ART
DANCE FOLKLORE OF BOYSUN Nasibulina L.I. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Nasibulina Lydia Ildusovna — Lecturer, STATE ACADEMY OF CHOREOGRAPHY OF UZBEKISTAN, Research Intern,
ACADEMY OF SCIENCES OF UZBEKISTAN FINE ARTS INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the characteristic features of the dance folklore of the Boysun region (southern Uzbekistan), the figurative content and dance language of which are distinguished by distinctive features. In the traditional culture of Boysun, the ancient ritual dances "Kavzo" and "Chirok", reflecting pagan and Zoroastrian beliefs, have been preserved. The focus of the plastic originality of the local style is men's mass dancing, preserving the living tradition of being only in the Boysun region. The article also discusses the features of a dance costume, authentic traditions of ethnic clothing. Boysun's dance folklore, preserving ancient traditions, is a cultural heritage of Uzbekistan.
Keywords: Boysun region, folklore, ancient dance, originality of the dance, costume.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР БАЙСУНА Насибулина Л.И. (Республика Узбекистан)
Насибулина Лидия Ильдусовна — преподаватель, Государственная Академия хореографии Узбекистана, стажер-исследователь, Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются характерные черты танцевального фольклора Байсунского региона (южный Узбекистан), образное содержание и танцевальный язык которого отличаются самобытными чертами. В традиционной культуре Байсуна сохранились древние обрядовые танцы «Кавзо» и «Чирок», отражающие языческие и зороастрийские верования. Средоточием пластического своеобразия локального стиля являются мужские массовые танцы, сберегшие живую традицию бытования только в Байсунском регионе. В статье также рассматриваются особенности танцевального костюма, аутентичного традициям этнической одежды. Танцевальный фольклор Байсуна, сохранивший древние традиции, выступает ценностью культурного наследия Узбекистана. Ключевые слова: регион Байсун, фольклор, древний танец, самобытность танца, костюм.
Узбекский народный танец характеризуется богатством своих видов. В каждой области Узбекистана - в Ферганской долине, Хорезме, в Бухарском регионе бытует свой танцевальный фольклор, который имеет отличительные и не похожие друг на друга черты. Своим неповторимым своеобразием отличается танец Байсуна. Регион Байсуна располагается в отрогах Гиссарского хребта на юге Узбекистана (Сурхандарьинская область). Байсун является редким этнофольклорным регионом, сохранившим элементы архаической культуры со времен Кушанской Бактрии, Тохаристана, Чаганиана. В обрядах и материальной культуре Байсуна проявляется взаимовлияние этнокультур древних согдийских, тюркских и восточно-иранских народностей, которое наблюдается в этническом составе, в народных традициях и обычаях, жанрах фольклора и их исполнении, музыке, танцах, изобразительном и прикладном искусстве.
Признавая уникальность сурхандарьинского оазиса, в 2001 году ЮНЕСКО включил Байсунский регион в число 19-ти культурных пространств, получивших статус «Шедевр устного и нематериального наследия человечества», а в 2008 году Байсун внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Понимание глобального значения Байсуна как историко-культурного феномена послужило основой для широкого распространения целевой программы ЮНЕСКО по сохранению байсунского фольклора и традиционной культуры. С 2002 года при поддержке ЮНЕСКО и правительства Узбекистана на древней земле Байсуна проводится фольклорный фестиваль «Байсунская весна», с тех пор ставший ежегодным.
По данным этнографических исследований, в Байсунском районе кроме основного населения узбеков-конгратов, проживают племена катаганов, чагатаев, карлуков и дурменов, а также таджики и локально-ограниченные группы дарбанди, мачайи, сайроби, пенджаби. «В результате взаимовлияния разных этнических групп, культур, диалектов и языков возник своеобразный «Байсун-кунгратский народ» со своей своеобразной культурой» [6, с. 33]. Исследователь Р. Абдуллаев пишет, что «Численно небольшие этнические популяции живущие в кишлаках Байсуна на очень большой территории сохранились как культурное целое и в свое время создали уникальные памятники фольклора -оригинальный художественный мир, обладающий спецификой и формой интерпретации» [1, с. 3]. Изолированное проживание в труднодоступной высокогорной местности привело к сохранению фольклорных традиций народа практически в первозданном виде.
В творческом наследии Байсуна значительное место занимает танцевальный фольклор, отличающийся своими самобытными чертами. Устойчивый традиционный быт и особые правила проведения празднеств обусловили сохранение многих видов фольклорного танца. С далеких времен сформировалось художественно-стилистическое своеобразие пластики, отличное от других регионов Узбекистана и складывающееся из особенностей образного содержания, пластических решений. Энергичность движений, брызжущее жизнелюбие, красочные костюмы, расшитые огромными солярными кругами - таков мажорный дух танца, выражающий ликующую радость человека, воспринявшего всю красоту жизни!
Народ Байсуна танцует в таких формах, каких нет в других областях. В селениях Байсуна с далеких архаичных времен сохранились мужские танцы массовых форм. Распространены танцы в смешанном составе мужчин и женщин, что говорит об отсутствии ортодоксальной гендерной сегрегации, бывшей традиционной в Узбекистане вплоть до 30-х гг. ХХ века.
Танцы Байсуна разнообразны по своему содержанию: обрядовые, трудовые, героические, комические. Мужские танцы - энергичные, ярко характерные с постоянными выпрыгиванием ног, с глубокими приседаниями, с вытянутыми вверх руками: «Пичок» (танец с кинжалами), «Чавандозлар» (танец всадников), «Подачилар ракси» (танец чабанов). Наиболее этнически характерными выступают старинные мужские танцы «Байсун мавриги», «Чоркарс», «Якку як», «Уфу жакала». Эти танцы бытуют только на Байсуне. Многие женские танцы связаны с трудовой деятельностью: «Сюзане», «Урчук», «Кади». Танец «Сюзане» рассказывает о трудовом производстве национальных ковров «сюзане». Традиционно этот танец исполняется замужними женщинами - об этом сразу рассказывает костюм: на голове конгуратский высокий цветной тюрбан, сверху которого наброшен платок. Танец «Урчук» (веретено) также имеет трудовое содержание. Этот танец исполняется с веретеном и изображает процесс прядения нитей. Характерность пластики во многих танцах определяется действием с различными атрибутами. Старинный танец «Чирок» («Светильник») обычно исполняется 22 декабря во время календарного ритуала зимнего равноденствия. Танец исполняют не менее восьми девушек. Название «чирок» несет глубокое философское значение. Светильник в руках танцующих становится визуальной метафорой и символом перехода из темноты на свет, из зла в добро, из плохого к хорошему. Использование огня говорит о зороастрийских истоках танца «Чирок».
Самая характерная черта байсунского танца, определяющего его самобытность - ярко выраженная динамичность в исполнении особенного прихрамывающего хода «гажир конди» (стервятник) на присогнутых ногах в соединении с широко раскинутыми в стороны руками. Это движение похоже на приземление стервятника на землю. Среди других характерных движений: «канот» (крылья) -взмахивание руками наподобие крыльев птиц; «силтама» - резкое движение рук в стороны или по направлению к телу; «учирма» - прыжки с места; «кийгир бойин» - движение шейных позвонков в стороны; «тебратма» - мелкий трепет рук и плеч. Иллюстративно-изобразительные элементы «канот» и «гажир конди», подражающие полету птицы, выступают отголосками архаических тотемистических танцев. В байсунском мужском танце кульминационной точкой становится особый момент, когда танцор с размаха приземляется на колени, а далее сгибает назад спину, потрясая ритмично руками в такт музыке. Это движение выражает состояние человека переполненного экстатической радостью. Несомненно, данное движение несет прямой отпечаток древнего вакхического танца.
В кишлаках Байсуна танец остается непременной частью старинных семейных обрядов, связанных с определенными периодами жизни. Исследователь Сурхандарьинского региона Р. Абдуллаев подчеркивает: «В кишлаках Кушкак, Авлод, Яккатол до сего времени сохранился праздник Навруз и семейные обряды Бешик туй, Никох туй, Суннат той которые сопровождаются песнями, танцами, играми» [1, с. 33]. Своеобразием семейного обряда Суннат той является уникальное танцевальное представление «кавзо». «Кавзо» - часть праздничного обряда «утин оши» - сбора и доставки дров к приготовлению ритуального угощения. Сбор дров «утин оши» проводится обычно за два дня до торжественного мероприятия. За несколько дней до празднества подготавливается костюм для танца, выбирается исполнитель. Танцовщик облачается в одеяние из коры ели или арчи, закрывающее его с
116
головы до ног. Костюм состоит из длинных полос древесной коры, которые обвязываются поясом. На плечи и руки тоже привязываются части коры. Пританцовывая под звуки дойры и хлопки детей, исполнитель «кавзо» сопровождает сборщиков дров сначала в лес, а затем до дома, где готовится проведение праздника. Танцы продолжаются во дворе, а затем танцору казовчи преподносились подарки и приглашали к столу. На следующий день костюм сжигается в огне под котлами, где готовится свадебный плов. Данный обычай сохранился в горных селениях Дуоба, Гуматак, Назарий Курганча, Дехиболо и др. Традиционный танец «кавзо» отличает архаичность содержания и пластики. Несомненно, истоки «кавзо» восходят к древним анимистическим обрядам, в данном случае обожествления лесного духа. Особенность танца «кавзо» связана с сохранением в нем синкретизма, органичным бытованием в обрядовой жизнедеятельности. Отголосок древних анимистических верований, «Кавзо» встречается только в кишлаках Байсуна.
Все самобытные черты локального танцевального стиля собраны в старинном мужском танце «Якку як». Танец «Якку як» бытует только на Байсуне. «Якку-як» исполняют на любых торжествах: свадьбах, встречах гостей, сезонных праздниках, он исполняется без музыкальных инструментов, под собственное пение и ритмичные хлопки ладонями. Танец выражает оптимистический дух человека, его радость и торжество. Особенностью выступает ритмо-тембровый комплекс, где основным тезисом выступает одна ритмическая формула-усуль с повторяющимся возгласом «Якку, якку, якку як!». Характер пластического и музыкального развития основан на постепенной динамизации и усложнении метроритма, приводящих к кульминации, что свидетельствует об архаических обрядовых корнях его семантики.
«Якку як» танцуется в кругу, начинают танец два танцовщика, которые выходят в полусогнутом положении, вытянув руки назад, будто собираются спорить. Положения ног танцовщиков своеобразны: правая нога приподнята вперёд, левая нога, слегка приподнимаясь, словно подволакивается. Правая нога двигается прямо и жёстко, ударяя по полу. Эти движения ног лежат в основе всего танца. В основной части «Якку як» танцовщики сгибают руки в локтях, с открытыми ладонями движутся вперёд и в такт мелодии вытягивают руки то вперёд, то назад. С этими «стреляющими» движениями рук, они обходят круг. В кульминационной части, возвратившись в центр, танцовщики, сильно подпрыгнув, с размаху садятся на колени: руки, кисти, плечи начинают мелко трепетать в такт мелодии (элемент «тебратма»).
Самобытность байсунских танцев подчеркивается этническим своеобразием женского костюма, отличающегося яркой цветовой гаммой, своеобразием украшений. Колорит женских платьев-туник преимущественно цветов теплого спектра: красного, желтого, шафранового. В женских костюмах используются местные ткани - алача, бязь, джанда, а также шелк. Широкая туника с глухим воротником стойкой украшена вышивкой, повторяющей мотивы настенных сюзане. Это большие солярные медальоны, заполненные узором цветов и веточек. В таких узорах отразились архаичные космогонические верования, основывающиеся на обожествлении природных стихий. Длинные широкие рукава нарядно украшены мелкой белой оборкой по краю. При танцевальном движении рукава красиво колышутся, создавая дополнительный визуальный эффект. Этот необычный дизайн этнического одеяния встречается только в Сурхандарье. На голове вьется тонкий прозрачный платок из хлопка. Обращают на себя внимание кисточки из цветных нитей, которые щедро нашиваются целыми «букетами» во многих частях мужского и женского народного одеяния. Украшений много, но они не стилизованы под драгоценные металлы, как это принято в ювелирном убранстве других локальных школ узбекского танца. На девушках Байсуна простые, но изящные ожерелья из разноцветного бисера, стекла, нитей.
Мужской костюм состоит из белой ситцевой рубашки без пуговиц (яхтак) и темных шальвар. Поверх яхтака надевается полосатый чапан из байсунской ткани джанда, которую ткут только на Байсуне в кишлаке Сарыосие. «Джанда» имеет характерную окраску в виде чередования темно-желтых, бордовых и бело-черных полос в мелкую шахматную клетку. Необычна и обувь мужчин -своеобразные кожаные сапожки «мукки», щедро украшенные веселыми разноцветными кисточками. В целом, танцевальный костюм повторяет традиционный праздничный наряд байсунцев.
Необычный колорит присущ звучанию байсунских музыкальных инструментов - это чангковуз, глиняная свирель (най-шувуллок), костяная свирель (гажир-най) [2, с. 37]. Чангковуз - древнейший музыкальный инструмент, распространенный в странах Центральной Азии еще с III века до н.э. Интересно, что в старину его делали из кости верблюда, дерева или камышовой пластинки и металлической части, сейчас он изготавливается в основном из металла. Ритмические пульсации и космические обертоны чангковуза воскрешают глубинные пласты человеческой памяти...
Как часть народной культуры, байсунский танец стоит перед проблемами сохранения и развития своих самобытных традиций. Особое значение в сохранении фольклорных традиций Сурхандарьинской области получает творческая деятельность самодеятельных этнографических
117
ансамблей «Байсун», «Барчиной», «Шамсикамар», «Жайхун» и детских ансамблей «Куралай» и «Чашма». Целью коллективов является возрождение традиций музыкально-поэтического творчества, традиционных обрядов и танцевального искусства Байсунского района. Флагманом в движении сохранения и адаптации фольклора к новым условиям современности выступает ансамбль «Байсун» Байсунского районного дома культуры Сурхандарьинской области. Его история начинается в 1929 году. В 1961 году на основании кружка создается ансамбль песни и танца «Шалола» (ныне «Байсун»). Ансамбль «Шалола» прославился в 1975 году после участия в VIII Всемирном фестивале горного фольклора в Закопене в Польше где был удостоен приза «Серебряный топорик». В настоящее время в коллективе участвуют сорок жителей кишлаков Байсунского района, многие из которых почтенного возраста.
Особая ценность танцевального фольклора Байсуна в его особом участии в различных сферах традиционного этнического пространства. Танец - живая художественная традиция, функционирующая в конкретной социально-общественной среде, во взаимодействии с бытом, трудовой и социокультурной деятельностью народов, населяющих территорию Байсуна.
Список литературы / References
1. АбдуллаевР. Байсун - традиционная музыкальная культура. Ташкент, 2006. 124 с.
2. Абдуллаев Р. Обряд и музыка в контексте культуры Узбекистана и Центральной Азии. Ташкент, 2006. 336 с.
3. Абдуллаев Р.С. Песенные традиции фольклорного ансамбля «Байсун». // Труды Байсунской научной экспедиции. Выпуск I. Ташкент, 2003. С. 27-32.
4. Авдеева Л.А. Из истории узбекской национальной хореографии. Ташкент, 2001. 284 с.
5. Аннаев Т., Аннаев Ж. Основные этапы освоения Байсуна и его округи. // Труды Байсунской научной экспедиции. Выпуск I. Ташкент, 2003. С. 9-13.
6. Каюмов А., Аширов А. Особенности этнического состава населения Байсуна. // Труды Байсунской научной экспедиции. Выпуск I. Ташкент, 2003. С. 32-38.
7. Qurbonova Sh., XursandovX. Surxon raqs maktabi. Toshkent, 2010 [на узбекском языке]. 76 с.
8. Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент, 2005. 288 с.