Херрият» («Свобода»), но получает отказы. Ему ничего не остаётся, как найти надёжного человека, который согласился бы стать подставным, фиктивным редактором его газеты, - им становится М. Путиляков. Так на свет появилась газета Гаяза Исхаки «Тац йолдызы» («Утренняя звезда»). Скоро М. Пути-лякова заменяет Ф. Туктарый, позднее - С. Рамиев, но независимо от того, чья фамилия указывалась под словом редактора, фактическим редактором и человеком, который создавал сам дух газеты, всегда оставался сам Гаяз Исхаки. Он же являлся автором самых важных и серьёзных политических статей, которые выходили под псевдонимами Чингиз и Япанчи. Среди 65 номеров этой газеты трудно найти такой, в котором не было бы его материала. Газета активно пропагандирует социал-демократическую идеологию, отражая интересы крестьян и рабочих. Издание ратует за то, чтобы все религиозные и национальные задачи решались открыто. Исхаки призывает людей объединиться вокруг газеты, выдвигая воинствующий лозунг «Только в жестокой схватке обретёшь своё право!». Газета внимательно отслеживает революционное движение в стране, работу Думы, активно обсуждает национальные и культурные проблемы, пропагандирует дружбу народов. Залогом мирного процветания страны Исхаки считает наличие равных гражданских прав и свобод у всех народов и наций.
В 1906 г. Г. Исхаки вместе со своими сторонниками Ф. Туктаровым и Ш. Мухамедьяровым основал близкую российским социалистам-революционерам политическую организацию «Тацчилар» , наименование которой перекликается с названием газеты «Тац йолдызы». Первый номер этой газеты увидел свет 18 мая 1906 г. Как было сказано, главным идейным руководителем и неофициальным редактором «Тац йолдызы» был Гаяз Исхаки. Газета стала рупором и пропагандистом социалистических идей эсеров, критиковала либералов. Исхаки считал самодержавие главным препятствием для татарского народа на пути к демократии, что и послужило одной из главных причин поддержки тангистами политической платформы эсеров. Политическая программа тангистов включала лозунги социального равенства и общегражданских политических свобод, поддержку простого народа, была направлена против зажиточных слоёв общества, чиновников и мулл, которые были на стороне царского правительства.
Эти идеи находят отражение прежде всего в публикациях самого Г. Исхаки. Его материалы, направленные против монархии, призывающие к насильственной конфискации земли у помещиков, пропагандирующие общинное землевладение, определяют основное направление издания. В номере от 29 мая 1906 г. в концептуальной статье «Наша цель и нация», автором которой является Чингиз (один из псевдонимов Г. Исхаки), подчёркивается мысль о необходимости всенародной борьбы для создания в России народного правительства. Автор ясно говорит о национальном самоопределении, национальной автономии как
1 По-русски членов данной организации называли тангистами (от слова тац 'утро, заря').
конечной цели социальной и классовой борьбы, развернувшейся на огромных пространствах империи (ИГ6, б. 27-30).
Газета «Тац йолдызы» как орган социал-революционеров принимала самое активное участие в национально-освободительном движении и оставила глубокий след в истории национальной печати. После закрытия этой газеты появляются новые издания «Тац мэ^мугасы» («Утренний альманах») и «Тавыш» («Голос»), которые продолжают начатое дело, работая под чутким руководством Гаяза Исхаки. И здесь он вынужден был прикрываться фиктивными редакторами, которыми стали Х. Абузаров и Г. Биккенин, но это ничего не меняет: Г. Исхаки всё так же выступает на страницах газеты с острыми критическими статьями. Например, в статье «Дума» он говорит о несостоятельности II Государственной думы, не способной выносить дельные и полезные для народа решения (ИГ6, б. 108-109).
Интересные и актуальные даже для нашей современности мысли содержит статья-рецензия на книгу неизвестного автора «История России» (ИГ6, б. 117119). Хотя в целом Г. Исхаки даёт положительный отзыв этой книге, вместе с тем он упрекает автора в том, что тот слишком идеализирует некоторых правителей империи. В том же номере газеты «Тац мэ^мугасы» (а в свет вышли только 2 номера этого издания) печатается памфлет Исхаки «Махмуд бай», где высмеивается оренбургский миллионер Махмуд Хусаинов, который предпочёл растранжирить деньги в кабаке, нежели протянуть руку помощи своим соплеменникам, оказавшимся в тюрьме за то, что боролись за процветание своей нации (ИГ6, б. 119-121).
В годы Первой русской революции Гаяз Исхаки, став активным участником политических событий, попадает под строгое наблюдение жандармерии, а когда возникает опасность ареста, ему приходится привыкать к кочевому образу жизни. Необходимость постоянно скрываться, прятаться не мешает писателю всерьёз заняться журналистикой. В период с конца 1906 г. по апрель 1913 г. Исхаки на собственном опыте ощущает все тяготы тюремной жизни. Его то сажают за решётку, то освобождают, то отправляют в ссылку, откуда он нелегально возвращается домой. Несмотря на частые переезды, он не теряет своей журналистской и публицистической активности. Особую активность он проявляет в написании рецензий на популярные произведения татарских писателей и вносит большой вклад в развитие основных идейно-эстетических направлений развития национальной литературы. Основным лейтмотивом публицистических произведений 1-го периода публицистического творчества Гаяза Исхаки является критика царского режима и призыв к освобождению рабочих и крестьян от гнёта самодержавия в духе социал-революционеров.
По случаю 300-летия династии Романовых 4 апреля 1913 г. Исхаки был освобождён из политической ссылки, после чего начинается второй этап его журналистской деятельности. Хотя весть об освобождении писателя татарской общественностью встречается с большой радостью и надеждой, власти этих чувств явно не разделяют. Гаязу Исхаки запрещается жить в Казани, в октябре 1913 г. он приезжает в Петербург. Ни постоянные преследования властей, ни опасность ареста не могут стать для него препятствием на пути открытия новой газеты. Так в свет выходит его собственная газета «Ил» («Страна»). Это первая
газета, где фактическим редактором является он сам. В её редколлегии собирается круг весьма именитых и весомых журналистов и писателей того времени: среди авторов статей мы можем постоянно видеть такие фамилии, как Й. Акчура, М. Бигиев, З. Валиди, М. Гафури, С. Рамиев, Ф. Туктаров и др. В 1913 г. в кругу друзей Г. Исхаки празднует свой 35-летний юбилей. Это обычное, на первый взгляд, торжество было примечательно тем, что Исхаки в последний раз отметил свой день рождения на родине, вместе с близкими.
Через некоторое время редакция газеты «Ил» переезжает из Петербурга в Москву. Газета называет себя изданием, освещающим земельно-хозяйственные вопросы, но главными темами всегда остаются проблемы сохранения и развития культуры и науки татарского народа. В газете часто печатались статьи, призывавшие народ к борьбе за свои права, за свободу мысли, и цензура не заставила себя долго ждать. На некоторые номера газеты накладывается арест, а потом и вся газета признаётся политически вредной и вовсе закрывается. Продолжая традиции газеты «Ил», в Москве Гаяз Исхаки издаёт газеты «СYЗ» («Слово») (1915-1916) и «Безнец юл» («Наш путь») (1916-1917).
После возвращения из ссылки журналистская деятельность писателя-публициста отличается разнообразием тем и жанров. Г. Исхаки освещает общественно-политические и национальные проблемы, описывает и анализирует события Первой мировой войны, разоблачая хищническую природу империалистической войны, которая в первую очередь является опасной для малых народов. В статьях «Турецко-греческие отношения», «Наши дела», «Дума открылась», «Мусульмане Карса», «Война и мир ислама», «Труд лашманов», «Во сколько обходится война?» (ИГ7) Г. Исхаки доказывает огромный ущерб, нанесённый данной войной турецко-татарскому миру.
Мировоззрение Г. Исхаки на втором этапе его творчества претерпело существенные изменения: усомнившись в идеях классовой борьбы, он тяготеет к национализму, то есть начинает защищать точку зрения, согласно которой для достижения национальной свободы необходимо бороться, объединив различные социальные слои. Особенно ярым националистом Гаяз Исхаки становится начиная с 1917 года. Победа буржуазно-демократической революции в России в феврале 1917 г. резко меняет обстановку в национальном движении: общегражданские политические свободы стали реальностью. В этих условиях перед социально-демократическими силами на первый план выходят задачи устройства национальной жизни, реализации демократических завоеваний в интересах своей нации. Меняются и политические взгляды Гаяза Исхаки, для которого главной темой становится единство нации. Он принимает активное участие во Всероссийском мусульманском съезде, который проходит в Москве с 1 по 11 мая 1917 г., и публикует цикл отчётов о нём в газете «Ил». В этих публикациях чётко выражена его позиция по вопросу национального вопроса в России: он открыто начинает критиковать политику большевиков.
В первом же отчёте под заголовком «Вэкиллэр эшкэ» («Делегаты - за работу»), опубликованном в номере от 2 мая 1917 г., он возлагает большие надежды на работу мусульманского съезда, который сможет объединить всю тюрко-татар-скую нацию России (ИГ9, б. 17-20). В дальнейших материалах из этого цикла анализируется ход работы съезда, излагаются программные взгляды различных
партий и течений по обустройству будущей страны. В 1917 г. в этой же газете Г. Исхаки публикует большое количество статей, посвящённых возможному национальному самоопределению татар в результате Февральской революции. Так, в статье о мусульманском празднике Гаид среди самых заветных пожеланий он не забывает упомянуть о будущей государственности российских мусульман (ИГ9, б. 157-159).
После Октябрьской революции начинается жёсткое преследование всевозможных национальных организаций и их печатных органов. В 1918 г. по решению укрепившейся к тому времени власти большевиков национально-патриотическая газета «Ил» прекращает своё существование. В подобных условиях не приходится говорить о плюрализме мнений, деятельности каких-либо организаций, защищающих национальные интересы. Гаязу Исхаки даже жить в своей стране становится небезопасно. И тогда в его жизни начинается новая эпоха -период эмиграции, который обусловливает начало третьего, завершающего этапа его публицистической деятельности.
В 1919 г. Гаяз Исхаки в качестве представителя штата «Волга-Урал» отправляется на Версальскую мирную конференцию и больше не возвращается в Россию. Сначала он едет в Харбин, затем переезжает в Европу, живёт во Франции, Германии, Польше. Везде выступает, издаёт татарские газеты, создаёт политические организации в Маньчжурии, Германии и Турции, объединяет в Варшаве эмигрантов разных национальностей в организацию антисталинской направленности.
Во время пребывания на Дальнем Востоке, где тогда проживала значительная часть эмигрантов-татар, Г. Исхаки организовал издание газеты «Милли байрак» («Знамя нации»), которая беспрерывно выпускалась в г. Мукден до начала августа 1945 г. (всего было напечатано 440 номеров). Газета распространялась в Финляндии, Германии, Японии, Китае, Египте, Саудовской Аравии и других странах. На страницах газеты были напечатаны десятки статей Гаяза Исхаки, в том числе «Движение против Коминтерна», «В тюрко-арабском мире», «Политическая ситуация в Европе», «В чём суть культурно-национальной автономии?», «20-летие милли меджлиса», «Татары Финляндии», «Русификаторская политика Советов», «Основы нашего будущего» и другие (ИГ11-ИГ12). Эти публикации пронизаны духом борьбы за сохранение татарской нации, её культуры, национального самосознания и независимой будущности. Газету «Милли байрак» с полным основанием можно назвать энциклопедией жизни и судьбы татарских эмигрантов. Она прекратила свою деятельность после вступления на территорию Маньчжурии советских войск в августе 1945 г. Её сотрудники были арестованы органами советской контрразведки и длительное время находились в заключении.
С 1928 по 1939 г. Исхаки издавал в Берлине журнал «Милли юл» («Национальный путь») и «Яца милли юл» («Новый национальный путь»), в которых на основе очень богатых фактических материалов регулярно подвергал резкой критике политику большевиков в Татарской и Башкирской советских республиках. Журнал «Милли юл» стал центральным изданием всех татар-эмигрантов. Основной тематикой издания была борьба против большевистской России. Большинство материалов были написаны Гаязом Исхаки и посвящены проблемам
настоящего и будущего татарского народа в условиях правления большевиков. Антибольшевистская тема в творчестве Исхаки является своеобразным продолжением антиимперской тематики в условиях царской России. По его утверждению, политика большевиков, направленная на ликвидацию малых наций, является прямым наследием политики царского самодержавия. Данный тезис наиболее ярко проявляется в серии его статей под общим названием «Будущее России», опубликованной в ряде номеров журнала «Милли юл» в 1929 г. (ИГ 10, б. 8-59).
Во всех статьях Гаяза Исхаки, опубликованных в журнале «Милли юл», содержится острая критика советской власти, красной нитью проходит идея несправедливости правительства СССР, его беспринципности и непоследовательности в выражаемых лозунгах. Так, в статье «В Татарстане проводится сплошная коллективизация», опубликованной в 1930 г. в № 2, Г. Исхаки раскрывает суть коллективизации в Советской России (ИГ10, б. 108-115). Анализируя планы большевиков, он предрекает трагические последствия спешной коллективизации, проводимой большевиками под благими лозунгами, приводит цифры, показывающие высокие темпы коллективизации, и доказывает неэффективность коллективизации для повышения урожайности сельского хозяйства (все данные приведены из доклада представителя правительства Татарстана Исмаева на съезде Советов). В конце произведения публицист прочит в будущем крах системе коллективизации, который действительно случился спустя 6 десятилетий после опубликования этой статьи.
Издания, редактируемые Гаязом Исхаки на 3-м этапе творческой деятельности, представляют для исследователей наибольший интерес с точки зрения журналистского мастерства, так как именно они унаследовали богатые традиции дооктябрьской татарской периодической печати. Публицистическая активность Г. Исхаки снижается вместе с закрытием журнала «Яца милли юл» в 1939 г. по решению германского правительства. Последние годы своей жизни Гаяз Исхаки прожил в Турции, где и умер в 1954 г. Его оригинальное публицистическое наследие, наряду с богатым литературным творчеством, нуждается в дальнейшем кропотливом изучении для восполнения белых пятен в истории татарской журналистики.
Summary
V.Z. Garifullin, A.Z. Mubarakzyanova. Stages in Gayaz Ishaki's Journalistic Activity.
The article deals with the work of an outstanding organizer of Tatar press, writer, playwright and public figure - Gayaz Ishaki. His rich artistic heritage became available for researchers only in the 1990s. We identify three main stages in Ishaki's journalistic activity. In 19051913 he adhered to the ideology of Social Revolutionaries and actively opposed the regime of autocracy. From 1913 to 1917 he was a supporter of democratic conquests in the interests of his nation. The third stage (1917-1939) was characterized by a struggle against the Soviet regime in emigration. The study of Ishaki's creative heritage is important for filling the blank spaces in the history of Tatar journalism.
Keywords: Gayaz Ishaki, Tatar journalism, article, editor, emigrant press.
Источники
ИГ6 - Исхаки Г. Эсэрлэр: 15 т. - Казан: Тат. кит. нэшр., 2005. - Т. 6. - 447 б.
ИГ7 - Исхаки Г. Эсэрлэр: 15 т. - Казан: Тат. кит. нэшр., 2008. - Т. 7. - 366 б.
ИГ9 - Исхаки Г. Эсэрлэр: 15 т. - Казан: Тат. кит. нэшр., 2012. - Т. 9. - 415 б.
ИГ10 - Исхаки Г. Эсэрлэр: 15 т. - Казан: Тат. кит. нэшр., 2013. - Т. 10. - 527 б.
ИГ11 - Исхаки Г. Эсэрлэр: 15 т. - Казан: Тат. кит. нэшр., 2011. - Т. 11. - 399 б.
ИГ12 - Исхаки Г. Эсэрлэр: 15 т. - Казан: Тат. кит. нэшр., 2012. - Т. 12. - 471 б.
Литература
1. Эгъзамов Ф.И. Тукай - журналист. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. - 271 б.
2. Нуруллин И.З. Возвращение Гаяза Исхаки // Вечерняя Казань. - 1988. - 17 окт.
3. Нуруллин И.З. Во имя научной объективности // Дружба народов. - 1989. - № 8. -С. 248-250.
4. Миннегулов Х.Ю. Творчество Гаяза Исхаки в эмиграции. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2004. - 384 с.
5. Мусин Ф.М. Гаяз Исхакый (Тормышы hэм эшчэнлеге). - Казан: Тат кит. нэшр., 1998. - 189 б.
6. Сэхапов М.Д. Исхакый ижаты. - Казан: Мирас, 1997. - 368 б.
7. Сахапов М.Д. Исхаки и татарская литература XX века.- Казань: Дом печати, 2003. -608 с.
8. Абдулбариева Т.А. Традиции классицизма в драматургии Гаяза Исхаки (к проблеме мотивов государственности): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2010. -27 с.
9. Габидуллина Ф.И. Гаяз Исхакыйньщ романчыл иждты: Автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. - Казан, 2004. - 24 б.
10. Гайнанова Л.М. Художественное пространство и время в прозе Гаяза Исхаки: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2010. - 24 с.
11. Губайдуллина Г.Ф. Языковые и стилистические особенности ранней прозы Гаяза Исхаки: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2001. - 21 с.
12. Исмагилова Г.К. Лексика романов Гаяза Исхаки «Нищенка», «Мулла Бабай»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2008. - 26 с.
13. Кадырова А.О. Пьесы Исхаки на тему интеллигенции - аспект «новой драмы»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2007. - 27 с.
14. Каримова А.А. Идейно-эстетическая эволюция проблемы феминизма в творчестве Г. Исхаки: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2000. - 27 с.
15. Самитова С.Г. Идейно-эстетическая эволюция творчества Г. Исхаки (1914-1917 гг.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
16. Хайруллина Д.М. Образ женщины в русской и татарской литературе 1890-1917 годов: На примере творчества Г. Исхаки и М. Горького: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2005. - 24 с.
17. Харрасова Р.Ф. Ранняя проза Гаяза Исхаки в контексте литературных взаимосвязей (1895-1905): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
18. Шагбанова Х.С. Проблема личности в творчестве Г. Исхаки: Дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 2005. - 318 с.
19. Шакирова Г.М. Синтаксическая организации текста художественной прозы Гаяза Исхаки: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2009. - 23 с.
20. Usmanova L. The Turk-Tatar Diaspora in North East Asia. Transformation of Consciousness: a Historical and Sociological Account Between 1898 and the 1950 s. - Tokyo: Rakudasha, 2007. - 367 p.
Поступила в редакцию 02.06.14
Гарифуллин Васил Загитович - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой татарской журналистики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]
Мубаракзянова Алия Загировна - соискатель кафедры татарской журналистики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]