ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ НАРОДНОГО КОСТЮМА В ПРОГРАММАХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ Кадырова Д.М. Email: [email protected]
Кадырова ДилафрузМухсиновна - доктор искусствоведения, и.о. профессора, кафедра театральной декорации, Национальный институт художеств и дизайна, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется проблема интерпретации народного костюма в программах танцевальных ансамблей Узбекистана. Хранители и почитатели народного костюма как Тамара Ханум и Мукаррама Тургунбаева были у истоков танцевального искусства Узбекистана. Благодаря им были восстановлены ряд забытых произведений народного танца и танцевальной музыки. Особое значение уделялось сценическим костюмам. Тамара Ханум явилась настоящей собирательницей узбекской народной одежды. Выросшая в Ферганской долине, она прекрасно разбиралась в народной одежде, аксессуарах, головных уборах того или иного региона Узбекистана. В настоящий момент собрание уникальных танцевальных костюмов Тамары Ханум хранится в одноименном музее в городе Ташкенте, носящем ее имя.
Ключевые слова: танцевальное искусство, народный танец, ансамбль, костюм, интерпретация, стиль, образ.
THE PROBLEM OF INTERPRETATION OF THE PEOPLE'S COSTUME IN THE PROGRAMS OF DANCE ENSEMBLES Kadyrova D.M.
Kadyrova Dilafruz Muhsinovna - Doctor of science in art criticizm, Acting Professor, DEPARTMENT OF THEATER DECORATIONS, NATIONAL INSTITUTE OF FINE ART AND DESIGN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the problem of interpretation of the national costume in the programs of dance ensembles of Uzbekistan. The keepers and admirers of the national costume like Tamara Khanum and Mukarram Turgunbaeva were at the origins of the dance art of Uzbekistan. Thanks to them, a number of forgotten works of folk dance and dance music were restored. Special importance was given to stage costumes. Tamara Khanum was a real collector of Uzbek folk clothes. Growing up in the Fergana Valley, she was well versed in folk clothes, accessories and headdresses of a particular region of Uzbekistan. At the moment, the collection of unique dance costumes of Tamara Khanum is kept in the museum of the same name in the city of Tashkent named after her. Keywords: dance art, folk dance, ensemble, costume, interpretation, style, image.
УДК: 391 (=512.133): 793.31
Профессиональный народно-сценический танец зародился в Узбекистане в начале ХХ века. Профессиональные танцоры, такие, как Хамдамхон, Макайлик, Отаходжа Исхаков и др. начали ставить и танцевать народные танцы с учетом сценических площадок новых театров. Особенно это ярко выразилось в творческом содружестве Кари-Якубова, Тамары Ханум и Уста Алима Камилова. Этот союз трех выдающихся деятелей культуры сыграло поистине историческую роль в развитии танцевального искусства узбекского народа. Кари-Якубов создал первый этнографический ансамбль в Узбекистане. Позже возникла первая в истории узбекской музыкальной культуры Государственная концертно-этнографическая труппа из 20 человек. Восстановили ряд забытых произведений народного танца и танцевальной музыки. Особое значение уделялось сценическим костюмам. Тамара Ханум явилась настоящей собирательницей узбекской народной одежды. Выросшая в Ферганской долине, она прекрасно разбиралась в народной одежде, аксессуарах, головных уборах того или иного региона Узбекистана. Колорит костюмов, манера повязки платков, ювелирных украшений входивших в состав светского костюма, были переняты Тамарой Ханум. Ферганский, Бухарский или Хорезмский танцы в ее исполнении наглядно показывали, как выглядит тот или иной костюм того или иного региона. В книге Л.Авдеевой "Мухиддин Кари-Якубов" даются воспоминания Елизаветы Петросовой, народной артистки Узбекистана: «На Кари-Якубове был белый
парчовый халат, на голове белоснежная чалма из кисеи. Тамара Ханум была в красном бархатном халате, шитом золотом, в золотой бухарской тюбетейке и белом кисейном платье. Костюм ее был и узбекский и не узбекский, что-то в покрое и деталях было необычным» [1]. Речь идет о концерте 1926 года в Ферганской долине. Дело в том, что Тамара Ханум пыталась привнести в народный костюм что-то новое, сделать его более сценичным, платье было немного короче обычного кроя, талия была сужена, рукава немного были шире обычных и т.д. Так старательно, но безвредно для народного костюма были интерпретированы новые детали танцевальных платьев. В настоящий момент собрание уникальных танцевальных костюмов Тамары Ханум хранится в одноименном музее в городе Ташкенте, носящем ее имя.
Еще одной хранительницей народного костюма является народная артистка Узбекистана, выдающая танцовщица, педагог, создатель популярного ансамбля "Бахор" Мукаррам Тургунбаева. Именно с ее именем связаны известные танцы "Тановар", "Фаргона рубоиси", "Муножот", "Джанон", "Андижанская полька", "Пилла" и т.д. В 1943 году на просмотре работ Мукаррам Тургунбаевой был представлен публике танец "Тановар" - венец ее балетмейстерского творчества. В костюмах этого танца можно видеть, как был интерпретирован народный костюм Ферганы: головной убор - платок шелковый или атласный набивной; размером 70х70 см.; цвет - любой, кроме белого и черного. Платок складывается треугольником, затем подворачивается по диагонали наружу примерно на 5-6см и повязывается на голову по лбу, концы завязывают сзади; по краям платка бахрома. Платье белое, длинное, из крепдешина, с длинными рукавами, воротник отложной, шьется на кокетке. Длинный камзол-шестиклинка, без застежки, рукава вшивные длинные, воротник отложной или шалевый. Камзол шьется из полосатого узбекского материала "бекасам". Женские узбекские шаровары из атласа (лозим) понизу украшены вышитой тесьмой (жияк), кистями внутрь. Туфли - белые «лодочки» на венском каблуке, надеваются на босую ногу. Украшения - нагрудное "зебигардон" и серьги, на руках - браслеты.
В чем же особенности и отличия танцевального костюма? Это проявляется в том, что в танцевальных костюмах в основном употребляются легкие ткани для нижних платьев, которые не мешают движениям корпуса, плеч и рук. Верхняя одежда - камзол суженная в талии и со слегка расклешенным низом, также приспособлена к танцу, так как в танце "Тановар" предусмотрены движения с приседаниями на колени и т.д.
В 1957 году Мукаррам Тургунбаевой был создан женский ансамбль народного танца "Бахор". В связи с этим в ансамбль были привлечены самые опытные мастера-портнихи, художницы народных костюмов. Массовые и танцевальные сюиты ансамбля "Бахор" требовали немного иного подхода в передаче народного костюма на сцене. Крой делался сложнее, подол платьев уже не четырех или шести клиньев, а из 14. Для некоторых танцев-сюит, таких, как "Пахта" или "Бахор", платья шились длинные, из белого или розового шифона, отрезные, с длинными широкими рукавами, воротник стоячий из белого капрона. Верх платья спереди шьется на подкладке из белого атласа, юбка на подкладке с клиньями из белого капрона. Подол и рукава отделываются тройной оборкой из капрона. Также присутствует камзол "нимча". Головной убор тюбетейка из белого атласа. Как мы видим, несмотря на сложность, костюм все же сохранил крой, очертание и детали народного костюма.
В последние годы в развитии танцевального искусства произошло немало позитивных перемен. И государственные праздники, и концертные программы, и клипы известных эстрадных певцов не обходятся без наших искусных танцовщиц. Однако надо отметить, что в связи с массовостью танцевального искусства происходят некоторые негативные проявления в отношении национальной одежды, в ее стилизованном преображении, якобы претендующем на звание «народного костюма».
Трудно сказать, чем руководствуются некоторые танцовщицы, надевая костюмы, которые противоречат тем традициям танцевального этикета, которые были привнесены Тамарой Ханум и Мукаррам Тургунбаевой. Крой платьев слишком широк, подол платьев очень длинный, используются крайне прозрачные материалы, украшенные безвкусными бисером и стразами, которые отнюдь не украшают костюм. Ювелирные украшения заменены бижутерией западного стиля, и редко увидишь на танцовщице копию традиционного ювелирного изделия. Например, костюмы танца "Лазги" последних лет явно претендуют на безвкусие и незнание истинных истоков - платья танцовщиц обычного кроя, сужены в талии и расклешенные книзу, радужных цветов, с громоздкой бижутерией. Танец «Лазги», потрясающий своим темпераментом, огненным языком пластики, искажается. Единственная сохранившаяся деталь от народного костюма Хорезма - это шапочка, украшенная "баргак" - листьями и помпоном из перьев. Что же это, желание выдать холостое, стилизованное, которое как будто бы более привлекательно для
сцены, за действительное? Этот вопрос очень актуален для сценического воплощения народных костюмов. Но вместе с негативными проявлениями, есть и позитивные факторы. Они проявляются в работе ансамбля "Тановар" - театра танца, которая была создана в 1989 году Заслуженным деятелем Узбекистана, танцовщицей Ю. Исматовой. В репертуаре театра-танца есть великолепные национальные балетные спектакли как "Улугбек буржи", "Севги нидоси", "Нодира", "Увайсий", "Темурий маликалар".
К примеру, в танцевальном спектакле "Темурий маликалар" мы видим, как прекрасно представлен светский костюм наших предков. Одежда придворных дам и жен первых лиц при дворе, великолепные костюмы Амира Темура и Бибиханум выполнены на заказ в Ташкентском доме Моды. Основной подход к созданию костюмов прошлых веков был историко-аналитическим. Балетмейстер Ю.Исматова специально изучала книги об Амире Темуре, стиль эпохи. "Зафарнома" Шарафиддина Али Яздий и "Амир Темур тарихи" Ибн Арабшаха явились для нее основными источниками. Подол красного платья Бибиханум был около пяти метров, сплошь заткан золотой вышивкой, а ее головной убор, весивший около 3 килограммов, сделан из красного бархата и павлиньих перьев. Интересен костюм Амира Темура: бархатно-синий халат, на котором вышиты серебреные птицы "хумо", золотошвейный воротник и ремень. Прекрасно выполнена вышивка на белой бархатной накидке, с тремя кругами на спине, которые являются символом государства, голову украшает большая чалма, украшенная инкрустацией. В костюмах использовались лишь натуральные материалы. Хотелось бы отметить, что такой опыт работы в танцевальном искусстве делается впервые.
В спектакле "Нодира" мы видим исконно ферганские одеяния, с пестрыми камзолами из бекасама и яркими атласными платьями широкого кроя, разноцветными платками "паранг" и богато украшенными паранджами. Для большей выразительности в некоторых костюмах использовались также аппликации, вышивки, набойки.
Театр танца "Тановар" является ярким примером того, что костюм национальных танцев должен опираться на народные одежды, ибо именно таким путем на протяжении всей истории профессионального танцевального искусства он добивался успеха.
Список литературы / References
1. Авдеева Л. Мухиддин Кари-Якубов (документальная монография). Т., 1984. 247 с.
РАЗМЫШЛЕНИЕ О «ТАНАВОР» Ганиева И.А. Email: [email protected]
Ганиева Ирода Атабаевна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории и теории узбекского макома, Государственная консерватория Узбекистана, Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: танавор - уникальное явление в музыкальной культуре узбекского народа. Танавор в сознании узбекского народа - это философская категория, вобравшая в себя историю, самобытность, социальную, эмоциональную, национально-специфическую особенности Данное создание являет собой образец изустно-профессионального творчества узбекского народа, его можно отнести к высоким образцам узбекского музыкального фольклора, который заявил о себе в конце XIX века, и который продолжает развиваться и по сей день в музыке, в танце. Ключевые слова: Танавор, Восток, жанр, фольклор, исполнитель, традиция, дутар, песня, танец.
THINKING ABOUT «TANAVOR» Ganieva ГА.
Ganieva Iroda Atabaevna - Candidate of Art History, Associate Professor, DEPARTMENT HISTORY AND THEORY OF UZBEK MAQOM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Tanavor is a unique phenomenon in the musical culture of the Uzbek people. Tanavor in the minds of the Uzbek people is a philosophical category that incorporates history, originality, social, emotional, national-specific features. This creation is an example of the oral and professional