Научная статья на тему 'Танцевальное искусство в контексте проблемы укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста'

Танцевальное искусство в контексте проблемы укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
376
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / HEALTH / DANCING ART / CHILDREN OF PRESCHOOL AND SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

Статья посвящена изучению танцевального искусства в контексте проблемы укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста, обоснованию оздоровительного потенциала танцевального искусства и его значимости для системы образования. Предлагаемый материал адресован специалистам в области физической культуры и дошкольного образования, хореографии, аспирантам и всем интересующимся данной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dancing art in the context of the problem strengthenings of health of children preschool and school age

Article is devoted studying of dancing art in a context of a problem of strengthening of health of children of preschool and school age, to a substantiation of improving potential of dancing art and its importance for an education system. The proposed material is addressed to specialists in the field of physical education and preschool education, choreography, graduate students, and all who are interested this problem.

Текст научной работы на тему «Танцевальное искусство в контексте проблемы укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста»

Л.Н. Эйдельман

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена изучению танцевального искусства в контексте проблемы укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста, обоснованию оздоровительного потенциала танцевального искусства и его значимости для системы образования.

Предлагаемый материал адресован специалистам в области физической культуры и дошкольного образования, хореографии, аспирантам и всем интересующимся данной проблемой.

Ключевые слова: здоровье, танцевальное искусство, дети дошкольного и школьного возраста.

Современное, быстро меняющееся общество ставит новые задачи в области проблемы укрепления здоровья детей.

Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, в само это понятие включено множество разных смыслов. Сегодня нет сомнений, что здоровье человека комплексно, так как зависит от взаимодействия множества факторов физического, психического, социального и индивидуального порядка.

В настоящее время приходится констатировать, что за последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья детей.

Профилактические осмотры детей, которыми ежегодно охватываются 80-90 % детского населения России, с довольно большим постоянством выявляют, что около 16 % детей имеют хронические заболевания разных органов и систем, более 50 % дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма, из них 30-40 % детей - со стороны опорно-двигательного аппарата.

По данным ряда авторов подростки имеют крайне низкие показатели общесоматического и репродуктивного здоровья, ухудшается их физическое и психическое развитие, растёт общая заболеваемость [1].

Ситуация, сложившаяся за последние два десятилетия, убедительно показала, что одним из последствий неблагоприятных изменений в различные сферах жизнедеятельности общества стало ухудшение здоровья детей, проявляющееся ростом хронических форм соматической патологии и психических расстройств [2, с. 4-7].

Между тем, общеизвестно, основы будущего здоровья, работоспособности и долголетия человека закладываются в детстве. Во все времена считалось, что здоровый ребёнок является залогом физического и нравственного благополучия общества в целом.

С этой точки зрения характерны выгаоды, содержащиеся в послании Федеральному собранию РФ от 30 ноября 2010 года Президентом России Д.А. Медведевым. В этом документе необходимость рассмотрения проблемы укрепления здоровья детей аргументируется тем, что речь идёт о будущем страны, здоровье нации.

Складывается ситуация, когда эти проблемы не решить одними лишь мерами по лечению и профилактике болезней и только за счёт ресурсов системы здравоохранения. Проблема укрепления здоровья детей исключительно актуальна и решение её неоднозначно. Она выкодит за рамки медицинской проблемы, так как затрагивает интересы не только отдельного ребёнка, но общества и государства.

В этой ситуации сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка продолжает оставаться важнейшей государственной задачей, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны эффективно заниматься общественно полезным трудом [3, с. 61-64].

Отчётливая, установленная связь здоровья человека с его образом жизни способствует поиску конструктивной теории, определяющей место каждого (семьи и школы, дошкольного и внешкольного учреждения, государственных, физкультурных и других организаций, органов здравоохранения) в выполнении главных задач социальной политики, направленных на решение наиболее актуальных проблем сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека.

Кроме того, нельзя забывать о том, что в структуре населения страны дети составляют 16,1 % - это в перспективе обеспечение

роста экономического потенциала страны, обороноспособности, и, в конечном итоге, высокое качество жизни в популяции. Активно воздействуя на детей, общество тем самым закладывает основу для оптимального воспроизводства населения в будущем.

Этим во многом обусловлено достаточно пристальное внимание государства на состояние здоровья детей, которое можно будет легко связать с интересом к культуре, а именно, танцевальному искусству, как только станет вполне ясно, в какой тесной связи находятся оздоровительная и танцевальная деятельность.

На сегодняшний день имеются все возможности без особых экономических затрат осуществлять оздоровление детей посредством танцевального искусства, которое чрезвычайно эффективно и лояльно по отношению к детям, которые занимаются данным видом деятельности с большим желанием и интересом.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на те возможности, которые открывает танцевальное искусство: хореография и танец логично вписываются в физкультурно-оздоровительною практику дошкольных и школьных учреждений; не требуют дополнительных материальных вложений; значительно расширяют и обогащают формы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста; позволяют не только развивать физические качества детей, но и гармонизировать их эмоционально-личностную сферу; ориентированы как на практически здоровых детей, так и на детей с отклонениями здоровья.

Ещё в глубокой древности танцы подразделялись на подгруппы по функциональному назначению: 1) для коррекции осанки, 2) для эмоционально-психологической коррекции, 3) для похудения, 4) для снятия психологического стресса, 5) для улучшения пищеварения, 6) для регулирования деятельности сердечно-сосудистой системы и т.д.

Такое понимание многофункциональности природы танца в какой-то мере сохраняется и до настоящего времени.

Идею использования танца как средства развития тела и души вслед за Лукианом, написавшего целый трактат «Об искусстве танце» (163-165 гг.), развивал Плутарх (50-120 гг. н. э.).

До наших дней дошла работа Плутарха «О воспитании детей», в которой он свидетельствовал, что упорядоченные телодвижения помогают окрепнуть человеку как телесно, так и духовно.

Платон (428-347 до н.э.), в своей работе «Идеальная республика» нимало не колебался, вводя танцы в круг народного воспитания, и лично руководил хороводами молодёжи. Философ настаивал на всеобщем обучении музыке и танцам, придающим гражданину благородство движений, подвижность и грацию.

В то же время учёные - Аристотель (384-22 до н. э.), Гиппократ (460-377 до н. э.), Софокл (496-406 до н. э.) - отмечают тесное соотношение танца с медициной, математикой, этикой, поэзией и даже философией.

«Смейтесь над стариком, - говорил Сократ (470-399 до н.э.), - но я танцую ежедневно, чтобы и под старость тело моё оставалось гибким; также танцую я и для здоровья...» [4].

В этих словах заключена справедливая мысль о том, что танец оказывает оздоровительное воздействие на физическое состояние человека.

Значение танца и его колоссальное влияние на организм уже было описано в 1589 году в научном трактате ТЬото! АгЬеаи (Франция) «Orchеsоgrаphy».

Труд Ж. Ж. Новерра «Письма о танце», впервые увидевший свет в 1760 г., содержит всё ещё важные на сегодня факты о воздействии танца на занимающихся.

Таким образом, видно, что понимание пользы и применение танца в развитии личности человека имеет давнюю традицию.

В современной России интерес к проблеме взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления в последнее время становится очевидным.

По нашему мнению, чрезвычайно актуальными являются исследованиями, учитывающие научные и практические результаты таких смежных областей знания, как физическая культура, физиология, медицина, психология, хореография, философия и др.

Более того, важным в разработке данной проблемы является анализ различных исследовательских направлений в области

использования танцевального искусства в физическом воспитании, а так же взаимосвязь между систематическими занятиями хореографией и устранением некоторых функциональных нарушений в осанке дошкольника и школьника.

А.С. Фомин справедливо говорит о необходимости объединения знаний специалистов различных направлений на единой методологической основе, что позволит сформулировать научный понятийный аппарат и выработать инструментальные технологические средства. Это требует разработки таких путей, которые способны обеспечить синтез эффективного взаимодействия танца с методами различных наук. Например, «Коррекци-онный танец в ортопедии», «Танец в дефектологии» и др. [5].

В настоящее время работа в данном направлении проводится, правда, с переменным успехом. На сегодняшний день в нашей стране не существует финансируемых из каких-либо источников оздоровительных и образовательных танцевальных программ. Они не рекламируются, не поощряются в России, но они есть: например, «КЛАСС», «От ритмики к танцу», «Танцуй, Кроха!». Все они поддерживаются неоплачиваемым энтузиазмом и любовью к танцу педагогов.

На протяжении последних веков в результате интеграции танца в такие науки, как психология, физиология, социология, медицина формируются новые научные дисциплины: танцевальная терапия, коррекционный танец, хореотерапия, лечебно-профилактический танец, кинезотерапия и др.

Вместе с тем в процессе многовекового изучения и анализа танцевального искусства накопились факты, отражающие различные точки зрения.

А.С. Фомин обращает внимание на то, что решаемые в них задачи носят частнопредметный характер, где рассматриваются определенные грани танцевального искусства [5].

Так, в программе «Хореография для дошкольников» для раскрытия творческого потенциала ребенка, развития культуры движений и пластичности, повышения интереса детей к занятиям физическими упражнениями используются элементы спортивного, народного и современного танца, хореографические упражнения.

В образовательной программе «Танцуй, Кроха!» говорится о том, что танец помогает развитию уверенности, коммуникабельности, толерантности, укреплению здоровья.

Рассматривая хореографические упражнения не только как вид танцевального искусства, но и как средство формирования правильной осанки и развития физических качеств, ряд авторов предлагает использовать все упражнения хореографии [6].

Такой подход нам кажется неоправданным при работе с детьми. По нашему мнению, недостаточная изученность этой проблемы выражается в практике появлением научно необоснованных программ и набором случайных средств, используемых на занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста. Занятия с детьми должны обеспечивать целостность педагогического процесса, соответствие физических нагрузок анатомо-физиологическим особенностям занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно обоснованной системы обучения.

Возросшая интеллектуальная нагрузка на дошкольников и школьников в настоящее время даёт преимущественное развитие левого, вербально знакового, полушария при пассивной функции правого. Для того чтобы восполнить этот пробел педагоги-практики рекомендуют проводить занятия с применением эмоциональной и воспитывающей вкус музыки и уделять большое внимание развитию у детей творчества и воображения [7].

По нашему мнению, в этом отношении может быггь использован и танец, относящийся к невербальной знаковой системе и связанный с эмоциональной стороной жизни ребёнка. Обращение к данному виду искусства позволяет открыть широкие возможности не только педагогическому творчеству, но и желанию ребёнка проявить себя креативно, раскрепоститься, снять с себя психологические «зажимы», которые, как известно, влияют на формирование правильной осанки.

Вместе с тем педагогические исследования, проведённые автором, показали, что, являясь эффективным средством укрепления здоровья, хорошим средством борьбы с гиподинамией, интересным досугом, танцы и хореографические упражнения могут применяться не только как средство тренировки детского организма, тем

самым компенсируя высокую интеллектуальную «левополушар-ную» психическую нагрузку, но и как способ расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и устранения психологического напряжения, негативных эмоций, застенчивости, страхов, как известно, влияющих на осанку ребёнка [8, с. 140-144].

Способность танцевального искусства положительно влиять на различные системы организма человека привела в последнее время к заметному возрастанию интереса к его применению в разнообразных видах педагогической деятельности в качестве средства улучшения форм и функций детского организма, и, как следствие, формирования здоровья.

На сегодняшний день имеется небольшое количество работ, в которых танцевальное искусство проанализировано как фактор модернизации содержания физкультурного воспитания детей [9], как метод развития координационных способностей [10], формирования осанки детей дошкольного возраста [11], и реабилитации детей, больнык бронхиальной астмой [12].

Выводы отечественных учёных о том, что позитивные эмоции от общения с искусством оказывают мощное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют резервные силы человека, легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе с детьми-инвалидами.

В настоящее время в различных странах мира танец активно используется в педагогической деятельности с целью оздоровления занимающихся. В учебных программах по физическому воспитанию Китая, Кореи и Японии есть целый раздел, посвя-щённый занятиям различными танцевальными направлениями.

Как эффективное средство оздоровления, танец и хореография выделены и отечественными специалистами и в области физической культуры, и в области танца.

Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Так, на занятиях хореографией используются симметричные упражнения, в основе которык лежит принцип минимального биологического воздействия на кривизну позвоночника. Симметричные

упражнения оказывают различное воздействие на мышцы туловища. К слабым мышцам при каждом симметричном движении предъявляются повышенные функциональные требования, вследствие чего они тренируются интенсивнее, чем более сильные мышцы. В этом заключается суть коррекции нервно-мышечного аппарата и создания уравновешенного мышечного корсета. Симметричные упражнения не нарушают возникающие у детей компенсаторные приспособления и не приводят к развитию противоискривлений. Поэтому данная группа упражнений наиболее часто используется и в комплексах лечебной физической культуры (ЛФК) при сколиотической болезни у детей.

В последние годы появились работы, посвящённые различным аспектам танца. Доказано, что занятия хореографией и танцем являются результативным средством укрепления здоровья, улучшения физического развития и повышения интереса к двигательным действиям у детей. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе занятий, связана с мобилизацией и активным развитием всех физиологических функций человеческого организма. Систематические занятия танцем включают скрытые возможности организма ребёнка, повышают выносливость, общий тонус и настроение. Большое разнообразие танцевальных движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствуют совершенствованию координационных способностей, развивает моторную память. Такие движения содействуют формированию правильной осанки, красивой и лёгкой походки.

В комплексе оздоровительных мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, принято для профилактики плоскостопия рекомендовать лечебную физкультуру, массаж, ношение рациональной обуви, использование стелек-супинаторов, различных корректоров стопы.

Тем не менее отечественные ортопеды и специалисты в области физической культуры не исключают применения танцевально-хореографических упражнений и отмечают целесообразность их использования в профилактике плоскостопия.

Сегодня на возможности хореографии и танца всё более и более обращают внимание и пытаются их использовать западные хореографы и врачи, в частности хирурги-ортопеды. Быша разработана методика коррекции позвоночника у детей, больных сколиозом, средствами классического танца. Методика основана на предположении, что классический танец естественен для человека. Практическое применение этой методики на двух группах детей с признаками сколиоза не травматического характера принесло исправление и стабилизацию позвоночника в 100 % случаев.

Мы убеждены, что разработки и интерпретации танца разными авторами показывают его многофункциональную сущность, способствуют формированию знаний и помогают его практическому внедрению.

Однако, несмотря на усилия исследователей, накопленный опыт в этой области разрознен и не систематизирован. Фундаментальных исследований, рассматривающих танцевальное искусство во всей полноте его воздействия на личность ребенка, пока нет.

В то же время научные исследования о влиянии танца на здоровье человека, проводимые ЮНЕСКО, являются убедительным доказательством лечебного потенциала танцевального искусства.

На целительную силу танца указывает выдающаяся балерина, доктор Сорбонны Майя Плисецкая, одновременно предупреждая о последовательности и мере в занятиях этим видом искусства, ибо в противном случае здоровью наносится непоправимый вред [13].

На основании вышесказанного мы можем констатировать, что некоторые аспекты в целом позитивного опыта использования танцевального искусства в оздоровление детей дошкольного и школьного возраста ещё ждут своего переосмысления с позиций сегодняшнего дня. С учётом современных реалий, когда вновь стал актуальным вопрос об эффективности педагогических воздействий на здоровье подрастающего поколения, разработка доступных и эмоционально привлекательных средств физического воспитания детей может быть творчески исполнима, в частности, в процессе дальнейшего изучения и определения роли танцевального искусства в образовании.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. - М., 2007.

2. Баранов А.А., Шарков С.М., Яцык С.П. Репродуктивное здоровье детей Российской федерации: проблемы и пути их решения // Российский педиатрический журнал, 2010. - №1 - С. 4-7.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р. Резолюция ХГУконгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» // Российский педиатрический журнал, 2010. - №°3. - С. 61-64.

4. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. - М.: Эксмо, 2010. - 608 с.

5. Фомин А.С. Танец в системе воспитания и образования: учеб. пособие. -Т. 1: Природа, теория и функции танца. - Новосибирск: Новосибирский поли-графкомбинат, 200S. - 624 с.

6. Диниц Е.В., Ермаков Д.А., Иванникова О.В. Азбука танцев. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 200S. - 286 с.

7. .Дмитриева Е.В., Матвеева А.В., Никольская С.В., Фотул Л.Н. Личност-но-ориентированный подход к формированию физической культуры детей дошкольного возраста: учебно-метод. пособие / под ред. С.В. Никольской. -СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - 137 с.

8. Эйдельман Л.Н. Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2009. - JJ109. - С. 140-144.

9. Погребная Е.А. Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физкультурного воспитания детей S-6 лет: автореф. дисс. канд. пед. наук.-Краснодар, 2003. - 26 с.

10. Некрасов А.С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: дисс. канд. пед. наук. - Белгород, 2006. - 160 с.

11. Эйдельман Л.Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста: дисс. канд пед. наук. - СПб., 2009. - 184 с.

12. Шавкина М.И. Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2004. - 23 с.

13. Плисецкая М.Я. Майя Плисецкая. - М.: Изд-во Новости, 1994.

Abstract

Article is devoted studying of dancing art in a context of a problem of strengthening of health of children of preschool and school age, to a substantiation of improving potential of dancing art and its importance for an education system.

The proposed material is addressed to specialists in the field of physical education and preschool education, choreography, graduate students, and all who are interested this problem.

Keywords: Health, dancing art, children of preschool and school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.