Научная статья на тему 'Татаро-киргизские культурные связи во второй половине хiх-начале ХХ вв'

Татаро-киргизские культурные связи во второй половине хiх-начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1157
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / КУЛЬТУРА / НАРОД / ТАТАРЫ / КИРГИЗЫ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИСЛАМ / ШКОЛА / ПРОСВЕТИТЕЛИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / ПЕЧАТЬ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КНИГИ / ETHNICITY / CULTURE / PEOPLE / TATARS / KYRGYZ / CIVILIZATION / ISLAM / EDUCATORS / EDUCATION / LITERATURE / INTELLECTUALS / BOOKS / PRINTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минниханов Ф. Г., Хабибуллин М. З.

В статье анализируются этнокультурные связи татар и киргизов во второй половине XIX начале XX века, роль татар, татарской культуры в становлении и развитии киргизской национальной литературы, образования, печати, а также формирование киргизской интеллигенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAN CENTRAL BAPTIZED TATAR SCHOOL: IMPLEMENTATION OF THE ORTHODOX MISSION

The article analyzes the ethno-cultural communication Tatars and Kyrgyz in the second half of XIX early XX century, the role of Tatars and Tatar culture in the formation and development of the Kyrgyz national literature, education, printing, and also formation of Kyrgyz intelligentsia

Текст научной работы на тему «Татаро-киргизские культурные связи во второй половине хiх-начале ХХ вв»

УДК 008 (091)

Ф.Г.Минниханов, М.З.Хабибуллин

ТАТАРО-КИРГИЗСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ вв.

В статье анализируются этнокультурные связи татар и киргизов во второй половине XIX - начале XX века, роль татар, татарской культуры в становлении и развитии киргизской национальной литературы, образования, печати, а также формирование киргизской интеллигенции

Ключевые слова: Этнос, культура, народ, татары, киргизы, цивилизация, ислам, школа, просветители, образование, литература, печать, интеллигенция, книги

Minikhanov Fidail Gimranovich, Khabibullin Mars Zabirovich KAZAN CENTRAL BAPTIZED TATAR SCHOOL: IMPLEMENTATION OF THE ORTHODOX MISSION

The article analyzes the ethno-cultural communication Tatars and Kyrgyz in the second half of XIX - early XX century, the role of Tatars and Tatar culture in the formation and development of the Kyrgyz national literature, education, printing, and also formation of Kyrgyz intelligentsia

Key words: Ethnicity, culture, people, Tatars, Kyrgyz, civilization, Islam, education, educators, education, literature, printing, intellectuals, books

Татарский этнос является дисперсным. Татар можно встретить по всему миру. В то же время татарский народ - один из древнейших этносов который, находясь на стыке двух цивилизаций, впитал в свои традиции все самое лучшее, сохранив при этом свою уникальность и самобытность. Благодаря постоянному стремлению к культурному сотрудничеству, представители татарского народа не только вливались в мировой культурный контекст путем заимствования традиций извне, но и активно влияли на молодые культуры, обогащали их, знакомя с новейшими достижениями восточной и европейской цивилизаций. Известна роль татар в просвещении, экономическом и культурном развитии народов Средней Азии. Особое место занимают татаро-киргизские культурные связи. Два тюркоязычных народа - татары и киргизы имеют богатое историческое прошлое с памятными вехами и поучительными страницами истории. Они были известны друг другу в далеком прошлом. Еще в эпосе «Манас» упоминается о средневековом государстве поволжских татар - Волжской Булгарии. В XI в. выдающийся средне азиатский ученый-филолог Махмуд Кашгари в своем «Дивану лугат ат-тюрк» («Собрание тюркских наречий») упоминает татар в числе двадцати самых крупных, известных ему тюркских племен Центральной Азии. Таким образом о татарах-тюрках он писал как о равноприсутствующем в регионе этносе.

Считается, что на территорию современной Киргизии волжские татары стали прибывать в середине XIX в., хотя первые переселения татар в Среднюю Азию происходили в XVII-XVIII вв.

С Киргизской степью татары познакомились гораздо раньше, чем русские. Еще со времен Петра I царское правительство использовало татарское купечество для расширения взаимоотношений со Средней Азией и Востоком [5, с.2]. Знание языка, европейский кругозор, близость религии и культуры, наличие богатого опыта ведения торговли, глубоких традиций ремесленного производства обусловили обращение царского правительства к татарскому населению как к естественному посреднику. Вот что писал генерал-губернатор Туркестана К.П. фон-Кауфман: «„.мы, будучи не подготовлены к непосредственным с ними [киргизами] отношениям, обратились к посредничеству татар, которые для администрации того времени казались самым подходящим элементом, как по живости их темперамента, так и по сходству их языка с киргизским» [4, с.3]. Таким образом, татары становились российскими первопроходцами на киргизской земле, а культурные связи татарского и киргизского народов изначально были обусловлены политическими причинами. Татары составляли основу государственных служб в Киргизии, так как киргизская элита в своей подавляющей части не знала тюркского литературного языка, не говоря уже о русском. Она зависела от татарских мулл в вопросах прочтения и перевода русской дипломатической корреспонденции и в посылке ответов, написанных на татарском языке. О большом влиянии татар на народы Средней Азии указывали и преподаватели Казанской духовной академии [9, с. 84-91].

Культурные связи татар и киргизов укрепились при Екатерине II. «Императрица держалась того мнения, - писал известный миссионер, этнолог, фольклорист А.В. Васильев, - что привитие мусульманской религии к степным обывателям было лучшим средством их просвещения» [4, с.5]. Своими указами от 1782, 1784, 1787 гг. она «повелела строить на границе киргизской степи татарские школы, мечети и отпечатать за казенный счет Коран для его раздачи киргизам». Одновременно были «учреждены штаты мулл, азанчи и проч. с казенным содержанием» [4, с.5]. Как писал очевидец событий 2-й половины XIX века писатель, русский консул в Чугучаке H.H. Балкашин, «духовное влияние татар на киргизов проявляется преимущественно в том, что они обучают их [киргизов] кратким сурам Корана и степенной татарской обрядности в молении, ... приводят к присягам на Коране и толкуют заключающиеся в нем законы» [2, с.33]. По существу, татарские духовные деятели явились для киргизского народа первыми просветителями и педагогами. А.В. Васильев особо подчеркивал, что вплоть до 1870 годов «царская администрация нисколько не стесняла доступ в степь

татарских мулл и признавала татарских грамотеев людьми вполне пригодными для проведения и привития к кочевникам русской гражданственности. Она приглашала их к участию в обнародовании в степи нововведений, вверяла (доверяла. - Ф.М.) им воспитание киргизского юношества и проч.» [4, с.6]. Известно множество случаев обращения самих киргизов с просьбой прислать им грамотных татар. Так, султан-правитель Ахмед Джантюрин заявлял о необходимости привлечения татар «для богослужения, обучения детей киргизов татарской грамоте...» [4, с.6]. Оренбургская и Сибирская комиссии с успехом пользовались знаниями и умениями татар. Так, после принятия присяги Качыбека в Омске на верность Российской империи для консультаций и сношения русских с Качыбеком был отправлен Файзулла Ногаев. Его деятельность высоко оценил Чокан Валиханов, отметив, что, находясь среди киргизов, Файзулла пользовался их полным доверием и уважением. Позднее, в 1857 г., «Файзулла Ногаев был определен в распоряжение Ч. Валиханова во время второй поездки к киргизам, когда впервые были записаны отдельные сюжеты эпоса «Манас» [8, с.19].

Приглашенные татарские религиозные деятели сыграли важную роль в просвещении киргизов путем укрепления среди них ислама. Например, мулла Мухтурулла Баширов, направленный из Казани, часто ходил по аулам вокруг Иссык-Куля, обучая население намазу и основам ислама. В 1855 г., построив мечеть в Караколе, он совершает намаз. Другой пример: при открытии школы для киргизских детей при Пограничной комиссии в 1550 г. «ближайшим воспитателем их и надзирателем школы был назначен татарин Кукляшев и, с помощью другого татарина-муллы в школе, успел придать этому учебному заведению татарскую физиономию и рутино-мусульманскую обстановку» [4, с.7]. Все эти меры, в конечном итоге, способствовали переселению в Киргизскую степь купцов, опытных торговых деятелей, татарских духовных и народных просветителей, которые в дальнейшем оставались здесь жить и трудиться.

Отношение к татарам как проводникам политических, экономических и духовных связей между Россией и киргизами резко изменилось в начале 70-х гг. XIX в. В 1868 г. было издано Временное Положение, по которому «киргизы были изъяты из Оренбургского муфтия, и им предоставили выбирать себе мулл из среды своей.» [2, с.32]. В 253 параграфе Положения указывалось также, что татарских мулл «могло быть не более одного на волость, а мечети и школы подлежали надзору и упорядочению» [] В 1874 г. существовавшие «в киргизской степи медресе и мектебе» были переданы в ведение Министерства народного просвещения, а «виновные в самовольном открытии этих учебных заведений привлекались к ответственности» [4, с.13]. В Представлении военного губернатора Тургайской области Константиновича (№ 2431) оренбургскому генерал-губернатору Н.А. Крыжановскому от 21-22 мая 1871 г. особо подчеркивалась необходимость «безотлагательной замены в местных управлениях переводчиков и письмоводителей из татар и башкир киргизами, воспитывавшимися в русских учебных заведениях.» [4, с.11-12]. Однако эти и другие меры не подорвали позиции татар и доверие киргизов к ним. По мнению того же А.В. Васильева, в конце XIX в. «нравственное влияние татар на киргизов и авторитет татар в степи был велик» [4, с.16].

Новый, более высокий уровень развития татаро-киргизкого культурного сотрудничества наступил с развитием в России капитализма и возникновением просветительского движения на территории Крыма, Поволжья и Средней Азии в конце XIX - начале XX вв. Последнее было связано с мусульманским реформаторским движением - джадидизмом. Приоритетными задачами туркестанских джадидистов были проведение реформы мусульманского народного образования и подготовка квалифицированных специалистов по жизненно важным отраслям культуры, науки и техники. Для осуществления идей джадидизма создавались татарские школы нового типа («усули-джадид»), в которых имелись парты, доски, географические карты и столы для учителей.

Первые новометодные школы в Киргизии открылись на рубеже XIX - XX вв. По данным канцелярии туркменского генерал-губернатора, к 1909 г. в Пшкекском уезде насчитывалось 14 мектебе, в Пржевальском уезде - 11, на юге Киргизии - 165. Учредителями и первыми учителями в них были татары, а позднее и киргизы, окончившие медресе в Казани и Уфе. Программы для них были выработаны на мусульманских съездах 1905 и 1906 гг., проходивших в Нижнем Новгороде. В школах, наряду с религиозным, дети получали и светское образование. Книги для киргизских школ печатались в Центральном восточном издательстве Казани, а также в Уфе, Оренбурге и других городах.

Создание сети новометодных школ привело к активизации культурных и литературных связей двух родственных народов. В этот период татарская культура становится «окном» и посредником для киргизов в усвоении лучших достижений европейской и мировой культуры. Особо отметим прогрессивную роль татарской книги для народов региона. Татарское издательское дело способствовало развитию книгопечатания в Киргизии. В начале XX в. в Казани были опубликованы книги по истории киргизского народа: О. Садыков «Кыргыз тарихы» (1907), Я. Айманов «Тарих кыргыз шаднамэсе» («Родословная киргизов», 1914) и др. Печатали книги и частные типографии. По данным А. Р. Галимовой, в типографии наследников Чирковой в 1895-1896 печатались такие произведения на киргизком языке, как «Киссаи-Заназаев», «Буз улан», «Малика Хасин» «Айман чулпан» от Шамсутдина Хусаинова [8, с.106]. Следует подчеркнуть роль татарской интеллигенции в налаживании издательского дела в Средней Азии. Как

известно, первую в Туркестане типографию основал известный татарский просветитель, издатель Ш.Б. Бикулов (1846-1920). Газеты, журналы, книги, издаваемые этим энтузиастом, распространялись на всей территории Киргизии. А основными распространителями книг, а также татарских журналов («Урал», «Шура», «Анг», «Ак Юл», «Вакыт», «Юлдуз», «Идель» и др.) были те же купцы и торговцы. В бытность советником Тургайского областного правления А.В. Васильев отмечал, что в конце XIX в. «кроме общемусульманских книг, в киргизскую степь начинают проникать книги, издаваемые татарами специально для киргизов..., а редкий продавец-татарин не имеет их у себя вместе с другими товарами, развозимыми по аулам»[4, с.17]. Как миссионер, он с сожалением отмечал, что, «это означает ознакомление киргизов с исламом и возбуждение в них подражания образцам татарско-мусульманской жизни!» [4, с.17].

Нельзя не отметить, что к рассматриваемому периоду относится начальный этап изучения «Манаса». «Манас» - неисчерпаемое духовное достояние киргизского народа. Он составляет органическую и неотъемлемую часть духовной гордости киргизского народа, отражая его мировоззрение, быт, нравы, эстетические нормы и идеалы, историческую память. Как отмечал видный татарский историк, академик М.Усманов, «в то же время «Манас» и - общечеловеческое достояние. Это обусловлено тем, что он как подлинно национальный эпос с энциклопедически богатым содержанием дает возможность самопознанию, осмыслению далекого прошлого не только кыргызов, но и других родственных народов, особенно тех, кто в прошлом вел кочевой образ жизни, входил в состав кочевых держав средневековья» [11, с.81]. Татары гордятся тем, что в познании и определении ценности «Манаса» принимали активное участие и представители татарского народа. Выдающийся просветитель, ученик Ш.Марджани Х.Фаизханов одним из первых обратил внимание на этнико-нацио-нальное лицо эпоса, отметив его отличие от произведений казахского фольклора. А ведь в 60-х гг. XIX в. и позднее в России и Европе еще не знали, чем отличаются киргизы от казахов и обозначали их одним названием - «киргизы-кайсаки». Прочитав оригинал записей Чокана Валиханова в 1863 г., Х.Фаизханов писал ему: «Сказание о Кукотай-хане, находящееся в Ваших тетрадях, несколько отличается от казахских сказок. Где вы нашли его? Очень ли оно распространено среди Вашего населения? Кажется, это хорошая вещь!» [11, с.83]. Мы видим, что Х.Фаизханов сумел уловить и художественное достоинство, и национальный дух киргизского народного эпоса.

Представители татарского народа и позднее активно занимались с изучением и выявлением различных вариантов эпоса «Манас». Следует назвать имена таких исследователей, как Калим Рахматуллин, Мадина Богданова, Абдулкаюм Мифтахов... Последний в начале XX в., (1920-е гг.) собирал и компоновал отдельные части, отрывки «Манаса», записанные у чичен (исполнители дастанов), и составил целостное произведение [3].

Великий татарский поэт Габдулла Тукай в свое время сказал: «Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, нанизаны мы на единую нить». Эти слова в полной мере можно отнести и к татаро-киргизским отношениям. Поистине, многие нити объединяют наши народы, татарский и киргизский, с их многовековой культурой, богатыми традициями. Наши народы по праву гордятся своими великими творениями - поэмами Кул Гали «Юсуф и Зулейха», Кутби <^осров и Ширин», эпосом «Манас». Гордостью татар стал подвиг поэта-героя Мусы Джалиля, предмет гордости кыргызского народа - творения Чингиза Айтматова. Примечательно, что Ч.Айтматов, выражая глубокую признательность за неоценимый вклад в развитие духовной культуры Киргизии татарских ученых и исследователей-татар, писал, что «на формирование современных национальных культур Средней Азии оказала огромное воздействие, в частности на нас, киргизскую литературу, литература татарского народа, татарская художественная и просветительская мысль» [1].

Литература

1.Айтматов Ч.Т. У нас общий путь // Советская Татария. 1972, 13 сент.

2.Балкашин Н. Н. О киргизах и вообще подвластных России мусульманах. СПб: Типография Мин-ва внутр. дел,1887. 60 с.

3.Бактачы М. «Манас»ны доньяга булэк итуче Камю («Камю, подаривший миру «Манас») // Татарстан хэбэрлэре. 2003. 7-14 янв.

4.Васильев А.В. Материалы к характеристике взаимных отношений татар и киргизов. Оренбург: Типолитография, 1889. 63 с.

5.Инфантьев П. Этнографические рассказы из жизни татар, киргизов, калмыков, вогулов, башкир, самоедов. СПб.: Издание АФ. Девриена, 1910. 262 с.

6.Каримуллин А.Г. Татарская книга в пореформенный России. Казань: 1983. 318 с.

7.Каримуллин А.Г. Книги и люди. Казань: Татар. кн. Изд-во, 1985. 302 с.

1. Ajtmatov Ch.T. U nas obshhij put' // Sovetskaja Tatarija. 1972, 13 sent.

2. Balkashin N. N. O kirgizah i voobshhe podvlastnyh Rossii musul'manah. SPb: Tipografija Min-va vnutr. del,1887. 60 s.

3. Baktachy M. «Manas»ny don'jaga buljek ituche Kamju («Kamju, podarivshij miru «Manas») // Tatarstan hjebjerljere. 2003. 7-14 janv.

4. Vasil'ev A.V. Materialy k harakteristike vzaimnyh otnoshenij tatar i kirgizov. Orenburg: Tipo-litografija, 1889. 63 s.

5. Infant'ev P. Jetnograficheskie rasskazy iz zhizni tatar, kirgizov, kalmykov, vogulov, bashkir, samoedov. SPb.: Izdanie A.F. Devriena, 1910. 262 s.

6. Karimullin A.G. Tatarskaja kniga v poreformennyj Rossii. Kazan': 1983. 318 s.

7. Karimullin A.G. Knigi i ljudi. Kazan': Tatar. kn. Izd-vo, 1985. 302 s.

8.Татары в истории Киргизии. Прошлое и современность: материалы Междунар. Науч.-практ. конф. (г. Бишкек, 6 июня 2009 г.). Бишкек: Изд-во КРСУ, 2010. 160 с.

9.Хабибуллин М.З. Вклад преподавателей Казанской духовной академии в изучение истории,языка и этнографии нерусских народов Поволжья и Приуралья в 1854 - 1881 гг. // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. Уфа, 2009. С. 94 - 91.

10. Хафизов Г.Г. Культурная деятельность татарской интеллигенции в ХХ - первой четверти ХХ века. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. 282 с.

11. Усманов М. А. Богатырская поэма (К 1000-летию эпоса «Манас») / / Научный Татарстан. 1995. № 2. С. 81 - 84.

8. Tatary v istorii Kirgizii. Proshloe i sovremennost': materialy Mezhdunar. Nauch.-prakt. konf. (g. Bishkek, 6 ijunja 2009 g.). Bishkek: Izd-vo KRSU, 2010. 160 s.

9. Habibullin M.Z. Vklad prepodavatelej Kazanskoj duhovnoj akademii v izuchenie istorii,jazyka i jetnografii nerusskih narodov Povolzh'ja i Priural'ja v 1854 - 1881 gg. // Vestnik Vostochnoj jekonomiko-juridicheskoj gumanitarnoj akademii. Ufa, 2009. S. 94 - 91.

10. Hafizov G.G. Kul'turnaja dejatel'nost' tatarskoj intelligencii v HH - pervoj chetverti HH veka. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2003. 282 s.

11. Usmanov M. A. Bogatyrskaja pojema (K 1000-letiju jeposa «Manas») // Nauchnyj Tatarstan. 1995. № 2. S. 81 - 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.