Научная статья на тему 'ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Ф. КАРИМА, Н. ИСАНБЕТА, Т. ГИЗЗАТА, М. АМИРА)'

ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Ф. КАРИМА, Н. ИСАНБЕТА, Т. ГИЗЗАТА, М. АМИРА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
татарская драматургия / драма / тема / герой / Великая Отечественная война / конфликт / жанр / патриотизм / Tatar drama / drama / theme / hero / Great Patriotic War / conflict / genre / patriotism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ф Х. Миннуллина

В статье рассмотрены татарские пьесы, написанные в годы Великой Отечественной войны. Защита Родины от врагов активизировала в татарской драматургии звучание патриотического духа. Драматурги, обращаясь к событиям войны в своих пьесах, восхваляют мужество, патриотизм бойцов, врачей, тружеников тыла. В исследовании выявлены трансформация в татарской драматургии, основные темы, конфликтные ситуации, раскрывающие характеры героев. Особое внимание уделяется поступкам главных героев, психологическому состоянию человека в экстремальных ситуациях. Акцент делается на ценностных трансформациях в характере героев. Объектом изучения стали пьесы «Шакир Шигаев» Ф. Карима, «Священное поручение» Т. Гиззата, «Марьям» Н. Исанбета, «Минникамал», «Возращение» Р. Ишмурата М. Амира и др., где показаны противостояние героев трагическим ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR DRAMATURGY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE EXAMPLE OF THE PLAYS OF F. KARIM, N. ISANBET, T. GIZZAT, M. AMIRA)

The article examines Tatar plays written during the Great Patriotic War. The defense of the Motherland from enemies activated the sound of the patriotic spirit in Tatar drama. Playwrights, referring to the events of the war in their plays, praise the courage, patriotism of fighters, doctors, home front workers. The study reveals the transformation in Tatar drama of the main themes, conflict situations, revealing the characters of the characters. Special attention is paid to the actions of the main characters, to the psychological state of a person in extreme situations. Emphasis is placed on value transformations in the character of the characters. The object of study is the plays “Shakir Shigaev” by F. Karim, “The Sacred Commission” by T. Gizzat, “Maryam” by N. Isanbet, “Minnikamal” by M. Amir, etc., which show the opposition of heroes to tragic situations.

Текст научной работы на тему «ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Ф. КАРИМА, Н. ИСАНБЕТА, Т. ГИЗЗАТА, М. АМИРА)»

Таблица 1

Языковое клонирование абазинского языка

Искусственная языковая среда Интернет- площадки Техническая составляющая Междисциплинарные исследования Курсы по изучению абазинского языка

Создание социальных видеороликов, перевод фильмов, мультфильмов, увеличение телепередач на абазинском языке Создание аккаунтов, направленных на популяризацию абазинского языка посредством социальных сетей Создание приложений для гаджетов, направленных на изучение и популяризацию абазинского языка Проведение научно-практических конференций с привлечением ученых из разных научных областей Создание офлайн-курсов в местах компактного проживания абазин

Создание аудиоуроков, запись аудиокниг Создание сайтов, целью которых будет размещение материалов по изучению абазинского языка, истории и культуры Создание электронных книг с возможностью использования меток, закладок и воспроизведения отдельных слов Проведение исследований по вопросам сохранения и популяризации абазинского языка Создание онлайн-курсов с возможностью изучения абазинского языка дистанционно посредством интернет-платформ для проведения видеовстреч

ми современного мира, как это показано табл. 1, в основе которого лежит абазинский язык.

Итак, отметим, что использование информационных технологий эффективно для распространения информации не только среди определённого этноса, но и среди туристов и туристических направлений. Использование информационных технологий, в частности искусственного интеллекта, служит не только для изучения иностранных (мажоритарных) языков, но и для ознакомления людей с миноритарными языками и их культурой, что в конечном итоге способствует защите, популяризации и развитию языков меньшинств и их культур. Языковое клонирование также невозможно без использования информа-

Библиографический список

ционных технологий. Роль искусственного интеллекта в данном вопросе также важна.

Инструменты, разработанные для языков большинства, обеспеченных достаточными ресурсами, часто могут использоваться языковыми сообществами меньшинств, которым тогда не нужно брать на себя фиксированные расходы на разработку. Чем более распространено использование этого инструмента среди мажоритарных языков, тем лучше становится инфраструктура для этого, тем ниже ее стоимость и тем легче использовать языки меньшинств. Таким образом, искусственный интеллект может выступать одним из инструментов сохранения, развития и популяризации миноритарных языков в эпоху многоязычия.

1. Кармова М.Р Об экологии языка многочисленных и малочисленных этносов в эпоху глобализации: специфика некоторых процессов. Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2020; № 1 (33): 85-92.

2. Krauss M. The world's languages in crisis. Language. 1992; № 68 (1): 4-10.

3. Современная энциклопедия. Москва, 2000.

4. Словарь социолингвистических терминов. Москва, 2006.

5. Философия: Энциклопедический словарь. Москва: Гардарики, 2004. Available at: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/index.htm

6. Кармова М.Р, Логина М.В. Сохранение нематериального культурного наследия в эпоху глобализационных процессов: роль языков в культурном наследии. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 398-401.

7. Available at: Ethnologue. https://www.ethnologue.com/language/abq/

8. Ломтатидзе К.В. Абазинский язык (краткое обозрение). Тбилиси: Универсали, 2006.

9. Греппин Дж. Языки коренных народов Кавказа. Нью-Йорк: Caravan Books, 1991; Т. 2: 39-88.

10. UNESCO Atlas of the World's Languages in Danger. Available at: https://ice.ge/kartuliena/pages/unesco/2e.pdf

11. Clifford A. Pickover artificial intelligence: an illustrated history: from medieval robots to neural networks. 2019.

12. Candolle A. Laws of Botanical Nomenclature adopted by the International Botanical Congress held at Paris in August 1867; together with an Historical Introduction and Commentary by Alphonse de Candolle, Translated from the French. London: L. Reeve and Co., 1868.

13. Torrey Botanical Club. Torreya. 1942; Т. 42-45: 133.

14. Иванов В.В. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. Москва: Языки славянской культуры, 2004. References

1. Karmova M.R. Ob 'ekologii yazyka mnogochislennyh i malochislennyh 'etnosov v 'epohu globalizacii: specifika nekotoryh processov. Vestnik MGPU. Seriya: Filosofskie nauki. 2020; № 1 (33): 85-92.

2. Krauss M. The world's languages in crisis. Language. 1992; № 68 (1): 4-10.

3. Sovremennaya 'enciklopediya. Moskva, 2000.

4. Slovar' sociolingvisticheskih terminov. Moskva, 2006.

5. Filosofiya: 'Enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Gardariki, 2004. Available at: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/index.htm

6. Karmova M.R., Logina M.V. Sohranenie nematerial'nogo kul'turnogo naslediya v 'epohu globalizacionnyh processov: rol' yazykov v kul'turnom nasledii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 398-401.

7. Available at: Ethnologue. https://www.ethnologue.com/language/abq/

8. Lomtatidze K.V. Abazinskijyazyk (kratkoe obozrenie). Tbilisi: Universali, 2006.

9. Greppin Dzh. Yazykikorennyh narodov Kavkaza. N'yu-Jork: Caravan Books, 1991; T. 2: 39-88.

10. UNESCO Atlas of the World's Languages in Danger. Available at: https://ice.ge/kartuliena/pages/unesco/2e.pdf

11. Clifford A. Pickover artificial intelligence: an illustrated history: from medieval robots to neural networks. 2019.

12. Candolle A. Laws of Botanical Nomenclature adopted by the International Botanical Congress held at Paris in August 1867; together with an Historical Introduction and Commentary by Alphonse de Candolle, Translated from the French. London: L. Reeve and Co., 1868.

13. Torrey Botanical Club. Torreya. 1942; T. 42-45: 133.

14. Ivanov V.V. Lingvistika tret'ego tysyacheletiya: Voprosy k buduschemu. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2004.

Статья поступила в редакцию 05.06.23

УДК 821.512.145

Minnullina F.Kh., Cand. of Sciences (Philology), senior research associate, G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russia), E-mail: minnullina77@mail.ru

TATAR DRAMATURGY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE EXAMPLE OF THE PLAYS OF F. KARIM, N. ISANBET, T. GIZZAT, M. AMIRA). The

article examines Tatar plays written during the Great Patriotic War. The defense of the Motherland from enemies activated the sound of the patriotic spirit in Tatar drama. Playwrights, referring to the events of the war in their plays, praise the courage, patriotism of fighters, doctors, home front workers. The study reveals the transformation in Tatar drama of the main themes, conflict situations, revealing the characters of the characters. Special attention is paid to the actions of the main

characters, to the psychological state of a person in extreme situations. Emphasis is placed on value transformations in the character of the characters. The object of study is the plays "Shakir Shigaev" by F. Karim, "The Sacred Commission" by T. Gizzat, "Maryam" by N. Isanbet, "Minnikamal" by M. Amir, etc., which show the opposition of heroes to tragic situations.

Key words: Tatar drama, drama, theme, hero, Great Patriotic War, conflict, genre, patriotism

Ф.Х Миннуллина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр., Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук

Республики Татарстан, г. Казань, E-mail: minnullina77@mail.ru

ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Ф. КАРИМА, Н. ИСАНБЕТА, Т. ГИЗЗАТА, М. АМИРА)

В статье рассмотрены татарские пьесы, написанные в годы Великой Отечественной войны. Защита Родины от врагов активизировала в татарской драматургии звучание патриотического духа. Драматурги, обращаясь к событиям войны в своих пьесах, восхваляют мужество, патриотизм бойцов, врачей, тружеников тыла. В исследовании выявлены трансформация в татарской драматургии, основные темы, конфликтные ситуации, раскрывающие характеры героев. Особое внимание уделяется поступкам главных героев, психологическому состоянию человека в экстремальных ситуациях. Акцент делается на ценностных трансформациях в характере героев. Объектом изучения стали пьесы «Шакир Шигаев» Ф. Карима, «Священное поручение» Т. Гиззата, «Марьям» Н. Исанбета, «Минникамал», «Возращение» Р. Ишмурата М. Амира и др., где показаны противостояние героев трагическим ситуациям.

Ключевые слова: татарская драматургия, драма, тема, герой, Великая Отечественная война, конфликт, жанр, патриотизм

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения пьес, написанных в годы Великой Отечественной войны, которые показывают не только трансформацию татарской драмы в исследуемый период, но и основные тенденции развития национальной драматургии. Акцентируя внимание на традиционных для данного этапа проблемно-тематических особенностях (в пьесах доминирует тема труда, героизма и патриотизма), драматурги, с другой стороны, создают тексты, позволяющие утверждать об актуальности изучения пьес указанного периода.

Целью исследования является анализ татарской драматургии с точки зрения тематики, проблематики. Задачи: проследить процесс трансформации в татарской драматургии изучаемого периода, изменения художественного мышления в пьесах Н. Исанбета, Т. Гиззата, Ф. Карима, М. Амира; проанализировать и выявить основные темы и проблемы в драмах. Материалом для анализа послужили пьесы «Шакир Шигаев» Ф. Карима, «Священное поручение» Т. Гиззата, «Минникамал» М. Амира и др. Для достижения цели использованы культурно-исторический, герменевтический методы с применением контекстуального и культурологического принципа.

Научная новизна: в ходе исследования: 1) выявлены особенности изменения концепции национального героя; 2) определена трансформация татарской драматургии изучаемого периода; 3) раскрыты характерные черты героев.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что приведенные в статье принципы анализа и выводы могут быть использованы при изучении татарской драматургии 1941-1945 годов, при чтении лекции по истории татарской драматургии и при написании учебных пособий, монографий.

Социокультурная ситуация 1941-1945 годов XX века оказала большое влияние на татарскую драматургию и обусловила появление в ней новых героев и тем. Это черты героического характера, патриотизма, преданность Родине, ненависть к захватчикам, самоотверженный труд во имя великой победы. Великая Отечественная война открыла новый период в развитии многонациональной советской литературы. По мнению Р Салихова, «... казалось бы, литературный процесс шел своим чередом, и продолжалось торжество социалистического реализма, но война оказала собственно на литературу необычайно сильное влияние» [1, с. 109]. Как пишет О.А. Вакурова, в годы войны писатели являлись пропагандистами боевого опыта, агитаторами [2, с. 9]. Нужно отметить, что в истории театра советского времени период 40-50-х годов характеризуется разделением на два этапа: военный (1941-1945 гг) и послевоенный. Объектом нашего рассмотрения являются пьесы, созданные в 1941-1945 годах. Как известно, война ослабила идеологическое давление на литературу. Смена ориентиров в литературе и в обществе в целом привела к трансформации татарской драматургии. Драматурги изображали героизм солдат на фронте, тяжелую жизнь народа в тылу, раскрывали мотивы, обстоятельства, побуждавшие людей к героическим подвигам. Писатели искали новые конфликты, сюжеты и героев. В драматургии герой изображался как представитель всего народа. Татарская драматургия, как и вся литература, к началу войны освоила метод социалистического реализма и концепцию положительного героя. Постепенно, как отмечает Л.Р Надыршина, «борец за строительство новой, коммунистической действительности сменяется образом советского солдата, труженика тыла борца за свободу» [3, с. 33]. Авторы сосредоточились на художественном исследовании массового героизма, жертвенной любви к родине, психологическом состоянии и поведении человека в трагических условиях. Татарские пьесы обогатились за счет трагических мотивов, при этом приблизились к выявлению драматизма внутреннего мира, состояния героя, который борется против фашистских захватчиков. В годы войны на первый план вышла патриотическая драматургия на современные и на исторические темы, которые можно разделить на несколько групп:

1. Драмы, отражающие борьбу в тылу врага: «Ночной сигнал», «Священное поручение» и «Таинственный клад» Т. Гиззата, «Партизан Иван» и «Пламя сердца» М. Амира, «Семья патриотов» Г Насрый, «В лагере врага» Р Ишмурата и др.

2. В некоторых драмах описывается фронтовая обстановка: «Шакир Шига-ев» Ф. Карима, «Марьям» Н. Исанбета и др.

3. Пьесы посвященные труженникам тыла: «Минникамал» М. Амира, «Возвращение» Р. Ишмурата, «Друзья» А. Камала и др.

4. Драматические произведения, основанные на фольклорном материале, навеянные патриотическим духом: «Туляк», «Рыжий-чичян и Черноволосая красавица» Н. Исанбета и др.

5. Пьесы, посвященные истории народа и историческим образам: «Са-хибджамал Волжская» (1943) «Мулланур Вахитов» (1945) и др.

Драма Т. Гиззата «Священное поручение» открывает новую страницу в творчестве драматурга, которая полна драматизма и патриотических чувств. В реалистически написанных образах он показал борьбу советских людей против захватчиков. Произведение основано на фактическом материале, изученном писателем. Автор в пьесе изображает борьбу одной семьи в тылу врага. Судьба семьи Галимзянова во многом типична для шахтерских поселков Донбасса. Убедительно раскрыт в пьесе образ старого шахтера Гинията, который не поддался уговорам, угрозам фашистов и сохранил в тайне план шахты. Тем самом обрекая себя на гибель. В пьесе, где описываются героизм в тылу врага, практически не отражены военные действия. Героям пьесы Т. Гиззата приходится бороться не только с захватчиками, но и с теми, кто, как Абузар и Асия, предпочитают служить захватчикам. Образы, находящиеся на противоположной стороне, нашли отражение и в трагедии Н. Исанбета «Марьям». В качестве примера можно указать бывшего князя, эмигранта, а ныне переводчика на стороне врага Лыкова.

В перечисленных драмах в основном отражалась вера людей в победу, господствовал романтический дух, образы вражеских солдат и офицеров изображены жестокими, бессердечными, в некоторых случаев глупыми. Но в эти годы были созданы и оригинальные образы. Например, в трагедии Н. Исанбета проявляются проблески человечности в образе фашистского солдата Иогана. Здесь нужно отметить то, что в трагедиях свершается самоутверждение личности, его духовного принципа или нравственного достоинства ценой жизни. Среди образов действующих лиц трагедий есть и такие, которые предстают как жертвы бесчеловечно-жестоких обстоятельств. С этой точки зрения в пьесе интересен образ молодой девушки Марьям, которая оставляет преподавательскую работу и встает в ряды защитников Родины в качестве медсестры. Трагедия героя - результат одного случайного события, свершившегося помимо собственной воли. Совершив трагическую ошибку, девушка попадает в плен и с гордостью встречает смерть.

В 1941-1945 годах наблюдается рост интереса к общечеловеческим, гуманистическим ценностям в татарской драматургии. В качестве достижения драматургии военного времени необходимо особо отметить создание пьес, основанных на фольклорных мотивах. Например, в 1941-1945-х гг в творчестве Н. Исанбета развивалась патриотическая тема, где героика пьес активизировалась благодаря введению в сюжет произведении исторических личностей и фольклорных образов. Особую популярность завоевали либретто Н. Исанбета «Туляк» (1942) и пьеса «Рыжий сказатель и Черноволосая красавица» (1942). Главным героям пьес свойствен острый ум, свободолюбие, героизм. М. Джалиль, отмечая патриотический характер либретто «Туляк», писал: «В произведении проводится идея безмерной любви к Родине и отказ от личного счастья» [4, с. 465-466]. Трагедия Н. Исанбета «Идегей» стал первым спектаклем на историческую тему, осуществленным в военное время. Пьеса описывает события Х1У-ХУ веков, имеющие историческую основу, где сохраняется основной леймотив дастана «Идегей» о пагубности конфликта, столкновении между сильными личностями [5, с. 90]. Во многих сочинениях, трудах по истории Золотой Орды Идегей оценивается неоднозначно. Кто-то превозносит его политическую деятельность, другие обвиняют в историческом преступлении против Золотой Орды. Н. Исанбет писал, что задача исследователей дастана заключается не в том, чтобы оправдать или осудить исторического Идегея, а в том, чтоб понять причину любви народа к нему. В таких

произведениях действуют известные исторические личности, которые способны оживлять в людях национальные чувства, побуждать героические деяния своего народа. Н. Исанбет в своей трагедии показал его народным героем, борцом за счастье обездоленных, защитником родной земли. По мнению О.И. Пыжовой, Н. Исанбет написал трагедию, где стремился сохранить национальное своеобразие образов. По утверждению М. Хабутдинова, в ходе работы над пьесой автора вынудили подогнать систему персонажей и сюжетные линии под идеологическую основу [6, с. 193]. Спектакль был показан 6 раз, но, к сожалению, вскоре исчез с театральной сцены. В 1944 году в журнале «Совет эдэбияты» выходит в свет статья, где авторы указывают на то, что трагедия «Идегей» пронизана «идеями пантюркизма». Постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года назвало эпос «феодально-ханским» и, считая идеологически вредным, запретило обращение к нему. В связи с этим постановлением была снята с репертуара и пьеса Н. Исанбета «Рыжий сказатель» как неправильно освещающая историю татарского народа [7, с. 153, 164]. В военные годы Н. Исанбет также написал две пьесы, посвященные историческим личностям, - первой профессиональной татарской актрисе Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской («Сахибджамал Волжская», 1943) и революционеру М. Вахитову («Мулланур Вахитов», 1945). В основах произведений об историческом прошлом народа, исторических личностях и пьесах, основанных на фольклорных мотивах, лежали, прежде всего, патриотические мотивы. Как известно, вышеуказанным постановлением правительства в татарской литературе и искусстве было воспрепятствовано освещение исторических тем, отрицательно оценивались связи с народным устным творчеством, особенно укрепившиеся в годы войны.

С 1943 года в татарской драматургии начинают нарастать сюжеты, описывающие реальную фронтовую обстановку, события, связанные с деятельностью партизан, борьбу на оккупированных территориях. Особое место среди этих произведений занимает драма Ф. Карима «Шакир Шигаев», где отражаются военные действия на фронте. Основной конфликт между фашизмом и советским народом раскрывается в пьесе при помощи конкретной ситуации - подрыва моста, по которому должен проходить вражеский бронепоезд. Драма благодаря более полному и убедительному отражению боевой обстановки, представляющая живые характеры героев войны, является одной из лучших среди пьес периода Отечественной войны в татарской драматургии [8, с. 256]. В центре событий находится образ смелого бойца, вчерашнего учителя, сегодня - командира роты разведчиков лейтенанта Шакира Шигаева. Пьеса отличается углубленным психологическим анализом, драматический конфликт передается через душевные переживания личности. По мнению А. Шариповой, если в пьесах «Ночной сигнал» (1941) Т. Гиззата, «Партизан Иван» (1942) М. Амира, «Марьям» (1941) Н. Исанбета, «Дочери Родины» (1941) Р. Ишмурата и др. на начальном этапе войны преобладал сказочно-романтический настрой, и изображенная картина была далека от действительности, то позже появляются произведения, основанные на реалистических сюжетах, посвященные самоотверженному труду в тылу («Возращение» (1942) Р. Ишмурата, «Минлекамал» (1944) М. Амира, «Фарида» (1944) К. Наджми и др.) [9, с. 98]. В перечисленных произведениях на передний план выходят герои: партизаны, труженики тыла, разведчики, медсестры и др. Патриотическим духом были проникнуты и произведения, изображающие жизнь тружеников тыла. В пьесах Ш. Мазитова «Любимые», А. Камала «Друзья», Р Иш-

Библиографический список

мурата «Возвращение», М. Амира «Минникамал» события происходят в деревне, показывается, как самоотверженно трудятся ради победы над врагом женщины и старики, дети, вернувшиеся с фронта раненые солдаты. Нужно отметить, что образ героя-труженика существовал и до войны, приобретя в военные годы другие качества, черты жертвенности. Как известно, война 1941-1945 годов отразилась и в тематике, и в творческих принципах драматургии. Драматурги стали больше обращать внимания на внутренний мир человека. Одним из лучших произведений не только этих лет, но и всей национальной сценической литературы является драма М. Амира «Минникамал» (1944). Драма посвящена изображению деревенской жизни военного времени, благодаря которой на арену татарской драматургии выходит новый тип героя - женщина-руководитель. В центре событий драмы находится героиня Минникамал, один из значительных образов татарской женщины в национальной драматургии [10, с. 69]. Благодаря новаторскому для своего времени образу в татарской драматургии, представленному как сильная личность, автор описывает стойкость человека, его способность оставаться смелым в трудные времена. Для М. Амира характерен интерес не просто к герою, но к человеческому характеру [11]. На примере судьбы главной героини писатель возвеличил нравственную выдержку, мужество тружениц тыла, способных побеждать трудности ради победы над врагом. Следует отметить, что в национальной драматургии, да и в целом в татарской литературе, мало жизненных образов руководителей крупного масштаба. Автор, несмотря на жесткие рамки соцреализма, главную героиню - председателя колхоза - изображает не только односторонне - умным, справедливым, сильным руководителем, но и закладывает в ее характер такие черты, как доброта, уважение к старшему поколению и традициям. Он написал о сильной татарской женщине - руководительнице нового времени, отразив ее богатый внутренний мир. К сожалению, в 1946 году за эту драму автору предъявили обвинение в «попытке разрушения основ колхозного строя», и по решению Татарского обкома ВКП (б) спектакль сняли с репертуара театра. Следует отметить, что и в произведениях, изображающих жизнь тыла, углубляется психологический анализ, проникновение в душевный мир человека. С этой точки зрения интересна пьеса Р. Ишмурата «Возвращение». Автор произведения во всей полноте раскрывает душевный мир фронтовика Хамита, вернувшегося с поля сражения раненым и увечным. В плане раскрытия психологических переживаний примечателен образ председателя колхоза Муршиды. Чистоплотную, чистосердечную, нравственную эту женщину испытывали только трудности: известие о смерти мужа Хамита; распространение ложных сплетен (переписка с председателем сельсовета Ильясом). Это обстоятельство не отделяет Муршиду от больших целей, она продолжает работать, преодолевая трудности, возвращает к жизни и труду Хамита, которой считает себя инвалидом и лишним, и вселяет в него надежду на будущее.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны идеи, темы, сюжеты, герои были подчинены основной задаче: призыву отстоять в борьбе с врагом идеи защиты мира и Родины. Образы героя-фронтовика, героя труда не были преувеличенными, а являлись отражением реальной жизни. Драматурги показывают процесс формирования нового героя, рассказывают об изменениях в сознании, психологии человека. В пьесах на первый план выдвигался героический характер народа, где главная цель жизни отождествляется с истиной, а истина связывается с духом защиты Родины от врагов и ее воплощением.

1. Салихов Р Герой и эпоха: (концепция героя в татарском литературоведении). Елабуга: Мастер Лайн, 1999.

2. Вакурова О.А. Источниковедение литературной деятельности писателей в годы Великой Отечественной войны. Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. История. 2009; № 1: 7-18.

3. Надыршина Л.Р Жанровые особенности татарской поэмы в годы Великой Отечественной войны. Успехи гуманитарных наук. 2022; № 5: ЗЗ-З6.

4. Джалиль М. Либретто «Туляк». Произведения: в 4 т. Казань: Татарское книжное издательство, 1976; Т. 4.

5. Загидуллина Д.Ф. Художественные приемы и стилевые обновления в татарской литературе (в контексте тюркских литератур ХХ-ХХ! вв.). Казань, 2022.

6. Хабутдинова М.М. Вклад Наки Исанбета в изучение Золотой Орды. Золотоордынское обозрение. 202З; № 11.

7. Арсланов М.Г Татарское режиссерское искусство 1957-1990. Казань, 2002.

В. Ахмадуллин А.Г Татарская драматургия: истоки и проблемы. Казань: Татарское книжное издательство, 2012.

9. Ганиева А.Ф. Мирсэй Эмир драмаларында чор проблемаларын яктырту узенчэлеге. Восток - Запад: литература и художественная культура: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Казань, 2017.

10. Шарипова А.С. Татарская драматургия XX- начала XXI в.: инвариант и его исторические трансформации. Диссертация ... доктора филологических наук. Казань, 2022.

11. ^элэй Л. Мицлекамал. Кызыл Татарстан. 1944. References

1. Salihov R. Geroj i 'epoha: (koncepciya geroya v tatarskom literaturovedenii). Elabuga: Master Lajn, 1999.

2. Vakurova O.A. Istochnikovedenie literaturnoj deyatel'nosti pisatelej v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. Istoriya. 2009; № 1: 7-18.

3. Nadyrshina L.R. Zhanrovye osobennosti tatarskoj po'emy v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Uspehi gumanitarnyh nauk. 2022; № 5: ЗЗ-З6.

4. Dzhalil' M. Libretto «Tulyak». Proizvedeniya: v 4 t. Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1976; T. 4.

5. Zagidullina D.F. Hudozhestvennye priemy i stilevye obnovleniya v tatarskoj literature (v kontekste tyurkskih literatur HH-HHI vv.). Kazan', 2022.

6. Habutdinova M.M. Vklad Naki Isanbeta v izuchenie Zolotoj Ordy. Zolotoordynskoe obozrenie. 202З; № 11.

7. Arslanov M.G. Tatarskoerezhisserskoe iskusstvo 1957-1990. Kazan', 2002.

8. Ahmadullin A.G. Tatarskaya dramaturgiya: istoki iproblemy. Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2012.

9. Ganieva A.F. Mirs^ 0mir dramalarynda chor problemalaryn yaktyrtu yzenchtâlege. Vostok- Zapad: literatura i hudozhestvennaya kul'tura: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2017.

10. Sharipova A.S. Tatarskaya dramaturgiya XX - nachala XXI v.: invariant i ego istoricheskie transformacii. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Kazan', 2022.

11. ^tej L. Minlekamal. Kyzyl Tatarstan. 1944.

Статья поступила в редакцию 23.05.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.