DOI 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-78-85 УДК 294.3(571.54)
Юлия Игоревна Елихина
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4608-6674 E-mail: julia-elikhina@yandex.ru
Тангка из Анинского дацана в коллекции Государственного Эрмитажа
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются четыре произведения традиционной живописи (тангка), хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Все они относятся к коллекции Э. Э. Ухтомского (1861-1921), камергера Николая II, знатока Востока и коллекционера. Его коллекция в 1900 г получила большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Все тангка происходят из Анинского дацана, одного из крупнейших в Бурятии, разрушенного в середине 1930-х годов. С середины 1990-х годов началось восстановление дацана. Рассматриваемые тангка имеют достаточно сложные иконографические композиции. Две относятся к бурятской живописной школе, две написаны китайскими художниками. На первой тангка изображен Авалокитешвара, божество милосердия и сострадания, одно из главных в тибетском буддизме, в форме кхасарпана, со свитой из семи бодхисаттв. На второй показан Будда врачевания Бхайшаджьягуру в окружении еще семи Будд. Следующая тангка представляет восьмое из пятнадцати чудес Будды Шакьямуни. Последнее произведение представляет иконографическую композицию «21 Тара». Все образы имеют шелковые обрамления, достаточно крупный размер и были предназначены для украшения храмов. Поэтому эти тангка являются уникальными предметами буддийского искусства, место бытования которых известно благодаря сохранившимся на них биркам, имеющим надписи на тибетском языке.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: буддизм, традиционная живопись, иконография, Бурятия, Анинский дацан
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Елихина Ю. И. Тангка из Анинского дацана в коллекции Государственного Эрмитажа. Кунсткамера. 2022. 4(18): 78-85. doi 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-78-85
Yulia Elikhina
The State Hermitage Museum Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0003-4608-6674 E-mail: julia-elikhina@yandex.ru
Tangkas from the Aninsky Datsan in the Collection of the State Hermitage
ABSTRACT. The article examines four objects of traditional painting (thangka) stored in the State Hermitage Museum. They belong to the collection of Esper Ukhtomsky (1861-1921), chamberlain of Nicholas II, connoisseur of Orient and collector. In 1900 at the World Exhibition in Paris his collection was awarded the Large Gold Medal. All these objects come from the Aninsky Datsan, one of the largest in Buryatia; it was destroyed in the 1930s. Since the 1990s restoration of the datsan began. All the thangkas have complex iconographic compositions. Two of them belong to the Buryat School of painting; two more were painted by Chinese artists. The first thangka depicts Avalokitesvara, the deity of mercy and compassion, one of the main deities in Tibetan Buddhism, in the form of Khasarpana, with a retinue of seven bodhisattvas. The second shows the Buddha of healing, Bhaishajyaguru, surrounded by seven Buddhas. The next thangka depicts the eighth of the fifteen miracles of Buddha Shakyamuni. The last work represents an iconographic composition of the Twenty-One Taras. All the images have silk frames, are quite large and were intended to decorate temples. Therefore, these thangkas are unique objects of Buddhist art, which place of origin is known according to the tags preserved on them, which have inscriptions in the Tibetan language.
KEYWORDS: Buddhism, traditional painting, iconography, Buryatia, Aninsky Dastan
FOR CITATION: Elikhina Yu. Tangkas from the Aninsky Datsan in the Collection of the State Hermitage. Kunstkamera. 2022. 4(18): 78-85. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-78-85
В коллекции Государственного Эрмитажа находятся четыре тангка из Анинского дацана «Гандан Шаддублинг» (тиб. dga' Мет bshad sgrub gling). Об их происхождении и бытовании свидетельствуют бирки с надписями на оборотных сторонах. Все эти произведения относятся к коллекции Э. Э. Ухтомского (1861-1921), камергера Николая II и коллекционера, который имел обширные связи и поставщиков в Бурятии. Его коллекция в 1900 г. получила большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Собрание Э. Э. Ухтомского1 до сих пор остается лучшим в России по количеству и разнообразию буддийской скульптуры, живописи и ритуальных предметов, в нем представленных. Вероятно, Э. Э. Ухтомский сам бывал в Анинском дацане.
Анинский дацан — один из наиболее крупных дацанов, свое название получил от реки Оны, протекавшей поблизости. Деревянный храм был построен в 1775 г., а в 1795 г. возведен каменный дацан хоринским2 тайшой3 Дамба-Дугаром Иренцеевым и стал первым каменным культовым сооружением Бурятии (Традиционный буддизм 2014: 78). В дацане находился бюст Екатерины II, которая почиталась воплощением Белой Тары, и хранились одиннадцать знамен хоринских родов, врученных Петром I делегации хоринцев в 1703 г.
В дацане изучали традиционные науки: философию, астрологию и медицину, издавали книги, проводили цам. Дацан «считался центром буддийской философии, образования, книгопечатания, иконописи и графики» (Традиционный буддизм 2014: 80). Именно здесь на протяжении 23 лет проходил обучение Дашии-Доржо Итигэлов (1852-1927).
В 1904-1908 гг. настоятелем дацана был Намжил Лайдапов (1847-1919), который в 1917-1919 имел титул тринадцатого Пандито Хамбо-ламы4.
В середине 1930-х годов дацан был почти полностью разрушен (Традиционный буддизм 2014: 79-81). С середины 1990-х началось его восстановление.
Особенно интересно, что сохранились четыре тангка, которые были написаны бурятскими художниками или бытовали в дацане. Они очень разные, две из них относятся к бурятской традиционной художественной школе, две — к китайской, предназначались для храмов, поэтому имеют обрамления из китайского шелка с тканым монохромным рисунком.
На первой тангка в центре крупным планом изображен Авалокитешвара в форме Кхасарпанана в окружении семи бодхисаттв (рис. 1, см. вклейку). Бодхисаттва восседает в свободной позе (рад-жалиласана), со спущенной с престола правой ногой, на одинарном лотосовом троне. Его правая рука находится в жесте, дающем благо (варада-мудра). левая рука расположена перед грудью, в ней он держит стебель лотоса.
Авалокитешвара — один из главных бодхисаттв тибетского буддизма, олицетворяет милосердие и сострадание. Его имя означает «наблюдающий за звуками мира». Он имеет более ста восьми форм. Культ Авалокитешвары (тиб. spyеn-rеs-gzigs) появился в Индии в первых веках нашей эры. Буддисты считают Авалокитешвару воплощением сострадательной мысли всех Будд трех времен: прошлого, настоящего и будущего. «Амитаюрдхьяна-сутра» описывает Авалокитешвару как космического бодхисаттву, чья мандала, диаграмма, изображающая модель вселенной, содержит пятьсот Будд со свитами из бодхисаттв и многочисленных божеств. В более позднем сочинении «Карандавьюха-сутре» Авалокитешвара по своей значимости ставится выше Будд. В «Садханамале» содержится описание пятнадцати форм бодхисаттвы, т. е. начинает формироваться его иконографический канон. В более поздних сочинениях, таких как «Саддхармапун-дарика», «Самадхираджа-сутра» и «Сурангама-сутра», говорится о 32 формах Авалокитешвары.
1 Большая часть коллекции Э. Э. Ухтомского хранится в Государственном Эрмитаже, остальное — в ГМИРе, РЭМе и МАЭ РАН.
2 Хоринские буряты — северо-монгольское племя, состоит из 11 родов (Гатапов 2015: 611-612).
3 Тайши (монг. тайш; бур. Тайшаа, происходит от кит. тай-цзы — «великий наставник») — изначально почетный наследственный титул. Получил распространение в период династии Юань (1279-1378). У бурят в XVIII-XIX вв. — наследственная должность правителей отдельных племен, глав Степных дум. Степные думы представляли собой административные органы управления коренным населением Предбайкалья и Забайкалья в период с 1822 по 1903 г., утверждались иркутским губернатором (Гатапов 2015: 495-496, 511).
4 Пандито Хамбо-лама — глава всего буддийского духовенства в России (Гатапов 2015: 599).
Б. Бхаттачарийя опубликовал 108 иконографических форм этого божества, украшающих один из буддийских храмов Непала (Bhattacharyya 1968: 401-427). Но в этой иконографии отсутствует тысячерукая и некоторые другие формы божества, поэтому ясно, что форм Авалокитешвары значительно больше. Еще 108 форм божества из мандалы издал японский исследователь М. Тачикава (Tachikawa 2011: 70-99). Некоторые из них отличаются от иконографии Авалокитешвары, опубликованной Б. Бхаттачарьей. Наиболее распространенным изображением Авалокитешвары является его форма Шадакшари (тиб. spyan-ras-gzigs yi-ge drug-pa), к этому образу относится мантра «ом-ма-ни-пад-ме-хум» (тиб. om-ma-ni-pad-me-hum), одно из главных заклинаний в тибетском буддизме. Она произносится ради блага и спасения живых существ, обитающих в одной из областей сансары, кама-дхату (тиб. 'dong-khams). Шесть слогов соответствуют шести мирам буддийской космологии: 1) небожителей; 2) асуров5; 3) людей; 4) животных; 5) прет6; 6) горячих и холодных адов (Дандарон 1973: 464).
По буддийским представлениям важно не просто произносить мантру, но и заниматься созерцанием букв-символов и размышлять над их значением. Слог «ом» создает во внутреннем видении бодхисаттву Авалокитешвару белого цвета, очищающего все грехи и способного переправить мир небожителей в нирвану. слог «ма» избавляет от зависти и ревности, соответствует Будде Вайрочане синего цвета, который переправляет мир асуров в нирвану. Слог «ни» устраняет привязанности и желания, порождает Будду Ваджрасаттву белого цвета, переправляющего в нирвану мир людей. Слог «пад» избавляет от неведения, создает Будду Ратнасамбхаву желтого цвета, он может переправить в нирвану мир животных. Слог «ме» образует Будду Амитабху красного цвета, обладающего способностью очищать все клеши7 и алчность, переправлять в нирвану мир претов. Слог «хум» создает Будду Амогхасиддхи зеленого цвета, полностью уничтожающего ошибки и кармические грехи, гнев и ненависть, и адепт обретает способность переправить мир адов в нирвану.
На таких мыслях должен сосредоточиться адепт, и они должны заполнить все его сознание (Дандарон 1973: 465). Мантра соответствует устранению шести коренных аффектов: гордыни, зависти, привязанности, глупости, жадности и агрессивности.
Далай-ламы писали различные сочинения, связанные с культом Авалокитешвары. одно из сочинений пятого Далай-ламы Агван Лобсан Гьяцо (1617-1682) посвящено «царской» форме Авалокитешвары. Это особая форма одиннадцатиликого божества, когда все верхние лики гневные. эта форма являлась божеством-покровителем правителей тибета.
Далай-ламы считаются земным воплощением Авалокитешвары. Некоторые исторические деятели Тибета почитались как земные воплощения божества. К ним относятся тибетский царь Сонцэн Гампо (604-650), основатель тибетского государства, многие монахи и иерархи школы карма-кагью. Авалокитешваре посвящено много различных сочинений, он упоминается в «Сукхавативьюха-сутре», «Саддхармапундарике», «Самадхираджа-сутре», «Карандавьюха-сутре» и других сочинениях. Авалокитешвара легко узнаваем по шкуре антилопы на левом плече.
Авалокитешвару окружают семь бодхисаттв, все они небольшого размера по сравнению с центральным персонажем (рис. 1, см. вклейку). В верхнем правом углу находится Сарваниварана-Вишкамбхин с телом синего цвета, в правой руке он держит цветок лотоса, на нем расположен
5 Асуры — в буддизме и индуизме божества низкого ранга, иногда называются демонами, титанами, полубогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к богам. В буддийской психологии состоянием сознания мира асуров считается переживание ярости и силы, когда ищется причина или обоснование, чтобы вступить в драку, невозможность оставаться спокойным и решить проблемы мирным путем. При изображении шести буддийских миров (сансары) асуров помещают рангом выше людей, но ниже богов.
6 Преты — в буддийской мифологии голодные духи, которые не могут удовлетворить своих желаний. Так, несмотря на изобилие пищи в преталоке (одна из шести сфер сансары, где преты живут), преты не могут насытиться, ибо животы у них огромные, а рты не больше, чем игольное ушко. Претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми.
7 Клеши — одно из основных понятий в буддизме. Их насчитывается пять: неведение и эго; страстные желания и привязанности; гнев; гордыня; зависть и жадность. Они обозначают эмоциональную окрашенность восприятия мира индивидуальным сознанием, которое мешает видеть мир таким, какой он есть в реальности.
лунный диск красного цвета, левая рука — в жесте бесстрашия (абхайя-мудра). Напротив него, в верхнем левом углу, показан желтый Манджушри, бодхисаттва мудрости, его правая рука — в жесте бесстрашия, в левой он держит стебель лотоса, на котором лежат книга «Праджняпарамита-сутра» и меч.
Внизу под Авалокитешварой в центре изображен синий Ваджрапани, в свободной позе (рад-жалиласана), со спущенной с престола левой ногой, в правой руке перед грудью он держит ваджру, левая рука ладонью вверх покоится на бедре. Ваджрапани является божеством-хранителем Монголии и Бурятии, бодхисаттвой, символизирующим силу и мужество.
Кшитигарбха воплощает силу обета спасения живых существ из ада, имеет тело желтого цвета, в правой руке перед грудью у него стебель лотоса, на цветке которого находится драгоценность (ратна), его левая рука — в жесте бесстрашия.
Самантабхадра тоже почитается как божество мудрости, наделен телом белого цвета, в правой руке перед грудью у него стебель лотоса, на цветке которого находится чакра (колесо учения), его левая рука — в жесте бесстрашия.
Майтрея, грядущий Будда, имеет тело оранжевого цвета, в левой руке перед грудью у него стебель лотоса, на цветке которого находится сосуд, его правая рука — в жесте бесстрашия.
Акашагарбха, воплощает собой знание равностности8, с телом зеленого цвета, в левой руке перед грудью у него стебель лотоса, на цветке которого находится драгоценность, его правая рука — в жесте бесстрашия.
Вокруг образов бодхисаттв изображен пейзаж с пологими горами, деревьями и водоемами. Перед бодхисаттвами по центру находятся подношения в виде девяти драгоценностей-ратн.
На обороте тангка надпись на тибетском языке: nye bе srеs brgyеd / ет («восемь основных бодхисаттв» / Анинский дацан) (Елихина 2014: 189, рис. 23).
Тангка бурятской работы характеризуется тонкостью письма, проработкой мелких деталей с использованием золота, край мандорлы завершается радужными полосками. Имеет выраженные черты монгольского (долоннорского) влияния: набор украшений, короны бодхисаттв, трактовка причесок, форма лент. Из китайской традиции заимствованы элементы пейзажа, в первую очередь форма кучевых облаков, водоемы и сине-зеленые деревья, декорированные золотыми гирляндами. Кроме канонической позы Авалокитешвары, остальные бодхисаттвы восседают в свободных позах, хотя обычно они имеют алмазную позу ваджрасана. Для бодхисаттв более характерен жест дарования блага, чем жест бесстрашия.
Обрамление выполнено из китайского монохромного шелка ярко-синего цвета со стилизованным иероглифом долголетия, который окружают пять тыкв-горлянок, а также свастики, сосуды, раковины и другие благопожелательные символы.
На второй тангка (рис. 2, см. вклейку) показан Будда врачевания Бхайшаджьягуру (тиб. smеn-Ые) со свитой из семи Будд. Этот Будда проповедует дхарму, излечивает болезни и продляет жизнь. Сверху изображен Будда Шакьямуни, эманацией которого является владыка врачевания. Будда Шакьямуни восседает в алмазной позе (ваджрасана) на лотосовом престоле, правая рука находится в жесте касания земли (бхумиспаршамудра), в левой руке — чаша для сбора подаяния (патра).
Будда Бхайшаджьягуру восседает в алмазной позе на лотосовом престоле, в правой руке он держит плод миробалана, используемый в тибетской медицине, в левой руке — чашу для сбора подаяния.
Основой образа Будды врачевания Бхайшаджьягуру послужили, скорее всего, врачи-бодхи-саттвы Бхайшаджьяраджа и Бхайшаджьясамудгата, упоминаемые в «Садхармапундарике» (I в.). Во II в. Будда Бхайшаджьягуру фигурирует в «Шатасахасрика-праджяпарамите». Он обитает в чистой земле Вайдурья-нирбхасе.
8 Один из пяти видов запредельной мудрости в буддизме.
Будду врачевания окружает свита из семи Будд: 1) Ашокоттамашри восседает в позе ваджра-сана, его тело светло-красного цвета (здесь желтого цвета), руки в жесте медиации (дхьяна-мудра); 2) Сварагхошараджа — в позе ваджрасана, его тело желто-красного цвета, правая рука в жесте, дающем благо (варада-мудра), левая — в жесте дхьяна-мудра; 3) Сурванабхадравималаратнапраб хаса — в позе ваджрасана, его тело желто-белого цвета, руки в жесте поворота колеса учения или проповеди (дхармачакра-мудра); 4) Супарикиртитанамашри — в позе ваджрасана, его тело желтого цвета, правая рука в жесте шрамана-мудра (жест отшельника или мудра отречения), левая — дхьяна-мудра; 5) Абхиджняраджа — в позе ваджрасана, его тело красного цвета, правая рука в жесте варада-мудра, левая — дхьяна-мудра; 6) Дхармакиртисагарагхоша — в позе ваджрасана, его тело красного цвета (здесь желтого цвета), руки в жесте дхармачакра-мудра. Иногда цвет тела Будды или жест могут меняться в зависимости от местной традиции. Перед Буддами находятся различные подношения: ратны, простые и пылающая, слоновьи бивни, коралл, раковина и цветы лотоса.
Тангка бурятской работы, у всех Будд одеянием прикрыты правые плечи, их пропорции напоминают работы хоринских мастеров: одинарный лотосовый престол, широкие массивные плечи, такой же край мандорлы, завершающийся радужными полосками. Особенно интересны белые четырехлепестковые цветы.
На обороте тибетская надпись: bde gshegs brgyad («пришедший к счастью [Sugata — эпитет Будды], восемь», т. е. «восемь Будд»), a ni — и русская надпись «Анинский». Только на этой тангка встречается название Анинский, написанное по-тибетски и полностью по-русски.
Обрамление выполнено из китайского монохромного шелка синего цвета с медальонами, в которые помещены в центре два плода граната, символы многочисленного мужского потомства, облачные орнаменты и грибы (?), означающие долголетие. По краю медальонов вытканы монеты, символы богатства и процветания.
как в любом крупном дацане, в Анинском хранился и, вероятно, не один вариант серии тангка, изображавших чудеса Будды Шакьямуни.
Особая иконография и живописная серия тангка относится к пятнадцати чудесам Будды. Празднование этого события, так называемая великая молитва, было введено Цзонхавой в начале XV в. Проведение «великой молитвы» (тиб. smon lam chen mo) приурочено к Новому году, который отмечали по лунному календарю. Этот праздник длится пятнадцать дней и посвящается воспоминанию о пятнадцати чудесах, которые по преданию Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия). Празднование начинается в первый день Нового года, и каждый праздничный день посвящен сотворенному в этот день Буддой чуду.
На тангка представлено восьмое чудо Будды (рис. 3, см. вклейку). В центре тангка крупным планом изображен Будда Шакьямуни в традиционной иконографии. На восьмой день Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором он сидел, и перед ним появились пять свирепых чудовищ: они начали разрушать сидения лжеучителей, а Ваджрапани, гневное божество с телом синего цвета, прогнал отступников. После этого все почитатели лжеучителей перешли на сторону Будды. В центре тангка помещен Будда. Он восседает на лотосовом престоле в алмазной позе (ваджрасана) на фоне дворца, правая рука расположена в жесте касания земли (бхумиспарша-мудра), в левой у него — чаша для сбора подаяния (патра). В верхней части тангка изображены различные сцены из жизни Будды. Тангка китайской работы с большим количеством золота, многофигурной композицией и с огромным количеством мелких деталей. Подобные тангка писали только для храмов.
На обороте тибетская надпись: ston pa'i tshe brgyad kyi tsho 'phrul («восьмое чудо из жизни Будды») и русская надпись «Ана».
Обрамление выполнено из китайского монохромного шелка синего цвета с облачным орнаментом, в который вплетены цветы, музыкальные инструменты и другие благопожелательные символы.
Тангка с изображением двадцати одной Тары (рис. 4, см. вклейку) — самая простая по художественному уровню, позолота отсутствует, мелких деталей самое минимальное количество. В центре помещен более крупный образ Зеленой Тары (тиб. sgrol ljеng mе), вокруг — такие же фигурки Тар. По буддийским представлениям Тара дарует потомство и является одной из наиболее почитаемых богинь в тибетском буддизме. Зеленая Тара восседает на лотосовом престоле в лали-тасане (одна нога спущена с престола), правая рука находится в жесте, дающем благо (варада-мудра), левая рука — в жесте поучения (витарка-мудра). У плеч богини находятся голубые лотосы.
Земными воплощениями Зеленой Тары почитаются Бхрикути, непальская жена тибетского царя Сонцэн Гампо (VII в.), и жена последнего духовного правителя Монголии восьмого Богдо-гегена (1869-1924).
Сверху изображена миниатюрная фигура Будды Амитабхи, эманацией которого является Зеленая Тара.
Будда Амитабха (неизмеримый свет) почитается как один из пяти Татхагат. Он восседает на лотосовом престоле в алмазной позе (ваджрасана), руки сложены в жесте медитации (дхьяна-мудра), в руках он держит патру. Его тело красного цвета, голову окружает нимб зеленого цвета. Культ Будды Амитабхи возник в Индии в начале нашей эры. Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабхе, является «Сукхавативьюха». Согласно буддийским легендам, Амитабха много кальп назад принял решение создать свое особое поле, где могли бы возрождаться все страждущие. После достижения состояния Будды Амитабха создал чистую землю Сукхавати. Амидаизм, культ Будды Амитабхи, получил особенно широкое распространение в Китае и Японии. Верующие стремились обрести следующее благое рождение в чистой земле Сукхавати.
В основе этой иконографической композиции лежит стихотворный текст «Гимн 21 Таре». Существуют две иконографические традиции изображения 21 Тары — Сурьягупты (предположительно VII в.) и Атиши (982-1054). Сурьягупта написал комментарии к гимну, описав при этом подробно иконографию каждой из Тар, но традиция Атиши получила более широкое распространение, в ней Тары отличаются только по цвету тел и сосудов. Все Тары, кроме центрального образа, должны держать в правой руке сосуд-бумба, а в левой — стебель лотоса. Здесь художник изобразил богинь без сосудов, правые руки находятся в жесте, дающем благо (варада-мудра). На этой тангка представлены семь красных Тар, шесть белых, пять желтых и две черных.
Подобные по стилю тангка писали на заказ в большом количестве в Китае. Ее отличает простота декора, отсутствие декоративных элементов пейзажа, изображены только кучевые облака розового и зеленого цвета, горы и водоем.
Обрамление выполнено из китайского монохромного шелка синего цвета с медальонами, в каждый из которых помещены два дракона, окруженные цветами, а между ними в центре пылающая жемчужина.
На обороте тибетская надпись: sgrol mе nyer gcig («двадцать одна Тара») и русская надпись «Ана».
Таким образом, в коллекции Государственного Эрмитажа имеются бурятские и китайские тангка из Анинского дацана. Эти образы очень отличаются по художественному уровню и качеству исполнения. Тем не менее все они уникальны как сохранившиеся произведения живописи из разрушенного дацана. Вероятно, именно радужный край мандорлы являлся характерной особенностью художественной школы этого монастыря.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Гатапов А. С. Монгольская историческая энциклопедия. Улан-Удэ: НоваПринт, 2015.
Дандарон Б. Д. Содержание мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ // Труды по востоковедению. Т. 2. Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 313. Тарту: Ротапринт ТГУ, 1973. С. 473-477.
Елихина Ю. И. Иконография бодхисаттвы Авалокитешвары в искусстве буддизма // Тибетология в Санкт-Петербурге. Вып. 1. СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. С. 173-191.
Традиционный буддизм России. К 250-летию института Пандито Хамбо-лам России (1764-2014): фотоальбом. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2014.
Bhattacharya B. The Indian Buddhist Iconography. Calcutta: Firma K. L. Mukhopadhyay, 1968.
TachikawaM. Mandala Deities. Osaka: The Senri Foundation, 2011.
REFERENCES
Bhattacharya B. The Indian Buddhist Iconography. Calcutta: Firma K. L. Mukhopadhyay, 1968.
Dandaron B. D. Soderzhanie mantry OM-MA-NI-PAD-ME-KHUM [The Content of the Mantra OM-MA-NI-PAD-ME-HUM]. Trudypo vostokovedeniiu. Uchenye zapiski Tartuskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings in Oriental Studies. Scientific Notes of Tartu State University], vol. 2, issue 313. Tartu: Rotaprint TGU, 1973, pp. 473-477. (In Russian)
Elikhina Yu. I. Ikonografiia bodkhisattvy Avalokiteshvary v iskusstve buddizma [Iconography of the Bodhisattva Avalokiteshvara in the Art of Buddhism]. Tibetologiia vSankt-Peterburge. Sbornikstatei [Tibetology in St. Petersburg. Digest of Articles]. Issue 1, 2014. St. Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2014, pp. 173-191. (In Russian)
Gatapov A. S. Mongol'skaia istoricheskaia entsiklopediia [Mongolian Historical Encyclopedia]. Ulan-Ude: NovaPrint, 2015. (In Russian)
Traditsionnyi buddizm Rossii. K 250-letiiu instituta Pandito Khambo lam Rossii (1764-2014). Fotoal'bom [Traditional Buddhism in Russia. To the 250th Anniversary of the Institute of Pandito Khambo Lamas of Russia (1764-2014)]. Ulan-Ude: Respublikanskaia tipografiia, 2014. (In Russian)
Tachikawa M. Mandala Deities. Osaka: The Senri Foundation, 2011.
Submitted: 20.09.2022 Accepted: 07.11.2022 Published: 15.12.2022
К статье Ю. И. Елихиной
Рис. 1. Авалокитешвара в окружении семи бодхисаттв. Тангка. 67,5 х 45,5 см (без обрамления). Бурятия, начало ХХ в. Инв. № У-103
Fig. 1. Avalokitesvara surrounded by seven bodhisattvas. Tangka. 67.5 х 45.5 cm (without frame). Buryatia, early 20th century. Inv. No. U-103
Рис. 2. Будда врачевания Бхайшаджьягуру со свитой из семи Будд. Тангка. 53,0 х 42,5 см (без обрамления). Бурятия, конец XIX в. Инв. № У-26
Fig. 2. Buddha of healing Bhaishajyaguru with a retinue of seven Buddhas. Tangka. 53.0 х 42.5 cm (without frame). Buryatia, late 19th century. Inv. No. U-26
Рис. 3. Восьмое чудо Будды Шакьямуни. Тангка. 62,5 х 44,00 см (без обрамления). Китай, конец XIX в. Инв. № У-90 Fig. 3. The eighth miracle of Buddha Shakyamuni. Tangka. 62.5 х 44.0 cm (without frame). China, late 19th century. Inv. No. U-90
Рис. 4. Двадцать одна Тара. Тангка.
61,5 х 43,0 см (без обрамления). Китай, конец XIX в. Инв. № У-142
Fig. 4. Twenty-One Taras. Tangka. 61.5 х 43.0 cm (without frame). China, late 19th century. Inv. No. U-142