ТАССР
в панораме культурных событий
1957 г.
В июле 1957 г. в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Он был знаковым мероприятием, призванным наглядно показать всему миру мирные намерения советского государства. Для ТАССР 1957 г. начался с 1-го Республиканского фестиваля молодежи в Казани, а закончился участием республиканской делегации на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
26 ноября 1955 г. Совет Министров СССР постановил «провести в 1957 г. декаду татарской литературы и искусства в Москве». В декабре того же года бюро Татарского обкома КПСС приняло решение о начале подготовки к декаде. Была создана комиссия во главе с секретарем Татарского обкома КПСС С. Г. Батыевым. В ее состав вошли министр культуры ТАССР Ю. З. Закиров, руководители казанских театров, председатели творческих союзов1. В феврале 1956 г. Татарский обком КПСС принял решение о начале подготовки к 1-му Республиканскому фестивалю молоде-
жи «За мир и дружбу!», который должен был состояться в мае следующего года в Казани2.
Во всех культурно-просветительных учреждениях республики была начата подготовительная работа, но творческие союзы зачастую «стояли в стороне от этого важного политического события»3, что неоднократно отмечалось в отчетах комиссий и всевозможных справках. Сложившуюся ситуацию удалось изменить. Специально к декаде были написаны пьесы «Юность Буревестника» М. Елизаровой о М. Горьком, «Бессмертная песнь» Р. Ишмура-това о жизни татарского поэта М. Джалиля и «Неписанные законы» учителя мензелинской школы Ю. Минова о труде нефтяников.
При подготовке к декаде организаторами был сделан акцент на «нефтяной теме». Специально был организован самодеятельный коллектив нефтяников под руководством композитора М. Г. Латыпова, хормейстера И. В. Гре-кулова и балетмейстера М. А. Гатиатул-лина, состоявший из 80 человек. Были написаны произведения, посвященные молодой нефтяной промышленности республики: романы И. Гази «Обыкновенные люди» и поэма Ш. Маннура «Красавица-дочь матери-земли». Свои произведения нефтяникам посвятили художники А. Бурлай («Нефтеразвед-чики»), Э. Либкинд («Обмен творческим опытом между нефтяниками Татарии и Китая») и др.
Однако не всегда все проходило гладко. Творческая интеллигенция зачастую осуждала партийные методы руководства культурой. Так, на собрании писатель А. Еники публично выступил против партийного вмешательства в культуру, а председатель Союза советских композиторов ТАССР, профессор Казанской консерватории Н. Г. Жиганов отказался писать к декаде песню о партии, сославшись на то, что «имеющиеся стихи его не вдохновляют, а без вдохновения он писать не может»4.
Комиссией по подготовке и проведению декады было просмотрено 30 спектаклей, 40 концертов, более 600 художественных произведений. В дека-
61
бре 1955 г. в Казани состоялся заключительный смотр участников художественной самодеятельности рабочих и служащих, в январе 1956 г. — смотр сельской художественной самодеятельности.
В сентябре 1956 г. состоялся первый отборочный тур Республиканского фестиваля молодежи, в феврале 1957 г.— второй тур. Был утвержден руководящий состав декады: художественный руководитель — народный артист РСФСР В. В. Целиковский, музыкальный руководитель — композитор Н. Г. Жиганов, главный художник — народный художник ТАССР П. Т. Сперанский, главный дирижер — заслуженный артист РСФСР И. Э. Шер-ман.
В музеях республики были выставлены подготовленные к декаде работы художников.
Коллективом Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля было показано в Москве 12 спектаклей, в том числе оперы Н. Г. Жиганова «Ал-тынчеч» (Златоволосая) и «Муса Джалиль», Х. В. Валиллина «Самат», «Евгений Онегин» и балет Ф. З. Яруллина «Шурале». По отзывам московских критиков музыкальный материал оперы «Муса Джалиль» Н. Г. Жиганова был новым вкладом в дело развития пентатонной музыкальной культуры в Советском Союзе.
Татарский государственный академический театр им. Г. Камала в дни декады показал московским зрителям 14 спектаклей, в том числе «Зэнгэр шэль» (Голубая шаль) К. Тинчурина, «Ху^а Насретдин» и «Зифа» Н. Исан-бета, «Король Лир» В. Шекспира. Казанский русский драматический театр им. В. И. Качалова порадовал москвичей спектаклями: «Старик» М. Горького, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого, «Бессмертная песня» Р. Ишмура-това, «Юность буревестника» М. Ели-
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 32, д. 92, л. 5-8.
2. Там же, оп. 6, д. 5027, л. 13.
3. Там же, л. 15.
4. НА РТ, ф. Р-7237, оп. 2, д. 101, л. 25-29.
5. Там же, д. 107, л. 49.
заровой и «Мать своих детей» А. Афиногенова. Большим открытием для столичной публики было высокое мастерство и профессионализм Мензелинско-го колхозно-совхозного театра, показавшего спектакли «Галиябану» М. Файзи и «Неписаные законы» Ю. Минова5.
28 и 30 мая 1957 г. в Концертном зале им. П. И. Чайковского и в Колонном зале Дома Союзов лучшие произведения татарских композиторов исполнили артисты Государственного академического симфонического оркестра СССР, Театра оперы и балета им. М. Джалиля, Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, Государственный ансамбль песни и танца ТАССР и др.
По итогам декады татарской литературы и искусства в Москве Татарский академический театр им. Г. Камала был награжден Орденом Ленина, Казанский государственный театр им. В. И. Качалова — Орденом Трудового Красного Знамени.
Активная подготовительная работа и огромный успех декады татарской литературы и искусства в Москве способствовал оживлению культурной жизни республики. С новой силой зазвучали имена Г. Тукая, М. Джалиля, М. Фай-зи. Свое дальнейшее развитие в искусстве и литературе получила «нефтяная тема». В редакции республиканских газет и журналов, в Татарский обком КПСС потоком шли письма с размышлениями и предложениями о развитии татарской культуры.
Подготовку и проведение декады татарской литературы и искусства в Москве в 1957 г. можно считать одним из проявлений «оттепели». Многие библиотеки и дома культуры получили отремонтированные залы. Казанские театры смогли полностью обновить декорации и костюмы. Театр оперы и балета им. М. Джалиля обрел новое здание. В 1959 г. в Казани был открыт Музей изобразительных искусств ТАССР.
/2К XX ВЕК: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ_
«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2013
№ 1. Из письма председателя правления Союза писателей ТАССР Г. Баширова секретарю Татарского обкома КПСС С. Г. Батыеву
Проведенная в Москве декада татарского искусства и литературы показала несомненный идейно-художественный рост творчества писателей Татарии, что особенно ярко чувствовалось при обсуждении книг наших прозаиков, поэтов, драматургов, критиков в Союзе писателей СССР и выступлениях писателей и поэтов в различных аудиториях столицы (в Колонном зале Дома Союзов, на заводе им. Лихачева, в колхозе «Новая жизнь», в большой аудитории Политехнического музея и др.).
После завершения литературной части декады, 3 июня 1957 года состоялось расширенное заседание Секретариата Союза писателей СССР, где были подведены итоги обсуждения и вынесено решение о проведении ряда мероприятий, направленных на дальнейшее развитие татарской советской литературы. [...]
В связи с этим Правление Союза писателей Тат[арской] АССР обращается к Вам с просьбой помочь в проведении в жизнь следующих мероприятий:
1. Возобновить издание в Казани на татарском языке ежемесячного литературно-художественного иллюстрированного журнала для молодежи*.
Возобновление издания молодежного журнала оказало бы большую помощь партии и комсомолу в деле усиления воспитательной работы среди молодежи. Такой журнал для молодежи под названием «Колхоз яшьлэре» издавался до войны и пользовался широкой популярностью. Вокруг журнала группировалась литературная молодежь и из ее среды вышли и выросли такие писатели как Мирсай Амиров, Нур Баян, Фатих Карим и другие. Ныне же молодые писатели не имеют своего органа, что сильно тормозит дело выращивания литературной смены.
2. Возобновить издание в Казани на татарском языке республиканской пионерской газеты.
Пионерская газета под названием «Яшь ленинче» также издавалась до войны и распространялась тиражом около 70 тыс[яч] экземпляров. Она играла исключительно большую роль в коммунистическом воспитании советской детворы. Возобновление издания этой газеты многие годы с нетерпением ожидают школьники, педагоги, комсомольские и пионерские работники.
3. Реорганизовать альманах на русском языке «Литературный Татарстан» в двухмесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал.
В нашей республике успешно работает большой отряд русских писателей, творчество которых растет из года в год. Имена таких писателей, как Т. Журавлев, Т. Ян, Я. Винецкий, Б. Зернит и др[угих], пользуются широкой известностью. Вокруг русской секции Союза писателей группируется талантливая молодежь. Издающийся альманах «Литературный Татарстан» (в месяц один номер) ни в коей мере не может служить стимулом для творческого роста русских писателей. Назрела необходимость издания в Казани на русском языке литературно-художественного и общественно-политического журнала на базе альманаха, где также будут публиковаться переводы произведений татарских писателей.
4. Правление С[оюза] п[исателей] ТАССР также просит Вашего содействия в деле восстановления полной штатной единицы консультанта по русской литературе при С[оюзе] п[исателей] ТАССР, учитывая, что объем работы этого консультанта очень большой: он же руководит и русской секцией, проводит устную и письменную консультацию с русскими авторами, работает над составлением и выпуском альманаха и др.
5. Увеличить объем, штат и гонорарный фонд журнала «Совет эдэбияты».
Единственный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Совет эдэбияты» существует в весьма трудных условиях и не может удовлетво-
* Здесь и далее выделения чертой соответствуют выделениям в документе (подстрочные примечания автора вступительной статьи).
1 июля 1957 г. г. Казань. № 117
ТАССР В ПАНОРАМЕ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИИ 1957 Г.
На декаде татарской литературы и искусства. Москва, 1957 г. ЦГА АД РТ, оп. 10, д. 4111.
Артисты Государственного ансамбля песни и танца ТАССР во время проведения декады татарской литературы и искусства. Москва, 1957 г. ЦГА АД РТ, оп. 10, д. 4112.
рить ни читателей, ни писателей. Объем его мал — всего 8 печатных листов. При наличии около 70 творчески активных писателей —членов С[оюза] п[исателей] СССР, ряды которых из года в год увеличиваются, такой малый объем журнала, где должны публиковаться новые произведения наших авторов, не дает возможности своевременно довести до читателей интересные, актуальные романы, поэмы, стихи, рассказы и они подолгу залеживаются в портфеле журнала или даже обратно возвращаются автору из-за неимения места в журнале. Необходимо увеличить объем журнала хотя бы до 10 листов, что даст возможность в течении года опубликовать дополнительно один большой роман. Штат редакции журнала также крайне малый: нет заместителя] редактора, технического редактора и заведующего] редакцией отделов. Эти должности необходимо дополнить в штатное рас-
64
XX ВЕК: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2013
писание журнала. В соответствии с увеличением объема журнала, необходимо увеличить и гонорарный фонд. Необходимо также предусмотреть в смете журнала и расходы по командировке работников редакции и писателей, авторов на места для создания актуальных очерков и рассказов, т[ак] к[ак] до сих пор они лишены этой возможности.
Все эти давно назревшие вопросы особо привлекли внимание и московских товарищей во время обсуждения итогов декады татарской литературы и искусства и дальнейших перспектив развития татарской советской литературы. Надеемся, что при Вашей помощи они найдут положительного решения.
Председатель правления Союза писателей Тат[арской] АССР Г. Баширов (подпись).
В феврале месяце 1956 года по решению бюро обкома КПСС был создан оргкомитет по проведению республиканского фестиваля молодежи. В комитет вошли т.т. Шакирзя-нова — секретарь обкома ВЛКСМ, Аипов — председатель облпрофсовета, Тарасов — председатель республиканского комитета физкультуры и спорта, Жиганов — председатель Союза советских композиторов ТАССР, Шарафеев — министр финансов ТАССР, Якупов — Союз советских художников ТАССР, Валиуллина — министр просвещения ТАССР, Скворцов — начальник управления трудовых резервов ТАССР и бывший министр культуры ТАССР т. Закиров. Были созданы рабочие комиссии. Оргкомитет решил провести республиканский фестиваль в 3 тура. Первый тур — выступление исполнителей в клубах, МТС, совхозах, колхозах, учреждениях и предприятиях сентябрь 1956 года — январь 1957 года. Второй — концерты исполнителей, выделенных в первом туре, проводится в районах и городах февраль-март 1957 года. Третий — республиканский фестиваль молодежи 4-5 мая 1957 года.
В целях лучшей подготовки к республиканскому фестивалю были проведены фестивали молодых нефтяников Татарии в августе месяце 1956 года, фестиваль трудовых резервов — в мае 1956 года, смотр творческой молодежи театров республики, кинофестиваль «Комсомол в труде и в бою впереди», в котором участвовало более 30 тысяч человек молодежи. Победители фестивалей и смотра были отмечены почетными грамотами и ценными подарками.
Обком ВЛКСМ провел кустовые семинары секретарей райкомов ВЛКСМ. В ноябре месяце 1956 года секретари райкомов обменялись опытом работы по проведению фестивалей.
Фестивальные мероприятия широко рекламировались. Обком ВЛКСМ разослал в районы 4 тысячи фестивальных афиш. С декабря месяца стал выходить спецвыпуск газеты «Комсомолец Татарии» на татарском и русском языках. В спецвыпуске «Фестиваль юности» обобщается опыт проведения фестивалей, методически разрабатываются вечера, карнавалы, молодежные гуляния, печатаются новые песни, описание национальных танцев, танцев народов мира. В феврале месяце 1957 года выйдет первый номер брошюры «Праздник молодежи». В них широко будут освещаться фестивальные мероприятия, подготовка комсомольских организаций к республиканскому фестивалю. При радиокомитете создано молодежное радиовещание.
* Далее опущено приложение к документу: протокол № 21 заседания секретариата правления Союза писателей СССР от 3 июня 1957 г.
ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 6, д. 5035, л. 94-95.
№ 2. Из письма секретаря татарского обкома ВЛКСМ В. Горбунова секретарю Татарского обкома КПСС С. Г. Батыеву о ходе подготовки к республиканскому фестивалю молодежи
8 февраля 1957 г. г. Казань.
ТАССР В ПАНОРАМЕ КУЛКГУРНЫХ СОБЫТИИ 1957 Г.
Коллектив Государственного ансамбля песни и танца ТАССР. Москва, 1957 г. ЦГА АД РТ, оп. 10, д. 4114.
Оргкомитетом утвержден значок и флаг фестиваля. 100 тысяч значков заказаны в Москве. В первой половине февраля 1957 года фестивальные значки будут распространены среди молодежи республики.
Интересно и содержательно прошли фестивали в первичных организациях и районах. Много сделали комсомольские активисты и культпросветработники Ленинского района гор. Казани, Зеленодольска, Ципьинского, Дрожжановского, Верхне-Услонского, Высокогорского и других районов. Здесь фестивали прошли как настоящие праздники молодежи. В период подготовки к фестивалю молодежь активно участвует в благоустройстве клубов, строительстве клубов и стадионов силами молодежи. В январе 1957 года в первичных организациях республики проходила эстафета «Труда, культуры и спорта», посвященная республиканскому фестивалю. С 1-го февраля эстафета идет от района к району по шести маршрутам в Казани. 23 февраля — лыжники, участники художественной самодеятельности Пестречинского, Высокогорского, Столбищинского, Верхне-Услонского, Юдинского, Дубъязского [районов] передадут эстафету Казанскому горкому ВЛКСМ. До 4 мая эстафета пойдет по городу от клуба к клубу.
Вместе с тем подготовка к республиканскому фестивалю идет неудовлетворительно и особенно в Челнинском, Кузнечихинском, Аксубаевском, Тельманском районах. Большинство райкомов партии и райисполкомов, несмотря на решение областного комитета партии, не уделяют этому вопросу внимания.
Заключительный фестиваль республики решено провести в гор. Казани, объединив с фестивалем города. Однако, в результате неподготовленности спортивных баз и площадей, до сих пор не подобрано место открытия фестиваля. Стадион «Трудовые резервы», на котором удобнее всего провести открытие фестиваля, находится в полуразрушенном состоянии. В таком же положении и стадион «Динамо». Подрядчик — трест № 40 затягивает строительные работы.
Руководители Татполиграфа и Типографии имени Александрова не считают нужным принимать заказы по изданию материалов фестиваля.
Плохо включились в подготовку к фестивалю торговые организации города. Не решен вопрос изготовления и продажи участникам фестиваля памятных вещей. Например, артель «Конфексион» принимает заказ фестивального комплекта на изготовление
66,
XX ВЕК: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2013
фестивальных платков и косынок. Стоимость этих вещей очень высокая. Платок будет стоить, например, 48 рублей, косынка — 26 рублей.
Считаем особо отметить, что творческие организации республики и прежде всего Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников по существу стоят в стороне от этого серьезного политического мероприятия. Ими пока еще не создано ни одного произведения, посвященного молодежи и фестивалю. На творческие конкурсы мало поступает произведений художников, скульпторов, композиторов-песенников, поэтов и писателей.
В областных партийных газетах совершенно недостаточно печатаются материалы о подготовке к республиканскому фестивалю.
В период проведения фестиваля в гор. Казани будут приглашены представители молодежи всех районов и городов — передовики производства и победители районных, городских фестивалей в количестве 2 тысяч человек. Их нужно разместить, организовать питание. Однако, горисполкомом и этот вопрос не решен. Необходимо построить на всех площадях и парках Казани дополнительные эстрадные площадки.
Следует отметить, что Министерство культуры, Татпрофсовет многие вопросы, связанные с фестивалем, не решают, а Татпрофсовет даже не интересуется подготовкой к фестивалю, профсоюзные организации на местах стоят в стороне от этого дела.
Очень плохо идет сбор средств за счет проведения платных концертов в профсоюзных клубах, проводимых Татпрофсоветом. В результате на фестивальном счету обкома ВЛКСМ имеется лишь 130 тысяч рублей вместо 456 тысяч, которые необходимы для проведения республиканского фестиваля.
По решению Центрального оргкомитета за Татарской республикой на Всемирном фестивале закреплена молодежная делегация Индонезии, которой мы должны преподнести национальные подарки.
В связи с серьезными недостатками в подготовке к фестивалю молодежи, обком ВЛКСМ просит Вас рассмотреть следующие предложения:
1. В связи с декадой татарской литературы и искусства в Москве в мае месяце 1957 года просим разрешить перенести срок проведения республиканского фестиваля с 4-5 мая на 22-23 июня 1957 года и приурочить к национальному празднику «Сабантуй».
2. Ввести в состав республиканского оргкомитета секретаря обкома ВЛКСМ т. За-мальтдинова и Министра культуры ТАССР т. Рахматуллина.
3. Обязать директоров Татполиграфа и Типографии имени Александрова в течение февраля-апреля месяцев 1957 года издать материалы, связанные с подготовкой к республиканскому фестивалю молодежи. [...]
Секретарь Татарского обкома ВЛКСМ В. Горбунов (подпись).
ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 6, д. 5027, л. 13-17.
Публикацию подготовила Елена Буреева, кандидат исторических наук
ТАССР В ПАНОРАМЕ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИИ 1957 Г.