УДК 336.748.12
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМА ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Рогатенюк Э.В.
Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ КФУ им. В.И. Вернадского 295007 г. Симферополь, проспект Вернадского, 4, каб. 224/б, e-mail:gov_fmance_and_bankmg@maiLra
Аннотация. Основными задачами денежно-кредитной политики современной России являются обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и снижение инфляции. Именно поэтому денежно-кредитная политика, по сути, является монетарной составляющей антиинфляционной политики, а в качестве приоритетного направления реализуемых Банком России мероприятий выбран режим инфляционного таргетирования — установление количественных ориентиров для инфляции, достижение которых в среднесрочном периоде является институциональным обязательством органов денежной власти. Учитывая это, в статье рассмотрены основные составляющие режима инфляционного таргетирования и этапы его реализации; проанализированы используемые в отечественной и мировой практике виды режимов инфляционного таргетирования, выявлены их преимущества и недостатки, обоснованы возможности применения Банком России.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, режимы реализации денежно-кредитной политики, таргетирование, инфляционное таргетирование, полноценное, элективное и экспериментальное инфляционное таргетирование.
ВВЕДЕНИЕ
Для современной России жизненно необходимым является изменение траектории социально-экономического развития: остановить спад экономики, перейти к ее ускоренному и одновременно сбалансированному развитию (опираясь, преимущественно, на внутренние факторы самоподдерживающегося роста), повысить благосостояние населения страны. Реализация данного курса невозможна без поддержки государства. При этом особая роль отводится Центральному Банку Российской Федерации (ЦБ РФ, Банку России) — главному финансовому институту страны, обладающему особым правовым статусом; осуществляющему от имени государства регулирование денежно-кредитной сферы и банковского сектора. От эффективности выполняемых им функций и корректности выбранных методов, инструментов и режимов зависит устойчивость и будущий подъем экономики, а еще — упрочнение позиций РФ на международной арене.
Цели денежно-кредитной политики (ДКП), реализуемой ЦБ РФ, определены в документе — «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018-2019 года» [3]. Согласно данному документу, высшей (конечной) целью современной ДКП является обеспечение стабильного уровня цен, снижение инфляции, рост реального объема ВВП и обеспечение эффективной занятости. То есть, ДКП ЦБ РФ, по сути, является монетарной составляющей антиинфляционной политики.
Ранее, в ходе исследования [5] мы выяснили, что первопричиной инфляции являются нарушения в воспроизводственном процессе и деформация структурного равновесия экономики. Решить данную проблему возможно посредством серьезных структурных реформ, основанных на инновациях, то есть за счет экономической модернизации.
В общем, «модернизация является фундаментальной основой перехода на инновационный путь развития, где инновации играют решающую роль в обеспечении эффективного функционирования экономической жизни страны, что ведет к экономическому росту» [1]. Конечной целью модернизации является создание принципиально новой модели экономики, способной выдерживать различного рода вызовы и при этом быть конкурентоспособной; а промежуточными целями — увеличение в экономике доли отраслей, выступающих в качестве активаторов и катализаторов инновационного развития; обновление и перевооружение материально-технической базы на основе внедрения энергосберегающих, материалосберегающих и экологически чистых технологий; переход к использованию альтернативных источников энергии; сокращение доли сырьевой продукции в структуре ВВП и экспорта [5].
Поскольку экономика России находится в технической и технологической зависимости от ведущих стран мира, речь идет о политике догоняющей экономической модернизации, одной из задач которой является поддержание сбалансированности товарной и денежной массы, то есть
стабильного уровня цен, что предполагает снижение инфляции до уровня, характерного для экономически развитых стран. Таким образом, использование инфляции в качестве целевого ориентира ДКП Банка России экономически обусловлено и является объективной необходимостью.
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ
Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, рассматривающих различные аспекты денежно-кредитной политики и инфляционного таргетирования как ее базового режима: О.А. Золотаревой [2], Т.Н. Савиной [6-7], Ю.Ю. Савиной [8], И.А. Сомова [9], М.К. Султановой, Л.М. Аллахвердиевой и П.Ш. Султанова [10], Л.А. Толстолесовой [11], Л.М. Умалатовой [12], С.В. Якунина и М.В. Синевой [13] и многих других.
Однако в работах вышеназванных ученых не уделяется достаточно внимания особенностям применения режима инфляционного таргетирования или таргетирования инфляции (ТИ) в условиях модернизации экономики. Важность затронутых вопросов и недостаточность их разработки обусловило выбор темы данного исследования, определило его цель и состав решаемых задач.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДКП по своему содержанию является емким понятием. В «узком» понимании, ДКП трактуется как политика ЦБ страны по обеспечению стабильности национальной денежной единицы посредством валютных интервенций и изменения ставки рефинансирования, а в «широком» — как политика, оказывающая воздействие на объем, структуру и динамику денежной массы в экономике страны.
Одним из важных условий эффективности ДКП является правильный выбор режима ее реализации, представляющего собой «совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Режимом денежно-кредитной политики можно назвать систему принципов, методов, инструментов и мероприятий для достижения монетарных целей в экономике, установленных центральным банком страны» [2, с. 126]. В основе выделения режимов таргетирования лежит использование целевого ориентира или номинального якоря — «специального показателя, принимаемого в качестве необходимого и базового элемента успешной ДКП. В качестве номинального якоря могут использоваться: денежные агрегаты, уровень инфляции, индекс потребительских цен (устойчивость национальной валюты по отношению к внутренним факторам), курс национальной валюты (устойчивость национальной валюты по отношению к внешним факторам), учетная ставка, номинальный ВВП» [4, с. 68].
Проанализировав основные режимы ДКП, нами было установлено, что наиболее приемлемым для использования ЦБ РФ в качестве базового является режим ТИ. Однако данный режим является наиболее противоречивым; для его реализации требуется выполнение ряда условий.
Учитывая вышесказанное, в статье предлагается уточнить сущность режима ТИ и рассмотреть основные этапы его реализации; проанализировать используемые в отечественной и мировой практике уровни (виды режима) ТИ, выявить их преимущества и недостатки, обосновать возможности применения Банком России.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Идеологом ТИ считается известный шведский экономист Кнут Викселль. В 1898 году он выступил с речью в Шведской экономической ассоциации, в которой высказал идею о том, что главной целью политики центрального банка страны является стабилизация уровня цен, а инструментом — процентная ставка. Его идея намного опередила время, поскольку в XIX веке было принято считать, что центральные банки должны регулировать валютный курс по отношению к цене на золото, а не к потребительским ценам.
В настоящее время общепринятого и устоявшегося определения режима ТИ не существует, однако трактовки современных авторов различаются между собой не существенно. Так, И.А. Сомова характеризует данный режим как политику ЦБ, который «намечает уровни инфляции, публично объявляет о них, а потом пытается привести реальную инфляцию к целевым
показателям, используя для этого изменение процентных ставок и другие монетарные инструменты» [9, с. 8]. В этом же контексте режим ТИ рассматривает и Т.Н. Савина, отмечая при этом, что ЦБ «прогнозирует предполагаемую динамику роста цен и сравнивает ее с целевыми показателями, которых желательно достичь. Полученная разница указывает на необходимые масштабы корректировки финансово-кредитной программы. В результате устанавливается плановый инфляционный уровень, а власти используют все средства, чтобы достичь этого показателя» [6, с. 39].
По мнению Л.А. Толстолесовой, ТИ представляет собой «установление количественных ориентиров для инфляции, достижение которых в среднесрочном периоде является институциональным обязательством органов денежно-кредитного регулирования... Реализуя режим инфляционного таргетирования, центральный банк осуществляет более гибкое таргетирование, т. е. реагирует не только на рост цен, но и стремится обеспечить сбалансированный рост экономики в целом. Следовательно, применение режима инфляционного таргетирования никоим образом не ограничивает операционных возможностей центрального банка, а значит этот режим может быть достаточно гибким» [11, с. 141].
В общем, режим ТИ можно охарактеризовать как «политику центрального банка, который намечает целевые уровни инфляции, публично объявляет о них, а потом пытается привести реальную инфляцию к целевым показателям, используя для этого изменение процентных ставок и другие монетарные инструменты» [9, с. 8]. При этом «центральный банк, с одной стороны, имеет полную свободу выбора инструментов денежно-кредитного регулирования и механизмов их реализации, а с другой — он ограничен жесткой процедурой целеполагания и ответственностью перед обществом» [11, с. 143].
Предпосылками (обязательными условиями) перехода к режиму ТИ являются: «нормально функционирующая экономика при низких темпах инфляции, режим плавающего курса национальной валюты, наличие надежной финансовой системы, доверие общественности к денежно-кредитной политике и самому ЦБ, а также его независимый статус, прежде всего, в реализации целей и задач монетарной политики» [9, с. 8]. Базовые составляющие режима ТИ представлены на рисунке 1.
Составляющие режима инфляционного таргетирования
-► Обязательные элементы режима инфляционного таргетирования: - наличие установленного и объявленного официально среднесрочного целевого ориентира инфляции; - наделение ЦБ операционной независимостью и ответственностью за обеспечение достижения поставленных целевых ориентиров.
-► Основные характеристики режима инфляционного таргетирования: - четкая формулировка цели ЦБ, которая позволяет достичь заданного показателя уровня инфляции либо в виде одного значения, либо его диапазона; - отсутствие других первичных целей реализации монетарной политики; - отсутствие главенства бюджетно-налоговой политики; - независимость ЦБ в выборе инструментов денежно-кредитного регулирования; - прозрачность и отчетность ЦБ перед обществом.
-► Требования для реализации режима инфляционного таргетирования: - доверие субъектов экономики к политике, проводимой органами денежно-кредитного регулирования; - прозрачность четко обоснованных действий и решений денежных властей и, в первую очередь, ЦБ; - упреждающий характер воздействия на инфляцию, основанный на анализе текущего состояния экономики и перспектив ее развития
-► Принципы режима инфляционного таргетирования: - стабильность, прежде всего, цен, признающееся главной целью ДКП; - публичность — количественный таргент инфляции объявляется ЦБ публично; - информированность — ДКП основана на широком массиве информации, включая прогноз инфляции; - прозрачность — наличие механизма подотчетности
Рис. 1. Составляющие режима инфляционного таргетирования*
*составлено автором на основе [6, с.40; 11, с.140].
Реализация режима ТИ осуществляется поэтапно:
1 этап — установление целевого ориентира, то есть планируемого показателя инфляции на определенный период времени (чаще всего, год). ЦБ на основе прогноза уровня инфляции и показателя ВВП (промежуточная цель) определяет целевое значение данных показателей для ДКП. «Определение инфляционной цели (целевого ориентира инфляции) заключается в следующем: выборе типа индекса цен; постановке цели с точки зрения уровня цен или ставки инфляции; расчете динамики темпов предполагаемой инфляции; определении инфляционной цели (как точечного значения или как диапазона колебаний); оговорке возможных отклонений от целевых значений либо отказе от ориентира инфляции в случае наступления непредвиденных обстоятельств» [11, с. 143].
Конечной целью ТИ является стабильность цен; а промежуточными (операционными) целями — какой-либо денежный агрегат; параметр чистых внутренних активов органов денежной власти; ставки процентов и доход инструментов финансового рынка; курс национальной валюты. Промежуточные цели могут устанавливаться в мягкой (рекомендательные, цели широкого диапазона) и жесткой (однодискретные, цели с узким коридором) формах.
2 этап — выбор соответствующего инструментария для контроля над инфляцией. На данном этапе ЦБ определяет целевые ориентиры инфляции, а именно:
1) временной горизонт таргетирования — период времени, в течение которого планируется достичь и удержать поставленную цель (в классическом варианте 1 год; в настоящее время — от 8 до 19 кварталов, то есть в среднесрочном периоде); данный показатель зависит от уровня инфляции и стабильности цен на момент принятия целевого ориентира, а также от лагов трансмиссионного механизма ДКП;
2) уровень цен, измеряемый посредством различных индексов — индекса потребительских цен (ИПЦ); скорректированного ИПП, получившего название «ядро инфляции», из которого ЦБ устранил те факторы, на которые не может оказать существенного влияния;
3) гибкость ориентира инфляции и ширина диапазона. «Основное различие в определении целевого инфляционного ориентира заключается в ширине допустимого диапазона, на который могут отклоняться показатели фактической инфляции от запланированного ориентира» [11, с. 144]. По мнению экспертов, оптимальным считаются пределы целевого ориентира в 1%, что предполагает большую гибкость в противодействии краткосрочным колебаниям. Не исключается возможность выхода инфляции за пределы допустимого диапазона, но тогда ЦБ должен незамедлительно выступить с объяснением причин такого отклонения и назвать меры, посредством которых инфляция будет возвращена в рамки целевого ориентира.
На данном этапе также рассчитываются и анализируются инфляционные ожидания, которые соединяют в себе операционные показатели, рассмотренные выше, и конечную цель ДКП. «Целевой уровень инфляции и ее прогнозы, которые центральный банк приводит в своих отчетах, влияют на инфляционные ожидания. Если субъекты экономики доверяют политике центрального банка, то даже непредвиденные обстоятельства, не учтенные в прогнозах, могут быть нивелированы позитивными инфляционными ожиданиями. При этом на инфляционные ожидания экономических субъектов влияют не только действия монетарных властей по изменению процентных ставок, но и их заявления о приверженности курсу низкой инфляции» [11, с. 145].
3 тап — применение выбранного инструментария исходя из необходимости вмешательства в текущую ситуацию. ЦБ реализует мероприятия, определенные режимом инфляционного таргетирования.
4 этап — сравнение достигнутого к концу отчетного периода уровня инфляции с запланированным показателем и оценка эффективности ДКП. На данном этапе ЦБ анализирует достигнутый уровень инфляции, сравнивает фактические и прогнозные значения, рассчитывает отклонения и выявляет их причины, разрабатывает рекомендации и определяет новый целевой ориентир на следующий планируемый период.
Содержание и длительность реализации задач каждого из рассмотренных этапов зависит от уровня (вида режима) ТИ. Необходимо отметить, что в настоящее время не существует единого подхода к классификации уровней ТИ. Наиболее распространенным и чаще всего используемым экспертами ЦБ различных стран является классификация, предложенная Международным валютным фондом (МВФ) (рис. 2). В данном случае, основными критериями, позволяющими разграничить режимы ТИ, являются: «степень доверия к национальной банковской системе;
прозрачность денежно-кредитной политики; устойчивость макроэкономических параметров; развитость финансовых институтов и устойчивость политических институтов; гибкость реагирования финансовой и денежно-кредитной системы на изменение инструментов монетарной политики» [11, с. 147].
Л.А. Толстолесова [11] выделяет несколько иные виды режимов ТИ — начальный, классический и высший. Для стран с устойчивой экономикой и отлаженной работой монетарных институтов, а также наличием инструментов «тонкой настройки» (таких, как Япония, США, Швейцария, Сингапур) характерен высший режим ТИ; для многих стран Центральной Европы, южно-африканских стран и Перу — классический; для стран с формирующимся рынком, проводящих серьезные институциональные преобразования (таких, как страны Восточной Европы, Словакия, Уругвай и Россия) — начальный (низший) режим таргетирования.
Режимы инфляционного таргетирования, определяемые МВФ
-1 --» --► Полноценное (полное) таргетирование инфляции Этот режим применяют обычно высокоразвитые страны, в которых установлены четкие целевые ориентиры ' инфляции, с этими целевыми ориентирами ознакомлена широкая общественность, наблюдается среднее либо высокое доверие к органам денежно-кредитного регулирования и, в первую очередь, к центральному банку, другие монетарные цели характеризуются гибкостью.
Элективное или замаскированное (выборочное) таргетирование инфляции Как правило, этот режим применяют высокоразвитые страны, в том числе США, которые поддерживают низкий уровень инфляции для обеспечения стабильности и роста экономики, доверие к денежным властям высокое. Вместе с тем инфляционные цели не четкие, размытые, другие монетарные цели довольно гибкие.
Экспериментальное (упрощенное) таргетирование инфляции. Этот режим используют страны, которые еще не выработали четких целевых ориентиров инфляции, а устанавливаемые ориентиры обычно четко не выражены. Наблюдается низкое доверие к денежным властям. Вместе с тем отмечается высокая гибкость других целей
Рис. 2. Режимы инфляционного таргетирования, определяемые МВФ*
*составлено автором на основе [11, с.140].
С.В. Якунин и М.В. Синева [13] в своей работе рассматривают следующие виды режимов ТИ: полное таргетирование — предусматривающее планирование инфляции; скрытое таргетирование — существующее в тех странах, в которых ЦБ не обременен четкой и однозначной спецификацией инфляционных целей; легкое или элективное таргетирование — используемое в странах со слабым доверием общества к ЦБ страны. То есть, в качестве ключевого критерия разграничения режимов ТИ выбраны роль и степень доверия общества к ЦБ.
И.А. Сомова выделяет гибкий и жесткий режимы ТИ. «Инфляционное таргетирование варьируется от жесткого до гибкого. В рамках жесткого инфляционного таргетирования Центральный банк обязан достигать установленных целевых показателей по инфляции при любой макроэкономической конъюнктуре. Этот режим используется для повышения доверия экономических агентов к Центральному банку. Недостатком режима является возможное частое и значительное изменение инструментов денежно-кредитной политики, негативно отражающееся в краткосрочной перспективе на темпах экономического роста, уровне занятости и других параметрах социально-экономического развития. Гибкое инфляционное таргетирование допускает отклонение от цели в краткосрочном периоде. Данный режим позволяет смягчить негативный эффект от антиинфляционной денежно-кредитной политики на параметры социально-экономического развития. В то же время Центральный банк обязан публично объяснять причины отклонения инфляции от цели, принятых мер и сроков возвращения инфляции в установленные границы» [9, с. 9].
Авторы [10] отмечают, что возможно сочетание гибкого и жесткого режимов ТИ, но большинство стран склоняются в пользу гибкого варианта. В качестве примера жесткого ТИ можно привести опыт ДКП России в годы «золотого десятилетия», обусловленного ростом цен на нефть, а также в период глобального финансового кризиса 2008 года. Отрицательный опыт применения мягкого режима ТИ предопределил изменения в методах и механизме денежно-
кредитного регулирования экономики России; обусловил необходимость пересмотра методологии разработки и реализации ДКП, а также поиска путей сбалансированного управления ликвидностью и трансграничными потоками капитала. При принятии решения о переходе к жесткому режиму ТИ, Банком России был учтен международный опыт, проанализированы его сильные и слабые стороны (рис. 3).
Сильные стороны Слабые стороны
- обеспечивает сдерживание инфляции на относительно низком уровне; - предполагает меньшие потери экономики в случае, если выбранное направления монетарной политики окажется неудачным; - доказал свою эффективность в странах-экспортерах сырья (углеводородов); - применение режима ТИ понятно для общественности; - повышается ответственность ЦБ за свои действия; - повышает доверие экономических агентов к проводимой ЦБ политике. - динамика инфляции (в странах с переходной экономикой) находится в зависимости от множества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями; - ТИ не работает в странах, в которых нет или слабое доверие к денежным властям, не развита техническая и институциональная инфраструктура; - большая сосредоточенность денежных властей на достижении целевого параметра инфляции может привести к игнорированию других макроэкономических показателей. В краткосрочном периоде ТИ ведет к медленному и неустойчивому выпуску товаров, а в долгосрочной перспективе — к большим колебаниям занятости и ВВП; - существует проблема выбора конкретного индекса цен в качестве целевого параметра. Во многих странах вместо ИПЦ используются другие индексы «очищенные» от влияния факторов, не зависящих от колебаний мировых цен, административного регулирования, сезонных колебаний. В данном случае имеется опасность, что скорректированный показатель будет существенно отличаться от публикуемого ИПЦ или дефлятора ВВП.
Возможности Угрозы
- ЦБ может сосредоточить свое внимание на ценовой стабильности, то есть постепенном бесшоковом снижении и закреплении на приемлемом уровне инфляции; - денежные власти могут сосредоточиться на внутренних проблемах экономики, так как ТИ позволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации. Ловушка инфляционного таргетирования: - режим ТИ направлен на ужесточение условий роста денежного предложения в стране, а значит, может привести к искусственному сдерживанию экономического роста; - попытка удержать инфляцию нерыночными методами ведет к торможению темпов экономического роста, тогда как, по сути, монетарное регулирование, наоборот, должно стимулировать экономический рост.
Рис. 3. SWOT - анализ режима инфляционного таргетирования*
*составлено автором на основе [7, 9, 11, 12].
Необходимо отметить, что некоторые элементы режима ТИ были введены Банком России еще в 2006 году, а в 2015 году произошла смена целевых ориентиров — «основной целью монетарной политики стала цель по инфляции, а именно ее снижение до установленного показателя в 4% в 2017 году и поддержание на достигнутом уровне» [12]. В настоящее время Банк России использует «режим плавающего обменного курса рубля (в краткосрочном периоде). Публично объявляются ориентиры инфляции (однако не среднесрочные, а годовые), имеющие верхнюю и нижнюю границы. Ценовая стабильность выступает в качестве главной долгосрочной цели денежно-кредитной политики. Разработаны модели для прогнозирования инфляции. Таким образом, в России сложились определенные предпосылки для перехода к инфляционному таргетированию. Однако этого недостаточно, чтобы полностью перейти к данному режиму.
Мы видим, что режим ТИ является весьма противоречивым, имеет ряд недостатков, на устранение которых требуются время и ресурсы. Кроме этого, введение режима ТИ требует соблюдения целого ряда условий, позволяющих эффективно проводить его. Оценка выполнения этих условий выявила не выполнение трех базовых — институциональная независимость ЦБ, эффективная структура экономики, развитая финансовая система (рис. 4).
Условия для введения режима ТИ — Оценка выполнения условий РФ и причины невыполнения (полного или частичного)
Конечная цель ДКП — ценовая стабильность 1 — Выполнено частично Помимо ценовой стабильности ЦБ ставит другие цели, такие как устойчивость рубля, укрепление банковской системы и т. д.
Институциональная независимость органов денежно-кредитного регулирования. ЦБ должен самостоятельно определять целевые ориентиры исходя из своих реальных возможностей Выполнено частично ЦБ РФ обладает формальными признаками политической и экономической независимости. При этом он регулярно испытывает давление со стороны исполнительной и законодательной властей. Не обладает самостоятельностью в составлении денежной программы и прогнозов, а также назначения целевых ориентиров
1 Подотчетность и ответственность ЦБ 1 Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика 1 ЦБ должен иметь надежную методику определения инфляции, оперативно анализировать текущую динамику цен и достоверно ее прогнозировать Процентная политика: ЦБ должен влиять на ситуацию денежного рынка через процентные ставки 1 Информационная политика ЦБ — управление инфляционными ожиданиями экономических субъектов посредством публичности и прозрачности своей деятельности - Выполнено частично ЦБ несет минимальную ответственность за результаты своей политики. Например, ежегодно денежные власти могут не выполнять целевые ориентиры ДКП и не отвечать за их последствия
Выполнено частично Квалификация экспертов ЦБ РФ позволяет осуществлять достоверное прогнозирование инфляции, однако всей необходимой и достоверной статистики, необходимой для прогнозирования, на настоящий момент нет
— Выполнено частично ЦБ не в состоянии предвидеть инфляцию с высокой степенью точности. А у денежных властей, в свою очередь, нет достаточно оперативных рычагов для сдерживания роста цен. Поскольку характер инфляции в России, в большей степени, немонетарный, значит, регулировать инфляцию методами ДКП не всегда
— Не выполнено Денежный рынок является ликвидным только на сегменте «овернайт», а необходимо рассчитывать на более длительные сроки. Денежный рынок не имеет тесной связи с рынком кредитов нефинансового сектора
- Выполнено частично Несмотря на то, что руководство ЦБ регулярно информирует о результатах реализации ДКП, информации для принятия экономическими субъектами обоснованных решений недостаточно. Для органов денежной власти все еще является проблемой прогнозирование инфляционных ожиданий
1 Введение инфляционного таргетирования возможно при уровне инфляции менее 10 % Выполнено частично По итогам 2017 года уровень инфляции составил 4%. Однако для введения полноценного режима ТИ есть препятствия
Политика свободного плавающего курса рубля Структура экономики не должна испытывать сильной зависимости от мировых цен на экспортируемое сырье 1 Выполнено частично В краткосрочном периоде в России используется режим плавающего обменного курса рубля. Однако в долгосрочной перспективе данная политика трудно реализуема из-за структурных противоречий, связанных с высокой долей сырьевого сектора в доходах бюджета и его влияния на текущий счет платежного
Не выполнено Экономическая ситуация в РФ сильно зависит от мировых цен на сырье, и прежде всего на энергоносители
Отсутствие монополизации в экономике 1 Минимальный уровень долларизации финансовой сферы 1 — Не выполнено Монополизация в отдельных отраслях (торговле, строительстве и т. д.) — одна из причин российской инфляции, которую трудно победить средствами ДКП
1
Выполнено частично Долларизация экономики хотя и снижается, но все же остается высокой
Устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки Выполнено частично Развитие финансовой системы страны идет быстрыми темпами, но по уровню ее капитализации, спектру предоставляемых услуг пока отстает от развитых стран
I |
Политическая стабильность в стране Выполнено частично В России наблюдается относительная политическая стабильность
1
1 Доверие общественности к ЦБ и реализуемой им ДКП Выполнено частично При взвешенной транспарентной ДКП постепенно растет доверие к ЦБ со стороны общества
Рис. 4. Оценка реализации условий для введения режима инфляционного таргетирования в России*
*составлено автором на основе [9, с.10-11]
ВЫВОДЫ
Несмотря на то, что режим ТИ предъявляет высокие требования к институциональной, финансовой и макроэкономической среде, «в последнее время, после того, как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к таргетированию инфляции, этот взгляд стал меняться» [13, с. 91].
В РФ пока еще не сформировался весь комплекс условий, необходимых для введения полноценного режима ТИ, поскольку:
1. Еще не накоплен достаточный опыт экономического развития в условиях стабильно низких темпов инфляции (уровень в 4% достигнут лишь к концу 2017 года). Опыт экономически развитых стран показал, что ТИ рассчитано на долгосрочную перспективу и базируется на долговременном опыте низкой инфляции.
2. На практике инфляция представляет собой сложный процесс, в основе которого лежат как монетарные, так и немонетарные факторы. В этой ситуации меры ДКП оказывают воздействие на экономику не сразу, а со значительным запаздыванием, то есть политика характеризуется достаточно длительным лагом регулирования. В РФ, как правило, инфляционные факторы носят краткосрочный характер, поэтому ДКП не в состоянии в полной мере противостоять им. Кроме этого, Банк Росси не может осуществлять полный контроль над всеми составляющими инфляции в силу ее преимущественно немонетарного характера.
3. При ТИ решающее значение играют прогнозы, от достоверности которых зависит правильность принятия решений в области ДКП. В РФ инфляционные ожидания часто изменяются в зависимости от непрогнозируемых политических событий внутри и за пределами страны, поэтому достоверность прогнозов нарушается, они не могут рассматриваться в качестве основы для принятия решений Банком России.
4. На инфляцию оказывают влияние монетарные и немонетарные факторы. При этом «государство вынужденно одновременно поддерживать доходы населения, низкую инфляцию, стабильный курс рубля, рост ВВП и восстанавливать разрушенную банковскую систему. В то время как больше половины из этих целей противоречат друг другу» [8, с.397]. В этой связи Банк России вынужден постоянно отслеживать ситуацию и в экономике, и на финансовом рынке; согласовывать корректировку целевых ориентиров с Минфином и Минэкономразвития, что противоречит условию институциональной независимости ЦБ страны.
5. Зависимость российской экономики от мировых цен на углеводороды сохранилась, хотя и снижается. Изменчивость данной ситуации сказывается на прогнозировании целевых ориентиров ДКП — необходимо просчитывать несколько сценариев развития. Ситуация усложняется еще и тем, что для разработки эффективного режима ТИ требуется оценка скорости обращения денег как минимум на год вперед при известной функции спроса на деньги, что в сложившейся ситуации не представляется возможным.
Учитывая выявленные препятствия, режим ТИ в России может и должен носить смешанный, облегченный характер. Сущность облегченного режима таргетирования «заключается в двойном таргетировании — инфляции и эффективного курса рубля, при этом курсу рубля придается меньшее значение. В качестве таргетирования инфляции для России лучше подходит гибкое таргетирование, о преимуществах которого говорилось выше (возникает возможность устанавливать с ориентирами по инфляции и другие контрольные показатели, увеличивается прозрачность деятельности ЦБ и т. д.). Облегченное инфляционное таргетирование может быть промежуточным режимом до окончания структурных экономических реформ. Его особенность заключается в том, что Банк России будет объявлять достаточно широкие возможные границы колебаний инфляции и активно действовать на валютном рынке для корректировки ситуации с процентными ставками на межбанковском рынке» [8, с. 397].
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Эффективность применения режима ТИ зависит от степени влияния ряда факторов на уровень инфляции: 1) компонентов совокупного спроса (личного потребления, институционального потребления, валового накопления); 2) доходов экономических субъектов (ВВП, отраслевых норм прибыли, заработной платы и др.); 3) рыночной стоимости активов (индекс РТС, индекса роста цен на недвижимость и др.); 4) индексов цен по отраслям, товарным группам, и услугам, характеризующие инфляционные ожидания. Механизм передачи сигналов
прямой и обратной связи между этими факторами и уровнем инфляции как ключевым ориентиром ДКП представляет собой трансмиссионный механизм ТИ, который имеет математическое описание. Именно этому и будет посвящен следующий этап нашего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галушко, А.Н. Модернизация экономики — основа экономического роста России / А.Н. Галушко, В.И. Горшкова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/22518.pdf (дата обращения: 14.03.2017).
2. Золотарева, О.А. Инфляционное таргетирование: от дискреции к правилу? / О.А. Золотарева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2012. — Том 6. — № 1. — С.126-134.
3. Основные направление единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018-2019 года. — М.: Центральный банк Российской Федерации, 2016. — 73 с.
4. Рогатенюк, Э.В. Сравнительная характеристика режимов реализации денежно-кредитной политики (режимов таргетирования) / Э.В. Рогатенюк // Экономика строительства и природопользования. — 2017. — № 3(64). — С.67-73.
5. Рогатенюк, Э.В. Проблемы и перспективы таргетирования инфляции в условиях модернизации российской экономики / Э.В. Рогатенюк //Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы: сборник тезисов международной VI -й научно-практической конференции (г. Симферополь, 4-6 октября 2017 года). — Симферополь: «ДИАЙПИ», 2017. — С. 244-248.
6. Савина, Т.Н. Инфляционное таргетирование: необходимость и возможность применения в условиях неоиндустриальной модернизации / Т.Н. Савина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016. — №23. — С.38-50.
7. Савина, Т.Н. Применение режима инфляционного таргетирования в условиях экономической неопределенности / Т.Н. Савина // Финансы и кредит. — 2016. — №23. — С.24-35.
8. Савина, Ю.Ю. Анализ эффективности применения политики инфляционного таргетирования в российской экономике / Ю.Ю. Савина // Известия Саратовского университета. — Серия Экономика. Управление. Право. — 2016. — №4. — Том 16. — С. 394-399.
9. Сомова, И.А. Таргетирование инфляции в России: проблемы и перспективы / И.А. Сомова // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. — 2012. — Том 12, выпуск 2. — С. 5-12.
10. Султанова, М.К. Особенности выбора целей инфляционного таргетирования / М.К. Султанова, Л.М. Аллахвердиева, П.Ш. Султанов // Экономика и предпринимательство. — 2015. — №10-1 (63-1). — С. 171-174.
11. Толстолесова, Л.А. Стратегии и современная модель управления в сфере денежно-кредитных отношений: учебное пособие / Л.А. Толстолесова. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. — 156 с.
12. Умалатова, Л.М. Последствия политики инфляционного таргетирования в развивающихся странах-экспортерах природных ресурсов / Л.М. Умалатова // Научно-тонический журнал «ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА. ИННОВАЦИИ». — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tpinauka.ru/2016/08/Umalatova.pdf (дата обращения: 12.04.2017).
13. Якунин, С.В. Особенности таргетирования инфляции / С.В. Якунин, М.В. Синева // Вестник ТОГУ. — 2009. — № 4(15). — С. 89-92.
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE INFLATION TARGETING REGIME IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
Rogatenyuk E.V.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
Annotation. The main objectives of the monetary policy of modern Russia are to ensure the stability of the national monetary unit and reduce inflation. That is why the monetary policy is essentially a monetary component of the anti-inflation policy, and the Bank of Russia's priority in its activities is the inflation targeting regime — the establishment of quantitative targets for
Экономнка CTpoHTe^bCTBa h npup0g0n0flb30BaHHH № 2 (67) 2018 r.
inflation, the achievement of which in the medium term is an institutional obligation of the monetary authorities. Taking this into account, the article considers the main components of the inflation targeting regime and its implementation stages; analyzes the types of inflation targeting regimes used in the domestic and world practice, identifies their advantages and disadvantages, and justifies the possibility of application by the Bank of Russia.
Key words: monetary policy, regimes of monetary policy implementation, targeting, inflation targeting, full-fledged, elective and experimental inflation targeting. and disadvantages, substantiated the possibility of applying the Bank of Russia.