Научная статья на тему 'ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ КПСС КАК ВЫСШИЙ ПАРТИЙНЫЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН ТАТАРСКОЙ АССР в 1950-е гг.'

ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ КПСС КАК ВЫСШИЙ ПАРТИЙНЫЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН ТАТАРСКОЙ АССР в 1950-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обком / ТАССР / национальная политика / прогнозирование / regional committee / Tatarstan / national policy / forecasting

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ульданова А. Р., Гатин А. А.

В статье рассматривается деятельность Татарского обкома КПСС в 1950-е гг. Изучаются изменения в структуре областного комитета, причины успехов и упущений в его работе. На основе анализа деятельности обкома ТАССР в 50-е гг., делается вывод об использовании его потенциала в прогностическом развитии республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL COMMITTEE OF THE CPSU AS THE HIGHER PARTY AND THE ADMINISTRATIVE BODY OF THE TATAR ASSR IN THE 1950

The article deals with the activities of the Tatar Regional Committee of the CPSU in the 1950s. The changes in the structure of the regional committee, the reasons for successes and omissions in its work are being studied. Based on the analysis of the activities of the Tatarstan regional committee in the 1950s, a conclusion is drawn on using its potential in the forecasting development of the republic.

Текст научной работы на тему «ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ КПСС КАК ВЫСШИЙ ПАРТИЙНЫЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН ТАТАРСКОЙ АССР в 1950-е гг.»

УДК 908

ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ КПСС КАК ВЫСШИЙ ПАРТИЙНЫЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН ТАТАРСКОЙ АССР в 1950-е гг.

Ульданова А.Р., бакалавр Гатин А.А., кандидат исторических наук, доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

aeigul02@mail. ги

В статье рассматривается деятельность Татарского обкома КПСС в 1950-е гг. Изучаются изменения в структуре областного комитета, причины успехов и упущений в его работе. На основе анализа деятельности обкома ТАССР в 50-е гг., делается вывод об использовании его потенциала в прогностическом развитии республики.

Ключевые слова: обком, ТАССР, национальная политика, прогнозирование.

На сегодняшний день изучение истории Советского Союза приобрело новый размах, в том числе и в рамках исследования истории нашей республики. На данный момент мы не имеем полного представления, как велось управление ТАССР, как выполнялись поручения ЦК КПСС на местах и как справлялся со своими задачами Областной комитет. Татарский областной комитет КПСС существовал с 27 мая 1920 года по 26 августа 1991 года. Обком управлял структурами коммунистической партии в автономной республике.

Высшим должностным лицом обкома являлся Первый секретарь. Он избирался областным комитетом КПСС по предложению секретариата ЦК партии. Секретарь обязан был иметь партийный стаж не менее пяти лет. Первый секретарь осуществлял политическое руководство республикой. В изучаемый период первыми секретарями Татарского областного комитета были Зиннат Ибятович Муратов (1944-1957) и Семен Денисович Игнатьев (1957-1960).

В Уставе КПСС редакции XIX съезда КПСС (1952 г.) была прописана основная структура областного комитета партии: «45. Областные, краевые комитеты, ЦК компартий союзных республик избирают бюро, в том числе секретарей комитета. 46. Пленум областного, краевого комитета, ЦК компартии союзной республики созывается не реже одного раза в четыре месяца. 47. Областной, краевой комитет, ЦК компартии союзной республики руководит окружными, городскими, районными партийными организациями, проверяет их деятельность и систематически заслушивает отчеты окружных, городских и районных комитетов партии» [2].

Областной комитет был подразделен на отделы. В 1950 г. Областной комитет имел следующую структуру: Отдел пропаганды и агитации; Отдел партийных, профсоюзных, комсомольских органов; Отдел кадров; Сектор партстатистики и единого партбилета; Отдел тяжелой промышленности; Отдел легкой промышленности; Отдел нефтяной промышленности; Отдел машиностроения; Транспортный отдел; Сельскохозяйственный отдел; Военный (административный) отдел; Планово-финансово-торговый отдел; Партколлегию; Особый сектор; Финхозсектор. В течении 50-х гг. XX века отделы обкома часто реформировались, например, в 1951 г. Отдел пропаганды и агитации был разделен на отделы пропаганды и агитации, науки и высших учебных заведений, художественной литературы и искусства и отдел школ; в 1955 г. был создан отдел строительства. Таким образом, к концу 1950-х гг. обком

ТАССР имел следующую структуру: Отдел партийных органов; Отдел пропаганды и агитации; Отдел науки и школ; Отдел культуры; Промышленно-транспортный отдел; Отдел нефтяной промышленности; Сельскохозяйственный отдел; Отдел административных и торгово-финансовых органов; Отдел оборонной промышленности; Парткомиссия; Особый сектор; Финансово-хозяйственный сектор.

По инициативе Первого секретаря обкома партии З.И. Муратова, одобренной И.В. Сталиным, 19 и 24 апреля 1952 года ЦК партии принял решения о переименовании Татарского обкома в крайком, по которому республика была поделена на две области - Казанскую и Чистопольскую. Образование крайкома и двух обкомов значительно затруднило работы партийных организаций. Во-первых, на преобразования и подбор кадров в райкомы ушло значительное время и большинство способных работников не хотели уезжать из Казани, а горкомы в Чистопольский обком отправляли лишь неугодных себе работников. Во-вторых, зимой трудно было добираться из райкомов в Чистопольский обком, приходилось поездом ехать в Казань, а оттуда самолетом - в Чистополь. Секретарь Шугуровского райкома Г. Гайнутдинов рассказывал, что по его подсчетам «в течении года на поездки в Казань и Чистополь он терял 213 дней», - вспоминает К. Фасеев [4]. Но вскоре ЦК партии, рассмотрев результаты работ крайкома и новых обкомов, 24 апреля 1953 года приняло решение о ликвидации областей и восстановлении единого Обкома ТАССР [4].

Областной комитет КПСС руководил всеми делами в республике. В начале 1950-х гг. главной задачей обкома ТАССР было - довести промышленные и сельскохозяйственные показатели до довоенного уровня, и превзойти их. Так, уже в 1952 году на заседании I (XXIV) Татарской краевой партийной конференции отмечается, что производственные планы 1950-1951 г. и первых восьми месяцев 1952 года перевыполнены: «Выпуск валовой продукции увеличился на 57% и превышает уровень довоенного 1940 года в четыре раза. Промышленность освоила и выпускает более двухсот новых видов изделий. Повысилась энергетическая и техническая вооруженность предприятий» [4]. XXIV Татарская краевая партийная конференция отмечала многие успехи в развитии республики, но в то же время не обходило стороной и недостатки. Особенно большие упущения были в развитии нефтяной, легкой, лесной промышленности, в сельском хозяйстве и идеологической работе.

В 50-е гг. острой была национальная проблема, вопрос потери национальной культуры и языка. Положение национальных школ в ТАССР было трудным, что в своих воспоминаниях «Вспоминая прошедшее» неоднократно подчеркивает К. Фасеев. Он отмечает, что в республике исчезают школы с обучением на татарском языке, так как многие отдают своих детей в русские школы. Из-за этого татарская молодежь не знает родного языка, и многие дети перестают понимать своих родителей, так как и в обиходе начинают пользоваться русским языком. Так в 1954 году 20 писателей и языковедов направили в ЦК КПСС письмо, где говорится об искусственных препятствиях на пути развития татарской культуры, об отсутствии должного внимания к ней со стороны обкома партии и правительства, о сокращении количества татарских школ, дискриминации татарского языка [3, с. 36]. К. Фасеев вспоминает, что для прочтения лекций в районах не могли найти преподавателя, который сможет прочитать лекцию на татарском. «Вот так выходцы из татарских сел, став известными учеными, не могут прочитать лекцию на родном языке. Обидно и стыдно» - так отозвался о произошедшем событии сам автор [3, с. 36].

Но при подготовке к Декаде татарской культуры в Москве в 1957 году было уделено большое внимание национальной культуре. Что усмирило общественность. Партийные органы на первый план поставили вопросы культуры, литературы и искусства, но вопросы национального языка и татарской школы остались на второй план.

Декада татарской литературы и искусства в Москве прошла успешно. Декада, проведенная в 1957 году, показала слабые и сильные стороны нашей культуры. Она дала объективный взгляд со стороны. Это способствовало дальнейшим изменениям и улучшениям культурной жизни татарского народа. Дало новый толчок для последующего развития культуры республики.

В июне 1957 г. началась работа по устранению недостатков выявленных в Декаде. Были проведены совещания с участием учителей, заведующих отделами народного образования, писателей, ученых, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских работников. Выступая на собрании в декабре С.Д. Игнатьев подчеркивал необходимость усиления внимания к национальной культуре и принять меры по исправлению ошибок в вопросах о национальной школе [3, с. 57].

Культурно-национальный вопрос стал постепенно налаживаться. Так в апреле 1958 г. бюро обкома и Совет Министров принял решение об учреждении премии имен Г. Тукая для авторов лучших произведений и выдающихся исполнителей. Председателем Комитета по присуждению премии был назначен Камиль Фасеев. Звания первых лауреатов были удостоены: Фарид Яруллин - за балет «Шурале» (посмертно); Ахмед Файзи - за роман «Тукай»; режиссер Ширияздан Сарымсаков, художник Анас Туишев, актеры Халиль Абжалилов, Асия Хайруллина и Фатых Кульбарисов - за спектакль «Без ветрил»; художники Харис Якупов и Лутфулла Фаттахов - за иллюстрации к татарским сказкам; режиссер Нияз Даутов - за постановку опер «Алтынчач» и «Евгений Онегин» [3, с. 66]. 21 мая 1958 г. пленум обкома партии принял Постановление «О состоянии и мерах улучшения работы татарских общеобразовательных школ».

Процесс улучшения положения татарского языка шел быстро и эффективно. Но в обком начали поступать письма с обвинениями в национализме и подрыве дружбы народов. В том числе и бывший первый секретарь Татарского обкома З.И. Муратов был возмущен вводившимися изменениями и считал их уступкой национализму. В связи с этим Зиннат Ибятович представил Секретариату ЦК докладную записку. ЦК отправило письмо Муратова и сопроводительное письмо, рекомендующее пересмотреть решения пленума обкома 1958 г. [1, с. 143]. 27 января 1960 г. на первом заседании пленума обкома постановление майского пленума 1958 г. отменялось и признавалось «ошибочным». На этом изменения в национальной политике ТАССР и других автономных и союзных республик надолго прекратились [6, л. 136].

В 1950-е гг. Татарская АССР стабильно шла по пути развития. За этот период республика достигла целей, поставленных в начале 1950-х гг., превзойти довоенные показатели промышленности и сельского хозяйства. Уже к началу 1950-х годов наметились улучшения в сельском хозяйстве. В 1951 г. довоенные посевные площади были восстановлены. К концу 1950-х гг. экономика сельского хозяйства окрепла, например, на XXVII областной партийной конференции отмечается, что в колхозах и совхозах республики расширились посевные площади под озимыми культурами, яровой пшеницей и

сахарной свеклой. Колхозы республики увеличили производство молока на 25,3%, надоив на одну корову на 279 кг больше, чем в прошлом году и досрочно выполнили государственный план заготовок и закупок молока [5, л. 6].

Промышленность республики к концу 50-х гг. XX века так же достигла больших успехов. На XXIX Татарской областной партийной конференции отмечается, что промышленность досрочно выполнила годовой план выпуска валовой продукции. Объем производства увеличился по сравнению с 1958 г. на 13,4% (против 8,7%, предусмотренных планом). Только один прирост составил по объему такое количество продукции, которое было произведено промышленностью Татарии за весь 1940 год [6, л. 110]. За 1950-е гг. были созданы такие крупные промышленные предприятия, как объединение Татнефть, предприятия нефтехимии на Нижней Каме, завод Теплоконтроль, заложен Казанский завод органического синтеза.

Изучив деятельность областного комитета Татарской АССР, можно сделать вывод о том, что обком КПСС являлся высшим партийным и административным органом. Он руководил всеми отраслями жизни республики. Этот период в работе обкома ТАССР ознаменовался взлетами и падениями. Были и упущения в работе, такие как непродуманность некоторых нововведений, недостаточный контроль райкомов, положения колхозов и совхозов. Но в то же время были достигнуты большие успехи в развитии республики, ТАССР занимала первое место в стране по добыче нефти, хорошо выполнялись и перевыполнялись государственные планы. Политика национальной культуры и образования хоть и не была закончена, но имела большое значение для укрепления татарской культуры. По мнению Булата Султанбекова, сделанное в области развития татарской культуры в 90-е годы, было начато именно в конце 1950-х гг. С.Д. Игнатьевым и К.Ф. Фасеевым [1, c. 140]. Обком Татарской АССР в 1950-е гг. удачно выполнял задачи, поставленные ЦК КПСС. Успехи, достигнутые в этот период, имели большое значение для дальнейшего развития республики.

Литература

1. Султанбеков Б.Ф. Семен Игнатьев: Свет и тени биографии сталинского министра// Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2012. 256 с.

2. Устав Коммунистической партии Советского союза// URL: http://grigam.lisx.ru/bibl/kpss/ustav.htm (дата обращения 17.02.2017).

3. Фасеев К. Вспоминая прошедшее. Казань. Издательство Казанского университета, 1999. 116 с.

4. Фасеев К. Игра в эксперименты или как однажды дробили Татарстан// Гасырлар авазы - Эхо веков. 2001 г. № 1/2.

5. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп.6. Д. 4808. Л. 6.

6. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 6. Д. 5664. Л. 110.

7. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 6. Д. 2676. Л. 17.

THE REGIONAL COMMITTEE OF THE CPSU AS THE HIGHER PARTY AND THE ADMINISTRATIVE BODY OF THE TATAR ASSR IN THE 1950 Uldanova A.R., Gatin A.A.

The article deals with the activities of the Tatar Regional Committee of the CPSU in the 1950s. The changes in the structure of the regional committee, the reasons for successes and omissions in its work are being studied. Based on the analysis of the activities of the Tatarstan regional committee in the 1950s, a conclusion is drawn on using its potential in the forecasting development of the republic. Keywords: regional committee, Tatarstan, national policy, forecasting.

Дата поступления 31.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.