Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО ТАЗИ ГИЗЗАТА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТАТАРСКОЙ ДРАМАТУРГИИ'

ТВОРЧЕСТВО ТАЗИ ГИЗЗАТА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТАТАРСКОЙ ДРАМАТУРГИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тази Гиззат / татарская драматургия / пьеса / музыкальная комедия / культурное строительство / соцреализм / Tazi Gizzat / Tatar dramaturgy / play / musical comedy / cultural construction / socialist realism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Салихова Айгуль Рустэмовна

Тази Гиззат признан классиком татарской литературы. Его многочисленные художественные произведения оказали заметное влияние на татарскую культуру. На протяжении многих лет он наряду с Наки Исанбетом, Ризой Ишмуратом, Ахметом Файзи определял пути развития татарской драматургии. Тази Гиззат обогатил национальный театр новыми темами, жанрами, и художественными приемами. Он хорошо знал психологию и быт татар. Умело включал в свои произведения картины из деревенской жизни, этнографию, обычаи, обряды, создавал национальную среду. Писатель также показывал сильные человеческие чувства, вызывавшие у публики горячий эмоциональный отклик. Вплетал в ткань своих произведений лирические и музыкальные моменты. Активно пользовался грубоватым народным юмором. Художественный язык Тази Гиззата – четкий, ясный, доходчивый был понятен зрителям. Это и стало причиной широкой популярности его произведений. Пьесы Тази Гиззата, написанные в советское время и отмеченные яркой печатью советской идеологии, востребованы, тем не менее, и сегодня. Они по-прежнему идут на театральных подмостках и вызывают живой зрительский интерес. Это свидетельствует об их непреходящей художественной ценности. В статье рассматриваются основные этапы деятельности драматурга, тематика и художественные особенности его произведений, их сценическая жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVITY OF TAZI GIZZAT AND HIS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE TATAR DRAMATURGY

Tazi Gizzat is recognized as a classic of Tatar literature. His numerous works of art had a noticeable impact on Tatar culture. For many years, along with Naki Isanbet, Riza Ishmurat, Ahmet Faizi, he determined the development of Tatar dramaturgy. Tazi Ghizzat enriched the national theater with new themes, genres, and artistic techniques. T. Gizzat knew well the psychology and life of the Tatars. He skillfully included in his works pictures from village life, ethnography, customs, rituals, created a national environment. He also showed strong human feelings that evoked a hot emotional response from the audience. He wove lyrical and musical moments into the fabric of his works. Actively used rude folk humor. The artistic language of Tazi Gizzat clear, clear, intelligible was understandable to the audience. This was the reason for the wide popularity of his works. Tazi Gizzat's plays, written in Soviet times and marked by the bright stamp of Soviet ideology, are still in demand today. They still go on the stage and arouse keen interest of the audience. This testifies to their enduring artistic value. The article discusses the main stages of the playwright's activity, the themes and artistic features of his works, their stage life.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО ТАЗИ ГИЗЗАТА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТАТАРСКОЙ ДРАМАТУРГИИ»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ LITERARY STUDIES. LITERATURES OF THE PEOPLE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Научная статья Филологические науки

УДК 821.512.145 https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.1.7-14

ТВОРЧЕСТВО ТАЗИ ГИЗЗАТА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТАТАРСКОЙ ДРАМАТУРГИИ А.Р. Салихова

Академия наук Республики Татарстан, Казань, Россия aygul.salikhova@gmail.com

Аннотация. Тази Гиззат признан классиком татарской литературы. Его многочисленные художественные произведения оказали заметное влияние на татарскую культуру. На протяжении многих лет он наряду с Наки Исанбетом, Ризой Ишмуратом, Ахметом Файзи определял пути развития татарской драматургии. Тази Гиззат обогатил национальный театр новыми темами, жанрами, и художественными приемами. Он хорошо знал психологию и быт татар. Умело включал в свои произведения картины из деревенской жизни, этнографию, обычаи, обряды, создавал национальную среду. Писатель также показывал сильные человеческие чувства, вызывавшие у публики горячий эмоциональный отклик. Вплетал в ткань своих произведений лирические и музыкальные моменты. Активно пользовался грубоватым народным юмором. Художественный язык Тази Гиззата - четкий, ясный, доходчивый был понятен зрителям. Это и стало причиной широкой популярности его произведений. Пьесы Тази Гиззата, написанные в советское время и отмеченные яркой печатью советской идеологии, востребованы, тем не менее, и сегодня. Они по-прежнему идут на театральных подмостках и вызывают живой зрительский интерес. Это свидетельствует об их непреходящей художественной ценности. В статье рассматриваются основные этапы деятельности драматурга, тематика и художественные особенности его произведений, их сценическая жизнь.

Ключевые слова: Тази Гиззат; татарская драматургия; пьеса; музыкальная комедия; культурное строительство; соцреализм

Для цитирования: Салихова А. Р. Творчество Тази Гиззата и его роль в развитии татарской драматургии. Казанский лингвистический журнал. 2022;5(1): 7-14. https://doi. org/10.26907/2658-3321.2022.5.1.7-14

Original article Philology studies

https://doi. org/10.26907/2658-3321.2022.5.1.7-14

THE CREATIVITY OF TAZI GIZZAT AND HIS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE TATAR DRAMATURGY

Salikhova A.R.

Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia aygul.salikhova@gmail.com

Abstract. Tazi Gizzat is recognized as a classic of Tatar literature. His numerous works of art had a noticeable impact on Tatar culture. For many years, along with Naki Isanbet, Riza Ishmurat, Ahmet Faizi, he determined the development of Tatar dramaturgy. Tazi Ghizzat enriched the national theater with new themes, genres, and artistic techniques. T. Gizzat knew well the psychology and life of the Tatars. He skillfully included in his works pictures from village life, ethnography, customs, rituals, created a national environment. He also showed strong human feelings that evoked a hot emotional response from the audience. He wove lyrical and musical moments into the fabric of his works. Actively used rude folk humor. The artistic language of Tazi

Gizzat - clear, clear, intelligible was understandable to the audience. This was the reason for the wide popularity of his works. Tazi Gizzat's plays, written in Soviet times and marked by the bright stamp of Soviet ideology, are still in demand today. They still go on the stage and arouse keen interest of the audience. This testifies to their enduring artistic value. The article discusses the main stages of the playwright's activity, the themes and artistic features of his works, their stage life.

Keywords: Tazi Gizzat; Tatar dramaturgy; play; musical comedy; cultural construction; socialist realism

For citation: Salikhova A.R. Creativity of Tazi Gizzat and his Role in the Development of Tatar Dramaturgy. Kazan Linguistic Journal. 2022;5(1): 7-14. (In Russ.) https://doi. org/10.26907/2658-3321.2022.5.1.7-14

Актер, драматург и публицист Тази Калимуллович Гиззат (1895-1955) -признанный классик татарской литературы. Его имя увековечено в памятниках, названиях улиц, энциклопедиях. В 2015 году была учреждена ежегодная литературная премия имени Тази Гиззата. Писатель оставил после себя солидное творческое наследие: около 40 пьес, публицистические статьи, работы в области литературной критики, письма, воспоминания. Они представляют большой исторический интерес. А некоторые его произведения и сегодня продолжают свою сценическую жизнь. Жанровое своеобразие и художественные особенности пьес Тази Гиззата обусловлены различными факторами. Это, безусловно, и литературные достижения его предшественников, Галиаскара Камала, Карима Тинчурина, Мирхайдара Файзи, и сама эпоха, в которую он творил - время бурных общественных преобразований, развернутого культурного строительства. И, конечно же, огромное значение имел его собственный жизненный опыт.

Известный татарский драматург Тази Гиззат родился в бедной крестьянской семье в 1895 году. Первоначальное образование Т. Гиззат получил в медресе. Семья была большая, и мальчику с раннего детства пришлось много трудиться. Из-за куска хлеба работал сторожем в медресе, в летние месяцы нанимался батраком. С 14 лет работал на заводах. Закономерно, что Октябрьскую революцию будущий драматург встретил с воодушевлением, а во время Гражданской войны воевал в рядах Красной Армии [1, c.70].

Первые шаги на артистическом поприще Т. Гиззат сделал в драматической студии г. Самары, организованной Зайни Султановым под руководством Карима Тинчурина. Там он расширил свой кругозор, познакомился

с образцами русского и европейского искусства. Обучаясь на актерском отделении, Тази Гиззат параллельно осваивает и основы режиссерской профессии [2]. Затем были годы плодотворной работы: артист Оренбургского театра, учитель и заведующий Андижанским детским домом, заведующий клубом в Ульяновске, актер Елабужского городского и Московского татарского театров, Татарского государственного академического театра им. Г.Камала - таковы вехи жизненного пути Т. Гиззата.

К литературному творчеству его подтолкнула сама жизнь. После революции повсеместно развернулось культурное строительство, интерес народа к театральному искусству заметно вырос, а пьес на татарском языке катастрофически не хватало. Свою первую пьесу «Серебрянная монета» Т. Гиззат написал для бенефиса своей жены Малики. Теплый прием спектакля окрылил начинающего писателя, и в дальнейшем он пишет достаточно много, активно откликаясь на запросы как театрального процесса, так и общественной жизни.

За тридцатилетнюю творческую деятельность он написал около 40 пьес, многочисленные песенные тексты, а также публицистические и критические статьи. Без богатого наследия Тази Гиззата невозможно представить целую эпоху в истории татарского театра. На протяжении многих лет он наряду с Наки Исанбетом, Ризой Ишмуратом, Ахметом Файзи определял пути развития татарской драматургии. Пьесы Тази Гиззата составляли основу репертуара главной татарской сцены - Театра Камала, которому драматург отдал более 20 лет жизни в качестве актера. Они шли также на сценах театров Алма-Аты, Астрахани, Баку, Киева, Оренбурга, Ташкента, Уфы и многих других городов бывшего СССР. В золотой фонд татарской драматургии вошли такие пьесы Тази Гиззата, как «Наемщик» (1925), «Бишбуляк» (1932), «Искры» (1935), «Потоки» (1937), «Смелые девушки» (1939), «Таймасовы» (1941) и другие. Ему же принадлежит либретто первой татарской музыкальной комедии «Башмачки» (1952) на музыку Джаудата Файзи).

Конечно, писатели в то время творили в общем русле художественного направления, называемого соцреализмом. Вместе с тем, каждый из них обладал и собственной индивидуальностью, своим ярко выраженным творческим почерком. Это в полной мере относится к Т. Гиззату. Выходец из народа, в своих произведениях он описывал ту реальную жизнь, которую хорошо знал и чувствовал. Будучи учеником Карима Тинчурина, почерпнувшим у него многие художественные приемы, Тази Гиззат, тем не менее, вносит в свои драмы больше исторической конкретики, выпукло и подробно показывая развитие классовой борьбы в татарской деревне. Вместе с тем, Тази Гиззат - мастер драматического сюжета. Он обогатил национальную драматургию пьесами с крепко закрученными, сложными сюжетами [3, а 255].

По своему содержанию пьесы Тази Гиззата выстраиваются в последовательную хронологическую цепочку. В «Наемщике» описываются крестьянские волнения, в связи с изданием царского Манифеста (1861), отменившего крепостное право, но оставившего крестьян без земли. В драме «Пламя» - подобные же волнения в 1878 г. после учреждения властями некоторых порядков в татарских деревнях с ущемлением религиозных чувств татар. В пьесе «Искры» показаны протестные выступления крестьян в ответ на столыпинскую аграрную реформу (9 ноября 1906 г.). Трилогия «Потоки» освещает бурные события в России, связанные с началом Первой мировой войны и двумя революциями 1917 года. «Бишбуляк» посвящена событиям гражданской войны (1918-1919). Целая серия пьес отражает процессы коллективизации. Патриотические пьесы «Священное поручение» и «Настоящая любовь» рассказывают о героизме советского народа во время Великой Отечественной войны. И, наконец, мирное, но тоже далеко не простое послевоенное время также нашло свое отражение в творчестве драматурга. Таким образом, можно говорить о том, что содержанием творчества Т. Гиззата являлась сама жизнь татарского народа во всем разнообразии ее проблем и конфликтов, самые что ни на есть реальные исторические процессы и события.

Что касается художественной формы, то она также диктовалась временем. После революции в театр пришел новый зритель - массовый, демократичный, не всегда образованный, но искренний и непосредственный. Вкусы и запросы этого зрителя, конечно же, учитывались драматургом. Т. Гиззат хорошо знал психологию и быт татар. Умело включал в свои произведения картины из деревенской жизни, этнографию, обычаи, обряды, создавал национальную среду. Он также показывал сильные человеческие чувства, вызывавшие у публики горячий эмоциональный отклик. Вплетал в ткань своих произведений лирические и музыкальные моменты. Активно пользовался грубоватым народным юмором. Художественный язык Тази Гиззата - четкий, ясный, доходчивый, был понятен зрителям. Это и стало причиной широкой популярности его произведений.

Велика роль Т. Гиззата в развитии жанра музыкальной драмы и комедии. В пьесах «Наемщик», «Бишбуляк», «Башмачки», «Настоящая любовь», «Ночной сигнал» использованы десятки песенных текстов. Эти спектакли обогатили не только сценическое искусство, но и татарскую профессиональную музыку оригинальными песнями, ариями, увертюрами, танцевальными мелодиями. Они способствовали росту национальной музыкальной культуры, эстетическому развитию самых широких слоев татарского народа. Некоторые из них, например, музыкальная драма «Наемщик» (композитор - Салих Сайдашев), музыкальная комедия «Башмачки» (композитор - Джаудат Файзи) завоевали широкую популярность далеко за пределами Татарстана. «Башмачки» с успехом шли на сценах театров Москвы, Киева и других городов.

Значительным явлением национальной драматургии стала трилогия «Потоки». В ней Т. Гиззат показал широкую панораму народной жизни, масштабные исторические процессы. Это оригинальное по сюжету и композиции эпическое полотно подкупало зрителей правдивостью изображаемых событий. В центре внимания драматурга не только сложные и подчас противоречивые человеческие судьбы, но и такое серьезное социальное явление, как классовое

расслоение крестьян в дореволюционной татарской деревне, проникновение в их среду революционных идей [4, с.271].

Премьера спектакля состоялась в ноябре 1937 года. Сам драматург принимал активное участие в его подготовке. Тази Гиззат приходил почти на каждую репетицию. Вместе с режиссером выверял текст, уточнял предлагаемые обстоятельства. Он интересовался всем: игрой актеров, работой художника, композитора, костюмеров. Иногда драматург в ходе репетиций вмешивался в работу режиссера и доказывал, что в данной сцене нельзя делать что-то, иначе останавливалось логическое развитие действия [5, с.58]. В результате кропотливой работы эта постановка стала ярким, неординарным событием в истории татарского театра. Неслучайно в 1941 году прошедший более 100 раз спектакль был включен в репертуар намечаемой декады литературы и искусства Татарской АССР в Москве [4, с. 287].

Живо откликался драматург и на текущие проблемы социалистического строительства. Его комедия «Славная эпоха» вызвала горячие споры в литературных кругах. Одни считали, что вряд ли правомерно вносить в литературу и на сцену «массовое» вторжение жизни с ее конкретными народнохозяйственными вопросами. Другие поддерживали автора и считали, что его комедия весьма современна. Решающим стало слово простого зрителя, принявшего спектакль с большим интересом и энтузиазмом [4, с. 289]. Посмотреть спектакль ехали из районов тысячи колхозников. Поезда прибывали на вокзал с плакатами, на которых было начертано: «Едем смотреть «Славную эпоху». А когда возвращались домой, то заинтересованно и бурно обсуждали поднятые спектаклем вопросы.

Еще одну особенность драматургии Т. Гиззата необходимо отметить. Будучи сам профессиональным актером, он показывал в своих произведениях героев с яркими самобытными характерами. На таком материале исполнителям предоставлялась возможность в полной мере раскрыть все грани своего дарования, создать поистине полнокровные и запоминающиеся образы.

Общественность высоко оценила творчество Т. Гиззата. Одним из первых среди татарских писателей в 1939 году он был отмечен правительственной наградой - орденом «Знак Почета». Ему также были присвоены почетные звания Заслуженного деятеля искусств ТАССР и РСФСР. В свою бытность руководителем правления Союза писателей Татарии М. Джалиль назвал Тази Гиззата основной фигурой татарской советской драматургии, в развитии которой его заслуги исключительно велики [6, с.195].

Творчество Тази Гиззата сыграло значительную роль в развитии татарской драматургии. Его пьесы, написанные в советское время и отмеченные яркой печатью советской идеологии, востребованы, тем не менее, и сегодня. Они по-прежнему идут на театральных подмостках и вызывают живой зрительский интерес, что это свидетельствует об их высокой художественной ценности.

Список литературы

1. Хасанова А. Передовая интеллигенция орденоносной Татарии. Инженер человеческих душ. Казань: Татгосиздат; 1940. с.68-74.

2. Хабибуллин Ф. Театр ТазиГиззата. Республика Татарстан.URL: https://rt-online.ru/p-rubr-kult-34724/[дата обращения: 25.03.2022].

3. Ахмадуллин А. Татарская драматургия: история и проблемы. Казань: Татар.кн.изд-во; 2012.

4. Арсланов Г. Татарское режиссерское искусство (1906-1941). Казань: Татар.кн.изд-во; 1992.

5. Кумысников Х. Цена творческого горения: история одного спектакля. Казань. 1998;(1):57-59.

6. Гадельшина З. Елабуга и ТазиГиззат. Елабуга: Аргамак. 1997;(5-6):190-195.

References

1. KhasanovaА. Advancedintelligentsiaoforder-bearingTataria. Engineerofhumansouls. Kazan: Tatgosizdat; 1940. p.68-74.(In Russ.)

2. Khabibullin F. Tazi Gizzat Theater. Republic of Tatarstan.Available from https://rt-online.ru/p-rubr-kult-34724/ [accessed: 25.03.2022]. (In Russ.)

3. Akhmadullin A. Tatar dramaturgy: history and problems. Kazan: Tatar.kn.izd-vo; 2012.(In Russ.)

4. Arslanov G. Tatar directing art (1906-1941). Kazan: Tatar.kn.izd-vo; 1992.(In Russ.)

5. KumysnikovKh. The price of creative burning: the history of one performance. Kazan. 1998;(1):57-59.(In Russ.)

7. Gadelshina Z. Elabuga and Tazi Gizzat. Elabuga:мArgamak.1997;(5-6):190-195. (In Russ.)

Автор публикации

Салихова Айгуль Рустэмовна -

Ведущий научный сотрудник Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова

Академии наук Республики Татарстан Казань, Россия

E-mail: aygul.salikhova@gmail.com

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 28.01.2022 Одобрена после рецензирования: 25.02.2022 Принята к публикации: 01.03.2022 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Информация о рецензировании

«Казанский лингвистический журнал» благодарит анонимного рецензента (рецензентов) за их вклад в рецензирование этой работы.

Author of the publication

Salikhova Aigul Rustemovna -

Leading Researcher

G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences Kazan, Russia

E-mail: aygul.salikhova@gmail.com

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Subbmitted: 28.01.2022 Approved after peer reviewing: 25.02.2022 Accepted for publication: 01.03.2022 The author has read and approved the final manuscript.

Peer review info

Kazan Linguistic Journal thanks the anonymous re-viewer(s) for their contribution to the peer review of this work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.