Научная статья на тему 'ТАТАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ОБЩИНЫ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ТАТАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ОБЩИНЫ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / ГОРОДСКАЯ ОБЩИНА / КУПЦЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гибадуллина Эльза Маратовна

Особенностью татарской диаспоры в дореволюционном Казахстане являлось превышение доли горожан над сельскими жителями. Состав городских общин отличался самой высокой среди татар Российской империи долей мещан, купцов. Будучи органично интегрированным в городское хозяйство, успешно организуя социокультурную среду, татарское городское население в Южном Казахстане заняло свою нишу в торгово-хозяйственной жизни региона, сохраняя национальную идентичность и самосознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR URBAN COMMUNITIES OF SOUTHERN KAZAKHSTAN IN THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY: A SOCIO-ECONOMIC ASPECT

The peculiarity of the Tatar Diaspora in pre-revolutionary Kazakhstan was the excess of the share of city residents over rural residents. The composition of the urban communities differed by highest proportion of burghers and merchants among the Tatars of the Russian Empire. Being seamlessly integrated into the urban economy, successfully organizing social and cultural environment, the Tatar urban population in southern Kazakhstan found its niche in the commercial and economical life of the region, preserving national identity and self-awareness.

Текст научной работы на тему «ТАТАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ОБЩИНЫ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 94(47)

Э.М. Гибадуллина

Татарские городские общины Южного Казахстана во второй половине XIX - начале XX в.: социально-экономический аспект

Особенностью татарской диаспоры в дореволюционном Казахстане являлось превышение доли горожан над сельскими жителями. Состав городских общин отличался самой высокой среди татар Российской империи долей мещан, купцов. Будучи органично интегрированным в городское хозяйство, успешно организуя социокультурную среду, татарское городское население в Южном Казахстане заняло свою нишу в торгово-хозяйственной жизни региона, сохраняя национальную идентичность и самосознание.

Ключевые слова: диаспора, городская община, мещане, купцы, социокультурная среда.

По административному делению современной Республики Казахстан к Южному Казахстану относятся территории бывших Семиреченской и Сырдарьинской областей, которые в дореволюционный период неоднократно подвергались административному переподчинению и входили в состав различных административных образований.

Взятие Ак-Мечети (ныне Кзыл-Орда), Узун-Агача, Токмака, Пишпе-ка, Аулие-Аты, Чимкента, Туркестана и Ташкента (15 июня 1865 г.) привело к полному овладению Казахстаном и Средней Азией. В 60-90-е годы XIX в. в Казахстане проводились административные реформы, направленные на реорганизацию управления регионом, его хозяйственное освоение и включение в единый общероссийский рыночный механизм.

В соответствии с административными реформами 1867-1868 гг. Се-миреченская и Сырдарьинская области вошли в состав Туркестанского генерал-губернаторства с административным центром в г. Ташкенте; к концу XIX в. в состав генерал-губернаторства были включены Ферганская, Самаркандская и Закаспийская области.

Необходимость объединения пограничных с Китаем территорий Российской империи в одном губернаторстве привела к образованию 18 мая 1882 г. Степного генерал-губернаторства («Степного края»), куда были переданы Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области. В составе Туркестанского генерал-губернаторства, помимо среднеазиатских земель, также оставались территории нынешнего Казахстана - Казалин-ский, Перовский, Чимкентский и Аулие-Атинский уезды Сырдарьинской области (История Казахстана, 2000, с.453-454).

По данным Первой всеобщей переписи 1897 г., население Южного Казахстана составляло 36,14% от всего населения Казахстана, при этом доля городского населения в Семиреченской области едва достигала 7,3%,

а в Сырдарьинской - 5,6% (Первая всеобщая перепись, 1905, т. ЬХХХУ, с.52-63; Первая всеобщая перепись, 1905, т. LXXXVI, с.58-62).

Обостряющееся малоземелье в центральных губерниях России привлекало выходцев из центральных губерний России в Южный Казахстан, сюда устремились наиболее активные и предприимчивые переселенцы, имевшие некий первоначальный капитал в форме денежных накоплений, организаторского опыта, знания ремесел, владения передовыми приемами ведения хозяйства, что позволяло им успешно приспосабливаться к аграр-но-сырьевой специализации экономики региона.

В Семиреченской области располагались г. Верный, являвшийся административным центром, и уездные города Джаркент, Капал, Лепсинск, Пишпек и Пржевальск. Переселяясь в города, татары оседали в так называемых «татарских» слободах, особенностью экономической деятельности которых были торговля и ремесла - специфичные для степных территорий виды трудовой активности. Кроме того, жителям подобных слобод было легче организовывать свою социокультурную жизнь, центрами которой становились мечети, выполнявшие интегративные, просветительские, информационные функции. В начале XX в. здесь получили распространение культурно-просветительские общества, удовлетворявшие духовные потребности татар-горожан.

Так, после занятия русскими войсками в 1853 г. территорий за рекой Или, согласно высочайшему повелению от 8 февраля 1854 г., были организованы переселения в укрепление на речке Алматинке. Крестьяне, вызванные из Западной Сибири и назначенные к переселению за реку Или, с зачислением их в казаки, переселились вместе с казаками и основали две станицы - Большую Алматинскую и Малую Алматинскую. Среди жителей этих станиц было 46 католиков, 1 лютеранин, 44 иудея и 33 мусульманина. В это число жителей не вошли находившиеся в Верном для торговли по билетам купеческие приказчики разных городов - татары и ташкентцы, которые проживали в Татарской слободке, основанной рядом с Большой и Малой слободками. Названия улиц, сохранившиеся в бывшей Татарской слободе (современное название - Татарка. - Э.Г.) г. Алматы, указывают на места выхода переселенцев: Астраханская, Казанская, Оренбургская, Татарская, Уфимская. Известно, что с 1858 г. муллой служил Мустафа Амингалимбаев, предки которого являлись выходцами из д. Новый Тазлар (с 1941 г. - с. Байкал в Арском районе Республики Татарстан. - Э.М.) Казанской губернии (ЦГА РК. Ф.21. Оп.2. Д.95. Л.115).

Татарская слобода была основана татарами и чалаказахами, прибывшими согласно указу Александра II в 1857 г. в г.Верный из Семипалатинска, Тюмени, Омска и других городов России. Уже в год основания слободы были построены мост через р. Малую Алматинку и первая водяная мельница Алимжанова. В 1861 г. в центре слободы была построена мечеть, а позже, в 1864 г. - медресе на 50 детей. В слободе проживало 592 души обоего пола, в основном торговцы, поскольку администрация города

не в состоянии была обеспечивать всех переселенцев необходимыми товарами - эту проблему решали сами жители Татарской слободы (Туякбаева, 2008, с.119). В слободе также была налажена выделка юфти и сафьяна.

Торговля в Большой Алматинской и Малой Алматинской станицах производилась заезжими из разных городов Тобольской и Томской губерний купеческими приказчиками, казаками торгового общества 10 полкового округа, а также прибывшими из Тюмени, Петропавловска, Семипалатинска и Казанской губернии «татарами и ташкентцами». В окрестностях города производилась значительная закупка казахского скота для Кульджи и Ташкента.

Татарская община г. Капала была различна по социальному положению. В городе работали магазины татарских купцов и предпринимателей, в том числе книжный магазин учителя Ф.Садыкова, удовлетворявший читательский спрос населения Капальского уезда. Широкую известность получило предприятие «Молочное производство Мухаммадиевых в Капале» (Татары Казахстана, 2016, с.180).

В Сырдарьинской области до присоединения к России существовали такие городские поселения, как Туркестан, Шымкент, Аулие-Ата, во второй половине XIX в. возникли русские города - Перовск, Казалинск, Аральск, основанные как крепости.

По сведениям 1867 г., на базаре г.Туркестана торговали бухарцы, ко-кандцы, ташкентцы и казахи. Кроме того, здесь занимались торговлей «русскими товарами» 11-12 казанских татар, поселившихся здесь издавна. Они меняли товары на «сырые киргизские продукты», которые вывозили в Россию.

Чимкент находился вне торговых путей; поэтому все товары, которые привозили сюда, предназначались исключительно для местных жителей. К Чимкенту было приписано 25 российских купцов, все татары, преимущественно из сибирских уездов. Из них 7 человек торговали в городе «русским товаром», главным образом с гарнизоном (Добромыслов, 1912, с.97). В начале XX в. торговые обороты Чимкента были довольно значительными, стоимость вывоза составляла свыше 2 млн руб. (шерсть, шкуры, хлопок, сало, кишки, масло, пшеница, сантонин и т.д.), а ввоза - свыше 3 млн руб. (мануфактура, железо, земледельческие орудия, чай, сахар и т.п.). Значительная часть торговли находилась в руках казанских татар (Галузо, 1965, с.97).

Примечательно, что организаторами торговли мануфактурными товарами в Туркестане и Чимкенте в начале 70-х годов XIX в. являлись оренбургские торговцы 1-й гильдии Хусаиновы, их торговым представителем здесь был казах Апарбай Суфибаев. Список торговцев в г.Туркестане, с прошениями о выдаче торговых свидетельств 1878-1879 гг. позволяет получить представление о татарских предпринимателях. Так, среди них значились: купцы 2-й гильдии Мухаметрахим Ибрагимов, Шагимардан Му-хаметзянов, Мухамет Рахимов, Габдулхак Абдуллин, Латып Ахтямов,

«туркестанский татарин» Мулласаттар Абдуллин, приказчик Галимзян Шагимарданов; приказчиками сарта Изатуллы Раджаева были татары Тух-ватулла Файзуллин и Манасып Сайфутдинов (ЦГА РК. Ф.267. Оп.1. Д.12. Л.4). Ходатайствующими о причислении к купечеству 2-й гильдии чаще всего были татарские крестьяне - выходцы из Казанской губернии.

В г.Перовске оренбургские и казанские татары впервые появились в 1858 г., однако, до 1868 г. пребывали здесь временно. В 1868 г. братья Ху-саиновы организовали в Перовске значительную торговлю, и татарская торговая колония стала быстро расти. Торговля меновая осуществлялась с прибылью от 100% до 300% в год.

Как видно, братья Ахмед, Гани и Махмут Хусаиновы создали в Сыр-дарьинской области разветвленную торговую сеть. Их успех во многом объяснялся тем, что один из Хусаиновых - Габдельгани - с 1869 по 1892 г. жил в г. Казалинске и организовал в казахских аулах и кочевьях Туркестана скупку дешевой кожи, шерсти; второй из братьев - Ахмет - ездил в Нижний Новгород, Казань, Москву и привозил оттуда мануфактурные изделия; а третий из братьев - Махмут - жил в Оренбурге и являлся посредником между Туркестаном и Центральной Россией. Они успешно пользовались разницей цен на товары в центре государства и его окраинах.

После завершения строительства Оренбургско-Ташкентской железной дороги в 1906 г., торговцы России и Кавказа начали вести успешную торговлю с Бухарой, Ферганой, Ташкентом, в Сырдарьинской, Семире-ченской и Тургайской областях. Большая часть торговли продолжала оставаться в руках Хусаиновых. Габдельгани преуспел в г.Казалинске, открыл конторы, склады и отделения в городах Перовске, Туркестане, Ташкенте, Самарсканде, Аулие-ате (Джамбул), Алма-ате, Чимкенте, Тукмаке и Иргизе (Рахимкулова, 1998, с.10-11). К 1912 г. капитал братьев Хусаино-вых достиг 8 млн рублей, а обороты - нескольких десятков миллионов рублей.

Как видно, торговое предпринимательство в городах и аулах Южного Казахстана позволяло татарам получать высокую прибыль. Правительственная протекция, доброжелательное отношение местного населения, деловая хватка, взаимовыручка, умение создавать и поддерживать корпоративные связи, быть эффективными посредниками в российско-азиатской торговле позволили татарским предпринимателям прочно закрепить свои позиции в казахском обществе.

Заметное влияние татар на экономическую жизнь края с 80-х гг. XIX в. тревожило местную администрацию: татары стали рассматриваться как нежелательный элемент в Туркестане. Далее разрешения на переселение выдавались уже только лицам русского происхождения, православного вероисповедания. «Положение об управлении Туркестанского края» 1886 г. запрещало татарам приобретать в крае земли, совершать операции с недвижимым имуществом, нотариальным порядком заключать контракты на наем жилых помещений и т.д. Подобная дискриминация являлась

Э.М. Гибадуллина

государственной политикой, направленной на ослабление позиций татар в хозяйственной жизни края, тормозила экономическое развитие мусульман (Рахимкулова, 1998, с.10-11). Татарин мог быть прописан к какому-нибудь городскому или сельскому обществу в Туркестанском крае лишь в том случае, если полицейские органы выдавали ему «сертификат» о политической благонадежности. Обойти ограничения в деле прописки в Туркестанском крае можно было лишь с помощью солидной взятки, поэтому туркестанские чиновники часто искусственно создавали различные преграды на пути прописки татар (Хамитбаева, Казань, 2008, с.292).

Тем не менее, превышение численности горожан было отличительной чертой расселения татарской диаспоры в Казахстане. Если в конце XIX в. степень урбанизации татар в европейских губерниях России составляла 7,87% (что ниже, чем средний показатель для всех народов империи -13,4%), Казанской губернии - 18,99%, в Оренбургской - 17,12% и в Астраханской - 12,18% (Ноак, 1998, с.71), то доля горожан среди татар составляла в Семиреченской области 51%, в Сырдарьинской области - 84% (для сравнения: в Акмолинской области - 81,6%, в Семипалатинской -80,3%, в Тургайской - 64,5%, и в Уральской - 32% (Первая всеобщая перепись, т. LXXXI, с.36-37; т. LXXXVП , с.38-39; т.LXXXV, с.52-63; т.LXXXVI, с.58-62; т. LXXXVII, с.38-39; т. LXXXVШ, с.2-3). Данное явление, по-видимому, объясняется важной ролью татар в торгово-хозяйственном развитии региона, а также тем, что именно города являлись центрами административной и экономической жизни округи.

Доля татар среди городского населения распределялась следующим образом: в Семипалатинской области - 14,6%, в Акмолинской области -11,8%, в Тургайской области - 10,6%, в Уральской области - 10,3%, в Се-миреченской области - 6,8%, в Сырдарьинской области - 2% (Первая всеобщая перепись, т. LXXXI, с.36-37; т. LXXXVП , с.38-39; т.LXXXV, с.52-63; т.LXXXVI, с.58-62; т. LXXXVII, с.38-39; т. LXXXVШ, с.2-3). При этом в Семиреченской области проживало 987863 души обоего пола, среди которых 8353 татар составляли 0,8%, из них 4283 чел. расселялись в городах. В Сырдарьинской области проживало 1475398 душ обоего пола, среди которых 5236 татар составляли 0,4%, в том числе 2313 чел. проживали в городах (Первая всеобщая перепись, 1905, т. LXXXV, с.52-63; Первая всеобщая перепись, 1905, т. LXXXVI, с.58-62).

В Степном Казахстане была самая высокая в Российской империи доля мещан среди татар - 33% (Ноак, 1998); часть из них составила городское население, занимаясь преимущественно земледелием, как, например, мещанин Мухаммед Зарифович Ахметжанов, проживавший в г.Каза-линске с 1874 г. Часть мещан занималась скотоводством, как, например, татары-мещане города Верный. К мещанскому сословию приписывались бывшие военнослужащие, как, например, отставные унтер-офицеры Хи-самутдин Фатхутдинов, Абдул Муталаб Абдулвагапов, Абдул Нафик Шайдуллин и др. Кроме того, в эту сословную группу входили различные

категории татарского населения: ремесленники, мелкие торговцы, домовладельцы - в основном представители низших слоев буржуазии (Хамит-баева, Казань, 2008, с.294).

Наибольшую долю среди татар в Степном Казахстане составляли крестьяне - 58,5%, но это был самый низкий показатель в империи (Ноак, 1998). Это объяснялось тем, что с развитием капитализма часть крестьян втягивалась в различные торгово-промышленные занятия, оседала в городах, перевозила сюда свои семьи и превращалась в мастеровых, ремесленников, мелких торговцев, но официальная статистика продолжала считать их «крестьянами» по их сословному происхождению.

Одним из первых поселенцев г.Лепсинска, например, была семья крестьянина Шарипа Милушева из Тамбовской губернии, которые принесли с собой опыт выращивания картофеля и разведения пчел. Семья Мингалие-вых, переселившаяся из Омска, также поселилась в Лепсинске. Дед Садык был искусным печником, он, боясь преследования властей, сменил фамилию на Михалева (Боранбаев, 2007, с.8).

Доля купцов среди татар в Степном Казахстане составляла 2,15%; для сравнения в Центрально-Черноземной области - 0,76%, в Центральной России - 0,18%, на Нижней Волге и Южном Урале - 0,18% и 0,15%, на Средней Волге и Южном Урале - 0,08% и 0,13% (Ноак, 1998).

Татарские купцы предпочитали жить в городах, являвшихся центрами торговли, хотя некоторые поселялись и в сельских населенных пунктах, например, в поселке Гавриловке обосновались представители купеческих династий Бугубаевых, Музафаровых, Мамаюсуповых, и Гизатуллы Шага-далиева. Среди них самым известным и самым предприимчивым был купец первой гильдии Рахматулла Бугубаев, торговые связи которого доходили на севере до Семипалатинска, на юге - до г. Тараза (Боранбаев, 2007, с.8). Татарам принадлежала значительная часть торгово-промышленных учреждений, они вели торговлю хлебом, мехами, кожей, коврами, тканями, галантерейными товарами, готовым платьем, кондитерскими товарами, восточными пряностями и специями, выполняли роль посредников в российской торговле с казахами, для которых торгово-промышленное предпринимательство не относилось к традиционной форме экономической деятельности, а также со среднеазиатскими народами, Западным Китаем, Монголией.

Способствуя распространению отечественных товаров, правительство стремилось открывать в регионе ярмарки, которые являлись в Южном Казахстане актуальной формой периодической торговли вплоть до революции 1917 г. При открытии новых ярмарок допускалось освобождение торгующих от уплаты промыслового налога. На некоторых из них коммерсанты освобождались от платежа пошлин. В последнее десятилетие XIX в. льгота действовала на ярмарках, открывшихся в Семиреченской области на р. Атбаш (1890 г.), на р. Каркаре, в городах Пржевальске (1899 г.), Верном (1901 г.) и Джаркенте (1898 г.).

Анализ документов, отложившихся в ЦГА РК, свидетельствует, что российские товары в Семиречье доставлялись преимущественно петропавловскими, семипалатинскими купцами из Нижегородской, Ишимской, Ирбитской, Крестовской, Куяндино-Ботовской ярмарок. Они привозили красный товар, кожи, обувь, сахар, мелочный товар, медь, мыло, свечи, посуду, железо, чай, конфеты, а вывозили баранов, крупно-рогатый скот, сырые кожи, овчины, лошадей, верблюдов. Постепенно вновь открывающиеся ярмарки включались в региональные и общероссийские ярмарочные системы, а купцы, налаживая оптовую и розничную торговлю, создавали значительные капиталы.

Так, например, согласно завещанию капальского 2-ой гильдии купца Абдуллы Абдрашитова 1874 г., после его смерти осталось движимое и недвижимое имущество в г. Капале, Капальском уезде и в г. Петропавловске. В г. Капале оно было в виде торговой лавки с товарами, а также 10 тыс. руб., состоящих в долгу за казахами, так как купец раздавал деньги в долг за будущих баранов. Большая часть этих денег была роздана без всяких документов, но записаны в долговой книге (Боранбаев, 2007, с.8).

Крупным верненским торговцем был 2-й гильдии купец Исхак Габ-дулвалиев, бывший крестьянин д. Можары Кошкинской волости Мал-мыжского уезда Вятской губернии, который, совершая торговые поездки в разные города Российской империи, в 1878 г. переселился в Семиречен-скую область, вел крупную торговлю оптом и в розницу мануфактурным и галантерейным товаром. Одновременно занимался скупкой шерсти с последующей перепродажей ее на Нижегородской ярмарке, имел родственные связи с муллой Нижегородской ярмарочной мечети. Купец имел в г.Верном 5 усадебных мест. Для работы в качестве приказчиков из Мал-мыжского уезда к нему приехали З.Т. Тазетдинов и А.К. Зайнуллин. Со временем А.К. Зайнуллин стал самостоятельным торговцем, З.Т. Тазетдинов женился на одной из дочерей купца.

Заключение взаимовыгодных браков с целью сохранения и приумножения капиталов было характерной приметой времени, например, подобные браки были заключены и с семьями местных татарских купцов Каи-повыми и Сулеймановыми. В результате концентрации капитала семья Исхака Габдулвалиева получила возможность осуществлять значительный контроль над рынками Семиречья, Прииссыккульской долины, Семипалатинских степей, а также расширить торговые операции на Нижегородской ярмарке.

Предприимчивым помощником отца стал сын Кутдус, разъезжавший по Средней Азии, Нижнему и Среднему Поволжью, но часто бывавший в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Киеве, Стамбуле, Оренбурге, Самаре. В 1915 г. он женился на дочери имама Сенной мечети Казани Фатиме Апанаевой (Воронов, 2010, с.21-37).

Торговые дела Исхака Габдулвалиева развивались успешно. К 1905 г. И.Габдулвалиев купил для жены Биби Хадиче Мухммед Зарифовне 2 уса-

дебных места с постройками: №389 на ул. Сенная-Нарынская и №1452, 1495, 1455 и 1496 в квадрате улиц Госпитальная, Киргизская - Сартовская - Лагерная. К этому времени сам был владельцем 2 усадебных мест: №481 углу улиц Капальская - Кульджинская и №854 на ул. Пишпекская. Известно, что 19 апреля 1908 г. по просьбе Оренбургского муфтия Мухам-медьяра Султанова он послал на его адрес 500 руб. на открытие типографии.

12 июня 1908 г. был составлен договор о создании товарищества «Торговый дом «Исхак Габдулвалиев с сыновьями»«, учредителями которого стали супруга купца Бибихадича Мухаммедзарифовна Габдулвалиева и сыновья Юсуф, Куддус, Габдулхак и Габдрауф. Для этой цели образовывался складочный капитал в сумме 200 тыс. руб. В связи с революционными событиями, 15 сентября 1918 г. у Габдулвалиевых было конфисковано в разных местах города Верный 15 домов, у Тазетдинова - 4 дома, в основном в центре города. Этот были не только жилые дома, но и здания, выполнявшие функции складов и гостиниц (Воронов, 2010, с.21-37).

Как отмечает исследователь Н.С. Хамитбаева, количество татарских купцов в регионе, в целом, было значительно больше, чем записанных в купеческое сословие. Значительная часть торговцев, происходивших из крестьян, во время переписи 1897 г. была записана в крестьянское сословие, как, например, крестьянин Семиреченской области Ахметзян Насрул-лин, занимавшийся мелочной торговлей по свидетельству на право торговли, полученному в 1875 г. (Хамитбаева, Казань, 2008, с.294).

Капиталистической промышленности в крае были присущи специфические «колониальные черты»: появление промышленных предприятий было не результатом органического развития внутренних экономических сил, а следствием расширения масштабов и сферы деятельности в Казахстане русского и иностранного капиталов; купеческий капитал стремился проникать в такие отрасли производства, которые не требовали значительных затрат, базировались на местной сырьевой базе, а постоянный спрос на их продукцию способствовал формированию стабильного рынка сбыта. Больше всего этим условиям отвечали производства, основанные на переработке растительного и животного сырья: мукомольное, кожевенное, салотопенное, маслодельное, пивоваренное и др., что и предопределило их преимущественное развитие.

Промышленное предпринимательство в Семиречье было развито довольно слабо из-за неразвитости товарно-денежных отношений и путей сообщения. Все это создавало большие противоречия в товарных ценах между Казахстаном и европейской частью России, что обеспечивало высокую норму прибыли торговому капиталу и приводило к почти полному отсутствию стремления со стороны торговцев вкладывать свои капиталы в промышленное производство. В результате капиталовложения осуществлялись в основном в отрасли, обслуживающие торговлю и дающие высокий процент прибыльности.

Поскольку в Казахстане была слабо развита переработка скотоводческого сырья, то часть купцов наладила первичную переработку сырых кож, чтобы обработанную кожу продавать казахам и переселенцам, так как она пользовалась большим спросом в казахском быту, шла на изготовление одежды, обуви, сбруи и др. Так, по сведениям 1886 г. мануфактурное предприятие пешпекского купца Мухаметзяна Тохтарова, состоящее в Токмаксом уезде, в год перерабатывало 500 конских, 1000 воловых, 500 овчиных кож - итого 2000 кож на сумму 8250 руб. На производстве использовались 2 водяных двигателя, 1 конный, 12 деревянных чанов для выделки кож; рабочим, которые жили в отдельном помещении, платили 520 руб. в месяц, работали они по 10 часов в день, здание «завода» было построено из сырцового кирпича и покрыт камышом. В Иссык-кульском уезде каракольский 2-й гильдии купец А.Шарафутдинов также имел кожевенный «завод», выпускавший красную юфть до 600 штук на сумму 4200 руб., здесь трудились 4 работника. Другой каракольский купец 2-й гильдии - Ахметвалей Каримов - организовал выпуск красной юфти на сумму 1800 руб. Два верненских татарского купца также владели мануфактурными предприятиями: Шамсутдин Сулейманов изготовлял 200 разных кож на сумму 1000 руб., Нурмухамета Сулейманова - 500 разных кож на сумму 4000 руб. Купцы реализовывали свою продукцию предприятий в г.Верном и уездах Семиреченской области (ЦГА РК. Ф. 44. Оп. 1. Д. 21382. Л.4-79).

Как справедливо отмечал известный российский востоковед В.В. Бар-тольд, «вследствие русских законов о нехристианах, законов, направленных в Европейской России против евреев, но применявшихся к мусульманам, участие мусульман в городском самоуправлении было гораздо слабее, чем можно было бы ожидать от их численности». Например, в 1902 г. из пяти городов Семиречья только в Капале один мусульманин был помощником городского старосты (в 1904 г. - городским старостой). В г. Верный и во всех пяти уездных городах мусульмане были среди членов городских сиротских судов (Хамитбаева, Казань, 2008, с.294).

Вместе с тем, предпринимательские круги внесли значительный вклад в развитие культуры и образования в Южном Казахстане. Помещения под медресе и мектебе иногда строились на средства, собранные с прихожан, но чаще средства выделяли благотворители, среди которых были татарские, казахские, узбекские предприниматели. Казалинская школа в 1909 г. была преобразована в «новометодный мектеб», на содержание которого тратилось в год 700 руб., большую часть этой суммы вносили татарские предприниматели, заинтересованные в образованных кадрах. Число учеников достигло вскоре 100 человек, из которых 83% составляли шакирды-татары, 10% - шакирды-сарты, 5% - шакирды-киргизы и 2% -татарские девочки (ЦГА РК. Ф.267. Оп.1. Д.12. Л.4).

Татары г.Капала славились своей благотворительной и культурно-просветительской деятельностью. Известными меценатами были купцы

Абсаттаров, Каипов, Бегишев, Кусабаев. К началу XX в. здесь действовали 3 мечети и медресе. В 1877 г. в городе была открыта четырехлетняя «русско-туземная» школа, где учились дети татр, казахов и других нерусских народов. В 1905 г. на средства татарских купцов была открыта новометодная школа для мальчиков. Инициаторами ее создания были имамы двух мечетей Хаджиахмад хазрат и Закир Таипов. Для обучения детей были приглашены учителя из Казани, Оренбурга и Уфы. С 1911 г. наиболее одаренных учеников стали отправлять учиться в медресе этих городов. В 1912 г. в Капале была открыта джадидистская школа «Якобие» для девочек, для обучения девочек были приглашены учительницы из знаменитого медресе д. Иж-Буби Вятской губернии (Татары Казахстана, Казань, 2016, с.180).

Благодаря стараниям Кутдуса - сына верненского купца И.Габдул-валиева - в 1907 г. с разрешения власти в г.Верном была открыта мусульманская библиотека, находящаяся во 2-й части города, на Казарменной улице, в доме Бакирова. Председателем библиотечного совета стал Зай-нетдин Тазетдинов. Мусульманская библиотека в силу своей активной деятельности и популярности со временем превратилась в общественное собрание по типу «Восточного клуба» в Казани. Известным его участником стал известный татарский общественный деятель Габдерашит Ибрагимов (Воронов, 2010, с.21-37).

31 мая 1917 г. в г.Верном было создано общество мусульманских учителей. Председателем общества стал Г.Саитов, заместителем председателя - З.Башири, секретарем - А.Биктаев, казначеем - И.Юнуси. Общество организовало курсы для татарских учителей, знималось обучением грамоте взрослых, регулярно проводило литературно-музыкальные вечера (Татары Казахстана, Казань, 2016, с.180).

Как видно, особенностью татарской диаспоры в дореволюционном Казахстане являлось превышение доли горожан над жителями уездов. Состав городских общин отличался самой высокой среди татар Российской империи долей мещан, купцов и наименьшей долей крестьян. Будучи органично интегрированным в городское хозяйство, успешно организуя социокультурную жизнь, татарское городское население в Южном Казахстане заняло свою нишу в торгово-хозяйственной жизни региона, сохраняя национальную идентичность и самосознание.

Источники и литература

1. ЦГА РК. Ф.21. Оп.2. Д.95.

2. ЦГА РК. Ф.44. Оп.1. Д.21382.

3. ЦГА РК. Ф.119. Оп.1. Д.518.

4. ЦГА РК. Ф.267. Оп.1. Д.12.

5. БоранбаевХ. Обрели родину в Жетысу // Огни Алматы, 2007. С.8.

6. Воронов А.Г. Верненские купцы Габдулвалиевы // Родной край. №3(17). 2010. С.21-37.

Э.М. Гибадуллина

7. Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867-1914 гг. / под ред. С.М. Дубровского. Алма-Ата: Наука, 1965. 344, [1] с.

8. Гани бай / сост. М.Ф. Рахимкулова. Оренбург, 1998. 259 с. (на тат. яз.).

9. Добромыслов А.И. Города Сыр-Дарьинской области: Казалинск, Перовск, Туркестан, Аулие-Ата и Чимкент. Ташкент, 1912. 142 с.

10. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Т.3. Алматы: Атам^ра, 2000. 768 с.

11. Ноак К. Некоторые особенности социальной структуры поволжских татар в эпоху формирования наций (конец XIX - начало XX в.) // Отечественная история. 1998. №5. С. 147-158.

12. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Т. LXXXI. Акмолинская область / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1904. X, 135 с.

13. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Т. LXXXV. Семиреченская область / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1905. XI, 149 с.

14. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Т. LXXXVI. Сырдарьинская область / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1905. XVI, 207 с.

15. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Т. LXXXVII. Тургайская область / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1904. XI, 103 с.

16. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. ^LXXXVIIL Уральская область / под ред. Н.А.Тройницкого. СПб., 1904. IX, 125 c.

17. Татары Казахстана: иллюстрированный энеиклопедический справочник / под ред. Р.В. Шайдуллина. Казань: Издательство ОП «Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ», 2016. 480 с.

18. Тетеревников А.Н. Очерк внутренней торговли Киргизской степи. СПб.: Тип-я Майкова, 1867.

19. Туякбаева Б.Т. Алматы: древний, средневековый, колониальный, советский [Текст]: этапы урбанизации. Алматы: World Discovery, 2008. 248 с.

20. Хамитбаева Н.С. Численность и занятость татарского населения Средней Азии и Казахстана в конце XIX в. (по переписи населения 1897 г.) // Нация. Эпоха. Личность: сборник памяти доктора исторических наук Г.Л. Файзрахманова / [Айсина З.Х. и др.; редкол.: И.К. Загидуллин (отв. ред. и сост.) и др.]; Акад. наук Респ. Татарстан, Ин-т истории им. Ш.Марджани. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2008. С. 292-294.

21. Хафизов Г.Г. Культуртрегерская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв. Казань: Издательство Казанского университета, 2003. 283 с.

Э.М. Гибадуллина

XIX гасырньщ икенче яртысы - ХХ гасыр башында Коньяк Казахстан шэhэрлэренец татар общиналары: и^тимагый-икътисади юнэлеш

Революциягэ кадэрге Казахстан татар диаспорасыньщ Y3eH49nere - шэhэрдэ яшэYче татарларнын авылда яшэYчелэренэ Караганда кубрэк булуы.

Шэhэр общиналарынын составы Россия империясе татарлары арасында ме-щаннар hэм купецларнын елеше ин зур булуы белэн аерылып торган. Татар миллэтеннэн булган шэhэр халкы, шэhэр икътисадына унышлы кереп, Yзенен ижтимагый-мэдэни мохитен дэ булдырып, шул рэвешчэ милли YзбилгелэнYен hэм милли Yзанын саклап, Кеньяк Казахстанстаннын сэYДЭ-хуж;алык тормышында Yзенен урынын алган.

Ачкыч сYзлэр: диаспора, шэhэр общинасы, мещаннар, купецлар, ижтимагый-мэдэни мохит.

E.M. Gibadullina

Tatar urban communities of southern Kazakhstan in the second half of the XIX - beginning of the XX century: a socio-economic aspect

The peculiarity of the Tatar Diaspora in pre-revolutionary Kazakhstan was the excess of the share of city residents over rural residents. The composition of the urban communities differed by highest proportion of burghers and merchants among the Tatars of the Russian Empire. Being seamlessly integrated into the urban economy, successfully organizing social and cultural environment, the Tatar urban population in southern Kazakhstan found its niche in the commercial and economical life of the region, preserving national identity and self-awareness.

Keywords: diaspora, urban community, burghers, merchants, socio-cultural environment.

Гибадуллина Эльза Маратовна - кандидат исторических наук, доцент, зам. директора по бизнес-образованию Бугульминского филиала «ЧОУ ВО Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» (г.Бугульма); e-mail: gibelza@yandex.ru

Гибадуллина Эльза Марат кызы - тарих фэннэре кандидаты, В.Г. Тими-рясов исемендэге Казан инновацион университеты Бегелмэ шэhэре филиалыньщ бизнес белеме 6^y буенча директор урынбасары, доцент (Бегелмэ шэhэре).

Gibadullina Elza Maratovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Deputy Director for Business Education, Bugulma branch of Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (Bugulma).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.