Научная статья на тему 'Наука и культура Казани в годы Великой Отечественной войны'

Наука и культура Казани в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1990
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ / НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧЕНЫЕ / ПИСАТЕЛИ / ХУДОЖНИКИ / ТЕАТРЫ / КУЛЬТПРОСВЕТУЧРЕЖДЕНИЯ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / CULTURE / CULTURAL ESTABLISHMENTS / SCIENCE / CREATIVE UNIONS / SCIENTIFIC DISCOVERIES / SCIENTISTS / WRITERS / ARTISTS / THEATRES / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шоронина Л. Н.

В статье рассматривается деятельность различных культурных, просветительных учреждений Казани, а также творческих союзов в годы войны. Анализируется вклад работников культуры, науки в победу над фашистской Германией. Великая Отечественная война, явившаяся войной между двумя социальными системами, войной двух идеологий, двух культур, стала определенным поворотным пунктом в развитии научных, культурных и творческих учреждений в Казани и в целом республике. Помощь партии в политической мобилизации народа на отпор врагу, научное сопровождение военной перестройки промышленности, создание новых видов оружия, организация лечения раненых воинов таковы основные задачи, за решение которых развернули борьбу учреждения и работники науки и культуры с первых дней войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science and culture of Kazan during the second world war

In this article the author consideres the activity of different cultural, scientists establishments, creative unions in Kazan in the period of the Great Patriotic War. The author also analyzers the valuable contribution of scientists to the victory over the fascism. In this article it is said that the Great Patriotic War became the important moment in the development of scientific, cultural and creative unions of Kazan. These establishments and unions helped the party in the political mobilization of people against the enemy.

Текст научной работы на тему «Наука и культура Казани в годы Великой Отечественной войны»

УДК 930.1 (470.41)

НАУКА И КУЛЬТУРА КАЗАНИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Л. Н. Шоронина

В статье рассматривается деятельность различных культурных, просветительных учреждений Казани, а также творческих союзов в годы войны. Анализируется вклад работников культуры, науки в победу над фашистской Г ерманией.

Великая Отечественная война, явившаяся войной между двумя социальными системами, войной двух идеологий, двух культур, стала определенным поворотным пунктом в развитии научных, культурных и творческих учреждений в Казани и в целом республике. Помощь партии в политической мобилизации народа на отпор врагу, научное сопровождение военной перестройки промышленности, создание новых видов оружия, организация лечения раненых воинов - таковы основные задачи, за решение которых развернули борьбу учреждения и работники науки и культуры с первых дней войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, культура, культурные учреждения, творческие союзы, научные открытия, учебные заведения, ученые, писатели, художники, театры, культпросветучреждения.

L.N.Shoronina Science and culture of Kazan during the second world war.

In this article the author consideres the activity of different cultural, scientists establishments, creative unions in Kazan in the period of the Great Patriotic War. The author also analyzers the valuable contribution of scientists to the victory over the fascism. In this article it is said that the Great Patriotic War became the important moment in the development of scientific, cultural and creative unions of Kazan. These establishments and unions helped the party in the political mobilization of people against the enemy.

Key words: the Great Patriotic War, culture, cultural establishments, science, creative unions, scientific discoveries, scientists, writers, artists, theatres, educational establishments.

Начиная войну против Советского Союза, гитлеровцы не приняли в расчет успехи культурной революции в нашей стране, в особенности научные и культурные достижения народов национальных окраин и республик.

Республика Татарстан за годы первых пятилеток совершила огромный скачок в своем культурном развитии. Достаточно сказать, что в республике к началу войны насчитывалось 14 ВУЗов и 25 научных учреждений, которые объединяли 1200 научных работников. Нападение фашистских захватчиков вызвало могучую волну патриотического подъема среди тружеников науки и культуры Татарстана. Эпицентром этих событий была Казань, столица Татарстана.

С началом войны научные силы Казани переключились на решение оборонных задач. Они помогали промышленности и сельскому хозяйству в перестройке их работы на военный лад, оказывали содействие коллективам промышленных предприятий в создании новых видов оружия и боеприпасов. Эта работа была развернута научными кадрами Казани в контакте с эвакуированными в Казань учреждениями Академии наук СССР. В первый год в Казань были эвакуированы 15 научно-исследовательских институтов и 3 самостоятельные лаборатории Академии наук СССР. В Казань приехала большая армия ученых - 93 академика и члена-корреспондента Академии наук СССР, 1650 научных сотрудников и служащих. В Казани в годы войны работали крупные ученые-академики: А.Е.Порай-Кошиц, О.Ю.Шмидт, Е.А.Чудаков, С.С.Наметкин, Б.Д.Греков, Е.В.Тарле, Г.М.Кржижановский, С.И.Вавилов, А.Н.Несмеянов, С.Л.Соболев, С.М.Обнорский, Е.А.Косминский и др. [1].

В целях организации помощи со стороны институтов Академии наук промышленным предприятиям Казани в деле всемирной мобилизации местных ресурсов и ускорения производства военной продукции бюро обкома ВКП(б) совместно с Академией наук СССР осенью 1941г. Образовали Научно-техническую комиссию. Ее возглавил академик О.Ю.Шмидт. А для концентрации научных сил самой республики в ноябре 1941г. При Госплане ТАССР был создан научно-технический совет во главе с председателем Госплана П.П.Цыбиным.

Под руководством комиссии и совета научно-исследовательские учреждения Казани осуществляли ряд исследований, имеющих большое значение. Областной и городской комитеты партии и райкомы оказывали научным учреждениям, научно-технической комиссии и научнотехническому совету постоянную помощь в получении необходимых для лабораторных работ материалов, организации экспериментов на предприятиях, организации быта научных работников.

Весной 1942г. Под руководством академика Е.А. Чудакова при Академии наук СССР начала работать Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья на нужды обороны. Организационный центр находился в Казани. Благодаря его деятельности в 1943г. В республике

была получена промышленная нефть.

В годы войны важные оборонные проблемы разрабатывали казанские ученые Е.А. Арбузов, Б.А.Арбузов, Н.Г.Чеботарев, Г.Х.Камай, Х.М.Муштари, Л.М.Миропольский, В.И.Баранов, Н.А.Ливанов и др. Работы многих ученых были отмечены Государственными премиями, орденами и медалями Советского Союза.

Исключительно трудные ответственные задачи легли на плечи работников медицинской науки. В госпиталях, институтах, лабораториях они развернули широкие исследования по изучению характера ранений и изысканию новых методов их лечения. Большую научную и практическую деятельность в области военной медицины проводили профессора С.М.Алексеев,

Н.В.Соколов, И.В.Домрачев, И.И.Русецкий, Л.И.Шурутко, А.Г.Терегулов, Ф.Г.Мухамедьяров, Ю.А.Ратнер, Б.Г.Грецберг и др. Разработка эффективных методов лечения позволила возвратить в строй свыше 70% раненых воинов.

В Казани проводилась подготовка высококвалифицированных специалистов для фронта и народного хозяйства. Учебный процесс был перестроен в соответствии с задачами военного времени. ВУЗы стали работать по пересмотренным планам, предусматривающим короткие сроки обучения, были введены новые предметы оборонного значения. На химическом факультете КГУ студенты стали изучать химию отравляющих и взрывчатых веществ, на физмате - мореходную астрономию, аэронавигацию, основы военной акустики, на географическом факультете - военную топографию.

Несмотря на большие трудности военного времени, только в 7 ВУЗах города за годы войны было подготовлено 5800 специалистов высшей квалификации.

Важнейшим мероприятием правительства в деле воспитания национальных кадров явилось создание в 1944г. При КГУ отделения татарского языка и литературы. В конце войны в Казани была основана государственная консерватория и восстановлен институт инженеров гражданского строительства.

13 апреля 1945г. Советское правительство приняло постановление об открытии Казанского филиала Академии наук СССР.

Казанская группа учреждений Академии наук в контакте с научными учреждениями за период эвакуации добилась значительных научных результатов.

Ряд важных проблем был решен в институте органической химии Академии наук СССР. В лаборатории И. Н. Назарова разрабатывалась методика получения и производства винилацетиленовых карбинолов (использовался как клеящее вещество). Лаборатория поставляла свою продукцию 20 заводам. Карбинолы применялись также как лекарственное средство для лечения ран.

В лаборатории целлюлозы под руководством научного сотрудника О.П. Голова был найден способ использования сульфатной целлюлозы для получения пороха. Этим методом в 1942 г. Начал работать один из цехов марийского бумажного комбината.

Был разработан также способ получения высококачественного моторного топлива. Под руководством М.Ф. Шестаковского изучались методы получения виниловых эфиров и их полимеров как добавок для превращения низкосортных масел в авиационные. Под руководством

О.К. Богданова был открыт новый эмульсионный способ получения тиокольного каучука.

Оборонные проблемы были основными во всех институтах Академии наук СССР. Академик А.Ф. Иоффе дал новые решения в области физики металлов. Им был сконструирован партизанский котелок с дном из термоэлементов для получения электроэнергии.

В каллоидно-электрохимическом институте, в лаборатории члена-корреспондента Академии наук Г.В. Акимова был разработан новый способ анодного оксидирования деталей, в два раза ускоряющий производственный процесс. В институте механики член-корреспондент Академии наук СССР Н.Г. Четаев создал теорию расчета устойчивости самолета при движении его по земле, решил сложную математическую задачу по определению наивыгодной крутизны нарезки стволов орудий, обеспечивающих устойчивость снарядов при полете. Большой вклад в создание военной техники внесли, работавшие в то время в Казани видные ученые-конструкторы С.А. Чаплыгин, А.Н. Туполев, С.П. Королев, В.М. Петляков, В.П. Глушко.

Признанием огромных заслуг советской науки в обороне страны явилось присуждение в годы войны группе ученых Государственных премий. Среди лауреатов были многие ученые из

казанских учреждений Академии наук СССР: академик А.Ф. Иоффе, Е.А. Чудаков, Е.В. Тарле, Б.Г. Галеркин и др. Премия была присуждена также профессору КХТИ С.Н. Ушакову за создание новых технологических процессов, направленных на усиление оборонной мощи страны.

Группа ученых Казани за самоотверженный труд во имя победы была награждена орденами и медалями. В их числе А.Е. и Б.А.Арбузовы, В.И.Баранов, Г.Х.Камай, Л.М.Миропольский, Н.Г.Чеботарев, С.Н.Ушаков, А.Н.Миславский, А.Е.Переверзев и др. Профессорам КГУ Б.А.Арбузову, В.И.Баранову, И.А.Дюкову, М.В.Маркову, Д.Я.Мартынову, Л.М.Миропольскому, В.А.Винокурову и др. было присвоено звание заслуженных деятелей науки ТАССР. Совместная работа с крупными эвакуированными учеными страны способствовала росту научных сил в городе и республике, явилась школой для казанских ученых.

Пребывание академических учреждений в Казани подготовило почву для открытия здесь новых научно-исследовательских институтов и создания Казанского филиала Академии наук СССР в 1945г. Это явилось признанием заслуг и возросшего значения научных сил республики [2].

Свое место в рядах сражающегося народа нашла и творческая интеллигенция Казани: «.. .С винтовкой и пером в руках мы встанем в ряды славной Красной Армии и, отдавая весь свой талант и знания, всю энергию, не жалея и жизни, сразимся за любимую отчизну» [3]. На второй день войны, 23 июня 1941г., на открытом партийном собрании Союза Советских писателей Татарстана, а 28 июня 1941г. На заседании правления Союза обсуждался вопрос о перестройке его работы в связи с нападением на нашу Родину фашистской Германией. Были намечены меры, направленные на то, чтобы в кратчайший срок значительно повысить роль коллектива писателей Татарстана в политической мобилизации народа на отпор врагу. Решения партийного собрания и правления Союза предусматривали организацию систематических выступлений писателей и поэтов на страницах периодической печати и перед трудящимися [4]. В первые же дни войны многие писатели через газеты обращались к народу с патриотическим призывом подняться на смертный бой с фашизмом, высказывали твердую уверенность в победе. Шариф Камал в те дни писал: «Сегодня вся коллективная сила нашей великой страны, сила закаленная огнем ненависти к злейшему врагу, целиком устремлена к достижению единой цели - к разгрому врага.Мы твердо верим в правоту нашего дела. Справедливость и правда на нашей стороне...Мы победим» [5, с.10]. Многие писатели Казани штыком и пером отстаивали свободу и независимость Советского государства.

Поэт ульт Джалиль писал тогда о новых задачах литературы:

Настало время.

На пол пути,

Оставив мирные дела,

Посвятить Отечественной войне

Самого себя и силу своего пера.. .[6]

Из 53 членов Союза писателей в течение первого года войны 25 писателей ушли на фронт. В 1943г. Из 64 писателей Татарстана сражались на фронтах 36 человек. На фронт ушли М.Джалиль, Ш.Маннур, Ф.Карим, Нур Баян, А.Ерикей, С.Хаким, А.Исхак, А.Кутуй и другие. Оставшиеся в тылу писатели развернули большую творческую и агитационно-массовую работу. В этих целях была изменена и организована структура Союза писателей ТАССР: для подъема агитаторской роли писателей при Союзе стал работать отдел агитации и пропаганды. В нем активно работали видные писатели, такие как К. Наджми, А. Кутуй, Т. Гиззат и другие [7, с.70]. В первые же месяцы войны Союз писателей Татарстана подготовил антифашистский сборник «За Отечество», в который были включены произведения 14 авторов. Был подготовлен сборник эстрадного репертуара «Победа за нами», в него вошли одноактные пьесы: «В лагере фашистов» Р. Ишмурата, «Знакомые» Г. Насырова и др. [8]. Многие писатели систематически выступали на страницах газет и журналов.

С 1942-1943 г. Большая группа писателей из республики работала в редакциях татарских фронтовых газет: А.Кутуй, А.Шамов, М.Максуд, А.Ерикей, Р.Ишмурат, А.Абсалямов, И.Гази, А.Ахмед, Р.Галлиев, А.Исхак, Ш.Маннур, А.Файзи и др.

В рассказах, очерках, стихах на страницах фронтовой печати писатели красной нитью вели одну великую тему: тему защиты Родины, воспитывали воинов в духе патриотизма. В октябре

1943 г. В Москве на заседании Президиума Союза писателей СССР был заслушан и обсужден доклад «Работа татарских писателей в дни Великой Отечественной войны», с которым выступил председатель Союза - Гази Кашшаф. Писатели Татарстана как на фронте, так и в тылу в годы войны создали обширную литературу. Татарское книжное издательство в эти годы напечатало 220 книг художественной литературы, тиражом свыше 1,5 млн. экземпляров [2].

В татарской прозе военных лет преобладали малые формы: очерки, рассказы. Особое внимание заслужил жанр боевой публицистики. Произведениями в прозе, в которых показан героизм советских людей на фронте, их самоотверженный труд в тылу, являются рассказы: «Артиллерист Сулейман» К. Наджми, «До большого праздника» А. Амира, «Сержант Хайруллин» Г. Баширова, «Ночная встреча» Г. Насретдинова, «Сильнее смерти» А. Абсалямова и др. Символом татарской советской литературы военных лет стал поэт-герой ульт Джалиль, прославивший себя и свой народ в бессмертном цикле стихов «Моабитская тетрадь», написанная под топором палача в фашистских застенках - тюремной камере смертника. Передаваемые из уст огненные строки стихов поэта и в этих нечеловеческих условиях поднимали узников на борьбу, звали не сдаваться фашистам в плену. ульт Джалиль в 1939-1941 - руководитель Союза писателей Татарстана. С первых дней войны М. Джалиль идет в военкомат и затем уходит на фронт. Стихи поэта пронизаны патриотизмом, любовью к Родине:

Умирая не умрет герой -

Мужество останется в веках.

Имя прославляя свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах.

Имя М. Джалиля на века останется в памяти тех, за кого он отдал свою жизнь [9, с. 123].

В первые годы войны в Казани и Чистополе работали также большие группы эвакуированных писателей, среди них В.М. Бахметьев, М. Алигер, Демьян Бедный, Л.И. Ошанин и др. Сюда приезжали А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, В.И. Лебедев-Кумач, К.И. Чуковский и др.

В едином строю, в ногу с воюющим народом шли творцы татарской музыки, создававшие свои произведения. За годы войны композиторы республики написали 108 произведений, 72 из которых оборонной тематики; 4 произведения написаны для театров и 32 концертно-эстрадных произведения. Написаны оперы Н.Г.Жиганова «Ильдар» (1942), «Зюлбхабира» М.Музафарова, М.Юдина «Фарида»; балеты Н.Жиганова «Фатых», «Зюгра» (1944).

Получила дальнейшее развитие и симфоническая музыка: М. Музафаров написал «Первую симфонию», А. Ключарев - вторую сюиту для симфонического оркестра, Н. Жиганов -симфоническую поэму «Кырлай», В. Виноградов - кантату о борьбе славянских народов с фашизмом, М. Юдин - кантату о Балтике и Ленинграде и др. [2].

Годы войны явились временем рождения в татарской музыке нового жанра - музыкальной комедии. Композитор Д. Файзи создал две музыкальные комедии «Башмачки» (1942) (либретто Т. Гиззата) и «Чайки» (1944) (либретто Файзи). Некоторые композиторы написали марши: С.Сайдашев - марш «Родина» для симфонического оркестра и Суворовский марш для духового оркестра, А. Ключарев - марш для духового оркестра, Д.Файзи - походный марш, М. Музафаров -марш для симфонического оркестра и т.д. В это суровое время не забывали композиторы и о детях. Так, Д.Файзи подготовил сборник детских песен для дошкольников, З.Хабибуллин написал цикл детских песен, посвященных Г.Тукаю и др. Композиторы Х.Абдулменов, Х.Валиуллин, М.Г.Латыпов, Ф.Яруллин с оружием в руках сражались против фашистских захватчиков. Талантливый композитор, автор знаменитого балета «Шурале», Ф.Яруллин погиб на фронте в 1943г.

Признанием заслуг композиторов Татарстана в годы войны и возросшей роли музыкальной культуры в жизни края явилось открытие в октябре 1945г. В Казани Государственной консерватории.

Помощь в политической мобилизации народа на борьбу с врагом, в развертывании наглядной агитации оказывали и художники Казани. Члены объединения «Татхудожник» участвовали в маскировке военных объектов - заводов, складов, в оформлении мобилизационных пунктов, госпиталей, посвященных Великой Отечественной войне.

С первых дней войны художники начали работать над политическим плакатами. В этой

области особенно плодотворно трудились Б.М. Альменов, А.М. Родионов, Н.М. Сокольский, Р.Ф. Сайфуллин и др.

Художники Казани в годы войны выполняли полотна на оборонные военные темы. Художники В.К.Тимофеев написал произведение «Слушают сводку «Совинформбюро», Д.Булат -«Подразделение Героя Советского Союза Т.Батыршина в штыковой атаке», И.В.Жидков -«Проводы на фронт», «После ухода немцев», К.Максимов - «Хлеб - фронту», Н.М.Сокольский -«Разгром немцев под Москвой» и др.

Многие художники Казани в качестве рядовых и офицеров Советской армии сражались на фронтах Великой Отечественной войны, среди них Б.М.Альменов, Д.Булат, И.А.Новоселов, М.У.Усманов, А.М.Родионов, Х.Я.Якупов и др. Некоторые из них не вернулись с поля боя, как, например, Н.Валиуллин, который в предвоенные годы был председателем правления Союза художников Татарстана, педагоги художественного училища П.Байбарышев, Я.Ушков, Ю.Зиновьев, художники Р.Абзалиев, Л.Александров, В.Анисимов, Б.Багаутдинов, Н.Барышев, Л.Зиятдинов, Ф.Саитов и др. [2].

В идеологической работе в массах видное место занимали культурно-просветительные учреждения: клубы, библиотеки, музеи и др. Несмотря на то, что количество их в годы войны уменьшилось, но они оставались основными опорными пунктами массово-политической работы среди граждан. Многие из них проводили большую агитационно-пропагандистскую работу, организовывали встречи с фронтовиками, стахановцами производства. Хорошо работали многие библиотеки. Так, научная библиотека КГУ за 1942г. Выделила читателям 415 томов литературы: за годы войны коллектив библиотеки организовал 288 выставок на различные темы, преимущественно антифашистского содержания.

В годы войны осложнились работы музеев, многие из них были закрыты. Большую работу проводил Государственный музей ТАССР во главе с В.М.Дьяконовым. Уже на второй день войны у входа в музей была открыта выставка о героическом прошлом русского народа. Тут же висела карта фронтов, фотокопии заявлений добровольцев, сводки о ходе военных действий. В годы войны музей провел более 40 «краеведческих сред», на которых заслушано было более 70 докладов; устраивались встречи с героями войны, фронта.

Особенно большую работу этот музей проводил по линии организации выставок на различные темы: «Великие русские полководцы», «Великая Отечественная война», «Битва за Сталинград» и др. Выставками, организованными музеем, в годы войны было обслужено более миллиона трудящихся.

На экранах кинотеатров города все чаще демонстрировались картины о Великой Отечественной войне, боевые киносборники о событиях на фронтах. За массовый охват населения показом кинофильмов Управлению кинофикации при СНК ТАССР в октябре 1942г. Было присуждено второе место во Всесоюзном соревновании и коллективу киноработников республики присуждена вторая премия.

В политической работе среди народа в годы войны видное место занимало радио. Во всех районах города, республики были организованы пункты коллективного радиослушания. Передачи татарского радиокомитета велись в том числе и на татарском языке. Часто перед микрофоном выступали участники Великой Отечественной войны. Передавались литературные монтажи. Наряду с татарскими писателями по радио выступали А. Фадеев, Демьян Бедный и др.

Несмотря на суровое время в Казани работали театры. Большая группа артистов, в том числе Г.Надрюков, Г.Газизов, Ф.Камал, Г.Юсупов, Х.Катиев, Х.Сабиров, К.Гильманов, Х.Солтанов, Б.Шакирова и др. ушли на фронт.

Война потребовала коренной перестройки репертуара театров. Готовились новые спектакли антифашистского, патриотического содержания. За годы войны Татарский академический театр драмы им. Камала поставил 11 пьес (половина из них оборонной тематики), Большой драматический театр им. Качалова поставил 8 пьес (5 из них антифашистской тематики). Патриотическая тема преобладала также в репертуаре театра оперы и балета. В эти годы театр осуществил постановку опер «Алтынчеч», «Ильдар», «Качкын» Н. Жиганова; балета «Шурале» Ф. Яруллина. В театрах города в годы войны работали знаменитые мастера сцены - режиссеры, актеры: У.Альмеев, Г.Болгарская, Х.Забирова, Р.Зиганшина, Г.Кайбицкая, Ш.Кутдусова,

А.Мазитов, В.Минкина, Х.Салимжанов и др.

Зрелищные учреждения Казани с первого дня войны организовывали концерты на мобилизационных пунктах города, в госпиталях, в военных частях. Такие концерты художественной самодеятельности пользовались большим успехом у воинов Красной армии. Большую работу артисты также проводили в составе фронтовых бригад. За годы войны 14 концертных бригад из Казани посетили 11 фронтов и дали там более 1500 концертов.

За большие успехи в развитии театрального искусства, в использовании его средств для мобилизации народа на разгром врага, большая группа казанских артистов была удостоена почетных званий. Звание народного артиста ТАССР получили Х.Г.Абжалилов, Е.Е.Жилина, М.М.Рахманкулова; звания заслуженного артиста ТАССР удостоены У.Альмеев, М.З.Булатова, А.Мазитов, Ф.Насретдинов, Г.Х.Тагиров и др. [2].

Таким образом, учреждения науки, культуры нашего города внесли весомый вклад в дело политической мобилизации народа, в дело победы нашей Родины, а также создание моральных предпосылок победы. Вместе с тем, в годы войны в Казани, республике все больше проявлялась национальная форма культуры, которая продолжала развиваться даже в сложные годы войны.

Литература:

1. История Татарской АССР/ под ред. З.И. Гильманова, М.К. Мухарямова/ - К: Таткнигоиздат, 1980.

2. Гильманов З.И. Татарская АССР в годы Великой Отечественной войны. - Казань. Татарское книжное издательство, 1977. 293с.

3. «Кзыл Татарстан», 1941, 25 июня.

4. Партархив Тат., ф.15, оп. 23, д. 366, 105-113.

5. «Совет эдэбияты», 1941, №7, с.10.

6. Исхак А. Поэт-Герой Мусса Джалиль. - М., 1956.

7. «Совет эдэбияты», 1941, №11, с.70.

8. Красная Татария, 1941, 21 сентября.

9. Белокопытов В., Шевченко Н. - Их именами названы улицы Казани. - Казань, Татарское книжное издательство, 1977, с.123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.