Научная статья на тему 'Проблемы оздоровительной деятельности в учреждении дополнительного образования детей'

Проблемы оздоровительной деятельности в учреждении дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
350
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ-КУЛЬТУРА-ЗДОРОВЬЕ / HEALTH ACTIVITY / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / EDUCATION-CULTURE-HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эйдельман Л. Н.

В статье рассмотрены проблемы оздоровительной деятельности в учреждении дополнительного образования детей и возможности совместной деятельности органов здравоохранения, воспитательно-образовательной сферы и системы культуры и искусств, обеспечивающих максимально выгодное использование ресурсов дополнительного образования в целях оздоровления детей дошкольного и школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HEALTH ACTIVITY ARE IN ESTABLISHMENT ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

In the article the problems of health activity are considered in establishment of additional education and possibility of joint activity of organs of health protection, educator-educational sphere and system of culture and arts, providing the maximally advantageous use of resources of additional education for making healthy of children of preschool and school age.

Текст научной работы на тему «Проблемы оздоровительной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

УДК 374

Eydelman L. PROBLEMS OF HEALTH ACTIVITY ARE IN ESTABLISHMENT ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. In the article the problems of health activity are considered in establishment of additional education and possibility of joint activity of organs of health protection, educator-educational sphere and system of culture and arts, providing the maximally advantageous use of resources of additional education for making healthy of children of preschool and school age.

Key words: health activity, additional education of children, education-culture-health.

Л.Н. Эйдельман, канд. пед. наук, генеральный директор НОУ «Учебный центр фитнеса «Натали»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: info@Natali-fitnes.spb.ru

ПРОБЛЕМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье рассмотрены проблемы оздоровительной деятельности в учреждении дополнительного образования детей и возможности совместной деятельности органов здравоохранения, воспитательно-образовательной сферы и системы культуры и искусств, обеспечивающих максимально выгодное использование ресурсов дополнительного образования в целях оздоровления детей дошкольного и школьного возраста.

Ключевые слова: оздоровительная деятельность, культура-здоровье.

В дополнительном образовании детей сложилась уникальная педагогическая ситуация, когда без особых экономических затрат и вложений, но с использованием современных технологий сохранения и укрепления здоровья возможно осуществлять оздоровительную деятельность. Этому способствует многопро-фильность учреждений дополнительного образования как социума, где наряду с развитием креативных способностей детей можно проводить и оздоровительные мероприятия.

Существенные изменения в области образования: интенсификация процесса обучения, отсутствие у детей мотивации к двигательной деятельности, значительное увеличение интеллектуальной и психо-эмоциональной нагрузки в учебно-воспитательном процессе, подмена развивающих и оздоровительных задач дошкольного учреждения образовательными задачами отрицательно сказались на здоровье подрастающего поколения.

Сокращение объёма двигательной деятельности приводит к уменьшению защитных сил организма и, как следствие, снижению силы и работоспособности скелетной мускулатуры детей [1]. Включение в учебный план образовательных учреждений третьего урока физической культуры способно несколько ослабить негативную образовательную тенденцию, но не в состоянии изменить её. Детям необходима эмоциональная, психологическая разгрузка, дополнительная двигательная активность помимо занятий физической культурой.

По всей видимости, данные факты являются свидетельством недостаточной решённости проблемы оздоровления детей, в том числе и посредством использования занятий по физической культуре в условиях образовательного учреждения.

Анализ реальной ситуации на сегодняшний день, сложившейся в учреждениях дополнительного образования, показывает, что педагоги стремятся работать по современным технологиям оздоровительной направленности [2]. Многие исследователи дают положительную оценку изменениям, происходящим в области дополнительного образования детей, но, в то же время, отмечают, что не все из преобразований способствуют оптимизации оздоровительной деятельности.

Педагогические исследования по организации, содержанию и проведению занятий оздоровительной направленности, выявили, что большинство используемых программ не имеют научного обоснования, грамотно поставленных педагогических задач, долгосрочного планирования и зачастую определённого подбора средств. Существующие противоречия между многообразием новых технологий и отсутствием достаточно чёткой, научно обработанной информации ставят большой вопрос о возможности их использования в практике дополнительного образования детей [3].

Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на оздоровительную деятельность учреждений дополнительного образования с точки зрения задач целенаправленного воспитания здорового поколения.

Наблюдается любопытный парадокс: в объяснительной записке ряда программ указывается общая цель на сохранение

дополнительное образование детей, образование-

и укрепление здоровья детей средствами физического воспитания, разработан и принят регламент двигательного режима, и одновременно в последние годы отмечается тенденция к увеличению заболеваемости и снижению состояния здоровья у детей [4].

Данные официальной статистической отчётности показывают, что уровень здоровья детей катастрофически падает. С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, снижается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.

На таком фоне уже не может показаться парадоксальным следующее утверждение: в условиях сложившейся системы дополнительного образования детей фактически отсутствует специальная работа по формированию оздоровительной деятельности. Дети могут быть чем-то «заняты», могут усваивать технику этих занятий и вместе с тем не выполнять какой-либо полноценной деятельности. К сожалению, это обстоятельство не замечается и авторами отдельных программ и технологий.

Приходится констатировать, что в части оздоровления ребёнка происходит трансформация общественного мнения - отказ от здоровья в пользу прямого обучения детей преимущественно двигательным умениям и навыкам, которые в настоящее время (судя по результатам состояния здоровья) теряют свою актуальность и требует глубокого анализа и, возможно, пересмотра некоторых концептуальных положений.

Тот факт, что ребёнок при этом получает несколько больше свободы, чем в рамках обязательных физкультурных занятий, ещё ничего не говорит о развитии его оздоровительного потенциала.

Таким образом, встаёт вопрос о необходимости привлечения педагогических технологий в образовательный процесс детей дошкольного и школьного возраста для получения максимального оздоровительного эффекта в процессе дополнительных занятий.

В настоящее время для всестороннего развития ребёнка, с учётом его склонностей, способностей и интересов, создаются новые альтернативные программы: «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», «Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха», «Логомузыкальная пластика», «Танцуй, Кроха!», «Школа танцев для детей», «Санта Лючия» и др.

Эти программы созданы специалистами системы образования, культуры и здравоохранения, как инновационные технологии, способствующие развитию личности. Достоинство этих разработок, с одной стороны, в том, что их авторы ищут пути превращения форм телесного движения в результативную силу, оказывающую положительное воздействие на физический и социальный мир ребенка. С другой стороны, вышеуказанные работы носят исключительно эмпирический характер. Полученные в них данные, к сожалению, не анализируются с позиции возможного их использования в педагогической практике.

В этой связи, авторские воздействия на организм ребенка должны пройти серьезное медико-биологическое и психолого-

педагогическое испытание, намного более серьезное, чем методический совет по принятию авторских программ [5].

Проанализировав мнение разных исследователей [6; 7; 8; 9] по проблеме оздоровления детей мы считаем, что специфика работы с детьми, обязывает взвешенно подходить к определению приоритетных средств и методов в решении сохранения и укрепления здоровья детей на фоне повышенных интеллектуальных и психо-эмоциональных нагрузок. Следует поставить на первое место педагогическую экспертизу новых программ и методик, как с точки зрения потребности в них, так и особенно с позиции здоровьясохранения детей, что определяет возможность их продвижения во все образовательные учреждения.

По результатам наших исследований установлено, что проблемы оздоровления детей, присущие образовательным учреждениям, очень схожи с проблемами учреждений дополнительного образования: 1) использование технологий, оздоровительный эффект которых лишь задекларирован авторами, но не проверен экспериментально, 2) применение оздоровительных технологий, которые не решают конкретных задач, связанных с улучшением состояния здоровья занимающихся, 3) несоответствие уровня подготовки педагогов, организующих проведение оздоровительных занятий, современным требованиям к осуществлению этой деятельности, 4) не разработанность методического сопровождения, 5) отсутствие объективных критериев оценки оздоровительной работы в учреждении дополнительного образования, что способствует формулированию некорректных выводов об её результативности и распространению неэффективных, но модных оздоровительных технологий, 6) большое число совместителей в дополнительном образовании приводит к неудовлетворительным результатам.

Это влечёт за собой необходимость последующего обращения к медицине, что связано с большими материальными затратами государства. Государство и общество заинтересованы в сохранении и укреплении здоровья населения, и в первую очередь - подрастающего поколения, однако в действительности предпринятые меры являются недостаточными. В частности, системой образования одной из основных педагогических задач декларируется сохранение здоровья, но реальная практика демонстрирует ухудшение здоровья детей [10].

И.К. Рапопорт, В.Р Кучма опираясь на многолетние исследования в области детского здравоохранения, установили, что за каждое десятилетие в 2 раза уменьшается количество здоровых

Библиографический список

1. Потапчук, А.А. Диагностика развития ребёнка. - СПб., 2007.

2. Сайкина, Е.Г. Концептуальные основы подготовки специалистов по фитнесу в современных социокультурных условиях: монография. -СПб., 2007.

3. Эйдельман, Л.Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009.

4. Лукина, Г.Г. Требования к инновационным технологиям с позиции оздоровления детей // Актуальные проблемы развития фитнеса в России: сб. матер. Всерос. н/п. конф. - СПб., 2009.

5. Васильев, О.С. Вопросы коррекции нарушения осанки // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2007. - № 4.

6. Корнева, И.Н. Коррекционно-оздоровительные возможности хореографического и музыкального искусства: монография. - Оренбург, 2007.

7. Филиппова, С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреждении / С.О. Филиппова, А.Е. Митин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. научно-метод. трудов. - СПб., 2009.

8. Козырева, О.В. Оздоровительные технологии в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и во внешкольных организациях // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2010. - № 2.

9. Джумок, Г.А. Анализ проблем здоровьесберегающей организации учебного процесса // Здоровье населения - основа процветания России: матер. IV Всерос. научно-практ. конф. с межд. участ., 26-27 апреля 2011 года. - Анапа, 2011.

10. Комков, А.Г. Социально-педагогический мониторинг ресурсов здоровья учащихся образовательных учреждений // Дети России образованны и здоровы: матер. VII Всерос. н/п конф. - М., 2009.

11. Рапопорт, И. К. Здоровье детей дошкольного возраста / И.К. Рапопрт, В.Р Кучма // Здоровье дошкольника. - 2008. - № 3.

12. Баранов, А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика / А.А. Баранов, Е.Ю. Лапин. -М., 2009. - Серия «Социальная педиатрия».

Bibliography

1. Potapchuk, A.A. Diagnostika razvitiya rebyonka. - SPb., 2007.

2. Sayjkina, E.G. Konceptualjnihe osnovih podgotovki specialistov po fitnesu v sovremennihkh sociokuljturnihkh usloviyakh: monografiya. - SPb., 2007.

3. Ehyjdeljman, L.N. Metodika primeneniya tancevaljno-khoreograficheskikh uprazhneniyj dlya formirovaniya osanki deteyj doshkoljnogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2009.

4. Lukina, G.G. Trebovaniya k innovacionnihm tekhnologiyam s pozicii ozdorovleniya deteyj // Aktualjnihe problemih razvitiya fitnesa v Rossii: sb. mater. Vseros. n/p. konf. - SPb., 2009.

5. Vasiljev, O.S. Voprosih korrekcii narusheniya osanki // Fizkuljtura v profilaktike, lechenii i reabilitacii. - 2007. - № 4.

6. Korneva, I.N. Korrekcionno-ozdoroviteljnihe vozmozhnosti khoreograficheskogo i muzihkaljnogo iskusstva: monografiya. - Orenburg, 2007.

7. Filippova, S.O. Nekotorihe problemih organizacii ozdorovleniya deteyj v doshkoljnom uchrezhdenii / S.O. Filippova, A.E. Mitin // Aktualjnihe problemih fizicheskoyj kuljturih i sporta: sb. nauchno-metod. trudov. - SPb., 2009.

детей и во столько же раз увеличивается количество детей с хронической патологией [11].

А.А. Баранов, Е.Ю. Лапин особо подчеркивают, что в условиях современной России нарастающая коммерциализация педиатрической помощи вообще снимает проблему здоровья ребёнка как ценности и цели моральной практики общества [12].

Складывается ситуация, когда эти проблемы не решить одними лишь мерами по лечению и профилактике болезней и только за счёт ресурсов системы здравоохранения.

Оздоровление детей перестаёт быть прерогативой государства, так как затрагивает интересы многих людей - учителей, воспитателей, врачей, учёных, да и каждого из нас. Современное, быстро меняющееся общество ставит новые задачи в области проблемы укрепления здоровья детей. Пути решения этих задач в физической культуре находятся на стыке наук и деятельности различных специалистов. Только комплексный подход в решении данной проблемы может быть адекватен современному представлению о здоровье ребёнка.

Для успешного решения данной проблемы требуется совместная деятельность органов здравоохранения, воспитательно-образовательной сферы и системы культуры и искусств, обеспечивающих максимально выгодное использование ресурсов дополнительного образования в целях оздоровления.

Образование-культура-здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, основной целью которой является формирование и укрепление здоровья ребёнка. Непреложным принципом такой интеграции является получение синергетического эффекта за счет повышения эффективности педагогических воздействий на формирование здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

Представляется важным тот факт, что взгляды мыслящих деятелей во всем мире концентрируются на анализе взаимосвязи и взаимовлияния образования, культуры и здравоохранения -институтах, в воссоединенном формате которых только и может развиться гармонично развитый человеческий потенциал. Но такой комплексный подход еще нигде не был реализован в полной мере. Происходит это потому, что образовательная, культурная и здравоохранительная системы, к сожалению, не включены как единое целое в общую стратегию национальной безопасности государств.

Поиск путей решения данной проблемы и составляет предмет наших научных изысканий.

8. Kozihreva, O.V. Ozdoroviteljnihe tekhnologii v doshkoljnihkh i shkoljnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh i vo vneshkoljnihkh organizaciyakh // Fizkuljtura v profilaktike, lechenii i reabilitacii. - 2010. - № 2.

9. Dzhumok, G.A. Analiz problem zdorovjesberegayutheyj organizacii uchebnogo processa // Zdorovje naseleniya - osnova procvetaniya Rossii: mater. IV Vseros. nauchno-prakt. konf. s mezhd. uchast., 26-27 aprelya 2011 goda. - Anapa, 2011.

10. Komkov, A.G. Socialjno-pedagogicheskiyj monitoring resursov zdorovjya uchathikhsya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj // Deti Rossii

obrazovannih i zdorovih: mater. VII Vseros. n/p konf. - M., 2009.

11. Rapoport, I. K. Zdorovje deteyj doshkoljnogo vozrasta / I.K. Rapoprt, V.R. Kuchma // Zdorovje doshkoljnika. - 2008. - № 3.

12. Baranov, A.A. Gosudarstvennaya politika v oblasti okhranih zdorovjya deteyj: voprosih teorii i praktika / A.A. Baranov, E.Yu. Lapin. - M., 2009.

- Seriya «Socialjnaya pediatriya».

Статья поступила в редакцию 02.02.2012

УДК 159.922

Koval V.V. DEVELOPMENT OF PARENTS' COMMUNICATIONS IN CHILDREN'S AND PARENTS' RELATIONS BY MEANS OF THE PROGRAM PARENTS' POSITIONS HARMONIZATION. The article presents data on the problem of children's and parents' relations; comments are given to the notions: «parent's relation», «parents' guidelines», «parent's position»; basis and main blocks of composed and realized by the author «Program of parents' position harmonization» are presented which is directed to parents' ability to create constructively-optimal relations with a child in a family.

Key words: parents' relation, parents' guidelines, parents' position, competence of a parent, socially-psychological training, training of sensitivity, project methods.

В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: ksoc @bigpi.biysk.ru

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ ГАРМОНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ

В статье представлен материал по проблеме детско-родительских отношений, даны комментарии к понятиям «родительское отношение», «родительские установки», «родительская позиция», представлено обоснование и основные блоки разработанной и реализованной автором «Программы гармонизации родительских позиций», направленной на развитие способности родителей строить конструктивно-оптимальные взаимоотношения с ребенком в семье.

Ключевые слова: родительские отношения, родительские установки, родительская позиция, компетентность родителя, социально-психологический тренинг, тренинг чувствительности (сенситивности), проектный метод.

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследования, посвященные проблеме детско-родительских отношений (ДРО), носят в основном узко прикладной характер и не выходят за рамки психотерапевтического подхода.

Известно, что родительское отношение зависит от того, как родитель воспринимает и понимает ребенка и его поведение. Дж. Брунер подчеркивает важность «форматов», т.е. стандартных ситуаций, в которых происходит инвариантное взаимодействие матери и ребенка (игра, укладывание спать и пр.). Материнское восприятие ребенка (образ ребенка) лучше всего можно исследовать по тому, как родители категоризируют детское поведение, обобщая «материал общения» каждодневной жизни семьи.

Термин «родительские установки» является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких как ценности, восприятие ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка. Родительские установки включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемые способы его дисциплинирования. Они оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Наконец, они могут обеспечивать родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. Из этих установок происходят каузальные атрибуции детского поведения [1].

В родительских установках принято выделять три компонента: оценочный, когнитивный и поведенческий [1].

1. Оценочный компонент - это оценка родителями объекта или ситуации воспитания.

2. Когнитивный компонент состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка.

3. Поведенческий компонент родительских установок включает намерения или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку и проявляется в конкретной практике воспитания.

Родительские установки выполняют две взаимосвязанные функции: интерпретационную и прагматическую. Родители используют установки или представления для интерпретирования и понимания межличностных отношений в семье. Так, воспринимая конкретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель интерпретирует, категоризирует ее, опираясь на собственные представления. В своей прагматической функции родительские установки необходимы, чтобы планировать свои действия относительно ребенка.

Родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает действия ребенка, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.

Таким образом, родительская позиция включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Развитие эффективных коммуникаций в детско-родительских отношениях возможно посредством составленной нами программы гармонизации родительских позиций, который осуществлялся через анализ теоретического материала, прослушанного родителями на встречах родительского клуба «Время познания мира ребенка» и тренинговых упражнений (тренинг сенситивнос-ти, социально-психологический тренинг). Программа опирается на аксиому детско-родительских отношений; через непосредственное взаимодействие родителей и детей можно построить отношения с детьми только при условии развития личностных характеристик (происходит воздействие на Я-концепцию обеих сторон «субъект-субъектных» отношений). Детско-родительское общение выступает как условие познания людьми друг друга (коммуникативная функция), организация взаимодействия (интерактивная функция) и формирование определенного эмоционального и по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.