УДК 336.02
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ (РЕЖИМОВ ТАРГЕТИРОВАНИЯ)
Рогатенюк Э.В.
Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского,
295007 г. Симферополь, проспект Вернадского, 4, е-таП^оу_Гтапсе_ап(1_Ьапк1^@таД.ги
Аннотация. Важным условием эффективности денежно-кредитной политики является выбор ее инструментария, наиболее приемлемого исходя из особенностей и приоритетов развития национальной экономики. Учитывая это, в статье уточнено содержание понятия режима таргетирования или режима реализации денежно-кредитной политики — системы принципов, методов, инструментов и мероприятий для достижения монетарных целей в экономике, установленных центральным банком страны. Также, проанализированы используемые в отечественной и мировой практике режимы таргетирования исходя из их содержания, цели, целевых показателей и применяемых инструментов; выявлены преимущества и недостатки, обоснованы возможности применения Банком России в качестве базовых.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, режимы реализации денежно-кредитной политики, таргетирование, номинальный якорь, денежные агрегаты, инфляция, курс валют, учетная ставка, реальный ВВП.
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная политика является неотъемлемой составляющей экономической политики государства и ее подсистемы — финансовой политики, представляющей собой «совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и рациональное использование» [11, с. 41]. Ключевым фактором успеха финансовой политики является оптимальное соотношение и координация ее основных направлений — бюджетно-налоговой политики (далее, БНП) и денежно-кредитной политики (далее ДКП). «Меры первой носят прямой и активный, целеопределяющий и структурообразующий характер, тогда как второй — косвенный, менее активный и корректирующий характер. Но именно инструментарий ДКП способен преодолеть проблемы недостаточной рыночной мотивации у хозяйствующих субъектов в решении вопросов структурной модернизации производства и дефицита финансовых ресурсов, придать динамизм экономическому развитию и внести кардинальные изменения в социальные отношения» [10, с. 317].
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ
Необходимо отметить, что изучению различных аспектов ДКП, в том числе и углубленному анализу режимов ее реализации, посвящены работы зарубежных и отечественных ученых-экономистов -Б.И. Алехина [1], Э.Дж. Долана, К. Д. Кэмпбэлла и Р.Дж. Кэмпбэлла [3], О.А. Золотаревой [4], К.Н. Корищенко [5], К.Н. Кучукова [6], О.И. Лаврушина [2], С.В. Мирошник [7], С.К. Семенова [12], Л.А. Толстолетовой [15], Т. Энхтуяна [17] и многих других. Также, ведущими специалистами Банка России, Центром макроэкономических исследований главного системного банка РФ — Сбербанка России — регулярно проводятся типологические исследования, посвященные анализу отечественного и мирового опыта реализации режимов ДКП; результаты исследования находятся в открытом доступе [13, 16].
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДКП по своему содержанию является емким понятием. В «узком» понимании, ДКП трактуется как политика центрального банка страны (далее ЦБ) по обеспечению стабильности национальной денежной единицы посредством валютных интервенций и изменения ставки рефинансирования, а в «широком» — как политика, оказывающая воздействие на объем, структуру и динамику денежной массы в экономике страны. Естественно, что эти меры взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой.
Важным условием эффективности ДКП является правильный выбор режима ее реализации, который «должен осуществляться в зависимости от приоритетов (стратегических) конечных целей денежно-кредитной политики и учитывать изменение денежного предложения, скорость обращения денег, реакцию экономических переменных на использование инструментария монетарного регулирования, т. е. инструменты прямого и косвенного регулирования сферы денежно-кредитных отношений» [15, с. 125].
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018-2019 года [8] в качестве приоритетных ориентиров определены — снижение уровня инфляции и поддержание стабильно низких темпов роста цен, обеспечивающих устойчивый экономический рост и повышение благосостояния населения. Таким образом, ДКП современной России, по сути, является монетарной составляющей антиинфляционной политики. Именно поэтому большинство отечественных экономистов уделяют больше внимание изучению трансмиссионного механизма таргетирования инфляции, тогда как другие режимы ДКП рассматриваются лишь в контексте изучения опыта их применения экономически развитыми странами, странами с формирующимся и развивающимся рынком.
В данной статье предлагается рассмотреть и проанализировать используемые в отечественной и мировой практике режимы реализации ДКП (режимы таргетирования) исходя из их содержания, цели, целевых показателей и применяемых инструментов, что позволит выявить преимущества и недостатки, обосновать возможности применения Банком России в качестве базовых.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Понятие режима ДКП возникло одновременно с осознанием ДКП как совокупности целенаправленных действий ЦБ по урегулированию сферы денежного обращения национальной экономики. В современном понимании режимы ДКП вошли в теорию и практику финансового регулирования в 70-х годах ХХ века. «Режим (от лат. regimen — управление) — это совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Режимом денежно-кредитной политики можно назвать систему принципов, методов, инструментов и мероприятий для достижения монетарных целей в экономике, установленных центральным банком страны» [4, с. 126].
При определении ориентиров ДКП органы денежной власти страны неизбежно сталкиваются с проблемой выбора:
- конечных (стратегических) целей, практически полностью совпадающих с ориентирами экономической политики, — обеспечение стабильного уровня цен и оптимального уровня инфляции, стабильные темпы роста реального ВВП и эффективной занятости;
- тактических (среднесрочных) целей, устанавливающих «определенные границы роста денежной массы с учетом соотношения между темпами роста ВВП и денежного предложения» [15, с.39], — предложение денег, прогнозный уровень инфляции, курс национальной валюты, валютные резервы страны;
- оперативных (краткосрочных) целей, сущность которых заключается «в регулировании основных экономических параметров посредством кредитно-банковской системы» [15, с. 41], — денежная база и ее компоненты, агрегаты денежной массы, процентные ставки, реальный курс национальной валюты.
Поскольку ЦБ не может оказывать прямого воздействия на реализацию конечной цели экономической политики государства, он вынужден действовать опосредованно — воздействуя на возможно меньшее количество четко сформулированных и количественно определенных промежуточных (текущих и оперативных) целей или таргентов (от англ. target — цель). Именно промежуточные цели характеризуют режим реализации ДКП или режим таргетирования (от англ. targeting — установление цели, целевых ориентиров).
В широком смысле, таргетирование «представляет собой экономическую, налоговую и денежно-кредитную политику государства, направленную на целевое управление основными макроэкономическими показателями на среднесрочную перспективу. Иными словами, это выбор той экономической «мишени», на которую необходимо воздействовать для достижения цели» [15, с. 126]. В узком смысле, таргетирование — это «установление целей денежной системы, регулирование денежной массы центральными банками, установление ориентиров роста денежных агрегатов и других показателей» [15, с. 126].
По мнению К.Н. Корищенко, «режимы таргетирования являются попыткой выработать на основе различных теоретических концепций трансмиссионных каналов практических правил реализации денежно-кредитной политики» [5, с. 91]. То есть, таргетирование — это своеобразная модель практического использования инструментария ДКП, проанализированного нами в работе [9].
Исходя из того, таргетирование какой именно переменной осуществляется (какой ориентир выбран в качестве экономической «мишени»), ДКП может функционировать в том или ином режиме. То есть, в основе выделения режимов таргетирования лежит использование номинального якоря — специального показателя, принимаемого в качестве необходимого и базового элемента успешной ДКП. В качестве номинального якоря могут использоваться: денежные агрегаты, уровень инфляции, индекс потребительских цен (устойчивость национальной валюты по отношению к внутренним факторам), курс национальной валюты (устойчивость национальной валюты по отношению к внешним факторам), учетная ставка, номинальный ВВП.
Необходимо отметить, что многообразие режимов реализации ДКП обусловлено распадом в 1973 году Бреттон-Вудской системы и стремлением денежных властей различных стран определить новый ориентир для монетарной политики в условиях усиления динамичности и неопределенности мировых рынков. Исторически первый режим реализации ДКП — таргетирование денежной массы или монетарное таргетирование — успешно применялся в Германии, Швейцарии, Великобритании, Японии, Канаде, странах ЕС с 1973 года до конца 90-х годов ХХ века. В 1990-е годы данный режим стал стандартной рекомендацией МВФ и независимых экспертов для стран с переходной экономикой и развивающимися рынками на первых этапах перехода к полноценной рыночной экономике. Валютное таргетирование — следующий после монетарного таргетирования режим, реализовывался многими странами, в частности, Чили, Колумбией, Израилем, Мексикой, Венгрией, Польшей и РФ. В конце 90-х годов ХХ века в экономических развитых странах инфляционное таргетирование, реализуемое в полноценном (полном) режиме, сменило монетарное и курсовое таргетирование.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика режимов таргетирования*
Крите рий Режимы таргетирования
Таргетирование денежной массы Таргетирование валютного курса Таргетирование инфляции Таргетирование ссудного процента Таргетирование номинального ВВП Таргетирование со скрытой конечной целью
I 2 3 4 5 б 1
Определение поддержание заданных параметров денежных агрегатов привязка курса национальной валюты к валюте страны или группы стран с низким уровнем инфляции комплекс мер, принимаемых органами государственной власти, в целяхконтроляза уровнем инфляции жесткое регулирование процентных ставок и денежного предложения возможность совместного управления номинальной переменной (инфляцией) и реальной переменной (реальным ВВП) жесткое регулирование процентных ставок и денежного предложения
1(ель поддержание устойчивого уровня цен достижение определенного соотношения нен на внутреннем и внешнем рынке стабильный уровень инфляции: повышение ответственности ЦБ за рсализуе\що ДКП сглаживание колебаний процентной ставки в случае «перегрева» или «недогрева» экономики уровень номинального ВВП; получение компенсации в случае неточного прогноза ВВП и уровня инфляции денежные власти не принимают на себя выполнение конкретных обязательств
£ и г; 3 и ** н 8 3 £ 1 - абсолютные значения денежных агрегатов (М1. М2 и МЗ); относительные изменения денежных агрегатов - курс национальной валюты (валютный комитет, традиционная фиксация, ползучая привязка, валютный коридор); - динамика курса национальной валюты - целевые среднесрочные показатели уровня инфляции: темпы роста уровня инфляции: - индекс потребительских цен — оптимальный уровень учетной ставки объем ВВП: - уровень инфляции, темпы роста ВВП и инфляции четко не определены
2 Е - о 1 1. 1 1 £ - процентная ставка: - обязательные резервные требования - операции ЦБ на открытом рынке (прямые валютные интервенции); - изменение учетной ставки - установление ориентиров роста денежной массы - учетная ставка (ключевая ставка процента, ставка по межбанковским кредитам) и др. инструменты, сдерживающие инфляцию - установление ориентиров роста денежной массы, - учетная ставка, валютный курс, рефинансирован ие совокупность инструментов ДКП, используемых по необходимости
Продолжение табл. 1
о
¡1 2 3 4 5 б 7
5 я - -> ~ - | 1 3 в а в, я И странами, экономики которых достаточно велики или традиционно закрыты и не привязаны к какой-либо международной валютной системе чаше развивающимися странами и странами с переходной экономикой, а также странами, не обладающими собственными платежными средствами экономически развитыми странами с сильным ЦБ. открытой и независимой ДКП за счет инф орлшрованности общества о принимаемых решениях и мотивах некоторыми выс окоразв итыми странами, б которых главная цель ЦБ -обеспечение стабильности финансовой системы страны некоторыми высокоразвитыми странами как некая альтернатива инфлщщшному таргетированию высокоразвитыми странами, с устойчиво сильной финансовой системой и национальной валютой, являющейся резервной
СЗ р г- и 5 5 в» о с и о - ЦБ может решать все внутренние проблемы через ДКП; - устраняет проблемы, обусловленные непоследовательностью и несогласованностью ДКП; - дает возможность денежным властям определять состояние экономики страны и ожидаемый уровень инфляции; - жесткий контроль над денежной массой плохо совместим с монетизацией долга, что оказывает определенное дисциплинирующее воздействие на фискальную политику - прозрачна и понятна населению, проста в реализации; - меньше зависит от структурных сдвигов в экономике; - позволяет ограничить уровень инфляции через контроль над ценами экспортных товаров; - сокращает или ограничивает валютный риск, что приводитк расширению финансового рынка, росту инвестиций, экономическому росту; - позволяет решить проблему неопределенности и временного лага; - возможность прогнозирования будущего ущерба и своевременного принятия соответствующих мер - дает возможность денежным властям сосредоточиться на внутренних проблемах экономики: - максимальная прозрачность для общества (мотивы, цели, инструменты); - установление в качестве ориентира темпов инфляции повышает ответственность ЦБ за его действия; - максимальная независимость ЦБ и высокая автономность денежной системы; — способствует повышению доверия общества к денежным властям, ответственным за реализацию ДКП - простота механизма воздействия на экономику страны посредством регулирования спроса и предложения на денежном рынке со стороны денежных властей; - поддержание целевого уровня процентной стаБки позволяет сохранить экономическую стабильность в условиях развития национальных финансовых рынков, приводит к большей конвертируемости национальной валюты - устойчивая связь с прогнозиров анием спроса на деньги, что становится основой формирования предложения денег со стороны ЦБ - возможность прогнозирования будущего ущерба; - позволяет ЦБ использовать монетарную политику для преодоления внутренних проблем; - не предполагает установление стабильной взаимосвязи между инфляцией и денежной массой, что несколько упрощает работу денежных властей; - успешный опыт применения в США и др. развитых странах
0)
СП
Продолжение табл. 1
- не понятен для населения;
- проблемы определения денежного спроса, структуры денежной массы, прогнозирования реального ВВП, особенно на первых этапах реформирования эконо\шки
- отсутствие четкого определения субстанции денег:
- денежные агрегаты не выражают всего объема ликвидности в национальной эконо\шке:
- монетарные власти должны полностью контролировать динамику выбранного денежного агрегата:
- отсутствие устойчивой и стабильной корреляция между денежными агрегатами и уровнем инфляции_
- определенная потеря независимости национальной ДКП;
- столкновение с курсовым шоком в будущем;
- возможны спекуляции с национальной валютой;
- возможен рост инфляционных ожиданий (кроме жестких режимов привязки курса):
- нет защищенности от валютного риска, невозможность хеджирования рисков;
- фиксация валютного курса равнозначна неявному администрированию цен импортных товаров, по отношению к которым стихийно позиционируется вся система относительных цен;
- рост убытков внешней торговли в долгосрочном периоде_
- продолжительный временной лаг между действиями денежных властей и изменением темпов роста цен;
- узкий круг целей;
- увеличивает колебания курса национальной валюты, что может привести к усилению нестабильности финансового рынка;
- постоянно щювощгаал жесткая ДКП приводит к уменьшению уровня ВВП. следовательно, к снижению темпов экономического роста
- в случае дешевой стоимости капитала возможен сверхспрос на него, который придется покрывать за счет эмиссии денег;
- в случае дефицита кредитных ресурсов их перераспределение может привести к возникновению фискальных и инфляционных проблем;
- неоднозначность взаимосвязи целевого показателя с прочими макроэкономическими переменными
- трудности прогнозирования реального ВВП;
- низкие ориентиры рассматриваются субъектами экономики как пессимистические настроения ЦБ относительно перспектив роста экономики;
- низкая частота публикаций показателя ВВП;
- непригодность показателя ВВП для прогнозирования результатов ДКП
- отсутствие прозрачности в действиях денежных властей;
- сильная зависимость от предпочтений руководства ЦБ;
- низкая степень подотчетности денежных властей
: Источник: составлено автором на основе изученной литературы [1, 3, 5, 6, 13, 14, 15, 17].
Использование в качестве целевого ориентира предложение денег и обменного курса развивающимися странами и странами с переходной экономикой было прогрессивным моментом в начале рыночных преобразований, поскольку способствовало финансовой стабилизации и укреплению ЦБ как главного регулятора. Однако практика реализации режима валютного таргетирования показала свою неэффективность «в связи с несовпадением бизнес-циклов со странами, валюты которых выступают номинальным якорем, а также в вязи со значительно более высокой инфляцией в переходных странах, что приводит к превышению реальным курсом своего равновесного значения и ухудшению платежного баланса страны» [5, с. 91]. Таким образом, подобная политика несостоятельна для стабилизации уровня инфляции и поддержания его на относительно низком уровне, что является приоритетом для экономик этих стран. Тем не менее, «денежные власти могут использовать валютный курс в качестве операционного и индикативного показателя. Данный показатель особенно важен для переходных экономик, характеризующихся большой степенью открытости. В этой связи центральному банку необходим такой показатель валютного курса, который будет наиболее адекватным индикатором конкурентоспособности экономики, будет отражать внешнюю стоимость национальной валюты» [5, с. 92].
Для экономически развитых стран использование в качестве номинальных якорей денежных агрегатов и курса национальной валюты, напротив, привело к утрате самостоятельности органами денежной власти и снижению доверия к ним со стороны населения. После непродолжительного использования режимов денежного и валютного таргетирования, экономически развитые страны стали постепенно переходить к таргетированию инфляции, а затем и к новым режимам — таргетированию номинального ВВП, таргетированию со скрытой конечной целью (без четко выраженного номинального якоря). Однако данные режимы неприемлемы для практической реализации в странах с формирующимся и развивающимся рынком по целому ряду причин, главной из которых является «отсутствие в прошлом этих стран длительного периода макроэкономической стабильности, на основе которого можно определить основные параметры данных правил» [5, с. 92].
Для того чтобы из множества режимов реализации ДКП выбрать наиболее приемлемый для использования ЦБ РФ в качестве базового, следует провести их сравнительный анализ (табл. 1).
ВЫВОДЫ
Обобщив результаты исследования, считаем необходимым сделать следующие выводы:
1. В смене режимов таргетирования четко прослеживается внутренняя логика, соответствующая схеме макроэкономической стабилизации. «Для подавления высокой инфляции вначале применяется монетарное таргетирование. Таким образом, происходит подавление чисто монетарных факторов инфляции. После формирования механизма рыночного валютного курса в странах с открытой экономикой осуществляется переход к валютному таргетированию, или к симбиозному с монетарным режиму «валютного правления». Это способствует регулированию внешних факторов инфляции. По мере достижения относительно невысоких темпов внутренней инфляции целесообразно вводить режимы, основанные на таргетировании непосредственно того или иного индекса цен, тем более, «естественный уровень инфляции» достаточно хорошо просчитывается, содержит все меньшую долю неопределенности. И в качестве некой отдаленной перспективы видится политика, основанная на мониторинге структурных изменений и темпов экономического роста, и соответствующий ей монетарный режим таргетирования номинального ВВП» [14];
2. Несмотря на разнообразие целевых ориентиров, рассмотренные режимы таргетирования имеют схожие проблемы:
- сложность спецификации таргетируемого показателя (номинального якоря) и его целевого значения — оптимальных для конкретного периода развития национальных экономик уровня инфляции, значений денежных агрегатов, валютного курса, учетной ставки и др.;
- отсутствие адекватной (исходя из реалий развития национальных экономик) модели трансмиссионного механизма, посредством которой можно определить зависимость таргетируемого показателя от действий ЦБ;
- недостаточность инструментов, с помощью которых ЦБ мог бы эффективно влиять на таргетируемый показатель;
- скованность действий ЦБ, необходимость согласования режимов таргетирования с приоритетами БНП и экономической политики в целом;
- низкий уровень финансовой грамотности, что является определенным препятствием для реализации денежными властями некоторых стран в целях экономической стабилизации таких непопулярных среди населения и агентов финансового рынка мер, как замораживание доходов и сбережений, отказ от их индексации и др.;
3. Выделить из рассмотренных режимов наиболее приемлемый для дальнейшего использования ЦБ РФ в качестве базового не представляется возможным. Тем не менее, в быстро меняющихся условиях экономики с развивающимся рынком (каковой, по сути, является экономика РФ), режим таргетирования инфляции является наиболее гибким и обеспечивающим эффективность ДКП. Однако данный режим является самым противоречивым, поскольку его целевой показатель одновременно выступает в качестве конечного ориентира экономической политики государства. Кроме этого, применение режима инфляционного таргетирования предполагает наличие в стране ряда условий: инструментальной независимости ЦБ; высокого доверия к ЦБ со стороны населения и агентов финансового рынка; прозрачности деятельности и отчетности ЦБ перед
обществом; наличия адекватной макроэкономической модели, на основе которой строится инфляционный прогноз. Выполнение этих условий является залогом перехода от упрощенного (легкого, элективного) режима таргетирования инфляции к полноценному (полному), применяемому высокоразвитыми странами.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Для выяснения причин, препятствующих переходу ЦБ РФ к полноценному режиму инфляционного таргетирования в качестве базового режима реализации ДКП, необходимо уточнить его содержание, этапы реализации и определить базовые условия, что является следующим этапом нашего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин, Б.И. Кредитно-денежная политика: учебное пособие / Б.И. Алехин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 135 с.
2. Деньги, кредит, банки: учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. - 560 с.
3. Долан, Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбэлл, Р.Дж. Кэмпбэлл. - Л., 1991. - 446 с.
4. Золотарева, О.А. Инфляционное таргетирование: от дискреции к правилу? / О.А. Золотарева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина - 2012. - Том 6. - № 1. - С. 126-134.
5. Корищенко, К. Н. Актуальные проблемы методологии в реализации денежно-кредитной политики / К.Н. Корищенко - М.: Экономические науки, 2006. - 240 с.
6. Кучукова, Н.К. Влияние мировых финансовых кризисов на изменения в денежно-кредитной политике центральных банков государств / Н.К. Кучукова, К.Ж. Садвокасова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 4. — С. 121-127.
7. Мирошник, С.В. Финансовая политика и финансовая система / С.В. Мирошник // Финансовое право. — 2008. — № 4. — С. 7-9.
8. Основные направление единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018-2019 года - М.: Центральный банк Российской Федерации, 2016. - 73 с.
9. Рогатенюк, Э.В. Виды, типы и режимы денежно-кредитной политики / Э.В. Рогатенюк, А.А. Козык // Вестник Науки и Творчества. — 2017. — № 1(13). — С.103-111.
10. Рогатенюк, Э.В. Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики в период экономической модернизации / Э.В. Рогатенюк, А.А. Козык // Science Time. - 2017. - № 1(37). - С.316-327.
11. Рогатенюк, Э.В. Финансовая политика государства: сущность, направления и виды / Э.В. Рогатенюк // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2009. — № 1(2). — С. 40-44.
12. Семенов, С.К. Деньги: инструменты регулирования, их классификация и использование / С.К. Семенов // Финансы и кредит. — 2007. — № 46(286). — С. 27-48.
13. Таргетирование номинального ВВП в развитых странах: теория или реальная альтернатива? // Центр макроэкономических исследований Сбербанка России. — Москва, 2013. — 34 с.
14. Таргетирование номинального ВВП. Экономический мониторинг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://referatwork.ru/antiinflyacionnaya_politika/section-13.html (дата обращения: 29.03.2017).
15. Толстолесова, Л.А. Стратегии и современная модель управления в сфере денежно-кредитных отношений: учебное пособие / Л. А. Толстолесова. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. — 156 с.
16. Центральный банк России // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 08.11.2017).
17. Энхтуян, Т. О выборе оптимального режима таргетирования денежно-кредитной политики Монголии / Т. Энхтуян // Вестник НГУЭУ. — 2012. — С. 282-290.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF IMPLEMENTING MONETARY POLICY MODES
(TARGETING REGIMES)
Rogatenyuk E.V.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
Annotation. An important condition for the effectiveness of monetary policy is the choice of its tools, the most appropriate based on the characteristics and priorities of the national economy. Taking this into account, the article clarifies the content of the concept of targeting regime or the regime of implementation of monetary policy - a system of principles, methods, tools and measures to achieve monetary goals in the economy, established by the Central Bank of the country. Also, the article analyses used in the world practice, the modes of targeting. As criteria for comparison were used: the content of the targeting regimes, its goals, targets and tools, the main advantages and disadvantages. The result of the study — the choice of inflation targeting as the basis for monetary policy the Bank of Russia.
Keywords: monetary policy, modes of implementation of monetary policy targeting nominal anchor, monetary aggregates, inflation, exchange rate, discount rate, real GDP.