Научная статья на тему 'Танцевально-музыкальная терапия'

Танцевально-музыкальная терапия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
858
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / DANCE / МУЗЫКА / MUSIC / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ГИМНАСТИКА / GYMNASTICS / АНТИЧНОСТЬ / ANTIQUITY / ТРАВМЫ / INJURIES / БОЛЕЗНИ / DISEASES / ТАНЦТЕРАПИЯ / TANTSTERAPIYA / ВАГАНОВА / VAGANOVA / КЛАССИКА / CLASSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ромм Валерий Владимирович

После распада СССР российскую науку пытаются оценивать через западные критерии. Если деятель образования или науки печатается в иностранных изданиях, то чиновники от науки будут считать его достойным поддержки. Это приносит вред не только российской, но и мировой науке. В статье рассказывается о проблемах подготовки в России специалистов по танцевальномузыкальной терапии. Для этого нужны новые программы, учебники и учебные пособия. В них должен быть учтен мировой и особенно, русский опыт лечения многих болезней классическим танцем. Автор указывает на примеры лечения танцем в Древней Греции. Так, великий Сократ уже в зрелом возрасте занимался танцами для того чтобы не иметь проблем со здоровьем. Античные врачи танцем избавляли от многих заболеваний. Русские хореографы танцем лечили многие физические недуги, Психологический эффект считался неизбежным дополнительным результатом такого лечения. Автор приводит рецепт лечения стопы, данный в гениальном труде А. Я. Вагановой «Основы классического танца», а также пример практического опыта якутского педагога Н. С. Посельской по коррекции, с помощью классического экзерсиса, пропорций и физических параметров учеников хореографических училищ. За время эксперимента у выпускников балетных училищ длина ног на 10-15 см превысила такие же измерения у воспитанников общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dancing and musical therapy

After collapse of the USSR the Russian science is tried to be estimated through the western criteria. If the figure of education or science is published in foreign editions, officials from science will consider him worthy supports. It does harm not only the Russian, but also world science. In article it is told about preparation problems in Russia of specialists in dancing and musical therapy. New programs, textbooks and manuals are for this purpose necessary. In them the Russian experience of treatment of many diseases has to be considered by classical dance world and especially. The author points to treatment examples by dance in Ancient Greece. So Great Socrates already at mature age took dancing lessons not to have problems with health. Antique doctors dance treated many diseases. The Russian choreographers dance treated many physical illnesses, the Psychological effect was considered as inevitable additional result of such treatment. The author provides the recipe of treatment of foot given in ingenious work A.Ya. Vaganova of «Basis of classical dance». The author gives also an example of practical experience of the Yakut teacher N. S. Poselskaya on correction, by means of a classical exercise, proportions and physical parameters of pupils of choreographic schools. During experiment at graduates of ballet schools length of feet on 10-15 cm exceeded the same measurements at pupils of comprehensive schools.

Текст научной работы на тему «Танцевально-музыкальная терапия»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 792.8

В. В. Ромм

ТАНЦЕВАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

сожалению, после распада СССР российскую науку пытаются оценивать через западные критерии, деятель образования или науки печатается в иностранных изданиях, то чиновники от науки будут считать его достойным поддержки. Это ведет, с одной стороны, к появлению синдрома неполноценности по отношению к Великой российской науке. С другой стороны, наши западные коллеги уверены, что только они всегда делали все лучше русских и заставляют весь мир верить в это. Это происходит даже в областях, где авторитет русской школы непререкаем. Иногда это доходит до откровенных фальсификаций.

Возьмем такое модное направление, как танцевально-музыкальная терапия. Западные, да и подавляющее число отечественных научных изданий утверждают, что танцтерапия появилась совсем недавно [10]. Переход танца в терапевтическую модальность настойчиво связывают с именем американской танцовщицы Мэрион Чейз, а время появления - с сороковыми годами XX столетия. Это далеко не так.

Еще в глубокой древности было замечено, что ритмичные телодвижения, совершаемые множеством людей, приводят к появлению почти мистического чувства единения друг с другом. А если к этому прибавляется еще и физическое единение, то возникает колоссальный по мощности однонаправленный заряд человеческой энергии, способный дать мощный лечебный эффект. Этим пользовались еще в палеолите, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники, в том числе и сибирские статуэтки © В. В. Ромм, 2017

и писаницы [8]. Широко использовался оздоровительный танец в шаманизме. О возможностях врачевания танцем хорошо знали в античности. В произведении Ксенофонта «Пир» Сократ объясняет собравшимся, почему ему необходимы танцы: «Я буду танцевать, клянусь Зевсом... Я хочу гимнастическими упражнениями укрепить здоровье... хочу иметь лучший аппетит, лучший сон... я стремлюсь не к тем упражнениям, от которых ноги толстеют, а плечи худеют, как у бегунов, и не к таким, от которых плечи толстеют, а ноги худеют, как у кулачных бойцов, я желаю работать всем телом, чтобы все его привести в равновесие. Или вы не знаете, что недавно утром вот этот самый Хармид застал меня за танцами?» [4, с. 166].

Из этого отрывка видно, что лечебные танцы в Древней Греции подразделялись на подгруппы по функциональным отличиям:

- для коррекции осанки;

- эмоционально-психологической коррекции;

- похудения;

- улучшения пищеварения;

- хорошего аппетита;

- регулирования сердечно-сосудистой системы и т. д.

Была в Древней Греции медицинская гимназия, основателем которой считается Геродик (V в. до н.э.). В Древнем Риме этот опыт продолжили Целий Аврелиан, Корнелий Цельс (I в. до н.э.), Гален (130-200 гг.). Целий предлагал лечить физическими упражнениями многие хронические заболевания. Гален считал, что понятия физической культуры, физического труда и здоровья неразделимы [9, с. 21].

К

Если

Мы привыкли к понятиям «хореография», «пляска», «балет», «фигурное катание», «танцовщик», «балерина», «хореограф», «балетмейстер». Встречая такие слова, мы не сомневаемся, что речь идет о танце. А вот в лексиконе жителей Древней Греции никаких этих слов, кроме гимнастики и пляски не было. Единение ритма (греки называли «ритмом» порядок и пропорциональность, наблюдаемые при движении тела) с гармонией (движение звуков) выражается у греков словом, которого нет ни на одном языке. Переводимое слово «танец» не выражает двойной идеи. Музыка и танцы первоначально составляли одно неделимое, целое... В позднейшие времена, когда появилась трагедия с ее хорами, греки создали слово «хородия», чтобы еще ярче выразить связь музыки с танцами. Луки-ан писал: «Дело в том, что в старину одни и те же люди и пели, и плясали, но позднее, поскольку усиленное дыхание при движении сбивало песню, порешили, что будет лучше, если плясунам будут подпевать другие» [5, с. 589].

В Древней Греции гимнастика, как и многие другие виды спорта, причислялись к танцам [11]. Философ Платон называл гимнастику и даже борьбу видами танца. Кстати, все спортивные соревнования сопровождались музыкой и поэтому лечебное воздействие движения и музыки вполне подходило под трактовку термина «танцевально-музыкальная терапия» [7, с. 230-236].

В средние века произошла подмена понятий. Из гимнастики, физкультуры убрали танец и музыку. Так, в лечебной гимнастике остались только физические упражнения [9, с. 22]. Возможно поэтому, при всем могуществе лечебной физкультуры, ее практический результат сегодня оставляет желать лучшего. Он не может быть сравним с теми результатами, которые описывают античные авторы. Причины этого известны.

В одном из современных учебников по лечебной физкультуре пишется: «Те взрослые люди, которые играют в теннис, посещают бассейн или ездят верхом, поступают так только потому, что им это

нравится. Тем же, кто предпочитает отдыхать сидя или лежа, наверное, доказывать это бесполезно - по крайней мере до тех пор, пока они здоровы. Когда же жизнь заставит — всякий и сам на себе почувствует благотворное влияние движений» [6, с. 23].

В случае использования танцев и музыки в лечении это совмещается с удовольствием. Людей, которые не любят танцевать, практически нет. Даже если кто-то говорит, что не любит танцев, чаще всего говорит так потому, что не умеет танцевать. Для танцев не надо приспособлений, спортивных снарядов. Для ребенка два часа занятий танцем пролетают незаметно и дети готовы танцевать по три-четыре раза в неделю.

В Государственном стандарте Высшего профессионального хореографического образования появились новые специализации, в том числе и по танцтерапии. То, что в России специалистов по танцтерапии будут готовить в системе профессионального хореографического образования, на мой взгляд, правильно. Здесь - и признание огромных возможностей танца, и вера в русскую хореографическую школу. Очевидно, следует позаботиться и о подготовке в консерваториях музыкальных терапевтов. Танец таит множество удивительных воздействий, на которые иногда не способна медицина [3, с. 132].

Западные специалисты видят в танцтерапии только психокоррекцию. Когда речь идет о здоровье, то неверная трактовка явления из безопасной теоретической ошибки вырастает в практическую блокаду оздоровления. В отличие от западной традиции, русская хореографическая практика не ограничивалась только психотерапией. Последняя считалась естественным результатом исполнения каждого танца. Многие серьезные заболевания надежно излечивались с помощью танцев. Исследования связи танцев со здоровьем велись в России и в царское, и в советское время [1].

Я могу привести множество примеров из прошлого, из своей педагогической и исполнительской практики. Приведу лишь два примера.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Буквально на первых страницах знаменитой книги «Основы классического танца» А. Я. Ваганова пишет о battements: «Эти battements - основа всего танца. Они найдены так гениально, что кажется, их создатель проник в самую суть строения и функций связочного аппарата ноги. Простой пример из повседневной жизни танцовщицы доказывает это. Когда танцовщица во время танца слегка подвернет ногу и от ощущения неловкости не может на нее ступить, стоит ей тщательно проделать battements tendus, как нога легко восстанавливает свою работоспособность» [2, с. 33].

Когда во время движения человека подворачивается стопа, то происходит надрыв ее наружных связок, появляется обширная гематома на внешней стороне суставной сумки. Это - очень болезненная и неприятная травма. Постоянная боль в стопе длится несколько недель и даже месяцев. В дальнейшем связки становятся подвержены повторным надрывам. Эта травма очень часто происходит в обычной жизни, весьма характерна и для сцены.

Я много раз проверял рецепт Вагановой. Даже в тяжелейших случаях он действует безотказно. Самое удивительное, что после выполнения рекомендованного упражнения, все признаки травмы исчезали. Не возникала гематома, не опухал сустав, не было боли.

Второй пример.

В свое время мне посчастливилось наблюдать и в какой-то мере участвовать в уникальном эксперименте якутского хореографа Натальи Семеновны Посельс-кой. Результаты вполне походили на Чудо. Об этом далеко не достаточно писалось в прессе.

Н. С. Посельская задумала и осуществила масштабный проект исследования влияния классического танца на здоровье, на коррекцию пропорциональности учеников. К проекту подключилась Якутская медицинская академия, несколько медицинских научно-исследова-тельских институтов России, Красноярское государственное хореографическое

училище и общеобразовательные школы двух городов.

Врачи регулярно обследовали всех учеников Якутского республиканского и Красноярского государственного хореографических училищ. Для сравнения параметров и контрольных измерений были привлечены дети, не занимающиеся в профессиональных балетных училищах - ученики соответствующих классов десяти общеобразовательных школ Якутска и Красноярска.

Исследования велись десять лет. Прежде разговор о похудении в балете всегда подразумевал строгую диету. Исследование показало, что обращение к диете неслучайно. Но, если в быту принято трактовать диету, как ограничение пищи, то в выводах исследования слово «диета» означало недопущение недоедания. В якутском училище строго следили, чтобы дети питались сытно. За пять пропусков завтрака ученика исключали как профнепригодного. Описывать детали не буду. Для нашей темы важно, что результат масштабного эксперимента превзошел самые смелые ожидания. За годы учебы в хореографическом училище, благодаря ежедневному классическому экзерсису и прочим танцевальным дисциплинам (другие факторы, включая питание, у обеих групп участников эксперимента были примерно одинаковы) у учеников балетной школы пропорции тела значительно изменились. У выпускников балетных училищ длина ног на 10—15 см превысила такие же измерения у воспитанников общеобразовательных школ. Такой большой разницы не предполагала даже Н. С. Посельская.

Подготовка грамотных танцтерапев-тов необходима сегодня для обеспечения здоровья населения России. Такие специалисты крайне нужны также и для самих профессионалов хореографии.

Взяться за подготовку танцтерапев-тов - огромная ответственность. Процесс становления новой профессии наверняка будет длительный. Я уверен, что при подготовке таких специалистов должна планироваться не только психокоррек-

ция, как это принято за рубежом. Западный опыт почти бесполезен для российской ситуации, для наших специфических проблем и конкретики заболеваний. Наших студентов следует готовить по всему спектру заболеваний, поддающихся лечению танцем и музыкой. Это проблемы опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, гиподинамии, ожирения и т. д. Создать программы, учебники или учебные пособия для решения этих за-

дач, с учетом российского и мирового опыта - невероятно трудно. Нужна серьезная работа и медиков, и танцоров, и музыкантов.

В программах, учебниках следует опираться на весь мировой и особенно, на отечественный опыт. Следует еще раз внимательно провести анализ гениального труда А. Я. Вагановой. Если мы вчитаемся в эту книгу с позиций здоровья, то откроется еще много скрытых возможностей классического танца.

Литература

1. Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. - М.: Искусство, 1987. -350 с. - (Русская мысль о балете).

2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. -Л.: Искусство, 1980. - 190 с.

3. Казначеев С. В. Царство танца, как отражение структуры организованного пространства // 2-й Сиб. междунар. науч. конгресс Всемирного Совета танца ЮНЕСКО «Проблемы высшего и среднего специального хореографического образования в Сибири»: Сб. докл. - Новосибирск: Новосиб. издат. дом, 2011. - С. 219-222.

4. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - М.: Наука, 1993. - 592 с.

5. Лукиан. О пляске. Избранная проза. - М.: Правда, 1991. - 720 с.

6. Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. Лечебная физкультура: Новейший справ. - СПб.: Сова; М.: Эксимо, 2005. - 862 с.

7. Ромм В. В. Секреты танцев Древней Греции: Геометрический орнамент и танец. - Новосибирск, 1999. - 156 с.

8. Ромм В. В. Древнейшие танцы. - Новосибирск: Изд-во ЗСО МСА, 2011. - 306 с.

9. Ромм В. В. Введение в танцевально-музыкальную терапию. - 2-е изд., испр. - Новосибирск: Окарина, 2013. - 244 с.

10. Танцевально-двигательная терапия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 6.03.2017).

11. Худеков С. Н. История танцев всех времен и народов: В 4 ч. - СПб.; Пг.: Петербургская газета, 1913-1918. 1913. Ч. 1. - 303 с.

References

1. Blok L. D. Klassicheskij tanets: Istoriya i sovremennost [Classical dance: History and modernity]. Moscow, 1987. 350 p.

2. Vaganova A. Ya. Osnovy klassicheskogo tantsa [Bases of classical dance]. Leningrad, 1980. 190 p.

3. Kaznacheev S. V. The realm of dance as a reflection of the structure of organized space. Vtoroj Sibirskij mezhdunarodnyj nauchnyj congress Vsemirnogo Soveta tantsa YUNESKO "Problemy vysshego i srednego spetsialnogo khoreograficheskogo obrazovaniya v Sibiri" [The 2nd Siberian International scientific. Congress of the world Council of dance of UNESCO "Problems of higher and secondary special choreographic education in Siberia"]. Novosibirsk, 2011, pp. 219-222.

4. Ksenofont. Vospominaniya o Sokrate [Memories of Socrates]. Moscow, 1993. 592 p.

5. Lukian. O plyaske. Izbrannaya proza [About the dance. Selected prose]. Moscow, 1991. 720 p.

6. Milyukova I. V., Evdokimova T. A. Lechebnaya fizhultura [Physiotherapy]. Saint Petersburg; Moscow, 2005. 862 p.

7. Romm V. V. Sekrety tantsev Drevnej Gretsii: Geometricheskij ornament i tanets [Secrets dance of Ancient Greece: Geometric patterns and dance]. Novosibirsk, 1999. 156 p.

8. Romm V. V. Drevnejshie tantsy [Ancient dances]. Novosibirsk, 2011. 306 p.

9. Romm V. V. Vvedenie v tantsevalno-musykalnuyu terapiyu [Introduction to dance and music therapy]. Novosibirsk, 2013. 244 p.

10. Tantsevalno-dvigatelnaya terapiya [Dance and music therapy]. Available at: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ (Accessed 6 March 2017).

11. Khudekov S. N. Istoriya tantsev vsekh vremen i narodov [The history of dance of all times and peoples]. Saint Petersburg; Petrograd, 1913-1918. Part I. 1913. 303 p.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Танцевально-музыкальная терапия

После распада СССР российскую науку пытаются оценивать через западные критерии. Если деятель образования или науки печатается в иностранных изданиях, то чиновники от науки будут считать его достойным поддержки. Это приносит вред не только российской, но и мировой науке.

В статье рассказывается о проблемах подготовки в России специалистов по танцевально-музыкальной терапии. Для этого нужны новые программы, учебники и учебные пособия. В них должен быть учтен мировой и особенно, русский опыт лечения многих болезней классическим танцем. Автор указывает на примеры лечения танцем в Древней Греции. Так, великий Сократ уже в зрелом возрасте занимался танцами для того чтобы не иметь проблем со здоровьем. Античные врачи танцем избавляли от многих заболеваний.

Русские хореографы танцем лечили многие физические недуги, Психологический эффект считался неизбежным дополнительным результатом такого лечения. Автор приводит рецепт лечения стопы, данный в гениальном труде А. Я. Вагановой «Основы классического танца», а также пример практического опыта якутского педагога Н. С. Посельской по коррекции, с помощью классического экзерсиса, пропорций и физических параметров учеников хореографических училищ. За время эксперимента у выпускников балетных училищ длина ног на 10-15 см превысила такие же измерения у воспитанников общеобразовательных школ.

Ключевые слова: танец, музыка, обучение, гимнастика, античность, травмы, болезни, танцтерапия, Ваганова, классика.

Dancing and musical therapy

After collapse of the USSR the Russian science is tried to be estimated through the western criteria. If the figure of education or science is published in foreign editions, officials from science will consider him worthy supports. It does harm not only the Russian, but also world science.

In article it is told about preparation problems in Russia of specialists in dancing and musical therapy. New programs, textbooks and manuals are for this purpose necessary. In them the Russian experience of treatment of many diseases has to be considered by classical dance world and especially. The author points to treatment examples by dance in Ancient Greece. So Great Socrates already at mature age took dancing lessons not to have problems with health. Antique doctors dance treated many diseases.

The Russian choreographers dance treated many physical illnesses, the Psychological effect was considered as inevitable additional result of such treatment. The author provides the recipe of treatment of foot given in ingenious work A.Ya. Vaganova of «Basis of classical dance». The author gives also an example of practical experience of the Yakut teacher N. S. Poselskaya on correction, by means of a classical exercise, proportions and physical parameters of pupils of choreographic schools. During experiment at graduates of ballet schools length of feet on 10-15 cm exceeded the same measurements at pupils of comprehensive schools.

Key words: dance, music, training, gymnastics, antiquity, injuries, diseases, tantsterapiya, Vaganova, classic.

Ромм Валерий Владимирович, доктор культурологии, академик MCA, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

E-mail: balletsib@list.ru

Romm Valerij Vladimirovich, Doctor of cultural science, academician ISA, Professor of Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: balletsib@list.ru

Получено 12.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.