Научная статья на тему 'Анализ мнения специалистов-экспертов о внедрении креативно-оздоровительной деятельности в физкультурно-образовательное пространство дополнительного образования детей'

Анализ мнения специалистов-экспертов о внедрении креативно-оздоровительной деятельности в физкультурно-образовательное пространство дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

В статье рассматривается экспертная оценка специалистов системы дополнительного образования детей, сферы физической культуры и танцевального искусства о возможности внедрения креативно-оздоровительной деятельности в физкультурно-образовательное пространство дополнительного образования детей. При формировании выборки экспертов в основу был положен критерий профессиональной компетенции и высокой квалификации. Способ проведения экспертизы основывался на методах предпочтения. Согласованность мнений экспертов выявлялась на основе коэффициента конкордации (W). На основе расчёта коэффициента конкордации определилась высокая степень согласованности по ключевым вопросам, имеющим методологическую важность для данного исследования: значения коэффициента конкордации (W) варьировались от 0,86 до 1. Сделаны выводы о том, что возможность внедрения креативно-оздоровительной деятельности в физкультурно-образовательное пространство дополнительного образования детей тормозится по ряду объективных причин. Решение данной проблематики поможет повысить эффективность оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of opinion of specialists-experts about introduction of creative and health-improving activity into the athletic-educational space of additional education of children

The article considers the expert assessment of specialists of system of the additional education of children, the spheres of physical culture and dancing art about the possibility of introduction of the creative and health-improving activity into sports and educational space of the additional education of children. When forming the selection of experts the criterion of the professional competence and high qualification was used as the basis. The way of carrying out the examination was based on preference methods. Coherence of opinions of the experts came to light on the basis of coefficient of the concordance (W). On the basis of calculation of the coefficient of the concordance the high degree of coherence was determined by the key questions which are of methodological importance for this research: the values of coefficient of the concordance (W) varied from 0.86 to 1. Conclusions have been made that possibility of the introduction of the creative and health-improving activity into sports and educational space of the additional education of children is broken due to a number of the objective reasons. The solution of this perspective will help to increase the efficiency of improving the activity in system of the additional education of children.

Текст научной работы на тему «Анализ мнения специалистов-экспертов о внедрении креативно-оздоровительной деятельности в физкультурно-образовательное пространство дополнительного образования детей»

УДК 796.035

АНАЛИЗ МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЭКСПЕРТОВ О ВНЕДРЕНИИ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ

Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается экспертная оценка специалистов системы дополнительного образования детей, сферы физической культуры и танцевального искусства о возможности внедрения креативно-оздоровительной деятельности в физкультурно-образовательное пространство дополнительного образования детей. При формировании выборки экспертов в основу был положен критерий профессиональной компетенции и высокой квалификации. Способ проведения экспертизы основывался на методах предпочтения. Согласованность мнений экспертов выявлялась на основе коэффициента конкордации (W). На основе расчёта коэффициента конкордации определилась высокая степень согласованности по ключевым вопросам, имеющим методологическую важность для данного исследования: значения коэффициента конкордации (W) варьировались от 0,86 до 1. Сделаны выводы о том, что возможность внедрения креативно-оздоровительной деятельности в физ-культурно-образовательное пространство дополнительного образования детей тормозится по ряду объективных причин. Решение данной проблематики поможет повысить эффективность оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей.

Ключевые слова: креативно-оздоровительная деятельность, физическая культура, система дополнительного образования детей, танцевальное искусство.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p298-301

ANALYSIS OF OPINION OF SPECIALISTS-EXPERTS ABOUT INTRODUCTION OF CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY INTO THE ATHLETIC-

EDUCATIONAL SPACE OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Lyubov Nikolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences, Non-state Educational Establishment "Educational center of fitness "Natalie", St.-Petersburg

Annotation

The article considers the expert assessment of specialists of system of the additional education of children, the spheres of physical culture and dancing art about the possibility of introduction of the creative and health-improving activity into sports and educational space of the additional education of children. When forming the selection of experts the criterion of the professional competence and high qualification was used as the basis. The way of carrying out the examination was based on preference methods. Coherence of opinions of the experts came to light on the basis of coefficient of the concordance (W). On the basis of calculation of the coefficient of the concordance the high degree of coherence was determined by the key questions which are of methodological importance for this research: the values of coefficient of the concordance (W) varied from 0.86 to 1. Conclusions have been made that possibility of the introduction of the creative and health-improving activity into sports and educational space of the additional education of children is broken due to a number of the objective reasons. The solution of this perspective will help to increase the efficiency of improving the activity in system of the additional education of children.

Keywords: creative and health-improving activity, physical culture, system of additional education of children, dancing art.

ВВЕДЕНИЕ

Ключевые идеи развития современного образования предполагают формирование и развитие воспитательной и здоровьесберегающей практики в образовательных учреждениях; единый социальный заказ на здорового и креативного ребёнка; развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства. Несмотря на имеющие-

ся сведения, освещающие роль креативности в процессе формирования личностного потенциала ребенка, научные исследования по этой проблематике не отражают возможности в решении данной проблемы оздоровительной деятельности, реализуемой в образовательных учреждениях [1; 2]. При этом надо учитывать немаловажное обстоятельство, что в связи с изменением функции культуры в образовании будут меняться и подходы к формированию здоровья личности в физкультурно-образовательном пространстве. В этой связи внедрение креативно-оздоровительной деятельности (КОД) в физкультурно-образовательное пространство воспитанников системы дополнительного образования, охватывающей три взаимосвязанные области: развитие, оздоровление и воспитание личности, становится весьма актуальной [3].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу исследовательского материала положено анкетирование специалистов системы дополнительного образования детей (ДОД), сферы физической культуры и танцевального искусства (п=30). В опросе принимали участие заведующие кафедрой хореографии, преподаватели высших и специальных учебных заведений. При формировании выборки экспертов в основу был положен критерий профессиональной компетенции и высокой квалификации. Достоверность и точность оценок по результатам их деятельности не вызывала сомнений. Способ проведения экспертизы основывался на методах предпочтения. Пользуясь этим методом, эксперты расставляли оцениваемые объекты по рангам в порядке ухудшения их качества. Предпочтительному объекту приписывается наивысший ранг наименее предпочтительному - наименьший ранг. Наивысшая оценка предусматривает 5 баллов, наиболее низкая - 1. Место, занятое каждым объектом, определялось числом набранных баллов. Согласованность мнений экспертов выявлялась на основе коэффициента конкордации который выражает либо согласованное мнение экспертов, полное единодушие ^>0,7 ~ 1), либо несогласованность или полное отсутствие единства в мнениях экспертов ^<0,7). Чем ближе W к 1, тем выше согласованность мнений экспертов.

Анкета содержала шесть вопросов:

1. Считаете ли Вы, что задача оздоровления детей в образовательном пространстве дополнительного образования должна быть приоритетной?

2. Считаете ли Вы, что танцевальное искусство может выступать базовым компонентом КОД в физической культуре воспитанников системы дополнительного образования?

3. Где можно получить наиболее полную информацию об оздоровительном потенциале танцевального искусства?

4. Что на Ваш взгляд мешает внедрению танцевального искусства в КОД для решения задач оздоровления?

5. Какие на Ваш взгляд средства могут использоваться в оздоровительной работе с детьми на занятиях креативно-оздоровительной направленности: общеразвивающие упражнения (ОРУ), упражнения лечебной физической культуры (ЛФК), упражнения классического танца, упражнения народного танца?

6. В каких возрастных группах развитие оздоровительного потенциала организма ребёнка при помощи КОД наиболее эффективно?

Оценка производилась преподавателями по 5-ти балльной шкале: 1 балл - затрудняюсь ответить; 2 балла - не согласен; 3 балла - скорее не согласен, чем согласен; 4 балла - скорее согласен, чем не согласен; 5 баллов - полностью согласен.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам анкетирования была выявлена возможность внедрения КОД в физ-культурно-образовательное пространство дополнительного образования детей. На основе

расчёта коэффициента конкордации определилась высокая степень согласованности по ключевым вопросам, имеющим методологическую важность для данного исследования: значения коэффициента конкордации варьировались от 0,86 до 1.

В первом вопросе анкеты 100% респондентов отметили максимальное количество баллов - 5. Этим результатом подтверждается, что проблема укрепления здоровья детей актуальна на всех уровнях образования. В связи с этим, креативно-оздоровительная деятельность в физической культуре, при разумном соотношении пропорций, позволяет найти новые возможности воздействия, как на психофизический, так и на социально-духовный комфорт для развития различных компонентов здоровья подрастающего поколения. Это является новым видением проблемы поиска эффективных путей сохранения и укрепления здоровья ребёнка и реализации потенциала социальных институтов общества, связанных с физической культурой.

Полученные в исследовании результаты экспертных оценок позволяют утверждать, что танец может выступать базовым компонентом креативно-оздоровительной деятельности (5 баллов). Для нашего исследования эти позиции являются методологически важными, поскольку они служат предпосылкой для применения педагогического потенциала искусства, лежащего в основе образовательного процесса КОД, расширения и обогащения имеющихся научных представлений о возможностях танцевального искусства в обеспечении оздоровительной направленности образовательной деятельности, развития КОД в физкультурно-образовательном пространстве воспитанников системы дополнительного образования [4].

Отвечая на третий вопрос, большинство специалистов выделили занятия танцем под руководством опытного преподавателя, как наиболее эффективный источник получения информации об оздоровительном потенциале танцевального искусства (4,9 балла). Кроме того, выделяют такие формы информации как научные статьи (4,7), методические рекомендации, разработанные специалистами-практиками в рамках городских методических объединений (4,5), книги по танцевальной практике (4,0). Вместе с тем, необходимо отметить, что не все выпускаемые книги имеют научное обоснование и соответствие заявленного эффекта от предлагаемых программ реальному результату применения их на практике. В связи с чем, необходим грамотный анализ новой литературы. Недостаточно информативными, по мнению специалистов, являются передачи по телевидению (3,0) и интернет (0,83). Результаты статистической обработки данных экспертного опроса специалистов в области дополнительного образования, физической культуры и танцевального искусства показали согласованное мнение по этому вопросу 0,86).

Наряду с положительной информацией об оздоровительном потенциале танцевального искусства были выявлены факторы, отрицательно влияющие на возможность его внедрения в КОД для решения задач оздоровления. Математический анализ данных показал, что мнения экспертов по данному вопросу не совпадают ^=0,106). Из предложенных вариантов ответов большинство специалистов отметили отсутствие научно-методической литературы по танцевальному искусству с позиции оздоровления детей (4,5 балла), отсутствие системы целенаправленной подготовки педагогов для учреждений дополнительного образования (4,2), отмечается так же недооценка оздоровительного потенциала танцевального искусства (4,0) и качество проведения танцевальных занятий оздоровительной направленности (3,5).

Ответы респондентов на вопрос, «какие на Ваш взгляд средства могут использоваться в оздоровительной работе с детьми на занятиях креативно-оздоровительной направленности: общеразвивающие упражнения (ОРУ), упражнения лечебной физической культуры (ЛФК), упражнения классического танца, упражнения народного танца?» показали полное единодушие экспертов в данном вопросе. Приоритетными оказались ОРУ (4,9 балла) и упражнения классического танца (4,9). Далее следуют упражнения народного танца (4,0) и упражнения ЛФК (1,0).

В связи с этим необходимо отметить, что танцевальному искусству в силу его целостной природы влияния на человека характерен педагогический потенциал, позволяющий получить социально значимые результаты в КОД. Это объясняется ориентацией этого вида деятельности на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья, её акцент на формирование физически здоровой, духовно богатой и интеллектуально развитой личности.

При ответе на вопрос, «в каких возрастных группах развитие оздоровительного потенциала организма ребёнка при помощи КОД наиболее эффективно?» экспертами отмечается, что не существует возрастных ограничений для развития оздоровительного потенциала организма ребёнка при помощи КОД. Для этого имеются возможности в дошкольном (5,0 баллов), младшем школьном (4,6), среднем школьном(4,4) и старшем школьном (4,2) возрастах. Математический анализ данных показал несовпадение мнений экспертов по данному вопросу (W=0,07).

Завершая обсуждение полученных результатов, можно резюмировать, что возможность внедрения КОД в физкультурно-образовательное пространство ДОД тормозится по ряду объективных причин (недостаток научно-методической литературы по танцевальному искусству с точки зрения оздоровления детей, отсутствие системы целенаправленной подготовки педагогов для учреждений дополнительного образования и др.). Решение данной проблематики поможет повысить эффективность оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин, С.С. Креативный и культурологические подходы к развитию ребёнка в системе образования / С.С. Зорин // Искусство и образование. - 2013. - № 2 (82). - С. 63-71.

2. Опарина, О.В. Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Опарина Ольга Владимировна. - Казань, 2009. - 23 с.

3. Эйдельман, Л.Н. Креативно-оздоровительная деятельность в системе дополнительного образования детей как проблема исследования / Л.Н. Эйдельман // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 192-196.

4. Эйдельман, Л.Н. Теоретические и практические аспекты применения оздоровительного потенциала танцевального искусства в физической культуре детей : учеб. пособие / Л.Н. Эйдельман. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 90 с.

REFERENCES

1. Zorin, S.S. (2013), "Creative and cultural approaches to the development of the child in the education system", Arts and education, Vol. 82, No. 2, pp. 63-71.

2. Oparina, O.V. (2009), Formation of the creative person by means of choreography in the field of leisure, dissertation, Kazan, Russian Federation.

3. Eydelman, L.N. (2013), "Creative and health-improving activity in system of additional education of children as research problem", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 192-196.

4. Eydelman, L.N. (2015), Theoretical and practical aspects of the health potential of dance in physical education of children: textbook, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg.

Контактная информация: info@ Natali-fitnes.spb.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.