Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1 (216).
История. Вып. 43. С. 97-101.
Е. В. Буреева
ДЕКАДА ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА В МОСКВЕ 24 МАЯ - 4 ИЮНЯ 1957 ГОДА: ПОДГОТОВКА, ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ
В статье с привлечением архивного материала проанализирована работа по подготовке и проведению Татарской АССР декады татарской литературы и искусства, проходившей в Москве с 24 мая по 4 июня 1957 г. Раскрывается значение декады для дальнейшего развития культуры и роста самосознания татарского народа.
Ключевые слова: декада литературы и искусства, татарская культура, творческая интеллигенция, советские национальные культуры, «оттепель».
В период «хрущевской оттепели» наметились тенденции к либерализации в культурной сфере. В произведениях литературы и искусства появились новые темы, зазвучали национальные мотивы. Активнее стали проводиться смотры достижений в сфере культуры национальных республик в Москве, которые были начаты по инициативе писателей в 1930-х гг. Если в период с 1936 по 1954 г. было проведено 18 творческих смотров достижений, то в 1955-1965 гг. проведено 24 смотра. Декады литературы и искусства были одним из направлений советской культурной политики, так как способствовали «расширению взаимосвязей литератур народов СССР»1. Декада имела большое творческое значение для развития культуры республики. Происходило заметное оживление деятельности как профессиональных, так и самодеятельных коллективов.
В отечественной историографии недостаточно изучена эта проблема. Не выявлены роль и значение декады для дальнейшего развития культуры в республике. В исследовании данной проблемы необходимо выделить два аспекта: экономический, связанный с осуществлением финансовых вливаний, и собственно творческий.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 ноября 1955 г. «О проведении в 1957 году декады татарской литературы и искусства в Москве» 7 декабря 1955 г. бюро обкома КПСС и Совет Министров ТАССР вынесли постановление о начале подготовки к декаде. Была создана Комиссия по подготовке и проведению декады, которую возглавил секретарь Татарского обкома КПСС С. Г. Батыев. В состав Комиссии вошли министр культуры ТАССР Ю. Закиров, руководители четырех казанских теа-
тров, председатели Союзов писателей, композиторов и художников. 16 августа 1955 г. бюро Обкома и Совет министров ТАССР утвердили перечень мероприятий по подготовке к декаде2.
Подготовительная работа началась во всех культурно-просветительных учреждениях республики. К 1957 г. в республике насчитывалось 2426 сельских, колхозных и профсоюзных клубов, 9 театров,7 музеев, 2730 библиотек, из них 1126 библиотек системы Министерства культуры РСФСР. При клубах, избах-читальнях республики работали 1110 хоровых, 716 танцевальных, 1747 драматических и других кружков.
В подготовке к Декаде приняли участие как профессиональные, так и самодеятельные исполнители. Причем в самодеятельных коллективах с большим энтузиазмом с первых дней началась активная подготовка к концертам в Москве. В библиотеках и домах культуры начались репетиции коллективов художественной самодеятельности, репертуар которой составили песни и танцы народов республики3.
Профессиональные коллективы и исполнители включились в подготовку значительно позже. Так, до конца 1956 г. в декадных репертуарах театров не было произведений на современные темы. Это вызвало необходимость решать вопрос на самом высоком уровне. Так, на заседании бюро Татарского обкома КПСС в ноябре 1956 г. было принято решение «обеспечить создание пьес на современные темы». В январе 1954 г. на заседании секретариата Татарского обкома КПСС пьесы Н. Исанбета и А. Файзи были объявлены «идеологически извращенными», а сами авторы подверглись жесткой критике. В связи с этим писатели республики находились в се-
рьезном творческом застое, в произведениях на историко-бытовые темы неоднократно усматривался национализм. Новая власть еще не успела поставить четких задач творческим работникам. Понятие ‘современная тема’ звучало слишком широко и неконкретно. Выход был найден, спешно к постановке были приняты пьесы, написанные специально к Декаде: «Юность Буревестника» М. Елизаровой о «буревестнике революции» А. М. Горьком, «Бессмертная песнь» Р. Ишмуратова о жизни татарского поэта М. Джалиля и «Неписан-ные законы» учителя Мензелинской школы Ю. Минова о труде нефтяников4. Акцент на «нефтяной теме» явился политической установкой руководства республики, призванный подчеркнуть вклад ТАССР в социальноэкономическое развитие СССР.
В качестве современной темы на бюро обкома КПСС было принято решение в декадных произведениях «отразить жизнь тружеников советской Татарии», так «нефтяная тема» стала ведущей. В связи с этим в дни подготовки к декаде был специально организован молодой самодеятельный коллектив нефтяников под руководством композитора
А. Латыпова, хормейстера П. Грекулова и балетмейстера Х. Гатиатуллина, состоявший из 80 человек. Написаны произведения, посвященные молодой нефтяной промышленности республики, такие как роман Ибрагима Гази «Обыкновенные люди» о тяжелом труде нефтяников, поэма Шайхи Маннура «Прекрасная дочь матери-земли». Над этой темой активно работали в Союзе советских художников ТАССР, который насчитывал 41 человек. Свои произведения нефтяникам посвятили художники: А. Бурлай - «Нефтеразведчики», М. Семенов, М. Усманов, Э. Либкинд «Обмен творческим опытом между нефтяниками Татарии и Китая».
Комиссия по подготовке и проведению декады работала в сложных условиях. После XX съезда КПСС в среде творческой интеллигенции республики высказывались мнения, осуждающие партийные методы руководства культурой. На собрании писателей республики 7-8 мая 1956 г. А. Еники публично выступил против партийного вмешательства в культуру, отметив, что «наша работа творческая, ее нельзя администрировать»5. В оппозицию партийному руководству республики встал и председатель Союза советских композиторов ТАССР и профессор казанской консервато-
рии Н. Г. Жиганов. Он отказался писать к декаде песню о партии, сославшись на то, что «имеющиеся стихи его не вдохновляют, а без вдохновения он писать не может». Комиссия в ответ отметила низкий профессиональный уровень оперной труппы Татарского театра оперы и балета и консерватории. Н. Жиганов в свою очередь на заседании комиссии заметил, что «состав оперного театра построен по принципу общественной работы, а не по принципу художественности», и «театр не берет хороших солистов, видно, опасаясь, что не все в Москву поедут», «эти товарищи пытаются мутить, конечно, в мутной воде легче рыбу ловить»6. В период подготовки к декаде обозначились противоречия не только между властью и интеллигенцией, но и внутри творческих коллективов.
Декадный репертуар утверждался на бюро обкома КПСС ТАССР. Каждый театр получил свой список произведений для постановок. Под влиянием решений XX съезда КПСС в составе областного комитета произошел раскол, в результате чего целый год шел выбор тематики декады. Предложений было много: постановка «Сабан - Туй», пьеса о дружбе русского, татарского и китайского народов, театрализованная постановка татарской золотой свадьбы, однако от этих идей пришлось отказаться. Так, тема «Сабан - Туй» была ведущей на Декаде Башкирской АССР, а пьесу
о татарско-китайской дружбе не разрешил ЦК КПСС в связи с ухудшением советско-китайских отношений.
Подготовка к декаде проходила под постоянным контролем со стороны партийногосударственных органов республики, которые вмешивались даже в творческий процесс. В заключении «Комиссии по подготовки и проведению Декады» отмечалось, что «были приняты меры по поднятию идейного и художественного уровня спектаклей, концертов и других мероприятий», а также «благодаря ее работе, значительно улучшен творческий и художественно-руководящий состав коллективов театров, филармонии и художественной самодеятельности». Так, в Татарском государственном академическом театре им. Г. Камала в результате «улучшения» из 4 отобранных пьес, в 3 было рекомендовано заменить исполнителей главных ролей, а в одной - главного режиссера7.
Комиссия по подготовке и проведению декады проделала огромную работу: было
просмотрено 30 спектаклей, 40 концертов, более 600 художественных произведений. В декабре 1955 г. прошел заключительный смотр участников художественной самодеятельности рабочих и служащих, а в январе
1956 г. - смотр сельской художественной самодеятельности. Художественным руководителем сельской самодеятельности по декаде был назначен известный композитор А. Ключарев. В смотре приняли участие представители всех районов республики, показавшие в общей сложности 51 номер. Лучшими сельскими самодеятельными коллективами республики стали: ансамбли песни и танца Атнинского, Мензелинского, Высокогорского, Актанышского, Ципьинского районов; хоровые коллективы Балтасинского, Тукаев-ского, Арского, Дубъязского, Бондюжского районов. Из их числа было отобрано 5 сельских самодеятельных хоровых коллективов, которые подготовили произведения самодеятельных композиторов Хисматуллина, Хисамова и Хабибуллина: хоровой коллектив им. Кирова Атнинского района, хоровой коллектив колхоза «Ворман» Ципьинского района, коллективы Тумутукского районного дома культуры, Челнинского районного дома культуры, самодеятельность трудовых резервов. Среди профсоюзов лучшими были признаны коллективы: Дворца культуры им. Х годовщины ТАССР, клуба им. Горбунова, клуба Мехового комбината и др. За подготовкой самодеятельных коллективов к декаде внимательно наблюдали члены комиссии. Показ и приемка готовых номеров проходили в Казани в феврале - марте 1957 г. Там же окончательно был утвержден состав всех самодеятельных коллективов8.
В феврале 1957 г. на заседании бюро Татарского обкома КПСС был утвержден руководящий состав декады: художественный руководитель - народный артист РСФСР
В. Целиковский, музыкальный руководитель - лауреат Сталинской премии, профессор Н. Г. Жиганов, главный художник - народный художник ТАССР П. Т. Сперанский, главный дирижер - заслуженный артист РСФСР И. Э. Шерман.
В 1957 г. в музеях республики прошли презентации подготовленных к декаде работ. Так, 1 января 1957 г. в Государственном музее ТАССР открылась преддекадная выставка произведений художников ТАССР. Большой популярностью на выставке пользовались те-
матические картины заслуженных деятелей искусств ТАССР: Н. Кузнецова, К. Максимова, В. Тимофеева, Х. Якупова, А. Фаттахова, художников М. Усманова, А. Бурлая, С. Рот-ницкого, В. Куделькина, графические работы А. Альменова, сатирические работы заслуженного деятеля искусств Э. Гельмса.
В январе 1957 г. в Казанском доме-музее
А. М. Горького прошла преддекадная книжная выставка. Она показывала творческий путь не только татарской советской литературы в целом, но и каждого писателя. В экспозиции были представлены книги, рукописи и фотографии татарских писателей. По предложениям посетителей выставка постоянно дополнялась. В музее также прошли 12 литературных вечеров-концертов, где татарские писатели выступали со своими произведениями. В дни подготовки в московских издательствах было напечатано более 36 наименований книг татарских писателей на русском языке.
Большое значение в подготовительной работе имела финансовая сторона. Постоянно согласовывалась и менялась смета расходов, связанная с подготовкой и проведением Декады татарского искусства и литературы в Москве. Совет министров Татарской АССР совместно с Министерством финансов ТАССР определили расходы на указанную цель в сумме 8185,7 тыс. р. При окончательном утверждении сметы в Министерстве финансов СССР эта сумма была снижена до 5303 тыс. р. В связи с продлением сроков проведения декады, увеличением числа участников и количества постановок фактический расход на подготовку и проведение декады составил 6984,2 тыс. р. Из них 1699 тыс. р. были перечислены театрам на создание новых декораций и пошив костюмов к спектаклям9.
Новый министр культуры ТАССР Х. Рах-матуллин 17 января 1957 г. утвердил смету и перечень мероприятий по рекламе к декаде татарского искусства и литературы в Москве. 9400 р. были выделены на оформление афиш и плакатов театральных постановок. Всю оформительскую работу проделали члены Союза художников ТАССР, получив солидные гонорары, которые составили 1200 р. за одну работу.
В мае 1957 г. на заседании бюро Татарского обкома КПСС был окончательно утвержден численный состав участников Декады, который был представлен 30 театральными и других коллективами, с общим числом участ-
ников 1293 человека. Из них за счет государственного бюджета 892 человека, в том числе 127 - участники сельской художественной самодеятельности. За счет средств организаций участвовали в декадных мероприятиях 401че-ловек - это представители самодеятельности профсоюзов и творческих союзов республики: писателей, композиторов, художников.
Декада татарской литературы и искусства в Москве прошла с большим успехом. Спектакли, концерты посетило около 140 тысяч зрителей.
Положительный отзыв получили спектакли Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. Коллектив показал в Москве 12 спектаклей, в том числе оперы Н. Г. Жиганова «Алтынчеч» и «Муса Джалиль», Х. Валил-лина «Самат», балет Ф. Яруллина «Шурале». Татарский государственный академический театр им. Г. Камала в дни декады показал московским зрителям 14 спектаклей, в том числе «Зангар шаль» К. Тинчурина, «Ходжа Насретдин» и «Зифа» Н. Исанбета. Казанский русский драматический театр имени
В. И. Качалова порадовал москвичей спектаклями «Бессмертная песня» Р. Ишмура-това, «Юность Буревестника» М. Елизаровой и «Мать своих детей» А. Афиногенова. Большим открытием для столичной публики было высокое мастерство и профессионализм Мензелинского колхозно-совхозного театра10. Необходимо отметить, что впервые в национальных декадах было представлено творчество непрофессионального колхозносовхозного театра.
28-30 мая 1957 г. в залах им. П. И. Чайковского и Колонном зале Дома Союзов состоялись симфонические концерты, на которых Государственный симфонический оркестр Союза ССР исполнил лучшие произведения татарских композиторов. Татарская музыкальная культура в Москве была представлена своими лучшими произведениями различных жанров в исполнении артистов театра оперы и балета им. М. Джалиля, татарской государственной филармонии имени Г. Тукая, татарского ансамбля песни и танца, симфонического оркестра, татарского эстрадного оркестра под руководством композитора-дирижера Олега Лундстрема и художественной самодеятельностью. К декаде было прослушано более 300 татарских народных песен, дано 24 концерта, которые посетили 24650 человек.
На выставке изобразительного искусства Татарской АССР, прошедшей в дни декады, было экспонировано 684 работы, которые были представлены живописью, скульптурой, графикой, театрально-декорационной живописью. Также было экспонировано около 100 работ народного творчества - чеканка по металлу, шитье, вышивка, керамика и др.
24 июня 1957 г. в приказе Министерства культуры РСФСР было отмечено успешное проведение декады и дана высокая оценка ее подготовке, которая нашла отражение на страницах не только республиканских, но и центральных газет «Правда» и «Вечерняя Москва»11.
По итогам декады татарской литературы и искусства в Москве Татарский академический театр им. Г. Камала был награжден орденом Ленина, Казанский государственный театр им. В. И. Качалова - орденом Трудового Красного Знамени. Высшими государственными наградами были отмечены 580 человек. Званий различного уровня были удостоены 88 человек.
Активная подготовительная работа и огромный успех Декады татарской литературы и искусства в Москве послужили оживлению культурной жизни республики. С новой силой зазвучали имена классиков татарской культуры: Г. Тукая, М. Джалиля, М. Файзи.
Подготовка к Декаде вызвала большой интерес у жителей республики. Часть населения попыталась обратить внимание партийногосударственного руководства страны на проблемы развития национальной культуры. С 1955 по 1957 г. в органы периодической печати и в Татарский обком КПСС потоком устремляются письма жителей Казани с предложениями по введению в школах обязательного предмета - татарского языка и татарской литературы, преподаванию в вузах Казани на татарском языке, предоставлению права абитуриентам сдавать экзамены на татарском языке.
Проделав огромную работу по подготовке к Декаде, татарская творческая интеллигенция поднимает те же проблемы. Так, представители Союза советских писателей ТАССР Г. Кашшаф, Н. Фаттах, А. Еники, Ш. Маннур и др. в своих публичных высказываниях и обращениях в Татарский обком КПСС поднимают важный политический вопрос, касающийся преобразования ТАССР в союзную республику, а также повышения оплаты тру-
да работников культуры до уровня союзных республик12.
В дни подготовки к Декаде из центрального и республиканского бюджета выделялись значительные средства. Значительно увеличилось число участников художественной самодеятельности. Многие библиотеки и дома культуры получили хорошо отремонтированные залы, в которых проходили репетиции. Все казанские театры смогли полностью обновить декорации и костюмы. Казанский театр оперы и балета им. М. Джалиля обрел новое, большое здание. В 1957 г. по ул. Н. Г. Чернышевского в городе Казани был построен дом, в котором все квартиры были распределены между работниками науки и культуры. В Казани на ул. Куйбышева летом 1957 г. установлен памятник Г. Тукаю, выполненный народным художником Х. Аху-ном в содружестве со скульптором Кербером и получивший высокую оценку на Декаде. Высокая оценка, данная художественным произведениям республики, способствовали созданию в Казани Музея изобразительных искусств ТАССР, который был открыт в 1959 г.
Если с начала 1950-х гг. руководство партии и страны выпустило сферу культуры из-под своего непосредственного контроля, в литературе и искусстве сразу появились либеральные тенденции, то уже к 1958 г. стало понятно, что курс на партийное руковод-
ство в сфере культуры остался неизменным. В татарской АССР в начале 50-х гг. также происходит кратковременное оживление в культурной жизни. Подготовку к Декаде татарской литературы и искусства в Москве
1957 г. можно по праву считать самым ярким и существенным проявлением «оттепели» в республике. По завершении Декады в республике началось усиление контроля в сфере культуры.
Примечания
1 Стенограмма Учредительного съезда Союза советских писателей. М., 1934. С. 21.
2 Центральный государственный архив историко-политической документации РТ (ЦГА ИПД РТ). Ф. 15. Оп. 32. Д. 92. Л. 5-8.
3 Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 98. Л. 10.
4 ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 6. Д. 502. Л. 12.
5 НА РТ. Ф. Р-7083. Оп. 1. Д. 432. Л. 15.
6 НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 101. Л. 25-29.
7 ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 6А. Д. 528. Л. 23.
8 НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 106. Л. 7-10.
9 Там же. Д. 102. Л. 6.
10 Там же. Д. 107. Л. 49.
11 Декада Татарской литературы и искусства // Вечер. Москва. 1957. 31 мая.
12 Тагиров, И. Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа. Казань, 1999. С. 364-366.