Научная статья на тему 'ТАТАРСКАЯ ОБЩИНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН РУБЕЖА XIX-XX ВВ'

ТАТАРСКАЯ ОБЩИНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН РУБЕЖА XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ТАТАРЫ / НИЖНИЙ НОВГОРОД / ТүБәН НОВГОРОД / КАПИТАЛИЗМ / НАЦИЯ / ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сенюткина Ольга Николаевна

В статье рассматриваются специфические черты жизни татарской общины города Нижнего Новгорода в конце XIX - начале XX в. Выявлены тенденции включения татар в полиэтничное городское пространство и влияние на этот процесс Нижегородской ярмарки. Развитие татарской общины неизбежно порождало частичную ассимиляцию татар, особенно в условиях утверждения капиталистических отношений. Тем не менее, медленно, но верно происходило формирование отдельных национальных черт: прежде всего, укреплялись экономические связи внутри татарской махалли (общины, прихода).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR COMMUNITY OF NIZHNY NOVGOROD IN TERMS OF SOCIO-ECONOMIC CHANGES OF THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

The article is focused on specific features of life of the Tatar community of Nizhny Novgorod at the end of the XIX - beginning of the XX century. There have been revealed tendencies of the Tatars’ inclusion in polyethnic urban space and the influence of Nizhny Novgorod Fair on this process. The development of the Tatar community inevitably generated a partial assimilation of the Tatars, especially in the conditions of the establishment of capitalistic relations. Nevertheless, slowly but surely, the formation of several national features was taking place: first of all, economical relations within Tatar mahalla (community, parish) was being strengthened.

Текст научной работы на тему «ТАТАРСКАЯ ОБЩИНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН РУБЕЖА XIX-XX ВВ»

УДК 930

О.Н. Сенюткина

Татарская община Нижнего Новгорода в условиях социально-экономических перемен рубежа Х1Х-ХХ вв.

В статье рассматриваются специфические черты жизни татарской общины города Нижнего Новгорода в конце XIX - начале XX в. Выявлены тенденции включения татар в полиэтничное городское пространство и влияние на этот процесс Нижегородской ярмарки. Развитие татарской общины неизбежно порождало частичную ассимиляцию татар, особенно в условиях утверждения капиталистических отношений. Тем не менее, медленно, но верно происходило формирование отдельных национальных черт: прежде всего, укреплялись экономические связи внутри татарской махалли (общины, прихода).

Ключевые слова: модернизация, социально-экономическая жизнь, татары, Нижний Новгород, капитализм, нация, ислам.

Социально-экономические условия жизни российских татар менялись на рубеже Х1Х-ХХ столетий, прежде всего, из-за изменения экономических ценностных установок российской цивилизации. Переход к утверждению капиталистического стиля жизни, безусловно, влиял на татар города Нижнего Новгорода.

Цель статьи - проанализировать, в чем заключались конкретно-исторические особенности вхождения в капитализм нижегородских городских татар.

Прежде всего, отметим, что историческим социокультурным пространством татар Нижегородчины является, в первую очередь, не город Нижний Новгород, а юг и юго-восток области, где тюрки расселялись с доордынских времен. Речь идет о передвижениях тюрок из степи, с которой напрямую стыкуется нижегородская земля, и из Волжской Булгарии, располагавшейся по соседству. Исторические обстоятельства политического характера (падение Золотой Орды, движение российской границы на восток и др.) привели к тому, что юг Нижегородчины (арзамасские земли) потерял значение того пространства, где могли компактно проживать татары. Местом их компактного расселения остался юго-восток края - земли алатырские и курмышские. В конечном итоге лесостепная зона области оказалась административно подконтрольной Нижнему Новгороду, губернскому, а затем областному центру.

Для российского «татарского мира» в целом нижегородские мишари были частью окраины, за которой начинался «русский мир». Настроения нижегородских сельских татар, как правило, отличало либо тяготение к Казани как центру культуры, либо самостоятельное, довольно обособленное традиционное существование в рамках полиэтничного региона. Русским населением Нижегородчины, которое было и остается в большинст-

ве, юго-восток края воспринимался как граница традиционно православного мира, за которой начиналось иное конфессиональное пространство -мусульманское.

Что касается татар, живших в самом Нижнем Новгороде, то их историческая судьба имеет свою специфику в отличие от истории татар-селян. Качественные отличия определяются как раз тем, что эта часть нижегородских татар (все в большей и большей степени) окуналась в полиэтнич-ный мир города. Происходило это не сразу и довольно медленно в течение ряда поколений.

Процесс становления татарской общины реконструировать сложно из-за скудости источников. Письменные источники, отражающие этот сюжет, - это, прежде всего: фрагмент Писцовой книги 1621-1622 годов по Нижнему Новгороду (Писцовая книга, 1896) с указанием на наличие пяти дворов с постоянными татарскими жителями, а также незначительные сведения из Олеария. Известный путешественник отмечал, что «...народонаселение в Нижнем состоит из русских, татар и немцев, которые все суть подданные великого князя и управляются особым воеводою.» (Олеарий, 1890, с.11-26).

Что касается историографии, то к средневековой истории татарской общины города Нижнего Новгорода обращались, в числе первых, члены НГУАК (Нижегородской губернской ученой архивной комиссии), приводившие в своих сборниках некоторые архивные данные о татарах в Нижнем, также весьма скудные. Указанная тема, невостребованная в советские времена, вновь обрела свой смысл с конца прошлого столетия и продолжает интересовать современных авторов (Сенюткин, 2001; Мухетдинов, 2006; Хайретдинов, 2014).

Однако, на наш взгляд, рубеж Х1Х-ХХ столетий в истории татарской общины города Нижнего Новгорода требует дополнительного внимания. И не только потому, что именно в то время происходили кардинальные сдвиги в жизни татар интересующего нас региона, идущие от внешних общероссийских факторов воздействия, но и в связи с тем, что история татар самого Нижнего в меньшей степени освещена в исторической литературе.

Если татары-селяне юго-востока Нижегородчины уходили в указанный период, испытывая малоземелье, в города Российской империи, на запад вплоть до финляндских окраин, погружаясь все больше и больше в торговую и промышленную жизнь, то судьбы татар Нижнего и городов губернии складывались несколько иначе.

Позволим себе несколько слов о самом губернском центре рубежа Х1Х-ХХ столетий. Всего в Нижнем Новгороде, по данным Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, проживало 90100 человек. В списке городов того времени Нижний стоял на 23 месте по количеству жителей (Первая всеобщая перепись).

Экономическая жизнь города Нижнего Новгорода развивалась в XIX веке весьма активно, чему способствовала ярмарка, открывшаяся на Стрелке (месте слияния Оки и Волги) в 1817 году. Поясним, что река Ока делит город на две части: нагорную - верхнюю, на Дятловых горах и заречную - нижнюю. Село Кунавино, расположенное в заречной части, стало крупной купеческой слободой, позже здесь создаются промышленные предприятия. В составе населения Кунавинской слободы появляются татары, которые, будучи заинтересованными в торговой деятельности, остаются здесь на жительство. Постепенно формируется еще одно место традиционного проживания татар, кроме пространства «на горе» (о чем сказано выше), но теперь уже за рекой, вблизи ярмарки. В 1862 году было завершено строительство железной дороги Москва - Нижний Новгород с вокзалом в Кунавино, что также активизировало экономическое развитие города. В ходе модернизации экономики возрастает значение Кунавин-ской слободы и ее роли как связующего звена татар двух разделенных рекой исторических мест их расселения.

Для Кунавинской слободы (ныне Канавинский район Нижнего Новгорода) исторические условия развития были более благоприятными, нежели для Солдатской слободы, которая формировалась также в XIX веке, но уже на другой основе: ее топоним подтверждает, что в результате расселения отставных солдат на окраине города появляется слобода с названием Солдатская. Но относительная отдаленность от ярмарки (разделение рекой Ока) не означала, что проживание в Солдатской слободе перекрывало пути экономического развития. Тем более, что шла модернизация экономики и экономические связи укреплялись.

Татарская часть населения слободки пополнялась медленно, но, тем не менее, пополнялась. Не все татары, отслужившие длительный срок в российской армии, возвращались в родные селения. Некоторые оседали в городах. Одним из мест такого оседания и стала окраина Нижнего Новгорода, откуда уходил путь на Казань, так называемый Казанский тракт. Движение из Слободки к реке Ока осуществлялось по Казанскому съезду и приводило к нижней части города, где располагались склады и торговые точки. Понятно, что расположение Солдатской слободки было также экономически перспективным, поскольку это был перекресток дорог (Большая Печерская, Казанский съезд и Казанский тракт), которые надо было обслуживать, чем и занимались издавна ямщики.

Сенная площадь, расположенная на этом пересечении дорог, тоже имела свою историю. Ее прообразом был торг сеном на Благовещенской площади (сейчас площадь Минина). Сено, корм лошадей, необходимый продукт для обеспечения движения в те времена, продавали прямо-таки рядом с главными воротами Нижегородского кремля, перед Дмитриевской башней. Это не могло устраивать администрацию города из-за большого количества мусора, оставляемого после торговли. В результате сенной торг был перенесен на тот перекресток дорог, о котором шла речь, на гра-

ницу города. Таким образом, в 1828 году возникла Сенная площадь (существует и сегодня). Вот тут на Сенной площади татары и смогли применить свои традиционные навыки работы с конем: прекрасное знание его и умение обращаться с ним. Торговля сеном и работа на гужевом транспорте стали для них вполне подходящими и выгодными делами. Масштабы торговли являлись здесь, конечно, несопоставимыми с ярмарочными, но достаточными для проживания. Расширение татарской общины не могло быть в силу этого стремительным, оно происходило естественным путем за счет рождения детей, но не миграционных процессов.

В социокультурном пространстве нагорной части Нижнего в начале XX столетия существовало тем самым ярко выраженное соприкосновение татарской общины города с внешней, прежде всего, русской, окружающей средой. Символом доминирования русского православного фактора было наличие в архитектурном ландшафте храма в честь Живоначальной Троицы, построенного между ул. Жуковской (ныне улица Минина) и Большой Печерской на месте старой Сенной площади. (Церковь была разрушена в 1930-х гг.).

Из сказанного ясно, что причин быстрого численного роста татарской общины «на горе» не было, но и причин исчезновения ее также не существовало. К профессиональным занятиям городских татар можно отнести, среди прочего, обслуживание гужевого транспорта (грузовой и пассажирский). Транспорт приводился в движение с помощью такой тягловой силы, как лошади, использовались и сани, и повозки в зависимости от времени года. Этот вид передвижения был основным и единственным в Нижнем Новгороде до появления железной дороги, но и после создания железнодорожного вокзала и железнодорожной ветки люди, жившие «на горе», не обходились без этого транспорта. Конные экипажи использовались людьми разного статуса - и татары Солдатской слободки нашли свое место в этой сфере деятельности. Так, братья Бадамшины, Мифтях и Фаттях, имели около тридцати повозок гужевого транспорта, занимались перевозкой грузов. Являясь состоятельными людьми (в собственности у них была земля, большой двухэтажный дом на Солдатской набережной с придомовыми постройками), Бадамшины, будучи в руководстве татаро-мусульманской общины, могли себе позволить активно участвовать в возведении соборной мечети «на горе» деньгами и помощью в подвозе стройматериалов (ЦАНО. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 9120. Л. 138).

Часть татар торговала сеном и часто тряпьем: и недалеко от места проживания, и в самом городе, а в сезон на ярмарке, отдельные люди искали себя в черных работах: и на ярмарке, и в городе (дворники, прислуга и пр.). Сказанное находит подтверждение не только в воспоминаниях потомков татар, живших в Солдатской Слободе, но и в архивных материалах.

В составе татаро-мусульманской общины не было дворян. Всего лишь один род (55 человек) в Нижегородской губернии (но не в городе) к 1797 году был причислен к потомственному дворянству (Хайрутдинов,

1997; Загидуллин, 2014). Не берем в расчет тех татар, которые обрусели, стали православными, и могли в связи с этим обретать личное дворянство и занимать видное общественное положение.

По данным ОМДС, количество членов постоянной городской татаро-мусульманской общины составляло 122 человека. Конечно, они стремились к тому, чтобы иметь свою собственную мечеть согласно этноконфес-сиональной традиции. И пришли к этому желаемому результату в 1915 году, когда открылась Нижегородская соборная мечеть в районе Сенной площади (Сенюткина, 1995; Мухетдинов, 2006; Сенюткина, Загидуллин, 2006).

Исследуя мусульманские (татарские) «общины-города», И.К. Заги-дуллин ссылается на работу Н.В. Юхневой, которая обозначила три типа расселения этноконфессиональных общин в российских городах (Юхнева, 1984). Он утверждает, что «в ряде городов России в XIX в. сформировались экономически сильные этноконфессиональные общины, расселение которых соответствовало второму типу...», то есть той ситуации, когда «город имеет единый центр и окраины, функционирует как целостный организм, но внутри него отдельные этнические группы, живущие сплоченно, образуют анклавы (кварталы, слободы) в инокультурном окружении» (Загидуллин, 2014, с. 35, 36).

Нижегородский материал подтверждает мысль И.К. Загидуллина о том, что для Поволжья характерен второй тип расселения этноконфессио-нальных общин. Из основных признаков мусульманской (татарской) общины-города, названных И.К. Загидуллиным, для татаро-мусульманской общины города Нижнего Новгорода подходят следующие: постоянное компактное обитание, наличие мечети как центра махалли (с 1915 года), определенный штат духовенства, экономическая самодостаточность.

Согласно официальной статистике, «в начале XX столетия в Н.Новгороде и губернии насчитывалось всего 1495 татар. По городу: магометанских приходов - два, одна вновь строящаяся мечеть. Хатып - 1. Маязин - 1. Всего по городу три мектебе. Учителей, не состоящих в духовных должностях, - 1. Общее число учащихся - 133». Речь идет о двух составляющих городской татарской общины, включая и нагорную, и заречную части Нижнего.

После строительства мечети «на горе» в распоряжении татар Нижнего Новгорода было две мечети: Ярмарочная и городская соборная. Кадры духовенства этих мечетей подпитывались за счет наиболее грамотных в знании основ исламского вероучения мулл. Ярким примером является деятельность семейства имамов Соколовых, уроженцев деревни Пошатово Нижегородской губернии, представители которого связали свою жизнь с Нижним Новгородом и были духовными наставниками нижегородских татар. Это Зямил Самирхан Соколов (1822-1899), Мухамет Фатих Соколов (1872-1930), Садек Соколов (1871-1937) (Сенюткина, 2009) и др. Указными и прикомандированными имамами в Ярмарочной мечети на рубеже

веков были выходцы из Казанской, Уфимской, Вятской и других губерний (Фархшатов, Булгаков, 2016).

Рассмотренный нами нижегородский сюжет из истории городской татарской общины Нижнего Новгорода является одним из составляющих общую картину жизни татар российских городов.

Для нижегородских татар-селян рубеж XIX-XX веков ознаменовался оттоком в российские города (Москва, Тверь, Санкт-Петербург, Тампере и др.) с целью включения в торговлю и промышленную производственную сферу, то есть экономические процессы капиталистического характера. Если же вести речь о татарах, живших в городе Нижнем Новгороде, то для них было характерным, прежде всего, участие в развитии торговли и гужевого транспорта в районе площади Сенной, где располагались их дома (Старая Солдатская слободка) и Сенной рынок. Находясь в сфере тесных межэтнических взаимодействий с нижегородцами-представителями других этносов, татары губернского центра, с одной стороны, тяготели во время ярмарочного сезона к участию в экономической и духовной мусульманской жизни торжища. С другой - постепенно осознавали свои постоянные потребности как отдельной общины, в частности, выраженные в желании иметь собственную мечеть и свой традиционный стиль жизни.

Источники и литература

1. ЦАНО. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 9120.

2. Загидуллин И.К. Татарское национальное движение в 1860-1905 гг.: монография. Казань: Татар. кн. изд-во, 2014. 423 с.

3. МухетдиновД.В. Азан над Волгой. Нижний Новгород: изд-во «Махинур», 2006. 112 с.

4. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно Нижегородский сборник / Под ред. А.С. Гациского. Нижний Новгород: Тип. Ниж. губ. правл., 1890. Т. II. Приложение. С. 11-26.

5. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года [Электронный ресурс] // 25, Нижегородская губерния. тетр. 2 (последняя). 1904. [4], XVI, 227 с. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 01.06.2016).

6. Писцовая книга 1621-1622 годов по Нижнему Новгороду / Под ред. А.С. Лаппо-Данилевского // Писцовая и переписная книги XVII века по Нижнему Новгороду. СПб., 1896.

7. Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв. (Историческая судьба мишарей Нижегородского края): Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. 416 с.

8. Сенюткина О.Н. Из истории нижегородской мусульманской общины // Ислам: вопросы истории, культуры и философии. Сб. научных статей. Вып.1 / Под ред. С.Б. Сенюткина. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. С. 25-35.

9. Сенюткина О.Н. Некоторые эпизоды из истории татар-мусульман Нижнего Новгорода // Фаизхановские чтения. Сб. материалов ежегодной научно-практической конференции. Нижний Новгород - М.: ИД «Медина», 2010. № 6. С. 31-37.

10. Сенюткина О.Н., Загидуллин И.К. Нижегородская ярмарочная мечеть -центр общения российских и зарубежных мусульман (XIX - начало XX вв.). Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2006. 182 с.

11. Статистические сведения о количестве мусульман, мечетей и магометанского духовенства в Нижнем Новгороде и губернии // ЦАНО. Ф. 5. Оп. 51. Д. 21269.

12. Фархшатов М.Н., Булгаков Р.М. Ризаэтдин бин Фахретдин об истории нижегородских ярмарочной и городской мечетей (из рукописного наследия) // Ислам в современном мире. 2016. № 1. С. 115-123.

13. Хайретдинов Д.З. Татарская община Нижнего Новгорода в XVT-XVTI веках // Вестник НГЛУ. 2014. № 28. С. 146-155.

14. Хайрутдинов Р. Татарская феодальная знать и российское духовенство: проблемы интеграции на рубеже XVIII-XIX вв. // Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума. Казань. 29 апреля - 1 мая 1996 г.). Казань, 1997. С. 89-98.

О.Н. Сенюткина

XIX-XX гасырлар чигендэге и^тимагый-икътисади узгэрешлэр шартларында Тубэн Новгородныц татар общинасы

Мэкалэдэ XIX гасыр ахыры - XX гасыр башында ТYбэн Новгород шэhэре-нец татар общинасы тормышыньщ Yзенчэлекле яклары карала. Татарларньщ купмиллэтле шэhэр тормышына керY тенденциялэре hэм бу процесска ТYбэн Новгород ярминкэсенец тээсире ачыклана. Татар общинасыныц Yсеше аеруча ка-питалистик менэсэбэтлэрнец ныгуы шартларында котылгысыз рэвештэ татар-ларныц елешчэ ассимиляциялэнYен тудыра. Шулай да акрынлап, эмма эзлекле рэвештэ аерым милли Yзенчэлеклэрнец формалашуы бара: иц элек татар мэхэл-лэсе (общинасы, приход) эчендэ икътисади бэйлэнешлэр ныгый.

Ачкыч сузлэр: модернизация, ижтимагый-икътисади тормыш, татарлар, ТYбэн Новгород, капитализм, миллэт, ислам.

O.N. Senyutkina

Tatar community of Nizhny Novgorod in terms of socio-economic changes of the turn of the XIX-XX centuries

The article is focused on specific features of life of the Tatar community of Nizhny Novgorod at the end of the XIX - beginning of the XX century. There have been revealed tendencies of the Tatars' inclusion in polyethnic urban space and the influence of Nizhny Novgorod Fair on this process. The development of the Tatar community inevitably generated a partial assimilation of the Tatars, especially in the conditions of the establishment of capitalistic relations. Nevertheless, slowly but surely, the formation of several national features was taking place: first of all, economical relations within Tatar mahalla (community, parish) was being strengthened.

Keywords: modernization, social and economic life, the Tatars, Nizhny Novgorod, capitalism, nation, Islam.

Сенюткина Ольга Николаевна - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, регионоведения и журналистики ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова» (г.Нижний Новгород); е-mail: senutkina@mail.ru

Сенюткина Ольга Николай кызы - тарих фэннэре докторы, Н.А. Добролюбов исемендэге ТYбэн Новгород дэYлэт лингвистик университетыньщ тарих, тебэкне eйрэнY h9M журналистика кафедрасы профессоры, доцент (ТYбэн Новгород шэhэре).

Senyutkina Olga Nikolaevna - Doctor of Historical Sciences, Professor of Linguistics University of Nizhny Novgorod named after N.A. Dobrolyubov (Nizhny Novgorod).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.