Научная статья на тему 'Тарифы в системе ОМС в нарушение законодательства не обеспечивают рентабельности, но спросить не с кого'

Тарифы в системе ОМС в нарушение законодательства не обеспечивают рентабельности, но спросить не с кого Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
446
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2009 г. № А01-501/2008-14/773-2008-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тарифы в системе ОМС в нарушение законодательства не обеспечивают рентабельности, но спросить не с кого»

Судебная практика

ТАРИФЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, НО

ОМС В НАРУШЕНИЕ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ СПРОСИТЬ НЕ С КОГО

От редакции:

Всем известно, что положения статьи 24 Закона Российской Федерации от

28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», закрепляющей, что «тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи», не реализуются на практике. Нашлись желающие оспорить существующие заниженные тарифы в системе ОМС через суд. Чуда, как и ожидалось, не произошло — суды подобный иск не поддержали. Суды разных инстанций нарушений законодательства в неисполнении указанной статьи 24 не усмотрели: ведь оспариваемые положения Генерального тарифного соглашения на медицинскую помощь, оказываемую медицинскими учреждениями по Территориальной программе обязательного медицинского страхования, приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть уполномоченными органами и в рамках Территориальной программы ОМС. Этого судам оказалось достаточно. А пересмотр расчета тарифов «не входит в полномочия арбитражного суда».

Круг замкнулся. Спросить не с кого. Или некому. Какие выводы? Можно сделать разные. Но эти судебные разбирательства подталкивают к важному выводу: раз законодательство нарушается, а спросить не с кого, то это означает несовершенство либо законодательства, либо судебной системы. Что-то нужно менять.

Смотрите судебные решения в приведенных ниже документах. Напоминаем, что эти документы, как и многие другие, касающиеся злободневных проблем здравоохранения, приложены в виде CD к книге «Управление ЛПУ в современных условиях: 2009-2010 гг.», недавно выпущенной нашим Издательским Домом «Менеджер здравоохранения».

Шеф-редактор Н.Г.Куракова

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2009 г.

№ А01-501/2008-14/773-2008-11 «Суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушают законных прав и интересов клиники» (извлечение)

ООО «Современный медицинский центр имени Х.М. Совмена — клиника XXI века» (далее — общество, клиника) обратилось в

арбитражный суд с заявлением к Республиканской согласительной комиссии (далее — комиссия) о признании недействительным пункта 3.6

№В

3010

Менедже1

Судебная практика

раздела 3 Порядка формирования, утверждения и индексации тарифов на медицинские услуги в части формирования тарифов на стационарную помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея на клиническом уровне оказания медицинской помощи с 01.01.2007, обязании внести изменения, предусмотрев в пункте 3.6 раздела 3 названного Порядка разделение медицинских учреждений на клиническом уровне на группы с учетом степени фондооснащенности и специализации медицинской помощи, как и для медицинских учреждений муниципального уровня, признать недействительным абзац 7 Приложения № 2 Методики расчета величины и структуры тарифов на медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями Республики Адыгея в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, раздела 2 Порядка, а также обязании комиссии в раздел 2 Порядка формирования тарифов на медицинские услуги внести следующие изменения: «применять для всех медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, независимо от форм собственности в пределах плана-задания корректировочные коэффициенты к стоимости единицы объема медицинской помощи по четко разработанным и утвержденным в установленном порядке критериям» (уточненные требования).

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.06.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, привлечены Кабинет Министров Республики Адыгея, Адыгейский республиканский фонд обязательного медицинского страхования, ЗАО «Медицинская страхования компания «Солидарность для жизни», администрация муниципального образования «Город Майкоп», Адыгейский республиканский комитет профсоюзов работников здравоохранения и ООО «РГС-Медицина — Росгосстрах-Ады-

гея-Медицина», Министерство здравоохранения Республики Адыгея.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.09.2008 в удовлетворении требований общества отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований. Оспариваемый правовой акт принят в соответствии с нормами действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя он не нарушает. Кроме того, общество не вправе влиять на размер тарифов на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Тарифы на медицинские услуги должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и их финансовую стабильность.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела,

15.12.2006 ЗАО МСК «Солидарность для жизни» и клиника заключили договор № 36 на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания

енеджер №Б

здравоохранения ЗОЮ

76

Судебная практика

гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией» Приказом Министерства здравоохранения Республики Адыгея от

20.02.2007 № 75/54-ОД образована Республиканская согласительная комиссия, утвержден регламент ее работы.

Решением Республиканской согласительной комиссии от 21.02.2007 №1-4 «Об утверждении тарифов на медицинские услуги на 2007 год, оказываемые лечебными учреждениями Республики Адыгея жителям Республики Адыгея по территориальной программе обязательного медицинского страхования» утверждены тарифы на медицинские услуги на

2007 год, оказываемые лечебными учреждениями Республики Адыгея по территориальной программе обязательного медицинского страхования, по видам медицинской помощи.

16 марта 2007 года Республиканской согласительной комиссией было принято Генеральное тарифное соглашение на медицинские услуги, оказываемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея. Решением Республиканской согласительной комиссии от 16.03.2007 № 2-2 «О категорировании, изменении тарифов на медицинские услуги и плана-заказа на 2007 год» «ООО Современный медицинский центр им. Х.М. Совмена — клиника XXI века» пересмотрены тарифы на оказание медицинской помощи в части оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи с 1 апреля 2007 года.

19 февраля 2008 года Республиканской согласительной комиссией принято решение №2-1 «О заключении Генерального тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования РА», а также утверждены тарифы на медицинские услуги, оказываемые лечебно-профилактическими учреждениями Республики Адыгея, работающими в системе ОМС, на

2008 год с 01.01.2008.

Решением Республиканской согласительной комиссии от 19.02.2008 № 2-3 «Об утверждении тарифов на медицинские услуги, оказываемые лечебно-профилактическими учреждениями Республики Адыгея, работающими в системе ОМС на 2008 год» применены индивидуальные коэффициенты для муниципальных учреждений здравоохранения в целях сохранения финансовой стабильности медицинских учреждений.

Общество считает, что указанные решения противоречат статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 24 Закона Российской Федерации от

28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», пунктам 2.5 и 3.11 Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.04.1994 №16 «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан», ущемляют финансовые интересы клиники.

Общество не согласно с размерами тарифов, установленных на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, поскольку они не обеспечивают финансовую стабильность работы клиники.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Данный вывод суда является правильным и соответствует материалам дела.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые

№В

гою

Менедже1

Судебная практика

законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 1 98 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных лиц, если полагают, что такое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд может признать решение и действия (бездействие) государственного (иного) органа, должностного лица незаконными при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого решения (действия) закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 24 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Состав тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования, определяется в соответствии с действующими нормативными документами решением согласительной комиссии, в которую на паритетных началах входят заинтересованные стороны: представители территориального фонда обязательного медицинского страхования, органов государ-

ственного управления, страховых медицинских организаций и профессиональных медицинских ассоциаций (при отсутствии последних интересы медицинских учреждений могут представлять профсоюзы медицинских работников).

Проанализировав содержание статьи 24 Закона Российской Федерации от

28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», суд обоснованно указал, что в число субъектов, устанавливающих тарифы на медицинские услуги, медицинские учреждения не входят. Они не имеют право влиять на определение соответствующего тарифа. Установление тарифов — это полномочие компетентного органа в рамках имеющихся финансовых возможностей бюджета Фонда обязательного медицинского страхования.

Часть 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусматривает порядок определения тарифов на медицинские услуги при добровольном медицинском страховании. В этой ситуации тарифы устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и учреждением, предоставляющим эти услуги.

Суд обоснованно отклонил ссылку общества на пункты 2.5 и 3.11 Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.04.1994 № 16 «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан».

При этом суд указал, что основанием для формирования единых тарифов на территории Республики Адыгея послужили нормативные правовые акты, утвержденные позднее данного приказа и имеющие большую юридическую силу: Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания граждан Российской Федерации бесплатной медицин-

-G

1енеджер №Б

здравоохранения ЗОЮ

Судебная практика

ской помощи, утвержденные Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28.08.2001 №2510/9257-01, 31-59/40-1, Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 255, Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 286.

На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушают законных прав и интересов клиники.

При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального права, материалы дела исследовал полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дал оценку.

Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом на основании исследования имеющихся в деле доказательств. Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает полномочиями по переоценке установленных по делу обстоятельств.

Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.09.2008 по делу №А01-501/2008-14/773-2008-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 мая 2009 г. № 55S1/09

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г., Марамышкиной И.М.

рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Современный медицинский центр имени Х.М. Совмена — клиника XXI века» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Адыгея от

24.09.2008 по делу № А01-501-2008-14/ 773-2008-11 и постановления Федерального

арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2009 по тому же делу по заявлению ООО «Современный медицинский центр имени Х.М. Совмена — клиника XXI века» о признании недействительным в Генеральном тарифном соглашении на медицинскую помощь, оказываемую медицинскими учреждениями по территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Республики Адыгея, от 19.02.2008, пункта 3.6 раздела 3 Порядка формирования, утверждения и индексации тарифов на медицинские услуги в части фор-

№В

гою

Менедже1

Судебная практика

мирования тарифов на стационарную помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея на клиническом уровне оказания медицинской помощи с 01.01.2007;

обязании предусмотрения в пункте 3.6 раздела 3 названного Порядка разделения медицинских учреждений на клиническом уровне на группы с учетом степени фондооснащенности и специализации медицинской помощи медицинских учреждений муниципального уровня;

признании недействительным абзаца 7 Приложения № 2 Методики расчета величины и структуры тарифов на медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями Республики Адыгея в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, раздела 2 Порядка;

обязании внесения изменения в раздел 2 Порядка формирования тарифов на медицинские услуги о применении для всех медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея независимо от форм собственности, в пределах плана-задания корректировочных коэффициентов к стоимости единицы объема медицинской помощи по четко разработанным и утвержденным в установленном порядке критериям (с учетом уточнений).

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Кабинет Министров Республики Адыгея, Адыгейский республиканский фонд обязательного медицинского страхования, ЗАО «Медицинская страховая компания «Солидарность для жизни», администрация муниципального образования «Город Майкоп», Адыгейский республиканский комитет профсоюзов работников здравоохранения и ООО «РГС-Медицина — Росгосстрах-Ады-гея-Медицина», Министерство здравоохранения Республики Адыгея.

Суд установил:

решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.09.2008, оставленным без

изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2009, ООО «Современный медицинский центр имени Х.М. Совмена — клиника XXI века» отказано в удовлетворении заявления.

Принимая обжалуемые акты, суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что оспариваемый акт принят в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Заявитель (ООО «Современный медицинский центр имени Х.М. Совмена — клиника XXI века») просит о пересмотре судебных актов первой и кассационной инстанций в порядке надзора, ссылаясь на то, что Генеральное тарифное соглашение в оспариваемых частях не соответствует положениям статьи 24 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», устанавливающей требование разработки тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на принципах рентабельности, и Приказу ФФОМС от 14.04.1994 № 16 «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан», чем нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Согласно статье 24 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов,

енеджер №Б

здравоохранения ЗОЮ

80

Судебная практика

краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 №286 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативами, определенными Программой.

Довод заявителя о том, что ссылка суда первой инстанции на данный нормативный акт является несостоятельной, так как данная программа направлена на определение нормативов объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования, а не на определение порядка формирования тарифов на медицинские услуги, не может быть принят судом надзорной инстанции.

Подушевыми нормативами финансирования Программы ОМС являются показатели, отражающие размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год и формирующиеся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных в разделах IV и V Программы.

В свою очередь тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования представляют из себя денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Рассмотрев обстоятельства данного спора, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые положения Генерального тарифного соглашения на медицинскую помощь, оказываемую медицинскими учреждениями по территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Республики Адыгея, от 19.02.2008 приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть уполномоченными органами и в рамках территориальной программы ОМС.

В целом нарушения норм материального права, на которые ссылается заявитель, сводятся к низкому уровню тарифов, установленных спорным Генеральным соглашением и не обеспечивающих рентабельность медицинского учреждения, пересмотр расчета которых не входит в полномочия арбитражного суда.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела № А01 -501 -2008-14/773-2008-1 1 Арбитражного суда Республики Адыгея для пересмотра в порядке надзора решения от

24.09.2008 и Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2009 по этому делу отказать.

Председательствующий судья Н.А. Ксенофонтова

Судья Р.Г. Балахничева Судья И.М. Марамышкина

/Vй 6 Менеджер

ЗОЮ здравоохранения '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.