продукции требованиям указанных нормативных документов в областях продукции, сертифицированной на соответствие требованиям нормативных документов; - уведомлять орган по сертификации в установленном порядке о изменения, вносимые в документы на сертифицированную продукцию или в инструктаж по производству.
Список использованной литературы:
1. Порядок государственного контроля за соблюдением стандартов продукции (работ, услуг) и других нормативных документов, метрологического снабжения, охраны труда и недр, Ашхабад, 2000 г.
2. Мавьев Н. Основные понятия стандартизации и метрологии.
© Меретгылыджов М., Таганов Ы., 2023
УДК 33
Муллаярова Р.Р.
БГПУ им. М. Акмуллы в г. Уфа
ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ: ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РОССИИ
Аннотация
В статье, на основе анализа зарубежного опыта, определяются особенности реализации национальными центральными банками режима таргетирования инфляции.
Ключевые слова
Инфляционное таргетирование, режимы таргетирования инфляции, возможность использования режима в России.
Mullayarova R.R.
BSPU named after M. Akmulla in Ufa
INFLATION TARGETTING: THE POSSIBILITY OF USING FOREIGN EXPERIENCE IN RUSSIA
Аnnotation
Based on an analysis of foreign experience, the article identifies the features of the development of national central banks in the inflation targeting regime.
Keywords
Inflation targeting, change targeting regimes, possibilities of using the regime in Russia.
В начале 1990-х гг. в практике монетарного регулирования появился новый режим денежно-кредитной политики, характеризовавшийся единственной целью, минимальным набором инструментов и максимальной транспарентностью действий денежного регулятора. Этот режим был назван инфляционным таргетированием.
Инфляционное таргетирование — это режим денежно-кредитной политики, когда ее единственной безусловной конечной целью является достижение такого заданного уровня инфляции, что экономические агенты перестают учитывать ее при принятии существенных решений. [1, с.103].
Основной причиной перехода к инфляционному таргетированию явилось снижение эффективности традиционных подходов в сфере монетарного регулирования в условиях усиления тенденции
глобализации мировой экономики. Первоначально переход к таргетированию инфляции осуществлялся только развитыми странами, впоследствии эта стратегия стала активно внедряться странами с развивающимися рынками.
Из предложенного нами определения можно вывести три существенные характеристики режима. Они не являются авторским изобретением и признаются всеми основными исследователями инфляционного таргетирования, в частности изучены и обоснованы шведским исследователем Ларсом Е. О. Свенссоном.
Данные характеристики:
1. Фиксация и опубликование числовых значений инфляционного ориентира. Выбор числовых ориентиров по инфляции базируется на оценке экономической ситуации в стране и готовности денежных властей нести ответственность за достижение выбранных показателей.
2. Проведение денежно-кредитной политики с приоритетом реализации инфляционного прогноза. Доказано, что наибольшую эффективность инфляционное таргетирование, да и вообще любой режим денежно-кредитной политики имеет, если он основывается на понятных и достоверных прогнозах. Прогнозирование и публикация прогнозов, основополагающих для принятия решений, позволяют уменьшить негативное воздействие временного лага между действиями денежных властей и ответной реакцией экономики. В целях достижения инфляционного ориентира необходимо составлять прогноз так, чтобы он на несколько лет вперед соответствовал заданной инфляционной цели.
3. Высокая степень прозрачности действий и подотчетности денежных властей. Действительно, отличительная черта инфляционного таргетирования — высокая степень прозрачности режима, что проявляется в публикации регулярных отчетов, комментариев, прогнозов, сценариев принятия решений и прочей информации, существенной для экономических агентов.
Таким образом, реализация режима инфляционного таргетирования происходит не только в области регулирования экономических переменных, но и в области управления инфляционными ожиданиями, так как в разных пропорциях, но инфляционная инерция в любой момент времени и в любой стране является неотъемлемой составляющей ее будущих цен. [1, с. 104-106].
Процедура инфляционного таргетирования включает ряд этапов:
• Объявление инфляционной цели.
Подход к объявлению инфляционной цели может иметь отличия, в зависимости от страны применения. Так, в Австралии, Швеции, Финляндии центральные банки объявляли целевые параметры инфляции самостоятельно, без согласования с правительством. В других странах изначально предусматривалось согласование целевых ориентиров центрального банка с министерством финансов (Канада, Новая Зеландия). Позднее получила распространение практика, когда инфляционная цель утверждалась правительством.
• Определение целевых ориентиров инфляции.
Центральный банк должен составить инфляционный прогноз, который представляет собой промежуточную цель монетарной политики, касающуюся трех основных параметров: временного горизонта таргетирования, уровня цен и гибкости ориентира инфляции.
• Горизонт таргетирования - тот период времени, в течение которого запланировано достижение и удержание поставленной цели.
Сегодня оптимальным считается от восьми до девятнадцати кварталов, тогда как в классическом варианте - 1 год. Определение горизонта таргетирования зависит от уровня инфляции на момент принятия таргета (целевого ориентира).
• Уровень цен, измеряемый с помощью различных индексов цен.
На практике часто предпочтение отдается индексу потребительских цен, т.к. он хорошо знаком обществу, регулярно рассчитывается и публикуется. Однако центральные банки могут использовать и
другие аналогичные индексы, так называемые скорректированные индексы. Такие скорректированные индексы используются для анализа текущей и прогнозируемой инфляции, из них устраняются те факторы, на которые центральные банки оказать влияния не могут.
• Ширина диапазона.
Так, в Австралии и Финляндии чаще устанавливается точечное значение показателя, в то время как в Великобритании, Канаде, Швеции устанавливается целевая зона, а в Испании фиксируется только верхний уровень инфляции. Органы монетарного регулирования должны найти оптимальное для себя решение, выбирая из двух крайностей: узкий диапазон, который сложно удерживать или широкий диапазон, который может быть расценен обществом как слабость Центрального банка.
Вместе с тем нередки случаи, когда большинство стран в своих прогнозах и стратегиях о денежно-кредитной политике объявляют целевые показатели инфляции, хотя далеко не все из них действительно используют режим таргетирования инфляции.
Достоинствами режима таргетирования инфляции выступает то, что центральный банк посредством регулирования денежного предложения может непосредственно воздействовать на спрос, и тем самым противостоять резким изменениям спроса и предложения денег. В случае возникновения роста денежного спроса режим инфляционного таргетирования его компенсирует, а уровень цен и денежное предложение вернутся в состояние равновесия [2].
Для перехода той или иной страны к таргетированию инфляции необходимо, чтобы выполнялись три основополагающих условия:
• установление определенного баланса на внутреннем валютном рынке, т.к. возникновение дисбаланса может привести к серьезным изменениям курсов валют, что может потребовать введения плавающего курса валюты;
• развитие трансмиссионного механизма и финансовых рынков, позволяющих использовать механизм процентных ставок как реальный ограничитель денежно-кредитной активности банковской сферы;
• определение набора механизмов и инструментов самого таргетирования.
Трансмиссионный механизм представляет собой совокупность элементов реального, финансового и денежно-кредитного секторов экономики, которые определяют скорость и характер воздействия инструментов монетарной политики на состояние реального сектора экономики. При этом изменения параметров денежного сектора влияют на изменения реального сектора экономики, а они в свою очередь воздействуют на изменение показателей финансового сектора.
Трансмиссионный механизм оказывает воздействие на инфляцию посредством агрегатов денежной массы, объемов кредитования, изменения валютного курса, изменения процентных ставок на денежном рынке, т.е. факторов монетарного характера. Используя определенные инструменты монетарной политики, денежные власти могут влиять на ликвидность банковского сектора и рыночные процентные ставки, что позволяет контролировать цены на финансовые активы, а через них влиять на экономическую конъюнктуру. Следовательно, инструменты трансмиссионного механизма воздействуют на экономику через три канала: процентный, кредитный, ценовой.
Разграничение режимов таргетирования инфляции основано на следующих критериях: степени доверия к национальной банковской системе; прозрачности монетарной политики; устойчивости макроэкономических параметров; развитости финансовых и устойчивости политических институтов; гибкости реагирования финансовой и денежно-кредитной системы на изменение инструментов монетарной политики.
Существующие режимы включают в себя [3, с.380-381]:
1. Полное (полноценное) таргетирование инфляции.
Этот режим применяют обычно высокоразвитые страны, в которых установлены четкие целевые
ориентиры инфляции, с этими целевыми ориентирами знакомо общество, наблюдается среднее либо высокое доверие к органам денежно-кредитного регулирования, и в первую очередь, к Центральному банку, другие монетарные цели характеризуются гибкостью.
2. Эклективное или замаскированное (выборочное) таргетирование инфляции.
Как правило, этот режим применяют высокоразвитые страны, которые поддерживая низкий уровень инфляции, обеспечивают стабильность и рост экономики, высокое доверие к денежным властям. Вместе с тем инфляционные цели не всегда четко и ясно определены, другие монетарные цели довольно гибкие.
3. Экспериментальное (упрощенное) таргетирование инфляции.
Этот режим используют страны, которые еще не выработали четких целевых ориентиров инфляции, а устанавливаемые ориентиры ясно не обозначены. Наблюдается низкое доверие к денежным властям, хотя можно отметить высокую гибкость других монетарных целей.
Группа стран с высшим режимом инфляционного таргетирования включает Японию, США, Швейцарию, Сингапур и другие.
К странам с классическим режимом инфляционного таргетирования относятся многие страны Центральной Европы, южно-африканские страны и другие. Для режимов, применяемых в этих странах характерно высокое доверие к монетарной политике, проводимой денежными властями и высокий уровень доверия к банковской системе; высокая или средняя гибкость экономической системы на изменение воздействия инструментов; высокая или средняя прозрачность монетарной политики, а также устойчивость денежных и политических институтов.
К странам с начальным (низшим) режимом инфляционного таргетирования относятся страны Восточной Европы, Россия и другие страны постсоветского пространства. Соответствие указанным критериям в этих странах находятся на низком уровне, высока вероятность экономических потрясений и колебаний. Вместе с тем в документах центральных банков определены положения, которые в качестве главной цели монетарной политики называют поддержание низкой и устойчивой инфляции и стабильного уровня цен.
К примеру, монетарные власти стран - участниц Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызия), лишь недавно принявшие решение о переходе к режиму таргетирования инфляции, в стратегиях о денежно-кредитной политике на период 2015-2017гг. обозначили политику инфляционного таргетирования в качестве главной цели [4] . В принятых документах отмечается, что эта политика заключается в стабильности цен и предполагает «достижение и удержание инфляции на низком уровне» (Казахстан), снижение инфляции и дальнейшее ее удержание около запланированного уровня» (Россия), «сдерживание инфляционных ожиданий общественности и обеспечение минимальной волатильности цен вокруг целевого уровня инфляции»(Армения), «содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики через поддержание ценовой стабильности»(Белоруссия), «достижение и поддержку стабильности цен в среднесрочном периоде посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики» (Кыргызстан).
Разработка и принятие монетарных стратегий этими странами обусловлено тем, что снижение уровня инфляции способствует сокращению макроэкономических рисков и обеспечению экономического роста, расширению инвестиций и наращиванию кредитных вложений не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.
Полное внедрение режима инфляционного таргетирования требует в среднем 2-3 года и сталкивается с определенными сложностями:
• вмешательство государства в процесс ценообразования, высокая доля ВВП, перераспределяемого через бюджет, высокое бремя косвенных налогов;
• высокий уровень государственной монополизации банковской сферы;
• невысокая самостоятельность центральных банков, недостаточная развитость финансовых рынков, низкая капитализация предприятий и банков и др.
Если обобщить накопленный разными странами опыт применения режима инфляционного таргетирования, то следует отметить как его положительные эффекты, так и ограничения в использовании.
Значимым положительным эффектом является то, что практически во всех странах на первом этапе произошло значительное снижение темпов инфляции. Причем это сокращение было больше, чем в других странах с примерным уровнем экономического развития, но не применявшим режим инфляционного таргетирования. К преимуществам также можно отнести:
• четкое соответствие целей и приоритетов денежно-кредитной политики;
• режим таргетирования инфляции помогает довольно быстро снизить темп роста инфляции и поддерживать ее низкие темпы, создавая условия и предпосылки для устойчивого и сбалансированного роста экономики;
• инфляционное таргетирование способствует росту независимости центрального банка, ориентируя его на достижение одной цели - в виде снижения инфляции и ее последующей стабилизации на низком уровне;
• внедрение режима инфляционного таргетирования предъявляет более высокие требования к уровню профессиональной подготовленности работников органов денежно-кредитного регулирования, нового уровня проведения макроэкономического анализа.
Наряду с положительными моментами режим инфляционного таргетирования имеет определенные ограничения применения [5, с.298].
• Уровень инфляции обычно зависит не только от проводимой монетарной политики, но и от бюджетно-налоговой политики государства и поведения субъектов экономики, а значит, в дополнение к режиму инфляционного таргетирования государству приходится использовать жесткую антимонопольную политику.
• Режим инфляционного таргетирования неизбежно влияет на изменение объемов производства, и потому предлагается использовать и таргетирование объемов производства, т.е. установить предельные размеры производства, в рамках которых реальный объем выпуска продукции может отклоняться от максимальной величины.
• Режим инфляционного таргетирования зависит от доверия субъектов экономики к объявленным целевым ориентирам и ориентирам роста ценового индекса. Если такое доверие есть и оно подкрепляется обоснованными экономическими прогнозами, то инфляционное таргетирование может стать реальным инструментом воздействия на инфляционные ожидания общества и его поведение.
• Режим инфляционного таргетирования показывает хорошие результаты в странах с устойчивой экономикой, не проводящих значительных структурных и институциональных изменений, где уже отлажена работа монетарных инструментов воздействия на экономику.
Мировой опыт свидетельствует, что режим инфляционного таргетирования благодаря созданию соответствующих условий позволил странам с рыночной и переходной экономикой добиться определенных успехов в управлении инфляцией и создании стимулов для экономического роста. Однако следует наряду с методами монетарного регулирования использовать и другие методы макроэкономического воздействия, показавшие свою эффективность в различных странах. К таким методам можно отнести: возрастание спроса на деньги, и повышение сберегательной активности граждан, развитие финансового рынка и используемых финансовых инструментов, разработка сбалансированной бюджетно-налоговой политики и др. Эти вопросы следует учитывать странам Евразийского экономического союза, осуществляющим переход к режиму таргетирования инфляции.
Возможности и направления использования в России мирового опыта режима. Рассмотрение
мирового опыта использования режима таргетированной инфляции, в том числе странами с развивающимися рынками, а также государствами с сырьевой экспортной направленностью, позволяет обратить внимание на следующие аспекты его адаптации к практике денежно-кредитной политики Банка России.
1) В странах с режимом таргетированной инфляции, в качестве целевого показателя инфляции используются различные его значения: либо точечный показатель, либо показатель с границами отклонений от него в обе стороны, либо коридор плавающего значения показателя с нижней и верхней границей.
Учитывая высокую степень зависимости российской экономики от внешних шоковых воздействий, включая колебания цен на энергосырьевые товары, Банку России при переходе к режиму таргетированной инфляции целесообразно использовать интервальное значение количественного целевого показателя инфляции, позволяя легче адаптироваться к шоковым воздействиям на цены.
Такой подход подтверждается, в частности, опытом Австралии, Новой Зеландии и ЮАР, экономика которых также в значительной степени зависит от конъюнктуры цен на экспортируемые этими странами сырьевые товары.
2) Как показывает международная практика, если в группе развитых стран оптимальный уровень целевого показателя инфляции определен, как правило, на уровне 2% или около этого значения, то в странах с развивающимися рынками он существенно выше — например, 4,5% ±2 процентных пункта в Бразилии и 3%—6% в ЮАР. Это обусловлено прагматическими соображениями и возможностями денежных властей контролировать инфляцию.
В России как в стране с развивающимся рынком в силу структурных особенностей экономики, высокой зависимости от внешних факторов и соответственно ограниченных возможностей денежных властей контролировать инфляцию вполне обоснованно при переходе к режиму таргетированной инфляции использовать интервальное значение количественного целевого показателя инфляции в пределах 3—5% в год.
3) Средний срок действия целевого ориентира в развитых странах с целевым ориентиром до 2—3% в год составляет, как правило, два года, что Мировой опыт таргетирования инфляции и возможности его использования в России обусловлено развитым и широко диверсифицированным финансовым рынком в этой группе стран и соответственно значительной продолжительностью прохождения сигналов денежно-кредитной политики по каналам трансмиссионного механизма.
Напротив, в ряде стран с развивающимися рынками, таких как Бразилия и Гватемала, в рамках антиинфляционных стратегий период действия целевого ориентира составляет до одного года. Это обусловлено упрощенным трансмиссионным механизмом денежно-кредитной политики по сравнению с развитыми странами и соответственно более быстрым эффектом воздействия политики процентных ставок на инфляцию.
В России, относящейся к группе стран с развивающимся рынком, основным каналом передачи сигналов денежно-кредитной политики является банковский сектор, и поэтому его прохождение не занимает продолжительный период времени.
В этой связи Банк России мог бы на начальном этапе установить период действия целевого показателя инфляции один год, учитывая также, что годовой интервал удобен для отчетности о результатах таргетирования инфляции.
4) Весьма актуальной задачей для центральных банков, практикующих режим ТИ, в условиях мирового финансового кризиса становится проблема совмещения целей по обеспечению ценовой устойчивости и финансовой стабильности. В условиях кризиса в странах, практикующих режим ТИ, наблюдается тесная увязка решений в денежно-кредитной сфере, включая реализацию программ поддержки банковского сектора, с обеспечением целевого показателя инфляции.
Для Банка России в условиях перехода к таргетированию инфляции актуальность вопросов
финансовой стабильности обусловлена тем, что банковская система является основным звеном передачи сигналов денежно-кредитной политики в реальный сектор российской экономики. От степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, но и состояние общего макроэкономического равновесия. В этой связи особое внимание следует уделить обеспечению тесной взаимной увязки двух направлений деятельности Банка России — денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования.
Важными задачами денежных властей становятся мониторинг на регулярной основе движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, а также анализ тенденций динамики денежных агрегатов и кредитной активности в целях определения вероятности возникновения финансовых пузырей и принятия своевременных мер по их предотвращению.
5) В условиях мирового финансового кризиса наблюдается тенденция к расширению сферы использования гибкого таргетирования инфляции, предусматривающего сочетание с режимом управляемого плавающего валютного курса без заранее определенных пределов. Целесообразность такого подхода подтверждается положительным опытом денежных властей ряда стран с формирующимся рынком (Колумбия, Чехия, Индонезия, Перу и др.), а также Резервного банка Новой Зеландии, который с 1999 года по настоящее время практикует режим гибкого таргетирования инфляции, допускающего, наряду с обеспечением цели по инфляции, меры по регулированию валютного курса.
В России с учетом сохраняющейся высокой зависимости поступлений в бюджет от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, влияющей на макроэкономическую устойчивость в стране, денежным властям вполне логично использовать режим гибкого таргетирования инфляции. Регулируемый валютный курс российского рубля позволит сглаживать его колебания к бивалютной корзине в составе доллара США и евро, компенсируя устойчивые дисбалансы спроса и предложения на внутреннем валютном рынке.
Как представляется, реализация перехода к режиму таргетирования инфляции в России с учетом мирового опыта, особенностей развития российской экономики и внешних условий окажет содействие экономическому росту в стране и обеспечению макроэкономической сбалансированности в целом [2].
Таким образом, введение режима инфляционного таргетирования требует серьёзных изменений в инструментах денежной политики, принципах работы валютного и денежного рынка, внутренней организации самого Банка России, развития его статистической, аналитической и прогностической базы, изменения информационных стандартов. В связи с этим необходимо принятие и последовательное выполнение комплексной программы перехода на новый режим денежно-кредитного регулирования.
Список использованной литературы:
1. Чаркин А.В. Теоретические основы инфляционного таргетирования // Финансовый журнал. 2011. № 1. С. 103-110.
2. Толстолесова Л.А. Инфляционное таргетирование: преимущества и ограничения использования // Международный научно-исследовательский журнал. Декабрь, 2015. [Электронный ресурс] URL: https://research-journal.org/archive/11-42-2015-december/inflyacionnoe-targetirovanie-preimushhestva-i-ogranicheniya-ispolzovaniy. (Дата обращения: 07.10.2023).
3. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: Уч. пособ. - М.: Московская финансовопромышленная академия, 2011.- 784 с.
4. Официальный сайт Евразийского экономического союза. Денежно-кредитная политика стран-участников Евразийского экономического союза: Казахстана, Белоруссии, России, Армении, Кыргызстана. - [Электронный ресурс] URL:https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/757/ EEC_Monetary_Policy_ RUS.PDF (Дата обращения: 08.10.2023).
5. Малкина М.Ю. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом: Уч. пособ.- М.: Инфра- М., 2012.-310 с.
© Муллаярова Р.Р., 2023